НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Александр Зохрэ, Илья Зохрэ

ГНЕЗДО ДЬЯВОЛА

аудиокнига

1

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ >>

<< НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

Как и память об Александре Невском, память о св. Вацлаве распалась в ходе столетий на отдельные дискурсы (в частности, церковно-сакральный, династически-властный, сословный и национальный). Однако при сравнении этих линий памяти с памятью об Александре Невском очевидны явные фазовые сдвиги. Уже в X в. останки Вацлава были захоронены в столице Богемии, тогда как захоронение в имперской столице Александра произошло лишь в 1724 г. Первые попытки богемских герцогов «присвоить» себе образ Вацлава датируются XI в. О политической инструментализации Александра русскими царями можно говорить лишь с XVI в. Если Карл IV выступил как авторитетный сторонник культа Вацлава уже в XIV в., Александр нашел своего властительного заступника — Петра I — лишь в XVTII столетии. В отличие от российского дворянского общества, образованная часть которого медленно открывала для себя св. Александра в конце XVIII в., богемские сосливия-цз-брали Вацлава своим небесным покровителем уже в XIII в. С 1219 г. богемское дворянство заверяло документы «печатью святого Вацлава». Александр никогда не становился сравнимым по значению символом российского дворянства как сословия. Как Александр, так и Вацлав в XIX и XX вв. использовались для национализации
     
      соответственно русской и чешской культурной памяти. Однако и здесь можно наблюдать временной сдвиг. Например, св. Вацлаву воздвигли национальный памятник в Праге уже в начале XX в. Первый светский монумент Невскому появился в России лишь после Второй мировой войны. Первая конная статуя Невского национального масштаба появилась только после распада СССР.
     
      Следующее важное различие между Александром и Вацлавом состоит, как нам представляется, в том, что Невскому ни разу не удалось занять место единственного национального святого своей страны, которое его чешский «коллега» обрел уже в начале XII в. Спустя всего двести лет после смерти Вацлав почитался в Богемии небесным покровителем страны и правящей династии, «вечным правителем», а также владельцем Богемии, «terra sancti Wenceslai». Печати короля Богемии с XII в. украшались изображением святого с надписью «Sanctus Wenceslaus, Boemorum dux». Даже если счесть перенесение мощей Александра в 1723—1724 гг. в Петербург попыткой Петра I сделать святого главным заступником Российской империи, в XVIII и XIX вв. князь оставался всего лишь одним из многих национальных святых Русской православной церкви. Если отдельные линии памяти о Вацлаве в Богемии очевидно сплелись в XIX в. в один национальный чешский дискурс, то церковный, имперский и национальный дискурсы об Александре Невском оставались до 1914 г. отделенными друг от друга. Только после распада СССР в Российской Федерации можно наблюдать схождение этих концептов коллективной идентичности в «патриотическом консенсусе».

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru