НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Александр Зохрэ, Илья Зохрэ

ГНЕЗДО ДЬЯВОЛА

аудиокнига

2

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ >>

<< НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ




 

 

Объявление св. Вацлава небесным покровителем Богемии открыло возможность существования памяти о нем независимо от истории правящей династии и института власти и позволило использовать его как символ противостояния несправедливому применению силы правителем. У первого памятника Вацлаву на пражском Конном Рынке начинались восстания и баррикадные бои 1848 г. Второй национальный памятник Вацлаву на одноименной площади стал после 1945 г. символом протеста против коммунистического режима. В январе 1969 г. Ян Палах покончил с собой у ног национального героя. Монумент, использовавшийся сторонниками Дубчека в качестве стенда для политических плакатов, со всех сторон охраняли силы безопасности. Подобное повторилось во время «бархатной революции» 1989 г., когда конная статуя вновь стала сборным пунктом участников политических демонстраций против коммунистического режима. В истории же Александра Невского его образ не отделялся от генеалогии династии, от образа правящего в данный момент правителя или статуса великого князя, царя, императора, генерального секретаря и т.д. Святой Александр, в отличие от святого Вацлава, никогда не смог стать символом критического по отношению к власти, противостоящего или демократического дискурса. Даже в национальном дискурсе XIX в. Александр Невский всегда репрезентировал наряду с русской нацией институт самодержавного императора. И в антибольшевистском дискурсе евразийцев Невский представлялся идеалом православного самодержца. Ипостась небесного покровителя, поддерживающего свой народ в революционной борьбе против правителей, полностью отсутствует в фигуре Александра. Князь всегда оставался на протяжении долгой истории памяти о нем символом власти. Причину этого, однако, следует искать не в биографии князя, а скорее в отсутствии рамочных социальных условий и в коллективных духовных потребностях, которые не позволили такой памяти о князе сформироваться или не востребовали ее в ходе русской истории.
      Эти первые осторожные рассуждения о сравнении историй памяти об Александре Невском и Вацлаве позволяют увидеть, какие исследовательские возможности сулит компаративное рассмотрение двух мест памяти в разных национальных традициях. Описанные сходства в развитии обеих фигур, с одной стороны, делают очевидным, что изменение исторических образов является не специфической чертой русской культурной памяти, а феноменом истории памяти многих европейских наций. Отдельные дискурсы об Александре Невском и соответствующие концепты коллективной идентичности соотносятся, по всей видимости, с подобными феноменами в истории памяти в других странах. Как кажется, «укладка» памяти о святом князе, например, в церковно-сакральный, династический или национальный дискурс коллективной идентичности приводила в различных странах к сходным изменениям соответствующих образов прошлого. В этом можно увидеть указание на структурную общность дискурсов коллективной идентичности в различных странах. В то же время сходства показывают;ичто история русской культурной памяти должна рассматриваться нсГкак изолированное явление, но как феномен взаимоотношений разных культур. Так, например, стилизация Александра как святого правителя в XIII в. отражает тот образ князя, который известен как в византийской, так и в римско-католической духовной традиции.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru