Материал данного пособия может быть использован учителем как для работы на уроках, так и во внеклассной работе.
Одной из главных задач средней общеобразовательной школы является «осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям общественного и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике»1. Важным условием в совершенствовании преподавания является усиление политехнической направленности, которая должна осуществляться не только и не столько на уроках труда, сколько при прохождении всех без исключения дисциплин курса средней школы. На уроках математики параллельно с изучением теоретического материала учащиеся должны уметь производить измерения и решать задачи с производственно-техническим содержанием, пользоваться справочниками и таблицами, считать на простейших приборах, выполнять различные хозяйственные расчеты, строить схемы, диаграммы и графики, свободно владеть чертежными и измерительными инструментами и т. д. Одной из форм обучения математике, способствующих развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, являются лабораторно-графические работы. Однако в настоящее время таким работам не уделяется достаточного внимания. Лабораторно-графические работы, как правило, выполняются не систематически, от случая к случаю лишь некоторыми учителями. Причиной этого является недооценка лабораторно-графических работ, а также отсутствие необходимого учебного оборудования. В настоящем пособии мы рассматриваем организацию и методику проведения лабораторно-графических работ, в которых при' решении конкретных задач в неразрывном единстве выступают измерения, построение графиков различных функций и вычисления, выполняемые с помощью таблиц и счетных приборов. В основу всех предлагаемых работ положены важнейшие понятия математики, такие, как функция, уравнение, неравенство, которые позволяют ввести учащихся в круг идей современной математики. Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность рецензентам рукописи С. Б. Суворовой и Г. К, Муравину за ценные замечания и совет. Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с ныне действующей программой по математике для IV—X классов средней школы. I глава посвящена методике подготовки и проведения лабораторно-графических работ в средней школе. В ней рассмотрены особенности лабораторно-графических работ, подготовка учащихся к проведению работ, а также описан комплекс учебного оборудования, необходимый при подготовке и проведении лабораторно-графических работ. Во II главе дано описание лабораторно-графических работ по алгебре и началам анализа. Каждая лабораторно-графическая работа составлена в восьми вариантах и содержит задания на закрепление пройденного материала. Она проводится, как правило, после изучения соответствующего теоретического материала и рассмотрения примеров в качестве образцов. Для каждой работы определено оборудование, содержание, показаны образцы выполнения работ по карточкам. Лабораторно-графические работы содержат задания разной степени трудности, что дает возможность учителю индивидуализировать работу с учениками. Задачи, отмеченные звездочкой, рекомендуются для работы с сильными учащимися. Проведение лабораторно-графических работ предполагает предварительное изготовление карточек, наличие чертежных и измерительных инструментов, миллиметровой бумаги. Предлагаемые в настоящем пособии задания для учащихся IV—X классов представляют собой возможные варианты, из которых учитель может отобрать наиболее важные. В зависимости от наличия резервов времени при прохождении той или иной темы некоторые лабораторно-графические работы могут быть либо опущены, либо использованы частично, либо предложены учащимся при повторении материала в конце учебного года. В данном пособии нашел отражение опыт работы по новым программам учителей Мордовской АССР. |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |