НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Арифметика для 4-го класса СССР, 1964 г.

Александр Спиридонович Пчёлко
Григорий Борисович Поляк

АРИФМЕТИКА

Учебник для 4-го класса

*** 1964 ***


DJVU

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

СОДЕРЖАНИЕЧетыре арифметических действия над числами 
в пределах 1 000 000 ..................................3
Измерение длины и веса................................35
Измерение площади.....................................66
Целые числа...........................................84
Измерение объёма.....................................137
Измерение времени....................................148
Повторительный отдел ................................161
Приложения...........................................184
Ответы...............................................187

 


      Задачи-расчёты.
      1124. Школьники собрали . . . макулатуры. Из 1 кг макулатуры на бумажной фабрике получают 700 г чистой белой бумаги, а из 30 г бумаги получается одна тетрадь. Сколько тетрадей можно сделать из собранной макулатуры?
      1125. У юннатов имеется . . . кроликов. Юннаты решили сами вырастить и заготовить для них корм: зерно, корнеплоды, сено, ветки деревьев. Сколько потребуется разных кормов этим кроликам? Какую площадь нужно засеять зерном (овсом, кукурузой), морковью, свёклой? На какой площади нужно вырастить и собрать луговое сено, клевер? Сколько нужно иметь посевного и посадочного материала? (См. приложение 8 и 6, стр. 185 — 186.)
      1126. В хозяйстве школьников имеется . . . домашней птицы: . . . кур, . . . уток, .... гусей. Ребята решили сами вырастить и заготовить необходимый для них корм: зерно, картофель, корнеплоды, витаминное сено, мел (или гашёную известь) и др. Сколько потребуется разных кормов для этой птицы? Какую площадь нужно засеять зерном, засадить картофелем, корнеплодами? На какой площади нужно вырастить и заготовить сено? Сколько потребуется для этого семян? (См. приложение 7 и 6, стр. 185.)
      1127. Летом в нашей школе будет проведён ремонт. Какие материалы для этого потребуются и сколько? По какой цене? Какова их стоимость? Какова будет оплата труда рабочих? Какие работы могут взять на себя школьники? Составьте смету на ремонт своего класса.
      1128. По окончании года будет совершена экскурсия (или туристский поход), в которой примут участие . . . учащихся.
      Рассчитайте, сколько продуктов необходимо взять с собой (хлеба, сыра, масла, сахара и др.); определите их вес, стоимость.
      Составьте смету расходов на экскурсию.
     
      Занимательные задачи и упражнения.
      1129. Два пряника и конфета стоят 10 коп.; две конфеты и пряник стоят И коп. Сколько стоит отдельно конфета и пряник?
      1130. На лугу пасутся гуси и овцы; у всех у них вместе 40 голов и 96 ног. Сколько на лугу гусей и сколько овец?
      1131. Над изготовлением планера (рис. 63) Петя трудился три дня и затратил всего 9 час. 40 мин. В первый и второй день он затратил всего 5 часГ 55 мин., а если сложить время, затраченное им в первый и третий день, то в сумме получится 6 час. 20 мин. Сколько времени работал Петя каждый день?
      1132. Из двух городов А и В, расстояние между которыми 100 км, одновременно выехали навстречу друг другу два велосипедиста: один из них ехал со скоростью 12 км в час, другой — 13 км в час. Вместе с первым велосипедистом выбежала собака, пробегавшая в час 35 км. Опередив первого велосипедиста, собака побежала навстречу другому; встретив его, она возвратилась назад и продолжала бегать взад и вперёд, пока велосипедисты не встретились. Сколько километров за это время пробежала собака?
      1133. Ученик прочитал за один день 28 страниц, за другой день — 22 страницы. После этого ему осталось прочитать — всей книги. Сколько страниц было в книге?
      1134. На двух кустах сидело 37 скворцов. После того как с первого куста перелетело на второй 6, а со второго куста улетело 9 скворцов, на первом кусте осталось втрое больше птиц, чем на втором. Сколько скворцов было на каждом кусте первоначально?
      1135. В трёх вагонах было 90 пассажиров. Если бы из первого вагона перешли во второй 12 человек, а из второго в третий — 9 человек, то во всех трёх вагонах пассажиров оказалось бы поровну. Сколько пассажиров было в каждом вагоне первоначально?
      1136. Разрежьте фигуру (рис. 64) на 5 частей и сложите из них квадрат.
      1137. Вырежьте из бумаги квадратный дециметр. Отрежьте от него квадрат со стороной 8 см, Разрежьте оставшуюся часть так, чтобы составить новый квадрат. Определите сторону и пло-покажите, как резал картон каждый из учеников.
      1139. Найти сумму всех нечётных чисел от 1 до 19 включительно, складывая их в таком порядке, чтобы сложение выполнялось легко.
      1140. Решите следующие примеры и скажите, чем интересны результаты, которые получаются при их решении:
      Не сможете ли вы в некоторых примерах сразу записать результаты?

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ. ФОЛЬГИРОВАНИЕ
Алюминиевую фольгу вы прекрасно знаете. В нее завертывают плитки шоколада, конфеты, фотопленку. Рулончики алюминиевой фольги продают в хозяйственных магазинах (на этикетке слова: «Алюминиевая фольга в быту»).
Алюминиевая фольга недорога, прочна, красива, пе боится воды, пыли, солнца, даже огня. Очень гигиенична: ничего не пачкает и почти не пачкается сама, ее можно протирать мокрой ватой, и она всегда будет чистой. Писать и рисовать на ней очень легко: любыми нитрокрасками и цветными нитролаками (правда, цветные нитролаки на солнце бледнеют: выгорают).
Приклеивают фольгу к бумаге (вернее, к картону) клеем БФ-2. Способ приклеивания — обычный для клея БФ-2. Сначала клеем покрывают обе склеиваемые поверхности (фольгу и картон). Когда клей подсохнет, одну из поверхностей (желательно фольгу) покрывают клеем второй раз и склеиваемые поверхности соединяют. Пресс не помешает...
Конечно, алюминиевую фольгу можно приклеивать к любой обложке. Очень грязная бумажная обложка, которую уже невозможно отчистить, просто «просится* под фольгу. Алюминиевая фольга очень хороша в книжкиной больнице для составных переплетов: корешок из ткани, а фольга вместо бумаги на сторонки переплета. Правда, будет небольшая сложность с форзацем: форзац обычным клеем не приклеится к фольге, а БФ-2 для форзаца не подходит — после высыхания он слишком жесткий. Приходится идти на хитрость: загибать края фольги (смазанные клеем БФ-2) на кант так, чтобы края фольги и края канта не находили друг на друга и были встык. Как вам удобнее: приклеить фольгу до приклеивания форзаца или после, решайте сами. И в том и в другом случае нужна аккуратность.
Прочность и гигиеничность алюминиевой фольги делают ее особенно подходящей для школьных учебников.
ОФОРМЛЕНИЕ ОБЛОЖЕК
Какой должна быть обложка книги? Конечно, красивой. А какой еще? Соответствующей содержанию книги. Нельзя, чтобы смешная книга была в мрачной обложке, а грустная книга — в легкомысленно-пестрой. Даже цвет обложек имеет порою значение: книга про Арктику «просится в бело-голубую обложку, про лес — в зелено-коричневую, про войну — в красно-черную...
А рисунок на обложке книги? А характер и величина шрифта? Они еще важнее, чем общий цвет обложки, чем ее фон.
Вспомните, какие разные обложки видели вы за свою жизнь... У одних надписи были вверху, у других внизу, у третьих посередине, а у четвертых их совсем не было.
Названия книг могут идти по горизонтали, по вертикали, по диагонали, могут вообще невероятно прыгать. Могут быть около рисунка или в самом рисунке. В озорных книгах персонален книг могут жонглировать надписями, плясать на них, рассматривать в бинокли, в лупу, даже в лорнеты, могут нести надписи как плакаты, а могут, наоборот, стараться спрятать.
Когда будете рисовать на обложках, дайте волю фантазии. Но прежде решите, в каком духе хотите сделать обложку. Не разойдется ли стиль обложки со стилем книги?
Если стиль у автора книги сдержанный, слова скупые, если автор не столько говорит сам, сколько рассчитывает на отклик читателей, на их мысли и чувства, то такую книгу нельзя снабжать «перегруженной» облояской: массой затейливых деталей, громоздкими надписями. Наоборот: затейливые детали, громоздко-нелепые надписи отлично подойдут для книги автора-балагура, шутника, выдумщика.
И еще: соизмеряйте свои силы, свои художественные возможности со своими замыслами. Не стремитесь к непосильному. Если вы не можете нарисовать на обложке портрет писателя или портреты его героев, не рисуйте. Обойдитесь без портретов. Даже без фигур людей. Нарисуйте «символы»: предметы, характерные для жизни описанных в книге людей.
Несколько слов о школьных учебниках. Помните, что они пойдут на следующий год к вашим младшим товарищам. Новые обложки, которые вы сделаете потрепавшимся учебникам, должны быть не только прочными (оклеенными тканью), но и красивыми, понятными. На обложке учебника ботаники изобразите цветы и листья, на учебнике геометрии — геометрические фигуры и соответствующие инструменты (линейки, угольники, циркули), на учебнике литературы — книги...
О технике исполнения. Проще всего рисовать на белой бумаге. Непрозрачными красками (акварельными в плитках или гуашью в баночках). Ими же легко делать надписи — кисточкой или плакатными перьями. Потом, когда и рисунки и надписи хорошо высохнут, их надо покрыть прозрачным лаком. Проверьте только, не смазывает ли этот лак ваши краски.
На белой или цветной ткани тоже можно рисовать гуашью, а потом высохший рисунок покрыть прозрачным лаком. Но лучше рисовать на ткани масляными красками (в тюбиках). Если ткань загрунтовать (то есть покрыть) крахмальным или мучным клейстером, то на обложке может получиться настоящая «живопись». Как на картинах настоящих художников. Нельзя лишь класть масляные краски слишком густо, толстые слои красок могут отвалиться.
Очень декоративна работа тампонами по трафарету. Трафареты вырезают из плотной, но не очень толстой бумаги и покрывают клеем БФ-2. Масляные краски выдавливают из тюбиков на кусок стекла и ватными тампонами (для каждого цвета свой тампон) растирают до ровного слоя. Потом окрашенными тампонами «шлепают» по трафарету. Если один трафаретный силуэт вы накладываете на другой трафаретный силуэт, дайте первому высохнуть.
Трафареты для шрифта бывают трех видов. Первый: в буквах А, Б, В, Д, О, Р, Ф, Я, Ъ, Ь оставляют узкие перемычки, чтобы серединки этих букв не вываливались. Второй: никаких перемычек в перечисленных буквах не оставляют, а выпавшие серединки на нужных местах прикалывают тонкими булавками. Третий: из двух трафаретов, на калсдом из которых лишь половинки букв (например, буква О на одном трафарете выглядит как буква С, а на втором тоже как С, но в зеркально перевёрнутом виде).
Вырезают трафареты предельно аккуратно, иначе получится неаккуратный контур.
В последнее время в продаже появились очень удобные баллончики с разбрызгивающимися (как в пульверизаторе) нитрокрасками. Они очень подходят для работы по трафарету.
Когда у вас наберется много книг с вашими новыми обложками, устройте их выставку. Сначала отрядную. Потом из лучших отрядных книг — дружинную. Лучшие книги могут быть торжественно премированы.

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru