На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Арифметика для 1-го класса СССР, 1967 г

Александр Спиридонович Пчёлко
Григорий Борисович Поляк

Арифметика

Учебник для 1-го класса

*** 1967 ***


DjVu



Учебник оцифровал и прислал Дёмин Василий.
_____________________


СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК
Сложение и вычитание 30
Метр 54
Повторение 55

ВТОРОЙ ДЕСЯТОК
Счёт и запись чисел 59
Сложение без перехода через десяток 64
Увеличение на несколько единиц 67
Вычитание однозначных чисел без перехода через десяток 70
Уменьшение на несколько единиц 73
Увеличение и уменьшение на несколько единиц 75
Задачи в 2 действия 77
Сложение с переходом через десяток 79
Вычитание с переходом через десяток 85
Килограмм 90
Вычитание двузначных чисел 91
Литр 94
Повторение 95
Умножение 98
Повторение
Деление
Повторение 129

ПЕРВАЯ СОТНЯ
Счёт и запись чисел 133
Сантиметр 136
Повторение 137

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



 

Фрагменты учебника.
      ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК
      Больше—меньше.
     
      Сколько детей? Сколько деревьев? Сколько лодочек?
      Покажи столько палочек, сколько нарисовано деревьев.
      Положи столько кружков, сколько нарисовано детей.
      Покажи столько палочек, сколько нарисовано мешков.
      Положи столько кружков, сколько нарисовано огурцов.
      Положи столько кружков, сколько нарисовано помидоров.
      Где расположен флажок: вверху или внизу? слева или справа?
      Где расположены звёздочка? домик? ёлочка?
      Много — один
      Положи 1 палочку. Положи ещё 1 палочку. Сколько стало палочек?
      Составь из палочек:
      Сколько у человека рук? ног? глаз? ушей? Нарисуй Подпиши под рисунком 2.
      На ветке сидела 1 птичка. К ней прилетела ещё 1 птичка.
      Сколько стало птичек?
      Сколько ног у петуха? у цыплёнка?
      Сколько ушей?
      Сколько крыльев?
      Сложи из палочек:
      2 мальчика и 1 девочка катаются на велосипедах. Сколько всего детей катается?
      У детского велосипеда спереди 1 колесо, сзади 2. Сколько всего колёс у детского велосипеда?
      Разложи 3 квадратика так: g р
      Как ещё можно разложить 3 квадратика?
      Из каких монет можно составить 3 копейки? Набери 3 копейки из монет разрезной таблицы. Сделай 2 шага вперёд, 3 шага вперёд.
      Сложи из 4 палочек квадрат:
      Положи 3 палочки и ещё 1 палочку. Сколько стало палочек?
      Покажи столько палочек, сколько ножек у стола, у стула.
      Нарисуй
      На ветке сидели 4 птички. Одна улетела. Сколько птичек осталось на ветке?
      Сколько ног у козочки?
      Сколько колёс у машины?
      Сколько крыльев у бабочки?
      Разложи 4 квадратика так:
      Как. ещё можно разложить 4 квадратика?
      Запиши цифрой, сколько колёс у автомобиля. Сколько ног у коровы? у петуха? у собаки?
      Положи 4 палочки и ещё 1 палочку. Сколько стало палочек?
      Покажи столько палочек, сколько концов у звёздочки.
      Нарисуй ФОО#б Подпиши под рисунком 5.
      Разложи 5 квадратиков так:
      Как ещё можно разложить 5 квадратиков? Из каких монет можно составить 5 копеек?
      Запиши цифрами: сколько пальцев на одной руке, сколько лап у кошки, сколько ног у курицы.
      Сосчитай и запиши цифрами, сколько орехов в каждом столбике.
      Сколько белых кроликов? Сколько чёрных кроликов? Сколько всего кроликов?
      Сколько морковок слева? Сколько морковок справа? Сколько всего морковок?
      Положи столько кружков, сколько у жука ног, сколько нарисовано на ветке вишен.
      Как можно разложить 6 пряников на 2 блюдца? Каких чисел не хватает?
      Обведи столько клеток, сколько нарисовано орехов, сколько в вазе яблок.
      Положи 6 палочек и ещё 1 палочку. Сколько стало палочек?
      Нарисуй 7 яблок и подпиши под рисунком 7.
      Девочка засушила б кленовых листьев и 1 дубовый. Сколько всего листьев она засушила?
      6+1 = 7
      На ветке растёт 7 груш. Мальчик срывает 1 грушу. Сколько груш останется на ветке?
      7-1 = 6
      Разложи 7 квадратиков так: ® J J ® Как ещё можно разложить 7 квадратиков?
      Как можно разложить 7 яблок на 2 тарелки? Набери 7 копеек из монет разрезной таблицы. Считай от 1 до 7 и от 7 до 1.
      4+1 7-1 3-1
      5+1 6-1 3+1
      6+1 5-1 5-1
      Положи столько кружков, сколько ягод на ветке смородины.
      Сложи из палочек 2 квадрата:
      Положи 7 палочек и 1 палочку. Сколько стало палочек?
      7+1 = 8
      8-1 = 7
      Костя научился писать 7 цифр, а потом ещё 1 цифру. Сколько всего цифр он научился писать?
      У Юры было 8 голубей. 1 голубь улетел. Сколько голубей осталось у Юры?
      Разложите 8 палочек на 7 и 1. Как ещё можно разложить 8 палочек?
      Как можно разложить 8 карандашей в 2 коробки?
      Набери 8 копеек из монет разрезной таблицы. Считай от 1 до 8 и от 8 до 1.
      Сложи из палочек 3 треугольника:
      Положи 8 палочек и ещё 1 палочку. Сколько всего палочек?
      Нарисуй 9 ёлочек и подпиши под рисунком 9.
      Каких чисел не хватает?
      Сеня вырезал 8 кружков, а потом ещё 1 кружок. Сколько всего кружков вырезал Сеня?
      9 мальчиков играли в жмурки. Один мальчик вышел из игры. Сколько мальчиков продолжало игру?
      Разложите 9 кружков на 8 и 1. Как ещё можно разложить 9 кружков?
      Как можно 9 грибов разложить на 2 кучки? Набери 9 копеек из монет разрезной таблицы.
      Составь из 10 палочек:
      Лена нарисовала 9 маленьких грибов и 1 большой гриб. Сколько всего грибов нарисовала Лена?
      В коробке было 10 цветных карандашей. Мальчик взял 1 карандаш. Сколько карандашей осталось в коробке?
      Нарисуй 10 грибов и подпиши под рисунком 10.
      Каких чисел не хватает?
      Как можно разложить 10 орехов на 2 блюдца? Набери 10 копеек из монет разрезной таблицы. Считай от 1 до 10.
      Считай от 10 до 1.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ. ТИСНЕНИЕ
Тиснение на обложках книг бывает двух видов: без цвета и с цветом. Без цвета — просто твердым штампом вдавлен какой-нибудь узор, силуэт, даже линии. С цветом — штамп впечатал в глубь ткани специальную краску.
Честно говоря, хорошее тиснение требует сложного оборудования. И надежного пресса, и станков для изготовления штампов, и соответствующего металла, а для цветного тиснения и набора особых красок, которых нет в продаже.
Тем не менее отказываться от тиснения не хочется. Попробуем обойтись своими средствами.
Возьмем небольшой кусок оргстекла. Нарисуем на нем в уголке какой-нибудь узор Рисовать на оргстекле можно шариковой авторучкой. Аккуратно покроем этот узор пластилином. Края узора подровняем маленькой деревянной лопаточкой, выструганной из спички.
Вокруг узора сделаем из пластилина барьерчик высотой в полсантиметра. Получится что-то вроде маленькой ванночки. В эту ванночку нальем тонкий слой дихлорэтана. Дихлорэтаном обычно склеивают оргстекло. Но мы будем не склеивать оргстекло, а растворять («травить»).
Через некоторое время дихлорэтан растворит оргстекло, не покрытое пластилином. Когда «травление» достигнет 2— 3 миллиметров глубины (проверить глубину легко лопаточкой из спички), слейте дихлорзтан, хорошо промойте оргстекло под струей воды. Снимите пластилин. Следы пластилина смойте теплой (но не горячей!) водой с мылом.
Вы видите на оргстекле выпуклый узор. Отпилите пилой-ножовкой уголок с узором. Проверьте. чтобы, кроме узора, на оргстекле не было других выступов. Штамп для тиснения готов. Кладите его на кусок картона, оклеенный бумагой или тканью, и зажимайте в пресс.
Ну что, получается? Если вы довольны тиснением, оттисните этот (или какой-нибудь новый) узор на обложке книги из того же картона, оклеенного тем же материалом, что и при пробе.
Весьма эффектные узоры получаются из нетолстой медной или алюминиевой проволоки. При некоторой ловкости можно даже «изобразить» фамилию автора книги и ее название. Оттиснуть прессом узоры и слова из проволоки легче легкого.
Цветное тиснение (оргстеклом или проволокой) тоже возможно. Тонкой, острой кисточкой нанесите в оттиснутые углубления плотную, непрозрачную краску. Лучше всего гуашь или темперу. Когда краска высохнет, покройте ее каким-нибудь прозрачным лаком.
Запомните: Растворять дихлорэтаном оргстекло можно лишь в вытяжном шкафу школьного кабинета химии или на открытом воздухе в тени, где нет ветра.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.