НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Биология - учебник для 8 класса школы СССР. Человек: анатомия, физиология, гигиена. А. М. Цузмер, О. Л. Петришина. - 1979 г.

Анна Моисеевна Цузмер
Оксана Леонтьевна Петришина

БИОЛОГИЯ
человек: анатомия, физиология, гигиена

учебник для 8 класса
Под редакцией академика В. В. Парина
Утвержден Министерством просвещения СССР
Москва «Просвещение» 1979


DjVu


(оригинал в цвете)


DjVu


(чёрно-белый)

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УЧЕБНИКОМ
     
      Выполнение домашнего задания начинайте с чтения параграфа. При этом пользуйтесь рисунками, на которые есть ссылки. Если в тексте есть специальная ссылка, работайте с цветными таблицами. Подписей под рисунками и таблицами нет. Их объяснение дано в тексте. Поэтому без чтения параграфов вы не поймете рисунков, а без работы с рисунками не усвоите текста.
      Закончив чтение параграфа, объясните термины и понятия, напечатанные в его конце таким Шрифтом. Они отмечены значком. Это главное из всего того, что вы узнали при чтении. Затем, не заглядывая в текст, проверьте, усвоили ли вы содержание рисунков и таблиц, на которые делались ссылки. После этого надо приступить к ответам на вопросы для самопроверки, напечатанные таким шрифтом и отмеченные значком. Только тогда вы сможете ответить на вопросы, требующие самостоятельного решения. Эти вопросы напечатаны в тексте таким же шрифтом и отмечены значком.
      Если на какой-либо ступени работы вы испытаете затруднение, вам придется вновь обратиться к соответствующей части текста параграфа.
      К некоторым параграфам даны задания. Перед ними стоит значок. В этих случаях домашнюю работу заканчивайте выполнением задания Задания по самонаблюдениям, рассчитанные на долгий срок, выполняйте в течение всего учебного года. Их итоги будут подведены при изучении последней темы курса.
      В конце книги помещены задания к лабораторному практикуму. Лабораторные работы проводятся в классе на соответствующих уроках.
     
      ВВЕДЕНИЕ
     
      Изучая зоологию, вы убедились в том, что разнообразие современного животного мира — это результат длительного исторического развития живых организмов, происходившего на протяжении многих сотен миллионов лет. На определенном этапе этого процесса в длинной цепи организмов возникло новое звено — человек. У него сохранилось много общих черт с животными. Но человек резко отличается от животных. Общественный труд людей влияет на всю окружающую природу. Эта отличительная черта связана с высоким развитием головного мозга человека. Самыми сложными проявлениями деятельности этого органа являются сознание и отвлеченное мышление. Именно поэтому человечество смогло пройти в своем развитии длинный путь от собирания дикорастущих растений и охоты на диких животных до применения научных методов земледелия и животноводства, от устройства жилищ в пещерах до строительства современных городов, от грубо обработанных каменных орудий до сложнейшей техники наших дней, позволяющей людям использовать энергию атома и открывающей им путь в космос.
      Развитие науки позволило проникнуть в ранее неведомые тайны природы, в том числе и в сокровенные процессы жизни растений, животных, человеческого организма.
      Знания по ботанике и зоологии окажут вам большую помощь при усвоении курса анатомии, физиологии и гигиены человека. Какие же вопросы изучают эти науки?
      Анатомия — наука, изучающая строение и форму организма и его органов.
      физиология — наука, изучающая жизненные функции целостного организма, отдельных органов и их систем.
      Гигиена — это наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха.
      Эти три науки тесно связаны между собой. Поэтому в школе их основы изучают вместе.
      Каждый человек должен быть знаком со строением и функциями своего организма. Здоровье любого из нас в значительной степени зависит от сознательного соблюдения гигиенических правил. Понятно, какое большое значение для вас будет иметь знание научно обоснованных правил личной и общественной гигиены. Применяя на практике гигиенические правила, вы сумеете укрепить свой организм, закалить его, уберечь себя от различных заболеваний. Это поможет вам стать физически развитыми, здоровыми людьми, способными к любому труду.
      Анатомия, физиология, гигиена и некоторые другие науки составляют основы современной медицины. Изучая строение
      и функции организма человека, эти науки в тесном содружестве делают все новые и новые успехи в предупреждении и лечении болезней. Огромных успехов достигла в наши дни хирургия. Нож хирурга проникает теперь даже в те органы, малейшее повреждение которых грозит человеку мгновенной смертью — в сердце, головной мозг. Десятки тысяч человеческих жизней отвоевывает хирургия у смерти, возвращая обреченных людей к труду, к творчеству.
      Наша отечественная наука внесла большой вклад в развитие медицины. Так, выдающийся врач-анатом Н. И. Пирогов заложил основы многих областей современной хирургии. Советские ученые-медики А. В. и А. А. Вишневские, А. Н. Бакулев, Н. П. Амосов и другие сыграли важную роль в разработке методики операций на сердце. Наш физиолог В. Г. Демихов разработал методику пересадки сердца от собаки собаке. В дальнейшем в ряде стран мира эта методика была использована уже на людях.
      В течение многих столетий грозные эпидемии заразных болезней — чумы, холеры, черной оспы — беспрепятственно распространялись, опустошая села, города и даже целые страны. Теперь медицина находит действенные средства предупреждения эпидемий. В этом ей помогают такие науки, как микробиология и вирусология. Их достижения дали возможность обнаружить не видимых невооруженным глазом возбудителей многих инфекционных болезней.
      Каким же образом науке удалось проникнуть в тайны строения и функций человеческого организма?
     
      Пирогов Николай Иванович (13 ноября 1810 — 23 ноября 1881) — хирург и анатом, исследования которого положили начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии, основоположник военно-полевой хирургии, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
      Пирогов впервые в истории хирургии применил эфир для наркоза в условиях войны; создал ряд новых методов операций, носящих его имя.
      Труды Н. И. Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире. Например, «Топографическая анатомия» (1854) принесла ему мировую славу и до сих пор является настольной книгой врачей-хирургов.
     
      Вскрытие трупов людей позволило анатомам подробно изучить строение человеческого тела и его органов. Сравнивая строение человека со строением позвоночных животных, ученые обнаружили большое сходство. Это дало возможность физиологам использовать животных для постановки опытов, выясняющих функции органов человека.
      Некоторые физиологические наблюдения удается проводить и на организмах людей. Например, ученые обнаружили, что в некоторых органах животных и человека непрерывно возникают очень слабые электрические токи, названные биотоками. Они изменяются в зависимости от состояния органов: при относительном покое характер биотоков иной, чем во время деятельности. Биотоки улавливают и записывают при помощи специальной, очень чувствительной аппаратуры. Этот метод исследования не только помогает изучать функции некоторых органов человека, но и позволяет устанавливать отдельные его заболевания. Запись биотоков сердца — лектрокардиограмма — нередко дает врачам возможность выявить болезнь этого органа.
      Проникновение науки в сущность сложнейших жизненных процессов, совершающихся в человеческом организме, нанесло сокрушительный удар религиозным представлениям о человеке как «венце творения божия». Физиология человека дает убедительные доказательства несостоятельности утверждений, будто жизнь и ее проявления, а также сознание и мышление, присущие людям, зависят от частицы «духа божьего», которую «создатель» якобы вдохнул в человека. Таким образом, изучение физиологии служит одной из важных основ формирования подлинно научного мировоззрения.

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru