На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Ботаника: школьный Атлас-определитель высших растений. В. С. Новиков. - 1991 г

В. С. Новиков

Школьный
атлас-определитель
высших растений

*** 1991 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      Как пользоваться атласом-определителем
     
      Атлас-определитель — руководство для определения растений, т. е. для установления их научных названий. Книга состоит из таблиц-ключей для определения растений и из большого числа цветных рисунков — атласа.
      Для использования атласа-определителя необходимо знать основы ботаники в пределах школьного учебника для V — VI классов.
      Известно очень много видов растений — более 500 ООО. В этой книге рассматриваются только сосудистые растения, у которых развиты сосуды в стеблях. К сосудистым растениям (их только в СССР более 20 ООО видов) принадлежат папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные (или цветковые). Водоросли, грибы, лишайники и мхи (не говоря уже о бактериях) сильно отличаются от сосудистых растений, поэтому для их определения нужны другие руководства.
      Книга предназначена для определения растений, встречающихся в центральных областях РСФСР. Многие из них распространены по всей европейской части СССР и за ее пределами.
      Растения можно определять непосредственно в природной обстановке и по гербарию. Живое растение определять легче, так как детали строения и особенно окраска цветков и других органов видны лучше. Если погодные условия не позволяют определять растения в лесу или на лугу, то пользоваться атласом-определителем можно, работая с гербарием.
      Каждая определительная таблица построена по принципу, принятому в большинстве ботанических определителей. Этот принцип основан на сравнении признаков, рассматриваемых альтернативно (взаимоисключающе), поэтому каждая ступень определительной таблицы содержит тезу (набор определенных признаков) и антитезу (с набором признаков прямо противоположного значения). Тезы имеют порядковый номер, антитезы набраны с новой строки и начинаются знаком тире. В конце каждой тезы или антитезы написан номер следующей ступени, куда нужно обращаться для дальнейшего определения.
      Определяющий должен внимательно прочитать тезу и антитезу первой ступени и решить, подходят ли признаки определяемого растения к тем, что приведены в тезе или антитезе. В зависимости от этого можно переходить к следующей ступени (ее номер указан в конце строки). Очень важно тщательно рассмотреть и установить признаки, по которым расходятся теза и антитеза. Успех определения в значительной мере зависит именно от этого. Для рассмотрения мелких деталей почти всегда приходится прибегать к помощи увеличительной оптики (различным ручным и штативным лупам). Сухие цветки иногда нужно «разваривать», т. е. размачивать в теплой воде, пока они не расправятся.
      Перед определением растения надо познакомиться с рисунками, помещенными на форзацах книги, где показаны схемы строения цветка, разнообразия листьев, стеблей, плодов, цветков, расшифровываются основные морфологические признаки, используемые в таблицах-ключах для определения растения.
      Предположим, перед вами многолетнее травянистое лесное растение. У него тройчатые листья. Цветок его состоит из 5 свободных чашелистиков, 5 белых лепестков, многочисленных тычинок и пестиков, расположенных на выпуклом сочном цветоложе; кроме чашечки, выражено подчашие. В первой же ступени таблицы мы выбираем не тезу («деревья и кустарники»), а антитезу («травы»). Она отсылает нас на ступень 26. Читаем ступень 26 (в скобках после «26» стоит номер той ступени, от которой сделана отсылка). На ступени 26 предлагается выбор: теза («водные растения.,.») и антитеза («сухопутные растения...»). Наше растение сухопутное, в конце текста антитезы стоит номер следующей ступени — 57. Далее, идя по ступеням, мы выбираем следующие признаки: антитеза 57 («зеленые растения...»), антитеза 62 («семенные растения, с цветками»), антитеза 66 («растения со стержневой корневой системой... листья простые или сложные... с перистым... жилкованием...»), антитеза 80 («цветки с.-околоцветником »), антитеза 85 («цветки с чашечкой и венчиком...»), теза 115 («тычинок не менее 12, часто многочисленные... »), антитеза 116 («цветки правильные...»), антитеза 118 («тычинки свободные...»), теза 119 («Пестиков несколько или много»), теза 120 («Листья с прилистниками. Цветоложе вогнутое, плоское или выпуклое, мясистое. Лепестки и тычинки прикрепляются у основания чашелистиков к верхнему краю чашевидного, блюдцеобразного или плоского расширенного цветоложа. Чашечка из 4—6 чашелистиков, обычно с подчаши-ем... Семейство Розоцветные»).
      Таким образом мы установили, что интересующее нас растение относится к семейству розоцветных. Теперь нужно узнать название рода. В конечной ступени таблицы для определения семейств, к которой мы пришли, читаем, что семейство розоцветных помещено на с. 121. Открываем книгу на этой странице и начинаем определять род растения. (Если в семействе всего один род, а таких случаев немало, или в случае резкого отличия какого-либо рода от других родов, определение семейства сразу дает и название рода.)
      Определение нашего образца из семейства розоцветных начинаем с первой ступени.. Теза («деревья или кустарники») нам не подходит. Антитеза («травы») отсылает нас на ступень 14. Здесь нам подходит теза («цветки с чашечкой и венчиком»), отсылающая на ступень 15. Далее подходящей оказалась антитеза («цветоложе выпуклое»), отсылка на ступень 16. Здесь определение ведем по антитезе («чашечка с под-чашием») — 18. Снова подходит антитеза («листья не лировидно-перистые») — 19, опять антитеза («лепестки белые») — 20 и наконец по тезе 20 («листья тройчатые, лепестки белые») устанавливаем, что интересующее нас растение относится к роду Земляника.
      Если род на нашей территории представлен одним видом (число видов каждого рода указано сразу за его названием), то здесь же узнаем и название вида. Чаще в роде 2 или несколько видов, самые распространенные из которых изображены в книге.
      Теперь надо внимательно сличить определяемое растение с портретом растения на рисунке. Установив сходство, получим точное видовое название растения. Если определяемое растение отличается от изображенных в книге, можно ограничиться родовым названием. При необходимости более точного определения придется прибегнуть к более полным определителям или к помощи учителя.
      В нашей стране предпринято издание нового десятитомного определителя растений «Флора европейской части СССР», в котором отражены последние достижения флористики и систематики растений. Уже вышло в свет 8 томов. Подобные многотомные определители с учетом новейших достижений науки создаются советскими учеными и для других районов СССР — Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии.
      Заслуженной славой пользуется «Флора средней полосы европейской части СССР» П. Ф. Маевского, выдержавшая 9 изданий (последнее — 1964). Специально для школьных учителей предназначен «Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР» И. А. Губанова, В. С. Новикова, В. Н. Тихомирова (М., 1981), охватывающий ту же территорию, что и настоящий атлас-определитель. Этой книгой, содержащей цветные изображения 116 видов растений, могут пользоваться и интересующиеся ботаникой школьники (члены биологических кружков, юные натуралисты и др.).
      Помимо книг, с помощью которых можно определять все виды растений, обитающих на данной территории, существуют справочники, позволяющие узнать растения определенных жизненных форм (например, деревья и кустарники), либо растущих в специфических местообитаниях (например, водные растения, сорняки и т. п.), либо цветущих в тот или иной сезон (чаще всего весной или осенью), либо растений какой-то одной систематической группы (например, папоротники, хвойные, злаки, осоки, ивы, бобовые и т. п.). Среди них есть и очень солидные академические издания, но многие книги специально адресованы молодежи.
      Для школьников, увлеченных ботаникой, очень полезны книги с цветными изображениями растений. Широко известен «Ботанический атлас» под редакцией Б. К. Шишкина (М.— JL, 1963), в котором нарисовано более 700 видов сосудистых растений. Отличные изображения растений содержит «Школьный ботанический атлас» Т. В. Асеевой и В. Н. Тихомирова (М., 1964). Прекрасные цветные таблицы рисунков растений содержат книги из серии «Справочники-определители географа и путешественника»: Н. А. Бородина и др.
      «Деревья и кустарники СССР» (М., 1966); Ю. Е. Алексеев и др. «Травянистые растения СССР» (М., 1971); И. А. Губанов и др. «Дикорастущие полезные растения СССР» (М., 1976). Отличные цветные рисунки в «Атласе лекарственных растений СССР» (М., 1962), а также в книгах «Лесные травянистые растения» и «Луговые травянистые растения» (М., 1988, 1990), которыми ВО «Агропромиздат» открывает новую серию иллюстрированных справочников о растениях, обитающих в нашей стране.
      Как видите, для определения растений существует много различных пособий, начиная с популярных и кончая академическими, рассчитанными на специалистов высокой квалификации. Далеко не все они пригодны для экскурсионных целей: многотомные руководства используют, как правило, для определения гербария в камеральных условиях. В ботанических кружках, работающих при педагогических институтах и университетах, обычно проводят занятия со школьниками как по определению растений непосредственно в природной обстановке, так и по гербарию в лабораториях. Задача атласа-определителя, который вы держите в руках,— привить навыки самостоятельного определения растений по дихотомическим ключам и цветным изображениям растений. Хорошо освоившие эту книгу смогут без особого труда освоить и более специализированные определители. Во всех трудных случаях необходимо обращаться к учителю или руководителю ботанического кружка.
      Еще раз обращаем внимание всех, кто будет пользоваться атласом-определителем: не спешите срывать растение, а тем более вырывать его с корнем! Таблицы для определения семейств и родов составлены таким образом, что в этом нет необходимости. Определение построено главным образом на сравнении признаков надземной части растений.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.