На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Букварь для школ глухонемых. Зыков С. А. — 1952 г

С. А. Зыков

Букварь

для школ глухонемых

*** 1952 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
      Настоящий букварь построен по звуковому (аналитико-синтетиче-скому) методу. Порядок работы следующий: учитель показывает предмет (или его изображение), называет его. Если возможно, учитель даёт слово не изолированно, а в предложении. Делит слово на слоги, из слога выделяет новый звук. Ученики вслед за учителем повторяют название этого предмета, выделенный слог, звук. Во многих случаях это не будет ещё тем звуком, произнесению которого учитель хочет научить детей. Это будет только подведением учащихся к осмысленной работе над звуком. Учитель проверяет, как ученики произносят данный звук.
      Если ученик произносит звук неправильно, учитель исправляет его. Если ученик не произносит звука, учитель ставит его. Научив произносить звук, учитель переходит к его отшлифовке в слогах, затем возвращается к тому слогу и слову, из которого данный звук был выделен. После этого звук может быть дан в других словах, других предложениях.
      Каждое слово, из которого выделяется новый звук, непременно должно быть подвергнуто анализу и синтезу в той последовательности, которая здесь указана.
      Последующие слова с этим звуком могут и не подвергаться такой обработке, она может быть излишней, но надо помнить:
      1. Если слово в той или иной части произносится неправильно, его необходимо разложить на слоги, на звуки, отшлифовать их изолированно и в слоговых сочетаниях.
      2. Каждое слово ученик должен уметь: а) свободно разложить на части, б) знать каждый элемент этого слова и в) вновь сложить слово.
      Как только данный звук отработан, можно переходить к показу буквы этого звука.
      Делается это так.
      Ученики вслед за учителем или самостоятельно произносят предложение со словом, из которого будет выделяться звук (во многих случаях это будет то же слово, из которого уже выделялся звук для его постановки). Выделяется слово, из слова — слог, из слога — нужный звук. Только тогда, когда этот звук выделен из живой речи, когда ученики знают этот звук, когда кинестетические представления об этом звуке достаточно прочны, можно показать значок этого звука — букву, к е называть буквы, а обозначать ими усвоенные звуки. После показа буквы выделенного звука предлагается из букв разрезной азбуки сложить слог, прочитать его, из слогов составить слово, из слов — предложение.
      После этого следует открыть соответствующую страницу букваря. Увидев букву, с которой только что познакомились, ученики прочтут её, т. е. воспроизведут тот звук, который обозначается данной буквой. Также прочтут слог с этим звуком, слово, затем — предложение, а позднее — маленький рассказ.
      Обучение по букварю рассчитано на 1,5 года. На первую половину второго года обучения отнесено смягчение и аффрикаты.
      С целью пробуждения у детей интереса к анализу слов и составлению из тех же звуков новых слов в букваре даны игры-упражнения, которые учителем могут быть пополнены.
      Например, на странице 44 нарисована коса, а подписано к... . Дети должны сказать, каких букв недостаёт. Или дана картинка — башмак. Подписано баш и рядом рисунок — мак. Требуется назвать слово. Для воспитания чувства ритма в букваре помещены небольшие стихи. Ученики должны знать их наизусть и ритмически правильно читать.
      В букваре даны рассказы, сопровождаемые большим количеством иллюстраций. Из этих рассказов учащиеся узнают много слов, понятий. Необходимо данные слова ввести в живую, обиходную речь учащихся, сделать эти слова действенными, активными. Обогащение словаря и овладение им даёт возможность постепенно вводить предложения и связные тексты, имеющие воспитательное и идейно-политическое значение. Однако воспитательная работа не может быть сведана только к чтению соответствующих текстов букваря. По иллюстрациям, имеющимся в букваре, учитель проводит беседы, которые сопровождаются детскими зарисовками и краткими подписями.
      При чтении по букварю дети ознакомятся с такими понятиями по грамматике: единственное и множественное число имён существительных, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский, род глагола, образование слов путём изменения приставки и др. Грамхматичееких терминов не даётся.
      На уроках развития речи учитель закрепляет полученные знания, учит детей употреблению слов в правильной грамматической форме.
      Обучение письму проводится одновременно с обучением чтению. Всё, что ученики читают, они должны уметь и писать. В подготовительный период дети обучаются рисованию простейших предметов (стр. 5 — 7), упражняются в письме простейших элементов букв (там же). Всё это делает возможным с первых уроков грамоты одновременно обучать письму и чтению. Поэтому наряду с материалом для чтения в букваре даны упражнения для письма. Вначале следует показать на доске, как пишется тот или иной элемент буквы, слово. Потом уже дать списывание с букваря. Кроме списывания с рукописного шрифта, следует практиковать списывание с печатного шрифта, проводить зрительные диктанты, дописывание слов в предложении, диктанты по чтению с губ.
      Все замечания и отзывы по данному букварю просьба направлять по адресу: Москва, Чистые пруды, 6. Учпедгиз, Редакция специальных школ.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.