На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). Коменский Я. А. — 1940 г

Ян Амос Коменский

Дидактические принципы

(отрывки из «Великой дидактики»)

*** 1940 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Моравии. Рано осиротев, он только на 16-м году отроду поступил в латинскую школу в городе Прерове, а затем в Герборнский университет. По окончании университета Коменский завершил свое образование путешествием по Европе.
      В 1614 г. Коменский был назначен руководителем латинской школы в Прерове, а когда ему исполнилось 24 года, религиозная община «Чешских братьев» избрала его священником. В 1618 г. Коменский был переведен в город Фульнек на должность пастора с исполнением ректорских обязанностей в школе Братства.
      Поражение чешских войск во время Тридцати летней войны (1618 — 1648) в битве при Белой горе в 1620 г. и наступившая жестокая католическая реакция прервали мирные труды Коменского. Он лишился жены, ребенка, потерял библиотеку и начатые рукописи и вынужден был скрываться от преследований в горах Богемии. В 1628 г., вместе с тридцатью тысячами таких же злополучных протестантских семейств, Коменский покидает родину и переселяется в город Лешно в Польше. Здесь он продолжает вести педагогическую работу и опубликовывает ряд сочинений, давших ему европейскую известность. Это были: трактат по дошкольному воспитанию — «Материнская школа»; учебник по латинскому языку — «Открытая дверь языков», — распространившийся по всей Европе и переведенный на восточные языки; «Физика», являвшаяся курсом общего естествознания, и, наконец, «Предвестник всеобщей мудррсти».
      Последнее сочинение привлекло к Коменскому внимание интеллигентных кругов Англии. По приглашению английского парламента в 1641 г. он прибыл в Лондон для разработки своих идей. Однако разгоревшаяся в то время в Англии гражданская война отодвинула это дело на второй план.
      В Англии Коменский получил приглашения от представителей ряда государств, в том числе и от кардинала Ришелье. Рассчитывая на особую помощь со стороны Швеции в деле восстановления самостоятельности Чехии, Коменский отказался от приглашения во Францию и принял приглашение шведского канцлера Оксеиштирны.
      Поездка Коменского из Англии в Швецию была сплошным триумфом. Его чествовали в Голландии, где, между прочим, он имел свидание с известным философом Декартом, его тепло встречали и приглашали к себе на работу представители «вольных городов» Германии. Во время пребывания в Голландии он получил приглашение на работу в Америку.
      В Швеции Коменскому поручили разработку учебников и методики преподавания латинского языка, хотя в это время его занимали преимущественно вопросы пансофии.
      По Вестфальскому миру Чехия потеряла свою самостоятельность почти на 300 лет, и надежды Коменского на помощь Швеции не оправдались.
      Рассчитывая, что венгерские князья окажут помощь Чехии, Коменский в 1650 г. принял приглашение на должность постоянного консультанта по реформе школы в Венгрии.
      Там Коменский организовал «пансофическую школу». По проекту Коменского, это была семиклассная общеобразовательная школа. Однако из семи классов Коменскому удалось открыть только три первых класса. Венгерское дворянство и учителя оказали упорное сопротивление развертыванию старших классов школы.
      В Венгрии Коменский написал ряд трактатов, посвященных практическому руководству школой: «Пансофическая школа», «Об изгнании косности из школы», «Правила поведения», «Законы хорошо организованной школы» и др. Здесь же он составил ряд пьес для разыгрывания их школьниками на сцене и знаменитый «Видимый мир в картинках»; — первую иллюстрированную книгу для первоначального чтения, где впервые применялся звуковой метод преподавания азбуки. Эта книга стала любимой книгой для первоначального чтения в семье и в школах Европы вплоть до середины XIX века и до сих пор переиздается на различных европейских языках.
      В 1654 г. Коменский покинул Венгрию и возвратился в город Лешно. Во время войны поляков с шведами, в 1656 г., этот город был сожжен поляками. На этот раз престарелый Коменский нашел для себя убежище в столице Голландии — городе Амстердаме, где и провел рстаток своей жизни.
      По постановлению сената города Амстердама, в 1657 г. были изданы педагогические сочинения Коменского, написанные им с 1628 по 1657 год. В этом же издании впервые была опубликована знаменитая «Великая Дидактика», первоначально написанная Коменским по-чешски и переработанная им самим к 1638 г. на латинском языке.
      Последние годы своей жизни Коменский провел в хлопотах о своих рассеянных в различных странах соотечественниках, не подчинившихся произволу Габсбургских монархов и католической клики их реакционных сподвижников. Коменский скончался 16 ноября 1670 года в городе Амстердаме и был похоронен близ него, в Наардене.
     
     
      ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
     
      Коменский бесспорно принадлежит к числу выдающихся мыслителей XVII века. Лично испытав все ужасы и жестокости Тридцатилетней войны, обрушившейся с особенной силой на Чехию, Коменский всю остальную свою продолжительную жизнь посвятил служению культурным запросам передового человечества — в Польше, в Швеции, в Венгрии, снова в Польше и, наконец, в Голландии.
      Несмотря на полученное им богословское образование и сан священника, а затем епископа религиозной общины «Чешских братьев», в своих педагогических взглядах Коменский примкнул к самым прогрессивным представителям научно-философской мысли того времени. Хорошо зная классическую и новую философию, Коменский отдает свои симпатии таким мыслителям, как испанский гуманист Людовик Вивес (1492 — 1540 гг.), итальянец Фома Кампанелла (1568 — 1639 гг.).и английский философ Бэкон Веруг ламский (1561 — 1626 гг.). Людовик Вивес был одним изивр" вых представителей прогрессивной эмпирической психологии того времени. Фома Кампанелла являлся одним из ярких выразителей социалистических взглядов в ту эпоху, а Бэкон Веруламский, по выражению Карла Маркса, являлся истинным родоначальником английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени. Бэкона Веруламского и Фому Кампанеллу Коменский называл «славными восстановителями философии» в противовес широко распространенной в то время бесплодной, обветшавшей схоластической философии, основанной на извращенной в угоду католической церкви, философии Аристотеля.
      Научно-педагогические взгляды Коменского насквозь проникнуты демократизмом. Еще на студенческой скамье он намечает план создания энциклопедии знаний на чешском языке. Позднее Коменский работает над энциклопедией для юношества под названием «Пансофия», т. е. «всеобщая мудрость», и ставит своей задачей сделать ее доступной для широких народных масс. Это сочинение, первоначально названное «Дверью» всеобщей мудрости, в конце своего трактата Коменский предлагает назвать словом «Врата». «Ибо, — пишет он, — через дверь люди входят поодиночке, а через врата целыми толпами»
      Коменский осуждает практику своего времени, когда образование и школа были доступны только богатым и знатным и лишь случайно, в силу чьей-либо благотворительности, — отдельным выходцам из бедняков; он протестует против устранения от образования целой половины человеческого рода в лице женщин. В заглавии своего раннего, главнейшего педагогического трактата — «Великая Дидактика», — , Коменский ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему».
      Идея всеобщего обучения естественно приводит Коменского к разработкетеориимассового школьного образования.
      В соответствии с возрастными периодами детей и юношества, Коменский развертывает план четырехступенного образования:
      От рождения до 6 лет — материнская школа.
      От б до 12 лет — школа родного языка, с законченным кругом образования.
      От 12 до 18 лет — средняя школа, называемая Коменским «латинской школой».
      Наконец, в возрасте от 18 до 24 лет, по идее Коменского, юношество, способное к научному образованию, должно получать высшее образование по одной из трех специальностей: медицине, юриспруденции, богословию.
      Коменский был убежден в том, что образованный молодой человек «есть драгоценнейшее сокровище всего государства». Возмужав, такой человек всякого рода изобретениями (укреплением городов, превращением рек в судоходные, развитием торговли и промышленности и т. п.) будет служить с наибольшей пользой своему отечеству.
      Выше всего Коменский ценит в образовании человека реальные знания о мире и человеческих отношениях. Эти знания должны стать основой для всех остальных знаний, в том числе и для литературной и философской образованности человека. Даже распространенное в то время изучение классических языков Коменский мыслит не иначе, как на основе конкретных восприятий реальных вещей и их отношений, в результате чего получается точное отражение в языке названий вещей и дел в их взаимных отношениях.
      Коменский не отделяет понятия образования от воспитания. Образованный человек, с его точки зрения, должен быть вместе с тем и воспитанным человеком. Одним из главнейших пороков старой классической школы Коменский считает именно ее невнимание к воспитательным задачам. Неотесанных питомцев этой школы Коменский называет «дикими ослами» и «упрямыми мулами». С нескрываемым возмущением и иронией относится Коменский и к «поверхностной обходительности в обращении», к «дрессировке» для «светской пустоты», заменявшим собой подлинное моральное воспитание.
      Конкретные задачи образования, по Коменскому, сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и к умению действовать и все Нодчинять на пользу человека и, наконец, к умению говорить, т. е. передавать другим свои знания и умения. Он стремится поставить образование таким образом, чтобы усвоение учащимися учебного материала не только обеспечивало бы их знаниями и умениями, но и вело бы их к подлинному всестороннему развитию духовных сил. Таким образом, в педагогической системе Коменского реализм сочетается с гуманизмом. Он понимает всю сложность и трудность этой проблемы и дает образец глубокого всестороннего ее разрешения.
      Под влиянием материалистической философии Бэкона Веруламского Коменский советует учителям в их учебно-воспитательной работе опираться на законы, лежащие в основе человеческой природы, всемерно содействуя ее развитию.
      Наряду с лучшими представителями гуманизма Коменский убежден в многосторонности природных задатков человека, в безграничных возможностях их усовершенствования. А потому он считает ненужным принуждение и насилие в процессе обучения. В противоположность господствовавшим в старой школе принудительным и подавляющим ученика средствам воспитательно-образовательной работы, Коменский подчеркивает преимущественное и решающее значение в педагогическом процессе положительных и поощрительных средств, возбуждающих в учащихся интерес, внимание и стремление к подражанию лучшим образцам и вместе с тем вызывающих к деятельности здоровые разнообразные, часто скрытые силы учащихся. Недаром на каждой из 4 частей амстердамского издания собрания его педагогических сочицений красуется виньетка, заменяющая собой эпиграф к его сочинениям. Надпись на виньетке гласит: «Пусть все свободно течет, прочь насилие!»
      Самую школу Коменский называет «мастерской гуманности», т. е. учреждением, предназначенным для выращива-,ния лучших людей, и притом учреждением, где и внешняя обстановка (светлое, просторное помещение, украшенное картинами, пришкольный двор с площадкой для игр, с цветниками, ласкающими взор учащихся), внимательное, любовное отношение учителей к ученикам и своему делу, вызывает в учащихся настроение бодрого, радостного труда, в котором серьезное сочетается с забавным, увлекательным. Изобретательность учителей пробуждает самодеятельность и настойчивость в работе у учеников, примеры лучших учеников, награды и поощрения их учителями вызывают у слабейших учеников стремление не отстать от своих товарищей.
      Таким образом, Коменский в своих педагогических произведениях одним из первых отчетливо осудил суровую дисциплину, царившую в старых школах, и дал ряд практических советов и указаний о том, как строить педагогический процесс на приемах поощрения, возбуждения внимания и интереса учащихся к самостоятельному бодрому усвоению знаний и навыков.
      В поисках методов обучения Коменский признает решающее значение за ощущениями. Ощущения являются, во-первых, естественным исходным моментом в процессе познания мира, а следовательно, и в процессе преподавания (гл. XX, § 7); во-вторых, «истина и точность знания также зависит не от чего иного, как от свидетельства ощущений» (Там же, § 9). Вот почему Коменский формулирует свое известное «золотое» правило для учителей: «Все, что только можно, — представлять для восприятия чувствами, а именно — видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания» (Там же, § 6). Отсюда вытекает и учение Коменского о роли наглядности в обучении, как о главнейшем средстве в процессе обучения.
      Реализм Коменского в выборе образовательного материала и сенсуализм в методах преподавания естественно приводят его к борьбе с вербализмом, с авторитарностью и догматизмом, господствовавшими в схоластической школе. «Шелухе слов и чаду мнений» словесной школы Коменский противопоставляет подлинное знание мира, понимание причинных и закономерных зависимостей в природе и сознательное отражение всех приобретенных таким образом познаний в языке, речи и поведении человека. Людей, блещущих цитатами и крылатыми выражениями, заимствованными хотя бы из самых выдающихся писателей, Коменский уподобляет вороне, нарядившейся в павлиньи перья. В противовес господствовавшим в его время авторитарности в преподавании и догматизму в мышлении, Коменский не допускает знаний на веру каким бы то ни было авторитетам. Все должно быть воспринято и понято самим учеником в процессе самостоятельной работы ощущений и разума. Коменский убежден, что только знания, усвоенные путем ощущения и разума, легко закрепляются в памяти и неизбежно приносят свои положительные результаты в различных отношениях.
      Господствовавшей в схоластической школе зубрежке и механической работе памяти Коменский противопоставил идею равномерного вовлечения в педагогический процесс работы сознания, работы органов чувств и действий руки и речи, вследствие чего знания точнее и прочнее закрепляются и в памяти.
      Уже в заглавии «Великой Дидактики» он подчеркивает необходимость соблюдения в процессе обучения трех положений: во-первых, легкости, т. е. приятности, доступности и интересности для учащихся сообщаемых им знаний и навыков, во-вторых, основательности, т. е. серьезности, и глубины самих знаний и, вместе с тем, прочности усвоения их учащимися, и, в-третьих, краткости обучения, т. е. умения учителей и руководителей школ так организовать учебный процесс, чтобы в короткий срок и при самых многочисленных классах успеть передать учащимся все необходимые знания и навыки и тут же в классе закрепить эти знания настолько, чтобы в домаи!ней работе учащимся уже не приходилось затрачивать много времени на усвоение учебного материала, а
      Раскрывая правила легкости обучения, Коменский дает ряд советов для устранения всех затрудняющих процесс обучения или препятствующих ему моментов (запугивание учащихся, какие бы то ни было меры принуждения, а тем более тяжелые наказания, перегрузка учащихся учебным материалом, чрезмерно большая продолжительность ежедневных учебных занятий, пропуски учебных занятий учащимися и т. п.).
      Коменский первый раскрыл значение родного языка учащихся для достижения легкости обучения и указал на роль учителя, преподающего на родном языке учащихся. Господствовавшей механической роли учителя, только дающего учащимся задания и контролирующего выполнение заданий, Коменский противопоставил образ учителя, разносторонне разъясняющего учащимся весь учебный материал, правильно планирующего учебный материал по годам обучения, четвертям, неделям учебного года и даже по каждому отдельному занятию, умеющего заинтересовать учащихся материалом преподавания и показать им применение школьных знаний к практическим потребностям жизни.
      Углубляясь в разработку отдельных вопросов процесса обучения, Коменский дает психологическое обоснование своему принципу легкости обучения. Он верит в постепенное нарастание сил и восприимчивости детей и убеждает учителей «преподавать сообразно степени восприимчивости ученика, которая будет увеличиваться с возрастом и дальнейшим ходом занятий».
      Борясь с бессмысленной зубрежкой, господствовавшей в школах его времени, Коменский выдвигает требования:
      1) развивать ум ранее языка, 2) как можно меньше обременять память, давая для заучивания наизусть только самое главное, предоставив остальное свободному течению, 3) ничего не заучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято. В отношении выработки навыков (письма, черчения, речи и т. п.) Коменский советует ничего не предлагать учащимся к выполнению, «форма и способ выполнения чего в достаточной мере не разъяснены» им.
      Механическому усвоению сначала правил, затем примеров, подтверждающих правила, Коменский противопоставляет обратный, более правильный .порядок преподнесения материала: начинать с конкретных примеров, а затем путем анализа этих примеров доводить учащихся до сознательного понимания вытекающих из примеров правил.
      Для облегчения преподавания Коменский выдвигает правила, по которым должен быть расположен учебный материал. В этих правилах он предлагает изучать каждый предмет сначала в его общем, целостном виде, а затем уже переходить к изучению его составных частей и деталей. Учебный материал, в связи с этим, распределяется по классам концентрически, так чтобы предшествующее открывало дорогу последующему и облегчало его усвоение.
      Поиски путей и средств облегчения процесса обучения учащихся приводят Коменского к убеждению о необходимости единообразия и устойчивого порядка в системе занятий, принятых в одной и той же школе по отношению ко всем предметам преподавания, а следовательно, и ко всем учителям, так как разнообразие и пестрота в порядке и системе занятий по различным предметам у разных преподавателей затрудняют учащихся.
      С присущей ему разносторонностью Коменский наметил и пути разрешения одной из труднейших и важнейших проблем обучения, проблемы основательности и прочности обучения в школе. Основательность обучения Коменский рассматривает широко.
      Прежде всего, основательность знаний он понимает в смысле их ценности-для главнейших практических потребностей жизни и вместе с тем для понимания существенных сторон природы и человеческих отношений.
      Затем, основательными знаниями он считает только такие знания, которые поняты как следует умом и легко переходят в действие, выражаются в умении учащегося отразить их в хорошо построенной речи.
      Основательность же, обучения Коменский видит в связности, последовательности и взаимной зависимости учебного материала, в противоположность его отрывочности и клочко-образности. Такие связные знания Коменский называет «энциклопедическими»; в них последующее опирается на предыдущее, а предыдущее, в свою очередь, облегчает учащимся усвоение последующего. Отсюда и вытекают советы Коменского учителям переходить от простого к сложному, от общего к частному, от легкого к трудному, от конкретного к абстрактному. Наконец, Коменский называет основательными прочно и на долго усвоенные знания. Эта прочность усвоения знаний зависит, говорит он, не только от ценности самих знаний и их связности, не только от охвата ими разума, рук и речи учащихся, но и от специальных дидактических приемов. К числу таких приемов Коменский относит постоянные, частые упражнения в применении усвоенных знаний и в повторении. В частности, он рекомендует, чтобы при повторении сначала.луч-шие, затем средние из учащихся, как бы заменяли собой учителя и в связной и последовательной речи излагали материал урока своим товарищам. После неоднократного изложения материала лучшими и средними учащимися, учебный материал окажется доступным для изложения и слабейшими учениками.
      Раскрывая понятие краткости обучения, Коменский первый обосновал и развил классно-урочную систему занятий и дал ряд правил для практического осуществления этой системы. Он показал как «вести класс», предложив занимать одной и той же учебной работой одновременно весь класс, и не отвлекаться на занятия с отдельными учениками, а тем более не допускать, чтобы кто-либо из учащихся в это время занимался чем-либо другим.
      Для бодьшей эффективности и проверки внимательности учащихся к занятиям он предлагает от времени до времени, в процессе занятий, вызывать на ответ отдельных учащихся, поощряя похвалой внимательных и сообразительных, и порицая — невнимательных; если один ученик не дает ответа на поставленный вопрос, то, не повторяя вопроса, быстро вызывать другого, третьего, десятого, тридцатого или предлагать ответить желающему, и опять-таки поощрять похвалой тех, кто быстро и правильно ответит на вопрос, и немедленно исправлять ошибочные ответы, устраняя самые поводы к ошибкам, и таким образом держать в напряженной работе весь класс. Коменский советует дать возможность учащимся в конце урока задавать вопросы учителю по всему пройденному материалу и опять-таки поощрять похвалой тех, кто чаще других задает толковые, полезные для всего класса вопросы. Аналогичным способом рекомендует Коменский вести исправление письменных работ, диктантов и даже упражнений в стиле.
      Для сокращения сроков обучения он предлагает насыщать занятия богатым содержанием: не преподавать ничего лишнего и непонятного детям, ничего специального; вести учебные занятия так, чтобы сразу достигать нескольких плодотворных результатов. Так, например, обучение чтению соединять с обучением письму, и наоборот; упражнения в выработке языка и стиля использовать для изощрения у учащихся тонкого понимания предметов и их взаимоотношений, развивая таким образом и наблюдательность, и сообразительность учащихся.
      Никто не разрабатывал вопрос об организации школы в целом с такой отчетливостью, как это сделал Коменский. Он настаивает на правильной организации учебного года, учебной недели, каждого учебного часа, на своевременной подготовке всех учебных пособий, на распределении и организации учащихся по классам и т. п. Он первый выдвинул идею планирования учебной работы на крупные и мелкие отрезки времени вплоть до тщательного планирования работы на каждом уроке с постоянными для учащихся заданиями для домашней работы.
      Предлагаемые отрывки из «Великой Дидактики» Я. А. Коменского извлечены из издаваемого Учпедгизом нового перевода этого произведения с латинского языка. В них сконцентрированы дидактические принципы гениального чешского мыслителя. Советский учитель найдет в этих выдержках богатый источник для усовершенствования своего педагогического мастерства.
      Проф. А. А. Красновский.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.