На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Художественная штопка. Корнеева В. М. — 1989 г

В. М. орнеева

Художественная штопка

*** 1989 ***


DjVu


Второе издание (1-е - в 1986 г.) дополнено сведениями о волокнах, пряже, тканях, ткацких переплетениях, особенностях штопки синтетических тканей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
Введение 4
Краткие сведения о волокнах, пряже, тканях 5
Организация рабочего места мастера художественной штопки 18
Выбор способа художественной штопки для ремонта одежды 21
Штуковка 26
Распошив 36
Вплетение односторонней вставки с концами 49
Вплетение односторонней вставки без концов 55
Односторонее переплетение 58
Двустороннее переплетение 63
Распошив с вплетением вставки с концами 70
Комбинирование двустороннего переплетения с односторонним переплетением 73
Приложения 76


      ПРЕДИСЛОВИЕ
     
      В данном пособии рассматриваются различные способы художественной штопки, которые могут быть освоены каждым человеком без особых усилий и затруднений.
      Во второе издание внесены дополнения по художественной штопке изделий из соврменйых синтетических тканей, даны практические указания и рекомендации по применению каждого способа художественной штопки; а также ремонт одежды простым способом заплаты, уделено внимание структуре и переплетениям тканей. Предлагаемая брошюра может служить практическим пособием не только для профессионального обучения рабочих на производстве, но и может быть полезна широким слоям населения, самостоятельно занимающимся ремонтом одежды.
      Автор благодарит рецензентов Л.А. Барбинову и Е.К. Маль-кову за ценные замечания, сделанные при рецензировании пособия.
      Автор
     
      ВВЕДЕНИЕ
     
      Дальнейшему развитию и улучшению бытового обслуживания населения в нашей стране уделяется большое внимание. Необходимо коренным образом улучшить качество и культуру обслуживания населения: расширять сеть, совершенствовать организацию работы предприятий и учреждений сферы услуг, разнообразить их виды, с тем чтобы создать для трудящихся максимальные удобства в пользовании услугами. Одной из главных задач в этом направлении является расширение услуг по ремонту бытовых машин и приборов, обуви, одежды и т.д.
      С каждым годом в нашей стране увеличивается выпуск красивой и модной одежды из синтетических и натуральных тканей. Одежда, получившая случайное повреждение (прожог, разрыв и т.п.), теряет свой внешний вид и часто становится непригодной к дальнейшей носке. В этих случаях большое значение приобретает ее качественный ремонт.
      Без глубокого знания материалов, используемых в производстве одежды, умения оценить их строение, свойства и качество мастеру художественной штопки невозможно в полной мере овладеть навыками штопки.
      В данном пособии рассмотрены восемь видов художественной штопки: штуковка, распошив, двустороннее переплетение, вплетение односторонней вставки с концами, вплетение односторонней вставки без концов, распошив с вплетением вставки с концами, комбинированное двустороннее переплетение с односторонним переплетением, — дающие возможность полностью восстановить поврежденную ткань и сохранить хороший внешний вид одежды. Представлен подробно простой вид ремонта — способ заплаты, рассказано о выборе способа ремонта одежды, организации рабочего места мастера художественной штопки.

      КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЛОКНАХ, ПРЯЖЕ, ТКАНЯХ
      Волокнами называются гибкие, тонкие и прочные тела, у которых длина во много раз превосходит их поперечные размеры. Текстильные волокна используются для изготовления пряжи, ниток,тканей и др.
      Все волокна делятся на натуральные (природные), минеральные и химические в зависимости от их происхождения, получения. К натуральным волокнам относятся: хлопок, лен, шерсть, натуральный шелк; к химическим: вискоза, ацетат, капрон, анид, лавсан, нитрон, хлорин и др. (рис. 1).
      Хлопок - тончайшие волокна, покрывающие семена хлопчатника, - является основным сырьем для текстильной промышленности. Длина и толщина волокон взаимосвязаны и зависят от сорта хлопчатника.
      Коротковолокнистый хлопок перерабатывается в толстую и пушистую пряжу для изготовления байки, фланели и др. Из средневолокнистого хлопка вырабатывается пряжа средних номеров для изготовления ситцев, сатинов; из длинноволокнистого хлопка — тонкая и гладкая пряжа для изготовления высококачественных тонких хлопчатобумажных тканей - батиста, маркизета.
      Лен относится к лубяным волокнам, которые получают из стеблей и листьев растений.
      Шерсть представляет собой волосяной покров животных. В текстильной промышленности используется овечья, верблюжья, козья шерсть, а также кроличий пух. В зависимости от толщины и строения различают основные виды волокон шерсти: пух (наиболее тонкое мягкое извитое волокно), переходный волос, ость (более толстое, жесткое волокно, почти не имеет извитости). «Мертвый волос» — малопрочное, жесткое волокно. В зависимости от высоты извитка различают шерсть нормальной, высокой и пологой извитости. Коротковолокнистая шерсть высокой извитости используется для изготовления толстой и пушистой суконной пряжи. Длинноволокнистая шерсть пологой извитости используется для изготовления тонкой и гладкой гребенной пряжи.
      Шелк — это натуральная текстильная нить животного происхождения, продукт, выделяемый гусеницей тутового шелкопряда — шелковичным червем. На шелкомотальных фабриках коконы тутового шелкопряда разматывают, получают шелк-сырец, из которого вырабатывают крученый шелк, используемый для получения шелковых ниток.
      Химические волокна разделяются на искусственные и синтетические (рис. 2). Искусственные волокна получают из продуктов химической переработки природных полимеров. Синтетические волокна получают из синтетических полимеров.
      Пряжей называются нити, образованные из волокон ограниченной длины, соединяемые в процессе прядения посредством скручивания. Строение ткани определяется взаимным расположением и связью основных и уточных нитей. На строение ткани оказывают влияние: пряжа или нити, из которых образована ткань; плотность основы и утка; вид переплетения, толщина, крутка и строение самой пряжи. Из пряжи низких номеров получаются более толстые и грубые ткани. Сочетание основных и уточных нитей разной толщины дает возможность получить в тканях продольные и поперечные рубчики, выпуклые клетки, полоски. С увеличением крутки нитей пряжи толщина тканей уменьшается, а упругость и жесткость возрастают.
      По строению (конструкции) пряжа делится на однородную, крученую, трощеную и фасонную. Однородная пряжа состоит из отдельных волокон, скрученных в процессе прядения. При раскручивании однородная пряжа распадается на составляющие волокна. Крученая пряжа скручена из двух нитей и более. При раскручивании крученая пряжа распадается на составляющие нити. Трощеная пряжа состоит из двух нитей и более, не скрученных между собой. Фасонная пряжа - с определенным внешним эффектом (узелковая, петлистая, волнистая, с участками ровницы и др.) — вырабатывается путем скручивания нитей, имеющих разную длину.
      К свойствам тканей, которые должен знать мастер художественной штопки, относятся толщина крутки, прочность, растяжимость, ровного.
      Прочность пряжи и нитей, как и волокон, характеризуется минимальной нагрузкой, достаточной для ее разрыва; растяжимость пряжи определяется одновременно с прочностью при разрыве пряжи. Растяжимость характеризуется удлинением пряжи в момент разрыва и зависит от волокнистого состава и крутки пряжи.
      Нсровнота - это неравномерность пряжи и нитей по свойствам: по внешнему виду и строению, толщине, крутке, прочности и удлинению ткани. Нити из химических волокон и штапельная пряжа более равномерны по свойствам, чем изделия из натуральных волокон и комплексные нити из натурального шелка.
      Ткань — это текстильное изделие, образованное переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей. Миги, идущие вдоль ткани, называются основной системой, или основой. Нити, идущие поперек ткани, называются уточной системой, или утком.
      Переплетение основы и утка происходит на ткацком станке. Подготовка основы к ткацкому производству включает следующие операции: перемотку пряжи, сновку, шлихтование, проборку в ремизы и бердо. Подготовка утка представляет собой перемотку пряжи или нитей с початков, мотков или бобин на специальные деревянные уточные шпули.
      Совокупность физико-химических и механических процессов, в результате которых из суровья получается готовая ткань, называется отделкой ткани.
      Цель отделки тканей - улучшение свойств, облагораживание тканей и придание им товарного вида. 13 зависимости от назначения ткани проходят специальные обработки. Совершенствование оборудования, установка поточных линий, широкое внедрение механизации и автоматизации ведут к улучшению качества тканей.
      При заключительной отделке ткани возможны дефекты: пе-ровнота отделки, разрыв ткани по длине, ослабление ткани при каландровании и другие дефекты, которые необходимо учитывать при выполнении художественной штопки.
      Отделка ткани различного волокнистого состава заканчивается сортировкой, маркировкой и упаковкой, которая производится в соответствии с нормами стандартов.
      В зависимости от вида волокон, входящих в состав пряжи, из которой выработана ткань, все ткани делятся на однородные и неоднородные.
      Однородными называются ткани, состоящие из одинаковых волокон (например, только волокна хлопка или натурального шелка).
      Неоднородными называются ткани, состоящие из волокон различного вида, например из шерсти и вискозных волокон и др.
      Все неоднородные ткани делятся на три группы: смсшанно-смесовые, которые в составе основы и утка имеют различные волокна; смешанные, которые состоят из различных по виду волокна систем нитей; смешанные-полусмесовые, которые имеют одну систему нитей однородную, а вторую из смеси волокон. Например, основа ткани может быть хлопчатобумажной, а уток - из смеси со штапельными вискозными волокнами. Мастеру художественной штопки очень важно знать плотность ткани, которая характеризуется количеством нитей, приходящихся на единицу длины ткани, обычно на 10 см. Различают и всегда определяют плотность ткани отдельно по основе и утку. Если плотность ткани по основе и утку одинаковая, ткань называется равноплотной. Если плотность по основе и утку различная, ткань называется неравноплотной (рис. 3). Различают плотность ткани фактическую, максимальную и относительную.
      Рис. 3. Расположение нитей различной толщины: а - при одинаковой фактической плотности, б - при максимальной плотности
      Ткацкие переплетения чрезвычайно разнообразны и определяют строение и свойства тканей. От вида переплетения основы и утка зависит характер и рисунок лицевой стороны ткани, ее рельефность или гладкость, наличие поперечных или продольных рубчиков и полос, блеск лицевой поверхности и тщ. В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся на четыре класса: простые (гладкие) мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые. При зарисовке ткацких переплетений на клетчатой бумаге условно принято каждый вертикальный ряд клеток считать основной нитью, а каждый горизонтальный ряд — уточной нитью. Каждая клетка представляет собой перекрещивание двух нитей (основной и уточной) и называется перекрытием. Если на лицевую поверхность ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую поверхность ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке остается белым. Повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом.
      В каждом ткацком переплетении различают раппорт по основе и утку. Раппорт по основе — это количество основных нитей, образующих рисунок переплетения. Раппорт по утку — это количество уточных нитей, образующих рисунок переплетения.
      К простым (гладким) переплетениям относятся полотняное, саржевое, атласное и сатиновое. Отличительные особенности всех гладких переплетений: в раппорте каждая основная нить переплетается с уточной только один раз; раппорт по основе всегда равен раппорту по утку.
      Наиболее распространенное из всех ткацких переплетений полотняное. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну: на лицевую поверхность ткани попеременно выходит то основная, то уточная нить (рис. 4). Полотняное переплетение применяется для выработки хлопчатобумажных тканей — ситца, бязи и др.; льняных тканей, шелковых тканей — крепдешина, креп-шифона и др.; шерстяных тканей — сукна, некоторых плательных и костюмных тканей. Если при полотняном переплетении основа толще, чем
      уток, на ткани возникает поперечный рубчик (фай, поплин и др.). Такие ткани называются ложнорепсовыми, так как по своему виду они напоминают репс. Поэтому, выполняя художественную штопку, на такие ткани следует обратить особое внимание.
      Отличительной особенностью тканей саржевого переплетения является рубчик, идущий по диагонали ткани (саржа, шотландка и др.). На лицевой поверхности саржевых тканей рубчик идет обычно снизу вверх, слево направо, реже справа налево. Характерные признаки образования саржи: наименьшее количество нитей в раппорте (3); при каждом следующем прокладывании уточной нити производится сдвиг ткацкого рисунка на одну нить. Саржевое переплетение обозначается дробью, в числителе ставится количество основных перекрытий в каждом ряду раппорта, в знаменателе — количество уточных перекрытий (рис. 5). Дано саржевое переплетение 1/2. Раппорт саржи по основе равен раппорту по утку и равен сумме цифр числителя и знаменателя. Если на лицевой поверхности преобладают основные нити, саржевое переплетение называется основным (2/1, 3/1, 4/1) если на лицевой поверхности преобладают уточные нити, саржа называется уточной (1/2, 1/3, 1/4). В зависимости от числа нитей в раппорте саржи и плотности основы и утка угол наклона рубчика в саржевом переплетении будет различным.
      Ткани сатиновых и атласных переплетений имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия (застилы), поэтому лицевая поверхность ткани гладкая и блестящая. В раппорте сатинового и атласного переплетений должно быть не менее пяти нитей (рис. 6); атласное переплетение образуется аналогично сатиновому, но в пятиниточном атласном переплетении каждая основная нить в раппорте покрывает четыре уточные нити и под одну уточную нить проходит. Лицевой застил тканей атласного переплетения состоит из основных нитей (рис. 7).
      Мелкоузорчатые переплетения делятся на производные переплетения, полученные путем изменения, усложнения простых переплетений; комбинированные переплетения, полученные путем чередования и комбинирования простых переплетений, В отличие от простых переплетений раппорт по основе и утку в мелкоузорчатых переплетениях может быть различны. К производным, полотняного переплетения относятся репсовое переплетение и рогожка.
      Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных перекрытий полотняного переплетения. Каждая основная нить в репсовом переплетении может идти через две, три и более уточных нитей. При этом на поверхности ткани возникает поперечный рубчик и репс называется поперечным (рис. 8). Если каждая уточная нить в репсовом переплетении идет через две, три или несколько основных нитей, на ткани возникает продольный рубчик и репс называется продольным (рис. 9).
      Рогожка (рис. 10) — это двойное или тройное полотняное переплетение, которое образуется путем симметричного увеличения основных и уточных перекрытий. Рогожка может быть выработана и в четыре нити.
     
      Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани простые узоры в виде продольных и поперечных полос, клеток, контуров. Образуются эти переплетения путем чередования или сочетания простых переплетений. Особенностью креповых переплетений (рис. 15) являются разбросанные по лицевой поверхности ткани удлиненные перекрытия, которые придают ей характерную мелкозернистую поверхность. Креповые переплетения могут быть получены путем удлинения перекрытий или путем совмещения двух переплетений. Креповые переплетения чрезвычайно разнообразны и применяются для выработки шерстяных, хлопчатобумажных, льняных и других тканей. Рельефные переплетения образуют на тканях рисунок с выступающими основными и уточными нитями. К рельефным переплетениям относятся диагональные, вафельные или рубчиковые ткани. На поверхности тканей, выработанных рубчиковым переплетением, образуются две выпуклые рельефные полоски, которые идут вертикально или наклонно.
      Сложные переплетения образуются из нескольких основных и уточных нитей. К сложным переплетениям относятся: двухлицевые, двухслойные, ворсовые, петельные, пере-вивочные и другие ткани.
      Рис. 14. Комбинированное переплетение
      Двухлицевые и двухслойные переплетения применяются для выработки хлопчатобумажных тканей (пике, трико, байка) и драпов. Дополнительные системы нитей при выработке драпов используются для увеличения толщины, плотности и улучшения теплозащитных свойств тканей. Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей, которые плотно переплетаются между собой: две основы и один уток или два утка и одна основа. Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей и могут состоять из двух отдельных тканей, соединенных между собой одной из составляющих четырех систем или дополнительной, пятой, системой.
      Ткани ворсовых переплетений имеют на лицевой поверхности разрезной, вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошной или рисунчатый в виде полосок разной ширины. Вор-
      Рис. 15. Креповое переплетение
      совые переплетения образуются из трех систем нитей; одна система ворсовая и две системы коренные - основа и уток. Ворсовые переплетения придают тканям красивый внешний вид, увеличивают теплозащитные свойства и износостойкость, но они усложняют обработку тканей при художественной штопке, влажно-тепловую обработку, а поэтому необходимо учитывать наличие в ткани ворса, направление ворсовых полосок и некоторый наклон ворса.
      Крупноузорчатыми переплетениями вырабатывают ковры, гобелены, покрывала, скатерти, которые художественной штопке подвергаются очень редко. Крупноузорчатые переплетения делятся на простые и сложные. Простые крупноузорчатые переплетения состоят из двух систем нитей и применяются для выработки хлопчатобумажных тканей (сатина), шелковых («Юбилейная», «Весна»), шерстяной плательной ткани «Эффект», льняных, декоративных тканей и др.
      Наиболее легкие по массе ткани предназначаются для изготовления платьев, блузок; наиболее тяжелые — для пальто (см. табл. 3).
      Контрольные вопросы
      1. По каким показателям определяют строение ткани?
      2. На какие классы делятся ткацкие переплетения?
      3. По каким признакам можно определить в ткани лицевую, изнаночную сторону и долевую нитку?
      4. Как группируются ткани по волокнистому составу?
      5. Какие свойства ткани относятся к физико-механическим, гигиеническим и технологическим?

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.