НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Эксперимент по физиологии растений. — 1978 г.

Васильева Екатерина Мартемьяновна
Горбунова Тамара Варфоломеевна
Кашина Лилия Ильинична

Эксперимент по физиологии растений

Пособие для учителей

*** 1978 ***


DjVu


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

Эксперимент по физиологии растений в средней школе. Пособие для учителей. М. «Просвещение» 1978. 112 с. с ил.
      Перед загл. авт. Е. М. Васильева Т. В. Горбунова Л. И. Кашина.
     


      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие 3
      Введение 5
     
      Тема I. Физиология растительной клетки
      Работа 1. Искусственная «клеточка Траубе» 7
      Работа 2. Явление плазмолиза и деплазмолпза 8
      Работа 3. Вязкость цитоплазмы 10
      Работа 4. Движение цитоплазмы 12
      Работа 5. Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы —
      Работа 6. Колпачковый плазмолиз 14
      Работа 7. Поступление веществ в вакуоль и их накопление
      Работа 8. Тургорное состояние клеток 13
      Работа 9. Осмотическое давление в клетке
      Работа 10. Сосущая сила клетки 21
      Работа 11. Оболочка клетки 23
      Работа 12. Кристаллические включения в клетке
      Работа 13. Запасные вещества в клетке 27
      Работа 14. Выделение инвертазы из дрожжей и ферментативный гидролиз сахарозы 28
     
      Тема II. Водный режим растений
      Работа 15. Анатомическое строение листа 30
      Работа 16. Строение и механизм открывания и закрывания устьиц 32
      Работа 17. Определение состояния устьиц методом инфильтрации 33
      Работа 18. Устьичная и кутикулярная транспирация 35
      Работа 19. Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения 36
      Работа 20. Анатомическое строение корня 38
      Работа 21. Корневое давление 41
      Работа 22. Явление гуттации 43
      Работа 23. Анатомическое строение стебля 44
      Работа 24. Присасывающее действие листьев 49
      Работа 25. Поднятие воды в растении по сосудам 50
     
      Тема III. Минеральное питание растений
      Работа 26. Микрохимический анализ золы растения
      Работа 27. Обнаружение нитратов в листьях 53
      Работа 28. Водные культуры 54
     
      Тема IV. Фотосинтез
      Работа 29. Получение спиртовой вытяжки хлорофилла 58
      Работа 30. Разделение пигментов по методу Крауса 59
      Работа 31. Действие щелочи на хлорофилл 60
      Работа 32. Получение феофитина и восстановление металлоорганической связи 61
      Работа 33. Спектр поглощения хлорофилла 62
      Работа 34. Образование крахмала в листьях растений (проба Сакса) 63
      Работа 35. Поглощение зеленым растением углекислого газа из воздуха 64
      Работа 36. Образование сахара в зеленых листьях на свету 65
      Работа 37. Зависимость интенсивности фотосинтеза от интенсивности света 66
      Работа 38. Влияние спектрального состава света на фотосинтез 67
      Работа 39. Влияние температуры на фотосинтез 69
     
      Тема V. Дыхание растений
      Работа 40. Дыхание прорастающих семян 70
      Работа 41. Определение интенсивности дыхания 72
      Работа 42. Необходимость кислорода воздуха для роста корней 73
      Работа 43. Обнаружение дегидрогеназ 74
      Работа 44. Обнаружение пероксидазы 75
      Работа 45. Обнаружение каталазы 76
     
      Тема VI. Рост и движение растений
      Работа 46. Верхушечный рост корня 77
      Работа 47. Верхушечный рост стебля 78
      Работа 48. Базальный рост листьев лука 79
      Работа 49. Вставочный рост стебля злаков
      Работа 50. Влияние температуры на рост растений 80
      Работа 51. Влияние света на рост растений 81
      Работа 52. Необходимость почвенной влаги для роста растений 82
      Работа 53. Фототропизм 83
      Работа 54. Геотропизм 84
     
      Тема VII. Организация бактериальной клетки. Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе
      Работа 55. Изучение бактерий методом висячей капли 86
      Работа 56. Изучение бактерий в фиксированном и окрашенном виде 87
      Работа 57. Метод элективной культуры 86
      Работа 58. Изучение спор сенной палочки 91
      Работа 59. Обнаружение азотфиксирующих бактерий в почве 92
      Работа 60. Обнаружение клубеньковых бактерий 94j
      Работа 61. Изучение дрожжей (Saccliaromyces cerevisiae) 96
      Работа 62. Спиртовое брожение 97
      Работа 63. Молочнокислое брожение 96
      Работа 64. Маслянокислое брожение (упрощенный опыт) 101
     
      Приложение
      Приготовление некоторых реактивов и их хранение 103
      Заготовка и хранение натуральных объектов 107
      Список рекомендуемой литературы 109

     
      ПРЕДИСЛОВИЕ

      Развитие современной биологии привело к возрастанию роли биологического образования в средней школе. Для учащихся старших классов рекомендован факультативный курс «Физиология растений с основами микробиологии». Задача факультатива — расширить углубить закрепить знания учащихся об основных жизненных процессах происходящих в растительном организме развить у них интерес к экспериментальной работе и вооружить практическими навыками. Факультативные занятия являются одной из форм профессиональной ориентации школьников.
      Составляя данное пособие авторы ставили задачу помочь преподавателю биологии в отборе опытов по физиологии растений и в проведении эксперимента. Давая описание довольно большого числа работ авторы предполагали что преподаватель использует только то из них которые можно выполнить с учетом уровня подготовки учащихся и материальных возможностей школы. Некоторые работы можно проводить как лабораторные на уроках ботаники общей биологии или использовать для демонстраций.
      Все опыты доступны для понимания учащихся и легко выполнимы в школьных условиях под руководством учителя за 2 ч учебного времени. Работы связанные с выращиванием растений или микроорганизмов рассчитаны на два занятия. Большинство опытов проверено авторами в работе со студентами или с учащимися в период педагогической практики в отдельных случаях описания заимствованы из литературных источников.
      Авторы сердечно признательны рецензентам проф. П. А. Генке лю проф. Н. Н. Овчинникову и кандидату педагогических наук Г. Г. Манке за цепные замечания и предложения направленные на совершенствование рукописи.
     
      ВВЕДЕНИЕ
      Постановка экспериментальных работ по физиологии растений в условиях средней школы требует соответственно оборудованной лаборатории. Желательно чтобы она была расположена окнами на солнечную сторону имела естественное освещение и более или менее постоянную температуру для нормального роста растений. В лаборатории должен быть водопровод (при отсутствии водопровода ставят большие сосуды для воды с кранами или каучуковыми трубками с зажимами) слив и электропроводка дающая возможность пользоваться проекционным фонарем термостатом нагревательными приборами. Кроме того очень часто в зимнее время опыты по физиологии зеленых растений не могут быть полностью закончены из-за недостаточности естественного освещения и тепла. В этом случае дополнительное освещение и обогрев обеспечиваются электроэнергией. В лаборатории должна быть аптечка с необходимыми материалами для оказания первой помощи.
      Значительная часть факультативных занятий проходит в зимнее время поэтому для их проведения используют комнатные растения гербарий и фиксированный материал.
      Выполнение любой работы складывается из следующих этапов: 1) чтения учебного пособия1 и другой литературы; 2) подготовки реактивов аппаратуры посуды и т. д.; 3) освоения используемого метода исследования; 4) подготовки растения (объекта исследования); 5) проведения опыта; 6) составления отчета.
      Особое внимание необходимо обратить на организацию работы и культуру труда. С этой целью тщательно готовят рабочее место. На столе размещают в наиболее рациональном порядке необходимое оборудование и материалы заэтикетированные реактивы красители тетради для записей. Четкие и краткие записи делают в тетради (не на отдельных листках) таким образом чтобы легко было проверить все записи и расчеты. Рекомендуется придерживаться определенной системы в записях. Для каждой работы указывают дату (если работа проводится в течение продолжительного времени то необходимо указать начало и конец ее) точное название цель план и краткое содержание работы результаты работы вывод и значение изучаемого явления. Выводы следует подтверждать доказательствами в форме зарисовок засушенных и наклеенных растений цифровых данных фотографий таблиц диаграмм и пр.
      При организации экспериментальной работы постановку опытов производят обычно в трехкратной повторности и наряду с опытными растениями обязательно имеют контрольные. Все растения помещают в абсолютно одинаковые условия. И только фактор влияние которого изучают в опыте исключают из условий в которые помещают контрольные растения. Многие опыты длительны поэтому начало и конец опыта нужно проводить в часы занятий промежуточные наблюдения — во внеурочное время. Ряд работ выполняют с проростками которые получают заранее проращивая семена в течение 1—2 недель. Луковицы проращивают за 2—3 недели.
      Занятия рекомендуем проводить фронтально-групповым методом т. е. группа изучает один процесс но на различных объектах. Полученные данные обсуждают и делают выводы. В итоге выполнения работ учащиеся должны. приобрести навыки в самостоятельной постановке
      1 Генкель П. А. Физиология растений. М. 1970 1974.
      опытов по физиологии растений: уметь составить план проведения опыта внимательно и в точно намеченное по плану время провести наблюдения сделать точные измерения подсчеты оформить дневник изготовить графики диаграммы таблицы демонстрирующие результаты опыта сделать выводы.


     
      Список рекомендуемой литературы
      Викторов Д. П. Малый практикум по физиология растений. М. «Высшая школа» 1969.
      Генкель П. А. Микробиология с основами вирусологии. М. «Просвещение» 1974.
      Генкель П. А. Физиология растений. М. «Просвещение» 1975.
      Генкель П. А. Физиология растений (факультативный курс). М. «Просвещение» 1970 1974.
      Жизнь растений в 6 томах. Т. 1 2 3. М. «Просвещение» 1974 1976 1977.
      Курсанов Л. И. и др. Ботаника. Т. 1. Анатомия и морфология растений. М. «Просвещение» 1966.
      Сказкин Ф. Д. и др. Практикум по физиологии растений. М. «Советская наука» 1953.
      Травкин М. П. Занимательные опыты с растениями. М. Учпедгиз 1960.
      Черемис и нов Н. А. Боева Л. И. Семиха-това О. А. Практикум по микробиологии. М. «Высшая школа» 1967.

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru