НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Физический эксперимент в школе. — 1981 г.

Составители
Галина Петровна Мансветова
Валентина Фёдоровна Гудкова

Физический эксперимент в школе

*** 1981 ***


DjVu

 

 

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      От составителей
      Общее оборудование кабинета физики
      М. И. Козаков, А. Н. Гаваза. Комплекс технических средств обучения в кабинете физики
      Ю. П. Марфин. Электроснабжение лабораторных столов в кабинете физики
      С. А. Колобов. Самодельная приставка к аппарату ЛЭТИ-60 для демонстрации диапозитивов
      И. П. Селиванов. Синхронизирующая приставка к автоматическому диапроектору
      А. Н. Кузибецкий, А. П. Попов. Использование чувствительных датчиков в физических демонстрациях
      А. Н. Кузибецкий, А. П. Попов. Электронный лабораторный секундомер
      А. Ф. Шибаев. Датчики для включения и выключения секундомера
      A. В. Конев. Об использовании стеклянной доски в кабинете физики Механика
      Л. И. Анциферов. Комплект приборов по механике
      B. Н. Чувашов. Комплект оборудования для изучения законов кинематики
      В. Б. Мулевский. Демонстрационный прибор по механике
      A. Н. Кузибецкий, А. П. Попов. Прибор по кинематике
      B. Б. Мулевский. Установка для наблюдения движения тел под действием силы тяжести при стробоскопическом освещении
      A. П. Попов, А. Н. Кузибецкий. Использование стробоскопического метода для изучения механических явлений
      Г. И. Плотников. Демонстрация к «ведению понятия инертности Г. Ф. Воловик. Модель для определения ускорения тела при равноускоренном движении
      Н. П. Головин. Прибор для изучения ускоренного движения
      B. Б. Мулевский. Динамометр
     
      Молекулярная физика
      Е. Б. Мягков. Опыты с демонстрационным микроманометром
      Л. И. Кузнецова, М. Е. Кузнецов. Работа физического практикума в IX классе «Определение удельной теплоты парообразования воды»
      C. М. Дураев, Н. Г. Ширчков. Демонстрация перехода насыщенных паров в ненасыщенные и обратно
      A. С. Холод. Модель тепловой машины
      B. Ф. Шилов. Модели
     
      Электродинамика
      В. И. Тараненко. Демонстрация зависимости сопротивления металлических проводников от температуры
      А. П. Кузьмин, 3. Н. Матвеева. Использование электрического метода для измерения неэлектрических величин
      Я. Ф. Хлыбов. Установка для измерения индукции магнитного поля 93
      Н. И. Бланк. Демонстрация некоторых применений ферромагнитных веществ в технике 95
      Г. И. Жерехов. Демонстрации по электронике и радиоэлектронике 99
     
      Колебания и волны
      Л. И. Базалийский. Волновая машина 103
      Л. Ф. Шибаев. Простой школьный усилитель низкой частоты на транзисторах 108
      С. А. Хорошавин. Две демонстрации с генератором сантиметровых волн 111
      В. Н. Воробьев, Г. В. Оглоблин. Демонстрационный генератор сантиметровых электромагнитных волн на диоде Ганна 117
      Я. И. Король. Демонстрационный локатор на базе школьного осциллографа 118
      В. А. Орлов. Действующая модель автоматической телефонной станции 123
     
      Оптика
      В. И. Ринский. Демонстрация преобразования энергии света 127
      И. М. Ростовцев. Способ демонстрации венцов
     
      Физика атома и атомного ядра
      О. Ф. Кабардин, А. X. Суербаев. Лабораторная работа по регистра ции превращения гамма-квантов в электронно-позитронные пары
      Л. Я. Минько. Школьный радиометр и приспособления к нему для опытов по радиоактивности
      Л. В. Сенин. Модель синхрофазотрона
     
      Астрономия
      Н. И. Ковязин, В. Н. Шиляев. Простейшийшкольный астрограф
      Л. К. Муртазов. Электрофотометр
     
      Внеклассная работа
      Л. С. Холод. Демонстрация относительности движения
      В. Я. Орехов. Простые приборы для демонстрации относительности движения и сложения перемещений
      Л. Муталуп. Прибор для демонстрации теплопроводности
      Г. И. Чебыкин. Прибор для показа взаимодействия прямого тока с магнитным полем
      Л. Л. Бабаев. Прибор для изучения силы, действующей на элемент тока малой длины
      Я. Л Маринец. Генератор переменного тока с изменяющимся магнитным потоком при неподвижном контуре и неподвижном магните
      И. С. Прокопец. Магнитометр
      Я. Я. Белозерский. Простая приставка к школьному осциллографу 172
      М. Л. Анисенко, М. Ф. Безрукий, С. А. Хорошавин. Самодвижущаяся тележка с набором блоков для опытов по автоматике и телемеханике 174
     
      Предложения и советы
      Ю. Б. Зотов. К демонстрации свободного падения 181
      Г. М. Миронов. Прибор для демонстрации состояния невесомости
      Л. Я. Вишневский. Сварка термопар
      Я. Я. Красиков. Некоторые опыты по электричеству
      Я. М. Канаев. Обнаружение распределения зарядов на поверхности цилиндрического проводника с коническим выступом
      В. С. Рыжановский. Механическая модель инерционного движения электрона
      Л. В. Набатов. Восстановление работоспособности полупроводникового термоэлемента
      A. Я. Ридченко. Наблюдение магнитных спектров
      Н. Я. Коротков. Об одном способе включения ртутно-кварцевой лампы типа ПРК-4
      Л. Л. Бабаев. Крепление таблиц и плакатов
      B. Я. Пиляев. Как сделать кадровую рамку

     

      В настоящее время в связи с совершенствованием обучения и воспитания школьников, подготовкой их к трудовой деятельности особое значение приобретает развитие школьного физического эксперимента. Широкое использование демонстрационных опытов, умелое привлечение учащихся к выполнению на уроке несложных экспериментов, рациональная организация лабораторных работ и занятий физического практикума — все это позволяет учителю сделать свои уроки интересными, содержательными, воспитывающими. Нередко, обдумывая материал урока, учитель создает свою конструкцию прибора, установку для опыта, чтобы демонстрация стала еще нагляднее, понятнее ученикам. Много творческих сил вкладывает учитель физики обычно и в организацию хорошего, удобного физического кабинета. Опыт передовых учителей и методистов, энтузиастов, занимающихся совершенствованием школьного физического эксперимента, и представлен в данной книге.
      Предлагаемый сборник является очередным (шестым) выпуском и предназначен для учителей физики. Как и предыдущие выпуски, он составлен из статей, присланных редакции журнала «Физика в школе», которые получили положительную оценку редколлегии, но не могли быть напечатаны в журнале из-за ограниченности его объема.
      Цель данного сборника — помочь учителю физики в организации школьного физического эксперимента, проведении с учащимися лабораторных работ, постановке демонстрационных опытов.
      В статьях, включенных в этот выпуск, описываются новые конструкции приборов по физике и астрономии или дополнительные приспособления к имеющемуся школьному оборудованию, предлагаются оригинальные или методически полезные демонстрации. В ряде статей даются методические рекомендации к постановке опытов на уроках физики и внеклассных занятиях. В книге имеется также материал, который может быть полезен учителю, ведущему физико-технический кружок.
      Сборник содержит следующие разделы: «Общее оборудова-
      ние кабинета физики», «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Колебания и волны», «Оптика», «Физика
      атома и атомного ядра», «Внеклассная работа», «Астрономия», «Полезные советы».
      Составители сборника благодарят всех товарищей, принявших участие в рецензировании статей, включенных в эту книгу, внесших ценные замечания по ее совершенствованию, особую признательность выражают Б. С. Зворыкину, С. А. Хорошавнну, А. Ф. Шибаеву.
      Замечания и предложения относительно сборника просим направлять в редакцию физики и астрономии издательства «Просвещение» по адресу: Москва, 129846, 3-н проезд Марьиной рощи, д. 41.
     
      ОБЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ФИЗИКИ
      М. И. Козаков, А. Н. Гаваза
      (г. Владимир)
      КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ
      В физических кабинетах средних школ растет число технических средств обучения (ТСО). В этих условиях возникает проблема их стационарной установки и управления с общего пульта. Некоторые учителя физики самостоятельно (или с помощью шефствующих предприятий) оборудуют такие комплексы ТСО.
      Конструкторский коллектив кафедры теоретической физики Владимирского педагогического института разработал несколько вариантов такого комплекса для школьного кабинета физики. Ниже приводится вариант оборудования комплекса ТСО в кабинете физики, доступный для школ.
      Центральным узлом комплекса является «пульт учителя», который конструктивно оформляется в виде двухтумбового стола, на котором находятся магнитофон и электрофон. В центре расположена панель управления всей аппаратурой и механизмами комплекса. В нижней части помещаются блок питания двигателей механизмов зашторивания окон и двигателя экрана, регулятор напряжения и соединительные провода.
      Рассмотрим подробнее устройство отдельных узлов комплекса.
      От конструкции экрана, его технического состояния и места расположения во многом зависит качество проецируемого изображения, значит, и тот эмоциональный настрой учащихся, который способствует лучшему усвоению иллюстративного материала.
      Желательно применить экран типа ЭПД-С2, входящий в комплект киноустановки «Украина-5».
      В процессе эксплуатации поверхность экрана необходимо оберегать от загрязнения. В нерабочем состоянии его убирают в защитный кожух. При установке экрана нужно учитывать, чтобы высота нижней кромки проецируемого на него изображения была не ниже 1,5 м от пола (нижний его край должен быть виден ученикам, сидящим в последнем ряду).
      Чтобы с пульта зюжно было управлять выдвижением экрана, последний подвергают некоторым конструктивным переделкам и дополнениям (механизм управления экраном изображен на рис. 1).
      С левой стороны кожуха 1 (если смотреть на рабочую поверхность экрана) надо снять крышку 2, вынуть пружину и деревянный стержень, а вал экрана соединить с осью редуктора двигателя механизма управления экраном. Это соединение производят с помощью цилиндра с отверстием квадратной формы 3, закрепленного на конце вала экрана, и оси редуктора двигателя квадратной формы, свободно входящей в отверстие цилиндра. Сам двигатель крепят на крышке экрана. Вал 4 крепят на шестерне редуктора двигателя; он имеет резьбу М8, М10. Число витков резьбы определяют числом оборотов вала экрана, достаточным для полного выдвижения экрана. На валу 4 навинчивают гайки 5 из текстолита (или из другого изоляционного материала). Чтобы гайки 5 могли перемещаться вдоль оси вращающегося вала 4, имеются стопорные винты 6, проходящие через паз скобы 7. Таким образом, при своем перемещении гайки разрывают цепь контактов 8 или 9.
      Электрическая схема блока управления экраном приведена на рисунке 2.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru