НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Физкультура в специальной медицинской группе.

Михаил Дмитриевич Рипа
Виталий Кондратьевич Велитченко
Светлана Степановна Волкова

Занятия физической культурой
со школьниками, отнесенными к специальной
медицинской группе

*** 1988 ***


DjVu

 

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Предисловие
      Глава 1. Значение, задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп
      Глава 2. Учебная работа по физическому воспитанию. Организация учебного процесса
      Глава 3. Примерное содержание уроков физической культуры
      Глава 4. Методика обследования и врачебно-педагогических наблюдений
      Глава 5. Особенности методики оздоровительной физкультуры, обусловленные клиническим диагнозом ослабленных детей
      Глава 6. Работа школы, семьи и врачебно-физкультурного диспансера по физическому воспитанию ослабленных школьников
      Литература
      Приложение

     
     

      Глава 1.
      ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
     
      «Социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины.
      Нужно организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия»,— говорится в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы
      Обучение в школе, увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.).
      Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениям обмена веществ и т. д.
      Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровляющие меры. В частности, систематическая мышечная деятельность усиливает импульсы, несущие сигналы в кору и подкорковые образования головного мозга обо всех изменениях, протекающих в организме. Эти сигналы воспринимаются нервными окончаниями — рецепторами, заложенными в мышцах, сухожилиях (проприорецепторах), во внутренних органах (ич-терорецепторах), в органах слуха, зрения и вестибулярного лабиринта (экстерорецепторах). Они являются естественными стимуляторами, активизирующими деятельность всех физиологических систем организма. Сигналы адресуются в соответствующие центры нервной системы, управляющие определенными функциями организма.
      В противоположность этому ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок.
      Дефицит мышечной деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца: работа его становился неэкономной, менее стабильной. В связи со снижением силы сердечных сокращений уменьшается выброс крови в периферическое сосудистое русло с каждым его сокращением. Для поддержания должного уровня артериального давления сердечные сокращения учащаются, интервалы расслабления между отдельными сокращениями укорачиваются, мышца сердца устает.
      В условиях дефицита мышечной работы приспособление даже к малым нагрузкам сопровождается выраженным учащением пульса, отрицательной реакцией на ортостатическую пробу (т. е. на переход из горизонтального в. вертикальное положение тела).
      В качестве примера отрицательного влияния гипокинезии могут служить следующие случаи.
      Дима К., ученик VII класса, физкультурой занимался только на уроках в школе. Свободное время проводил у телевизора. Зимой по дороге в школу упал, получил травму, сопровождавшуюся сотрясением головного мозга и переломом правой лучевой кости.
      Коля М., ученик VIII класса, физкультурой занимался два раза в неделю по 40 мин только по обязательной программе. После перенесенной им болезни Боткина (инфекционный гепатит) был полностью освобожден от занятий физкультурой на 6 месяцев. За это время масса его тела увеличилась на 4,5 кг. Рекомендованные ему занятия лечебной физкультурой при поликлинике не посещал. Назначенные ему занятия в СМГ избегал. По истечении 6-месячного срока возобновил сразу занятия физкультурой в основной группе и на одном из первых уроков, выполняя прыжок в длину, получил тяжелую травму — перелом лодыжек правой голени.
      Неля К-, ученица VI класса, после воспаления легких и частых ангин длительно освобождалась от уроков физкультуры, рекомендованную лечебную физкультуру не выполняла. После длительного освобождения сразу была допущена к занятиям в подготовительную, минуя специальную, группу. При выполнении прыжка через «козла» получила травму — перелом костей предплечья левой руки.
      В двух последних случаях неправильной была тактика врача и педагога. Практически с первых дней болезни этим школьникам следовало бы назначить соответствующую лечебную физкультуру, а с первого дня посещения школьных занятий пройти поэтапную подготовку к физическим упражнениям, начиная занятия в СМГ.
      Во всех же трех случаях возникновению тяжелых травм способствовали гипокинезия, плохая координация движений, неподготовленность к самостраховке в результате слабой тренированности.
      Наблюдая за юными гимнастами, футболистами, волейболистами, видим, что во время тренировок им приходится много раз падать, но хорошая координация движений, умение сгруппироваться помогают избежать травм.
      Таким образом, физическая культура способствует профилактике детского травматизма путем внедрения рациональных физических нагрузок в двигательный режим, целенаправленного обучения школьников необходимым специальным двигательным умениям и навыкам.
      Наблюдения показывают, что физические упражнения имеют большое значение для развития костной системы. Под их влиянием костные клетки лучше снабжаются кровью, что сказывается на их росте. Физические упражнения являются хорошим средством, предупреждающим нарушения осанки — сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений.
      Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, и особенно против сердечно-сосудистых.
      Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма — выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связаны творческий, высокопроизводительный труд и выполнение священного долга защитника Родины.
      Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии доброты, жизнерадостности, энергичности, собранности, уверенности в себе.
      Опыт работы в некоторых школах г. Москвы и Прибалтики, в также в ряде социалистических стран с большой убедительностью показывает, что увеличение времени на организованную мпитательную деятельность в суточном режиме не только улучшает физическое развитие учащихся, но и способствует повышению их успеваемости по другим школьным предметам.
      Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает быстрое восстановление работоспособности. Это особенно важно для школьников СМГ, так как у них наблюдается повышенная утомляемость организма, ослабленного болезнью.
      Итак, движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.
      Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.
      В соответствии с этим к основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.
      К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.
      К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.
      С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы — «А» и «Б».
      К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.
      К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.).
      Деление на подгруппы — это тот фактор, который определяет режим занятий. При этом наиболее доступным критерием по отбору соответствующих нагрузок служит пульсовой режим.
      Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:
      укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
      расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
      повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
      освоение основных двигательных навыков и качеств; воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
      разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для школьников, имеющих избы-
      точный вес), пребывания на воздухе (прогулки, внеклассные занятия физической культурой) и т. п.
      Комплектование СМГ к предстоящему учебному году должно проводиться на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования, проведенного в апреле — мае текущего года, и завершаться к 1 июня. Таким образом, у директоров школ есть время до 1 сентября для оформления приказом состава группы (по отделу народного образования и школ). Наполняемость групп не менее 10 человек.
      Школьный врач совместно с медицинским персоналом школы знакомит учителя физкультуры с пофамильными списками учащихся, с состоянием их здоровья. Далее они совместно разрабатывают план и тактику проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, на год, на летние каникулы, индивидуально на каждого учащегося, намечают сроки проведения врачебно-педагогических наблюдений. Все это вносят в индивидуальную карту, в которой в дальнейшем будут отражены результаты медицинских осмотров, диагнозы, рекомендации врача и учителя физкультуры.
      Основными документами в учебной работе должны быть: поурочный план на полугодие для каждой группы; план-конспект урока; журнал учета занятий со школьниками, отражающий общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями, поурочный учет ЧСС, содержание задач урока, индивидуальные задания).
      Следует отметить, что организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися. Они предъявляют к директорам школ, учителям и медицинским работникам значительно большие требования. В СМГ занимаются школьники разного возраста, пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Некоторые учителя физкультуры и медицинские работники детских поликлиник и школ недостаточно знакомы с основами физического воспитания и врачебного контроля, не умеют определять адаптацию ребенка к физическим нагрузкам, в результате чего необоснованно большое число учащихся оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры.
      Информация о состоянии здоровья школьников и распределении их на медицинские группы поступает нередко директорам школ и учителям с большой задержкой, в связи с чем замятия в СМГ или начинаются с большим опозданием, или вообще не проводятся.
      Недостаточная работа с родителями приводит к тому, что они не проявляют должного интереса к вопросам физического воспитания своих детей, более того, предпочитают оберегать их от необходимой двигательной активности, добиваясь всеми путями освобождения от занятий физкультурой.
      Совершенствование процесса физического воспитания учащихся СМГ требует коренных изменений его методики и организации. Практика показывает, что больше внимания необходимо уделять развитию основных двигательных качеств, не забывая при этом о закаливании, пропаганде здорового образа жизни, знаний по медицине, гигиене, самоконтролю и т. д.,Причем эта работа должна осуществляться комплексно и обязательно регулярно.
      Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 мин или три раза в неделю по 30 мин. Посещение их учениками обязательно. Ответственность за это возлагается на учителя, ведущего уроки физкультуры, или классного руководителя. Контролирует работу СМГ заместитель директора или врач.
      Уроки обязательно должны дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.
      В ряде школ занятия физкультурой с учащимися СМГ проводятся совместно с основной и подготовительной группами — это проще в организационном отношении, но сложнее в методическом. Кроме того, ослабленные дети, как правило, малоподвижны, недостаточно координированны, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек со стороны сверстников. Учитывая эти обстоятельства, занятия с ними следует проводить только отдельно от здоровых школьников. Это позволит избежать многих методических и педагогических ошибок.
      Наиболее целесообразно в условиях крупных городов объединять учащихся близкорасположенных школ для проведения занятий по возрастному принципу: в одной школе — дети младших классов, в другой — средних, в третьей — старших. Эта форма несколько сложнее в организационном, но наиболее эффективна в методическом плане.
      Впервые в истории советского народного образования во всех восьмилетних и средних школах для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, сейчас введены зачеты по физкультуре — конкретный критерий оценки итогов учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, что стало еще одним свидетельством повышенного внимания к этому школьному предмету. Зачеты обязаны сдавать все учащиеся выпускных классов, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группам. Освобождаются от непосредственной сдачи зачетов учащиеся СМГ, а
      также те, кто перенес перед зачетом какое-либо заболевание.
      Эти школьники занимались, достигли определенных положительных результатов, нередки случаи перехода из СМГ сначала в подготовительную, а затем и в основную медицинскую группу. Следовательно, и эту категорию учащихся необходимо привлекать ко всем физкультурным мероприятиям, проводимым школой, включая и зачеты по физкультуре. Речь может идти лишь о том, как и в какой форме это делать. Думается, что учащиеся, отнесенные к СМГ, должны присутствовать во время сдачи зачетов другими учениками, помогать тем или иным образом комиссии, проводящей зачет. Кроме того, по разрешению врача они могут получить задания и выполнить (с учетом соответствующих дозировок) отдельные посильные и не противопоказанные им упражнения, предусмотренные программой для занятий с данной категорией школьников. Тем самым они не окажутся вне коллектива своих сверстников, не будут считать себя оторванными от физкультурных занятий, а выполнение доступных физических упражнений будет стимулировать их к дальнейшему укреплению здоровья средствами физкультуры.
     
      Глава 2.
      УЧЕБНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
     
      Занятия со школьниками условно делятся на два периода: подготовительный и основной.
      Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки; воспитать у учащихся потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями; научить их быстро находить и правильно считать пульс, обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкуль-туры).
      В первые 6—8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться только в сочетании с общеразвивающими. При их подборе нужно учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося.
      Примерная схема построения первых двенадцати уроков выглядит следующим образом: построение, подсчет пульса,
      объяснение задач урока, ходьба (1—2 мин) с выполнением дыхательных упражнений, общеразвивающие упражнения с обязательным включением дыхательных и на расслабление (8— 10 мин), подсчет пульса, отдых сидя, индивидуальное выполнение специальных упражнений, рекомендованных для отдельных групп заболеваний (7—10 мин).
      В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движением. Соотношение дыхательных упражнений с другими на первых двух-трех уроках—1:1, 1:2, затем 1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках их необходимо обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участие в акте дыхания передней стенки живота. Для овладения смешанным дыханием используется следующий
      методический прием: правая рука кладется на живот, левая — на грудь; правая рука контролирует опускание диафрагмы (выпячивание живота) при глубоком вдохе, левая — расширение грудной клетки в верхнем отделе. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, так как выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучать в медленном и спокойном темпе. На занятиях применяется и метод звуковой гимнастики с произношением на выдохе гласных а, у, о и согласных ф, ш, с. В первой четверти 50% всех упражнений проводится в исходном положении лежа и сидя в медленном темпе. Каждое упражнение вначале повторяется 3—4 раза, потом 6—8 раз.
      В течение первой четверти изучаются индивидуальные особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, бытовые условия, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку урока физкультуры.
      Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.
      Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу. Его задачи: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.
      В содержание уроков этого периода постепенно включаются все общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики: Метание малых мячей в цель и на дальность правой и левой рукой, медленный бег, эстафетный бег с отрезками от 10 до 30 м, прыжки в длину и высоту с места и с небольшого в 3—5 шагов разбега; элементы художественной и спортивной гимнастики: танцевальные шаги, некоторые висы и упоры, упражнения в равновесии, индивидуальные прыжки через «козла»; подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
      Уроки рекомендуется проводить на стыке смен или на пя-том-шестом уроках при односменных занятиях в школе.
      Не следует проводить сдвоенные уроки, в том числе и по лыжной подготовке, предполагающей проведение трехразовых занятий в неделю длительностью по 30 мин.
      Схема построения уроков в СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.
      Вводная часть включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями.
      Нагрузка должна повышаться очень осторожно и постепенно на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части не рекомендуется предлагать большое количество упражнений, намного увеличивать нагрузки. В вводную часть урока должны войти такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мячами, бег в медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке.
      В основной части урока школьники овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них оптимальную физическую нагрузку и эмоциональное напряжение. В этой части решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся. Круг этих средств должен быть широк и разнообразен.
      Большое значение при этом приобретают подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы.
      Упражнения для общего развития мышечной системы, гибкости и силы могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.
      Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учащихся движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.
      Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Как показывает практика, надо чередовать упражнения, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц Ъ функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений рекомендуется применение упражнений на расслабление.
      В заключительной части урока необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятий. В этой части рекомендуется применять простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения па расслабление мышц, дыхательные, упражнения на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя. Урок завершается изложением его результатов и заданием на дом.
      При определении структуры конкретного урока учителю надо стремиться к его целостности, особо обеспечивая органическую связь всех трех его частей.
      Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ — дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. Этот принцип можно успешно реализовать на практике, соблюдая следующие условия:
      построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом — менее;
      перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг;
      при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные— одно;
      при проведении игр слабоподготовленные ученики заменяются через каждые 2 мин;
      в первой четверти рекомендуется 5—7 мин основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются врачом в зависимости от диагноза заболевания.
      Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходных положениях лежа, сидя, стоя: ходьба; дозированный бег в медленном темпе (от 20 с в конце первой четверти первого года обучения до 2,5—3 мин в конце второго года обучения).
      Школьникам с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, на-туживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот
      с одновременным произношением гласных звуков а, у, е, и, о и согласных р, ж, ш, щ, з, с или их сочетаний (например, бре, бры, бру и т. п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3—5 раз в день; дозировка для одного упражнения 2—3 раза, количество упражнений 3—4. Целесообразны занятия плаванием, лыжамн после двух-трех месяцев систематических занятий физическими упражнениями.
      В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почвк (нефрит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде (5—10 мин — первый год обучения, 10— i5 мин — второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного контингента детей оговаривается дополнительно.
      Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т. д.
      При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.
      При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
      Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформленным. В процессе работы по реабилитации ослабленных детей необходимо, чтобы они забыли о своих недугах, почувствовали себя здоровыми, чтобы уроки были уроками радости, бодрости, эстетического наслаждения. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры, для старшей — элементы танцев. Желательно эти уроки проводить с музыкальным сопровождением. Специально подобранная музыка благотворно влияет на физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный эмоциональный настрой у занимающихся. Следует иметь в виду, что музыку лучше использовать в той части урока, которая характеризуется повторяющимся выполнением простых и уже заученных упражнений, не требует от ребят большого сосредоточения внимания на выполняемых упражнениях. Наиболее соответствует этим требованиям музыкальное сопровождение подготовительной и заключительной части урока. В первую из них должны быть включены мелодии бодрые, жизнерадостные. В основной же части должна звучать музыка, используемая в качестве приятного звукового лидера, к которому занимающиеся приспосабливают свой ритм
      движений. Мелодии подбираются с учетом требуемого ритма и рисунка выполняемых упражнений.
      Успокаивающая музыка заключительной части должна звучать до окончания урока. Она спокойна, мелодична и сочетает ся с выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление.
      На уроке не следует допускать упражнений, связанных с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями, вызывающими длительную задержку дыхания (упоры, лазанья по канату, сопротивления и т. п.), а также типичные упражнения па быстроту (скорость).
      Применяя подвижные игры, эстафеты, прыжки и тому подобные упражнения, следует проявлять большую осторожность в дозировании нагрузок, назначая их строго индивидуально и, что не менее важно, осуществляя постоянные врачебно-педагогические наблюдения за влиянием упражнений на организм.
      Необходимо подчеркнуть, что должная эффективность занятий может быть полностью обеспечена только при творческом использовании дидактических принципов.
      Принцип всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функций и физических качеств и предусматривает гармоническое развитие организма.
      Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении их ослабленного здоровья, а также повышении умственной работоспособности.
      Принцип постепенности предусматривает последовательное, но неуклонное увеличение сложности упражнений, переход от менее к более трудным.
      Принцип повторности основывается на физиологических данных о значении повторных воздействий для образования двигательного стереотипа навыка.
      Принцип индивидуализации предусматривает использование средств физической культуры, соответствующих состоянию здоровья, возрастно-половым, функционально-психологическим особенностям данного контингента школьников и доступных им.
      Педагогический контроль за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью соответствия их намеченному плану осуществляется наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления и постоянным контактом учителя с учениками, а также путем определения пульсовой кривой урока.
      При помощи таблицы 1 можно определить предполагаемую по плану нагрузку вводной части урока. (Таблица составлена на основе анализа реакции пульса на определенные физические упражнения у школьников V и VI классов.)
      Естественно, что в зависимости от конкретного контингента школьников проводится соответствующая коррекция, которую осуществляет педагог. Таким же способом — хронометражем и подсчетом пульса — устанавливается средний пульсовой ре жим для основной и заключительной части урока. Следует учитывать, что при аналогичных упражнениях у девочек ЧСС может быть ня 25—10 ударов выше, чем у их сверстников-маль-чиков.
      В целях облегчения планирования моторной плотности и интенсивности нагрузок можно пользоваться таблицей 2.
      При дозировании нагрузки необходимо учитывать не только ее объем, но и интенсивность.
      Для подгруппы «А» физические нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объему согласно показателям адаптационных возможностей организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120— 130 уд/мин в начале четверти и довести интенсивность физических нагрузок до 140—150 уд/мин (в основной части урока) к концу четверти.
      Двигательные режимы при частоте пульса 130—150 уд/мин самые оптимальные для кардиореспиратор ной системы в условиях аэробного энергообеспечения и дают хороший тренирующий эффект.
      Учитывая, что большинство учащихся страдают гипоксией и слабой приспособляемостью к мышечной работе, нецелесообразно применять двигательные режимы при средней частоте пульса выше 150 уд/мин.
      Режимы физических нагрузок при частоте пульса 150— 170 уд/мин, являющиеся переходным рубежом от аэробного к анаэробному энергетическому обеспечению, допустимы в виде кратковременных «вспышек» у школьников старших классов.
     
      Для подгруппы «Б» двигательные режимы следует рекомендовать при частоте пульса не более 120—130 уд/мин в течение всего учебного года. В таких условиях хорошо форми руются жизненно необходимые навыки и умения, пе предъявляя к ослабленному организму неадекватных требований.
      Необходимо помнить, что работа в СМГ — это прежде всего педагогический процесс. Поэтому здесь сохраняют актуальность все методы обучения и воспитания, применяемые в работе по физическому воспитанию вообще. Однако особое физическое и психологическое состояние детей, занимающихся в СМГ, требует повышенной чуткости, такта, внимания со стороны учителя, который должен хорошо знать своих учеников как в педагогическом, так и в медицинском аспекте.
      Непременное условие результативности занятий — внимательное наблюдение учителя за правильностью выполнения учениками упражнений, заданий. Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, педагог тут же исправляет допускаемые школьниками ошибки, вносит необходимые коррективы.
      Педагогический контроль за школьниками осуществляется учителем физкультуры на каждом уроке. На первых пятнадцати— двадцати уроках не следует допускать появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожи и т. д.). В дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса как за один урок, так и за серию уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15—20 мин.
      Учитель систематически осуществляет контроль за уровнем физической подготовленности учащихся, по мере прохождения материала оценивает качество выполнения упражнений, входящих в учебную программу. Кроме того, используются тесты: измерение силы кисти, прыжок в длину с места, метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы обеими руками из положения сидя, ноги врозь. Оценка уровня физической подготовки проводится в сентябре, декабре и апреле каждого года.
      Высокая эффективность урока достигается правильным выбором методических приемов. Каждый из них должен пробуждать интерес учащихся к изучаемому двигательному действию, их активность в ходе его освоения, стремление к достижению лучшего результата. Чтобы добиться успеха в этом, надо организацию учебной деятельности школьников на уроке начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой и увлекательной.
      Школьники иногда остаются равнодушными к такой, например, цели, как овладение техникой движений. Для них не совсем ясен смысл этой длительной, кропотливой работы. В го-
      раздо большей степени их привлекает все, что связано с утверждением личности. Поэтому постановкой цели — улучшить свой результат — можно вызвать у ребят интерес, а следовательно, и активность. Необходимое же условие для достижения высокого результата — овладение техникой движений. Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, помогает лучше закрепить пройденный материал п ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамичных умений и Навыков.
      Следуя этим методическим рекомендациям, учитель не должен забывать еще об одной весьма существенной особенности современного урока. Она заключается в комплексном прохождении и освоении материала программы. Иначе говоря, ее компоненты: освоение основ знаний, овладение двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие двигательных качеств — должны составлять единый процесс.
      Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых чистота зала, обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и обуви имеют немаловажное значение. Очень многое зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к занимающимся, высокое профессиональное мастерство, умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психическую и физическую перегрузку.
      Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье и внедрить физкультуру в быт. Упражнения, составляющие домашние задания, направлены на развитие основных двигательных качеств и иногда на повторение простейших элементов техники движения.
      Задания на дом не должны содержать теоретический материал, а также сложные упражнения, требующие специальных условий и страховки. Учитель обязательно должен познакомить учеников с санитарно-гигиеническими условиями выполнения этих заданий, с мерами, предупреждающими травмы (подготовка места для занятий, удаление лишних предметов, выступов, острых углов и т. д.).
      Учитель предварительно показывает задаваемые на дом упражнения, уточняет нагрузки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15—20 мин. Необходимо, чтобы домашние занятия были систематическими и контролировались учителем на уроках (проверка правильности выполнения упражнений, определение сдвигов количественных показателей, выявление уровня физической подготовленности каждого ученика).
      Чтобы повысить эффективность введения в практику домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснять им, что необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений.
      В целях повышения оздоровительного и воспитательного значения физической подготовки ослабленных детей не следует ограничиваться только уроками по обязательной программе. Расширению двигательного режима способствуют дополнительные воздействия организованных физических упражнений в процессе учебы.
      В общей сложности нижеприведенные мероприятия равны или даже превышают эффект урока физкультуры по обязательной программе. Это обязательная утренняя гимнастика до учебных занятий;
      организованные подвижные игры и упражнения небольшой интенсивности во время проведения часа здоровья;
      физкультурные паузы после второго-третьего уроков продолжительностью 2—3 мин;
      физкультурные паузы во время приготовления домашних заданий;
      индивидуальные комплексы гимнастики, рекомендуемые учителем с учетом медицинских показаний.
      Особое значение имеют внеклассные оздоровительные мероприятия, рекомендуемые школьникам: прогулки, катание на коньках, передвижение на лыжах, оздоровительное плавание, а также закаливание (воздушные ванны, обливание и т. п.).
      О двигательном режиме' и мероприятиях по закаливанию школьный учитель и врач сообщают родителям, под контролем которых они должны проводиться. Назначают эти мероприятия строго индивидуально с учетом всех данных о состоянии здоровья и подготовленности школьника в каждом конкретном случае.
      Школьники подгруппы «А» могут вступать в члены школьных клубов, если они организованы в районе по месту жительства или в школе.
      Систематические занятия в течение года на открытом воздухе (с соблюдением норм допустимой температуры), клубные занятия во внеклассное время два-три раза в неделю проводятся квалифицированными педагогами шефствующих спортивных организаций под врачебным контролем территориального диспансера. Внешние атрибуты клуба (например, значок члена школьного клуба) — фактор, привлекающий школьников.
      В условиях правильного отбора и рациональной методики проведения занятий (табл. 3) общеразвивающий и воспитательный эффект клубных занятий весьма значителен.
     
      В нашей стране много учителей, успешно ведущих работу в СМГ. Сложился хороший опыт, достойный изучения, а главное, внедрения в школьную практику. Остановимся на некоторых примерах.
      Учитель средней школы № 17 г. Пензы А. Ф. Очередный проводит занятия два раза в неделю после уроков первой смены, преимущественно на открытом воздухе. В основную часть уроков включает элементы легкой атлетики, гимнастики, спортивные игры. Большое внимание уделяет правильному дыханию, формированию осанки школьников. Учитель постоянно следит за самочувствием каждого ученика, обращая внимание иа индивидуальные задания, которые дифференцируются в зависимости от индивидуальной подготовленности, возраста и по-
      ла учащихся. Комплексы упражнений учитель составляет совместно с врачами городского врачебно-физкультурного диспансера (ВФД) и изменяет их ежемесячно.
      Свои уроки А. Ф. Очередный обычно начинает с построения учащихся у гимнастической стенки, проверки пульса. Далее проводит упражнения на формирование правильной осанки: ходьба с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения.
      В основной части урока учитель развивает силовую выносливость учащихся, предлагает упражнения для мышц спины и живота, совершенствования координации движений, для закрепления навыка правильной осанки. С этой целью А. Ф. Очередный рекомендует учащимся последовательно (лежа, сидя и стоя) выполнять разнообразные упражнения для мышц туловища, верхних и нижних конечностей, в том числе в висах на гимнастической стенке. Включаются и специальные корригирующие упражнения в выгибании, противовыгибании туловища с опорой на предмет, элементы хореографии у гимнастической стенки, элементы художественной гимнастики и танцевальные упражнения как с предметами (скакалки, мячи, обручи), так и без них.
      Для развития силовой выносливости мышц спины учитель постоянно применяет повторно выполняемые статические упражнения (постепенно до одной минуты в каждом положении), упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, в висах. Конец основной части урока отводится для интересных и доступных для детей подвижных игр, эстафет, упражнений с длинной и короткой скакалкой.
      В заключительной части физические нагрузки постепенно снижаются. Применяются ходьба, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения. В конце урока следует проверка пульса, осанки.
      За восемь лет работы с учащимися СМГ А. Ф. Очередным переведены в основную медицинскую группу 113 человек из 146.
      Учительница средней школы № 51 г. Николаева УССР Р. С. Бахтиарова уже несколько лет ведет занятия в СМГ с детьми, страдающими бронхиальной астмой, пиелонефритом и различными сердечно-сосудистыми заболеваниями.
      Для проведения занятий в школе есть специально оборудованный зал-кабинет, однако большая часть уроков проводится на свежем воздухе.
      Работа проводится в тесном сотрудничестве со школьным врачом и родителями. Контакты с врачом не ограничиваются только определением состава группы после углубленного медицинского обследования. Консультациями врача учительница пользуется при подборе упражнений, дозировании нагрузок.
      Один из видов физических упражнений на уроке — подвижные игры. Р. С. Бахтиарова применяет, как правило, игры малой и средней подвижности («Мяч соседу», «Мяч над головой» и т. д.), а также элементы спортивных игр (передачи и ловля мяча, броски в корзину, ведение мяча при передвижении шагом и т. д.). Игры в пионербол и волейбол проводит по упрощенным правилам.
      Большое внимание уделяет учительница дыхательным упражнениям. Школьники приучаются ритмично и глубоко дышать, правильно сочетать дыхание с выполняемыми движениями. В упражнениях, требующих напряжения, рекомендует произвольное дыхание. Широко используются дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных звуков, словосочетаний (особенно для детей, страдающих бронхиальной астмой). Для увеличения жизненной емкости легких, Р. С. Бахтиарова предлагает занимающимся надувать шары, резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
      Значительное время на уроке отводится упражнениям корригирующей гимнастики. Для улучшения общей координации движений, кроме упражнений на равновесие и с предметами, применяются специальные задания на точность движений и согласованность действий.
      Учительница во время занятий внимательно наблюдает за объективными показателями самочувствия учеников (окраской кожных покровов, частотой и глубиной дыхания и т. д.). Дети обучаются простым приемам самоконтроля. Р. С. Бахтиарова, используя собственные наблюдения и данные самоконтроля, корректирует индивидуальную нагрузку каждого ученика. Она избегает громких, резких команд, в течение урока подбадривает ребят, отмечает даже самые малые успехи, добросовестное отношение к занятиям.
      Для каждого школьника разработаны индивидуальные домашние задания.
      Чтобы родители могли правильно организовать и проконтролировать самостоятельные занятия учащихся дома, для них Р. С. Бахтиарова организует занятия-консультации по закаливанию, предлагает специально разработанные комплексы утренней гимнастики, дает советы, как лучше провести вместе с ребенком выходной день. Через каждые 3—4 месяца она знакомит родителей с положительными изменениями в состоянии здоровья ребят. Раз в месяц в школе проводятся беседы с родителями по режиму дня, привитию гигиенических навыков, гигиене занятий физическими упражнениями. Большую помощь учителю в этом оказывает школьный врач.
      В физкультурно-оздоровительной работе с учащимися учительница использует разнообразные средства. Одним из них является лечебная ходьба, способствующая повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, укреплению мышц. Нагрузка для каждого учащегося строго дозируется, постепенно увеличивая угол подъема в гору, дистанцию; задается определенный ритм ходьбы, количество остановок для
      отдыха. Во время таких прогулок дети не только получают необходимые физические нагрузки, но и психически отдыхают, получают положительные эмоции. Таким образом, при лечебной ходьбе осуществляется регламентированное воздействие на аппарат кровообращения и достигается выравнивающее и регулирующее влияние на функциональное состояние нервной системы. .
      В комплексе с физическими упражнениями иногда применяется и массаж. Приемам самомассажа обучаются и дети, и родители.
      СМГ в этой школе является своеобразным консультационным пунктом, куда за советом приходят и временно освобожденные от занятий дети, и их родители. Тесную связь СМГ поддерживает с врачебно-физкультурным диспансером, от которого группа получает ценную методическую помощь.
      В юрмальской средней школе № 4 с 1973 г. занятия ведет учитель физкультуры Б. К- Изака. В группе 10 человек — это учащиеся, страдающие в основном бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Занятия проводятся два раза в неделю до учебных занятий по 45 мин, по возможности на свежем воздухе (кроме ноября и декабря, когда занятия проводятся в спортивном зале под музыкальное сопровождение).
      Два раза в год учительница проводит беседы с родителями о закаливании, о личной гигиене детей, о специальных упражнениях для индивидуального задания (в соответствии с диагнозом), о результатах занятий за год, об индивидуальном задании на летний период, о занятиях плаванием и т. д.
      Дважды в год врач проводит медицинский осмотр учащихся, два-три раза в четверть на занятиях присутствует медицинская сестра.
      Ежегодно в подготовительную группу переходят двое-трое учащихся.
      Интересен также опыт Ауцкой средней школы Добельского района Латвийской ССР. В школе регулярно проводится медицинский осмотр всех учащихся. По решению консультативной комиссии врачей в СМГ зачисляются учащиеся с различными нарушениями здоровья: врожденная патология почек, бронхиальная астма, врожденный вывих бедра, остеомиелит и др.
      Занятия в СМГ два раза в неделю (вторник — 8—8.45; четверг— 15—15.45) проводит врач-терапевт Я. А. Шате. Почти для каждого учащегося разработан свой комплекс упражнений, определена строго дозированная нагрузка. Используется инвентарь, изготовленный самим Я. А. Шате: отягощения разного веса, различные тренажеры и т. д. Один раз в месяц обязательно проверяются функциональные показатели учащихся. Это дает возможность контролировать их состояние здоровья. Составляя план занятий, врач использует специальную литературу по медицине, физкультуре, педагогике, методике, психологии.
     
      Глава 3.
      ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
     
      I—III КЛАССЫ
      I четверть
      Задачи: выявлять индивидуальную реакцию организма школьников на физическую нагрузку по показателям ЧСС; учить правильно сочетать дыхание с движением; разучивать простейшие общеразвивающие упражнения и подвижные игры; сообщать сведения о значении физических упражнений для восстановления и укрепления здоровья, режима дня и личной гигиены; формировать правильную осанку; развивать координацию, ловкость; учить упражнениям в равновесии и метании мяча.
     
      Уроки 1, 2
      Цифры I, II, III соответствуют частям урока: вводной, основной, заключительной.
      I. Беседа2 (3—5 мин) о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья человека. Подсчет учителем ЧСС у каждого школьника, сообщение каждому полученную цифру за 15 с (3 мин). Построение в одну шеренгу. На правом фланге — дети с меньшей ЧСС. Понятие о строе, основной стойке. Показ правильной осанки, рассказ о том, как ее поддерживать.
      2 Для проведения бесед с учащимися в соответствии с программными требованиями используются материалы из популярной спортивно-педагогической и медицинской литературы, а также периодической печати.
      Ходьба медленная, по сигналу остановиться и принять правильную осанку (2 мин).
      Игра «Ровным кругом». Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте! (Все останавливаются и поворачиваются лицом в центр круга, где стоит учитель или кто-либо из учащихся.) Дружно вместе сделаем вот так!» Учитель показывает движения: поворот, наклон, хлопки в ладоши и т. п. Учащиеся повторяют за ним. Сделав 2—3 движения, по сигналу учителя игра возобновляется. 3—5 раз.
      3 Комплексы см. в конце содержания каждой группы классов.
      II. Комплекс I3. Упражнения в равновесии. Группа делится на два отделения. Ходьба по веревке, разложенной на полу (длина 10 м), приставляя пятку одной ноги к носку другой. 2 раза.
      Игра «Барашки на мосту». Каждое отделение строится в колонну по одному у конца «доски» (две начерченные параллельные линии: ширина 20 см, длина 10 м). По сигналу дети по одному из каждого отделения идут по ней; встретившись на середине, поворачиваются на 180° и возвращаются канщщш в свою сторону, дойдя до конца; обходят свою колонну справа и становятся в ее конец. 2 раза. На уроке 2 ходьба и повороты выполняются на носках.
      III. Ходьба медленная (1 мин), 1—2 дыхательных упражнения с произношением на выдохе звуков у, а. Отдых сидя (2 мин). Беседа о правилах поведения на спортивной площадке (в зале).
     
      Уроки 3, 4
      I: Ознакомление с командами «На месте шагом марш!», «Группа, стой!» и их выполнение. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений и произношение на выдохе звуков и, ю (2 мин). Ходьба с изменением скорости движения по сигналам (10 с — ускорение, 20 с — обычная). 3—4 повторения (первая цифра здесь и далее указывает дозировку на уроке 3, вторая — на уроке 4).
      Игра «Ровным кругом» (описание см. в уроках 1, 2). Роль водящего выполняют ученики поочередно. 3—5 раз.
      II. Комплекс 1. Упражнения в равновесии выполняются одновременно двумя отделениями. Ходьба по скамейке. 2 раза. Ходьба по скамейке, полуприседая на одной ноге, другую пронося прямой вперед сбоку скамейки. 2—3 раза. Ходьба по скамейке на носках с поворотом на 180°. 2—3 раза.
      Игра «Барашки на мосту» (описание см. в уроках 1, 2). («мост»—гимнастическая скамейка). 2—3 раза. Оценить умение сохранять правильную осанку.
      III. Беседа о значении утренней гимнастики.
     
      Уроки 5, 6
      1. Ознакомление с командой «Шагом марш!» и разучивание ее. Ходьба: 4 шага на носках,
      руки вперед; 4 обычных шага, руки на пояс; 4 шага на носках, руки вверх; 4 обычных, руйи на пояс; 4 на носках, руки в стороны; 4 обычных, руки на пояс и т. д. (2 мин). На уроке 5 упражнение выполняется вслед за учителем, который показывает и называет положение рук. На уроке 6 движение выполняется по слову. Игра. 3—5 раз. Ходьба, дыхательные упражнения с произношением на выдохе ши.
      II. Комплекс 1 (указанную дозировку увеличить на 1—2 пов торения). Упражнения в равновесии. Группа делится на два-три отделения. Ходьба по скамейке, перешагивая два любых предмета (кубик, палку, мешочек с песком) (рис. 1). На уроке 6 то же, перешагивая два набивных мяча. 3 раза. Ходьба по скамейке, на середине присесть, повернуться кругом, продолжить движение на носках, руки в стороны. 2—3 раза.
      Игра «Не урони шарик» (рис. 2). Направляющим в каждой колонне даются ложка и теннисный шарик. На расстоянии 6 (на уроке 5) — 8 м (на уроке 6) обозначаются обручами два круга. Дети несут шарики в ложках, по дороге проходя по скамейке. 2—3 раза.
     
      Уроки 7, 8
      I. Ходьба умеренная (20 с) в чередовании с ускоренной (20 с). 3—4 раза. Дыхательные упражнения с произношением на выдохе ох, ос. Медленный бег (20 с). Учитель идет впереди в темпе медленного бега. Ходьба с выполнением упражнений на расслабление. Выборочно посчитать ЧСС. Комплекс 1 (к указанной дозировке прибавить 3—4 повторения).
      II. Упражнения в равновесии в виде игр. Игра «Потрогай воду в реке». Дети идут по скамейке, руки на поясе. На каждый шаг приседают на одной ноге, другую ногу опускают вниз, касаясь носком земли. 2—3 раза. Игра «Петрушка». Ходьба по скамейке. Шаг правой, поднять левую ногу; быстро опуская руки, хлопнуть в ладоши, поставить левую ногу и т. д. 2—Зраза. Ходьба на четвереньках по скамейке. На уроке 8 то же, но на спину положить мешочек с песком (масса до 200 г). 2— 3 раза.
     
      I. Построение в шеренгу. Повороты направо, налево переступанием. Ходьба медленная в сочетании с ускоренной. Дыхательные упражнения с произношением па выдохе согласных звуков р, п, ф по 3—5 раз с интервалом в 3—4 шага.
      Игра «Снайперская ходьба». Учащиеся делятся на две команды. В середине площадки (зала) нарисовать две миЛени (пять концентрических кругов, радиус внутреннего круга 25 см, радиус каждого последующего круга увеличивается на 25 см, каждый круг обозначается цифрой от 5 до 1). В 10 м от центра мишени отмечается стартовая линия. Играющие по очереди идут, закрыв глаза, стараясь войти в центр мишени; остановившись, открывают глаза. Место остановки — попадание в цель. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков. 2— 3 раза. Ходьба в сочетании с 20-секундным бегом.
      II. Комплекс 2. Упражнения в равновесии. Ходьба по «доске» (пространство, ограниченное двумя линиями шириной 15 см). Руки с флажками вперед, в стороны, вверх, вниз. 2— 3 раза. Ходьба с поворотами на 180°, руки с флажками во время поворота вниз, спина прямая. 2—3 раза. Те же упражнения выполняются на скамейке (рис. 3). 2—3 раза.
      Игра «Добеги до флажка». Дети строятся в две шеренги. Первая — на стартовой линии, вторая — в 1 м от нее. На противоположной стороне площадки (расстояпие 10—12 м) лежат флажки по количеству играющих. Первая шеренга по сигналу «Раз, два, три — беги!», который хором дает вторая шеренга, бежит к флажкам, поднимает их и возвращается шагом. В это время вторая шеренга подходит к линии старта. Дети с флажками становятся на вторую линию и подают сигнал хором.
      3—4 раза.
     
      Уроки 11, 12
      I. Построение в колонну по одному. Равнение в затылок. Перестроение из колонны по одному в колонну по три по заранее расставленным направляющим. Ходьба с флажками в руках: на каждый шаг руки в стороны, вверх, вперед, вниз, четыре шага на месте, флажки внизу и т. д. (2 мин). Дыхательные упражнения. На счет 1—2—3— полунаклон вперед, спина круглая, руки с флажками вперед-вниз, выдох; на. счет 3—4— 5 — пауза; на счет 6—7—8 — вдох, руки с флажками в стороны-вверх. 3—5 раз. Комплекс 2 (дозировка упражнений по второй цифре).
      II. Группа делится на две команды. Метание малых мячей в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 3— 5 м. Цель обозначена лежащими обручами. Метание левой и правой рукой. По 5—7 раз. Отдых. На уроке 12 расстояние до цели меняется по трем линиям (2—4—6 м). Каждый метает мяч в цель с заданного расстояния. Подсчитывается сумма попаданий у каждого отделения за 5 попыток.
      Игра «Горелки с флажком» (рис. 4). Дети становятся в колонну парами, взявшись за руки; впереди — водящий, который держит флажок над головой. По команде дети последней пары разъединяют руки и бегут один с правой, другой с левой стороны стоящих пар к игроку с флажком. Державший флажок отдает его тому, кто подбежал первым. Взявший флажок заменяет водящего и делает три шага назад, освобождая место впереди себя для пары. Ее образуют, взявшись за руки, игрок, державший ранее флажок, и тот, кто подбежал к нему вторым. Если оба бежавших возьмутся за флажок одновременно, то он остается у водящего, а прибежавшие становятся первой парой. Затем бежит, не дожидаясь сигнала, другая пара с конца колонны и т. д. Колонна постепенно перемещается вперед н доходит до конца площадки. Игра останавливается. 2—3 раза.
     
      Уроки 13, 14
      I. Дифференцировка двух сигналов во время ходьбы, длинный свисток — ходьба с флажками, короткий — обычная ходьба, руки с флажками в стороны (1 — 1,5 мин), бег (30 с). Упражнения для восстановления дыхания. Комплекс 2 ^к указанной дозировке прибавить 1—2 повторения).
      II. Метание мячей правой и левой рукой в горизонтальную цель из различных исходных положений: присев, стоя, сидя; расстояние меняется от 3 до 5 м, по 4—5 бросков из каждого исходного положения.
      Игра «Мячи-мишени». Игроки делятся на две команды и становятся в шеренги лицом друг к другу. Расстояние между ними в 4—6 м отмечается линиями. Посередине зала (площадки) обозначается коридор шириной в 50—70 см. В нем лежат мишени — 2—3 резиновых или волейбольных мяча. У каждого игрока — по малому мячу. По сигналу все одновременно бросают мячи в мишени, стараясь выкатить их из коридора в сторону своего соперника. За каждый мяч, закатившийся на сторону соперника, команда получает одно очко.
     
      Уроки 15, 16
      I. Расчет на первый-второй. Построение в колонну по два. Танцевальные шаги: приставной в сочетании с переменным (1 мин). Упражнения для активизации дыхания с произношением на выдохе ах, их. Комплекс 2 (дозировку увеличить на
      2—4 раза).
      II. Метание мячей в цель — игра «Мяч сквозь обруч». На площадке чертят три линии, расстояние между которыми 2— 3 м. На средней линии пятеро учащихся в вытянутых в стороны руках держат по обручу (всего 4 обруча). Остальные играющие стоят в колонне по два. Направляющие проходят по крайним линиям вдоль цепочки обручей слева и справа и, бросая мяч правой рукой друг другу в каждый обруч, ловят мяч двумя руками; возвращаясь, бросают мяч в обруч левой рукой, ловят двумя. При повторении сменить стоящих с обручами.
      2—3 раза. Игра «Попади в цель» (рис. 5). Четыре обруча связать в виде цветка, положить в центр круга, радиус которого
      4—6 м. За кругом равномерно стоят дети, в руках —по малому мячу. Каждый по очереди бросает мяч. Попадание в центр между связанными обручами дает 2 очка, в любой другой обруч— 1. Выигрывает тот, кто первый наберет 7—10 очков.
      1—2 раза.
      Бег в сочетании с ходьбой (15 с — бег, 20 с — ходьба). 2 — 3 раза. Медленная ходьба. Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
     
      Уроки 17, 18
      I. Построение в колонну по два, взявшись за руки. Танцевальные комбинации: 8 приставных шагов вперед, поворот лицом друг к другу, руки положить на пояс друг другу; 4 приставных шага влево, 4 приставных шага вправо, 4 шага на месте, выполняя хлопки перед собой; поворот переступанием на 360°; три хлопка ладонями о руки партнера и поворот в колонну. 2—4 раза. Комплекс 2 (дозировку упражнений увеличить в два раза). Бег в сочетании с ходьбой (20 с — бег, 20 с — ходьба). I—2 раза. Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
      II. Метание мячей — игра «Брось дальше». Группа делится на две команды. По сигналу первая команда встает у линии. Ученикам предлагается бросить мяч правой рукой как можно дальше. Отмечается самый дальний бросок. По сигналу вторая команда собирает и метает мячи. Затем бросок выполняется левой рукой. Победитель определяется по сумме результатов, показанных каждой рукой. 3—4 раза. Игра «Волейбол с воздушными шарами». Натянуть веревку на высоте 130—160 см. Связать два воздушных шара, в которые предварительно налить несколько капель воды. По обеим сторонам веревки располагаются команды, по 3—5 детей в каждой. Играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону противника и не давая упасть на своей стороне. За падение шаров начисляются штрафные очки. Каждые 2—3 мин команды меняются местами. Во время смены — ходьба (не менее 1 мин), дыхательные упражнения. 2—3 раза.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru