На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Физика — учебник для 8 класса школы СССР.  Механика, часть 1. Пёрышкин. — 1957 г

Александр Васильевич Пёрышкин
Вильгельм Вильгельмович Крауклис

Курс физики

Часть первая: механика
Учебник для 8-го класса

*** 1957 ***


DjVu

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Материя и движение —
2. Наука и её значение 4

Глава I. Прямолинейное равномерное движение
3. Механическое движение 7
4. Относительность движения и покоя 8
5. Движение твёрдого тела и движение точки 10
6. Различные виды движения тела 12
7. Скорость движения. Единицы скорости 14
8. Графическое изображение движения 15
9. Уравнение равномерного движения 18
10. График пути равномерного движения 19
11. График скорости равномерного движения 22
12. Сложение движений 23
13. Скорость-вектор 25
14. Сложение равномерных прямолинейных движений, направленных под углом друг к другу 26
15. Сложение скоростей 28
16. Разложение скорости 29

Глава II. Прямолинейное равнопеременное движение
17. Средняя скорость неравномерного движения 31
18. Мгновенная скорость 32
19. Ускорение 34
20. Единица ускорения 35
21. Равноускоренное движение 36
22. Скорость равноускоренного движения 38
23. График скорости равноускоренного движения 40
24. Графический способ вывода формулы пути равноускоренного движения 42
24а. Средняя скорость равноускоренного движения 43
246. Уравнение равноускоренного движения 44
25. Пути, проходимые в равноускоренном движении за равные последовательные промежутки времени 45
26. Свободное падение тел 48
27. Равнозамедленное движение 52
28. Движение тела, брошенного вертикально вверх 54

Глава III. Инерция. Сила. Сложение и разложение сил
29. Задача динамики 57
30. Первый закон Ньютона (закон инерции) —
31. Сила 60
32. Силы и деформация тел 61
33. Равновесие сил. Измерение сил 62
34. Сила упругости 65
35. Трение скольжения 66
36. Трение покоя 68
37. Трение качения 69
38. Значение трения 70
39. Сила-вектор 72
40. Сложение сил. Равнодействующая сила 73
41. Разложение силы на две составляющие, действующие под углом друг к другу 76
42а. Условие равновесия тела на наклонной плоскости 78
426. Сила, действующая параллельно основанию наклонной плоскости 80
42в. Клин 81
42г. Винт 83
43. Условие равновесия тела, имеющего ось вращения 84
44. Сложение параллельных сил 87
44а. Разложение силы на две параллельные составляющие 88
45. Центр тяжести 89
46. Виды равновесия 90
47. Устойчивость 91

Глава IV. Сила, масса и ускорение
48. Масса 95
49. Второй закон Ньютона 96
50. Масса — мера инертности тела 98
51. Система единиц измерения механических величин 101
52. Примеры решения задач на второй закон Ньютона 103

Глава V. Взаимодействия тел
53. Третий закон Ньютона 108
53а. Сила тяги 111
54. Количество движения. Закон сохранения количества движения 114
55. Отдача при выстреле. Реактивные двигатели 116
56. Закон всемирного тяготения 119
57. Масса и вес тела 121
58. Удельный вес и плотность 124
59. Определение массы и плотности Земли 125

Глава VI. Механическая энергия
60. Введение 128
61. Работа —
62. Единицы работы 131
63. Мощность 132
64. Единицы мощности 134
65. Закон равенства работ 135
66. Закон равенства работ в применении к наклонной плоскости 136
67. Закон равенства работ в применении к винту. Домкрат 137
68. Винтовой пресс 138
69. Гидравлический пресс 139
70. Коэффициент полезного действия машин и механизмов 140
71. Энергия 141
72. Потенциальная энергия —
73. Кинетическая энергия 143
74. Полная энергия падающего тела 146
75. Работа по преодолению сил трения и сопротивления среды 147
76. Удар тел 149
77. Превращение механической энергии в другие виды энергии. Закон сохранения и превращения энергии 15I
78. Невозможность вечного двигателя 153
Ответы к упражнениям 156

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ВВЕДЕНИЕ
      Материя и движение. Воздух, вода, земля, небесные тела, растения, животные, т. е. всё, что нас окружает, и, наконец, мы сами — всё это составляет мир, или природу.
      В существовании различных тел, а следовательно, и природы в целом мы убеждаемся с помощью наших органов чувств. Так, находясь в классе, мы видим и осязаем парты, столы и стулья, видим и слышим учителя, товарищей и, таким образом, воспринимаем всё нас окружающее.
      Всё существующее составляет материальный мир, или материю.
      "Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение" (Ленин).
      Материя существует в различных видах или формах. Одна из форм материи, из которой состоят все окружающие нас тела, называется веществом. Цветок, чернильница или воздух, которым мы дышим, — любые тела состоят из вещества.
      С течением времени с телами в природе происходят различные изменения. Примером таких изменений является движение тел относительно друг друга, переход вещества из одного состояния в другое, рост растений и животных, химические превращения вещества и т. д.
      Изменения происходят и с небесными телами в целом. Астрономия учит, что с течением времени меняется, например, температура звёзд и Солнца, внутри них происходят сложные процессы превращения одних форм материи в другие. Ещё более сложные изменения происходят в растительном и животном мире. Животные и растения зарождаются, развиваются и умирают. Нет ни одного тела в природе, которое не испытывало бы с течением времени изменений. "Всё течёт, всё изменяется", — учил ещё в VI в. до нашей эры греческий учёный Гераклит.
      Материя постоянно развивается и изменяется, или, как принято говорить, находится в движении, причём под движением надо понимать всякое вообще изменение, а не только перемещение тела из одного места в другое. Мир — это движущаяся материя.
      Материя всегда существовала и всегда будет существовать, видоизменяясь и развиваясь. Закон неуничтожаемости материи и движения был открыт великим русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
      Постепенно возникли науки о природе: физика, химия, астрономия, ботаника, зоология и др.
      Изучая явления природы, наука установила, что все они происходят не случайно, а в тесной связи одно с другим — закономерно. Падение тел, например, происходит вследствие притяжения их Землёй, смена времён года на Земле связана с движением Земли вокруг Солнца, движение воздуха — ветер — вызывается неравномерным нагреванием ег© и т. д.
      Цель наук о природе заключается в том, чтобы открыть, изучить её законы и практически использовать их.
      Законы природы, т. е. взаимные связи различных явлений, совершенно независимы от воли и желаний людей. Как бы нам ни хотелось, например, чтобы скорее наступила весна и было много солнечных дней, весна наступит в строгом соответствии с положением Земли относительно Солнца, а погода будет такой, какую создадут сложившиеся в атмосфере условия.
      Однако независимость законов природы от желаний людей вовсе не означает, что люди бессильны перед природой. Наоборот, наука именно для того и нужна обществу, чтобы вооружить его знанием законов природы для использования их в интересах общества.
      Весенний разлив рек и связанные с ним наводнения — закономерное явление природы, не зависящее от воли и желаний людей. Однако, умело применяя открытые законы природы, люди научились сооружать плотины, каналы и водохранилища, регулировать огромную силу разливающихся рек и использовать её.
      Наука у нас в Советском Союзе поставлена на службу строительству коммунизма. Она помогает переделывать природу в интересах людей.
      Вооружившись знаниями, советские рабочие и инженеры с помощью учёных осуществили, например, вековую мечту русского народа: построили канал, соединяющий две могучие реки — Волгу и Дон. На многих реках нашей страны развернулись грандиозные стройки мощных гидроэлектростанций.
      Советские учёные стремятся применить каждое новое открытие на пользу людям, на увеличение их жизненных благ, на помощь людям в борьбе с природой. Поэтому в нашей стране наука окружена вниманием и заботой. Ярким выражением этого внимания является недавно построенный дворец науки — величественное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, оснащённое по последнему слову науки и техники.
      Московский государственный университет носит имя гениального русского учёного М. В. Ломоносова, который, по выражению А. С. Пушкина, "сам был первым нашим университетом".

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.