На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Учебник физики. Краевич К. Д. — 1880 г

Константин Дмитриевич Краевич

Учебник физики

Курс средних учебных заведений

*** 1880 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



С0ДЕРЖАНИЕ.

Введение Вещество. Состояние тел. Протяжимость и непроницаемость. Единицы протяжения. Вес; отвесная линия и горизонтальная плоскость; уровень. Единицы веca Масса; плотность. Делимость. Расширяемость и сжимаемость. Скважность. Упругость. Сцепление. Склеивание и спаивание. Закаливание. Притяжение. Подвижность. Инерция. Измерение длины. Нониус, верниер, микрометрический винт, сферометр, катетометр. Расширение тел чрез нагревание. Термометр; сравнение термометрических шкал 1—24

Явления. Физика и химия. Исследование явления; силы природы. Наблюдение, опыт, гипотеза, теория. Атомистическая гипотеза 24—31

Сдожение в разложение сил. Силы. Paвновесие. Равнодействующая сила. Измерение сил. Действие и противодействие.
Сложение и разложение сил, дМствующихна точку. Сложение скоростей. Силы параллельныя 31—45

О тяжести. Тяжесть; вес; центр тяжести. Равновесие тела, подпёртого в одной и двух точках. Равновесие тела, опирающагося на три точки. Равновесие шара и сегмента 45—54

О простых машинах. Равновесие прямолинейнаго рычага под влиянием параллельных сил. О равновесии рычага вообще. Весы обыкновенные, Роберваля и римские; безмен; весы децимальные п пружинные. Условия равновесия сил: в блоке, вороте, безконечном ремне, зубчатых колесах, наклонной плоскости, клине и винте 54—83

О твердости 83—86

Центробежная сила. Центробежная машина. Влияние центробежной силы на тяжесть 87—91

О плотности. Изменение плотности с температурой; способ флакона для определения удельнаго веса твердых и жидких тел. Зависимость между объемом, плогностью и весом 91—95

О жидкостях. Два рода явлений в жидкостях. Сжимаемость жидкостей. Закон передачи давлетя. Видь жидкой массы, повинующейся взаимному притяжению частиц. Поверхность весомой жидкости в спокойном состоянии. Давление весомой жидкости на дно и станки сосуда. Сегнерово колесо. Сообщающееся сосуды. Закон Архимеда. Условие равновесия устойчивости плавающаго тела. Приложение закона Архимеда к определению удельного веca твердых и жидких тел. Ареометры. Смачивание. Сила сцепления в жидкостях. Волосность. Смешивание жидкостей. Эвдосмоз в экзосмоле 95—127

О газах. Вес, давление н упругость воздуха. Закон Мариотта. Закон парщальпаго давления. Вероятная высота атмосферы. Потеря веса тел в воздухе. Аэростат; парашют. Барометры: с чашечкой, сифонный, Менделеева, Фортеня и Бурдона. Воздушный насос. Кран Бабине. Ртутный насос Менделеева. Нагпетательный воздушный насос. Манометры: со ртутью и металлнчесйй Бурдона. Водолазный колокол. Духовыя ружья. Мехи. Геронов шар. Геронов фонтан. Водяные насосы. Гидравлическии пресс. Сифон. Ливер. Сосуд Mapiona и аргавтова лампа. Пульверизаторы. О плотности газов. Диффузия газов. О растворении газов в жидкостях 127—173

Теплород. Иагреваиие жидкостей и газов. Понятие о лучистом теплороде. Теплопроводиость. Количество теплорода. Единица теплорода. Определение средней температуры при смешении однородных веществ. Теплоемкость. Калориметр Фавра и Зильбермана. Калориметр Лавуазье и Лапласа. Способ смешения. Законы теплоемкости твердых тел, жидкостей и газов. Закон теплоемкости атомов 173—189

Плаваение и отвердевание. Кипение и ожижение. Испарение. Скрытый теплород при плавлении. Охлаждающие смеси. Скрытый теплород при кппении и испарении. Дистиллирование. Сфероидальное состояние 189—203

Способ Руа н Рамздена для определения коэффициента линейного расширения твердых тел. Определение кубнческаго расширения емкости твердых оболочек. Абсолютный коэффицент расширения ртути. Относительное расширение жидкостей. Наибольшая плотность воды Расширение газов. Топление печей и каминов. Связь сцепления с расширением яри нагревании. Нормальный термометр. Приготовление ртутных термометров. Термометр Брегета. Пирометры 204—225

Упругость паров при кипФпш. Пары в пустоте. Пары в состоялии насыщения. Способы определения упругостпи паров. Ожижение газов. Наибольший искусственный холод. Испарениe жидкостей в газах. Плотность пагов. О влажности. Гигрометры: Даниел и Реньо. Гигроскоп Соссюра 226—240

Котёл Панина. Машина Уата. Устройство парового котла. Понято о машпнах высокаго и низкаго давления. Машина без коромысла. Пароход. Локомотив. Воздушная и взрывчатая машины 240—252

Источники тепла и холода. Теплота небесных тел. Трениe. Сжато. Удар. Химическая явления. Органическая жизнь. 252—259

Магнитизм. Магниты естественные и искусственные. Полюсы и точка безразличия. Взаимное действие магнитных полюсов. Действие магнита на железо. Действие магнита чрез тела немагнитные. Деление магнита на части. Действие магнита на закаленную сталь. Системы магнитов; магнит Жамена. Гипотеза магнитных жидкостей. О диамагнитизме. Склоневие и наклонение земного магнитизма. Линии изогонические и изоклинические; магнитные полюсы земли 259—273

Электричество. Понято об элекгрпчеетве. Проводники и непроводники. Взаимное действие наэлектризованных тел. Два рода электричества. Электроскоп. Распространение электричества по поверхности. Напряжение электричества. Гипотеза электрическихи, жидкостей. Электричество чрез влияние. Электрофор. Электрическая машина обыкновенная. Электрофорная машина Гольца. Конденсатор и приложение его в лейденской бапке и электроскопе 274—296

Гальванизм. Электричество при химическнх явлениях. Термины гальваническаго тока. Гальванические элементы. Мультипликаторы и гальванометры. Открытие гальваническаго тока. Гипотеза соприкосновения и электрохимическая гипотеза. Сила гальваническаго тока. Сопротивление; агометр; днфференциальвая метода. Сопротнвление гальванических элемептов. Формула Ома. Сравнение атектровозбудительных сил. Гальванические батареи, вольтов столб. Cyxиe столбы. Электроскоп Фехнера. Коммутатор 296—331

Действие тока на организм. Нагревание. Искра. Вольтова дуга. Химическое действие тока. Посредственныя действия. Поляризация электродов. Законы химическнх разложений. Количество электричества в гальваническом токе. Электрохимическая гипотеза. Гальванопластика. Электромагннтпзм.
Действие тока на токи. Teopия магнитнзма Ампера 331—352

Понятие об электрнческих телеграфах. Телеграф Морса. Электромагнитные машины. Электрический звонок 352—359

Возбуждение индуктированных токов помощью гальааническаго тока. Индукция чрез магнитизм. Токи высших порядков. Магнито-электрическая машина Штерера. Магнито-электрическая и динамо-электрическая машины Грамма. Спираль Румкорфа 359—376

Опыт Зеебека. Законы термоэлектрического тока. Термоэлектрическая батарея. Термомультипликатор 376—380

О свете. Понято о свете. Тела самосветящиеся и темные, прозрачныя и непрозрачный. Гипотезы о свете. Распространение света воднородной средние. Лучи света. Тень и полутень. Прохождение света чрез узкое отверстие. Скорость и сила света. Фотометры 381—389

Отражение света. Отражение точки и предмета в одном плоском зеркале, в двух зеркалах: параллельных и друг к другу наклонениых. Отражение света в амальгамированном зеркале. Свет рассеянный. Отражение света в вогнутом сферическом зеркале. Перемещение фокуса. Отражевие света в выпуклом зеркале. Перемещение фокуса. Построение изображене. Аберрация. Зеркала: цилиндрические и конические 389—406

Преломление света. Полное внутреннее отражение. Камера люцида. Преломление света в двояковыпуклой чечевице. Перемление фокуса. Преломление света в двояковыпуклом стекле. Оптичесюй центр. Построение изображений. Сферическая аберрация. Камера-обскура. Солнечный микроскоп. Волшебный фонарь. Определение скорости света по Физо 406—432

Разложение света на цвета. Смешение призматических цветов. Вид тел, рассматриваемых через призму. Причина цветов тел природы. Окрашенные средины. Полихронзм. Спектры раскаленных тел. Спектры поглощения. Соотвошение между спектрами раскаленных тел и спектрами поглощения. Фраунгоферовы линии. Гипотезы о составе и устройстве солнца. Светорассеяние. Ахроматическая призма. Ахроматическое и апланатическое стекло 432—455

Устройство глаза. 3pение. Почему мы не видим предметов в обратном виде. Подробность зрения. Способность приспособляться. Расстояние наилучшаго зрения. Близорукость и дальнозоркость. Чувствительность сетчатой оболочки. Слепая точка. Продолжительность впечатления. Почему двумя глазами мы не видим предметов вдвойне. Суждение о расстоянии и величине предметов. Стереоскоп. Некоторые необъяснённые свойства глаза 455—466

Очки. Простой микроскоп. Сложный микроскоп. Телескоп Кеплера. Подзорная труба. Труба Галилея. Телескопы: Ньютопа и Гершеля 466—483

Интерференция. Опыт Френеля. Диффракция. Цвета тонких пластинок и ньютоновы кольца. Двойное лучепреломление. Поляризация света: чрез отражевие, простое и двойное лучепреломления; турмалиновые щипцы; призма Николя. Вращение плоскости поляризации 483—494

Лучистый теплород. Отражение. Преломление. Спектр теплородных лучей. Теплопрозрачность. Разсеяние лучей теплоты; теплоцветность. Способности тел: поглощательная и испускательная 494—503

О химических» лучах. Фотография. Спектр химических лучей. Свойства химических лучей подобны свойствам лучей света и тепла. Фосфоресценция и флуоресценция 503—509

О движении. Движение равномерное в прямолинейное. Двнжение неравномерное и криволинейное. Скорость. Ускореше. Движения равномерно ускоренное и раввоверно замедленное. Tpeние. Сопротивление средины. Падение в пустоте и в воздухе. Падение тел на машине Атвуда и по наклонной
плоскости. Движение брошенных тел 509—532

Законы колебания математнческаго маятника в пустоте. Физический маятник. Приложепие маятника: к определению ускорения при свободном падении тел, к сравпетю сил тяжести и к регулнрованию хода стенных часов. Уравнительный маятник 532—541

Вывод формул, относящихся до цептробежиой силы 541—544

Измерение сил количеством движения и произведением из массы на ускорение. Удар между неупругими шарами. Удар между упругими шарами. Удар шара в плоскость 544—551

Вытекание жидкостей чрез малые отверстия. Фонтаны. Устройство струи. Волнение 551—555

Дрожание частиц воздуха. Звук. Высота, скорость, сила, отражение, преломлевие и интерференция звука. Диатоническая гамма. Диссонанс и гармония. Длина воли. Законы колебания струн. Монохорд. Сирена. Зубчатое колесо. Узловыя точки. Колебание упругих пластпнок. Камертон. Колебание воздуха в трубах. Отзывчивость. Дека. Второстепенные тоны. Резонаторы. Звонкость 555—577

Понятие о работе сил. Измерение работы. При равномерном движении работа двигателя равна работе сопротпвления. Работа полезная и вредная. Измерениe силы работою. Работа иверции 577—582

Переход работы в теплоту и обратно; механичесшй коэффициент теплорода. Механическая гипотеза теплорода 582—588

Прибавление I. Краткий очерк важнейших химическнх явлений. Кислород. Простые и сложныя тела. Водород. Вода. Хлор. Сера. Главные законы химических явлений. Азот. фосфор. Углерод. Белковина н сахарнстыя вещества. Обыкновенный спирт. Брожение. Уксусная кислота. Эфир. Углеводороды. Замечательные металлы и соли 589—610

Прибавление II. Приложение Физики к объяснению атмосферных явлений. Явления, зависящие от теплорода. Bлияние атмосферы на нагревание земвой поверхности. Изменение температуры на земной поверхности. Климат. Роса и иней. Туман и облака. Дождь и снег. Град. Снежная линия; лавины и глетчеры. Источники и реки. Озера. О ветрах. Пояс тишины. Монсуны и бризы. Местные ветры. Ураган. Смерч... 610—649

Прибавление III. Фонограф. Телефон 649—654

Прибавление IV. Сохранение энергии 655—660


      ПРЕДИСЛОВИЕ
     
      Выпуская каждое из шести предыдущих, изданий Учебника Физики, я делал многие изменения, дополнения и сокращения, сообразно открытиям, изобретениям, совершенствованиям научных и педагогических приёмов, указашям преподавателей физики и собственному опыту.
      При всех этих изменениях, я старался удовлетворить одному изважнейших, правил обучения: начинать с легчайшаго и, восходя постепенно к труднейшему, упражнять умственный силы учащихся только предметами им доступными. От этого, план моей книги в значительной мере отличается от обнчнаго способа расноложения материала в учебных руководствах по физике, что легко заметить при чтении оглавления.
      В книге три шрифта. Напечатанное крупным шрифтом содержит, по моему мнению, все существенно важное; средний шрифт заключает подробности, которые могут быть опущены без нарушения связи целаго; оне назначаются для дополнения курса в реальных училищах, для удовлетворения любознательности учащихся и для изучения ихксамостоятельному чтению. В конце многих глав, помещены вопросы (мелкий шрифт), разрешаемые на основании излагаемых в этих главах законов.
      За последниe годы сделаны более или менее важный изобретенья.
      Я изложил те из них, которые достигли некоторой степени совершенства и способны оказать большое влияние на методы исследования, или практические применения. Укажу на магнитоэлектрическую и динамоэлектрическую машины Грамма, ртутные насосы, барометр Менделеева, его же прибор для нахождения коэффшцента расширения газов, ожижение газов Пикте и друrie. Вместе с тем, следовало бы выпустить описание некоторых снарядови». какотжив-шихсвое время и не имеющихи» теперь никакого зиачения (но крайней мере, вруководстве для среднихучебныхзаведении). Таковы: прибор Реиьо для определения коэффициента расширсшя газов, магнитоэлектрическая машина Штерера, барометр Фортсня и друг. К сожалению, педагогичения предания держатся весьма упорно, и нужны многе годы на их изменение, а потому, не желая лишить мою книгу читателем, я не решился посягнуть на исключение упомянутых нриборов.
      Издание 7-ое полнее предыдущим, но дополнения сделаны преимущественно всреднем шрифте. Содержите крупнаго шрифта осталось почти то же самое, что и в 6-м издании, именно около 20 печатных листов (кроме трех последних прибавлений).
      Вконце книги помещены четыре прибавления. В 1-м прибавлении изложен краткий обзор химическнх явлений, в таком, приблизительно, объеме, как это нужно для понимания физики; эту статью удобнее, по моему мнению, проходить одновременно с явленьями тепла. Желающих основательно ознакомиться с новейшими состоянием Химии отсылаю к сочиненно Менделеева: Основы Химии.
      Прибавление 2-ое содержит описание атмосферных явлений; оно заимствовано из моей книги: Начала Космографии. В новейшее время резко обозначился один из отделов метсорологии — учение о погоде или темпестология, важное значение которой, если не теперь, то в будущем, признается всеми; я полагал полезным дать краткие о ней сведения.
      Весьма недавно были сделаны весьма важныя открытея в акустике; три изнихъ — фонограф, телефон и микрофон, особенно первые два, пользуются всеобщею известносттю.
      В прибавлении III помещено описание фонографа и телефона. Я не решился отнести ихъ к учению о звуке, где их настоящее место, потому что, но причине несовершенств в устройстве и неполноты теории, они не могуть иметь педагогическаго значения. Я назначаю их для удовлетворения любознательности учащихся. То же значение, с педагогической точки зрения, я придаю и темнестологии.
      Прибавление IV излагаение закон сохранения энергии и помещено с тою же целью, т. е. ради удовлетворени я любознательности учащихся. Хотя закон этот должен быть поставлен в ряду других строго доказанных законов природы и представляение высокий интерес, но темне менее не может служить предметом изучения в средних учебных заведениях, потому что объяснение его нельзя считать удовлетворительными..
      Некоторые иолагают, что в учебниках по физике простые чертежи полезнее чем рисунки, представляюшие приборы и явления, потому что впоследнеми, случае, учащийся, неумеющий рисовать, затрудняется на экзамене и репетиции изображать их на доске. Мнение это не вполне справедливо. У опытного преподавателя, учащиеся быстро привыкают чертить и достигают, яаконец, того, что сами, без посторонней помощи, легко переходите от перспективы к чертежу. Между тем, весьма немногие учебныя заведения имеют столь полный физический кабинет, что в нем находятся все приборы, описываемые в учебнике. Хороший рисунок тогда без сомнения полезнее чертежа. Броме того некоторый явления чертежу совершенно не поддаются (наслоение света, вольтова дуга, полярное ыяние и ироч.).
      Только в редких случаях, когда преподаватель чертежем не владеет, или когда ученик проходит курс без помощи учителя,— чертежи полезны, что, однако же, не исключаение необходимости рисунков, особенно при неполноте физическаго кабинета или совершенном его отсутствии.
      Чтобы помочь учащемуся в таких исключительных условиях, я приложил в конце книги две таблицы чертежей. Они занумерованы теми же цифрами, что и рисунки в книге. Было бы совершенно безполезно поместить все чертежи, потому что, когда учащшея обрел некоторый навык, достаточно дать один из однородных чертежей. Кроме того, в самом руководстве есть чертежи (фиг. 7 (, 439, 444 и ироч.) рядом с фигурами. Таблицы останавливаются на гальванизме. Далее я не нашёл ни одного рисунка, который бы мог затруднять учащагося, предполагая, что он перечертил все чертежи, относящиеся к предыдущим статьям.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.