ФPAГMEHT УЧЕБНИКА (...) § 321. Коэффициент полезного действия паросиловой станции. Энергетический баланс паросиловой станции с турбиной показан на рис. 519. Он является примерным; к. п. д. паросиловой станции может быть и больше (до 27 %). Потери энергии, которые имеют место при работе паросиловой станции, можно разделить на две части. Часть потерь обусловлена несовершенством конструкции и может быть уменьшена без изменения температуры в котле и в конденсаторе. Например, устроив более совершенную тепловую изоляцию котла, можно уменьшить потери теплоты в котельной. Вторая, значительно большая часть — потеря теплоты, переданной воде, охлаждающей конденсатор, оказывается при заданных температурах в котле и в конденсаторе совершенно неизбежной. Мы уже указывали (§ 314), что условием работы теплового двигателя является не только получение некоторого количества теплоты от нагревателя, но и передача части этой теплоты холодильнику.
Большой научный и технический опыт по устройству тепловых двигателей и глубокие теоретические исследования, касающиеся условий работы тепловых двигателей, установили, что к, п. д. теплового двигателя зависит от разности температур нагревателя и холодильника. Чем больше эта разность, тем больший к, п. д. может иметь паросиловая установка (конечно, при условии устранения всех технических несовершенств конструкции, о которых упоминалось выше). Но если разность эта невелика, то даже самая совершенная в техническом смысле машина не может дать значительного к. п. д. Теоретический расчет показывает, что если термодинамическая температура нагревателя равна -, а холодильника Т2, то к. п. д. не может быть больше чем Так, например, у паровой машины, пар который имеет в котле температуру 100 °С (или 373 К), а в холодильнике 25 °С (или 298 К), к. п. д. не может быть больше (373 — 298)/373=0,2, т. е. 20 % (практически, вследствие несовершенства устройства! к. п. д. такой установки будет значительно ниже). Таким образом, для улучшения к. п. д.. тепловых машин нужно перейти к более высоким температурам в котле, а следовательно, и к более высоким давлениям пара. В отличие от прежних станций, работавших при давлении 12 — 15 атм (что соответствует температуре пара 200 °С), на современных паросиловых станциях начали устанавливать котлы на 130 атм и более (температура около 500 °С). Вместо увеличения температуры в котле можно было бы понижать температуру в конденсаторе. Однако это оказалось практически неосуществимым. При очень низких давлениях плотность пара очень мала и при большом количестве пара, пропускаемого за одну секунду мощной турбиной, объем турбины и конденсатора при ней должен был бы быть непомерно велйк. Кроме увеличения к. п. д. теплового двигателя, можно пойти по пути использования «тепловых отбросов», т. е. теплоты, отводимой водой, охлаждающей конденсатор. Вместо того чтобы спускать нагретую конденсатором воду в реку или озеро, можно направить ее по трубам водяного отопления или использовать ее для промышленных целей в химической или текстильной промышленности. Можно также производить расширение пара в турбинах только до давления 5 — 6 атм. Из турбины при этом выходит еще очень горячий пар, могущий служить для ряда промышленных целей. Станция, использующая отбросы теплоты, снабжает потребителей не только электрической энергией, полученной за счет механической работы, но и теплотой. Она называется теплоэлектроцентралью (ТЭЦ). Примерный энергетический баланс ТЭЦ представлен на рис. 520. § 322. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Перейдем теперь к другим типам тепловых двигателей. Самый распространенный тип современного теплового двигателя — двигатель внутреннего сгорания. Двигатели внутреннего сгорания устанавливаются на автомобилях, самолетах, танках, тракторах, моторных лодках и т. д. Двигатели внутреннего сгорания могут работать на жидком топливе (бензин, керосин и т. п.) или на горючем газе, сохраняемом в сжатом виде в стальных баллонах или добываемом сухой перегонкой из дерева (газогенераторные двигатели). Мы рассмотрим устройство четырехтактного бензинового двигателя автомобильного типа. Устройство двигателей, устанавливаемых на тракторах, танках и самолетах, в общих чертах сходно с устройством автомобильного двигателя. Основной частью двигателя внутреннего сгорания является один или несколько цилиндров, внутри которых производится сжигание топлива (рис. 521). Отсюда и название двигателя. Внутри цилиндра может передвигаться поршень (рис. 522). Поршень представляет собой полый, с одной стороны закрытый цилиндр 1, опоясанный пружинящими кольцами 2, вложенными в канавки на поршне (поршневые кольца). Назначение поршневых колец — не пропускать газы, образующиеся при сгорании топлива, в промежуток между поршнем и стенками цилиндра (показаны штриховой линией). Поршень снабжен металлическим стержнем 3 («пальцем»), служащим для соединения поршня с шатуном 4. Шатун в свою очередь служит для передачи движения от поршня коленчатому валу 5. Верхняя часть цилиндра сообщается с двумя каналами, закрытыми клапанами. Через один из каналов — впускной подается горючая смесь, через другой — выпускной выбрасываются продукты сгорания. Клапаны имеют вид тарелок, прижимаемых к отверстиям пружинами. Клапаны открываются при помощи кулачков, помещенных на кулачковом валу; при вращении вала кулачки поднимают клапаны посредством стальных стержней (толкателей). Кроме клапанов, в верхней части цилиндра помещается так называемая свеча. Это — приспособление для зажигания смеси посредством электрической искры, получаемой от установленных на двигателе электрических приборов (магнето или бобины). Рис. 522. Устройство поршня двигателя внутреннего сгорания. Справа показано присоединение шатуна к поршню Весьма важной частью бензинового двигателя является прибор для получения горючей смеси — карбюратор. Его устройство схематически показано на рис. 523. Если в цилиндре открыт только впускной клапан и поршень движется к коленчатому валу, то сквозь отверстие 1 засасывается воздух. Воздух проходит мимо трубочки 2, соединенной с поплавковой камерой 3. В камере 3 находится бензин, подцеживаемый при помощи поплавка 4 на таком уровне, что в трубочке 1 он как раз доходит до конца ее. Это достигается тем, что поплавок, поднимаясь при натекании бензина в камеру, запирает отверстие 5 особой запорной иглой 6 и тем прекращает подачу бензина, если уровень его повысится. Воздух, проходя с большой скоростью мимо конца трубочки 2, засасывает бензин и распыляет его (пульверизатор, § 182). Таким образом получается горючая смесь (пары бензина и воздух), приток которой в цилиндр регулируется дроссельной заслонкой 7. Работа двигателя состоит из четырех тактов (рис. 524). I такт — всасывание. Открывается впускной клапан 1, и поршень 2, двигаясь вниз, засасывает в цилиндр горючую смесь из карбюратора. II такт — сжатие. Впускной клапан закрывается, и поршень, двигаясь вверх, сжимает горючую смесь. Смесь при сжатии нагревается. III такт — сгорание. Когда поршень достигает верхнего положения (при быстром ходе двигателя несколько раньше), смесь поджигается электрической искрой, даваемой свечой. Сила давления газов — раскаленных продуктов сгорания горючей смеси. — толкает поршень вниз. Движение поршня передается коленчатому валу, и этим производится полезная работа. Производя работу и расширяясь, продукты сгорания охлаждаются и давление их падает. К концу рабочего хода давление в цилиндре падает почти до атмосферного. IV такт — выпуск (выхлоп). Открывается выпускной клапан 3, и отработанные продукты горения выбрасываются сквозь глушитель в атмосферу. Из четырех тактов двигателя (т. е. за два оборота коленчатого вала) только один, третий, является рабочим. Ввиду этого одноцилиндровый двигатель должен быть снабжен массивным маховиком, за счет кинетической энергии которого двигатель движется в течение остальных тактов. Одноцилиндровые двигатели ставятся -главным образом на мотоциклах. На автомобилях, тракторах и т. п. с целью получения более равномерной работы двигателя ставятся четыре, шесть и более цилиндров, установленных на общем валу так, что при каждом такте по крайней мере один из цилиндров работает. Чтобы двигатель начал работать, его надо привести в движение внешней силой. В автомобилях это делается при помощи особого электромотора, питающегося от аккумулятора (стартер). Рис. 525. Схема устройства водяного охлаждения цилиндров двигателя автомобиля Добавим, что необходимой частью двигателя является приспособление для охлаждения стенок цилиндров. При чрезмерном перегревании цилиндров наступает пригорание масла, возможны преждевременные вспышки горючей смеси и детонация (ьзрыв горючей смеси вместо сгорания, имеющего место при нормальной работе). Детонация не только вызывает понижение мощности, но и разрушительно действует на мотор. Охлаждение цилиндров производится проточной водой, отдающей теплоту воздуху (рис. 525), или непосредственно воздухом. Вода циркулирует, омывая цилиндры 1. Движение воды вызывается нагреванием ее вблизи цилиндров и охлаждением в радиаторе 2. Это — система медных трубок, по которым протекает вода. В радиаторе вода охлаждается потоком воздуха, засасываемого при движении вентилятором 3. Кроме четырехтактных двигателей, существуют менее распространенные двухтактные двигатели. Мы не будем их рассматривать. Двигатель внутреннего сгорания обладает рядом преимуществ, являющихся причиной его широкого распространения (компактность, малая масса). С другой стороны, недостатками двигателя являются: а) то, что он требует жидкого топлива высокого качества; б) невозможность получить при его помощи малую частоту вращения (при малом числе оборотов, например не работает карбюратор). Это заставляет прибегать к разного рода приспособлениям для уменьшения частоты.вращения (например, к зубчатой передаче). KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Абсолютно твердое тело 140, 279, 490 Абсолютный нуль 438 Адсорбция 482, 483, 560 Автоклав 541 Альтиметр 335 Американские горки 233 Ампер 101 Ангстрем 31 Антициклон 273, 571 Ареометр 314 Атмосфера 283, 296 — Земли 321, 407, 561, 564 — техническая 284 — физическая 283, 335 Атомы 410, 411, 413 Афелий 239 Аэродинамика 341 Аэростат 341 Барометр-анероид 332, 334 Барометр ртутный 332, 333 Батискаф 303, 304 Батисфера 303 Бином линейного расширения 387 — объемного расширения 388 Блок двойной 171, 172, 174, 180, 188 — дифференциальный 174 — простой 170, 171, 174 — сложный 173 Бриз 571 Броуновское движение 417, 418, 446 Вакуумная техника 327, 559 Вакуумные приборы 560 Ватт 207 Вектор 60 Векторы коллинеарные 213 — свободные 65 Вертолет 374, 375 Вес 115, 116, 117, 234,. 263, 268 Весы десятичные 117 — крутильные 243 — пружинные 115, 118, 234 — рычажные 116, 117, 118 Ветер 375, 407, 571 Вечный двигатель 405, 480 Вещества пластичные 516 — упругие 516 Винт 176, 177 Влажность воздуха абсолютная 561 — 563 относительная 561 — 563 Вода 391, 399, 465, 485, 487, 497, 505, 553 Водоизмещение 314 Водолазный колокол 305 Водомерная трубка 293, 294 Водопровод 297, 349 Водяное отопление 381 Водяной эквивалент 402, 502, 544 Возгонка 500 Воздушный шар 339, 340, 346 — тормоз 343 Волновое сопротивление 368 Ворот 172 Вращающий момент 209, 522 Вычитание векторов 62 Вязкость 407, 504 Газы 320 , 407, 414 Гейзер 541 Гигрометр 561, 562 Гидродинамика 345 Гипербола 432 Гипсотермометр 539, 540 Градус Цельсия 383 График пути 41 — скорости 53 Гребное колесо 359 Гребной винт 360 Горная болезнь 338 Давление 281 — 284, 287, 290, 292, 320 — атмосферы 322, 324, 325, 328, 331, 335 — газа 421, 422, 445 — гидростатическое 290, 303 — избыточное 343 — критическое 554 — парциальное 443, 486, 487 водяного пара 562, 563 — полное 346, 347 — статическое 346 — 348, 351 Двигатель внутреннего сгорания 585, 589 — Дизеля 590, 591 — реактивный 361, 362, 591, 592 — тепловой 574 Движение вращательное 25 — замедленное 49 — криволинейное 25 — механическое 19 — молекулярное 415, 416 — поступательное 24 — прямолинейное 25 — равномерное 35, 36 — равнопеременное 53 — равноускоренное 50 — 52 — ускоренное 49 Детандер 557 Деформация 81, 119, 139, 231, 232 — пластическая 515, 516, 527, 528 — упругая 194, 515 — 517, 527 Джоуль 186, 191, 197 , 397 Дина 100 Динамика 76 Динамометр 86, 87 Дирижабль 339, 341 Диффузия 415, 450, 485, 486, 488 Домкрат 178 Единицы давления 283, 296 — физических величин основные 101 — производные 101 Жесткость пружины 194 Жидкий воздух 557 — грунт 317 — кислород 557 Жидкостные пленки 467 Жидкость перегретая 539, 548 Закалка стали 514 Закон Авогадро 445 — 447 — Архимеда 309, 310, 312, 319, 338, 339, 462 — Бернулли 350 — 352, 371 — Бойля — Мариотта 428, 430, 432, 433, 436, 445, 531 — 533, 538 — Бэра 273 — всемирного тяготения 241, 242 — Гей-Люссака 435 — 437, 440 — Генри 487 — Гука 516, 517, 533 — Дальтона 443, 445, 446, 533, 534 — Дюлонга и Пти 502 — инерции 78, 98, 109, 253, 258 — кратных отношений 411 — Ньютона второй 97 — 100, 107, 214, 215, 253, 258 — — первый 78, 98 третий 104, 106, 230, 243, 253, 259 — Паскаля 287, 320 — постоянных отношений 410 — равенства действия и противодействия 104 — сохранения импульса 109, ПО, 259 работы 200 энергии 180, 198, 199, 202, 206, 392, 395, 400, 404 , 405, 497 5Г>9 543 — Шарля 424, 425, 436 — 440, 449, 531 Законы Кеплера 238, 239,' 241 Золотниковая коробка 579, 580 Золотое правило механики 179 — 181, 188, 288 Зонд 347 Изгиб 523 Измеритель скорости потока 347 Импульс тела 107 Ионосфера 564 Ионы 496 Искусственный спутник Земли 245, 263, 285, 306, 338, 363, 564, 573 — синхронный 252 Испарение 408, 529, 545, 547 Кабестан 172, 173 Кавитация 533 Калориметр 400, 402, 502, 543, 544, 582 Калория 397 Кандёла 101 Капилляр 377, 481 Капиллярная трубка 478 — 480 Капиллярные явления 478 Карбюратор 586, 587 Каучук 508, 509 Кварцевое стекло 379 Кельвин 101, 383, 438 Кессонная болезнь 306 Килограмм 100, 101 Кинематика 21 Кипение 537, 538 Клин 175, 176 Количество теплоты 396, 398 Компонента вектора 64 Компрессор 342 Конвекция 407 Конденсатор 581 Конденсация 408, 529 Концентрация раствора 488, 489 Координата точки 27, 57 Кориолисова сила 270 Космическая скорость вторая 252 первая 247 Коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания 589, 591 ---------механизма 210, 211 ---------паросиловой станции 582 ---------теплового двигателя 581, 583 — трения покоя 130 скольжения 131 Кривошипный механизм 175 Крнофор 546 Кристаллизация 489, 499, 504 Кристаллическая решетка 495, 497 Кристаллы атомные 497 — ионные 496, 497 — молекулярные 497 Кручение 521, 522 Лед 505 Линии тока 352, 366, 371 Лошадиная сила 207 Луна 242, 245, 269, 273 Магдебургскне полушария 325 Макромир 412, 421 Манометр 342, 346 — жидкостный 296 — мембранный 282, 334 Масса 95, 397 — атмосферы 322 — атомная (относительная) 444 Масса Земли 244 — молекулярная (относительная) 445, 507 — молярная 446, 455, 456 Материальная точка 243 Маятник Фуко 271, 279 Медицинская пневматическая банка 325, 326 Меры длины английские 31 старые русские 31 Метацентр 318 Метацентр ическая высота 318 Метр 30, 31, 101 Механика 20 Механический эквивалент теплоты 397 Микромир 412, 413, 421 Миллиметр' водяного столба 296 — ртутного столба 296 Модуль вектора 60, 65 — перемещения 27 Молекулы 410, 411, 413 Молекулярная теория 410, 414, 495 Моль 101, 446, 447 Момент силы 152 — 154, 519, 521 — пары сил 156 Монгольфьер 340 Монокристалл 491, 493, 528 Мономеры 507 Мощность 207, 208 — механизма 210 Муссоны 571 Нагреватель 574, 576, 582 Наклонная плоскость 147, 187 Напряжение (механическое) 379, 380, 517 Насос водоструйный 353 — воздушный вращательный 327 поршневой 327 ротационный 327, 559 — диффузионный 327, 559, 560 — нагнетательный 297, 298 — пароструйный 559 — разрежающий 327 Насыщение 531 Неемачнванне 469 — 472, ’479 Нониус 32, 33 Нормальные условия 442, 447 Ньютон 100 Ньютон-метр 154 Облака 567 Обледенение 504 Обогащение руды 483 Окснлнквит 557 Опыт Гернке 325, 326 — Джоуля 394 , 397, 402 — Паскаля 301 — Торричелли 332, 333 — Фарадея 552 — Штерна 451 — 453 Орбиты планет 238 Осадки 570 Охлаждающие смесн 512 Пар 457, 529 — насыщенный 530, 531, 535, 536, 549, 553, 561 — ненасыщенный 531 — пересыщенный 549 Пара сил 156, 317 Парабола 217, 255, 355 Паровая машина 579 Паровой котел 343 , 539, 576, 577 Паросиловая станция 575 Парус 345 Паскаль 283 Пена 467, 468 Перегрузка 265 Перемещение 27, 59, 60 Переохлаждение 503, 504 Перигелий 239 Перпетуум мобнле 405 Пикнометр 389 Плавучесть 315 Планеты 238 Плечо силы 152 — пары сил 156 Плотность вещества 118, 277, 312, 320, 388, 389, 505 — газа 432, 440, 443, 444 относительная 443, 444 Пневматические инструменты 341, 342 — тормоза 343 Поверхностное натяжение 463 — 466, 469, 476, 479, 481, 535 Поверхностные явления 458 Поверхность равного давления 289 — уровня 289, 292 Поглощение лучен 408 Подводная лодка 303, 306, 307, 316, 317, 319, 339, 344, 442 Подводные крылья 374 Поликристалл 494, 513, 528 Полимеры 308, 490, 506, 507 Полиспаст 173, 174 Положение равновесия 162 Постоянная Авогадро 446, 447 — газовая 447, 455, 456 Постоянная гравитационная 242 — 244 — солнечная 565 Предел упругости 516 Предельный угол наклона 166 Преобразователь силы 170, 172, 288 Пресс винтовой 178, 288 — гидравлический 287, 288 Принцип сохранения работы 188, 189 — относительности Галилея 80 Приращение величины 50, 68, 197 Проекция вектора 64, 65 — скорости на осн координат 65 — точки 63 Пропеллер 360 Пространственная решетка 496 Простые машины 169, 188, 189, 200, 210, 288 Противогаз 483 Процесс адиабатический 428, 566 — влажно-аднабатнческий 567 — изотермический 428 Прочность 525 Психрометр 561, 562 Пульверизатор 353, 576 Путь 27, 57 Пьезометр 278 Работа 180, 182, 184, 185 Равновесие динамическое 457, 486, 530 — тела безразличное 163, 165 неустойчивое 163 устойчивое 163, 166 — тепловое 405 Радиан 101 Радиозонд 564 Разложение вектора на составляющие 63 Разрушающая нагрузка 525, 526 Ракета 361, 362, 365 — баллистическая 363 Растворение 485 Растворимость 486, 487, 489 Растворы 488, 508, 511 — насыщенные 486, 489 — пересыщенные 489 Растяжение 517 Резина 508, 509 Ртуть 529, 536, 540, 544, 554, 560, 575 Рычаг 157, 169, 170, 288, 392 — неравноплечий 172 — равноплечий 170 Световой год 40 Свободная поверхность жидкости 289, 354, 355, 460, 473 Свободное падение 112, 125, 247 Связи жесткие 148, 228, 230, 231 Сдвиг 517, 519 — 521 Сегнерово колесо 357 Секунда 33, 101 Сжатие 517 Сжижение газов 556 Сжимаемость 278, 321 Сила 84 — выталкивающая 308, 317, 319, 338 — 340 — инерции центробежная 267 — 270 355 — Корнолнса 270, 272, 273, 571 — лобового сопротивления 370, 373 — поддерживающая 308, 319 — подъемная 370 — 374 — сопротивления воды 368 — — воздуха 135, 136, 366, 370 — трения качения 131 покоя 129, 130, 358 скольжения 130, 131 — тяжести 116, 117, 135, 187, 268 Силы внешние 108 — внутренние 108, 109 — всемирного тяготения 8J, 82, 260 — давления 276, 279, 280, 284, 307, 320 — инерции 258 — 260, 273, 353 — магнитные 82 — молекулярные 399, 418, 465, 474, 482 — реакции 147 связей 149 — — струи 356 — 358, 361, 363 — сцепления 418, 457, 459, 465, 469, 472, 535 — трения 81, 128, 202, 349 — упругие 81, 119, 120, 277, 320 — электрические 82 Система единиц 101 Международная (СИ) 31, 101 — отсчета 22, 76, 253 вращающаяся 266 гелиоцентр нческая 238, 259, 265 инерциальная 78, 80, 99, 238, 253, 270 неинерциальная 253 , 254, 259, 271, 353 Система тел 108 Сифон 298, 299 Скаляр 61 Скалярное произведение векторов 184 Скафандр 304, 305, 319 Скорость 35, -36, 49, 60, 66 — линейная 223 — мгновенная 49 — падения предельная 135, 136 — света 39, 40, 74 — средняя 46, 47 молекул 417, 425, 448 — 451 — угловая тела 224 точки 223 Сложение векторов 61 по правилу параллелограмма 61 ------------ треугольника 61 — перемещений 71 ' — сил 90 — 92 — скоростей 71 Смазка 473 Смачивание 469 — 472, 479, 482 Сообщающиеся сосуды 293 — 295 Сопротивление среды 81, 134 Составляющая вектора 63 Составляющие силы 144 Состояние невесомости 263, 264, 285, 408, 461 — равновесия 423 — стационарное 486 Сосуд Дьюара 558, 559 Соударение идеально упругих шаров 200, 414 — неупругое 110 Сплавы 509, 510 Средняя длина свободного пробега 416 Статика 138, 139 Стекло 495, 501 Стерадиан 101 Стратостат 338, 341, 442 Стратосфера 564 Стрела прогиба 523, 524 Стробоскоп 28, 29 Сублимация 500 Сухопарник 543 Сушильная машина 229 Тахометр 225, 226 Твердость 526 Тела аморфные 490, 494, 500, 504, 527, 528 — кристаллические 490, 491 — . пластичные 120 Тела поликристаллические 491, 493, 494, 513 — твердые 513 — упругие 120 Температура 378, 382, 414, 416 — абсолютная 438 — затвердевания 501, 511 — кипения 539, 540, 558 — критическая 458, 552, 554 — 556 — плавления 501 — термодинамическая 437, 438, 440, 449 Температурный коэффициент давления 424, 435, 436 линейного расширения 385, 386, 389, 493, 495 объемного расширения 388 — 390, 435, 436 Тепловое расширение линейное 378, 380 — — объемное 380 Теплоемкость 398, 400 — молярная 455 — удельная 399, 400, 402, 455 газов 453 почвы 571 при постоянном давлении 454 ---- — — объеме 454 Теплопередача 396, 405 Теплопроводность 406, 493 — 495, 506, 565 Теплота 392 Теплоэлектроцентраль 584 Термометр 382 — газовый 384, 439, 485 — жидкостный 382, 384 — медицинский 384 — ртутный 383, 384, 439 — Цельсия 383 Термоэлектричество 408 Течение ламинарное 376, 377, 528 Точка плавления 501 — росы 563, 567 Траектория движения 22 Тренне качения 132 — покоя 134 — скольжения 130 Тропосфера 564 Трубка Пито 347 Туман 504, 549, 550 Турбина водяная 357, 358 — паровая 357, 578 Турбо детандер 558 . Турбулентность 375 — 377, 408 Убыль величины 197 Угол кручения 522 Удельная теплота парообразования 541 — 544 плавления 502, 503 сгорания 582 Умножение вектора на скаляр 62 Уравнение Бернулли 350 — состояния газа 441, 442 — теплового баланса 401, 544 Ускорение 50, 51, 60, 67, 78, 94, 214 — касательное 214 — мгновенное 51, 68 — нормальное 70, 215 — свободного падения 113, 242, 244, 268 ---------- нормальное 113 — среднее 51 — тангенциальное 214 — центростремительное 70, 214, 223, 224 Условие равновесия тел 138, 143, 146, 152, 154, 157, 165 жидкости 329 Устойчивость судна 317, 318 Фаза вещества 457 Фён 567 Холодильная машина 405, 592 — 594 Холодильник 574, 576, 582 Центр давления 309, 317, 318 — тяжести 156, 159, 164 — 166, 309, 317, 318 Центробежный регулятор 237 Центры кристаллизации 504 Цеппелин 341 Циклон 273, 571 Циркуляция 370, 372, 373 Частота вращения 208, 223 Часы водяные 34 — карманные 34 - — кварцевые 35 — маятниковые 34 — молекулярные 35 — песочные 34 Шариковый подшипник 132 Шкала температур термодинамическая 438 Фаренгейта 383 Цельсия 383, 437, 438 Эквивалентность сил инерции и сил тяготения 260 — 262, 268, 274 Эксперимент 17 Электромагнитные волны 408 Электронный микроскоп 412 Электроны 413, 414 Эллипс 238, 492 Энергия. 180, 191 — внутренняя 205, 393, 395 — 398, 403, 414, 427, 460, 502, 512, 528, 546, 547, 550, 557 Энергия кинетическая 196, 414 — механическая 196 полная 197, 198, 395 — поверхностная 458,- 460 — потенциальная 191, 192, 194: 250, 414 — тепловая 398 Эрг 186 Эффект Магнуса 370 — 372 Ядра атомов .413 — конденсации 550 |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |