ПРЕДИСЛОВИЕ
Издаваемый учебник дополнен новыми главами с краткими историческими сведениями о состоянии гимнастики в СССР, гимнастике в РККА, в вузах и самодеятельном физкультурном движении. Ряд глав значительно переработан и дополнен, в частности более полно и подробно описаны техника и методика упражнений на снарядах для женских групп. Тем не менее, некоторые вопросы, например анализ гимнастических систем, по ряду причин, не зависящих от авторов, в руководстве отражения не нашли. Учебник иллюстрирован новыми фото (И. И. Богоявленского) и рисунками. В издаваемом руководстве приняли участие сотрудники Ленинградского Ордена Ленина Института физической культуры им. Лесгафта и Ленинградского Научно-Исследовательского Института физической культуры. Авторами отдельных глав и разделов являются: глава I — И. М. Коряковский; глава II — раздел «Гимнастика в дореволюционной России» — В. Н. Катаев, раздел «Краткие сведения о развитии гимнастики после Великой Октябрьской Социалистической Революции» — Д. Г. Богданов; глава III — A. М. Глинтерник; глава IV — С. В. Янанис (раздел «Упражнения на осанку» B. К. Добровольский); глава V — Л. П. Орлов (раздел «Упражнения с палками» — С. В. Янанис); глава VI — Л. II. Орлов; глава VII — Л. П. Орлов (раздел «Упражнения на перекладине для женских групп» — Е. Л. Журавлёв); глава VIII — Л. П. Орлов (разделы «Упражнения на брусьях для женских групп» и «Брусья разной высоты» — Е. П. Журавлёв); глава IX — Л. Л. Орлов (раздел «Упражнения на кольцах для женских групп» — Е. Л. Журавлёв); глава X — Л. Л. Орлов (раздел «Упражнения на коне с ручками для женских групп» — Е. Л. Журавлёв); глава XI — С. В. Янанис; глава XII — A. М. Иенагиенко и В. Л. Мулътлновский (авторами использован материал И. Р. Иванова); глава XIII — А. М. Глинтерник; глава XIV — Е. Л. Журавлёв; глава XV — К. X. Грантынь; глава XVI — Л. Л. Орлов; глава XVII — C. А. Муретов; глава XVIII — Е. П. Журавлёв; глава XIX — А. М. Глиптерник; глава XX — С. В. Янанис; глава XXI — Л. Д. Штакельберг (раздел «Составление программы и рабочих планов» — А. М. Глинтерник); глава XXII — Л. Д. Штакельберг (раздел «Осюбенности занятий гигиенической гимнастикой с группами среднего и пожилого возрастов» — В. Н. Добровольский); глава XXIII — Л. Д. Штакельберг; глава XXIV — Л. Л. Орлов; глава XXV — B. Я. Катаев.
При переработке данного руководства авторы учитывали пожелания я замечания, присланные им рецензентами, за что и приносит им глубокую благодарность.
Авторы попарагот, что издаваемые материалы окажут известную помощь не только студентам физкультурных вузов, но также и преподавателям гимнастики и физкультуриому активу в их педагогической работе. Все указания и замечания просьба направлять в издательство «Физкультура и Спорт».
Авторы
Глава первая
ВВЕДЕНИЕ
За годы сталинсютх пятилеток огромнейших успехов достигла наша страна в росте сохщалистической культуры народов СССР. Ещё более широкие перспехтгоы раскрываются для дальнейшего расцвета её в третьей пятилетке, когда «На основе победоносного выполнения второго пятилетнего плана и достигнутых успехов социализма, СССР вступил в третьем пятилетии в новую полосу развития, в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда решающее значение приобретает депо коммунистического воспитания трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей — строителей коммунизма» (из резолюции XVIII съезда ВКП(б) по докладу т. Молотова).
В воспитании всесторонне развитых строителей коммунизма большое место принадлежит физической культуре, физическому воспитанию. Руководствуясь указаниями основоположников марксизма — ленинизма, физическое воспитание в СССР рассматривается как неотъемлемая составная часть коммунистического воспитания. В инструкции делегатам временного центрального совета Маркс, говоря о воспитании, писал! «Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во-первых: умственное воспитанием
Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое даётся в гимнастических школах и военными упралшениями.
В третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и в то же время даёт ребёнку или подростку навьши обращения с простейшими орудиями всех производств» (Маркс — Энгельс, Соч., т. XIII, ч. 1, стр. 199, изд. 1936 г.).
В другом месте у Маркса мы читаем: «Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания будущего, которое для всех детей с известного возраста соединит производительный труд с обучением и гимнастикой, при чём это будет не только методом повышения общественного производства, но и единственным методом создания всесторонне развитых людей» (Капитал, т. I, стр. 375, изд. 1931 г.).
Говоря об основных, органически связанных сторонах воспитания всесторонне развитого человека, Маркс отводит одно из основных мест физическому воспитанию.
Указания Ленина и Сталина по вопросам воспитания и решения партии и правительства о физическом воспитании представляют последовательное развитие указанных положений марксизма.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. указывается, что «...борьба за здоровую смену должна быть проникнута указанием Ленина на то, что «именно ей, этой молодёжи, предстоит закончить, завершить дело коммунизма; именно ей ещё предстоят бои за коммунизм и она эти бои должна встретить крепкой, здоровой, со стальными нервами и келезными мувкуламп». И. В. Сталхш в докладе XVI съезду ВКП(б) указывал на все имеющиеся условия и на необходимость «... вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту и защитить её грудью от покушений со стороны врагов».
В постановлении ЦК ВКП(б) от октября 1925 г., чётко формулирующем задачи физической культуры, говорится: «Физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурной, хозяйственной и военной подготовки молодёжи (стрелковый спорт и пр.), но и как один из методов воспитания масс (поскольку физическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, настойчивость и другие ценные качества) и вместе о тем, как средство сплочения широких рабочих и крестьянских масс вокруг тех или иных партийных, советских и профсоюзных организаций, через которые рабоче-крестьянские массы вовлекаются в общественно-политическую жизнь».
Партия и правительство проявляют постоянные заботы о всестороннем физическом развитии трудящихся нашей страны. Наряду с ростом ошцей культуры и благосостояния народов СССР и на их базе Цвднимается на более высокий уровень и физическая культура. Большое значение для дальнейшего роста советского физкультурного двинхения имеет установление Всесоюзного дня физкультурника. Занятия физической культурой, построенные на основах комплекса «Готов к труду и обороне», охватывают широкие массы населения. Приводим некоторые данные, говорящие об этом.
Физическая культура шхлючена в учебный процесс начальной и средней пшолы, где обучается до 33 миллионов детей. Она яв-шяется обязательным предметом в вузах, техникумах и педагогических училищах, насчитываюпщх в своих стенах свыше 1 300 000 учащихся. Физическая культура занимает большое место в боевой подготовке наших доблесишх Красной армии и флота. В форме зарядки и физкультнауз физкультура применяется как средство закрепления здоровья и повьпнения производительности на целом ряде фабрик и заводов. В огровшрй свти лечебно-профилактических учреждений физкультура используется как средство оздоровления и лечения.
Миллионные массы паселешш города и деревни, объединённые в физкультурных организациях, систематически занимаются отдельными видам физических упражнений и спорта, успешно овладевают комплексом ГТО и высотами спортивной техники. Охват трудящихся занятиями физической культурой, по сравнению с дореволюционной Россией, колоссален.
Очень много слслано и в создании материальной базы. Вместо нескольких десятхадв примитивных спортивных площадок царской России СССР имеет многие сотни стадионов, тысячи спортплощадок, свыше десятка зимних бассейнов для плавания, до 500 водных станций, сотни хорошо оборудованных гимнастических вал и др.
Растут и спортивно-технические достижения. За истёкшие два-три года советские физкультурники побили десятки мировых буржуазных рекордов и улучшили сотни всесоюзных.
Улучшается подготовка физкультурных кадров. За несколько последних лет удвоилось число физкультурных вузов, увеличилось количество техникумов, созданы школы тренеров, значительно расширена курсовая сеть по подготовке инструкторов для коллективов физической культуры.
Для разработки вопросов теории и практики физической культуры созданы научно-исследовательские институты и кабинеты.
Советская система физической культуры, построенная на основах комплекса ГТО, вопреки стремлениям врагов народа сорвать дело пЬдготовки к труду и обороне, неуклонно проводится в жизнь, получая дальнейшее развитиё и разработку.
Имеется, несомненно, и много недостатков в практике физкультурной работы: нельзя признать достаточным охват трудящихся систематическими занятиями физической культурой, не на высоте учёт и планирование физкультурной работы. Много недостатков в практике учебно-спортивной работы и др. Их устранение является безотлагательной задачей физкультурных организаций.
Третьим пятжлетним планом создаются все условия для подъёма советской физической культуры на небывалую высоту. Вместе с тем, перед ней ставятся и более ответственные задачи.
В практике физкультурной работы нужно наиболее полно реализовать указание тов. Сталина о том, что «... Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая «случайность» и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть иао врасплох» (из ответа тов. Сталина на письмо тов. Иванова, изд. 1938 г., стр. 13).
Решения XVIII съезда ВКП(б), поднимая значение коммунистического воспитания, обязывают к всемерному подъёму его органической составной части — физического воспитания, а значит и к подъёму гимнастики, являющейся основным методом и средством физического воспитания.
|