НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)



История Магаданской области с начала XX века до наших дней (краеведение). Для 9—10-х классов. — 1982 г.

Н. С. Цепляева

История Магаданской области
с начала XX века
до наших дней

Для 9—10-х классов

*** 1982 ***


PDF

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

Учебник прислал Владимир Сергин.
_____________________

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Введение
      Введение 3
     
      Глава I. Наш край в начале XX века 5
      § 1. Социально-экономическое развитие Северо-Востока на рубеже XIX — XX веков 5
      § 2. Политика царизма на Северо-Востоке 11
      § 3. Культура и быт народов Северо-Востока в начале XX века 17
     
      Глава II. Великая Октябрьская социалистическая революция на Северо-Востоке. Триумфальное шествие Советской власти (март 1917 г. — март 1918 г.) 22
      § 1. Курс на социалистическую революцию 22
      § 2. Провозглашение Советской власти в крае 25
     
      Глава III. Наш край в годы гражданской войны и интервенции (1918 — 1923 гг.) 29
      § 1. Борьба за Советы в условиях колчаковщины (1918 — 1920 гг.) 29
      § 2. Заключительный этап борьбы за Советы на Колыме и Чукотке (1920 — 1923 гг.) 37
     
      Глава IV. Наш кран в годы социалистического строительства (1923 — 1941 гг.) 44
      § 1. Социально-экономическое развитие 44
      § 2. Культурное строительство 57
     
      Глава V. Наш край в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) 65
      § 1. Перестройка народного хозяйства на военный лад 65
      § 2. Культурное развитие края 71
      § 3. Наши земляки — герои фронта и тыла 76
     
      Глава VI. Наш край в годы совершенствования социалистического общества (1946 — 1958 гг.) 81
      § 1. Экономическое развитие 81
      § 2. Культурное строительство 88
     
      Глава VII. Экономические и культурные достижения нашего края в период формирования и упрочения развитого социализма (1959 — 1980 гг.) 98
      § 1. Развитие экономики 98
      § 2. Развитие науки и культуры 109
     
      Заключение 120
      Хронологическая таблица 123
      Литература 126

     
      Авторский коллектив: Г. К. Бубнис, Л. Н. Вернн, Г. А. Голодных, С. В. Гунько, Н. Н. Диков, Г. В. Зотов, В. В. Леонтьев, П. П. Мед, С. П. Нефедова, В. М. Хлыпалов, Н. С. Цепляева.
     

      ВВЕДЕНИЕ
     
      Данное учебное пособие, посвященное предреволюционному и советскому периодам истории нашего края, является продолжением учебного пособия для 7 — 8-х классов «История Магаданской области с древнейших времен до конца XIX века 9 (Магадан, 1976). Оно может быть использовано на уроках и при организации внеклассной и внешкольной работы в соответствии с программой по истории.
      Интересна, насыщена значительными событиями история Магаданской области советского периода. На ее огромной территории (1224 тысячи квадратных километров), превышающей площадь Франции, Англии, Италии, Бельгии, вместе взятых, как и всюду у нас в стране, уже построено развитое социалистическое общество и идет - грандиозное строительство материально-технической базы коммунизма, разведываются все новые и очень нужные стране полезные ископаемые, бурно развивается горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Широким фронтом идет здесь и всестороннее культурное строительство, все более развивается и крепнет наука, ставшая одним из решающих факторов технического и культурного прогресса. Здесь, на Крайнем Севере, проходит один из передовых рубежей созидания коммунистического общества в нашей стране. Свидетельством этому является награждение в 1967 году Магаданской области орденом Ленина за выдающиеся успехи в развитии народного хозяйства.
      В данном пособии прослеживаются этапы исторического пути, неузнаваемо преобразившие ранее отсталую окраину царской России. В первой главе освещается внутреннее и внешнее положение края, революционная ситуация в нем накануне Великой Октябрьской социалистической революции. В двух следующих главах вы прочтете об установлении в крае Советской власти и о борьбе за нее в годы гражданской войны. Из главы четвертой вы узнаете о тех экономических, социальных и культурных преобразованиях, которые привели к созданию в крае основ социализма, а в Главе пятой — о том вкладе, который население нашей северной области внесло в победу над германским фашизмом в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. В последних же главах — шестой и седьмой — рассказывается о совершенствовании социалистического общества в послевоенные годы, об окончательной победе социализма, об экономических и культурных достижениях нашей орденоносной Магаданской области в период развитого социализма.
      Подвиги и деяния наших соотечественников наполняют нас законной гордостью, служат воспитанию советского патриотизма, укрепляют в нас любовь к социалистическому Отечеству, к своему родному краю, в котором мы живем. Особенно иеобходимо знание истории для молодежи, так как это помогает ей правильно определить свой жизненный путь, приобщиться к богатому духовному
      наследию своих предков.
      Данное пособие подготовлено историками Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВНЦ АН СССР (СВКНИИ) и преподавателями Магаданского государственного педагогического института (МГПИ). Введение и заключение написаны
      Н. Н. Диковым, глава I - В. В. Леонтьевым, кроме раздела «Русское старожильческое население на территории края», написанного Г. В. Зотовым, глава II подготовлена С. В. Гунько, глава III —
      С. В. Гунько совместно с Н. С, Цепляевой, в главах IV VII все разделы о развитии сельского хозяйства — Г. К. Бубнисом, а о культурном строительстве - С. П. Нефедовой, кроме § 2 главы IV, который написан при участии Л. Н. Верина, о развитии промышленности, транспорта и социалистического соревнования В. М. Хлы-паловым. Г. К. Бубнис и В. М. Хльшалов написали § 1 глав IV-VI1. Очерк о героях фронта и тыла (в § 3 главы VI написан П П. Мед, об устном народном творчестве (в § 2 главы VI) отовым,
      о развитии спорта (в § 2 главы VII) — Г. А. Голодных.
      - Пособие подготовлено по материалам научных исследований советских историков, в том числе ученых СВКНИИ ДВНЦ СССР.
      Исследования различных проблем истории Магаданской области, как и всей истории Северо-Востока СССР (включая соседнюю Камчатскую область), в настоящее время продолжаются. В этой важной краеведческой работе немалую помощь могут оказать школьники старших классов, участвуя в деятельности Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), членами которого может стать каждый старшеклассник, активно интересующийся историей своей области и содействующий выявлению, изучению и охране ее замечательных памятников истории и культуры.
      Для развития интереса к подобной историко-краеведческой работе, для более глубокого понимания и усвоения общих закономерностей и особенностей исторического развития в нашем крае в конце каждой главы данного учебного пособия помещены исторические документы и материалы, а также вопросы, задания и литература. Весь этот методический аппарат подготовлен Н. С. Цепляевой, которая осуществила также составительскую работу по всей книге.
     
      ГЛАВА I НАШ КРАЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
     
      § 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОКА НА РУБЕЖЕ XIX — XX ВЕКОВ
      Расселение и хозяйство коренного населения
      На рубеже 19-20 веков територию нынешней Магаданской области населяли юкагиры, эвены (ламуты), коряки, чукчи, эскимосы, кереки. По хозяйственному укладу население делилось на кочевое, полуоседлое и оседлое. , На реках Ясачной, Коркодопе и в устье Омолона жили верхнеколымокие юкагиры, которые все еще вели полукочевой образ жизни. Зиму они проводили в селениях. С февраля — марта начиналась охота на лосей и диких оленей. В поисках зверя охотники с семьями откочевывали в верховья притоков Колымы. Транспортным средством служили ездовые собаки. Семьи, не имевшие собак или имевшие их слишком мало, для перекочевки объединялись. На нартах перевозилось самое необходимое: покрышки к чуму, утварь, одежда, запасы продовольствия. Женщины, как правило, впрягались в нарту и помогали собакам тащить ее. Мужчины во время перекочевок охотились.
      После весенней охоты, вслед за льдом, юкагиры спускались на плотах к своим рыбалкам. Рыболовство для них имело такое же значение, как и охота. Основным сезоном добычи рыбы считалась осень. В период наибольшего скопления омуля и нельмы юкагиры окружали косяк неводом и вытягивали рыбу на берег. Этот способ назывался черпанием, Выловленную рыбу вялили, изготовляя из нее юколу, а часть рыбы сваливали в ямы, где она квасилась и потом шла на корм собакам. Зимой велся подледный лов рыбы.
      К началу XX века примитивное хозяйство юкагиров оказалось в глубоком кризисе, чему в немалой степени способствовала ростовщическая деятельность купцов. Величаишие опустошения наносили также эпидемии оспы и кори. 1олько в Марково среди, полурусского-полуюкагирского населения погибло от кори 25 процентов жителей. Уменьшение численности населения повлекло за собой усиление налогового гнета, так как каждый юкагирский род должен был платить ясак за всех умерших, числящихся в ревизских списках.
      В начале XX века в жизни и быту юкагиров происходят некоторые социальные и экономические изменения, связанные с приспособлением к новым условиям жизни. От русских они заимствуют технику изготовления более совершенных лодок типа карбазов, осваивают сплав на плотах и строительство избушек с камельками. Некоторые группы юкагиров начинают пользоваться юртами якутского или эвенского типа.
      Эвены относятся к тунгусо-маньчжурской языковой группе., Официальное наименование их на Охотском побережье было тунгусы, на Колыме и Чукотке ламуты, орочи. Названия «тунгусы» и «ламуты» шли от исторических актов XVII века, куда эти названия попали от русских казаков, впервые встретившихся с этой народностью на Охотском побережье. Происхождение слова «тунгус» неясно,, «ла-мут» — от якутского слова «лам», «ламу», то есть «помор», житель побережья. И только лишь в советское время нояви-лось настоящее название — эвены от «эвыи», что означает «местный», «здешний».
      К концу XIX века эвены практически уже занимали всю таежную и лесотундровую зону современной Магаданской области и Чукотского автономного округа, кроме северо-восточных районов Чукотки. Одна группа эвенов перебирается на Камчатку и осваивает территорию Срединного хребта.
      Эвены вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой, оленеводством и рыболовством. Зимой они кочевали по необъятным просторам тайги, а на летний период семьи, имевшие небольшие — до ста голов стара, объединяли своих оленей или присоединяли к стадам крупных оленеводов. В связи с этим часть оленеводов высвобождалась для рыболовства. Основными сезонами добычи рыбы были лето и осень, когда вверх по рекам шла на нерест кета и горбуша.
      У некоторых групп эвенов основой хозяйства становится не охота, а крупнотабунное оленеводство. Особенно крупные стада — до нескольких тысяч оленей — были у гижигинских и ямских эвенов.
      Широкое расселение эвенов по современной территории Магаданской области, возможно, было связано в какой-то степени с началом массового использования огнестрельного оружия которое позволяло охотникам эвенам обживать районы, сравнительно бедные зверем, а это в свою очередь вызвало и некоторую модернизацию хозяйства. Усилилось общение эвенов с соседними племенами: юкагирами, коряками, русскими старожилами. Оседлые эвены Охотского побережья в начале XX века настолько сближаются с русским старожильческим населением, что совершенно обрусели.
      Несколько иначе складывается судьба коряков, живших на побережье Охотского моря. Первые русские землепроходцы в XVII веке застали коряков на северо-западном побережье от Пенжинской губы до Тауйска, живших отдельными поселениями. Постепенно в процессе вытеснения, межплеменных войн с эвенами; ассимиляции коряки покидают более южные участки побережья и к концу XIX века сохраняются лишь в Гижигинской губе и на полуострове Тайгонос. Эвенский фольклор повествует, что в ранние времена коряки жили около моря вокруг полуострова Кони, но были уничтожены эвенами, занявшими места их обитания.
      По официальным данным переписи 1897 года, в Охотском округе жило 244 оседлых (кочевых уже не было) коряка: в селе Ямске — 182 человека, на Заимке около Ямска — 22, в селе Туманы — 26, в селе Армань — 1, в селе Ола — 1 и в Охотске — 12 человек. Они уже настолько ассимилировались, что из 244 человек 194 говорили только по-русски.
      В Гижигинском округе, на Охотском побережье, оставался только один гармандинский род оседлых коряков, живший в селе Наяхан и насчитывающий 20 семей общей численностью в 125 человек. Эти коряки также обрусели, а некоторые из них д*уке состояли в родстве с русскими. Кочевавшие же в долинах рек Анадыря, Великой и Хатырки корякские племена оттесняются чукчами на современную территорию Корякского автономного округа.
      Своеобразно складывается развитие северных народностей Чукотки. Быстрый рост крупнотабунного оленеводства в начале и середине XIX века усилил процесс разделения чукчей на две хозяйственные группы: оленеводов и морских охотников. Освоение новых пастбищных угодий и закрепление торговых связей с русскими обусловило значительную миграцию населения. Чукчи медленно, но уверенно продвигаются на запад, занимая территорию древних юкагиров.
      На юг чукчи продвигались значительно медленнее, оттесняя коряков, но во второй половине XIX века часть чукотских стойбищ кочевала уже южнее реки Анадырь. Это были так называемые «телькепские чукчи». Другая группа двигалась в направлении Паранарьского Дола — возвышенной равнины между рекой Пенжина и бухтой Корфа.
      На побережье Северного Ледовитого океана и Берингова моря шел активный процесс вытеснения и частичной ассимиляции чукчами азиатских эскимосов. Эскимосы сосредоточиваются на оконечностях Азиатского материка: мыс Пээк, Чаплино, Сиреники, а в начале XX века большая группа чаи-линских эскимосов поселяется у входа в залив Креста в местечке Уэлькаль.
      Крайне тяжелым было положение кереков, численность которых из-за эпидемий, упадка исконных промыслов значительно сокращается, и сохраняются они в основном на побережье Берингова моря, южнее мыса Барыкова.
      Преобладающим занятием северного населения было оленеводство — один из самых выгодных и надежных видов хозяйства, а также морской зверобойный промысел, рыболовство, пушной промысел.
      Основными оленеводами были чукчи и коряки, занимались оленеводством и некоторые группы чуванцев, родным языком которых был чукотский или корякский.
      Большую часть года, оленеводы проводили в постоянных перекочевках по необъятным просторам тундры и тайги. К лету они выходили на побережье, ставили свои яранги, а со стадами шли налегке одни пастухи. Оставшиеся на побережье занимались промыслом нерпы, лахтака, ловлей рыбы, охотой. И только к концу августа семьи оленеводов объединялись.
      Оленеводы континентальной части Чукотки и Колымы летом выпасали свои стада по северным склонам гор, где сохранялся снег и было меньше гнуса, комаров и овода. Каждая группа оленеводов имела постоянные маршруты и территорию выпаса. Маршруты кочевок менялись лишь в случаях природных бедствий, эпизоотий, гололеда.
      Труд оленевода был очень тяжелым. Требовалось много физических сил при каждой перекочевке. В ней принимали участие все члены стойбища. С утра до полудня продолжался вылов из стада ездовых оленей чаатом, затем загружались нарты домашним скарбом, сворачивались яранги. Караванный обоз, растягиваясь по всей тундре, проходил за оставшееся дневное время 10 — 15 километров н снова располагался на стоянку.
      Выпас стад ложился на плечи мужчин, уход за жилищем, приготовление пищи, шитье одежды, обуви — на женщин. Дети тоже помогали взрослым.
      По достатку оленеводы делились на малооленных и многооленных. Для удовлетворения жизненных потребностей одной семье требовался определенный минимум оленей — 200 — 250 голов. Однако такое хозяйство не было стойким, и первый же гололед или другое стихийное бедствие выводили его из равновесия. Поэтому владельцы мелких стад выпуждены были прибегать к совместному выпасу с такими же оленеводами или же присоединяться к богатым оленеводам.
      Основу хозяйственной деятельности азиатских эскимосов и приморских чукчей издавна составлял морской зверобойный промысел. Объектом промысла были гренландский я серый кит, белуха, морж, тюлень, белый медведь. Продуктами морского промысла являлись мясо, жир, которые использовали в пищу и для отопления жилищ, крепкие шкуры ниш на изготовление одежды, обуви, на постройку жилищ и байдар, а кости превращались в орудия труда и быта.
      Охота на моржей составляла основу морского промысла. Самым удачным моржовый промысел был весной среди льдов и осенью на моржовых лежбищах. Оъ наличия моржей на лежбище зависела жизнь всего селения. Если охота была удачной, то чукчи, эскимосы могли сделать себе запасы на всю долгую зиму, если же моржа не было, то население ждал жестокий голод.
      Не меньшее место в жизни морских охотников занимал китобойный промысел. Правда, мясо кита в отличие от моржового быстро портилось, зато сало можно было заготовить пгтрок. Большим лакомством считалась китовая шкура с салом, которую нарезали тонкими ломтиками и складывали в кожаные нерпичьи мешочки. В таком виде сало кита могло храниться годами. Китовый ус шел на изготовление лесок, обвязок для байдар, а кости кита, особенно челюсти, использовались при строительстве жилищ и различных хозяйственных сооружений.
      Охота на: китов и моржей велась сезонно, на тюленей — круглый год, на белого медведя — в основном зимой.
     
      Русское население на территории края
      Русское старожильческое население — это местная этническая группа нашего края, начало образования которой относится к XVII веку. Возникновение ее связано с освоением Северо-Востока русскими казаками-землепроходцамп, выходцами в основном из русского Европейского Севера. В дальнейшем на Северо-Восток стали продвигаться не только промышленники и казаки, но и свободные крестьяне из Сибири. Угодья Северо-Востока были богаты дичью и рыбой, что способствовало оседанию здесь русского населения.
      Острожки, заложенные первопроходцами в предыдущие столетия, превратились в довольно крупные для этих мест «города» и села с постоянным русским населением, его языком, самобытной культурой, хозяйством.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru