НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

История Молдавской ССР — учебник для 7—8 классов школы СССР. — 1986 г.

Демир Миронович Драгнев
Павел Васильевич Советов

ИСТОРИЯ МОЛДАВСКОЙ ССР
(от древних времён до конца 19 века)

Учебник для 7 — 8 классов
Утвержден Министерством просвещения МССР
Издание третье. Кишинев «Лумина» 1986


DJVU

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 


      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Введение 3
      Часть I.
      ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОИ И ЕГО РАЗЛОЖЕНИЕ 5
      Глава I. Древнейшее человеческое общество на территории Молдавии 5
      § 1. Появление людей на территории Молдавии. Зарождение родового строя 5
      § 2. Развитие родоплеменных отношений 7
      Глава II. Фракийские и скифские племена в период разложения первобытнообщинного строя. Зарождение классов 11
      § 3. Геты и дани 11
      § 4 Начало складывания классового общества у гетов и даков. Скифы 13
      § 5. Карпато-Дунайские земли в период римских завоеваний 15
     
      Часть II.
      ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА 18
      Раздел I. ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОЛДАВИЯ 18
      Глава III. Славяне и волохи 18
      § 6. Славяне в Днестровско-Карпатских землях 18
      § 7. Волохи 20
      Глава IV. Днестровско-Карпатские земли в составе Древнерусского государства и Галицко-Волынского княжества 22
      § 8. Древнерусское население в Поднестровье 22
      § 9. Галицко-Волынская Русь и борьба с нашествиями кочевников в Днестровско-Карпатских землях. Начало заселения края волохами 26
      Глава V. Формирование молдавской народности и образование Молдавского государства 28
      § 10. Складывание молдавской народности 28
      § 11. Образование Молдавского раннефеодального государства 32
      Раздел II. МОЛДАВИЯ В ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА (С XV В. — ДО ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.) 37
      Глава VI. Переход от раннего к развитому феодализму. Развитый феодализм до установления османского ига (XV — начало XVI в.) 37
      12. Экономическое развитие Молдавского государства в XV — начале XVI в 37
      § 13. Социальная история Молдавии XV — начала XVI в 41
      § 14. Государственный строй Молдавии в XV — начале XVI в 45
      § 15. Политическое развитие Молдавии в XV — начале XVI в 48
      § 16. Борьба молдавского народа против иноземных захватчиков во второй половине XV — начале XVI в 50
      Глава VII. Молдавия под османским владычеством (до начала XVIII в.) 56
      § 17. Установление и формы турецкого ига в Молдавии 56
      § 18. Экономическое положение Молдавии в период турецкого ига 60
      § 19. Общественный строй 65
      § 20. Обострение классовой борьбы 70
      § 21. Борьба молдавского народа против иноземной агрессии и османского ига в XVI в 73
      § 22. Международное положение и молдавско-русско-украинские связи в XVII — начале XVIII в 80
      Глава VIII. Молдавия в период усиления турецко-фанариотского режима (1711 —
      1768 гг.) 86
      § 23. Начало совместной вооруженной борьбы Молдавии и России против Османской империи 86
      § 24. Усиление турецко-фанариотского гнета в Молдавии 90
      § 25. Дальнейшее -развитие русско-молдавского боевого содружества. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 г 95
      Глава IX. Культура феодальной Молдавии (XIV — середина XVIII в4 ) 100
      § 26. Быт народа 100
      § 27. Молдавский фольклор
      § 28. Письменность и литература 106
      § 29. Просвещение и книгопечатание ИЗ
      § 30. Искусство средневековой Молдавии 115
      Раздел III. НАЧАЛО ПОЗДНЕГО ФЕОДАЛИЗМА. ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЛЕВОБЕРЕЖНОГО ПОДНЕСТРОВЬЯ И БЕССАРАБИИ К РОССИИ (ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII — НАЧАЛО XIX В.) 121
      Глава X. Социально-экономическое развитие и культура Молдавии в последней четверти XVIII — начале XIX в 121
      § 31. Социально-экономическое положение 121
      § 32. Развитие культуры 127
      Глава XI. Русско-турецкие войны конца XVIII — начала XIX в. и освободительная
      борьба молдавского народа против османского ига 131
      § 33. Усиление влияния России в Молдавии на рубеже XVIII — XIX вв. Присоединение Левобережного Поднестровья к Российскому государству 131 § 34. Русско-турецкая война 1806 — 1812 гг. Освобождение Бессарабии от османского ига и ее присоединение к России 135
      Раздел IV. РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ И ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ В БЕССАРАБИИ И ЛЕВОБЕРЕЖНОМ ПОДНЕ-СТРОВЬЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 139
      Глава XII. Экономическое развитие Бессарабии и Левобережного Поднестровья в дореформенный период 139
      § 35. Административное устройство и заселение края 139
      § 36. Развитие сельского хозяйства и промышленности 143
      § 37. Развитие торговли и рост городов 147
      Глава XIII. Социальные отношения и антифеодальная борьба в Бессарабии и Левобережном Поднестровье в дореформенный период 150
      § 38. Изменения в классовом составе села и города 150
      § 39. Классовая борьба крестьян и горожан 155
      Глава XIV. Общественное движение в Бессарабии и Левобережном Поднестровье в первой половине XIX в 159
      § 40. Включение края в общероссийское революционно-освободительное движение 159
      § 41. Поддержка населением края борьбы балканских народов против османского владычества 164
      § 42. Распространение передовых идей
      Глава XV. Развитие культуры в первой половине XIX в 167
      § 43. Развитие литературы 168
      § 44. Просвещение, наука, искусство 172
      § 45. Быт и устное народное творчество 174
     
      Часть III.
      РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА 177
     
      Раздел V. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В МОЛДАВИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 177
      Глава XVI. Буржуазные реформы в Молдавии в 60 — 70-х гг. XIX в 177
      § 46. Причины буржуазных реформ и подготовка крестьянской реформы 177 § 47. Проведение крестьянской и других буржуазных реформ в Бессарабии 180
      Глава XVII. Развитие капитализма в Молдавии в пореформенный период 185
      § 48. Утверждение капитализма в сельском хозяйстве 185
      § 49. Развитие промышленности и торговли 190
      § 50. Образование классов капиталистического общества 192
      Глава XVIII. Общественно-политическое и революционное движение в Молдавии в пореформенный период 194
      § 51. Распространение революционно-демократических идей. Народническое движение 194
      § 52. Молдавия и освободительная борьба балканских народов 198
      § 53. Начало рабочего движения в Молдавии 200
      § 54. Зарождение социал-демократического движения в Молдавии 202
      Глава XIX. Культура Молдавии во второй половине XIX в 204
      § 55. Изменения в быте и устном народном творчестве 204
      § 56. Просвещение, наука и искусство 206
      § 57. Литература 209
      Хронологическая таблица 214
     
     
      ВВЕДЕНИЕ
     
      Для чего нужно изучать историю союзной республики. История нашей Родины, первой в мире страны победившего социализма вызывает интерес не только советских людей, но и всего прогрессивного человечества. На протяжении четырех лет вам предстоит узнать много интересного из истории народов нашей страны.
      Для населения союзных республик, в том числе и Молдавской ССР, важно также знание и конкретных сведений по истории своего края. В единой семье советских народов каждый из них вносит свой вклад в экономическое развитие страны, в единую многонациональную советскую культуру. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для развития народов нашей страны. Советский народ тесно сплочен общей экономикой, единым социальным строем, общими идеалами созидания коммунистического общества. Советская Конституция узаконила равенство всех народов нашей многонациональной Родины. Их объединяют узы братской дружбы. Каковы исторические корни дружбы народов нашей страны, какие испытания прошла она на протяжении веков? Все это вы узнаете, изучив историю своего края.
      А мало ли знаменательных дат содержит современная история союзных республик, связанных с общими успехами, в экономике, культуре, науке. В каждой республике славятся имена передовиков производства, деятелей культуры и науки.
      Обогатив себя знанием конкретных фактов по истории союзной республики, вы лучше поймете историю нашей необъятной Родины.
      О чем рассказывает история Молдавской ССР. История Молдавской ССР — неотъемлемая частица истории СССР. В ней вы увидите и общие черты
      для всей нашей великой Родины и особенности развития края, в котором вы живете, учитесь, трудитесь.
      Вы узнаете, когда впервые люди заселили территорию Молдавии, как они жили, добывали пищу и постепенно покорили силы природы. Поймете, как зародилось здесь деление людей на классы, как сформировался молдавский народ.
      Народы никогда не жили обособленно. На территории Молдавии совместно с молдаванами живут русские, украинцы, болгары, гагаузы и др. Они всегда учились друг у друга, взаимообогащались.
      Изучение истории Молдавии поможет вам понять, как зародилась дружба между молдавским, русским и украинским народами, как она крепла в борьбе против классовых угнетателей и общих внешних врагов, какое большое влияние она оказала на формирование и развитие молдавского народа и его культуры. Молдавский народ не сломили тяжелые испытания, выпавшие на его долю в период многовекового ига османских поработителей. Вы узнаете имена, которые стали символом борьбы против иноземных захватчиков, поймете, почему только с помощью великого русского и украинского народов наш край был освобожден, и его присоединение к России сыграло прогрессивную роль в развитии всех народов его населяющих.
      С начала XIX в. экономика и культура Молдавии развивались в составе Российского государства. Изучив учебник по истории Молдавской ССР, вы узнаете, как трудящиеся края приобщались к передовому русскому освободительному движению и под руководством большевистской партии Ленина, вместе со всеми народами нашей Родины боролись против царизма, помещиков и капиталистов.
      Настоящий учебник согласно программе излагает историю Молдавии до периода, предшествующего Великой Октябрьской социалистической революции. В 9 — 10 классах вы будете изучать героическую борьбу трудящихся Молдавии за победу Великой Октябрьской социалистической революции и установление Советской власти в крае. Славный путь прошла Советская Молдавия в братской семье народов СССР и достигла больших успехов в социалистических преобразованиях.
     
      Глава XVII.
      РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В МОЛДАВИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
     
      § 48. Утверждение капитализма в сельском хозяйстве
      Развитие сельского хозяйства. В пореформенные десятилетия сельское хозяйство оставалось основной отраслью экономики Молдавии. В нем было занято около 85% населения края. Как и во всей России, в сельском хозяйстве Молдавии утверждались и быстро развивались капиталистические отношения. Причем их развитие шло здесь быстрее, чем во многих губерниях страны. Это было связано с тем, что феодальные пережитки в крае меньше, чем в центральных губерниях России, тормозили развитие капитализма. Основная масса крестьян еще до реформы не была в крепостной зависимости от помещиков. Согласно реформе, крестьяне, особенно на юге Бессарабии, получили большие наделы, чем в центральных губерниях страны, они выполняли меньше повинностей за пользование землей.
      Развитие капитализма в России приводило к образованию районов, которые специализировались на производстве определенных товаров. Среди них Молдавия выделялась как важный район торгового земледелия, производящий для рынка хлеб, продукты виноградарства, садоводства, табаководства. Из промышленных районов страны сюда привозили промышленные товары. На общероссийском и мировом рынках увеличивался спрос на вывозимые из Молдавии продукты, особенно на зерно, вино, фрукты, табак. Помещичьи и крестьянские хозяйства втягивались в товарные отношения. Росло производство этих товаров. За пореформенные десятилетия сбор хлебов возрос с 2 — 3 млн. до 10 млн. четвертей. В особо урожайные годы собирали до 15 млн. четвертей. Пшеница высокого качества из Молдавии пользовалась большим спросом за границей. Главными производителями товарного хлеба являлись помещики и зажиточные крестьяне-кулаки. Трудовое крестьянство вынуждено было продавать последний хлеб, чтобы уплатить налоги. Сами питались кукурузой, часто голодали.
      В помещичьих и кулацких хозяйствах расширяется применение сельскохозяйственных машин: сеялок, жаток, улучшенных плугов. борон. При молотьбе хлебов использовались паровые двигатели. Конечно, сельскохозяйственные машины были недоступны для рядового крестьянства, которое продолжало обрабатывать землю по-старинке, примитивными земледельческими орудиями.
      Большим спросом на общероссийском рынке пользовалась продукция молдавского виноградарства. Главные плантации виноградника были сосредоточены в Кишиневском, Оргеевском и Аккерманском уездах. Производство вина возросло с 3,5 млн. ведер в 1870 г. до 15 млн. ведер в 1896 г. Это составляло половину производимого в России вина. Серьезный урон виноградарству Молдавии нанес опасный вредитель винограда-филлок-сера, который распространился здесь в конце XIX в.
      Молдавия являлась также важным центром торгового садоводства страны. Больше всего садов было в Правобережном и Левобережном Под-нестровье. Сады, имевшие промышленное значение, сосредоточили в своих руках помещики, монастыри, кулаки. В их хозяйствах использовались усовершенствованные фруктосушилки. Крестьяне владели мелкими садами и производили мало фруктов для рынка. Сушеные фрукты из Молдавии отправляли в другие губернии страны и за рубеж. Особенно много вывозилось чернослива.
      Важное место в хозяйстве Молдавии занимало табаководство. Центрами его производства являлись Сорокский и Оргеевский уезды. В 70-е гг. XIX в. в Молдавии производилось более половины высших сортов табака России. Но к концу века из-за конкуренции на табачных рынках его производство сократилось. Молдавский табак отправлялся в Москву, Петербург, крупные города Украины.
      Во второй половине XIX в. животноводство, хотя и не являлось, как прежде, ведущей отраслью хозяйства, продолжало играть важную роль в экономике края. Возросло общее поголовье скота, улучшился его породистый состав. В хозяйствах богатых владельцев содержались большие стада мериносных овец, крупного рогатого скота. Им принадлежали конные заводы. Молдавия являлась главным поставщиком цигайской шерсти на рынки страны и за рубеж.
      Специализация отраслей земледелия и животноводства на производстве товаров для рынка свидетельствует о том, что в сельском хозяйстве края утверждался капитализм.
      Переход от феодального хозяйства к капиталистическому. Крестьянская реформа в Молдавии создала благоприятные условия для замены феодального хозяйства, основанного на барщине, капиталистическим, основанным на применении наемного труда и сельскохозяйственных машин. Но это не могло произойти сразу: еще не сформировался класс наемных рабочих, у многих помещиков не было собственного инвентаря в достаточном количестве. Крестьянское хозяйство еще было тесно связано с помещичьим. В руках помещиков оставалась часть надельной земли (отрезки).
      Батраки.
      которой крестьяне пользовались до реформы: леса, луга, выгоны, водопои. Крестьяне оказывались вынужденными арендовать эти земли на тех условиях, которые ставил помещик. Они работали на землевладельца взамен одолженных денег и продуктов, в счет штрафов и т. д. Все это позволяло помещикам вести еще некоторое время старую систему хозяйства, используя полуфеодальные методы эксплуатации — отработки.
      Применялись различные формы отработок: изделъный наем, когда крестьяне работали на землевладельца за деньги, но со своим инвентарем; испольщина, когда оплата за работу производилась продуктами; собственно отработки, когда оплата производилась землей, предоставленной крестьянам в пользование.
      Отработки более всего были распространены в северных и центральных уездах Бессарабии, на левобережье Днестра. В основном отработки соединялись уже с капиталистической системой, основанной на труде наемных рабочих с инвентарем владельца. Часто в одном и том же хозяйстве хлеб сеяли поденные наемные рабочие (батраки), косили крестьяне, работающие по издельному найму, молотили колосовые хлеба — поденные и нанятые на месяц рабочие, ряд дворовых работ производился в счет отработок за взятую крестьянами землю в аренду. Таким образом, отработочная система сочеталась и сливалась с капиталистической.
      В южных уездах Бессарабии отработочная система встречалась очень редко. Более высокая обеспеченность землей, меньший объем повинностей крестьян юга позволяли им избегать отработок. Кроме того, местные крестьяне мало обращались и к работе на условиях свободного найма у
      помещиков и кулаков. Поэтому землевладельцы пользовались, главным образом^наемным трудом сезонных рабочих из других уездов и губерний, прибывших в поисках заработков.
      Внутри Бессарабии на заработки чаще всего отправлялись крестьяне северных и центральных уездов, имевшие небольшое хозяйство, которое не обеспечивало существование их семей. В Кишиневе, Бельцах, Сороках, Оргееве, Бендерах, Комрате, Тирасполе и других городах образовались рынки найма рабочей силы. На них ежегодно 25 — 100 тысяч человек нанимали помещики и кулаки. В конце XIX в. в хозяйствах края трудилось около 95 тысяч батраков. Из них 70 тысяч — местные жители. Широкое применение наемного труда и машин, производство хлеба на продажу свидетельствовали о том, что в сельском хозяйстве края уже преобладал капитализм.
      В Молдавии, как и во всей стране, проявляются элементы двух путей развития капитализма в сельском хозяйстве: прусского и американского. В первом случае помещичьи хозяйства приспосабливались к новым условиям с сохранением феодальных пережитков (главным образом отработок). Во втором случае этих пережитков не было. Частные владельцы обрабатывали земли с помощью вольного наемного труда и машин. В Молдавии эти два пути взаимно переплетались. При этом прусский путь был шире распространен на севере края и частично в центре, где преобладали помещичьи хозяйства с применением отработок. Элементы американского пути встречались среди более зажиточных хозяйств бывших колонистов и государственных крестьян юга и резешей центра Бессарабии, многие из которых имели значительные участки земли.
     
      § 50. Образование классов капиталистического общества
      Формирование буржуазии и пролетариата. Развитие капитализма в Молдавии в пореформенные десятилетия привело к формированию новых классов — буржуазии и пролетариата. Этот процесс происходил как в городе, так и в деревне.
      Сельская буржуазия и сельский пролетариат формировались в основном в результате расслоения крестьян. После крестьянской реформы бедные крестьяне и многие середняки, не имея рабочего скота и инвентаря для обработки наделов, сдавали свою землю в аренду или продавали ее. Арендаторами и покупателями выступали зажиточные крестьяне, которые превращались в сельскую буржуазию — кулачество. Бедняки, потеряв землю, становились сельскохозяйственными пролетариями — батраками. К 1893 г. в Бессарабии 23% всех хозяйств были малоземельными.
      Большое влияние на расслоение крестьянства оказали занятия виноградарством, садоводством, табаководством, приносившие значительные доходы. Богатые крестьяне, имевшие большое количество земли, скота, инвентаря, увеличивали площади, отводимые под названные культуры. Это давало им возможность скупать и арендовать землю, приобретать скот и инвентарь и переходить к применению наемного труда. Они становились сельскими буржуа — кулаками.
      Сельская буржуазия пополнялась также за счет дворян, духовенства, ростовщиков, скупщиков и других социальных элементов, начинавших вести хозяйство на капиталистической основе.
      Развитие промышленности, торговли, транспорта обусловило возникновение городской буржуазии и рабочего класса. Городская буржуазия формировалась из мелких предпринимателей, купцов, осевших в городах, обуржуазившихся помещиков, кулаков. Вследствие слабого развития промышленности она была малочисленной, а ее капиталы — незначительными.
      Рабочий класс формировался из числа городских бедняков — мелких ремесленников и торговцев, слуг, а также прибывших на заработки разорившихся крестьян. Большинство рабочих было сосредоточено на небольших предприятиях. Относительно слабое развитие промышленности в Молдавии приводило к тому, что разорившиеся крестьяне не всегда могли найти работу в городах. Поэтому основная часть пролетариата края сосредотачивалась в сельском хозяйстве. Это были рабочие с наделом и без надела.
      В составе пролетариата'наряду с молдаванами были русские, украинцы, болгары, гагаузы и представители других национальностей. Ряды пролетариата в крае пополняли многие квалифицированные русские рабочие, приезжавшие из центральных губерний страны. Среди рабочих различных национальностей устанавливались отношения дружбы и пролетарской солидарности. Рабочий класс Молдавии, являясь частью общероссийского пролетариата, принимал участие в борьбе против царского самодержавия и гнета капиталистов.
      Формирование молдавской буржуазной нации. В результате утверждения капитализма в Молдавии и формирования классов буржуазии и пролетариата создались условия для завершения процесса формирования буржуазной нации, который начался в конце XVIII в. Этот процесс охватывал ту часть молдавской народности, которая проживала, в составе Российского многонационального государства, в Бессарабии и Левобережном Поднестровье и завершился в конце XIX — начале XX в.
      На протяжении XIX в. сложилась территориальная общность молдаван в пределах Бессарабии и Левобережного Поднестровья, сформировалась экономическая общность края. Образовался местный рынок, как часть общероссийского. Развитие капитализма в крае в большей мере в сельском хозяйстве и торговле и меньше в промышленности определило особенности формирования нации: ведущую роль в ее становлении играла аграрная и торговая буржуазия. Молдавская буржуазия, участвуя в национальном движении, стремилась обеспечить себе руководящую роль в экономической и политической жизни края.
      Одновременно с формированием территориальной и экономической общности, усиливается процесс формирования молдавского литературного языка, сознания молдаван о принадлежности к молдавской нации.
      Национальное самосознание молдавского народа нашло свое отражение в стремлении к развитию молдавской культуры, в революционной борьбе против гнета самодержавия, помещиков и капиталистов. Это борьба являлась частью общероссийского революционного движения.
      ВОПРОСЫ 1. Раскройте процесс формирования сельской буржуазии и про-И ЗАДАНИЯ летариата в Молдавии в пореформенный период. 2. Из каких слоев населения формировался рабочий класс в крае? Каков был его национальный состав? 3. В чем проявилось завершение процесса формирования молдавской буржуазной нации?
     
      Глава XVIII.
      ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В МОЛДАВИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
     
      § 51. Распространение революционно-демократических идей. Народническое движение
      Проникновение в Молдавию революционно-демократических идей. После крестьянской реформы 1861 г. в России наступает революционно-демократический или разночинный этап освободительного движения (1861 — 1895 гг.). Революционно-демократическое движение, развернувшееся в центре России, охватило и Молдавию. Здесь читали произведения Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, а также журналы «Современник» и «Отечественные записки». На страницах «Современника» публиковались статьи о положении крестьян Молдавии. «Колокол» Герцена выступал в защиту бывших крепостных цыган, которые по реформе 1861 г. не получили земли и находились в помещичьей кабале.
      В Молдавии были известны воззвания Герцена и Огарева «Что йужно народу?», «Что нужно делать войску?» и другие издания зарубежной «Вольной русской типографии». Они призывали к борьбе с остаткам:; фе одализма, с самодержавием. j
      В распространении революционной литературы в Молдавии большую роль сыграли местные студенты, которые обучались в учебных заведениях Петербурга, Москвы и других городов. Среди завезенной ими литературы был и листок «Свобода» — печатный орган революционной организм и и и «Земля и воля». Вскоре революционные организации были созданы и в Молдавии.
      Народническое движение в 70-х гг. В 70-х гг. XIX в. в России начинается новый подъем революционного движения. Его активными участниками становятся революционные народники. В народническое движение включились и представители революционно настроенной молодежи Молдавии. Многие молдавские студенты были вовлечены в народнические кружки Петербурга, Москвы, Одессы. Среди народников Москвы
      й Петербурга был известен студент 3. Ралли-Арбуре, участник заговорщической группы С. Нечаева. Преследуемый царскими властями, он эмигрировал в Швейцарию. Там он сблизился с М. Бакуниным и стал его сторонником.
      Участниками народнических кружков Петербурга являлись студенты из Молдавии Н. П. Зубку-Кодряну, братья Урсати и др. Большой популярностью среди народнической молодежи пользовался М.Негрескул, предки которого вместе с Кантемиром переселились в Россию.
      Он был дружен с 11. А. Лавровым — основателем пропагандистского направления з народничестве, поддерживал связи с Герценом и Огаревым и другими известными революционерами. М. Негрескул 1>ыл членом ряда кружков, а потом организовал самостоятельный кружок, известный как «Кружок Негрескула».
      Членами народнических кружков Одессы были молдаване Л. Дическул, братья Тефтул и др. Своим участием в общероссийском революционном движении представители молдавской интеллигенции подготовили условия для организации народнических кружков и в Молдавии.
      Создание первого кружка местных революционных народников связано с именем Н. П, Зубку-Кодряну (1850 — 1878). Уроженец села Ниспорены кишиневского уезда Зубку-Кодряну после окончания в 1870 г. Кишиневской семинарии обучался в Петербургской медико-хирургической академии. Петербургские народники поручили ему наладить перевозку в Россию революционной литературы из-за границы. С этой целью в 1874 г. он вернулся в Бессарабию и создал в Кишиневе народнический кружок. В него вошли ученики семинарии и гимназисты. Они вели пропагандистскую работу среди учащейся молодежи, налаживали переправку из-за рубежа революционной литературы. Позднее ^убку-Кодряну, преследуемый царскими властями, эмигрировал в Румынию, где продолжал свою революционную деятельность. Он создавал кружки, в которых изучались произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, стал издавать газету «Социалист».
      он не дошел до понимания идеи научного социализма, оставаясь соци-слистом-утопистом. Н. Зубку-Кодряну остро критиковал капиталистический строй, звал к борьбе против эксплуатации и угнетения. Поэтому ьч
      он являлся также и революционным демократом.
      В 1874 г. в народническом движении началось «хождение в народ». Местные народники, ученики Кишиневской семинарии Ф. Кодряну и П. Брага вернулись в свои родные села и стали распространять среди крестьян народнические идеи. Революционную пропаганду среди молдавских крестьян вел и основатель «Южнороссийского союза рабочих» Е. О. Заславский.
      «Хождение в народ», распространение народнических идей среди учащихся и передовой интеллигенции подготовили почву для возникновения новых народнических кружков. В 1877 г. учащиеся Байрамчийской семинарии (Аккерманский уезд) создали кружок во главе с П. Сокольским. Его участники читали произведения Белинского, Писарева, народнические издания. Однако кружок был малочисленным. В том же году его ликвидировали власти.
      В 1878 г. в Кишиневе создан народнический кружок, в который входило более 20 человек — семинаристов, гимназистов, представителей интеллигенции. Его возглавляли К. Урсу и А. Фрунза. Кружковцы собирались на сходки (собрания), где читалась народническая литература, обсуждалось положение крестьян. Они расклеивали листовки, распространяли революционные издания среди учащихся и интеллигенции, переправляли из-за рубежа в революционные центры страны нелегальную литературу.
      Кишиневскому кружку оказывали помощь одесские народники. Их представитель, прибывший в начале 1879 г., помог молдавским народникам организовать расклейку в Кишиневе революционных прокламаций, ознакомил их с народническим движением в России. Но вскоре на основании доносов агентов полиции кружковцев арестовали. Кружок распался.
      В 1879 г. в Кишиневе возникли новые небольшие народнические кружки. Их члены читали и распространяли среди населения революционную литературу. Но у всех этих кружков не было четкой программы, хорошей организации, и вскоре они распались.
      Народнические кружки 80-х годов. В 80-е гг., когда в России началось перерождение народничества в либеральное, отдельные народнические кружки продолжали революционную борьбу. Крупный народнический кружок возник в 1883 г. в Кишиневе. Он объединил два самостоятельных кружка, названные «обществом самопомощи» и «кружком саморазвития».
      Кружковцы организовали коммуну, в которую входило более 20 человек, в основном гимназисты и семинаристы. В коммуне была создана общая касса. Деньги собирали на питание, а также для оказания помощи политическим ссыльным и приобретения революционной литературы.
      На собраниях кружка, который со временем увеличился до 40 — 50 человек, читалась революционная литература. У кружковцев была своя библиотека, они печатали на гектографе революционные прокламации и 196
      брошюры, которые распространяли среди населения. Кружковцы занимались также доставкой из-за границы нелегальной литературы для народнических организаций юга России.
      Идеология кружка, его цели и задачи отражены в «Программе гимназических организаций», утвержденной на съезде народнических кружков Одессы. Там присутствовал и представитель кишиневского кружка. Согласно «Программе» тайная молодежная организация преследовала цель воспитать «критически мыслящих личностей», которые помогут народу в борьбе против существующего строя. Это было ошибочное мнение, свойственное народникам, то что историю делают сильные личности. Несмотря на ряд ошибочных положений программы в целом, призывы к борьбе против существующего строя имели революционное значение.
      Кишиневский кружок поддерживал связи с народническими организациями Одессы, Харькова и других городов, получал информацию из Петербурга о важнейших событиях в общественной жизни страны. В среде революционеров он считался одним из лучших народнических кружков на юге России. Но в апреле 1884 г. полиция их выследила, и активные участники кружка были арестованы. Кружок перестал существовать.
      В конце 1884 г. в Кишиневе снова образовались три народнических кружка. Но их деятельность была очень ограниченной. Несколько активнее был кружок А. Машницкого, действовавший в Кишиневе в 1886 — 1887 гг. Кружок поддерживал связи с одесскими народниками. На сходках кружковцы читали нелегальную литературу. После ареста в 1887 г. многих его членов кружок прекратил существование. Как и во всей стране, в Молдавии народничество постепенно перерождается из революционного в либеральное. Оно играло намного меньшую роль в общественной жизни края, чем революционное народничество.
      ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
      Из воспоминаний 3. Ралли-Арбуре об отправке в Россию типографского оборудования
      «В Галацах нашел Малеванного, с помощью этого человека мы смогли успешно перевезти за Прут за несколько дней много тысяч книг, четыре пуда шрифта и другой типографский материал... Нам оставалось перевезти только типографскую машину... Чтобы быть уверенным в успехе, мы договорились с г-ном Малеванным, что он уедет в Бессарабию и там условится с владельцем какой-нибудь усадьбы
      с тем, что он поручит ему получение из-за границы сельскохозяйственных машин. Малеванный уехал и через некоторое время возвратился, выполнив задание. Тогда мы купили две сеялки и, разобрав на части типографскую машину, запаковали все вместе и отправили на станцию Рени все под фрахтом: сельскохозяйственные
      машины».
      ВОПРОСЫ 1. Покажите на карте пути, проходившие через Бессарабию, по И ЗАДАНИЯ которым народовольцы переправляли из-за границы в Россию запрещенную литературу, шрифт и оружие. 2. В чем заключался вклад молдавских народников в общероссийское революционное движение? 3. Каково было влияние народнического движения, развернувшегося в центральных губерниях России, на революционное движение в Бессарабии? Аргументируйте свои выводы конкретными фактами. 4. Докажите, что революционное движение в Бессарабии являлось органической частью тех революционных событий, которые имели место в России.
      § 52. Молдавия и освободительная борьба балканских народов
      Христо Ботев в Молдавии. Передовые люди Молдавии, как и всей России, с большим сочувствием относились к борьбе балканских народов за освобождение от османского ига. Многие участники освободительного движения на Балканах проживали в Молдавии и находили поддержку у населения края. Среди нцх был и выдающийся болгарский революционер и поэт Христо Ботев (1848 — 1876). Некоторое время Ботев работал учителем в болгарском селе Задунаевка, а затем в Измаиле. Он бывал в Кишиневе, Комрате и других местах края. Ботев активно выступал против гнета помещиков и царского самодержавия. X. Ботев осуществлял связи между болгарскими и русскими революционерами, помогал переправлять через границу нелегальную литературу.
      В 1875 г. X. Ботев собрал вооруженный отряд (чету), чтобы с его помощью поднять в Болгарии восстание против турецкого владычества. В Молдавии были созданы кружки с целью содействия освободительному движению болгар. Но в мае 1876 г. чета X. Ботева, вступившая в пределы Болгарии, была разбита турецкими войсками. X. Ботев погиб в бою. Создание болгарского благотворительного общества и ополчения в Кишиневе. С целью оказания помощи освободительной борьбе балканских народов в 70-х гг. в Кишиневе было создано болгарское благотворительное общество. Его возглавил И. С. Иванов. Общество вело большую работу по сбору денег, продовольствия, вещей, по оказанию помощи борющимся против османского ига народам балканских стран. Во время сербско-черногорско-турецкой войны 1876 г. общество участвовало в отправке в Сербию добровольцев, снаряжения, обмундирования.
      Накануне русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. в Молдавии, как и во всей России, происходил новый подъем движения солидарности с борьбой балканских народов за свою независимость. В Кишиневе создавались первые отряды болгарского ополчения. В него входили и добровольцы из болгарских селений Молдавии. В начале 1877 г. командиром ополчения был назначен генерал Столетов. Из ополченцев были сформированы три дружины общей численностью более 7 тысяч человек.
      В апреле 1877 г. в Кишиневе на бывшем скаковом поле состоялся
      парад русской армии перед началом военных действий. В параде приняли участие и болгарские ополченцы. Их полки стали ядром возрожденной болгарской армии.
      Участие населения края в русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг. В ходе русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. болгарские ополченцы мужественно сражались плечом к плечу с русскими воинами за освобождение своей родины. В составе русской армии были солдаты и добровольцы из Молдавии, принявшие активное участие в сражениях против османских поработителей. Многие из них были удостоены высоких воинских наград.
      Во время войны в Бессарабии формировались местные воинские подразделения. Их цель — обеспечение тыла русской армии, снабжение ее продовольствием, фуражом, боеприпасами. Были сформированы Кишиневский первый и второй местные батальоны.
      На территории Молдавии было размещено много лазаретов. Местные жители окружили теплотой и заботой раненых русских воинов. В Кишиневе был организован Комитет для организации встреч прибывших раненых солдат.
      Конечно, царизм и в этой войне преследовал свои цели, в частности, стремился укрепить позиции на Балканах. Объективно же победа России помогла получить независимость ряду стран ЮгО-Восточной Европы. В результате русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. южная часть Бессарабии, отторгнутая в 1856 г., была возвращена России.
     
      § 53. Начало рабочего движения в Молдавии
      Положение рабочих. Положение рабочих Молдавии, как и повсюду в царской России, было исключительно тяжелым. Хозяева безжалостно их эксплуатировали. На многих предприятиях Кишинева и других городов рабочий день длился до 14 часов. Заработная плата была очень низкой. Антисанитарные условия приводили к распространению среди рабочих болезней и к высокой смертности. Острая нужда заставляла работать на предприятиях женщин и детей. Капиталисту это было выгодно, поскольку женский и детский труд оплачивался дешевле.
      Еще в 1860 г. в связи с обсуждением «Правил для фабрик и заводов» специальная комиссия обследовала положение рабочих Молдавии. Среди прочего она отметила и широкой применение детского труда в ремесленных мастерских. Комиссия предлагала ограничить применение детского труда, учредить фабричную инспекцию. Эти предложения, конечно, не были приняты. Но работа комиссии впервые обратила внимание на неимоверно тяжелые условия, в которых трудились рабочие.
      Не лучше была доля сельских наемных рабочих — батраков. Они работали на помещиков и кулаков от зари и дотемна. Хозяева обсчитывали рабочих, которым и так платили гроши. Батраков кормили самыми плохими и дешевыми продуктами, летом они жили в шалашах в открытом поле, а в холодное время — в темных^сырых землянках.
      Невыносимые условия жизни вызывали возмущение рабочих. С>ни начинали вести борьбу в защиту своих прав — за человеческие условия труда и жизни, за политические свободы.
      Первые шаги рабочего движения. В 70-х гг. XIX в. в Молдавии зародилось рабочее движение. Оно явилось составной частью общероссийского рабочего движения. Угнетенный пролетариат стал выступать в защиту своих интересов. Первая стачка рабочих Молдавии произошла в 1871 г. на строительстве Тираспольско-Кишиневской железной дороги. В знак протеста против произвола подрядчиков, рабочие прекратили работу и организовали стачку. Они требовали повышения заработной платы, ликвидации штрафов, улучшения питания. Лишь, когда были удовлетворены их основные требования, рабочие прекратили стачку.
      В мае 1872 г. вспыхнула стачка в районе Корнешт, на строительстве
      Кишиневско-Ясской железной дороги.
      Здесь было занято около 1500 рабочих.
      Они требовали улучшения условий труда и повышения заработной платы. Получив отказ подрядчика, они бросили работу и отправились в Кишинев. Не имея опыта революционной борьбы, рабочие думали, что губернские власти их поддержат. Но их встретили казаки. Руководители стачки были арестованы^ остальные рабочие возвращены на место работы. Забастовка однако продолжалась.
      Администрация и подрядчик были вынуждены удовлетворить ряд требований рабочих, освободить арестованных стачечников. Новая стачка строительных рабочих произошла там же в 1875 г. Полиция арестовала тогда 40 рабочих.
      Все эти стачки носили стихийный характер, были слабо организованы, но они положили начало рабочему движению в крае.
      Первый рабочий кружок. В 1880 г. среди железнодорожных рабочих Кишинева возник первый рабочий революционный кружок. Его руководителем был Ф. Н. Дениш. Кружок был революционно-народнического направления. Его участники читали революционную литературу, вели пропаганду среди рабочих.
      По инициативе рабочих при кружке была создана нелегальная ссудо-сберегательная касса. Через нее рабочие получали денежную помощь для приобретения нелегальной литературы. Кружковцы решили организовать для рабочих столовую и прачечную. Ядро кружка состояло из 25 — 30 человек. Но вокруг него собиралось до 80 — 100 человек, которые пользовались революционной литературой, занимались ее доставкой для кружка, вносили свои вклады в рабочую кассу.
      Кружок был связац с революционными организациями Одессы, Киева, Петербурга, получал от них помощь. В свою очередь он помогал им доставлять революционную литературу и переправлять через границу скрывавшихся революционеров. Дениш был связан с Исполнительным комитетом «Народной воли», получал от него указания и поручения. Кружок просуществовал несколько месяцев. В январе 1881 г. после произведенных арестов он распался. Но его деятельность свидетельствовала, что рабочие края стали на путь создания своих собственных революционных организаций.
      1871 г. Из материалов следствия о причинах ско-Кишиневской железной дороги
      «...рабочие указали на следующие причины: а) пища им дается плохая и квас жидкий; б) что по условию Есипов (подрядчик) 20 марта должен был дать им от 15 до 20 рублей каждому, но денег этих не выдал; в) что не засчитал им дождевых дней (в число) рабочих
      забастовки на строительстве Тирасполь-
      и по расчетным книгам излишне показал прогулов; г) что вместо условленных 2 1 /2 часа отдыха им дается 11 /2 часа в день и д) что не отпускает их в баню; причем добавили, что они уже три дня как оставили работы».
      1881 г. декабря 31. Из заключения прокурора Одесской судебной палаты о деятельности революционного кружка во главе с Ф. Н. Денишем, созданного среди рабочих-железнодорожников станции Кишинев
      «Кружок, в котором наиболее видную роль играл Дениш, последний... вращался в среде железнодорожных рабочих, распространял между ними антиправительственные идеи... Для того, чтобы завлекать в кружок большее число служащих, предположено было устроить общую столовую... и сберегательную кассу... Новых членов кружка предполагалось убеждать
      в необходимости равенства и социальных убеждений в интересах сохранения их собственных выгод... для удовлетворения этой потребности было предложено выделить известный процент из кассы для выписки книг и, газет, как легальных, так и нелегальных с строгим подбором к цели, то есть к рабочему и социально-экономическому вопросам».
      ВОПРОСЫ 1« Составьте развернутый план по теме «Начало рабочего дви-И ЗАДАНИЯ женил в Молдавии». 2. О чем говорит вам тот факт, что руководитель первого революционного рабочего кружка Ф. Н. Дениш был связан с Исполнительным комитетом «Народной воли»?
      § 54. Зарождение социал-демократического движения в Молдавии
      Распространение марксизма в Молдавии. В начале 90-х гг. на смену народничеству, как идеологии освободительного движения в России, приходит марксизм. Это произошло в результате массового движения рабочего класса, самоотверженной деятельности первых марксистских организаций, их борьбы против либерального народничества.
      В 1883 — 1884 г. некоторые члены народнических кружков Кишинева знакомились с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. При обыске у кружковцев полиция обнаружила «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, произведения Ф. Энгельса, статьи Г. В. Плеханова.
      Революционная молодежь Молдавии помогала переправлять из-за гра-
      ницы наряду с другой нелегальной литературой и произведения, издаваемые группой «Освобождение труда», созданной Г. В. Плехановым в 1883 г. Особенно активное участие в этом принимал мещанин г. Бельцы Г. Гуковский. Эмигрировав за границу, он примкнул к сторонникам группы «Освобождение. труда», собирал средства для издания марксистских произведений.
      Отдельные представители революционно-настроенной интеллигенции и учащихся знакомились с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса как в самой Молдавии, так и во время учебы в Петербурге, других городах, или за границей. Они активно включались в пропаганду идей марксизма среди наиболее передовой части рабочих, интеллигенции, учащейся молодежи. Все это явилось важной предпосылкой зарождения социал-демократического движения в Молдавии.
      Образование первых социал-демократических кружков в Кишиневе. С ко'н-1М 80-х гг. начал революционную деятельность основатель Коммунистической партии и создатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин. Созданный и руководимый В. И. Лениным петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» осуществлял соединение марксистской теории с массовым движением пролетариата.
      Под влиянием «Союза борьбы» и русского рабочего движения в Молдавии возникло социал-демократическое движение. Во главе его стояли русские социал-демократы, сосланные в Молдавию из Петербурга, Киева, Одессы. В 1896 г. в Кишиневе был создан первый в крае марксистский кружок. В него входили рабочие и представители интеллигенции.
      Первое время в кишиневском кружке устраивались диспуты, изучалась марксистская литература. Однако взгляды членов кружка были еще далека от истинного марксизма. Некоторые из них находились под влиянием народнических идей. Изучение марксистской литературы, освоение опыта русской социал-демократии имели решающее значение в преодолении кружковцами ошибок народников. Деятельность кружка кишиневских социал-демократов постепенно активизировалась.
      Революционную пропаганду социал-демократы Кишинева вначале вели через рабочую воскресную школу. Это было связующее звено между социал-демократией и рабочими промышленных предприятий города.
      В кишиневской воскресной школе социал-демократы знакомили рабочих с революционным движением в России и Западной Европе, готовили их к борьбе. В 1897 г. учащиеся воскресной школы организовали первый рабочий социал-демократический кружок. На собраниях кружка велись беседы о заработной плате, рабочем дне, прибылях капиталистов. Активное участие в работе кружка принимали штукатур А. Полянский, слесарь Я. Яндовский и др.
      Социал-демократы активно вовлекали передовых рабочих в кружки на самих предприятиях. В результате кружки возникли на чугунолитей-
      ном заводе Сербова, в типографиях и на других предприятиях. Однако все они имели еще узкий, замкнутый характер. Социал-демократы Молдавии еще были слабо связаны с рабочим движением.
      После I съезда РСДРП, состоявшегося в Минске в 1898 г., кишиневские социал-демократы активизировали свою работу. В 1899 г. они организовали первую в Кишиневе стачку на чугунолитейном заводе Сербова.
      Создание ряда рабочих кружков, расширение деятельности социал-демократов, участие в стачечной борьбе — все это сделало возможным объединение местных рабочих кружков.
      В 1900 г. тайные рабочие кружки объединились, создав Кишиневскую социал-демократическую группу, которая являлась составной частью РСДРП. В ее организации помогали социал-демократы Одессы. Группа, в состав которой входили В. Броаскэ, М. Вельтман (ПавлЬвич), М. Годлевский, Я. Бог рад, И. Басовский и другие социал-демократы, возглавила революционную борьбу в Кишиневе. С этого момента и в Молдавии начался переход от пропаганды марксизма среди небольшой части передовых рабочих к широкой агитации в массах трудящихся. Для этого использовались нелегальная революционная литература, листовки, прокламации. Группа готовила рабочих к организованной борьбе с самодержавием и буржуазией. Пролетариат Молдавии все более понимал, что его задачи неразрывно связаны с задачами всего российского пролетариата.
      ВОПРОСЫ 1. Расскажите, к какому времени относится начало распростра-И ЗАДАНИЯ нения марксизма в Молдавии? 2. В каких условиях зародилось социал-демократическое движение в Молдавии? 3. Раскройте предпосылки создания в 1900 г. Кишиневской социал-демократической группы.
     
      Глава XIX
      КУЛЬТУРА МОЛДАВИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
     
      § 58. Изменения в быте и устном народном творчестве
      Быт. Утверждение капиталистических отношений в Молдавии второй половины XIX в. привело к изменениям в быте населения. Социальное расслоение среди сельских жителей отразилось на их жилище. Дома зажиточных крестьян выделялись добротностью постройки, размерами. Изменилась и техника строительства домов. Крестьяне в основном перестали возводить дома из глинобитных плетеных каркасов. Они строили их на каменном фундаменте со стенами, выложенными из саманных (чамур-ных) кирпичей.
      Изменения коснулись и народного ткачества. Крестьяне начали упот-
      реблять покупную хлопчатобумажную пряжу. Со временем фабричные изделия все более вытесняют домотканные. В народный костюм вносятся черты городского покроя. Костюм богатых крестьян был из добротных тканей. Богачи часто покупали городскую одежду, у бедняков же сохранялась традиционная одежда и обувь (опинчь). Кулаки презрительно называли бедных крестьян «опинкаръ» (лапотники).
      На рубеже XIX — XX вв. приходит в упадок народное ковроделие. В ковроделии стали использовать хлопчатобумажные нити и анилиновые красители, что снижало художественные достоинства ковров. Зато появляется большое количество ковров и тканей, изготовленных для рынка.
      Многонациональный состав городов Молдавии определил схожесть во многом их быта с другими городами Европейской части России. Усиливались контрасты между бытом имущих классов и трудящихся масс городов. Дворянство и буржуазия пользовались почти всеми тогдашними достижениями цивилизации. Но все это стоило дорого и не было доступно для мелких служащих и рабочих.
      Рабочие и их семьи ютились в тесных и сырых жилищах, лишенных каких-либо элементарных санитарных условий. Жили в трущобах, расположенных на окраинах городов. Крайне тяжелыми были и условия труда рабочих. Все это вызывало протест трудящихся, которые вступали в борьбу за свои права.
      Устное народное творчество. Молдавский фольклор пореформенного периода отразил глубинные процессы, происходящие в селе под влиянием развития капитализма. Рушился патриархальный быт деревни, часть крестьян теряла землю и разорялась, другая же превращалась в сельскую буржуазию — кулаков. В устном народном творчестве распространяются батрацкие песни, в которых рассказывается о скитаниях бедняков, их безрадостном труде.
      «Подходит время, я пойду Плугом землю подыму Батрачить опять начну...
      Хлеба, лепешек — ни куска,
      Никто не послушает меня.
      Батрачил все лето в поту...
      И зимой в батраки пойду.»
      Большим социальным звучанием отличались пословицы и поговорки этого периода. В них говорилось о безвыходном положении бедняков, их эксплуатации богачами: «Н’аре чер, н’аре пэмынт, — шеде ка ынтр’ун мормынт» («Не имеет ни неба, ни земли, живет как в могиле»).«Ла омул сэрак нич боий ну траг» («У бедняка даже волы не тянут»). «Коада-й лунгэ, сапа-й латэ — ну не дэ боерул платэ» («Ручка длинная, лопата широкая, а денег боярин нам не платит»).
      В конце XIX в. рождаются новые фольклорные жанры — солдатские и революционные песни. В солдатских песнях поется о тяжести расставания с родными, невзгодах службы, о тоске по любимой. Солдат осуждает войну ради чуждых ему интересов, в далекой стороне:
      «И никто узнать не сможет,
      Как там голову он сложит.»
      На рубеже XIX — XX вв. на улицах городов и сел Молдавии стали распространяться революционные песни, в которых звучал призыв к борьбе с угнетателями. Чаще всего они исполнялись на русском языке. Это такие песни, как «Смело, товарищи, в ногу.», «Призывная песня», «Варшавянка», «Интернационал» и др. Они обретали характер народных.
     
      § 56. Просвещение, наука и искусство
      Просвещение. После буржуазных реформ в Молдавии возник ряд новых учебных заведений. В 1873 г. в Кишиневе открылось реальное училище, в котором изучались физика, математика, естествознание. Открываются женские учебные заведения. Женские школы разных типов открылись в Кишиневе, Бендерах, Тирасполе, Аккермане, Болграде и других городах. В крае к концу XIX в. числилось 15 средних общеобразовательных школ. Но обучение в них было доступно детям имущих слоев общества.
      Под влиянием развития капитализма в крае возросла необходимость в грамотных работниках. В результате %была значительно расширена сеть начальных школ. Однако они охватили лишь пятую часть детей школьного возраста. До середины 60-х гг. преподавание в школах велось на русском и молдавском языках, а впоследствии — на русском языке. Ассигнования правительства на народное образование в крае, как и по стране в целом, были ничтожными.
      Во всем этом проявлялась реакционная политика царизма в области просвещения. Ей противостояла деятельность представителей русской прогрессивной интеллигенции. Они оказывали помощь другим народам, в том числе и молдавскому в развитии культуры, просвещения. Об этом свидетельствует деятельность выдающегося русского педагога и медика Я. Я. Пирогова. Будучи в конце 50-х гг. попечителем Одесского учебного округа (в состав которого входила и Молдавия), он активно содейство-
      Здание женской гимназии в Тирасполе (Фото начала XX в»).
      вал увеличению числа школ в крае, распространению здесь передовых методов обучения. Дело Пирогова продолжил директор кишиневской гимназии К. П. Яновский, возглавивший группу демократически настроенных учителей. Яновский и его последователи выступали за распространение просвещения среди широких слоев населения.
      Наука. Передовые русские ученые, ряд научных центров страны оказали помощь в развитии науки в Молдавии. Большой интерес к истории, археологии, этнографии и фольклору молдавского народа проявляло «Одесское общество истории и древности». Ученые опубликовали труды по истории Молдавии, истории славянской письменности в крае. Профессор Одесского университета, молдаванин А. Накко издал «Историю Бессарабии». В конце XIX — начале XX в. историей кр?я занимался воспитанник кишиневский гимназии, профессор А. И. Яцимирский. Он изучал историю славянской письменности в Молдавии,молдаво-славянские культурные связи.
      Большой вклад в изучение природы Молдавии в середине XIX в. внес известный ученый агроном А. И. Гросул-Толстой. Его исследования продолжил основоположник научного почвоведения В. В. Докучаев. В 1898 г. Докучаев провел специальную экспедицию по Бессарабии. Это была первая научная экспедиция по комплексному изучению почв, климата и растительности края.
      К концу XIX в. в Молдавии были основаны научные учреждения и общества, которые вели исследовательскую работу. Ценные материалы
      по истории, культуре, хозяйству края опубликовали Бессарабский статистический комитет и Бессарабская ученая архивная комиссия. В 1886 г. при Кишиневском реальном училище была создана метеорологическая обсерватория. Отдельные труды молдавских ученых были посвящены проблемам биологии, химии, физики, математики и др.
      Искусство. Во второй половине XIX в. искусство в Молдавии развивалось под влиянием передовой русской культуры. Более оживленной и содержательной, чем в первой половине XIX в. становится театральная и музыкальная жизнь края.
      В 60 — 70-х гг. значительную роль играли любительские труппы, созданные в учебных заведениях и учреждениях. Среди них отличалась труппа кишиневской гимназии, ежегодно ставившая несколько спектаклей, в том числе и пьесы В. Александри, исполняемые на молдавском языке. В 1884 г. в Кишиневе было учреждено «Общество любителей драматического искусства». В это время к театральному искусству стали приобщаться и жители других городов и местечек края.
      В Молдавию приезжали также различные театральные труппы: Н. И. Новикова, украинских артистов М. Заньковецкой, М. Крапивнидкого, П. Саксаганского. И. Карпенко-Карого и др. Они ставили произведения русской и украинской классической драматургии.
      Во второй половине XIX в. в Молдавии по-прежнему большой популярностью пользовалась музыка лаутаров. Значительным этапом в развитии музыкальной жизни края было образование в 1880 г. общества любителей музыки — «Гармония», ставшего в 1898 г. отделением «Русского музыкального общества». Жители края слушали также концерты выдающихся русских зарубежных исполнителей, заезжавших в Кишинев и другие уездные города.
      Живопись и графика, скульптура были представлены работами народных умельцев, а в 80-х гг. — профессиональными произведениями. Молдавские художники этого периода являлись воспитанниками академий и школ Петербурга, Москвы, Киева. К их числу принадлежал и уроженец Молдавии Н. Зубков, который основал в 1888 г. Кишиневское художественное училище. В 1897 г.училище возглавил художник В. Ф. Окуш-ко, автор интересных пейзажей, запечатлевших молдавскую природу («На Днестре», «Дорога», «Пахота» и др.). К 1900 г. в училище обучалось более 150 учеников. Художники-передвижники организовывали выставки, знакомили жителей с шедеврами русской классической живописи.
      В Молдавии XIX в. строительство велось главным образом в стиле русского классицизма. Заметный след в зодчестве г. Кишинева конца XIX в. оставил А И. Вернардацци — архитектор столицы губернии. Он сооружал здания из декоративного камня и кирпича, используя элементы византийской архитектуры: здание женской гимназии (1900 г., ныне Музей истории КП Молдавии), городской управы (1902 г., ныне здание
      Памятник А. С. Пушкину в Кишиневе. (Скульптор А. М. Опекушин).
      горисполкома) и др.
      В Молдавии были возведены памятники и мемориальные сооружения: колонна в память о битве при Кагуле (1849 г., архитектор Ф. К. Боф-фо), Триумфальная арка в Кишиневе (1840 г., архитектор И. Заушкевич), памятник А С. Пушкину в Кишиневе (1885 г., скульптор А М. Опекушин) и др.
     
      § 57. Литература
      Художественная литература. Молдавская художественная литература' второй половины XIX в., продолжая традиции предыдущего периода, испытала воздействие новых явлений в общественно-политической жизни, связанных с развитием капитализма.
      Демократический характер литературы, ее народность нашли свое воплощение в произведениях выдающихся писателей В. Александри, М. Эминеску, И. Крянгэ, Б. П. Хашдеу и др. Их произведения, как и ряда других писателей, живших в запрутской части бывшего Молдавского княжества, продолжали сохранять самобытные черты литературы предыдущего периода, распространялись и в Бессарабии. Это проявлялось в обращении к историческому прошлому молдавского народа, разговорному языку, обычаям, устному народному творчеству, в раскрытии психического склада молдаван.
      Ярким выразителем народного духа, истинным самородком был Ион Крянгэ (1837 — 1889 гг.), поднявший молдавскую реалистическую прозу к новым вершинам. В своих сказках И. Крянгэ запечатлел жизнь молдавского села, борьбу молдавских крестьян против социальных несправедливостей. Во многих сказках Крянгэ имеются общие мотивы с русскими и украинскими. В сказке «Иван Турбинка» отражены симпатии молдав-
      ского народа к простому русскому солдату. Картины крестьянской жизни созданы в его рассказах и особенно в автобиографической повести «Воспоминания детства». Язык Крянгэ отражал простоту, гибкость, выразительность молдавской разговорной речи.
      Современником и близким другом И. Крянгэ был великий молдавский поэт Михаил Эминеску (1850 — 1889). Его творчество уходит глубокими корнями в устное народное творчество, к молдавским народным песням и сказкам. Расцвет творчества М. Эминеску относится к 1877 — 1883 гг., когда он создал самые значительные свои произведения. Среди них пять «Посланий». Сильное социальное звучание характерно для «Послания третьего», где поэт описывает свое время, как век «скоморохов и уродов» и противопоставляет его героическому прошлому народа. В заключение он выносит суровый приговор современному ему капиталистическому обществу. Критическим отношением к буржуазной действительности отличаются и другие его произведения («Растленные юноши», «Жизнь» и др.). В поэме «Лучафэрул» поэт с исключительным мастерством отразил столкновение незаурядного человека с обществом, где господствуют чистоган и эгоистические интересы.
      Очевидец демонстраций пролетариата Австрии, современник Парижской коммуны, Эминеску живо откликнулся на эти события в одной из
      самых сильных поэм «Император и пролетарий». Поэт впервые в молдавской литературе создает образ пролетария, поднимающегося на борьбу с буржуазией:
      «Порядки сокрушите неправедные эти,
      Что делят на богатых и нищих род людской.
      Награды нет за гробом — так пусть на этом свете
      Настанет справедливость, чтоб в мире и совете,
      Как братья, жили люди, довольные судьбой.»
      Большое место в поэзии Эминеску занимает лирика. Она основывается на фольклорных традициях и отличается возвышенностью, чистотой и глубокой поэтичностью. Творчество Эминеску оказало огромное воздействие на дальнейшее развитие молдавской литературы. Молдавско-русско-украинские литературные связи. Во второй половине XIX в. в крае широко распространяются произведения выдающихся русских писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и других. В то же время русские и украинские писатели, обращаются к темам из молдавской действительности, а ряд молдавских писателей создают свои произведения на русском языке.
      В произведениях русских и украинских писателей показана духовная красота, стремление к свободе и справедливости простых людей Молдавии. Это проявляется уже в творчестве А. С. Пушкина. Продолжение этой традиции наблюдается в произведениях украинских писателей Я. С. Нечуй-Левицкого и М. М. Коцюбинского, основоположника литературы социалистического реализма А. М. Горького. Все они жили некоторое время в Молдавии, изучали местные обычаи и фольклор. В известных произведениях М. М. Коцюбинского «Для общего блага», «Пе куптьор» и других, отражена действительность молдавской деревни, где исчезают патриархальные обычаи, формируются классы буржуазного общества.
      Летом 1891 г. А. М. Горький прошел путь от Кишинева до Дуная. Работая на виноградниках юга Бессарабии, он услышал там много народных песен, легенд, которые использовал в своих произведениях («Старуха Изергиль», «Девушка и Смерть», «Сказка о рыбаке и маленькой Фее» и др.).
      Среди молдавских литераторов, писавших в основном на русском языке, выделяется Константин Стамати-Чуря (1828 — 1898), автор многочисленных драматических сочинений, комедий, водевилей, драм, рассказов. Его «Воспоминания об охоте по Бессарабии», изданные в Одессе на русском языке (1854 г.), написаны под влиянием «Записок охотника» И. С. Тургенева.
      На русском языке писал свои первые произведения видный молдавский писатель и ученый Богдан Петричейку Хашдеу (1838 — 1907 гг.). Среди
      его произведений на русском языке — поэма «Княжна Войкица», многие стихотворения. В них чувствуется влияние поэзии Пушкина и Лермонтова. В дальнейшем он создавал произведения на молдавском языке. Широко известна его публицистическая деятельность. В остро критических статьях и памфлетах, сатирических стихах он бичевал пороки правящей верхушки, защищал интересы крестьян. Б. П. Хашдеу является автором исторической драмы в стихах «Рэзван и Видра» (1867 г.) которая знаменовала собой важную веху в молдавской драматургии. В этом произведении люди из народа выступают как настоящие патриоты. Они противопоставляются алчному и трусливому боярству. Антибоярская направленность характерна и для исторической работы Б. П. Хашдеу — «Ион-Водэ Лютый». В своем творчестве писатель продолжал передовые традиции в литературе.
      Молдавские писатели народнического направления. В последние десятилетия XIX в. многие молдавские литераторы включились в общероссийское революционное движение. В народническом движении участвовали В. Крэсеску, 3. Ралли-Арбуре и др. Преследуемые за революционную деятельность, они были вынуждены эмигрировать. Находясь за рубежом, эти писатели продолжали свою революционно-пропагандистскую и литературную деятельность.
      Активный участник народнических кружков Кишинева и Одессы Виктор Крэсеску (1850 — 1917) под влиянием русских революционных демократов обратился к теме «новых людей». Его герои — люди труда, представители самых низших слоев общества. Среди произведений Крэсеску особенно выделяется реалистическая повесть «Спирка», посвященная жизни дунайских рыбаков, их борьбе с угнетателями.
      Ценное публицистическое и литературное наследие на русском и молдавском языках оставил Замфир Ралли-Арбуре. (1848 — 1933); участник народнических кружков Москвы и Петербурга. Самыми значительными его произведениями являются «Тюрьма и ссылка» и «В изгнании». Они носят мемуарный характер. Автор описывает свое революционное прошлое на фоне развития народнического движения в России. Написанные в конце XIX в., эти произведения отражают переход автора на позиции буржуазного либерализма. Но они пользовались в свое время популярностью и имеют познавательное и воспитательное значение.
      Во второй половине XIX в. ряд произведений местных литераторов публиковался в бессарабской прессе. В первой неофициальной газете края «Бессарабском вестнике» (выходил с 1889 г.) сотрудничали местные публицисты и писатели: Д. Д. Суручан, М. В. Неручев, Ольга Накко и др. Они создавали свои произведения по мотивам из жизни края на рубеже XIX — XX вв.
      Вторая половина XIX в. явилась, таким образом, временем дальнейшего развития молдавской культуры, под воздействием передовых, рево-
      люционно-демократических воззрений. Она испытала благотворное влияние культур других народов России, и в первую очередь русского и украинского.
     
      ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
     
      300 тыс. лет до н. э. — заселение людьми территории Молдавии.
      IV — III тыс. до н. э. — трипольские поселения на территории Молдавии.
      конец II — нач. I тыс. — складывание культуры фракийских племен.
      до н. э.
      V век до н. э. # — первое упоминание о гетах.
      II — III вв. н. э. — ромацизацйя гето-дакийского населения.
      VI — VIII вв. н. э. — заселение славянами территории Днестровско-Карпатских земель.
      VI — IX вв. н. э. — формирование волохов.
      X в. — включение Поднестровья в состав Древнерусского государства.
      XIII — XIV вв. — формирование молдавской народности.
      1359 — образование самостоятельного Молдавского государства.
      1457 — 1504 — правление господаря Стефана III.
      1466 — первое упоминание о сельском поселении Кишинев.
      1476 — битва в Белой долине (Рэзбоень).
      1484 — захват Османской империей Белгорода и Ки-лии.
      80 — 90 гг. XV в. — первый молдавско-русский военно-политический союз..
      1490 — 1492 — крестьянское восстание под руководством Мухи.
      1497 — битва в Козьминском лесу.
      1527 — 1538 1541 — 1546 — годы правления Петра Рареша.
      1538 — завершение процесса установления турецкого владычества в Молдавии.
      1572 — 1574 — годы правления Иоанна-воеводы.
      1574 — битва у озера Кагул.
      90-е годы XVI в. — потеря крестьянами права перехода и их закрепощение.
      1639 — организована Славяно-греко-латинская академия.
      1643 — издана первая печатная книга в Молдавии.
      1646 — издано Уложение Василия Лупу — первый печатный свод законов на молдавском языке.
      1648 — 1654 — участие молдаван в освободительной войне украинского народа против польских панов, завершившейся воссоединением Украины с Россией.
      1656 — первое обращение о принятии Молдавии в российское подданство.
      1671 — 1672
      1673 — 1723 1711, 13 апреля
      1711
      Начало XVIII в.
      1770, 21 июля 1774, 10 июля 1791
      1812, 16 мая 1820
      1820 — 1823
      1821
      1850 — 1889
      1868
      1871 — 1875
      1874
      1877
      — крестьянские и городские восстания в период антиправительственного выступления под руководством Хынку против фанариотов.
      — жизнь и деятельность Дмитрия Кантемира.
      — заключение Луцкого договора между Петром I и Дмитрием Кантемиром.
      — Прутский поход Петра I.
      — установление турецко-фанариотского режима в Молдавии.
      — Кагульская битва.
      — Кючук-Кайнарджийский мирный договор.
      — Ясский мирный договор. Присоединение Лево-бережного Поднестровья к России.
      — Бухарестский мирный договор. Присоединение Бессарабии к России.
      — создание Кишиневской организации декабристов.
      — годы пребывания А. С. Пушкина в Кишиневе.
      — восстание гетеристов.
      — годы жизни великого молдавского поэта Михаила Эминеску.
      — царанская реформа в Молдавии.
      — первые рабочие забастовки в Молдавии.
      — создание первого народнического кружка в Молдавии под руководством Н. П. Зубку-Код-ряну.
      — формирование болгарского ополчения в Кишиневе.
      1896
      1881 — деятельность первого в Молдавии рабочего
      кружка во главе с Ф. Н. Денишем.
      — образование в Кишиневе первого социал-демократического кружка.
      — создание в Кишиневе социал-демократической группы.

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru