ПРЕДИСЛОВИЕ
Словообразование, как известно, имеет большое теоретическое и практическое значение для приобретения учащимися навыков анализа структуры слова и правописания, расширения словарного запаса и, наконец, для усвоения морфологии.
Тема школьного курса «Словообразование», имеющая свою систему понятий и методику анализа, представляет немалую трудность в школьной программе IV — VI классов.
Цель данного пособия — помочь учителю разобраться в некоторых вопросах словообразования современного русского языка и тем самым облегчить его повседневную практическую работу.
Пособие содержит разнообразные упражнения, выполнение которых будет способствовать пониманию сущности словообразования. Предусмотрены также упражнения, связанные с предупреж-дейием различных ошибок при разборе слова по составу, при разграничении способов словообразования.
Непонимание оттенков значения слов влечет за собой неправильное употребление их, поэтому в пособии уделено внимание и работе над значением слов и морфем, что раскрывает словообразовательные возможности и лексическое богатство русского языка.
В пособии затронуты проблемы стилистики и функционирования словообразовательных средств в различных сферах языковой деятельности.
Учитель по своему усмотрению может использовать на уроке тот материал, который более соответствует уровню подготовки его учеников.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА СЛОВА
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА
Словарный состав языка непрерывно изменяется: происходит постоянное и интенсивное пополнение его за счет новых слов. Он обогащался ранее и обогащается в наши дни путем образования новых слов на основе лексического материала, который в языке уже существует.
В системе языка словообразовательные процессы тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с нормами которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово.
Понятие слова включает в себя все формы и значения, свойственные тому или другому слову. Приступая к изучению раздела «Словообразование», четвероклассники уже знают, что каждое слово имеет не только лексическое, но и грамматическое значение (см. § 42, с. 120 — 121 учебника для IV класса)1.
1 Здесь и далее ссылки на IV класс даются по учебнику «Русский язык. 4 класс» авторов Т. А. Ладыженской и др. (изд. с 1980 по 1983 г.).
См. «Словарь-справочник лингвистических терминов» (пособие для учителей) авторов Д. Э. Розенталя, М. А. Теленковой (М.. 1976).
Лексическое значение слова — это содержание слова, т. е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков2. Лексическое значение складывается из вещественного значения, носителем которого является корень слова, и словообразовательного, выражаемого приставками и суффиксами. Например, значение «маленький стул» в слове стульчик складывается из вещественного (предметного) значения, заключенного в корне стул-, и словообразовательного значения) выражаемого уменьшительным суффиксом -чик ср. аналогично: шкафчик, сарайчик, заборчик.
Слово имеет грамматическое значение. У существительных, например, можно определить род, падеж и число (из космоса — сущ. род. пад.. ед. числа), у глагола — лицо и число (запустят — глаг. 3 лица, множ. числа). Грамматические формы одного и того же слова выражают его отношение к другим словам. Например, при изменении существительного костер образуются падежные формы единственного и множественного числа (костер — костра — костру и т. д.); при изменении местоимения я — падежные формы единственного и множественного числа (я, меня, мне и т. д.); при изменении спрягаемой глагольной формы настоящего — будущего времени — личные глагольные формы единственного и множественного числа (побеждать — побеждаю, побеждаешь, побеждает и т. д.).
В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня, например: апельсиновый (цвет) — такой, как у апельсина; лимонный (запах) — такой, как у лимона; гористый (край) — обладающий большим количеством того, что названо основой исходного слова (содержащий большое количество гор); рыхлить (землю) — действие, имеющее отношение к признаку, названному основой исходного слова (рыхлый).
К понятию формы слова можно подвести учащихся в процессе повторения ранее изученного материала об изменении имен существительных, прилагательных и глаголов. Для этого может быть использован примерно такой записанный на доске текст.
Липа цветет позднее других деревьев. Прекрасный запах ее разносится далеко, даже в тихие безветренные дни чувствуешь его за целый квартал. Душистый липовый мед приносит людям здоровье.
Сначала учащиеся найдут в тексте имена существительные. Вспомнят, что существительные изменяются по падежам и числам. Письменно просклоняют в единственном числе существительное липа (удобно взять это существительное, потому что при его склонении в единственном числе учащиеся не встретятся с нулевым окончанием, с которым еще не знакомы).
Выясняется значение слова липа (лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками). Внимание учащихся нужно обратить на то, что лексическое значение имен существительных при изменении остается постоянным; изменяется окончание, указывая тем самым, в каком падеже и числе употреблено слово.
Затем склоняется прилагательное липовый (мед). Снова обращается внимание на то, что лексическое значение прилагательного липовый при изменении его по падежам, а также родам и числам (липовая аллея, липовое дерево, липовые аллеи) остается прежним.
Предлагается назвать глаголы. Глагол цветет учащиеся изменяют по лицам; повторяют, что у существительных и прилагательных падежные, а у глаголов личные окончания.
После этого учащиеся подводятся к понятию формы слова. Существительные и прилагательные при склонении, а глаголы при спряжении не изменяют своего лексического значения. При изменении мы имеем дело не с новыми словами, а с формами одного и того же слова. Формы слова образуются при изменении окончаний.
Следующая задача учителя — показать, как образуются слова. Обращается внимание учащихся на то, что изменение слов нельзя смешивать с их образованием, и предлагается выписать из текста однокоренные слова липа, липовый.
Выясняется, что это не формы одного слова, а разные слова, хотя и однокоренные. При образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением. Например, слово липа обозначает предмет, это существительное, а слово липовый указывает на признак по предмету, к которому (к липе) другой предмет имеет отношение.
Сопоставляются формы слова липа (липы, липе, липу и т. д.) с однокоренным словом того же корня (липовый). Указывается, что формы слова липа образовались в результате изменения окончания, а однокоренное слово липовый образовано с помощью суффикса -ов- от основы существительного липа.
Делается общий вывод:
а) формы одного слова образуются изменением окончания; однокоренные слова — прибавлением суффиксов и приставок;
б) при изменении слов лексическое значение их остается прежним, при словообразовании лексическое значение слова изменяется.
Примерные виды заданий для закрепления изученного.
Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокорениые слова. Докажите правильность ответа.
1. В лесу под деревьями еще лежал снег, но зато на открытых местах уже т..мнели первые проталины. Др..весные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть м..хнатыми.
(Г. Сиребицкий.)
2. Бл..стят коньки,
Бл.хтит каток,
Пушистый снег искрится.
Надень коньки Свои, дружок,
Попробуй прокатиться.
(В. Д о и и и к о в а.)
В первом тексте учащиеся укажут формы существительного дерево и однокоренное слово древесный. Во втором тексте, кроме форм существительного коньки и форм глагола блестеть, есть однокоренные слова каток — прокатиться.
Для того чтобы учащиеся сознательно усвоили формы слов, полезны задания, когда из многих форм требуется указать нужную;
Выпишите предложение, в котором существительное лес стоит в форме ви ] нительного падежа.
Выпал снег, и лес словно заснул... Лишь сл..ды на снегу да писк промелькнувшей среди голых в..твей синицы г..ворят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.
(По Н. Плавильщикову.)
Выполняя это упражнение, учащиеся должны определить, в какой форме существительное лес стоит в обоих предложениях. В данном тексте можно также работать над формами слова снег.
В процессе выполнения упражнений учащиеся должны усвоить, что при образовании форм одного слова мы имеем дело с одной частью речи. Поэтому возможны задания типа:
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Являются ли-, они формами одного слова?
Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осв..тила часть степи и место, где небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие ч..рные лохмотья.
(А. Ч е х о в.)
Предлагаются упражнения на отыскание однокоренных слов в тексте.
Найдите однокоренные слова, объясните их значение. Как они образованы?
Грибов в нашем лукошке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.
(В. Бонч-Бруевич.)
Ответ учащихся будет приблизительно таким:
Гриб — растение в виде шляпки, сидящей на ножке.
Грибное (место) — место, где растут грибы.
Грибник — человек, который любит собирать грибы.
Указывается, что прилагательное грибной образовано с помощью суффикса -к-, а существительное грибник — с помощью суффикса -ник.
Следует обратить внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут принадлежать как одной, так и разным частям речи (гриб, грибник — существительные, грибное — прилагательное, белела — глагол, белизна — существительное).
Работа с однокоренными словами предполагает выделение корня, установление его значения. Поэтому целесообразны задания типа:
Выпишите одноноренные слова, выделите корень, укажите общее в значении слов.
1) Б..лела гора над чащей лесной Своей известковою б..лизной. (С. Щипачев.) 2) Зак..лосилась рожь. На к..лосьях повисли словно крохотные щепочки: это пылинки тычинок — рожь зацв..-ла. (Н. П давильщиков.)
3) Зап..вали песню зап..валы,
Подп..вали все до одного,
И она им сердце сотр..вала Только жаром сердца своего!
(А. Прокофьев.)
Затем предлагаются упражнения на разграничение форм одного слова и однокоренных слов.
Найдите в тексте формы слова и однокоренные слова.
1. На реке, реке Кубани Золотистыми хлебами
За волной волна бежит Степь Кубанская шумит.
(М. Иса ковский.)
2. На з..леных широких лугах, возле светлой реки, от зари до зари работают в сенокос люди.
Ярко бл..стят острые косы. Далеко за рекой слышатся веселые песни к..сцов.
Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день сено.
(По И. Соколову-Микитову.)
3. Первые желтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.
(По А. Кожевникову.)
Тексты данного упражнения позволяют выделить формы разных слов и группы однокоренных слов.
Внимание учащихся полезно обратить на то, что однокоренные слова могут выполнять стилистическую функцию — служить средством, при помощи которого можно задержать внимание читателя на явлении, названном тем или другим словом. Например: Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками. (Р. Г а м з а т о в.)
ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА СЛОВА
При изучении данной темы рассматриваются такие вопросы:
1. Основа и окончание — значимые части слова.
2. Определение грамматического значения окончаний.
3. Нулевое окончание в словах.
Для решения этих вопросов используется такой дидактический материал, который дает возможность и повторить предшествующую тему, и объяснить новое.
Можно предложить учащимся текст, позволяющий выделить разные формы одного слова, например:
Ч..ремуха — очень веселое деревцо. Она всегда улыбается, а весной даже смеется. Мы любуемся цв..тущей ч..ремухой.
Если на ч..ремухе раскрылись зеленые почки, — значит, окончательно проснулась и пот..плела земля.
(По И. Соколову-Микитову.)
Учащиеся уже знакомы с формами имен существительных, прилагательных и глаголов и без труда назовут формы существительного черемуха. Определяется лексическое значение слова черемуха (дерево с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, и черными ягодами).
Затем внимание учащихся обращается на грамматическое значение слова черемуха. На него указывает изменяемая часть слова — окончание. Определяется грамматическое значение у форм существительного черемуха. Обращается внимание на то, что грамматическое значение при образовании форм слова меняется.
Итак, учащиеся подводятся к первой части определения окончания — изменяемая значимая часть слова, которая образует разные формы слова.
Чтобы показать синтаксическую роль окончаний, нужно снова обратиться к тексту. Выясняется роль окончаний -а, -е, -ой в слове черемуха для соединения слов в предложение (или в словосочетание). Нельзя сказать «Мы любуемся черемуха», «На черемуха раскрылись зеленые почки».
Учащиеся отметят, что окончания служат для связи слов в предложение или словосочетание (цветущая черемуха). Выделяя в слове окончание, одновременно выделяем и основу слова. В слове черемуха основа черемух-. В основе заключено лексическое значение слова.
Затем выделяем окончание и основу в прилагательных и глаголах и указываем грамматическое значение окончаний. С этой целью можно использовать такие предложения.
1. Через п..ляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тр..пинка. (И. Соколов-Мик и т о в.)
2. Телефоновизор — это зрячий телефон. Он и телефон, он и телевизор. Ты снимешь трубку, наберешь номер — и не только услышишь своего приятеля, но и увидишь его. И он тебя услышит и увидит.
(Г. Ю р м и н.)
Анализируя второй пример, учитель может дать понятие о нулевом окончании, обратив внимание учащихся на слово телефон, склонение которого позволяет установить грамматическое значение нулевого окончания. В слове телефон нулевое окончание может указывать на единственное число, именительный падеж (телефон звонил) или винительный падеж (поставили телефон).
Таким образом учащиеся будут подведены к пониманию, что окончания могут быть как материально выраженными, так и нулевыми.
Окончание имеют только изменяемые слова; нулевое окончание выделяется в результате сравнения форм одного слова: добр добра добро, добры.
Для закрепления представления учащихся о нулевом окончании необходимы упражнения, показывающие, что в современном русском языке нулевое окончание образует различные грамматические формы: именительный падеж единственного числа существительных мужского рода (пионер, водопад, вертолет, космодром), родительный падеж множественного числа существительных женского рода 1 склонения (берез, рябин, сестер, дорог, лилий, аварий, акаций), родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего рода (грузин, сапог, человек, вёсел, яблок, дел, мест, ущелий), именительный падеж единственного числа существительных женского рода III склонения (сталь, степь, ночь, новость), форму единственного числа мужского рода краткого прилагательного (прилетгн, трудолюбив, устойчив), именительный и винительный падежи единственного числа притяжательных прилагательных мужского рода (заячий, беличий, птичий, лисий, отцов, мамин), именительный и винительный падежи притяжательных местоимений мужского рода (мой, твой, свой), глаголы прошедшего времени мужского рода (прилетел, ответил, подготовил), глаголы 2 лица, единственного числа, повелительного наклонения (смотри, выполни, принеси). KOHEЦ ФPAГMEHTA
|