НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Изложения в 5—8 классах. Кулибаба, Березовский, Бобровская, Стракевич. — 1964 г.

Иван Иванович Кулибаба
Наум Семёнович Березовский
Лидия Александровна Бобровская
Мария Михайловна Стракевич

Изложения

в 5—8 классах

*** 1964 ***


DjVu

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие 3
      Виды изложений 5
      I. Изложения без изменения текста — Контрольно-ознакомительные изложения в V классе
      1. Зайчонок. По Б. Пескову 8
      2. Детство полководца 9
      3. Мост взорван. По Выговскому —
      4. Василий Крюков. А. Гайдар 10
      5. Сайгачонок. По В. Самсонову —
      6. Грабеж среди бела дня. К Паустовский 11
      7. Необычный поединок. По Хромову 12
      8. Петька Шулепов. По В. Грандовой —
      9. Наш спектакль. И. Дик 13
      10. Джо. По И. Калька
     
      Обучающие изложения в V — VIII классах
      А. Изложения без изменения текста и без добавления к нему 15
      V класс
      1 (11). Пшеница на Севере. По А. Иванову
      2 (12). Не испугался. По А. Толстому
      3 (13). Новый дом. В. Панова
      4 (14). Зимний дуб. Ю. Нагибин
      5 (15). Глубокая осень. С. Аксаков
      6 (16). На Курилах. В. Андреев
      7 (17). Клопик. А. Толстой
      8 (18). Отвоеванный час. По Ю. Яковлеву
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
     
      VI класс
      9 (19). Эстафета сердца. В. Гаврилин
      10 (20). Забастовка. По В. Катаеву
      11 (21). В пекарне. М. Горький
      12 (22). Ранняя весна. В. Панова
      13 (23). На велосипеде к стройке. По В. Пановой
      14 (24). Кот Зайка. В. Панова
      15 (25). Восхищение мастерством. Б. Погансон
      16 (26). Мечта не умрет. Л. Кассиль
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
     
      VII класс
      17(27). Кабинет В. И. Ленина По Л. Никулину
      18 (28). Буря. В. Ян
      19 (29). На трамвае по Иркутску. По А. Мошковскому
      20 (30). Портрет Рубинштейна. А. Куприн
      21 (31). О чем говорит картина
      22 (32). Ради счастья народного. По А. Волкову, Н. Штанько
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
     
      VIII класс
      23 (33). Город Энск. В. Панова
      24 (34). Березовая роща в сентябре Я. Тургенев
      25 (35). Первый снег. К. Паустовский
      26 (36). Поезд в пути. Я. Аргинова
      27 (37). Два товарища. Т. Тэсс
      28 (38). Подвиг — это вершина труда. Я. Кожедуб
      29 (39). Во имя Земли. А. Благонравов
      Тексты из произведении, изучаемых на уроках литературы
     
      Б. Изложения без изменения текста с добавлением к нему
     
      V класс
      1 (40). Чем мы пишем. По Е. Мару
      2 (41). Верная примета. К. Паустовский
      3 (42). Вертолеты. По Б. Ляпунову
      4 (43). Пусть горят пионерские костры! Я. Туричин
      5 (44). Мечта и дело. Ю, Яковлев
      6 (45). -«Счастливцы». Е. Рязанова
      7 (46). «Медведь в берлоге». По Я. Дику
     
      VI класс
      8 (47). Трубит горн. По К Егорову
      9 (48). Там, где подзоднт компас. По В. Захарченко
      10 (49). Герой Акрополя. В. Староверов
      11 (50). Куба строит социализм
      12 (51). На границе. Д. Александров
      13 (52). Что это будет? Ю. Яковлев
      14 (53). Какая рука болит?
      15 (54). «Как же я, ребята?
     
      VII класс
      16 (55). Из истории городского транспорта. По Ю. Тонину, М. Фишельсону
      17 (56). Крылатые суда. По Б. Ляпунову
      18 (57). Могила Пушкина. Д. Паустовский
      19 (58). Отечественная воина 1812 года
      20 (59). Самоотверженный поступок. По Л. Щёкотоеой
      21 (60). Спор в цирке. По И. Озолину
      22 (61). Однажды на сборе А. Мусатов
      23 (62). «Мне так больше нравится». А. Дорохов
     
      VIII класс
      24 (63). Путь радио. По J1. Гумилевскому
      25 (64). Как родились олимпийские игры. По А. Кулешову, П. Соболеву
      26 (65). Сибирь. По А. Чехову
      27 (66). Вместе со старшими
      28 (67). Открытие радия. По И. Григорьеву
      29 (68). Место в последней шлюпке. По А. Дорохову
      30 (69). Последнее усилие. По 10. Яковлеву
     
      Контрольные изложения для подготовки к экзамену в VIII классе
      Изложения, рассчитанные на один урок
      1 (70). Ради товарища. Л. Куприн
      2 (71). У Ильича. Л. Безыменский
      3 (72). В знак всенародного траура. К Паустовский
      4 (73). В далеком аиле. 4W Айтматов
      5 (74). Рождение образа Ю. Герман
      6 (75). «Лимонка». По М. Шолохову
      7 (76). Разведчица будущего. По Ю. Яковлеву
      8 (77). Слово молодежи. По Ю. Яковлеву
      9 (78). Из космоса — на Землю. По И. Новодворскому
     
      Изложения, рассчитанные на два урока
      10 (79). Книга о Степане Разине. М. Горький
      11 (80). Слушая Ленина По И. Чичерову
      12 (81). Мама! Л. Кассиль, М. Поляновский
      13 (82). «Не слезу!» Н. Тихонов
      14 (83). Поединок в море. Т. Тэсс
      15 (84). Встречный огонь. К Паустовский
      16 (85). Шагающий экскаватор. К. Паустовский
      17 (86). Танец змеи. По Л. Туреку
      18 (87). «Юноше, обдумывающему житье» Л. Парфенов
     
      Изложения с перестановкой материала
      V класс
      1 (88). Вторая встреча
      2 (89). Юный чапаевец. По В. Жукову
      3 (90). 14-летиий Герой Советского Союза
      4 (91). Красный снег. По Е. Андреевой
      5 (92). Чур меня!
      6 (93). Всегда на работе. По Б. Володину
      7 (91). Гога-«герой». И. Дик
      8 (95). Налим
     
      VI класс
      9 (96). Мужество Лумумбы. По Ю. Гаврилову
      10 (97). Силуэт. По В. Орлову 152
      11 (98). Городна днеозера. По А. Знайко
      12 (99). Удивительные дожди. Н. Сладкое
      13 (100). Тоннель к чудесному камню. По Д. Барыкини
      14 (101). «Богатыри». По А. Лебедеву
      15 (102). Пари. Б. Полевой
      16 (103). Весна или лето? Г. Скребицкий 154
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 165
     
      VII класс
      17 (104). Необычная комета. Е. Андреева —
      18 (105). Оазисы в Антарктиде. О Мокиевский 167
      19 (106). У картины В. Д. Поленова «Заросший пруд» 169
      20 (107). Левитановский «Март». Б. Эренгросс НО
      21 (108). Почетный красноармеец. Ю. Яковлев П}
      22 (109). Кукушкины загадки. Н. Сладкое
     
      VIII класс
      23 (110). О картине И. Левитана «Над вечным покоем». По Н. Дружинину 178
      24 (111). Наедине с картиной. По Г. Недошивину
      25 (112). Руки друзей. В. Телыгугов
      26 (113). Богатырский дозор. По А. Салуцкому
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
      Выборочные изложения
     
      V класс
      1 (114). Ашхабадское землетрясение. По Д. Наливкину
      2 (115). Исток Волги. М. Коршунов 190
      3 (116). Живой «огурец». По Ю. Иванову 190
      4 (117). Запуск ракеты. По Ю. Добрякову 193
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 194
     
      VII класс
      5 (118). Фабричный. Д. Мамин-Сибиряк —
      6 (119). Атомный взрыв. Л. Петров, А. Стругацкий 195
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 199
     
      VIII класс
      7 (120). У скульптора. По Н. Григорьеву 200
      8 (121). «Здесь родилась свобода Кубы». В. Василевская 203
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 207
      Сжатые изложения 203
     
      V класс
      1 (122). Солдат гренадерской роты. С. Алексеев , 210
      2 (123). «Колдун». По Г, Фишу 212
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 213
     
      VI класс
      3 (124). Лети, орел! Д. Аггрей —
      4 (125). Кавалерист-девица. О. Воронова 215
      5 (126). Приехали на целину. Н. Вирта 219
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 220
     
      VII класс
      6 (127). Кто без крыльев летает? По И. Акимушкину
      7 (128). Дорога к земле тайн. По Е. Рябчикову
      8 (129). Поэт в пути. В. Рождественский
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
     
      VIII класс
      9 (130). Полярное земледелие. По В. Елагину
      10 (131), Рассказ о трудовом знамени. По Ю. Яковлеву
      11 (132). Труд балетной актрисы
      Тексты из произведении, изучаемых на уроках литературы
      Серия изложений
     
      1. Карсыбек и Тектенбай на строительстве школы.
      а) (133). Сначала надо научиться
      б) (131) Успех Тектепбая
      2. Мартин Андерсен-Нексё. Б. Иллеш
      а) (135). «Я к услугам его величества!»
      б) (136). Необычный «буржуй»
      3. Дзержинский и дети. Ю. Терман
      а) (137). Мальчики
      б) (138). В защиту детей
      в) (139). В подвале
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
     
      VI класс
      4. Находчивость революционера. Р. Парве
      а) (140). Неожиданная встреча
      б) (141). Новые сапоги
      5. Путь в авиацию. По А. Яковлеву
      а) (142). Впервые на аэродроме
      б) (143). Заветная мечта
      в) (144). Первый планёр
      6. Великий африканский патриот. Ю. Гавралов
      а) (145). «Мы победим!»
      б) (146). «Да здравствует свободное Конго!»
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
     
      VII класс
      7. Варшавский фестиваль начался! По Е. Воробьеву
      а) (147). «Едут гости, едут!»
      б) (148). Варшава перед фестивалем
      в) (149). Открытие фестиваля
      8. Вертел. По Д. Мамину-Сибиряку
      а) (150). В Уховскон мастерской
      б) (151). Трагедия маленького вертела
      9. Марсианск — город мечты. По Н. Золотницкому
      а) (152). В Марсианске
      б) (153). В добрый путь, преобразователи вселенной!
      Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
     
      VIII класс
      10. Покорение Ангары. А. Кузнецов
      а) (154). Начинается
      б) (155). Битва
      в) (156). Ангара покоряется
      11. Страничка из Мишкиной жизни. М. Горький
      а) (157). Праздник и будни
      б) (158). «Встряска»
      Тексты из произведении, изучаемых па уроках литературы

     
     

      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Перед советской школой в настоящее время стоит важная задача коренного улучшения работы по развитию речи учащихся. Выпускники нашей школы, восьмилетней и средней, для дальнейшего успешного учения и плодотворного участия в труде должны свободно владеть литературной речью.
      Для повышения уровня речевого развития учащихся большое значение имеет работа над изложением.
      Настоящее пособие содержит текстовой материал для работы над изложениями разных видов и указания по методике их проведения.
      В начале пособия помещена вступительная методическая статья «Виды изложений», в которой рассказывается о видах изложений, предлагаемых в сборнике. Далее в соответствии с классификацией идут две части и разделы внутри них. В каждой части и разделе — статьи, показывающие методику проведения изложения данного вида, и тексты для изложений этого вида. Тексты, таким образом, расположены не традиционно — по тематическому принципу, — а по видам изложений. Такое расположение текстов больше соответствует назначению пособия помочь учителю в работе по развитию речи учащихся, так как учитель при выборе текста прежде всего исходит из задачи, которую он с помощью предстоящего изложения намерен разрешить. А задача эта предполагает использование изложения совершенно определенного вида.
      Внутри каждого раздела тексты распределены по классам. Для каждого класса они подобраны с таким расчетом, чтобы были представлены различные посильные для определенного возраста разновидности изложений. Каждый текст сопровождается комментариями, облегчающими учителю проведение изложения. Количество текстов по каждой разновидности изложений обеспечивает возможную потребность в них для работы с классами в течение учебного года. Всего в пособии 158 текстов.
      При отборе текстов авторы исходили из заключенных в тексте методических возможностей — из того, какого вида изложение можно по нему провести. Само собой разумеется, обязательным требованием к текстам было их высокое познавательное и воспитательное значение, тематическое разнообразие.
      Тексты выбраны из разнообразных художественных, публицистических, научных и научно-популярных произведении; в них внесены, как правило, лишь небольшие изменения; некоторые тексты только сокращены. Некоторые тексты для изложения взяты из произведений, изучаемых в курсе литературы V — VIII классов. Поскольку эти тексты учитель найдет в хрестоматиях по литературе, не было необходимости помещать их в пособии (их название и границы лишь указаны в том месте пособия, где им полагается быть в соответствии с видом и разновидностью изложения).
      В сносках к каждому тексту дается объяснение слов, значение которых необходимо перед написанием изложения разъяснить учащимся.
      Предлагаемые тексты предназначены прежде всего для обучающих изложений, которые должны занимать основное место. Но многие из них могут служить и для контрольных работ. Несколько текстов введено специально для того, чтобы помочь учителю выявить уровень речевого развития учащихся в самом начале V класса и проверить выпускников при подготовке к экзаменационному изложению в VIII классе.
      Рекомендуемые в пособии виды изложений должны проводиться не беспорядочно, а в определенной системе, разумно сочетающей разнообразные стороны работы по развитию речи.
      Работать над изложениями нужно непременно по определенному плану, иначе работа будет малоэффективной.
      Авторы рассматривают пособие как опытную, поисковую работу. При его использовании у учителей возникнет немало вопросов, на которые в нем нет ответов. С некоторыми положениями пособия учителя, может быть, не согласятся. Поиски нового типа пособия взамен традиционных сборников изложений не могли, конечно, с первой попытки оказаться во всем успешными.
     
      ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ
      Излагаемый текст является для ученика образцом, по которому он учится выражать свои мысли, примером того, как использовать языковые средства для передачи определенного содержания. Однако передача содержания текста, близкая к образцу, не может быть единственной задачей при написании изложения. Это слишком сузило бы возможности использования изложений для развития речи учащихся.
      В жизни, в практике речевого общения текст выступает для говорящего или пишущего как материал, который надо использовать определенным образом в соответствии с целью высказывания. Такое же отношение должно быть и к тексту, излагаемому в учебных целях. Значит, текст для изложения — это и образец и вместе с тем материал, используемый для достижения цели высказывания.
      В одних случаях, используя текст, мы излагаем его так, как он есть, в других вносим в излагаемый текст определенные изменения. Значит, возможны изложения без изменения текста и с изменением текста. В обоих случаях мы можем ограничиться только материалом текста или же добавить к нему свой материал. Следовательно, и те и другие изложения могут быть без добавления к тексту и с добавлением к тексту.
      Изменения, которые приходится вносить в излагаемый текст, состоят в том, что материал текста или передают в ином порядке, или из него выбирают только нужную часть, или его излагают кратко, сжато. Возможно и такое изменение, как свободный пересказ двух или нескольких ранее изложенных текстов (это встречается тогда, когда мы, накопив материал, обрабатываем его для высказывания). Этот вид изложений можно назвать серией изложений.
      Таким образом, получается следующая классификация видов изложений:
     
      I. Изложения без изменения текста
      а) без добавления к тексту
      б) с добавлением к тексту
     
      II. Изложения с изменением текста:
      1) с перестановкой материала
      а) без добавления к тексту
      б) с добавлением к тексту
      2) выборочные
      3) сжатые
      4) серия изложений
     
      Зта классификация показывает, насколько разнообразной может быть работа над изложениями в школе. И только тогда, когда будут широко использоваться в каждом классе разные виды изложении, работа зта сможет оказать заметное воздействие на развитие речи учащихся. Она подготовит школьника к тому, чтобы использовать любой текст как материал в соответствии с целью и особенностями собственного высказывания.
      Предложенная классификация легла в основу данного пособия (в нем не представлены лишь изложения с добавлением к изменяемому тексту).
     
      I. ИЗЛОЖЕНИЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕКСТА
     
      КОНТРОЛЬНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ИЗЛОЖЕНИЯ В V КЛАССЕ
      Прежде чем начать систематическую целенаправленную работу по развитию речи учащихся в V классе, учителю необходимо познакомиться с уровнем речевого развития своих учеников, вчерашних четвероклассников. Получить представление об их письменной речи позволяет изложение. Оно проводится как контрольная работа, и потому его можно назвать контрольно-ознакомительным.
      В качестве контрольно-ознакомительного дается изложение без изменения текста. Раздел содержит 10 текстов, каждый из которых вполне посилен для окончивших четыре класса. Однако при выборе текста надо учесть, что степень трудности у них все же не одинакова: последние пять по содержанию, композиции и языку немного труднее, чем первые пять, и несколько больше их по объему.
      Различная трудность предусмотрена для того, чтобы можно было дифференцированно подойти к разным классам. Если учителю известно (из посещения уроков в прошлом учебном году, по прошлогодним письменным работам), что у пятиклассников письменная речь развита хорошо, то для контрольно-ознакомительного изложения он отбирает, естественно, один из более трудных текстов. Если же класс известен ему как средний или слабый по уровню речевого развития, а также в том случае, когда он не имеет сведений о речевом развитии учеников, контрольно-ознакомительное изложение проводится по более легкому тексту.
      Контрольно-ознакомительную работу лучше провести в первые 10 — 15 дней учебного года, но не в самые первые дни, так как ученики не освоились еще с новыми для них условиями V класса. Изложение рассчитано на полтора-два урока Методика его проведения та же, что и при любом контрольном изложении: проводится очень краткая беседа о цели и характере работы, о необходимости ответственного отношения к ней; на доске и в тетрадях делаются необходимые подготовительные записи (дата, заголовок); если нужно, даются разъяснения по тексту, текст прочитывается выразительно 2 — 4 раза, а затем ученики пишут (с черновиком — лишь тогда, когда известно, что они пользовались им в начальных классах).
      Проверенные изложения анализируются на специальном уроке.
      В зависимости от результатов проверки учитель решает, какой трудности изложения без изменения текста предложить классу в дальнейшем, предупреждением и устранением каких речевых ошибок заниматься при работе над последующими изложениями (разумеется, при проверке учитываются допущенные в изложении орфографические и пунктуационные ошибки, над которыми также необходимо вести работу).
     
      1. ЗАЙЧОНОК (По Б. Пескову)
      Зайчонку было три дня от роду. Он сидел на маленьком островке и дрожал от холода. Зайчиха-мать убежала кормиться, и вода, наверное, отрезала ее на другом островке. Вода прибывала и прибывала. Маленький заяц сидел на островке совсем один. Вода наступала. Скоро пятачок земли покрылся водою. Сухим осталось только гнилое полено на бугорке. Зайчонок понятия не имел о разливах, но догадался: надо забраться повыше. Полено поплыло. Зайчонок, сжавшись в комок, начал путешествие.
      Зайчонка увидела Ксана из лесного заповедника.
      — Ах, зайка, зайка, совсем замерз.
      Ксана положила зайчонка за пазуху и принесла в лесную избушку.
      В избушке топилась печь. Зайца посадили в рукавицу, когда он отогрелся, поднесли к мордочке блюдечко с молоком. Заяц фыркнул, но потом быстро-быстро заработал губами. Так поселился зайчонок в лесной избушке.
      (122 слова.)
     
      2.
      В детстве Александр Васильевич Суворов был худеньким, слабым мальчиком, Но он твердо решил стать воином. А для этого нужно прежде всего закалиться, чтобы не бояться трудностей военной службы.
      — Куда же это Сашенька подевался? — охала нянька.
      А десятилетний Сашенька уже третий час стоял без шапки на крыльце под холодным осенним дождем. Зимой он просыпался первым, выбегал на улицу и обтирался до пояса снегом. Летом .купался каждое утро, какая бы ни была погода, и продолжал купаться до_самой поздней осени.
      — Солдату положено не бояться холода, — отвечал он на уговоры старших.
      И Суворов добился своего: он стал сильным, закаленным и легко переносил самые тяжелые походы.
      Уже совсем стариком Суворов повел русские войска через Альпийские горы. Сутками не слезал он с коняУЧер-ный суконный плащ был единственной его защитой от пронизывающего ледяного ветра на горных перевалах. Его иример ободрял солдат.
      (136 слов.)
     
      3. МОСТ ВЗОРВАН (По Выговскому)
      ...Немецкая дрезина полным ходом мчалась в сторону моста. В ней сидели три офицера-эсэсовца3. Они громко разговаривали, смеялись. Но внезапно колеса пронзительно завизжали, и дрезина остановилась: на рельсах лежала груда камней. В ту же минуту из-за кустов выбежал Филлиппов с минерами.Офицеров быстро обезоружили, связали, заткнули им рты. Дрезину нагрузили взрывчаткой, завели мотор и пустили на мост. Дрезина не вызвала никакого подозрения: офицеры сидели на своих местах, только сбоку торчала двухметровая палка. Часовой, стоявшим возле моста, на ходу не заметил, что его начальство едег связанным. Он только выпрямился и отдал честь офицерам. А если бы даже и знал, в чем дело, все равно не успел бы ничего сделать. Дрезина с большой скоростью выскочила па мост и, ударившись палкой вперила, через секунду вместе с махиной моста взлетела на воздух...
      (128 слов.)
     
      4. ВАСИЛИЙ КРЮКОВ (А. Гайдар)
      У красноармейца Василия Крюкова была ранена лошадь, и его нагоняли белые казаки.
      Он отшвырнул пустую винтовку, отстегнул саблю, сунул наган за пазуху и (...) поехал казакам навстречу.
      Казаки удивились такому делу (...). Не в обычае той войны было, чтобы красные бросали оружие наземь... Поэтому они не зарубили Крюкова с ходу, а окружили и захотели узнать, что этому человеку надобно и на что он надеется. Крюков снял серую папаху с красной звездой и сказал:
      — Кто здесь начальник, тот пусть скорее берет эту папаху.
      Тогда казаки решили, что в этой папахе зашит военный пакет, и они позвали своего начальника.
      Но когда тот подъехал и протянул руку, Крюков вырвал наган из-за пазухи и выстрелил в лоб офицеру. Крюкова казаки зарубили и поскакали дальше (...).
      Одни казаки ругали Крюкова, другие — своего офицера. Но были и такие, что ехали теперь молча и угрюмо думали о том, какая крепкая у красных сила.
      (143 слова.)
     
      5. САЙГАЧОНОК (По В. Самсонову)
      Какой появился около места расположения ракетчиков, никто не знал. Утром дневальный5 нашел его между палатками. Это было маленькое тонконогое существо, похожее на козленка. Может быть, он отстал от матери, заблудился и, обессилев, свалился с ног.
      Пока дневальный раздумывал, как поступить с пришельцем, прозвучал сигнал подъема и солдаты высыпали на физзарядку. Вместе установили, что это сайгачонок — детеныш степной антилопы.
      — Что с ним делать? — размышлял вслух старшина батареи, задумчиво глядя на живой комочек.
      Утром, как только открылся магазин военторга, старшина направил туда дневального за соской.
      Вскоре сайгачонок аппетитно, словно всю жизнь так и делал, сосал молоко из бутылки через большую резиновую соску.
      Так прижился сын степной антилопы у ракетчиков, стал всеобщим любимцем. Повара старались выделить ему кусочек повкусней, солдаты играли с ним. Сайгачонок окреп, заметно подрос и совершенно не боялся людей в шинелях. Он стал ручным, бегал за солдатами, как щенок. Каждое утро солдаты уходили заниматься. Позади строя вприпрыжку бежал на тонких ножках сайгачонок.
      (153 слова.)
     
      6. ГРАБЕЖ СРЕДИ БЕЛА ДНЯ (К. Паустовский)
      Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой — в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик1 подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
      Сварливый голенастый петух (...) пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.
      Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром (...). Петух разъярился.
      Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, он помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.
      1 Фунтик — кличка щенка.
      Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сторону — должно быть, от корки пахло псиной.
      Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и, сторонкой обходя петуха, пробрался в комнату.
      (157 слов.)
     
      7. НЕОБЫЧНЫЙ ПОЕДИНОК (По К. Хромову)
      В горах Большого Кавказа вровень с хребтами кружили орлы. На скале неподвижно стоял большерогий тур.
      Вдруг один из пернатых хищников сложил крылья и камнем полетел вниз. Только возле самой земли орел расправил свои широченные крылья и выпустил когти.
      И тут со скалы как ветром сдуло тура. Он прыгнул головой вниз. Пролетев метров десять, ударился рогами о землю, подскочил метра на два вверх и, встав на ноги, помчался к месту снижения орла. Рослый, сильный, он делал большие прыжки.
      Тур этот был дозорный, охранявший стадо, которое паслось на лугу. В стаде были детеныши, и на одного из них нацелился хищник.
      Орел, видимо, не ожидал такой яростной атаки. Он спокойно подцепил свою жертву и расправил крылья, чтобы взлететь. Не тут-то было! Тур сделал еще один гигантский прыжок и ударил хищника рогами, отбросив его на землю. Выпустив из когтей добычу, орел перевернулся на спину и приготовился к защите. Этот маневр не испугал тура. Он снова бросился в атаку. И вскоре орел был уже мертв.
      (160 слов.)
     
      8. ПЕТЬКА ШУЛЕПОВ (По В. Грандовой)
      Многие мальчики побывали на своем веку «чапаевцами» Не раз, поднимая «сабли» над головой, с воинственными криками проносились они по дворам больших городов и по деревенским улицам.
      Они играли в «чапаевцев». А вот Петька Шулепов был настоящим чапаевцем.
      ...Петькиного отца застрелили белые в уральской степи, и мальчик решил отомстить за его смерть. Он пришел к Чапаеву и сказал:
      — Примите меня в дивизию. Я им покажу за батьку!
      Чапаев приказал выдать маленькому бойцу коня и казачье седло. Сабля показалась слишком большой, и бойцы сделали для Петьки саблю поменьше. Командир назначил мальчика в конную разведку.
      Мария Андреевна Попова (пулеметчица Анка из Чапаевской дивизии) хорошо помнит мужественного Петьку и час-сто рассказывает о кем пионерам Вот как вспоминает ока один эпизод.
      «Однажды наша разведка оказалась отрезанной от своих.
      У ста пятидесяти разведчиков был только один пулемет. Падали наши пулеметчики, обливаясь кровью... Вот подсела к пулемету я, а рядом примостился Петька. Стреляли мы с ним по очереди. Но лента кончилась. Петька схватил винтовку и стал стрелять в белых, которые подошли совсем близко. Рухнул один белый, упал другой...
      Вдруг позади раздалось «ура», и из-за пригорка показались всадники. Впереди был Чапаев. Белые побежали. Петька вскочил и первым бросился преследовать их.
      После боя Василий Иванович Чапаев крепко расцеловал смелого бойца».
      (201 слово.)
     
      9. НАШ СПЕКТАКЛЬ (И. Дик)
      На первомайском утреннике в школе мы решили показать спектакль «Рабочая сходка при царе». Эту пьесу мы сами сочинили и сами стали ее разыгрывать. Но у нас как-то не все гладко вышло. А все из-за жандарма Вовки Пивова-рова — здорового мальчишки. Он стоял на сцене около тюрьмы и охранял Левку Козлова, который сидел за решеткой и махал красным платком. А все рабочие — наш класс — вышли на первомайскую демонстрацию к тюрьме и стали требовать освобождения Левки (...).
      Жандарм нас не пускал к нему. Вовка сначала не хотел играть жандарма, и нам пришлось его уговаривать, а потом он так вошел в свою роль, что даже по-настоящему стукнул Тольке Котлеткину по шее.
      Тогда Толька схватил его за шиворот и закричал:
      — Долой парен
      И тут па снопе началась «куча мала»!
      Декорация с тюремной решеткой вдруг упала, и наш узник кинулся защищать жандарма, потому что они были приятелями (...).
      Потом кто-то из нас зацепил погон занавес, занавес оборвался и накрыл нас, и все мы стали под ним барахтаться.
      Наконец на сцену пришел учитель Сергеи Иванович и сразу сказал:
      — Антракт!..
      Хоть у нас спектакль и не очень получился, но мы были довольны пашен игрой, п все нам аплодировали.
      (189 слов.)
     
      10. ДЖО
      (По Н. Кальма)
      Черного мальчика Джо вы всегда можете встретить на углу двух улиц — Школьной и Торговой. В жару и в холод, в дождь и в снег он стоит там со своим ящиком, щетками и кремом для обуви.
      Джо кричит, зазывая прохожих, и выбивает щетками по ящику веселую чечетку.
      Но лицо у черного мальчика совеем не веселое.
      За углом, на Торговой улице, — табачный магазин Смита,где мать Джо моет полы и подметает окурки. А на Школьной улице — большая школа, где учатся мальчики и девочки — ровесники Джо.
      Больше всего на свете Джо хочет учиться в школе, в большой красивой школе на Школьной улице. Он мечтает ходить с кожаной сумкой, где лежат новенькие учебники, и мечтает сидеть за партой, а в перемену играть на школьном дворе в баскетбол. Но Джо знает: это невозможно. Он должен помогать матери и маленьким братьям, потому что он самый старший из детей. С тех пор как его отца убили на войне, Джо должен зарабатывать на жизнь.
      И он стоит в жару и в холод, в снег и в дождь на улице и кричит:
      — Кому почистить ботинки! Кому навести глянец! Спешите, спешите чистить ботинки!
      И черный мальчик выбивает щетками веселую чечетку, хотя на сердце у него очень тяжело.
      (199 слов.)
     
      ОБУЧАЮЩИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ В V — VIII КЛАССАХ
     
      А. ИЗЛОЖЕНИЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕКСТА И БЕЗ ДОБАВЛЕНИЯ К НЕМУ
      Работа над изложениями без изменения текста (их называют также близкими к тексту или подробными) имеет целью ознакомить учащихся с особенностями повествования, описания и рассуждения. Нельзя сводить ее к простому копиро-1 ванию излагаемого текста.
      Знакомясь с особенностями повествования, описания и рассуждения, учащиеся тем самым познакомятся с тремя основными задачами, которые могут стоять перед пишущим: рассказать о тех или иных событиях (назвать их, показать место, где они произошли, последовательность их во времени и зависимость друг от друга); описать предмет, животное, человека (показать их основные признаки и характерные особенности); доказать правильность или неправильность определенного утверждения, определенной мысли.
      Работая над различными видами высказывания, учащиеся должны усвоить важнейшее положение: автор отбирает материал и языковые средства в соответствии с задачей высказывания.
      Каждая из трех указанных задач является общей и включает в себя множество разнообразных частных задач. Так, при работе над повествованием важно научить рассказывать о событии этап за этапом, не пропуская ни одного из них или пропуская отдельные эпизоды; рассказывать об определенном событии из жизни людей и в то же время о действиях и поступках отдельного человека, наблюдающего это событие или участвующего в нем.
      При работе над описанием возможны такие частные задачи, как описать наружный вид предмета, описать внутренний вид помещения, сделать пейзажную зарисовку, показать то что наблюдает движущийся (например, едущий) человек описать внешний вид животного и показать особенности его поведения, нарисовать портрет человека, его характер и сравнить между собой двух или нескольких человек.
      Работая над рассуждением, можно обратиться к таким, например, задачам, как доказать правильность или неправильность данной мысли, данного утверждения ссылкой на убедительный пример или ряд примеров и сделать то же самое с помощью развернутой системы аргументов.
      Тексты подобраны применительно ко всем этим задачам. На них можно показать учащимся зависимость между целью автора и отбором фактического материала, использованными языковыми средствами, научить их видеть эту зависимость в тексте и практически руководствоваться ею.
      Так как анализ текста с этой точки зрения дело трудное, то к каждому тексту дан комментарий с примерным анализом. В начале комментария указано, какую общую и частную задачу преследует написание изложения по данному тексту. Сам анализ заключается в том, что называются элементы содержания, которые отбирает автор соответственно задаче, и указываются обусловленные задачей лексико-фразеологические средства, а также, где возможно, приводятся характерные синтаксические средства.
      Не только повествование, но и описание, и рассуждение введены уже с V класса, так как над ними важно вести работу на каждой ступени обучения (не допуская встречающейся иногда специализации» V класса на повествовании, а VI — на описании).
      То, что в подразделе даны, как правило, «чистые» повествования, описания и рассуждения, хотя на практике эти виды высказывания обычно переплетаются между собой, объясняется учебными целями.
      На уроке обучения изложениям без изменения текста и без добавления к нему учитель разъясняет вначале особенности работы: не просто запомнить и потом писать, что запомнилось, а непременно разобраться в том, какая задача была у автора и какой он отбирал материал, какие использовал языковые средства. Затем идет чтение текста учителем. Следующий этап — самый ответственный — анализ текста. Наблюдения, сделанные учащимися при слушании текста, учитель в ходе беседы уточняет, исправляет, дополняет. Он выделяет в беседе все то, что относится не только к данному конкретному случаю, но важно для всех подоб-
      них случаев; например, какие слова, сочетания слов и вида предложений часто употребляются для того, чтобы показать местонахождение предметов при описании.
      К вторичному чтению и устному пересказу текста можно переходить только после того, как учащиеся осознают главное — зависимость произведенного автором отбора материала и использованных им языковых средств от стоявшей перед ним задачи. При анализе устного пересказа опять нужно выяснить с помощью вопросов, понимает ли ученик эту зависимость, пытался ли он, пересказывая, сознательно руководствоваться этим. Последний этап — написание изложения. Вся работа, в зависимости от объема текста, может занять урок, полтора или два урока. В подразделе преобладают небольшие тексты, на работу с которыми в классах со средней подготовкой потребуется, по-видимому, один урок.
     
      V КЛАСС
     
      1 (11). ПШЕНИЦА НА CEBFPE (По А. Иванову)
      ...Весной далеко на севере проезжавшие на золотые прииски возчики рассыпали у дороги несколько горстей пшеницы. Пшеница взошла, выколосилась, отцвела. Потом она налилась янтарным зерном, а к концу лета зашумела спелыми колосьями.
      Увидел кустики пшеницы председатель колхоза, удивленно покачал головой. На следующий день он пришел снова, вынул из чехла охотничий нож и срезал всю пшеницу. Получился большой сноп.
      Дома председатель созвал ребят и передал им пшеницу:
      — Видите, у нас выросла. Весной надо на грядке посеять. Посмотрим, что выйдет.
      Пришло лето. На пионерской полосе зеленой стеной поднялась пшеница. И все, от мала до велика, с тревогой смотрели, как она цветет, как наливается. Не попортят ли ее заморозки? Не побьет ли градом?
      Вот она пожелтела и чуть поникла под тяжестью крупных колосьев. Председатель пригласил в колхоз районного агронома.
      — Похоже на то, что может здесь расти пшеница, — сказал агроном.
      В колхоз вскоре прислали трактор. В тайге раскорчевали и вспахали большое поле. Весной засеяли его семенами, выращенными на пионерских грядках. Пшеница удалась ц на этот раз.
      Любоваться пшеничным полем приехали оленеводы, рыбаки и звероловы далеких северных колхозов. Задумчиво стояли они в поле. Уходя, попросили прислать и к ним трактор.
      (183 слова.)
     
      Текст используется для работы над повествованием.
      В нем сообщается об определенных действиях, поступках, событиях. Но это не беспорядочное перечисление действий, поступков, событий, а такой рассказ о них, из которого ясно, в какой последовательности они происходили, как зависели друг от друга: на Севере выросла рассыпанная возчиками пшеница; ею заинтересовался и срезал ее председатель колхоза; по его поручению пионеры вырастили пшеницу на делянке; в колхозе раскорчевали, вспахали трактором и засеяли пионерскими семенами большое поле; колхозники из других северных колхозов увидели пшеничное поле и тоже решили сеять пшеницу. О некоторых событиях сказано, когда они происходили; для этого использованы слова и выражения: весной, к концу лета, пришло лето. События и действия передаются в той последовательности, в какой они происходили; есть в тексте слова и выражения, показывающие эту последовательность: потом, на следующий день, вскоре.
      Особенность данного текста в том, что в нем рассказ ведется с пропуском отдельных этапов — тех, без которых можно обойтись (не сказано, что пионеры посеяли пшеницу, и не рассказано, как они это делали, не говорится об уборке колхозной пшеницы). На эту особенность обращается внимание учащихся.
     
      2 (12). НЕ ИСПУГАЛСЯ (По А. Толстому)
      Мальчики пошли к колодцу. Туда из отворенных ворот выходили на водопой коровы. Вдалеке Мишка Коряшонок хлопал, как из ружья, огромным пастушьим кнутом и вдруг закричал:
      — Баян, Баян, — берегись, Никита!
      Никита оглянулся. Отделившись от стада, к мальчикам шел Баян, розово-серый длинный бык, с широким кудрявым лбом и короткими рогами.
      «Му-у», — отрывисто замычал Баян и ударил хвостом себя по боку.
      — Виктор, беги! — крикнул Никита и, схватив его за руку, побежал к дому.
      Бык рысыо тронулся за мальчиками. «Му-ууу!»
      Виктор оглянулся, закричал, упал в снег и закрыл голову руками. Баян был шагах в пяти. Тогда Никита остановился, стало вдруг горячо от злобы, сорвал шапку, подбежал к быку и шапкой стал бить его по морде:
      — Пошел, пошел!
      Бык стал, опустил рога. Сбоку подбегал Мишка Коря-шонок, щелкая кнутом. Тогда Баян замычал жалобно, повернулся и пошел назад к колодцу. У Никиты от волнения дрожали губы. Он надел шапку и обернулся. Виктор был уже дома и оттуда махал рукой.
      (154 слова.)
     
      Текст служит для ознакомления с особенностями повествования. В нем есть также элементы описания: кратко сказано о переживаниях мальчика, о внешнем виде быка, на что обращается внимание учащихся.
      В тексте рассказано о следующих основных событиях: мальчики Никита и Виктор шли к колодцу, за ними погнался бык Баян. Никита стал бить быка шапкой по морде и остановил его. Кроме основных, были и другие события, действия, о которых тоже говорится в тексте.
      Из лексических средств в повествовании большое место занимают глаголы. Учащиеся, анализируя текст, выделяют глаголы, которые относятся к мальчикам Никите и Виктору (они пошла к колодцу; Никита оглянулся, крикнул, побежал, остановился, сорвал шапку, подбежал к быку, шапкой ста.1 бить его), а также относящиеся к быку Баяну (он шел к мальчикам, отрывисто замычал, ударил хвостом, рысью тронулся за мальчиками, стал, опустил рога, замычал жалобно, повернулся и пошел назад к колодцу). Полезно будет добавить при этом, что для показа действий повторяющихся или длительных употребляются глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (несовершенного вида): «Мишка Коря-шонок хлопал кнутом, подбегал сбоку».
      Возможно еще отметить, при помощи каких слов показаны дополнительные действия ( — Виктор, беги! — крикнул Никита и, схватив его за руку, побежал»; «Сбоку подбегал Мишка Коряшонок, ирлкая кнутом»).
      В заключение рассматриваются элементы описания («Шел Баян, розово-серый длинный бык, с широким кудрявым лбом и короткими рогами»; «Никите стало вдруг горячо от злобы, у него от волнения дрожали губы»).
     
      3 (13). НОВЫЙ ДОМ (В. Панова)
      Новый дом построен на Точильной, окраинной улице (в старину там жили точильщики, от них улица и получила название). Окруженный маленькими домиками, деревянными заборами и лоскутными садиками, новый пятиэтажный, с восемью подъездами дом выглядит великаном и красавцем. Он уже покрыт, застеклен и окрашен снаружи, остались мелкие внутренние работы. В нижнем этаже — помещения для магазинов и общественной столовой. Выше — квартиры с балкончиками.
      Улицу у нового дома нужно было еще мостить и асфальтировать. Деревянные мостки и рытвины по соседству с ним, с его нарядными балконами и громадными, еще пустыми магазинными витринами, выглядели безобразно.
      (90 слов.)
     
      Текст служит для ознакомления с описанием — элементарным описанием неподвижного объекта (дома), находящегося перед наблюдателем.
      Описывая дом, автор говорит о его размерах: он большой — пятиэтажный, с восемью подъездами. Размеры дома становятся более ясными, когда автор говорит об окружающих его маленьких домиках, деревянных заборах, лоскутных (т. е. крохотных, как лоскутки) садиках. В противоположность всему этому новый дом выглядит великаном. Окружение у нового дома скромное, и он в сравнении с ним кажется еще и красавцем.
      В описании говорится также о том, что нижний этаж нового дома будет занят под магазины и столовую, а на остальных будут квартиры с балкончиками.
      Так как дом новый, то понадобилось указать, насколько он готов, «...уже покрыт, застеклен и окрашен снаружи, оста лись мелкие внутренние работы»
      В описание дома входит и замечание о том, где он расположен: на окраинной Точильной улице. Интересны сведения о названии улицы, поэтому они тоже включены в описание.
      Учитель обращает внимание школьников на слово выглядит (оно служит для показа того, каков дом) и на предложения с пропуском сказуемого, часто используемые при описании: «В нижнем зтаже — помещения для магазинов и общественной столовой. Выше — квартиры с балкончиками».
      В описание еще не заселенного дома включено и замечание о неблагоустроенной пока что площадке и части улицы перед ним. Автор подчеркивает, что эта неблагоустроенкость особенно видна на фоне нарядных балконов и громадных пустых витрин будущих магазинов.
     
      4 (14). ЗИМНИЙ ДУБ (Ю. Нагибин)
      Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор1, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, высохнув осенью, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. (...)
      Анна Васильевна2 робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.
      (97 слов.)
     
      Текст служит для ознакомления с описанием — элементарной пейзажной зарисовкой.
      В нем описан дуб зимой. Автор говорит о размерах дерева: дуб огромный, толстый, в три обхвата. На величину указывает и то, что нижние ветви дуба «шатром раскинулись над поляной».
      Помимо слов и выражений, точно определяющих величину дерева, автор показывает ее с помощью художественных
      1 Собор — большая красивая церковь.
      2 Анна Васильевна, о которой здесь упоминается, — местная учительница.
      средств языка. Он называет дуб величественным и сравнивает еги с собором (соборы высоки и действительно величественны). Он говорит, что при взгляде на поляну, где растет дуб, кажется, будто «деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе».
      Дуб назван могучим, великодушным стражем леса.
      Сказано в тексте и о том, что засохшая листва почти не облетела, хотя уже зима. Этим еще раз подчеркивается, какой дуб крепкий.
      Снег, лежащий на сухих листьях дуба, сравнивается с чехольчиком: «...дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках». Автор сообщает, что в глубокие щели коры набился снег, и тут же сравнивает эти забитые снегом щели с серебряными нитями: «... ствол казался прошитым серебряными нитями». «Дуб стоял, — говорит автор, — в белых сверкающих одеждах».
      В тексте указано и где рос дуб (посреди поляны).
     
      5 (15). ГЛУБОКАЯ ОСЕНЬ (С. Аксаков)
      Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
      Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
      Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
      Устлана земля сухими, разновидными1 и разноцветными листьями, мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что неслышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов (...).
      Река приняла особенный вид, как будто изменилась, выпрямилась в своих изгибах, стала гораздо шире, потому, что
      1 Разновидными — значит разных видов, разной формы (теперь это прилагательное не употребляется).
      пода видна сквозь голые сучья наклонившихся ольховых ветвей и безлиственные прутья береговых кустов, а еще потому, что пропал от холода водяной цвет и что прибрежные водяные травы, побитые морозом, завяли и опустились на дно
      (171 слою.)
     
      Текст знакомит учащихся с описанием. Особенность этого описания в том, что оно показывает признаки глубокой осени, изменения, которые произошли в природе.
      Рассматриваются признаки глубокой осени: ненастная погода; низкое солнце; заморозки; голые деревья; листья, устилающие землю; изменившаяся река.
      Выясняется, при помощи каких слов и выражений в тексте показан каждый из этих признаков (например, чтобы показать, что погода ненастная, автор говорит о сером небе, низких, тяжелых, влажных облаках, о сырой погоде, о мелких, как пар, дождях и влажных ночных туманах).
      После этого производится более детальный анализ признаков, чтобы отметить в них то, что еще не было рассмотрено (отдельно молодые березки с листьями, вечнозеленые сосны и ели, листья, шуршащие по-разному в сырую погоду и в мороз).
      В этом описании учитель выделяет глаголы (и сочетания глаголов с другими словами), с помощью которых показаны изменения в природе: голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса; старые деревья давно облетели, река приняла особенный вид, как будто изменилась, выпрямилась в своих изгибах, стала гораздо шире... пропал от холода водяной цвет-, прибрежные водяные травы ... завяли и опустились на дно.
      Из синтаксических особенностей текста нужно обратить внимание на назывные предложения, которыми он начинается.
     
      6 (16). НА КУРИЛАХ (В. Андреев)
      Дорога (...) спирально убегает в сопки (...). Шофер гонит машину со скоростью за шестьдесят.
      Справа картина постепенно меняется: поредевший строй пихт уступает место смешанному лесу, на смену малиннику спешит березняк, его вытесняют густые заросли бузины.
      И снова малинник, березняк, пихты... Слева — сопки. Он лишь медленно-медленно разворачиваются, подставляя дл^ обозрения то одну, то другую сторону.
      Вот вулкан Менделеева. Ом видел первых русских, сту. пивших на Курильскую землю. (...) Л сколько еще поколений будет любоваться им!
      Дорога так стремительно исчезает под колесами, что кажется, и время летит быстрее обычного.
      (84 слова.)
     
      Текст используется для работы над описанием. Особенность этого описания в том, что в нем показано, как меняется пейзаж, наблюдаемый едущим на автомашине человеком.
      Взору едущего открывается вид по обе стороны от дороги — справа и слева. Об изменении пейзажа с правой стороны вначале сказано прямо: «Справа картина постоянно меняется...» Затем для более подробного показа этого изменения автор называет сменяющие друг друга предметы (деревья, кустарники). Чтобы подчеркнуть смену предметов, автор использует различные глаголы, иногда в сочетании с другими словами (меняется, уступает место, спешит на смену, вытесняют, исчезают и др.).
      Вид слева не мог так быстро меняться: там были горы (сопки), а они видны далеко. Показывая эту смену пейзажа, автор учитывает также, что дорога все время заворачивает (убегает спиралью). Вот почему сопки «лишь медленно-медленно разворачиваются, подставляя для обозрения то одну, то другую сторону».
      Материал этого текста учитель может использовать и для того, чтобы дать ученикам представление о том, как изображать движение. Один способ — прямо употреблять глаголы и выражения со значением движения («Шофер гонит машину со скоростью за шестьдесят»). Другой — сказать о дороге, о том, что она укорачивается («Дорога... стремитель‘ но исчезает под колесами...»). Третий способ, с которым уже познакомила работа над текстом, — показать меняющийся вид, пейзаж. Учащимся важно усвоить, что, показывая смену наблюдаемых при движении предметов, мы тем самым показываем само движение.
     
      7 (17). КЛОПИК1 (А. Толстой)
      Клопика вывели из конюшни. Никита с волнением оглядел его.
      Клопик был рыжий, хорошо вычищенный, курбатенький2, плотный меринок, в чулках, с темным густым хвостом и темной же гривой. Большая челка закрывала ему глаза, и он поматывал головой, весело поглядывая из-за волос. Вдоль спины у него шел черный ремешок.
      — Конь добрый, — сказал Сергей Иванович и поднес ему ведро с водой.
      Клопик выпил и поднял морду — вода текла у него с серых губ.
      Никита взял узду и, как его учили, завел удила сбоку в рот и взнуздал. Клопик похватал зубами железо. Никита наложил потник, серую с вензелем попону, поверх ее — седло и стал затягивать подпруги, — дело было нелегкое.
      — Надувается, — сказал Сергей Иванович, — хитрое животное, брюхо надувает, — и он шлепнул ладонью Клопика по животу; мерин выдохнул воздух, Никита затянул подпруги.
      (126 слов.)
     
      В тексте объединены повествование и элементарное описание. На это обращается внимание школьников, а работа ведется над описанием — над тем, как в нем показан конь Клопик.
      Описывая коня (как и другое животное), нужно сказать о его масти. «Клопик, — говорится в тексте, — был рыжий, в чулках, с темным густым хвостом и темной же гривой. Вдоль спины у него шел черный ремешок» (черная узкая полоска).
      Надо дать представление о росте, о величине животного. Автор с этой целью употребляет слова с уменьшительным значением: курбатенький плотный меринок (не мерин, не курбатый). И читатель видит перед собой небольшого, плотного (упитанного) низкорослого коня.
      1 Клопик — кличка цоня.
      2 Курбатенький, курбатый (обл.) — низкорослый и толстый.
     
      Для большей полноты указываются и другие стороны внешнего вида животного. О Клопике сказано, что у него была большая челка, которая закрывала ему глаза.
      В описании животного, помимо внешнего вида, могут быть показаны и его характер, и его поведение. Им можно отвести отдельную часть описания, а можно дать представление по ходу рассказа, через отдельные факты в его поведении (так именно и делает автор): Клопик весело поглядывал из-под волос челки, он дал себя оседлать; он надулся, чтобы подпруга оказалась затянутой более свободно. Эти факты говорят, что Клопик был конем бодрым, спокойным и хитрым (кучер Сергей 11ванович так и называет его: «хитрое животное»).
      В работе над текстом обращается внимание на лексику, связанную с показом внешнего вида и поведения лошади.
     
      8 (18) ОТВОЕВАННЫЙ ЧАС (По Ю. Яковлеву)
      У нас сейчас введен семичасовой рабочий день.
      Но разве нельзя было это сделать раньше?
      Нет, нельзя. Ведь, сокращая рабочий день, мы не хотим снижать свои планы. За семь часов мы должны производить столько же тракторов, стали, электроэнергии, сколько производили за восемь. А раньше нам это было не под силу. Это стало возможно только теперь, когда на наших заводах появились поточные н автоматические линии1; когда в строй вступили такие энергетические гиганты, как ГЭС имени В. I I. Ленина; когда человеку стали служить атом и электроника2. Все силы народа пришлось мобилизовать, чтобы отвоевать у рабочего дня один час!
      (93 слова.)
     
      На примере этого текста учитель показывает еще одну разновидность изложения — рассуждение.
      Это рассуждение состоит из следующих частей: замечания о том, что у нас введен теперь семичасовой рабочий день; вопроса, нельзя ли было это сделать раньше; общего ответа на этот вопрос («Нет, нельзя») и доказательства его правильности (за сокращенный рабочий день нужно производить прежнее количество продукции, а раньше нахМ это было не под силу); указания на то, почему сокращение стало возможно теперь (могучая техника позволяет сейчас за семь часов производить столько же, сколько раньше за восемь).
      К рассуждению надо отнести и заключительное указание на то, что для сокращения рабочего дня потребовалось напряжение всех сил народа.
      Учитель указывает, что при рассуждении автор сам может ставить вопрос и отвечать на него.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru