За детство счастливое наше спасибо, родная страна.
ШКОЛА
Как учился В. II. Ленин.
(Из рассказов о детстве В. II. Ленина.)
В гимназию Володя поступил девяти с половиной лет, в первый класс. Готовили его к ней две зимы; сначала — учитель, а потом — учительница городского училища, самого близкого от нас.
Учился он легко и охотно. И способности у него были хорошие, да и отец приучал его, как и старших брата с сестрой, к усидчивости, к точному и внимательному исполнению заданного. Ещё помню, учителя его говорили, что Володе очень помогает то, что он всегда внимательно слушает объяснение урока в классе. При своих прекрасных способностях он запоминал обыкновенно в классе новый урок, и дома ему приходилось лишь немного повторить его.
Возвращаясь из гимназии, Володя рассказывал отцу о том, что было на уроках, из чего его спрашивали и как он отвечал.
Предметы, конечно, менялись; иногда звучало: «Из латыни пять, из алгебры пять», но суть была одна: получалась обычно одна отметка — пять.
А. Ульянова.
Дорога в школу и из школы.
Моя дорога в школу: дом, улица, клуб, околица, правление колхоза, поле, роща, река, мост, горка, деревня, переулок, почта, площадь, школа. Моя дорога из школы: школа, площадь, почта, переулок, деревня, горка, мост, река, роща, поле, правление колхоза, околица, клуб, улица, дом.
Расскажите и вы про вашу дорогу в школу и из школы.
Отгадай, что это.
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
На уроки не опаздывай. Приходи в школу вовремя.
Наш класс.
Пришёл Серёжа из шкОлы и рассказывает: «Наш класс большой и светлый.
На стене висит портрет в красивой рамке. Это портрет нашего вождя Ленина.
Парты у нас в классе стоят в три ряда. Они новые и блестят, как зеркало.
Перед партами — стол.
У стола — стул для учительницы.
На окнах много цветов в горшках, а в ящике растёт настоящая ёлочка.
Окна в классе большие, и в них часто заглядывает солнышко.
Я люблю свой класс и свою школу».
Что нравится Серёже в школе?
Расскажите про свой класс.
Учебные вещи.
Отец купил три тетради, книжку, два карандаша, ручку, сумку и пенал. Всё это он подарил Володе и сказал: «Сынок, с этими вещами ты будешь теперь ходить в школу».
Какие учебные вещи есть у Володи? Нарисуй их. Какие учебные вещи есть у тебя?
Всякой вещи своё место.
Серёжа как проснётся, так и начинает свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом; один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Серёжа каждое утро, возится и опоздает в класс.
К. Ушинский.
Почему Серёжа запаздывал в класс?
Куда ты убираешь свою одежду и школьные принадлежности?
Шутка.
Маша варежку надела:
— ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
в свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
— поглядите-ка, нашла!
Н. Саконская.
Как сидеть в классе.
Доктор повесил в классе такую картинку и сказал:
— Глядите на образец: вот так надо сидеть за партой. Тогда и спина у вас не искривится, и плечи будут ровными. Дышать будете полной грудью.
Школьнику на память.
Любит лётчик самолёт, пулемётчик — пулемёт.
Как стекло, светло и чисто блещет мастера станок.
У бойца-кавалериста серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке парту, книжки и тетрадки.
С. Маршак.
Настоящий товарищ.
У Пети два товарища — Вася и Серёжа. Все они учатся в первом классе.
Задала им учительница урок: прочитать рассказ и решить пример.
Петя рассказ прочитал, а примера не решил.
На другое утро пришёл он в школу и стал просить товарищей помочь ему.
Вася дал ему свою тетрадку и говорит:
— На, спиши ответ. У меня верный.
А Серёжа говорит:
— Не списывай, Петя. Лучше я тебе объясню, и ты сам решишь.
Кого вы назовёте настоящим товарищем — Васю или Серёжу? Почему?
Рассмотрите картинку и расскажите:
Куда привезли дрова?
Что делает учитель? Как помогают дети?
Филиппок.
(Быль.)
(Читает учитель.)
I.
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: «Куда ты, Филиппок, собрался?» — «В школу».— «Ты ещё мал, не ходи»,— и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, а мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Фи-липпку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом. Когда Филиппок шёл по своей слободке, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать; собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ю
ты, пострелёнок, один бежишь?» Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
II.
Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филиппка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все
учатся, а ты что тут стоишь?» Филиппок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филиппка. Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил.— Да кто ты? — Филиппок молчал.— Или ты немой? — Филиппок так напугался, что говорить не мог.— Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по головке и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филиппок, Костюшкин брат: он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала, тебя в школу.
III.
Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи своё имя.
Филиппок сказал:
— Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок.
Все засмеялись.
— Молодец,—сказал учитель.— Кто же тебя учил читать?
Филиппок осмелился и сказал:
— Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель остановил его и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.
Л. Н. Толстой.
Почему Филиппок хотел поступить в школу? Что он сказал о себе учителю?
Расскажи, как ты в первый раз пришёл в школу.
СЕМЬЯ
Лучше всех.
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».
Почему девочка сказала, что её мама лучше всех?
Песня матери.
В поздний вечер буря за окном шумела.
Мать, качая сына, тихо песню пела.
— Ах, уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет сладко в колыбели.
А. Плещеев.
Моя мама,
(Рассказ школьницы.)
Моя мама работает на заводе и делает электрические лампочки.
Мама каждый месяц перевыполняет план.
Недавно за свою работу она получила почётную грамоту. После этого у нас были гости, и все поздравляли маму.
С мамой всегда весело, она как солнышко в доме.
Но моя мама и строгая. Если я принесу плохую отметку или разбросаю по комнате свои вещи, она так посмотрит на меня, что мне станет совестно.
Мама говорит мне:
— Расти хорошей, честной, старайся каждое дело делать как можно лучше.
И я стараюсь.
Где работает мама этой девочки?
Как она работает?
Расскажите про свою маму.
Мой сын.
(Рассказ матери Олега Кошевого.)
У моего сына Олега был товарищ Гриша. Олег и Гриша целыми днями играли в саду. Мать Гриши часто болела, а отца у него не было. Жилось Грише трудно.
К Первому мая я сшила Олегу две обновки: простую рубашку и матроску. Матроска Олегу особенно понравилась. Вдруг он подошёл ко мне, потянул за рукав и говорит:
— Знаешь, у меня теперь две рубашки, а у Гриши — ни одной. Давай подарим Грише матроску.
Я завернула матроску в бумагу, и Олег, довольный и счастливый, понёс её своему товарищу.
Кто был товарищем Олега?
Как Олег относился к Грише?
Почему Олега можно назвать хорошим товарищем? Найдите строчки в рассказе, где говорится об этом.
Бабушка Вера.
(Рассказ матери Олега Кошевого.)
У нас в доме хранится карточка Олега. На ней ещё детскими крупными буквами написано:
«На память дорогой голубке бабушке от её внучка Олега».
Олег очень любил мою маму, а свою бабушку Веру, и бабушка любила его. У них была крепкая дружба.
Моя мама — бывшая батрачка, член партии— казалась внуку замечательным человеком. Она много рассказывала ему о том, что испытала сама.
Маленький Олег не отходил от бабушки. Всё ему надо было знать: почему богатые были такими жадными и на что им нужно было столько денег? Почему бедные люди так много работали, а голодали и мёрзли?
На все вопросы «бабушка Вера подробно ему отвечала. Она рассказывала ему про Ленина, про то, как большевики привели народ к победе.
Олег вырос и стал хорошим комсомольцем. Когда немецкие фашисты напали на нашу Родину, Олег боролся против врагов. Бабушка Вера помогала внуку и его това-рищам-комсомольцам. Она прятала оружие и охраняла их тайные собрания.
Вот какая бабушка была у Олега Кошевого.
Мама-лётчица.
(Рассказ девочки.)
I.
Я очень люблю маму: она такая хорошая, весёлая, смелая. Ничего не боится. Когда мы жили с ней на Чёрном море, там в доме отдыха была маленькая байдарка.
Это лодочка такая. Мама брала меня с собой, и мы уплывали на этой байдарке далеко-далеко в море. Поднимался сильный ветер, волны так и бросали лодку.
А маме хоть бы что! Она всё равно не боится. И мне с ней не страшно. Сижу в байдарке напротив неё и только панамку руками придерживаю, чтобы ветром не унесло.
II.
Мы с мамой и на горы вместе взбирались по узенькой крутой тропинке. Один раз мы потеряли тропинку. Я смотрю и не знаю, куда ступить. А мама с камня на камень, с камня на камень, — вывела меня опять на дорожку. С мамой не пропадёшь.
Да разве ей может быть страшно в байдарке по морю кататься или на гору лезть? Она у нас лётчица — и над морем и над горами летала.
Вот только жалко, что мама моя всегда бывает занята. Иногда и не увидишь её целую неделю. Зато на отдыхе и под выходной день она всегда со мной. Песни поёт, книжки читает, даже платья для моих кукол шьёт.
III.
Недавно я была у мамы в кабине самолёта. Села с ней рядом в кожаное кресло и говорю:
— Не хочу отсюда уходить. Возьми меня с собой.
А мама отвечает:
-Ну, а кто же о папе будет заботиться, если мы обе улетим?
— Верно, — говорю я. — До свидания, мамочка. Прилетай скорей!
Пословица.
При солнышке тепло — при матери добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Расскажите по картинкам:
Где мальчик играл в мяч?
Что произошло?
Что скажет мама, когда придёт домой?
Знатный человек.
Кончился учебный год. Школьники вместе с учительницей и директором поехали на вечер в рабочий клуб.
Быстро мчится голубой автобус. Мелькают зелёные бульвары, яркие клумбы. В конце улицы ребята увидели большое светлое здание.
Автобус остановился. Дети вышли из машины и по широкой, устланной ковром лестнице поднялись вверх. В большой светлой комнате по стенам висели портреты.
Вдруг Вася закричал:
— Папа! Папа!
Все обратили внимание.
Вася стоял и не отрываясь глядел на портрет человека лет тридцати пяти, в пиджаке и белой рубашке с галстуком. У человека на портрете были светлые волосы и мягкие большие усы, ласковые глаза и мохнатые широкие брови.
— Мой отец! — гордо сказал Вася.— Мой!
Ребята смотрели на товарища с уважением.
Все заметили, что Вася очень похож на усатого человека с ласковыми глазами: такой же у Васи лоб и такие же широкие брови.— Он у тебя министр? — спросил чей-то тихий голос,— или депутат?
— Рабочий он,— сказал Вася.
— Лучший каменщик нашего строительства Андрей Васильевич Никулин,— громко прочёл подпись под портретом директор школы и с уважением добавил:—знатный человек!
Много своих знакомых нашли в тот день ребята в клубе среди портретов знаменитых людей.
Вася был особенно доволен и счастлив.
В. Емельянов.
Почему в рабочем клубе висел портрет отца Васи?
Моя сестра.
Маленькую сестрицу мою я очень любил. Мне постоянно хотелось её видеть; мне всё казалось, что ей холодно, что она голодна. Я хотел одеть её своим платьицем и кормить её своим кушаньем. Я забавлял её разными игрушками и картинками. Игрушки у нас были самые простые: небольшие гладкие шарики или кусочки дерева. Мы называли их чурочками. Я строил из них клетки, а моя подруга любила разрушать их, махнув своей ручонкой.
С. Аксаков.
Как заботился этот мальчик о своей сестре?
Как он забавлял её?
О ком и как ты заботишься?
Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою,
ты ж дремли, закрывши глазки. Баюшки-баю!
М. Лермонтов.
Рассмотрите картинку и расскажите, что здесь нарисовано.
Косточка.
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет!
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Л. Толстой.
Когда мать хотела дать детям сливы?
Почему Ваня всё ходил около слив?
Как мать и отец узнали о пропаже сливы?
Как Ваня выдал себя?
Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?
Десять помощников.
Зашёл я как-то к одной женщине в хату. Смотрю, а в хате у неё так чисто, красиво. Дети умыты, одеты опрятно, обед сварен, и нигде ни соринки — всё блестит.
— Как это вы поспеваете все дела переделать?— спрашиваю я у хозяйки.
А она говорит:
— Ещё бы не поспеть! Ведь у меня десять помощников. Они целый день работают, ДРУГ дружке помогают
— Что же это за помощники?
— А вот они! — засмеялась хозяйка и показала мне свои десять пальцев.
М. Коцюбинский.
Старушка.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
чик.
Это твоя бабушка?
Нет,— ответил мальчик.
Мама? — удивилась подружка.
Нет!
Ну, тётя? Или знакомая?
Да нет же, нет! — ответил ей маль-Это просто старушка!
В. Осеева.
ЗИМА
Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив, себя в коня преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик, ему и больно, и смешно, а мать грозит ему в окно.
А. Пушкин.
В гостях у дедушки Мороза.
Спит Маша в постельке и видит чудесный сон.
Идёт она будто лесом дремучим. Смотрит: перед ней сидит старик, Мороз Ивано-.вич, седой-седой. Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется: духом дыхнёт — валит пар густой.
— А,— сказал он,— здорово, девочка милая! Спасибо, что в гости пришла. Помо-
27
жешь мне. А то мне, старичку, и отдохнуть пора: поди-ка приготовь для меня постель, да смотри — взбей хорошенько перину.
Привёл её будто дедушка к себе в дом и велел постель приготовить. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол — ледяные, а по стенам всё снежные звёздочки. На постели у него вместо перины лежал снег пушистый. Маша принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, и у ней, у бедняжки, руки окоченели и пальчики покраснели.
— Ничего,— сказал Мороз Иванович,— это здорово. А посмотри, что у меня за диковина.
Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Маша увидела, что под периной пробивается зелёная травка. Маше стало жаль травки.
— Зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет белый не выпускаешь?— спросила она.
— Не выпускаю потому, что ещё не время: ещё травка в силу не вошла. Кабы вытянулась, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моей снежной периной, а придёт весна — снежная перина моя растает, травка и выглянет на свет, а потом заколо-’ сится, и будет славная рожь. Недаром говорят: снегу много — хлеба много.
Тут Маша проснулась.
В. Одоевский.
Кого увидела Маша во сне?
Какой дом был у дедушки Мороза?
Что увидела Маша под снежной периной?
Какую пользу приносит снег?
В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной!
Няня кричит: «Не убейся, родная!» Саша, салазки свои погоняя, весело мчится. На полном бегу набок салазки — и Саша в снегу.
Н. Некрасов.
Человек под снегом.
Поехал Арефий за дровами в лес и запоздал. Поднялась метель. Показалось ему, что он не по той дороге едет. Он и пошёл отыскивать дорогу.
Снег был глубокий. Арефий выбился из сил, завяз в сугробах. Его снегом и занесло.
Лошадь постояла, отдохнула и пошла домой с возом.
Дома увидели, что лошадь пришла одна. Поехали искать Арефия. Поездили, поискали, да так ни с чем и воротились. На другой день опять ездили искать и также
ничего не нашли.
Уже на третий день ехал по дороге
охотник с собакой. Собака и почуяла что-то недалеко от дороги. Начала она лапами снег разгребать. Охотник пошёл посмотреть, что тут такое есть. Видит — собака выкопала
нору, а из норы пар идёт, зо
Принялся он разгребать и видит — яма, а в яме человек лежит и спит. Охотник прикрыл поскорее яму снежком и поехал в деревню.
Собрался народ. Откопали Арефия, привезли домой. Дома его сначала долго оттирали и согревали.
С. Аксаков.
Какая беда случилась с Арефием?
Как дома узнали об этом?
Кто нашёл Арефия?
Что вы узнали из этого рассказа о значении снега?
Рассмотрите рисунок и расскажите:
Где это происходит?
Что делают дети?
Как ты проводишь своё свободное время зимой?
Загадки.
1. Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные
а возьмёшь — вода в руке?
Е. Благинина.
2. В огне не горит, в воде не тонет.
3. Скатерть бела, всё поле одела.
Погляди в окно.
I.
Погляди в окно. Всё стекло разрисовано белыми узорами — это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Всё кругом покрыто снегом — земля и крыши домов. Даже на деревьях — снег.
II.
Загляни зимним утром во двор. По снегу прыгают воробышки. От холода они нахохлились, распушились, стали похожи на шарики. Прыгают, крошки подбирают. Тут же важно разгуливают вороны, суетятся галки — так и смотрят, чем бы поживиться.
III.
В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы прилетают, и даже осторожные сороки. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы подкормиться.
Г. Скребицкий и В. Чаплина.
Прочитайте в рассказе те строчки, где говорится о воробышках.
О каких зимующих птицах ещё вы узнали?
Почему эти птицы зимой летят к жилью человека?
Воробьи.
(Рассказ девочки.)
Сегодня шли мы со старшею сестрою из школы. По дороге прыгали воробьи, у самых наших ног чирикали. Видно, корма искали. Может, какое зёрнышко в клочке сена или в навозе отыщется.
Я и говорю сестре:
— Саня, почему зимой воробьи людей 1 не боятся?
— Они у тебя хлеба просят, — говорит Саня.
Я пришла домой, взяла корку хлеба и пошла на улицу. Покрошила воробьям хлебца, а сама стою и жду. Они попрыгали, попрыгали, осмелели и стали клевать.
Зима.
Снежок порхает, кружится, на улицах бело, и превратились лужицы в прозрачное стекло.
В саду, где пели зяблики, сегодня — посмотри,— как розовые яблоки, на ветках снегири.
3. Александрова.
Чем дятел зимой кормится.
Живёт у нас в лесу птица. Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё пёрышки яркие, красные. Называется эта птица — дятел.
Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
Иной раз на снегу под деревом много-много шишек валяется. Это дятел обедал— семена из сосновых и еловых шишек добывал.
А пустые шишки на снегу остались.
Г. Скребицкий и В. Чаплина.
Где живёт дятел?
Какие у него пёрышки? Найдите в рассказе строчки, где сказано об этом.
Как дятел добывает себе пищу?
Зима в лесу.
I.
Голый и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки.
Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать.
Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка, вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица.
II.
Идёт охотник по лесу. Где тетерева спугнёт, где белку подстрелит.
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.
III.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.
И. Соколов-Микитов.
Следы каких животных охотник наблюдал в лесу? Найдите следы зверей и птиц на снегу (в саду, в парке, в лесу, в поле).
Загадка.
В гору бегом, а с горы кувырком.
Галка.
Скоком-боком, боком-скоком ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена, снегом запорошена.
Е. Трутнева.
Ай да мороз!
Пролегла мимо школы большая наезженная дорога.
Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах — сосульки. Бегут в школу ребята, валенками скрипят,
рукавичками прихлопывают:
— Ай да мороз!
А в лесу мороз кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная лёгкая пыль.
И. Соколов-Микитов.
Куда едут колхозники?
Куда бегут ребята? Нарисуйте картинки к этому рассказу.
Мой заяц.
(Рассказ мальчика.)
I.
Мне подарили маленького пушистого зайчонка. Зайчик был пугливый, всё время старался спрятаться куда-нибудь в угол. Шерсть у него была серенькая, задние лапы длин-ные-предлинные. Уши тоже длинные, с чёрными пятнышками на кончиках, как у всех зайцев.
Начал зайчик привыкать к нам. Я ему дал кличку Попрыгунчик, и он скоро стал отзываться на неё. Только позовёшь, а он уже бежит, ушами длинными хлопает. Он был очень прожорливый, всё ел: хлеб, борщ, капусту, но особенно любил морковь. Я ему клетку смастерил, настлал туда сена, тряпок мягких. Там он и спал. Хороший уже стал зайчишка: привык к людям. Если кто-нибудь его звал — выскакивал из своей клетки.
II.
Был у нас ещё кот. Большой кот, чёрный, как смола. Так и прозвали мы его — Черныш. Глаза большие, жёлтые, а хвост пушистый, как у лисы. Вот с ним и подружился Попрыгунчик. Черныш ленивый, весь день на печке лежит, бока греет, а на ночь слезает: ведь не всё время лежать, так и голова может заболеть от жары. Не любил кот, чтобы ему спать мешали. А тут Попрыгунчик откуда ни возьмись: раз, раз его по носу. Чернышу это не нравилось. Он гонялся за зайчонком по комнате, но никак не мог его догнать — уж очень юркий зайчишка. Забьётся Попрыгунчик в угол и спрячется, а кот Черныш опять на печку.
III.
Стал я замечать, что зайчик мой скучает. Всё чаще и чаще на окошке посиживает. Вспрыгнет на него и начинает лапой в окно стучать. Однажды чуть стекло не разбил. Цветы на окне стоят, а он с них листики общипывает. А то спрыгнет на пол и в дверь лапой бить начинает, как человек, словно просит нас — отпустите, мол, на волю, люди добрые!
Жалко мне стало Попрыгунчика: видно, не ужиться ему у нас. Решили мы его отпустить. Зайчишка уже подрос, окреп. Вынес я его на двор, опустил на землю и смотрю, что будет. Насторожил уши Попрыгунчик, взглянул на меня — прощай, брат! И быстро-быстро поскакал в лес.
СКАЗКИ
Два Мороза.
Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.
Говорит один мороз другому:
— Братец, Мороз — Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?
Отвечает другой:
— Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз — Красный нос, на проезжую дорогу побежим — авось, и встретим кого.
Побежали оба Мороза. Бегут, с ноги на ногу попрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают.
Слышат они: с одной стороны — колокольчик, а с другой — бубенчик. С колокольчиками богатый купец в город едет, а с бубенчиком бедный крестьянин — в лес по дрова.
Младший, Мороз — Красный нос, за дровосеком побежал.
— Я, — говорит,— его живо заморожу. Полушубок на нём старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые. А ты за купцом беги. На нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Мне с ним не сладить.
— Будь по-твоему,— говорит старший брат, Мороз — Синий нос.
Свистнули, щёлкнули, побежали.
А к вечеру встретились опять в чистом поле. Старший брат, Мор оз — Синий нос, посмеивается да рукавицей об рукавицу похлопывает, а младший брат, Мороз — Красный нос, кряхтит да ёжится.
— Ну, что? — спрашивает он старшего брата, — заморозил купца?
— Заморозил, — отвечает старший брат,— еле живого отпустил.
Удивился Мороз — Красный нос.
— Как же это тебе удалось? Ведь у купца шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.
Засмеялся Мороз — Синий нос.
— А я,— говорит,— к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги забрался. Ему бы вы-
лезти из саней, ногами потопать, руками похлопать, а он только лежит себе да кутается. Вот я его и пробрал насквозь. Ну, а ты как? Справился с дровосеком?
— Какое там! — отвечает Мороз — Красный нос. — Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места — тут я тебя и прохвачу! А как добрались до места, ещё хуже мне стало. Он дерево рубит, топором машет — только щепки в меня летят.
А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы
и на снег бросил. Ну, думаю, погоди у меня теперь! Забрался я к нему в полушубок, в шапку, в рукавицы, и давай их морозить. Пусть как оденется, да узнает, каков Мороз— Красный нос!
А он кончил дрова рубить и давай меня поленом из полушубка выколачивать. Бил-бил, колотил-колотил, еле я ноги унёс. До сих пор бока болят.
Покачал головой Мороз — Синий нос и говорит:
— Молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет.
Колобок.
Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха, по амбару помети, по су-сечкам поскреби — вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! я тебя съем». — «Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою». Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок!
по амбару метён,
по сусечкам скребён,
на сметане мешан,
в печку сажен,
на окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
я от бабушки ушёл;
а от тебя, зайца,
не хитро уйти.
И покатился колобок дальше, только его заяц и видел.
Катится колобок по тропинке к лесу, а навстречу ему серый волк: «Колобок, колобок! я тебя съем». — «Не ешь меня, серый волк: я тебе песню спою». И колобок запел:
Я колобок, колобок!
по амбару метён, по сусечкам скребён,
на сметане мешан,
в печку сажен,
на окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
я от бабушки ушёл,
я от зайца ушёл;
от тебя, волка,
не хитро уйти.
Покатился колобок дальше, только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт: «Колобок, колобок! я тебя
съем».
— Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку». Колобок запел, а Мишка и уши развесил.
Я колобок, колобок!
по амбару метён,
по сусечкам скребён,
на сметане мешан,
в печку сажен,
на окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
я от бабушки ушёл,
я от зайца ушёл,
я от волка ушёл;
от тебя, медведь,
полгоря уйти.
И покатился колобок; медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты пригожень-кий, румяненький!» Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А лиса слушает да всё ближе подкрадывается.
Я колобок, колобок!
по амбару метён,
по сусечкам скребён,
на сметане мешан,
в печку сажен,
на окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
я от бабушки ушёл,
я от зайца ушёл,
я от волка ушёл,
от медведя ушёл;
от тебя, лиса, не хитро уйти.
«Славная песенка! — сказала лиса, — да то беда, голубчик, что я стара стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек». Колобок обрадовался, что его песенку похвалили; прыгнул лисе на морду, да и запел: «Я колобок, колобок!» А лиса его — гам! — и съела.
К ЛЕНИНСКИМ ДНЯМ
Ёлка в Сокольниках.
В детском доме в Сокольниках готовили ёлку.
К вечеру ёлка была убрана.
Все игрушки делали сами дети. Тут были и медведи, и зайцы, и слоны. Дед-мороз сидел на самой верхушке ёлки.
Все ждали Ленина. На дворе поднялась метель. Ветер свистел, и никто не слышал, как подъехала к дому машина.
Из машины вышел Владимир Ильич.
Он разделся и пошёл в комнату к детям. Те сразу его узнали, но глядели на Ленина и молчали.
Владимир Ильич спросил:
— А кто из вас в кошки-мышки умеет играть?
Первой ответила самая большая девочка, Вера.
— Я!
— Ия! — закричал громко мальчик Лёша.
— Ну. тогда тебе и быть кошкой,— сказал Владимир Ильич.
Дети стали в круг. А ёлка была посередине.
Мышкой назначили маленькую Катю. Лёша кинулся за Катей. Она ухватилась за Ленина. Владимир Ильич поднял её высоко.
— Не достать кошке мышку!
Потом мышкой был Сеня. Лёша поймал его, схватил и стал мышкой, а Сеня — кошкой.
В. II. Ленин в Горках с детьми. С картины художника А. Суворовой.
Играли долго, и всем стало жарко.
Потом все принялись бегать вокруг ёлки. Маленькая Катя бежала рядом с Владимиром Ильичом. Он держал её за Руку.
В это время Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична, сестра Владимира Ильича, внесли в комнату большую корзину с подарками. Эти подарки привёз детям Ленин.
Кому достался автомобиль, кому — труба, кому — барабан. Катя получила куклу.
Вот какая была ёлка в детском доме в Сокольниках.
А. Кононов.
В музее Ленина.
В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей,— сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идём и входим, наконец,
в большой красивый красный дом, похожий на дворец.
Из зала в зал переходя, здесь движется народ.
Вся жизнь великого вождя передо мной встаёт.
Я вижу дом, где Ленин рос, и тот похвальный лист,
что из гимназии принёс У льянов-гимназист.
Вот книжки выстроились в ряд, он в детстве их читал,
над ними много лет назад он думал и мечтал.
Он с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле
жил человек своим трудом и не был в кабале.
Пройдёт и сто, и двести лет, и триста лет пройдёт,
но каждый снимок и портрет любую вещь,
любой предмет здесь сохранит народ.
1949 г. С. Михалков.
С календарного листка молча смотрит Ленин.
Посадил отец сынка тихо на колени.
И сказал отец тогда ласково и строго: в жизнь,
сынок, шагай всегда Ленинской дорогой!
Ю. Яковлев.
Что сделано по заветам Ленина.
В нашей стране построено много заводов и фабрик, много больших и светлых домов для рабочих. В сёлах организованы колхозы.
В городах и сёлах построены ясли, детские сады, школы, библиотеки, клубы, больницы.
52
Для отдыха рабочих и колхозников открыты дома отдыха и санатории.
В этом доме до революции жила семья помещика из пяти человек. Сами помещики ничего не делали, на них работали слуги. В парк и цветники никого из крестьян и рабочих не пускали, гуляли и играли здесь только дети помещика.
Этот же дом после революции.
Теперь здесь устроили детский дом на пятьдесят человек.
Живут в нём дети, у которых нет отца и матери. Ребята любят детский дом, как свой родной.
О детях заботятся, их хорошо кормят, обувают, одевают.
Дети учатся в школе, а в свободное время ухаживают за цветниками, чистят дорожки, на площадках устраивают игры.
Ленин был другом рабочих и крестьян. Он хотел, чтобы все, кто трудится, жили хорошо.
Ленин умер, но то, чему он учил, мы никогда не забудем. Дружно живут советские люди. Хорошо работают, горячо любят и берегут свою Советскую Родину.
СОВЕТСКАЯ АРМИЯ
Февраль.
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле белая позёмка.
Над Кремлёвскою стеной— самолётов звенья.
Слава армии родной в день её рожденья!
С. Маршак.
Советская Армия.
23 февраля — праздник Советской Армии.
Советская Армия защищает нашу Родину и охраняет наши границы от врагов.
Она одержала много побед над врагами. Самой тяжёлой была война с немецкими фашистами. Фашисты хотели уничтожить советскую власть. Они собирались завоевать весь мир. А рабочих и крестьян нашей Родины думали превратить в рабов. Много городов и сёл заняли и разрушили фашисты.
Но весь народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками. Храбро сражались наши солдаты. А славные моряки били врага на море, топили вражеские корабли и подводные лодки.
Весь народ помогал нашей армии: рабочие на заводах делали оружие, машины, а колхозники на полях выращивали хлеб для родной Советской Армии. И Советская Армия разбила фашистов, освободила нашу страну от врагов и заняла их главный город Берлин.
Все мы любим Советскую Армию.
В праздники на Красную площадь в Москве выходят на парад войска Советской Армии. Стройными рядами идёт пехота. Быстро скачет конница. Грохочут могучие танки. В голубом небе пролетают грозные бомбардировщики, мелькают быстрые, как молния, истребители.
Слава нашей родной Советской Армии!
Парад.
У Советской Армии отточены клинки.
Идут в строю ударные, гвардейские полки.
Пунцовыми знамёнами вся улица цветёт,— походными колоннами за танком танк идёт.
Конники суровые — защитники страны. Стучат, звенят подковами под ними скакуны.
Под облака морозные, как пёрышки легки, взлетают краснозвёздные лихие ястребки.
И пушки дальнобойные гремят по мостовой, за труд, за жизнь спокойную готовые на бой.
Е. Трутнева.
Буду таким же моряком.
(Рассказ воспитанника нахимовского училища.)
Моему папе было двенадцать лет, когда он уехал в Кронштадт учиться. Он закончил училище и стал служить на корабле. Много он повидал на своём веку. Во время Великого Октября он исполнил важное поручение — отнёс секретный пакет в Смольный и вручил его лично Владимиру Ильичу Ленину.
Во время войны с немецкими фашистами он был командиром на катере. В катер, на котором находился мой отец, попал разрывной снаряд.
Катер пошёл ко дну. Тяжело раненный, папа долго держался на воде.
Только благодаря своей силе и выдержке он не погиб. Его подобрал наш катер.
Я нахимовец. Учусь хорошо. Хочу быть таким же смелым моряком, каким был мой отец.
Мы за мир!
(Песня.)
Всей земли народ пусть тревогу бьёт!
Будем мир беречь!
Встанем, как один, скажем:
не дадим вновь войну зажечь!
Мы за мир!
И песню эту понесём, друзья, по свету.
Пусть она в сердцах людей
звучит. Смелей, вперёд за мир!
А. Жаров.
Суворовцы.
(Марш.)
Раз!
Два!
Левой!
Раз!
Два!
Левой!
Красный флаг, как парус, ветрами раздут.
Раз!
Два!
Левой!
Раз!
Два!
Левой!
Через город с песней суворовцы идут.
Дружно шаг чеканят наши батальоны.
Отдаёт команду строгий командир.
На шинелях чёрных — алые погоны.
Нам к лицу медали, по плечу мундир.
Раз!
Два!
Левой!
Раз!
Два!
Левой!
Красный флаг, как парус, ветрами раздут.
Раз!
Два!
Левой!
Раз!
Два!
Левой!
Через город с песней
суворовцы идут.
Ю. Яковлев.
Мохнатые санитары.
(Читает учитель.)
I.
В лесу шёл бой.
Недалеко от лесной опушки лежал в поле солдат. Его тяжело ранила вражеская пуля.
Наш солдат истекал кровью, а помощь всё не приходила. Никто-никто не знал, где он находится.
Поднялся ветер; как будто сквозь сон, раненый услышал, что кто-то тяжело дышит рядом с ним. С трудом он открыл глаза. В двух шагах стояла большая мохнатая собака. На ошейнике у неё висела какая-то деревянная палочка.
Раненый обрадовался. Теперь он не один!
— Пёсик! Сюда, сюда! — позвал он собаку.
Овчарка дружелюбно вильнула хвостом. Потом она
схватила в зубы палочку, висевшую на ошейнике, повернулась и убежала.
— Эх! Ушла— вздохнул раненый и закрыл глаза.
II.
Но собака вернулась. И не одна! Она привела с собой двух людей с санями. Это были военные санитары. Они и послали овчарку искать в поле раненых.
Пёс, будто к старому знакомому, бросился к солдату и лизнул его в лицо.
Тогда солдат погладил овчарку и сказал:
— У меня в сумке лежит шоколад. Отдайте его собаке. Она нашла меня и спасла мне жизнь.
Санитары перевязали раненого и отвезли его в госпиталь. Теперь он совсем здоров.
III.
Как же узнали санитары, что овчарка нашла раненого? Очень просто: по палочке. Раз собака вернулась из обхода с палочкой в зубах — значит, она кого-то нашла. Так уж она научена.
Есть в Ленинграде удизительная школа. Ученики этой школы читать и писать не умеют, книжек и тетрадок у них нет. Эти ученики — самые обыкновенные собаки: лайки, овчарки.
Целых три месяца подряд учат их, как нужно разыскивать во время боя раненых.
Называются такие собаки санитарными. Они не боятся выстрелов, и чужой человек их не сманит с пути.
Берут в санитары не всяких собак, а только понятливых, добрых и ласковых. Злюка, кусака может испугать и обидеть раненого.
Мохнатые санитары спасают немало людей на войне.
Кремлёвские звёзды.
Кремлёвские звёзды над нами горят, повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет!
С. Михалков.
Приезд в Москву.
Мы ехали в Москву на поезде. В Москве мы вышли с вокзала на площадь. Носильщик нёс наши вещи. Я увидел много автомобилей. Они стояли в ряд. По улице тянулись рельсы. По рельсам без паровоза шли сразу три вагона.
— Это трамвай,— объяснила мама.
Носильщик спросил:
— Вам машину?
Мама говорит:
— Да, да! Машину.
— Сейчас! — отвечает носильщик.— Тут на стоянке их много.
Мы сели в автомобиль. В автомобиле — маленькие диванчики. Впереди, тоже на диванчике, шофёр. Он правит машиной.
Мама говорит шофёру:
— Отвезите нас, пожалуйста, по этому адресу.
И она дала ему записочку.
Автомобиль поехал.
Кругом всё люди, и я боялся, что мы наедем на них. Но наш автомобиль ни на кого не наехал.
При повороте на нас стал наезжать трамвай. Он всё звонил.
Я испугался и закричал.
А трамвай повернул и пошёл по другой улице.
Б. Житков.
В Москве на улицах.
Мы ехали в такси, и я всё смотрел и смотрел Дома с двух сторон высокие. В них много окон. На улицах трамваи звонят, автомобили гудят, а люди ходят по тротуарам.
Вдруг сзади как загудит!
Наш шофёр сразу повернул в сторону и остановил такси.
Нас перегнал автомобиль. Он был похож на маленький вагончик.
Вагончик был белый, а на нём красный крест.
Шофёр обернулся ко мне и говорит:
— Скорая помощь. За больным поехали. Там в автомобиле и кровать есть.
Мы опять поехали. Нас нисколько не трясло.
В Москве на улицах очень гладко, будто пол, только тёмный. Мама сказала, что это асфальт.
Потом я увидел: впереди нас едет длинная бочка. Из неё брызгает вода.
Я закричал:
— Ай-ай-ай! Как смешно! Вот и выбежит вся вода!
А мама говорит:
— Это нарочно улицы поливают водой, чтобы пыли не было.
Б. Житков.
Что мальчик увидел в городе?
Светофор.
Мы остановились, и все другие автомобили остановились, и трамвай остановился.
Я спросил:
— Почему?
Мама объяснила:
— Вон, видишь, красный фонарик? Это светофор.
На проволоке над улицей я увидел фонарик. Он горел красным светом.
— И долго мы стоять будем?
— Нет. Сейчас вот проедут, кому через улицу надо переезжать, и поедем.
И все смотрели на красный фонарик.
Вдруг он загорелся жёлтым светом, а потом зелёным. И мы поехали.
Потом ещё раз на улице горел красный фонарик. Я уж знал, зачем он горит, и закричал:
— Дядя, стойте! Красный огонь!
Шофёр остановил машину, оглянулся и говорит:
— А ты молодчина!
Мы ещё раз остановились, а огонька вовсе никакого не было. Только я увидел высокого милиционера в белой фуражке и в белой курточке. Он поднял руку вверх.
Когда он махнул рукой, мы поехали.
Как милиционер руку поднимет, так все станут: автомобили, трамваи.
Б. Житков.
Моссовет в Москве хозяин.
Моссовет в Москве
хозяин.
Он заботится о нас: в новый дом переезжаем — он даёт в квартиру газ.
По Садовой, по
Неглинной рассылает он машины утром город поливать.
Прошла машина новая — и вымыта Садовая, Неглинной не узнать.
Взлетит фонтан, потом
другой встаёт над улицей дугой. Из-под колёс фонтаны
бьют — и вымыт город в пять
минут.
Моссовет в Москве
хозяин.
Он следит, чтоб свет не гас, чтоб от центра до окраин довозил автобус нас.
А. Барто.
О чудесных вещах
Знаешь ли ты сказку о ковре-самолёте?
Эту сказку придумали в старину, когда ковры уже были, а самолётов ещё не было.
Людям очень хотелось научиться летать, научиться шагать через леса и горы, научиться быстро работать.
Оттого-то они и мечтали о ковре-самолёте, о сапогах-скороходах, о пиле-самопилке.
А теперь чудесные вещи бывают не только в сказке, но и на самом деле.
У нас нет ковра-самолёта, но зато у нас есть просто самолёт. Он летает так быстро, что за ним не угнаться ни одной птице.
Нет у нас и сапог-скороходов Но зато у нас есть поезд и автомобиль. Они переносят нас через леса и поля не хуже, чем сапоги-скороходы.
Чудесных вещей у нас столько, что мы им и счёт потеряли. Мы их видим, когда гуляем по улице. Они работают на наших заводах. Их можно найти в каждом доме.
М. Ильин.
Чудесные вещи в доме.
Тебе бывает и страшно, и весело, когда папа берёт тебя на руки и поднимает под самый потолок.
А можешь ли ты поднять своего папу?
Не можешь. У тебя для этого сил не хватает.
А вот у нас есть знакомая девочка, которой всего шесть лет. Она тоже не силачка. Но она поднимает своего папу выше потолка.
Когда девочка и её папа возвращаются домой с прогулки, они не идут наверх по лестнице. Они входят в маленькую комнатку с решётчатой дверцей. Девочка нажимает пальцем кнопку, и комнатка начинает подниматься.
Одним пальцем девочка поднимает на седьмой этаж и себя, и своего папу. Что же это за чудесная комнатка? Это подъёмная машина, лифт.
У нашей знакомой девочки не очень громкий голос. Но она умеет говорить так громко, что её слышно на другой улице и даже в другом городе.
Недавно её папа поехал из Москвы в Ленинград. Выехал он вечером, а приехал только на другой день. Всю ночь, пока он спал, вёз его поезд через леса и поля.
На другое утро он приехал в Ленинград.
Сидит он в Ленинграде у знакомых, и вдруг ему говорят :
— Как же она может меня звать? Ведь она осталась в Москве.
А ему говорят:
— Она вас к телефону зовёт.
Взял он трубку и слышит:
— Здравствуй, папа. Это я, твоя дочка.
М. Ильин.
О каких чудесных вещах мечтали люди в старину?
О каких чудесных вещах вы прочитали?
Какие чудесные вещи ещё знаете?
Есть ли у вас телефон? Умеешь ли ты им пользоваться?
Московское метро.
Ты не стой у остановок, лучше вместе мы войдём в этот светлый, в этот новый необыкновенный дом.
Я всегда его узнаю и не спутаю ни с чем: погляди, над ним, как знамя, знак метро — большое «М».
Е. Тараховская.
Лестница-чудесница.
Нам шагать по лестнице незачем с тобой!
Лестница-чудесница бежит сама собой.
Только за перила крепче ухватись,—
ишь, как покатила сверху вниз!
Е. Тараховская.
Где ночуют трамваи и автобусы.
Целый день трамваи и автобусы пассажиров возят. Если на улице грязно — и трамваи, и автобусы станут грязные, но днём им некогда мыться: надо пассажиров возить.
Настанет ночь — идут трамваи и автобусы к себе домой, в парк.
Трамваи — в трамвайный парк, автобусы — в автобусный. А там уже рабочие их встречают. Каждый день они моют автобусы под душем, проверяют моторы, заправляют маслом и бензином.
А другие рабочие моют трамваи, проверяют колёса, гайки подтягивают, смотрят, всё ли в порядке.
Стоят в парке трамваи и автобусы до утра. Утром опять в путь, пассажиров по городу развозить.
Прочитайте те строчки, в которых сказано о том, как рабочие заботятся о чистоте трамваев и автобусов.
Как рабочие проверяют исправность машин?
Отправил письмо.
Поехал Тима с отцом в город. Отец дал Тиме письмо, деньги и сказал:
- Вот я дяде письмо написал. Ступай на почту, купи марку и опусти письмо в ящик. Да не забудь марку-то прилепить, а то письмо не дойдёт.
— Не забуду,— сказал Тима.
Пошёл Тима на почту, купил марку, приклеил её на конверт в правом верхнем уголке и опустил письмо в ящик.
А сам думает:
«Как же это наше письмо из ящика выберется и к дяде попадёт? Неужто его через эту щёлочку доставать будут?»
И вдруг видит Тима: подходит к ящику человек в куртке с блестящими пуговицами. Подставил он под ящик парусиновый мешок, щёлкнул ключиком, и от ящика донышко отошло. Письма так в мешок и посыпались.
Не вытерпел Тима и спрашивает:
— А моё письмо в ящике не осталось?
Засмеялся человек.
— Ни одного письма,— говорит,— не осталось.
— А что вы теперь с нашими письмами сделаете? — спрашивает Тима.— Развозить их будете?
— Нет, у нас на почте их сперва разберут, какое куда, а потом в дорогу отправят. И поедут письма на поездах, на пароходах, на самолётах, куда им полагается.
Всё ли правильно сделал Тима, чтобы отправить письмо?
Найдите строчки, где об этом сказано и прочитайте их. Что на почте делают с письмами?
Приходилось ли вам отправлять письма?
Кому вы их отправляли?
Пожарные собаки.
Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакада и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка.
Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму.
Через пять минут он выбежал из дому и в зубах за рубашку нёс девочку.
Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она, но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах.
Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались : она несла большую куклу.
Л. Толстой.
Озаглавьте каждую картинку.
Прочитайте те места в рассказе, которые относятся к каждой картинке.
Составьте план рассказа.
Почему опасно играть с огнём, со спичками?
Пожар.
На площади базарной, на каланче пожарной круглые сутки дозорный у будки
смотрит вокруг: на север, на юг, на запад, на восток, не виден ли дымок.
За рекою, за холмом
загорелся старый дом. Из окошек вьётся пламя золотыми языками. Алым облаком густым высоко клубится дым.
На площади базарной, под каланчой пожарной отпираются ворота.
Начинается
работа.
Едет лестница, насос. Вьётся пыль из-под колёс.
И летит отряд пожарных в медных касках лучезарных через площадь и бульвар по дороге на пожар.
С. Маршак.
На обувной фабрике.
Купил отец Коле новенькие ботинки, блестящие, со шнурками. На подошве написано: «Скороход». Отец Коли сам работает на фабрике «Скороход».
— Ты долго эти ботинки шил? — спросил Коля у отца.— Трудно, наверное, было дырочки для шнурков делать?
— Эти ботинки шили много людей,— сказал отец.— Моя работа — только кроить. Я закройщик. А дырочки делает бригада Кати Новиковой. Делают они их машиной. Руками трудно и долго делать. А другие рабочие подкладку пришивают, каблуки прибивают. И тоже всё машинами. Много обуви даёт наша фабрика. Но рабочие хотят работать ещё лучше, по-стахановски, и давать ещё больше хорошей обуви для народа нашей страны.
БУДЬ ЧИСТЫМ — БУДЕШЬ ЗДОРОВЫМ
Надо умываться.
Рано утром, на рассвете, умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался, и сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.
Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, и в ванне, и в бане, всегда и везде — вечная слава воде!
К. Чуковский.
Как надо умываться и чистить зубы.
1. Умываться надо каждое утро и каждый вечер.
2. Прежде всего надо чисто вымыть руки.
3. Лицо, уши, шею надо мыть чистыми руками.
4. Вытираться надо сухо-сухо.
5. Вытираться надо чистым полотенцем.
6. Зубы надо чистить щёткой с зубным порошком утром и вечером.
Что ещё нужно для здоровья.
Дышать чистым воздухом, проветривать комнаты, сохранять в чистоте постель.
Мы занимаемся физкультурой.
Мы любим физкультуру.
Физкультура помогает нам быть здоровыми.
Физкультура закаляет нас.
Что такое хорошо и что такое плохо.
Крошка сын
к отцу пришёл, и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
— Если
сын
чернее ночи, грязь лежит
на рожице,—
ясно —
это плохо очень для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок, этот мальчик
очень милый, поступает хорошо.
Этот
в грязь полез
и рад, что грязна рубаха.
Про такого
говорят: он плохой,
неряха.
Этот чистит валенки, моет
сам калоши,
он,
хотя и маленький, но вполне хороший.
В. Маяковский.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Маленький Соколик.
Солнышко пригревало очень горячо.
Таня с Алёнкой сидели на брёвнышках и слушали, как под навесом щебечут молодые ласточки. Вдруг на задворки прибежала Нюра.
— Вы тут сидите и ничего не знаете,— закричала она,— а на конюшне жеребёнок родился!
Все побежали на конюшню.
Конюшня стояла на самом краю деревни, возле пруда. Она была большая, со стеклянными окошками. Эту конюшню колхозники построили после войны.
Лошадей в конюшне не было, все работали. Только в одном стойле стояла рыжая Зорька. Дед подстилал ей чистую солому. Он увидел ребятишек и заворчал:
— Ну, чего пришли? Не видали вас тут?
Но девочки всё-таки подошли поближе и увидели, что возле Зорьки стоит маленький жеребёночек.
— Ух ты, миленький! — воскликнула Таня.— Ух ты, хорошенький! А на лбу звёздочка! Дедушка, дай я его поглажу.
— Нет уж, не гладь,— сказал дед.— Видишь, он и так боится.
Жеребёнок поводил ушами, косился на Таню, прижимался к матери. А дед ласково уговаривал его:
— Ну-ну, Соколик, не пугайся! Мы тебя не обидим.
Шёл мимо конюшни счетовод Иван Сергеевич. Он пришёл с войны раненый, с тех пор с костылём ходит.
— Эй, Мироныч! — крикнул он деду.— Говорят, у тебя прибыль сегодня?
— А то как же! — гордо ответил дед.— Иди, полюбуйся!
Счетоводу жеребёнок понравился.
— Ишь ты, долгоногий какой! У нас в кавалерии такие были!
Шла на пруд тётка Марья. Поставила вёдра среди дороги и тоже зашла в конюшню.
— Вот и хорошо, хозяйство наше прибавляется! Скоро ещё богаче, чем до войны, станем!
Потом пришёл старик-сторож. Ему тоже хотелось жеребёнка посмотреть. Разве он не колхозник?
Но дед увидел, что много народу собралось, замахал рукой:
— Нет уж, идите-ка, пожалуй; нечего лошадь тревожить.
Все пошли со двора.
— Будь здоров, Мироныч,— сказали деду,— выхаживай коня.
— Да уж выходим,— ответил дед,— не беспокойтесь!
Но девочкам не хотелось уходить. Они ещё постояли
у ворот, посмотрели, как жеребёночек ходит возле матери и помахивает хвостом. А хвост у него пушистый, кудрявый и ещё совсем маленький.
Л. Воронкова.
Что Нюра сказала девочкам?
Что девочки увидели в конюшне?
Какая конюшня была в колхозе?
Как дедушка Мироныч заботился о колхозных конях?
Лошадь на работе у человека.
Назовите по этим рисункам, какую работу выполняет лошадь.
Какую из этих работ вы видели сами?
Какими машинами теперь человек заменяет работу лошади?
Пословицы.
На лошадь не плеть покупают, а овёс.
Сыпь коню мешком, так не будешь ходить пешком.
Не гони коня кнутом, а гони овсом.
Рыжуха и волк.
Подходила осень. Дни становились всё короче, а ночи длиннее и темнее.
Лошадей стали до утра загонять во двор и крепко запирать ворота.
Но однажды Рыжуха с жеребёнком остались на ночь в поле. Ходит она недалеко от дома, а жеребёнок за ней.
А той порой рыскал в поле голодный волк. Давно уже не удавалось ему ничем поживиться, и он щёлкал зубами от голода.
Вдруг слышит он тоненькое жеребячье ржанье. Остановился волк, прислушался, понюхал воздух и побежал в ту сторону, где была Рыжуха с жеребёнком.
Осторожно крадётся волк. Вот уж он совсем близко от них. Ещё прыжок — и он схватит жеребёнка.
Но вовремя учуяла волка Рыжуха. Потянула воздух — да как заржёт. Кинулся к ней жеребёнок со всех ног. А она
заслонила его и обернулась к волку задом. Забежал волк с другой стороны, а Рыжуха опять повернулась к нему задом — да как лягнёт его кованым копытом!
Завыл волк от боли, а есть хочется. Походил он ещё вокруг Рыжухи, да видит, что ничего с ней не поделаешь, и ушёл в лес.
А. Бостром.
И то работа.
(Шутка.)
Собака собаку в гости звала:
— Приходи на часок!
— Некогда мне
— А что?
— Да завтра хозяин за дровами едет, так надо вперёд забегать да лаять.
Костромские коровы.
На берегу Волги, недалеко от города Костромы, есть большой и богатый совхоз «Караваево».
Этот совхоз славится своими коровами. Такой крупной и сильной породы коров нигде нет и не было. Одн'а кара-ваевская корова даёт столько молока в день, что может прокормить целый детский сад.
Чтобы вывести такую породу, учёные и рабочие положили много труда и заботы. Наше правительство наградило совхоз «Караваево» орденом Ленина.
Бурёнушка.
(Народная песня.)
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя;
ешь ты досыта, Бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью!
Чтоб сыта была коровушка моя, чтобы сливочек Бурёнушка дала.
Скороговорка.
Сыворотка из-под простокваши.
Овцы.
Уже вечер. Гонят стадо. Первыми бегут овцы. Шерсть на них длинная, мягкая, будто они в шубах.
Овец гонит пастух.
— Костя! — говорит мать,— скотину гонят! Иди, встречай овец! Загоняй их во двор.
Костя нехотя откладывает удочку, которую он готовит для рыбалки.
— Ох, мама, надоело мне каждый день за ними гоняться. Так и норовят на чужой двор забежать.
Мать качает головой:
— Надоело? А кто меня просил к зиме варежки и чулки связать?
— Ну, я просил,— говорит Костя.
— А фуфайку лыжную я тебе из чего прошлый год связала?
— Из шерсти поярковой1.
1 Поярковая шерсть — шерсть первой стрижки молодой овцы.
— А полушубок у тебя из чего сшит?
— Из овчин,— говорит Костя.
— То-то же. А валенки тебе отец из какой шерсти скатал?
Ничего не ответил Костя и побежал загонять овец во двор.
Какая шерсть на овцах?
Перечислите, что можно сделать из овечьей шерсти.
Про двух козликов.
С одного берега подходит к речке белый козлик, а с другого — чёрный козлик. И один хочет речку перейти, и другой. А через речку мостик перекинут такой узкий, что только одному пройти можно, а1 двоим тесно.
Не захотел белый козлик подождать, пока чёрный через мостик перейдёт, а чёрный козлик не хотел ждать, пока белый перейдёт.
Двинулись они оба по мостику, сошлись на середине и давай бить друг друга лбами и рогами. Бились, бились — и кончилось тем, что оба в воду упали и утонули.
М. Коцюбинский.
Две козочки.
А две козочки умнее были. Встретились они на узкой тропинке. С одной стороны — глубокий ров, а с другой стороны — высокая и крутая гора. Никак не разойтись.
Постояли они, постояли, подумали-подумали. А потом одна козочка стала на колени и прижалась к горе.
Тогда другая осторожно переступила через неё, а та, что лежала, поднялась и пошла своей дорогой.
М. Коцюбинский.
Свинья породистая (белая степная — выведена профессором М. Ф. Ивановым).
Свинья непородистая (таких свиней разводили в старой деревне).
В наших колхозах и совхозах разводят только породистых свиней.
Поросята.
Вчера вечером я засмотрелся на беленьких поросят. Их трое. Они ещё очень маленькие, а матери у них нет. Они бегают всегда вместе, втроём, ещё не хрюкают, а только повизгивают и спят, тесно прижавшись друг к другу.
Вчера вечером было холодновато. Поросята улеглись спать на дворе рядом, рыльцами все в одну сторону, хвостиками — в другую. Задремали. Но, должно быть, одному - из крайних стало холодно. Догадался он, что с края лежать нехорошо, в середине лучше.
Встал, растолкал своих братьев и улёгся между ними. Улёгся и заснул.
Опять все задремали. Но через минутку стало холодно другому поросёнку. Он встал, взобрался на братьев и давай сверху втискиваться в середину. Они, хрюкнув во сне, подвинулись, и он улёгся, как ему хотелось.
Успокоились. Но тут холодно стало третьему поросёнку ; он тоже растолкал братьев и улёгся на тёплое местечко.
А тут уж успел опять озябнуть первый, потом второй И так без конца.
Мне было любопытно посмотреть, когда же они успокоятся и уснут. Но я так и не дождался этого. Каждую минуту они засыпали и тут же просыпались, потому что всем троим хотелось быть в середине.
На помощь поросятам пришла колхозница Марья.
— Бедняжки! Озябли, небось,— сказала она.— Мать-то вас всех согрела бы
Марья принесла из чулана старый войлок и прикрыла поросят. Все трое сейчас же уснули. Из-под войлока виднелись только сонные свиные рыльца.
И. Казьмин.
Загадки.
1. Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.
2. У нас есть три дружка: один кормит, другой поит, а третий двор охраняет.
3. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. Домой пригнали — урожай сняли: Васеньке — валенки, сестричке — рукавички, отцу — тулуп, матери — полушубок.
Скороговорка.
Курочка шустра-пестра, уточка с носка плоска.
Шарик и Тузик.
Шарик и Тузик — собаки колхозные и живут на скотном дворе. Шарик похож на медвежонка, лохматый и бурый. Тузик — на зайчика, пушистый и белый. Один без другого жить не могут: вместе спят, вместе едят, вместе и трудятся.
А трудов и забот у них немало. Колхоз сторожить — это не то, что один двор. Там знай одного хозяина, а на всех остальных только лай, стереги хозяйское добро. В колхозе совсем не так: добро в нём общее, все тому добру хозяева— и конюх, и сторож, и доярка, и все остальные колхозники.
Вот и нужно собаке всех своих хозяев знать и примечать. И Шарик с Тузиком всех колхозников своих знают и ни на кого из них зря не тявкнут.
Вот какие у нас собаки Шарик и Тузик!
Н. Незлобин.
Прочитайте те строки, в которых описаны Шарик и Тузик.
Что вы узнали о дружбе собак?
Какую службу несут собаки в колхозе?
Дружок.
(Рассказ девочки.)
Летом я была в лагере.
Там было много девочек. Мы все жили дружно и весело.
Один раз я увидела, что мальчики на улице бьют щенка. Щенок визжал. Поджав хвост, он убежал от мальчишек и забился в кусты. Я вытащила его оттуда и побежала с ним в дом.
Он дрожал у меня в руках. На кухне мы попросили молока и хлеба и стали кормить щенка. Он ел с жадностью, а потом сразу заснул. Щенок был беленький, пушистый. Мы дали ему кличку Дружок. На следующий день Дружок всё время бегал за мной. Я кормила его, учила прыгать через палку и давать лапку. Всему этому он скоро научился.
Спал он у меня под окном.
Если кто-нибудь проходил мимо, Дружок рычал.
Но вот пришёл день, когда нам нужно было уезжать из лагеря. Мне было жаль расставаться с Дружком. Я хотела взять его с собой, но мне не позволили. Тогда я отдала его дочке нашей поварихи. Она — хорошая девочка и обещала мне беречь Дружка.
Когда мы сели в машину, Дружок визжал и рвался ко мне.
Наша машина уже повернула за угол, а я всё ещё слышала его жалобный лай.
Спор животных.
(Сказка.)
Жили на одном дворе кот да петух, собака да козёл. Вечером, бывало, соберутся все они на крыльце и рассуждают о своих делах. В одном никак не могли они согласиться: что всего вкуснее?
— Нет ничего лучше молочка,— говорит кот Васька, усаживаясь на крылечке.— Хорошо тоже и мышку поймать, хлопотливо только!
— Что молочко! А вот если бы, например, овёс или крупа, это будет получше,— говорит петух.
— Пустяки вы, братцы, говорите,— уверял Шарик,— уж если что вправду хорошо, так это косточка. Сколько я на своём веку съел костей,— и знаю толк в еде! Да!
— Хорошо и свеженького сенца пожевать, особенно если душистое,— сказал козёл.
Спорят они, спорят, а вопрос, что лучше, и теперь ещё промеж них не решён.
О чём спорили животные?
Какой корм нужен корове? лошади?
Кот Васька.
Васька — котик-коток. Васька — серый лобок.
У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Глазки огневые, когти стальные.
Ласков Васька и хитёр: спинку
выгибает, хвостиком виляет, глазки закрывает; днём на солнышке лежит да всё сказки говорит; ночью бродит, на охоту - ходит: мышек сторожит.
К. Ушинский.
Прочитайте, какие у котика ушки, усы, когти, лапки. Что он делает днём?
Что он делает ночью?
Кто страшнее.
Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери. «Ну, матушка, я двух зверей видела. Один — страшный, а другой — добрый». Мать сказала:
«Скажи, какие это звери?» Мышка сказала: «Один, страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти».— «Это петух,— сказала старая мышь.— Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?» — «Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть двигает, на меня глядит». Старая мышь сказала: «Глупая ты, глупая! Ведь это сам кот».
Л. Толстой.
Мышь и крыса.
(Б а с н я.)
— Соседка, слышала ль ты добрую молву? — вбежавши, крысе мышь сказала:
— Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву.
Вот отдохнуть и нам пора настала!
— Не радуйся, мой свет,— ей крыса говорит в ответ,—
и не надейся по-пустому.
Коль до когтей у них дойдёт, то, верно, льву не быть живому: сильнее кошки зверя нет.
И. Крылов.
Как вы понимаете выражение:
«Коль до когтей у них дойдёт, то, верно, льву не быть живому»?
Пословицы.
Для мышки и кошка — страшный зверь.
Кошке — игрушки, а мышке — слёзки.
Заяц и ёж.
(Б а с н я.)
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
— Правда,— отвечает ёж,— но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же хорошо твоя беленькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
К. Ушинский.
Ёжик.
Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук!
Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
— А, ты так со мной! — сказал я.
И кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно он развернулся в воде и поплыл к берегу.
Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой, решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Положил я этот колючий клубок среди пола и сел читать. Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл на кровать и уснул.
Сплю я очень чутко; слы-
реть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ему газета понадобилась?»
Скоро мой жилец выбежал из-под кровати и прямо к газете — завертелся, завертелся около неё, шумел, шумел и, наконец, ухитрился: надел на себя как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
В скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо.
шу: какой-то шелест у меня в комнате; чиркнул спичкой, зажёг свечку и только заметил, как мелькнул ёж под кровать, а газета лежала уже не возле стола, а посередине комнаты. Так я и оставил го-
Я задул свечу.
Слышу: опять у меня в комнате какая-то работа. Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу лежали на рогоже яблоки. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился жить у меня ёжик.
М. Пришвин.
Как колючки ежа служат ему для защиты? Как он сделал себе гнездо?
Ёж питается мышами и улитками. Не убивайте ежей.
Как белочка зимует.
Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев.
Да как сделано-то ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнезда сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нём, тепло. Заберётся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несёт мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила.
Но главная еда у белки ещё с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у неё и жёлуди, и орехи есть — на всю зиму запасов хватит.
Г. Скребицкий и В. Чаплина.
Как белка устраивает себе гнездо? Чем она кормится зимой?
Где белка хранит свои запасы?
Чудная белка.
(Из сказки.)
Ель растёт перед дворцом, да орешки всё грызёт,
а под ней хрустальный дом; а орешки не простые,
белка там живёт ручная, всё скорлупки золотые,
да затейница какая! ядра — чистый изумруд;
Белка песенки поёт слуги белку стерегут
А. Пушкин.
Лиса Патрикеевна.
У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая ; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется ; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы умница глубокие; много входов в них и выходов ; кладовые есть, есть и спаленки; мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница-лиса любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
Прочитайте: какова лиса по виду? Как она ходит? Как делает норы?
Пословицы.
Лиса семерых волков проведёт.
Лиса и во сне кур считает.
Лиса и мыши.
Жили мыши в поле. Пришла весна. Река затопила поле. Мыши пошли на гору. А там жила лиса. Лиса была рада, что пришли мыши. Она ела теперь много мышей и стала жирна.
Л. Толстой.
Какую пользу приносит лиса?
А какой вред она приносит людям?
ела теперь много мышей и стала жирна.
Лисица притворилась мёртвой.
Расскажите:
Где это было?
Что происходит на полянке?
Почему вороны приблизились к лисе?
Что сделала лиса?
Куда девались другие вороны?
Волк.
Летом волк сыт. Встретишь летом волка в лесу — он в кусты.
Другое дело зимой. Брюхо подвело, рёбра все пересчитать можно. Голод, холод!
Только ночь настанет, волк из лесу выходит. Идёт полем. Теперь не попадайся человек: собьёт с ног, загрызёт.
Деревня спит, нигде ни огонька. Вошёл в деревню, задами крадётся. Собака учуяла, залаяла. Во всех дворах собаки заливаются. Кто-то из избы выскочил, выстрелил в темноту.
В какое время года волк особенно опасен? Почему?
Где зимой он ищет пищу?
Почему волка называют хищным животным? Придумайте конец к этому рассказу.
Домашние и дикие животные.
Собака, лисица, волк, корова, лошадь, овца, медведь, коза, свинья, белка, кошка, ёж, заяц.
Назовите отдельно:
Домашних животных.
Диких животных.
Назовите животных хищных, животных травоядных.
КОНЕЦ ФРАГМЕНТА УЧЕБНИКА |