На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Родная литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса школы СССР. - 1991 г

Майя Андреевна Снежиевская,
Прасковья Андреевна Шевченко,
Тамара Федоровна Курдюмова,
Вера Яновна Коровина

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебник-хрестоматия для 7 класса школы СССР
Утверждено Министерством просвещения РСФСР

© Издательство «Просвещение», 1985.
© Издательство «Просвещение», 1989 с изменениями.

 


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ДОРОГИЕ СЕМИКЛАССНИКИ!
      Эта учебная книга будет служить вам и вашим товарищам в будущем. Относитесь к ней бережно, с уважением к труду создавших ее людей.
      Каждый из вас знает, как приятно держать в руках чистую, хорошо сохранившуюся книгу,— доставьте же эту радость тем, кто придет в 7 класс вслед за вами.
     
     
      УМНЫЕ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
     
      Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими передовыми людьми — гражданами коммунистического общества.
      Огромный мир — заманчивый и разнообразный — врывается к нам в комнату со страниц любимых книг...
      Мы пересекаем экватор на фрегате «Паллада»1 и вместе с бесстрашным адмиралом Беллинсгаузеном2 слышим зловещий гул прибоя о ледяной материк Антарктиды.
      Мы сталкиваемся с Пугачевым во время бурана и, взволнованные, видим слезы дикарей Новой Гвинеи, когда они провожают своего великого защитника и друга Миклухо-Маклая3.
      Мы склоняемся перед мужеством Чапаева и слышим громовой залп «Авроры»...
      1 «Фрегат Паллада» — произведение русского писателя Г ончарова Ивана Александровича (1812—1891).
      2 Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778—1852)—русский мореплаватель.
      3 Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846—1888)—выдающийся русский ученый-этнограф, изучавший быт и культуру народов мира, путешественник.
      Мы слышим рог Роб Роя1 в туманных шотландских горах, скрежет заржавленных лат Дон Кихота, топот Конька-Горбунка.
      Мы работаем с командой Тимура и сражаемся на баррикадах Парижа вместе с Гаврошем.
      Мы опускаемся на морское дно с капитаном Немо и вместе с Водопьяновым2 садимся на вечные льды Северного полюса.
      1 Роб Рой — герой романа «Роб Рой» английского писателя Вальтера Скотта (1771 — 1832).
      2 Водопьянов Михаил Васильевич (1899—1980)—знаменитый советский летчик, писатель.
      Мы слышим радостный визг Каштанки и видим, как из полена высовывается длинный нос любопытного Буратино.
      Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания?
      Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.
      Говорят, что некоторые ребята не любят описаний природы и часто пропускают их в книгах. Но ведь в каждой травинке, в каждом цветке и листочке, в каждой поющей птице, в облаках, ветрах, в глубине прозрачных рек — всюду скрыты интереснейшие вещи...
      Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы... Сначала учение, потом чтение. Это — закон. Ведь человек, чтобы приобщиться к великолепному миру книг, должен сначала одолеть грамоту, должен научиться читать. Каждая область знаний, будь то математика, география, физика, история, ботаника, подготовляет нас к наилучшему восприятию книг.
      Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.
      Учитесь у героев книг любить нашу советскую землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство.
      Многих из писателей уже нет на свете, но мы слышим их голоса. Они обращаются к нам — голоса Пушкина и Льва Толстого, Лермонтова и Чехова, Горького и Маяковского. Прислушивайтесь к этим дружеским голосам.
      Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.
      К. Паустовский
     
      Вопросы и задания
      1. Какие советы К. Г. Паустовского важно помнить, чтобы открылись мудрость и красота книги, большой и прекрасный мир, созданный писателем? Что известно вам о жизни Паустовского?
      2. Каких писателей и героев книг вспоминает Паустовский? Расскажите об одном из произведений примерно по такому плану: его тема и идея, герои, их взаимоотношения, окружающая обстановка и время изображенных событий, причины столкновений героев; не забудьте сказать и о вашем отношении к героям: что вас в них привлекает и почему, кого вы осуждаете и за что?
      3. Вы уже знаете, что художественная литература знакомит нас с окружающим миром. Но о чем бы ни говорилось в книге, в центре внимания писателя всегда — человек. Чтобы убедиться в этом, вспомните любую из прочитанных книг.
      4. Создавая произведения, писатель стремится выразить свое понимание жизни и людей, свое представление о том, каким должен быть человек. На примере одного из произведений, прочитанных в 6-м классе, докажите справедливость этого.
     
     
      СОДЕРЖАНИЕ
     
      К. Паустовский. Умные и верные друзья
     
      ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
      Александр Сергеевич Пушкин
      Узник
      Полтавский бой (из поэмы «Полтава»)
      Обвал
      Туча
      Об изобразительных средствах языка. Метафора
      Михаил Юрьевич Лермонтов
      Тучи
      «Прощай, немытая Россия»
      Кинжал
      «Горные вершины»
      Утес
      «На севере диком стоит одиноко»
      Что такое стихи. Двусложные размеры стиха
      Николай Васильевич Гоголь
      Тарас Бульба, (в сокращении)
      О повести «Тарас Бульба»
      Характер литературного героя
      Тарас Григорьевич Шевченко
      И вырос я в чужом краю
      Завещание
      Сам удивляюсь. Кто ответит
      Мне золотую, дорогую
      Я, чтоб не сглазить, не хвораю
      О родах художественной литературы
      Иван Сергеевич Тургенев
      Русский язык
      Бежин луг
      Николай Алексеевич Некрасов
      Мороз, Красный нос
      О трехсложных размерах стиха
      Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
      Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
      О смешном в литературном произведении
      Антон Павлович Чехов
      Хамелеон
     
      ИЗ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
      Алексей Максимович Горький
      Детство (избранные главы)
      Дмитрий Андреевич Фурманов
      Чапаев (избранные эпизоды)
      О Борисе Бабочкине, исполнителе главной роли в фильме «Чапаев»
      Михаил Александрович Шолохов
      Нахаленок (в сокращении)
      Композиция литературного произведения
      Николай Алексеевич Заболоцкий
      Ходоки
      О рифме
      О строфе
      Аркадий Петрович Гайдар
      Автобиография.
      Школа (избранные главы)
      Эдуард Георгиевич Багрицкий
      Смерть пионерки
      Э. Г. Багрицкий о своем стихотворении «Смерть пионерки»
      Алексей Николаевич Толстой
      Русский характер
      Евгений Иванович Носов
      В чистом поле за проселком
     
      ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
      Мигель де Сервантес Сааведра
      Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (избранные главы)
      И. С. Тургенев н М. Горький о Дон Кихоте
      Краткий словарь литературоведческих терминов.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.