На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русская литература. Флоринский, 1955

Василий Маркович Флоринский

Русская литература

Учебник для 8 класса

*** 1955, 1968 ***


PDF

1955


DjVu

1968


      СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА XI-XII ВЕКОВ 7
«Слово о полку Игореве» 10
ЛИТЕРАТУРА ХIII-ХVII ВЕКОВ 17
Итоги развития древнерусской литературы 21

ЛИТЕРАТУРА ХVШ ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА 32
Д. И. Фонвизин 38
А. Н. Радищев 50

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОГО ПЕРИОДА РУССКОГО
ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА 61
А. С. Грибоедов 78
Комедия «Горе от ума» 83
А. С. Пушкин 99
Биография Пушкина 100
Проза Пушкина 162
«Капитанская дочка» 164
Значение творчества Пушкина 174
М. Ю. Лермонтов 178
Биография Лермонтова 178
Лирика Лермонтова 186
Поэма «Демон» 194
Поэма «Мцыри» 195
«Герой нашего времени» 200
Значение Лермонтова в истории русской
литературы 209
Н. В. Гоголь 210
Комедия «Ревизор» 223
«Мёртвые души» 226
В. Г. Белинский 247


      ВВЕДЕНИЕ

      Предмет истории литературы

      Предметом нашего изучения является художественная литература. Как и научная, художествен ная литература своим содержанием имеет жизнь, всё интересное в ней для человека. Алексей Максимович Горький писал, что материалом для художественной литературы служит человек во всём разнообразий его стремлений, его деятельности. Но так как человек живёт и действует в окружающем его мире, то в художественных произведениях изображаются и природа, и созданная человеком материальная культура. Всё это служит для характеристики людей и условий их жизни.
     
     
      Отличие художественной литературы от научной
     
      Отличие художественной литературы от научной так определял великий русский писатель и критик Чернышевский: «Главная цель учёных сочинений... та, чтобы сообщить точные сведения по какой-нибудь науке, а сущность произведений Изящной словесности — в том, что они действуют на воображение и должны возбуждать в читателе благородные понятия и чувства. Другое различие состоит в том, что в учёных сочинениях излагаются события, происходившие на самом деле, И описываются предметы, также на самом деле существующие или существовавшие, а произведения изящной словесности описывают и рассказывают нам в живых примерах, как чувствуют и как поступают люди в различных обстоятельствах, и примеры эти большею частью создаются воображением самого писателя. Коротко можно выразить это различие в следующих словах: учёное сочинение рассказывает, что именно было или есть, а произведение изящной литературы рассказывает, как всегда или обыкновенно бывает на свете». Художественное произведение даёт картины Жизни, отражает её в образной форме. Писатель создает образы, которые как бы оживают под его пером, и мы видим, как живых, его героев.
      Читая художественное произведение, мы переносимся в изображаемую писателем жизнь, становимся на сторону одних героев, которые возбуждают нашу симпатию или любовь, и с ненавистью или насмешкой относимся к другим.
     
     
      Значение литературы
     
      Художественно нарисованные картины человеческои жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждают нас к действию, к воплощению в жизнь тех благородных понятий и чувств, которые выражены в произведении.
      В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всём её многообразии в разные века и у разных народов.
      Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются картины жизни русского народа в разные периоды его истории. Черты древнерусского быта запечатлены, например, в «Песни о вещем Олеге» Пушкина; о быте и нравах людей XVI века повествует «Песня про купца Калашникова» Лермонтова; мрачная эпоха крепостного права изображена в «Дубровском» Пушкина, в «Муму» Тургенева и т. д. О героизме доблестных сынов нашей родины, боровшихся в прошлом за её независимость, рассказывают такие произведения, как «Полтава» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Война и мир» Толстого.
      Борьба трудящихся масс за укрепление Советской власти ярко изображена в повести Фурманова «Чапаев», в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» и в других произведениях советской литературы.
      А. М. Горький рассказывает, сколько радости давала ему художественная литература, как она раскрывала ему глаза на мир: «Точно какие-то дивные птицы сказок, книги... пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте...»
      «Поэты, — говорит Чернышевский, — руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».
      Итак, во-первых, литература — это «учебник жизни», как называл её Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни.
      Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа.
      В то же время, являясь одним из видов искусства — искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.
      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.