ВВЕДЕНИЕ
Предмет истории литературы
Предметом нашего изучения является художественная литература. Как и научная, художествен ная литература своим содержанием имеет жизнь, всё интересное в ней для человека. Алексей Максимович Горький писал, что материалом для художественной литературы служит человек во всём разнообразий его стремлений, его деятельности. Но так как человек живёт и действует в окружающем его мире, то в художественных произведениях изображаются и природа, и созданная человеком материальная культура. Всё это служит для характеристики людей и условий их жизни.
Отличие художественной литературы от научной
Отличие художественной литературы от научной так определял великий русский писатель и критик Чернышевский: «Главная цель учёных сочинений... та, чтобы сообщить точные сведения по какой-нибудь науке, а сущность произведений Изящной словесности — в том, что они действуют на воображение и должны возбуждать в читателе благородные понятия и чувства. Другое различие состоит в том, что в учёных сочинениях излагаются события, происходившие на самом деле, И описываются предметы, также на самом деле существующие или существовавшие, а произведения изящной словесности описывают и рассказывают нам в живых примерах, как чувствуют и как поступают люди в различных обстоятельствах, и примеры эти большею частью создаются воображением самого писателя. Коротко можно выразить это различие в следующих словах: учёное сочинение рассказывает, что именно было или есть, а произведение изящной литературы рассказывает, как всегда или обыкновенно бывает на свете». Художественное произведение даёт картины Жизни, отражает её в образной форме. Писатель создает образы, которые как бы оживают под его пером, и мы видим, как живых, его героев.
Читая художественное произведение, мы переносимся в изображаемую писателем жизнь, становимся на сторону одних героев, которые возбуждают нашу симпатию или любовь, и с ненавистью или насмешкой относимся к другим.
Значение литературы
Художественно нарисованные картины человеческои жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждают нас к действию, к воплощению в жизнь тех благородных понятий и чувств, которые выражены в произведении.
В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всём её многообразии в разные века и у разных народов.
Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются картины жизни русского народа в разные периоды его истории. Черты древнерусского быта запечатлены, например, в «Песни о вещем Олеге» Пушкина; о быте и нравах людей XVI века повествует «Песня про купца Калашникова» Лермонтова; мрачная эпоха крепостного права изображена в «Дубровском» Пушкина, в «Муму» Тургенева и т. д. О героизме доблестных сынов нашей родины, боровшихся в прошлом за её независимость, рассказывают такие произведения, как «Полтава» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Война и мир» Толстого.
Борьба трудящихся масс за укрепление Советской власти ярко изображена в повести Фурманова «Чапаев», в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» и в других произведениях советской литературы.
А. М. Горький рассказывает, сколько радости давала ему художественная литература, как она раскрывала ему глаза на мир: «Точно какие-то дивные птицы сказок, книги... пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте...»
«Поэты, — говорит Чернышевский, — руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».
Итак, во-первых, литература — это «учебник жизни», как называл её Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни.
Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа.
В то же время, являясь одним из видов искусства — искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.
КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ
|