А. А. Зерчаниновым написаны главы: «И. А. Гончаров», «А. Н. Островский», «Семидесятые годы», «Л. Н. Толстой», «А. П. Чехов», «Мировое значение русской классической литературы».
Д. Я. Райхиным написаны главы: «Шестидесятые годы», «Н. Г. Чернышевский», «Н. А. Некрасов», «М. Е. Салтыков-Щедрин».
Глава «И. С. Тургенев» написана В. И. Стражевым, переработана Д. Я. Райхиным.
Все даты, кроме смерти Н. А. Некрасова, даны по старому стилю.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Шестидесятые годы. Обший очерк эпохи (3). Борьба вокруг крестьянского вопроса (5).
А. И. Герцен. Основные факты общественно-политической и литературной деятельности А. И. Герцена (7). «Полярная звезда» (10). «Колокол» (10). «Былое и думы» (12).
Литературная борьба. «Современник» (15). Раскол в редакции «Современника» (15). После раскола (17). Последние годы существования «Современника» (18). «Русское слово» (19). «Библиотека для чтения». «Русский вестник» (19).
Сатирическая журналистика 60-х годов. «Свисток» и «Искра» (20). «Свисток» и «Искра» (20). «Искра» (20). В. С. Курочкин (21).
Н. А. Добролюбов. Жизненный путь (22). Добролюбов в «Современнике» (23). Критическая деятельность Добролюбова (24). Д. И. Писарев (25). Основные идеи критической деятельности Писарева (26).
Писатели-разночинцы. Н. Г. Помяловской (28). Ф. М. Решетников (29).
Поэты «чистого искусства». А. А. Фет (30). А. Н. Майков (31).
Ф. И. Тютчев (32).
Живопись и музыка 60-х годов. «Передвижники» (34). Музыка. «Могучая кучка» -(38).
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество И. А. Гончарова (41). Детство и юность (41). Университет (42). Служба (43). Начало литературной деятельности (43). «Обыкновенная история» (43). Новые литературные планы (45). Кругосветное путешествие (46). Окончание романа «Обломов» (46). Новая служебная деятельность и отставка (46). «Обрыв» (47). Последние годы жизни (49). Трилогия Гончарова (50).
Роман «Обломов» (51). Образ Обломова (51). Крепостное право и обломовщина (53). Тип Обломова в оценке Добролюбова (55). Образ Захара (56). Образ Андрея Штольца (57). Женские образы в романе (58). Особенности художественной формы романа (61). Значение Гончарова (67).
А. Н. Островский. Жизнь и творчество А. Н. Островского (69). Детство и юношеские годы (69). Служба (70). Начало драматургической деятельности. «Банкрот» (71). Творчество Островского в 50-е годы (72). Дворяне и промышленники нового типа в пьесах Островского (73). Образы тружеников (74). «Снегурочка» (75). Жизнь Островского в 60— 80-е годы (75).
Драма «Гроза» (77). Бытовой фон пьесы (78). Действующие лица «Грозы» (79). Образ Дикого (79), Кабанихи (81). Тихон и Борис (83). Образ Катерины (86). Образ Кулигина (87). Добролюбов о драме «Гроза» (88). Приёмы композиции и характеристики в «Грозе» (89). Островский как мастер-драматург (92).
Значение А. Н. Островского (94).
И. С. Тургенев. Биография (96). «Записки охотника» (101). Образы крестьян (101). Образы помещиков (103).
Романы Тургенева (106). «Рудин» (106). «Дворянское гнездо» (108)г «Накануне» (108).
«Отцы и дети» (110). Базаров (110). Павел Петрович (115). Николай Петрович (116). Аркадий (117). Старики Базаровы (117). Современники об
«Отцах и детях» (118). Художественные особенности романа «Отцы и дети» (120). Повести и рассказы (123). Последние произведения Тургенева (123). Значение творчества Тургенева (123).
Н. Г. Чернышевский. Жизнь Н. Г. Чернышевского. Детство и юность (127). После университета (129). Чернышевский в редакции «Современника» (131). Чернышевский в крепости (132). Гражданская казнь (134). В ссылке (134). Последние годы жизни Чернышевского (136).
Эстетическое учение Чернышевского (138). Содержание и назначение искусства в эстетике Чернышевского (138). Определение прекрасного в эстетике Чернышевского (138).
Роман «Что делать?» (140). История создания и напечатания романа. Прототипы героев романа «Что делать?» (141). Образ новой женщины (142). Лопухов и Кирсанов (143). Образ Рахметова (145). Общество будущего в романе (148). Композиция романа (149). Особенности жанра романа и эстетическая теория Чернышевского (151). Условия создания романа и особенности его языка (152). Полемический характер романа (154). Оптимизм романа (154). «Что делать?» и литературно-политическая борьба 60—-70-х годов (155).
Н. А. Некрасов. Детские и отроческие годы Некрасова (158). Юношеские го-/ ды. «Петербургские мытарства (160). Дружба с Белинским (161). Некрасов — редактор «Современника» (-162). Некрасов в 60-е годы (163). Переход «Отечественных записок» к Некрасову (164). Последние годы жизни поэта (165).
Творчество Н. А. Некрасова. Родина в поэзии Некрасова (166). Образы вождей революционной демократии в поэзии Некрасова (168). Образ Белинского (169). Образы Добролюбова и Чернышевского (170). Некрасов о поэте и поэзии (172). Образ музы в поэзии Некрасова (172). Образ поэта в лирике Некрасова. Некрасов о задачах поэзии (173). «Поэт и гражданин» (174). «Элегия» (175). Городские мотивы в творчестве Некрасова (176). Некрасов — поэт труда (178). Некрасов — поэт революционной крестьянской демократии (181).
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (184). Замысел и сюжет поэмы (184). Я^изнь народа и образы крестьян в поэме (185). Образ женщины-крестьянки (189). Образы помещиков (190). Образ «народного заступника» (192). Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (194). Связь поэмы с народным творчеством (194). Язык и стих поэмы. Особенности художественного мастерства Некрасова (198)»
Значение творчества Некрасова (201).
Семидесятые — восьмидесятые годы. Политическая борьба в 70-х годах (202).
Художественная литература 70-х годов (204). Ф М. Достоевский (206).
Н. С. Лесков (211). Реакция 80-х годов (212)7 Общий характер литературЫ 80-Х Годов (213) Г С. Я. Надсон (213). В. М. Гаршин (214). Искусство в 70—90-х годах (215). Живопись и скульптура (216). Музыка (218).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь М. Е. Салтыкова-Щедрина (219). Детство и юность (219). Начало литературной деятельности (221). Ссылка (221). «Губернские очерки» (222). Служебная деятельность Щедрина накануне реформы 1861 г. (222). Щедрин в редакции «Современника» и «Отечественных записок» (222). Последние годы жизни писателя (224).
«История одного города» (225).
Роман «Господа Головлёвы» (226). «Господа Головлёвы» и «усадебная» литература 60—70-х годов (226). Тема, сюжет и идея романа (226). Образ Арины Петровны Головлёвой (226). Образ Иудушки (227). Образ Иудушки в использовании В. И. Ленина (230).
Сказки (231). Время создания сказок. Причины обращения Щедрина к сказочному жанру (231). Царская цензура и сказки Щедрина (231). Основные темы сказок Щедрина (232). Народ и самодержавие в сказках Щедрина (232). Народ и господствующие классы (233). Буржуазная обывательская интеллигенция в сказках Щедрина (236).
Художественное своеобразие сказок Щедрина (238). Народность и реализм сказок Щедрина (238). Гипербола и гротеск (238). Связь сказок Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством (239).
Особенности языка сказок Щедрина (240).
Значение творчества Щедрина (241).
Л. Н. Толстой. Биография Л. Н. Толстого (244). Детство (244).
Юность (246). После университета (247). Военная служба и начало литературной деятельности (247). «Детство», «Отрочество», «Юность» (248). «Севастопольские рассказы» (249). «Казаки» (249). «Люцерн» (250). Тол-стой-педагог (251). Общественная деятельность Толстого в 60-х годах (252). Создание романа «Война и мир» (252). Как работал Л. Толстой (252)л Продолжение педагогической работы (253). «Анна Каренина» (253). Переход на позиции патриархального крестьянства (256). В Ясной Поляне (257). Последние годы жизни (257). Литературная деятельность после идейного перелома (258). Роман «Воскресение» (259). Позиции Толстого в 900-е годы (261). (Смерть Толстого (262).
«Война и мир» (263). История создания романа (263). Столичное и поместное дворянство .(264) .Юбраз Андрея Болконскпеа-12.66И Образ Пьера Безухова (270). Наташа Ростоваш Марья Болконская (272). Изображение войны (275); НароД и Отечественная война (278). Образ Кутузова (278). Проблема «мужика» в романе. Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого (282). Образ Наполеона (284). Противоречия Толстого (284).
Художественная форма романа (285). Композиция романа (285). Реализм Толстого (287). Приёмы раскрытия образа у Толстого (288). Пейзаж в романе (291). Язык романа (292).
Толстой в оценке В. И. Ленина (295). Толстой и мировая литература (297).
А. П. Чехов. Биография А. П. Чехова (299). Детство и гимназические годы (299). Университет й начало литературной деятельности (301). Доктор Чехов (301). Литературная слава (301). Идейные позиции писателя (302). Поездка на Сахалин (303). Общественная деятельность (303). Мелиховский период (304). Болезнь (304). Жизнь в Ялте (304). Смерть Чехова (305).
Рассказы Чехова (305). Первый период творчества (306). Переход к общественным темам (306). Толстовством теория «малых дел» в изображении Чехова (308). Повести «Мужики», «В овраге» (310), «Ионыч» (311). Композиция «Ионыча» (313). «Невеста» (314).
Чехов как мастер реалистическогорассказа (315). Реализм и психологизм рассказа Чехова (315) Композиция чеховского рассказа (315). Язык рассказов (317). Использование образов Чехова В. И. Лениным (318).
Чехов - драматург (319).
«Вишнёвый сад» (320). Дворянство в пьесе (321). Образ Лопахина (324). Образы Трофимова и Ани (325). Второстепенные персонажи пьесы (328). Чехов как драматург-новатор (329). Чехов и мировая литература (334).
Мировое значение русской классической литературы (335).
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ
Общий очерк эпохи
Шестидесятые годы XIX в. — одна из самых ярких страниц в истории идейного и художественного развития нашей страны.
В эти годы во всей красоте и силе раскрылось творчество таких гениальных писателей, как Герцен, Л. Толстой, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский, таких гигантов критической мысли, как Чернышевский, Добролюбов, Писарев, таких великих художников, как Репин, Крамской, Перов, таких замечательных композиторов, как Мусоргский, Бородин, Балакирев, Даргомыжский и др.
В 60-е годы Россия вступила во второй период освободительного движения. На смену узкому кругу дворянских революционеров предшествующей эпохи шли новые деятели. «Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом»,— писал о них В. И. Ленин.
Этими борцами были те, кого называли разночинцами. Выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, они проходили суровую жизненную школу труда и лишений, которая закаляла их.
Разночинцы жадно тянулись к знаниям и, овладев ими, став учителями, врачами, инженерами, учёными, писателями, критиками, несли свои знания в народ, всеми силами стремились служить ему.
Наиболее самоотверженная часть разночинцев становилась на путь революционной борьбы с самодержавием и господствующими классами царской России. «Падение крепостного права,— указывал В. И. Ленин,— вызвало появление разночинца, как главного, массового деятеля и освободительного движения вообще и демократической, бесцензурной печати в частности».
Начало эпохи 60-х годов Герцен назвал «утренней зарёй», которая «привела к слову немую боль... высказала наши стремления». Эту «немую боль» усилила и обнажила закончившаяся в 1855 г. поражением самодержавия Крымская война, которая, по словам В. И. Ленина, «показала гнилость и бессилие крепостной России».
«Крымская война,— писал критик-демократ В. В. Стасов,— отвалила плиту от гробницы, где лежала заживо похороненная Россия».
Чудовищная эксплуатация народа и поражение самодержавия в Крымской войне вызвали стремительный рост числа крестьянских восстаний, которые К. Маркс называл «одним из самых великих событий в мире».
Передовая литература звала к освобождению народа от крепостного рабства. Этой цели по-своему служили и «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, показавшие всему миру мужество и духовную красоту русского народа, и стихи и поэмы Некрасова, в которых звучали боль и гнев закрепощённого крестьянства, и сатирические очерки Салтыкова-Щедрина, и статьи Чернышевского, звавшие к борьбе с угнетателями, и страстная революционная проповедь Герцена, звучавшая со страниц его заграничных изданий — «Полярной звезды» и «Колокола».
Все лучшие люди России понимали, что по-старому жить нельзя. Новые, свежие силы, появившиеся в обществе, пробивали себе дорогу не только в литературе, в которую, по словам Щедрина, «вторгся разночинный элемент», но и во всех областях русской культуры — в науке, журналистике, живописи, музыке, театре.
Крупнейших успехов добилась в 60-е годы русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели, например, работы профессора-физиолога И. М. Сеченова. Врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов своими замечательными работами сказали новое слово в медицине. Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н. Н. Зинина и
А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников М. М. Пржевальского и Н. И. Миклухо-Маклая.
В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные: дочь крестьянина Н. П. Суслова, печатавшаяся в «Современнике»; М. А. Бокова — доктор медицины Гейдельбергского университета (Германия), переведшая на русский язык книгу Бремя «Жизнь животных»; С. В. Ковалевская — знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета', и др.
В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.
Распространению интереса к естественнонаучным знаниям в широких кругах общества способствовала пламенная проповедь Д. И. Писарева, энтузиаста естественных наук. Этот глубокий интерес к естественным наукам проявился и в том, что сыгравший революционную роль в науке труд Чарлза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора» (он был впервые опубликован в Англии в 1859 г.) уже в 1860 г. был издан в России. Русский язык, таким образом, оказался первым иностранным языком, на который была переведена эта гениальная работа Дарвина.
1 В России С. В. Ковалевская кафедры получить не смогла, ей было разрешено преподавать в начальной школе и быть домашней учительницей.
У представителей демократической интеллигенции 60-х годов вырабатывалось передовое, материалистическое мировоззрение. Оно крепло и развивалось под влиянием работ Чернышевского, Добролюбова и Писарева.
Сильнейшее влияние на формирование у читателей правильных взглядов на сущность искусства, его роль и место в общественной жизни оказала, в частности, диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» '.
Огромное влияние приобрела передовая журналистика («Современник», «Русское слово», «Искра»); герценовский«Колокол» звал па борьбу всё молодое и честное, что было в России. Демократическая журналистика несла, по словам поэта-революцио-нера В. С. Курочкина, «общее, близкое всем знамя. Она несла его грозно и честно и этим создала себе высокое значение и необыкновенную силу в обществе».
Под знаменем передовой идейности и жизненной правды развивались в 60-е годы живопись, музыка и театр. Гениальные русские художники, композиторы, актёры своим творчеством, кровно связанным с думами и чаяниями народа, учили мыслить, чувствовать, любить народ и ненавидеть угнетателей.
К эпохе 60-х годов полностью приложимы проникновенные слова А. М. Горького: «В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок».
В 60-е годы стало ясно, что крепостное право — «узел всех зол». Это понимали даже те, кто был
вопроса далёк от революции. Так, JI. Н. Толстой писал в 1856 г. одному из своих знакомых: «Нужно спасать всё здание от пожара, который с минуты на минуту обнимет его... Ежели в 6 месяцев крестьяне не будут освобождены,— пожар».
Но не было и не могло быть единодушия в вопросе о том, на каких условиях должно произойти освобождение крестьян от крепостного ига. Вождь крестьянской демократии Чернышевский, отстаивая интересы народа, проводил «через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей» (В. И. Ленин).
«Вся земля мужицкая и выкупа никакого, убирайся, помещики, пока целы»,— так говорит Волгин, герой романа Чернышевского «Пролог», и такова была программа самого автора.
Революционным демократам противостояли консерваторы и либералы, которые «так же, как и крепостники, стояли на почве
1 Диссертация — научный труд, представляемый на соискание ученой степени.
признания собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие революционные мысли об уничтожении этой собственности, о полном свержении этой власти» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 96).
В 1861 г. царское правительство, ослабленное военным поражением во время Крымской кампании и запуганное крестьян' скими «бунтами» против помещиков, оказалось вынужденным отменить крепостное право. «Крестьян,— писал Ленин,— «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободители» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 65).
С гениальной дальновидностью Чернышевский понял грабительский характер реформы и назвал её «мерзостью». «Освобождение— обман»,— гневно писал Герцен. На «освобождение», которое, по словам Ленина, «было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними», обманутое крестьянство ответило восстаниями, охватившими всю Европейскую Россию. Только в 1861 г. царское правительство в 499 случаях прибегло для усмирения крестьян к вооружённой силе. Так, в селе Бездна Казанской губернии было убито при усмирении около ста крестьян, а их вожак Антон Петров расстрелян.
Насколько накалена была обстановка в стране, видно из того, что в течение 1861 —1862 гг. произошло около полутора тысяч крестьянских восстаний, значительно больше, чем за тридцатилетнее мрачное царствование Николая 1; в университетах не прекращались студенческие волнения; появился ряд революционных прокламаций («К молодому поколению», «К солдатам», «Молодая Россия», «Великорус» и др.), в которых народные массы призывались к беспощадной борьбе с самодержавием и дворянством. Так, в прокламации «К молодому поколению», написанной друзьями Чернышевского Н. Шелгуновым и М. Михайловым, говорилось: «Если для осуществления наших стремлений, для раздела земли между народом пришлось бы вырезать сто тысяч помещиков, мы не испугались бы этого».
К концу семилетия после падения Севастополя (1859— 1861 гг.) в стране создаётся обстановка революционного подъёма. Революционный подъём этих лет сменился затем жесточайшей правительственной реакцией. В 1862 г. были арестованы Чернышевский и Писарев, приостановлено издание «Современника» и «Русского слова», неслыханно усилился цензурный гнёт. В тюрьмы были брошены сотни борцов за освобождение народа, правительство штыками, пулями и виселицами подавило крестьянские восстания и восстание в Польше. Реакция торжествовала победу. Но торжество это не было прочным. Душевные силы борцов за народное счастье не были сломлены. Об этом прекрасно сказал в стихотворении, ставшем впоследствии революционной песней, друг Чернышевского М. Л. Михайлов, погибший в сибирской каторге:
Смело, друзья!
Не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать защищайте,
Честь и свободу свою!
Час обновленья настанет —
Воли добьётся народ,
Добрым нас словом помянет, К
нам на могилу придёт.
Революционная волна вновь высоко взметнулась в 70-е годы.
КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ |