ОТ РЕДАКЦИИ
В книге описаны приспособления для обработки деталей из различных материалов, которые целесообразно использовать в школьных мастерских, приведены общие методические и организационные советы по конструированию и изготовлению приспособлений. Многие из этих приспособлений могут изготовить школьники, что позволит расширить их политехнический кругозор и однов)ременно укрепить материальную базу учебных мастерских.
В конце книги помещен альбом чертежей описанных приспособлений.
Книга рассчитана на учителей труда, но она полезна и для мастеров-инструкторов учебных цехов и комбинатов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современное развитие социалистического производства характеризуется быстрыми темпами технического прогресса, внедрением механизации и автоматизации, прогрессивной технологии и научной организации труда.
В этих условиях исключительное значение приобретает роль общеобразовательной школы в формировании у молодежи правильных представлений о методах и приемах труда в современном производстве.
XXIV съезд КПСС поставил перед общеобразовательной школой задачи: активнее и целеустремленнее готовить школьников к общественно полезному труду, усилить работу по их профессиональной ориентации.
Главные задачи трудового обучения и профориентации — формировать у школьников интерес к рабочим профессиям, растить технически грамотную молодежь, приобщать ев к современной технике и технологии, воспитывать любовь и уважение к труду рабочего.
Для решения задач, поставленных XXIV съездом КПСС перед общеобразовательной школой, необходимо обеспечить повышение уровня организации труда учащихся в школьных мастерских, устранение его монотонности, уменьшение утомляемости, создание благоприятных условий, способствующих повышению интереса учащихся к рабочим профессиям. Для этого необходимо механизировать трудоемкие работы, последовательно сокращать удельный вес ручного труда, широко использовать различные приспособления.
Трудовое обучение в школе надо строить, учитывая реальные приемы и методы труда на промышленных предприятиях, а современное промышленное производство нельзя представить без использования разнообразных приспособлений.
Особенно велико их значение в машиностроении. Так, в серийном и массовом производствах на каждую обрабатываемую деталь в среднем приходится до десяти приспособлений. По мере расширения технического прогресса неуклонно растет число
применяемых приспособлений. Рабочие-машиностроители пользуются различными приспособлениями, постоянно их совершенствуют, создают новые, более удобные и производительные.
Ознакомить школьников с проектированием, изготовлением и использованием приспособлений в процессе трудового политехнического обучения посильно для учителя труда.
Проектирование приспособлений требует от школьников технической наблюдательности, развивает у них стремление к рационализации и изобретательству.
В процессе изготовления приспособлений школьники приобретут хорошие трудовые навыки и умения. Кроме того, это укрепит материальную базу школьных мастерских, позволит значительно расширить технологические возможности имеющихся в них оборудования и инструмента.
Использование приспособлений позволяет включить учащихся в производительный труд и обрабатывать детали, в иных условиях непосильные для школьников из-за слабых трудовых умений и навыков.
Задача настоящей книги — помочь учителю труда в ознакомлении школьников с проектированием, изготовлением и использованием различных приспособлений, способствовать быстрейшему изготовлению и внедрению необходимой оснастки в школьных мастерских.
В книге даны чертежи некоторых приспособлений для обработки деталей из различных материалов.
Краткое описание каждого приспособления раскрывает его назначение и принцип работы, устройство и область использования.
В альбоме отсутствуют чертежи на простейшие детали (главным образом крепежные). Учитель труда может предложить учащимся разработать чертежи на эти детали.
Большинство рекомендуемых нами приспособлений могут полностью или частично изготовить учащиеся пятых—десятых классов. Отдельные приспособления помогут изготовить шефы. Учитель труда в зависимости от оборудования школьных мастерских, наличия материалов, инструмента должен выбрать, изготовить и внедрить необходимое приспособление.
Целесообразно предложить учащимся усовершенствовать или упростить то или иное приспособление, спроектировать подобное. Подробнее о проектировании и использовании приспособлений описано в литературе, список которой помещен в конце книги.
Ввиду того что в методической литературе для учителя труда не рассматриваются вопросы проектирования и изготовления приспособлений, мы сочли возможным вкратце познакомить с ними читателя. В книге даны некоторые практические полезные советы. |