НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Первые шаги в математике. 3 год обучения. Ланков, Мошкова. — 1930 г.

А. В. Ланков, А. С. Мошкова

Первые шаги
в математике

3 год обучения

*** 1930 ***


DjVu

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Для учителя 3
      Первое задание. Сбор урожая и осенняя посевная кампания 5
      Второе задание. Деревня и ее окрестности 23
      Третье задапне. Советская власть в деревне 30
      Четвертое задавав. Труд в деревне зимой 40
      Пятое задапие. Местные промыслы 50
      Шестое задание. Быт деревни 58
      Седьмое задание. Торговля между городом и дереввей 69
      Восьмое задание. Фабрики и заводы 79
      Девятое задание. Жилвь города 91
      Десятое задание. Культурная связь деревни и города 102
      Одиннадцатое задание. Весеиня посевная кампания 110
      Двенадцатое вадание. Водоемы, лес, луга и пасека 127
      Тринадцатое задание. Благоустройство деревни и задание на лето 135

     

      ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
      В "Рабочей книге" нашли себе видное место вопросы реконструкции сельского хозяйства и социалистического строительства в деревне и городе.
      При составлении книги автором учтены последние редакционные изменения комплексных программ (1929 г.).
      Почти весь материал проверен на детях и является доступным для их понимания и несложным по типу вычислений. В текст в некоторых случаях введены выводы и формулировки, которые могут оказать большую помощь детям, особенно в процессе повторения.
      В виде опыта на отдельных карточках даются лабораторные работы и задачи-проекты (16 работ).
      В процессе звеньевой работы (проект) и при выполнении трудового задания (лабораторная работа) удобнее иметь нод рукой только карточку, а не целую книжку. Кроме того, учебники не всегда приобретаются в полной норме, отдельный же комплект лабораторных заданий и задач-проектов упрощает снабжение им каждого ученика и таким образом разрешает вопрос о правильной постановке упражнений этого типа, особо ценных в педагогическом отношении.
      Точно так же отдельным конвертом выпускаются поверочные работы (13 работ), к которым приложены и правила их проведения. Целесообразность этой меры очевидна: каждый ученик может имёть о.тдельный бланк работы и на нем выполняй работу;'в подбор работ, их постановку и проведение вносится единообразие.
      Все это в общей сложности рационализирует про. цесс учета достижений, что приобретает особенно большое значение в условиях социалистического соревнования между школами.
     
     
      2. Колхоз сеял сортированным зерном, а деревня не занималась сортировкой семенного материала. Колхоз намолачивает 120 килограммов с сотни снопов ржи, а крестьянин — только 00 килограммов. На сколько больше намолачивает колхоз с сотни снопов и почему?
      ВЫВОД. Урожай зависит от начества семян.
      3. Колхоз пахал свое поле трактором и посеял рожь своевременно. Крестьяне пахали плугами и запоздали с севом. Колхоз собрал с поля 36 тонн 500 килограммов ржи, а крестьяне с такого же поля собрали на 8 тонн 300 килограммов меньше. Сколько ржи собрали крестьяне и почему урожай крестьян ниже?
      4. В царское время крестьяне обрабатывали землю сохой. Соха берет мелкий пласт земли и недостаточно ее рыхлит. Средний урожай получался сам-пят (в 5 раз больше посева). Теперь при хорошей обработке получается сам-седьмой (в 7 раз больше посева). Найти увеличение урожая в хозяйстве при посеве 110 килограммов?
      Почему теперь крестьянские урожаи выше, чем до революции?
      ВЫВОД. Урожай зависит от своевременности посева и хорошей обработни земли.
      5. Четырехконная молотилка намолачивает 400 кг зерна в час. При ручной молотьбе 5 человек получают в час зерна на 345 кг меньше. Сколько зерна намолачивают цепами 5 человек в течение часа?
      6. Ворох в 160 кг зерна на ветру можио провеять в 2 часа. Веялка дает 475 кг в час. На сколько больше можно навеять зерна при помощи веялки в течение часа?
      ВЫВОД. Машина облегчает труд человена и увеличивает доходность хозяйства.
      7. От каких условий зависит урожай?
      Запишите ответ на основании решенных задач.
      Какие еще условия способствуют повышению урожая?
      8. Применение всех агрономических мероприятий удвоит урожай в 2 — 3 года и даст тройной урожай к концу пятилетки. Поле давало урожай в 24 центнера. Какой будет урожай через 2 — 3 года, если наладить агрономические мероприятия?
      Сколько лишнего хлеба будет получено с этого поля к концу пятилетки?
      9. Каждый колхоз, каждое селение при незначительной затрате сил и средств могут провести агрономические улучшения в хозяйстве и этим повысить урожай.
      Такие агрономические улучшения первой очереди называются агроминимумом.
      Какой агроминимум проводится в вашем сельсовете?
      Запишите проводимые у вас агрономические улучшения.
      10. Какое повышение урожайности ожидается у вас от проведения агроминимума?
      11. Наш колхоз 2 раза получал семенную рожь. В первый раз он привез 125 центнеров, а во второй раз — на 75 центнеров больше. Сколько всего центнеров семенной ржи получил колхоз?
      12. Сельскохозяйственное товарищество приобрело на 800 р. сеялок и еще купило плугов. На плуги оно израсходовало в 4 раза меньше, чем на сеялки. Сколько денег затрачено на все машины?
      13. 13 нашем районе сеют лен. Скупщики-частники платили в этом году за волокно по 40 коп. за килограмм, а кооператив принимал лен по 48 коп. за килограмм. Какую выгоду получал крестьянин от продажи центнера льна через кооперацию?
      ВЫВОД. Кооперация снабжает население сортовым зерном для посева, помогает приобретать машины и удобрение, налаживает сбыт урожая.
      Устный счет.
      При устном сложении сотни нужно складывать с сотнями, десятки — с десятками, а затем сложить полученные числа.
      При устном вычитании из сотен нужно вычитать сотни, из десятков — десятки, а затем сложить полученные числа.
      Письменное сложение.
      При письменном сложении числа нужно подписать одно под другим так, чтобы сотни находились под сотнями, десятки — под десятками и единицы — под единицами. Сложение начинается с единиц, потом складываются десятки и сотни. Если от сложения единиц получится число больше 10, то один десяток прибавляется к десяткам, а остаток пишется на месте единиц. Точно также 10 десятков составляют сотню, которая прибавляется к сотням.
      Письменное вычитание.
      При письменном вычитании числа подписываются одно под другим так же, как и при сложении. Вычитание начинается с единиц, потом вычитаются десятки и сотни. Если в первом числе единиц меньше, чем во втором, то занимается один десяток и прибавляется к единицам', так же поступают и с десятками.
      ЗАДАЧИ.
      42. В совхозе 85 ярославских коров, а простых крестьянских на 48 голов более. Сколько всего коров в совхозе?
      43. Колхоз занимался осушкой болот 3 месяца. В первый месяц было вырыто 235 м канав, в течение второго месяца —
      на 87 м менее, а в третий месяц — на 118 метров более, чем во второй. Сколько метров канав вырыто?
      46. Споповязалка стоит 328 руб., а косилка на 120 руб. дешевле. Сколько нужно заплатить за обе машины?
      47. Для удобрения озимых полей на глинистых почвах употребляется суперфосфат. Совхоз закупил 830 кг суперфосфата и удобрил им 3 участка. На первый участок досталось 288 кг, на второй — на 76 кг менее, чем на первый, на третий — все остальное количество. Сколько рассыпано удобрения на третий участок?
      Умножение.
      Число, которое получается от умножения, называется произведением. Чтобы число умножить на 10, нужно приписать к нему нуль; при умножении на 100 нужно приписать к числу два нуля.
      Все цифры, кроме нуля, называются значащими.
      Чтобы целое число десятков умножить на однозначное число, нужно перемножить значащие цифры и к полученному произведению приписать нуль. При умножении сотен приписываются два нуля.
      ЗАДАЧИ.
      57. В город отправлено 30 мешков картофеля по 4 меры и 8 возов по 20 мер. Сколько мер картофеля отправлено в город?
      58. При ручной молотьбе 4 человека обмолачивают 60 снопов в час. Двуконная молотилка работает в 5 раз скорее. Сколько снопов в час обмолачивает молотилка?
      59. Машинное товарищество купило двуконную молотилку и внесло задатка 50 руб., остальная сумма рассрочена в долг. Долг оказался в 3 раза больше задатка. Сколько стоит молотилка?
      60. При ручном веянии один работник навеет зерна 80 кг в час. Хорошая веялка-сортировка работает в 6 раз быстрее. Сколько зерна в час выходит из-под веялки?
      61. Колхоз приобрел 9 веялок-сортировок. Сколько за них заплатили денег, если цена каждой веялки 70 рублей?
      При устном умножении сначала умножаются сотни, потом десятки и единицы: все полученные числа складываются. Если дано умножить меньшее число на большее, то можно числа переставить.
      Письменное умножение.
      При письменном умножении на однозначное число сначала умножаются единицы, потом десятки и т. д. Если от умножения единиц получается число большее 10, то десятки приба- еляются потом к десяткам; так же поступают и с десятками.
      При умножении на двузначное число сначала умножают число на единицы, потом — на десятки. Второе произведение начинают подписывать под десятками первого, затем оба произведения складываются.
      ЗАДАЧИ.
      68. Колхоз покупает 8 породистых коров по 93 руб. Доставка коров обходится в 115 руб. Сколько всего денег он израсходует?
      69. Намолочено 16 мешков овса по 48 кг и 4 мешка по 56 кг.
      Найти урожай овса.
      74. Кооперация выписала сортовую рожь для посева и продала ее по 9 руб. 30 коп. за центнер, а крестьянскую рожь приппыача по 8 руб. за центнер. 8 хозяйств для пробы взяли по 2 центнера ржи и каждое хозяйство получило урожай на
      250 кг больше, чем при посеве своей рожью. Какую выгодy получили эти 8 хозяйств, если продавали рожь по 8 руб. 17 коп. за центнер?
      75. Колхоз сдал в кооперацию 12 возов ржи по 6 центнеров в каждом возу по цене 10 руб. 10 коп. за центнер и взял 12 центнеров минеральных удобрений по 6 руб. 36 коп. за центнер. Сколько следует ему дополучить денег?
      76. Из центнера ржи получается 75 кг мукп и 23 кг отрубей. Перемололи 8 центнеров ржи и продавали муку по 15 руб. 50 коп. за центнер и отруби по 3 коп. за килограмм.
      Сколько вырученоденег?
      Рис. 1. Ветряная мельница.
      Рис. 2. Водяная мельница.
      77. В колхозе объединено 56 хозяйств. Урожай составляет в среднем по 12 ц 10 кг на каждое хозяйство. Засеяно было 98 ц 75 кг. Какой получился чистый урожай?
      79. Из зерна на мельнице получается мука. Ветряная мельница перемалывает около 35 кг на каждый жернов в час. Сколько зерна перемелет мельница в 2 жернова в течение 10 часов работы?
      80. Водяная мельница в 3 жернова перемолола в 2 часа 600 кг зерна. Найти производительность одного жернова в час.
      81. Колхоз устроил у себя паровую мельницу с двигателем в 10 лошадиных сил. Мельница в 2 часа перемалывает столько зерна, сколько водяная в 5 часов. Найти производительность паровой мельницы в час, если водяная перемалывает в час 100 кг зерна.
      82. При помоле ржи на 2 центнера зерна приходится 3 кг потерь. Сколько получится муки вместе с отрубями из тонны зерна?
      83. Паровой маслобойный завод с двигателем в 9 лошадиных сил перерабатывает в час 120 кг льняного семени. Из 12 кг семени получается 3 кг масла и 6 кг жмыхов. Сколько масла и жмыхов получится в течение 5 часов работы?
      84. Звеньевая работа. Обследовать мельницу и маслобойный завод, которые имеются в окрестностях.
      Узнать: 1) производительность в час;
      2) какую плату берет мельница и маслобойка;
      3) сравнить производительность вашего завода с данными, приведенными в задачах.


      KOHEЦ ФPAГMEHTОВ УЧЕБНИКА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru