На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Математика в картинках. Для занятий с детьми 5—6 лет. Моро, Вапняр, Степанова. — 1980 г

Мария Игнатьевна Моро
Нинель Фёдоровна Вапняр
Светлана Вячеславовна Степанова

Математика в картинках

Для занятий с детьми 5—6 лет

*** 1980 ***


PDF



Сканировала Пермина Ирина.
__________________


Полный текст книги

 

      СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 3
Сравнение предметов 5
Подготовка к изучению чисел и действий с ними 19
Один. Все. Некоторые. Каждый 21
Подготовка к решению задач 49
Столько же. Больше. Меньше 63
Счёт предметов. Число и цифра. Решение задач 89
Приложение 143

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..





Рекомендовано Министерством просвещения РСФСР

      ОТ АВТОРОВ
      УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!
      Если вашему ребёнку исполнилось 5—6 лет, то вы, вероятно, уже задумывались над тем, как лучше подготовить его к школе.
      Подчеркнём сразу, что школа не требует от поступающего в I класс обязательного умения читать, писать, считать, выполнять действия с числами и т. д., но определённый уровень общего развития ребёнка для успешного обучения в школе необходим.
      С детьми, посещающими детские сады, из года в год проводятся специальные занятия, направленные на развитие у них наблюдательности, мышления, речи, на формирование умений самостоятельно работать, аккуратно и точно выполнять порученное дело и т. п.
      Всё это, конечно, в той или иной мере делается и в условиях семейного воспитания. Однако подготовка, которую дети получают в семье, обычно оказывается менее систематичной. Родители не всегда знают, каким вопросам надо уделить больше внимания, чем и как следует заниматься с ребёнком.
      Рассмотри картинку и ответь на вопросы.
      Предлагаемая книга поможет вам подготовить ребёнка к изучению математики в школе.
      Книгу нельзя просто прочитать ребёнку. Он должен поработать по ней в течение длительного времени, рассматривая вместе с вами её картинки, выполняя задания, которые вы ему прочитаете.
      Занятия лучше проводить 2—3 раза в неделю, за один раз рассматривая не более 1—2 страниц. Работу по книге полезно сочетать с выполнением аналогичных заданий с использованием предметов из окружающей обстановки.
      Успех занятий во многом зависит от того, станут ли они интересными для ребёнка, а для этого они не должны быть принудительными и утомительными.
      Пусть книга хранится у вас, чтобы ребёнку не наскучили её рисунки, которые он по многу раз будет рассматривать.
      Ребёнок, работая с книгой, часто должен будет пользоваться простым или цветными карандашами, а иногда и ножницами, клеем. В этих случаях в книге имеются специальные условные обозначения, которые помещены на этой странице. Рассмотрите их с ребёнком и научите пользоваться ими, заранее приготавливая всё необходимое для работы.
      С самого начала объясните ребёнку, что относиться к книге надо бережно, а выполнять задания на её страницах старательно и аккуратно.
     
      СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.
      Важно, готовя ребёнка к школе, научить его наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия в рассматриваемых предметах, рассказывать, что нарисовано на картинке, чем похожи и чем отличаются сравниваемые предметы. Задания, направленные на формирование этих умений, даются в первом разделе книги.
      Ребёнок должен научиться сравнивать предметы по цвету, по размеру (большой шар — маленький шар, больше — меньше, самый большой — самый маленький), по назначению (чашка, ложка, тарелка — посуда; стол, стул, шкаф — мебель), по форме (круг, треугольник и др.), по расположению в пространстве (левый — правый, верхний — нижний. слева — справа, вверху — внизу).
      Хорошо, если ребёнок усвоит слова, характеризующие различные свойства предметов, с которыми он встретится на страницах книги (слова эти даны в виде заголовков вверху страниц, на которых они встречаются впервые)". Чтобы эти слова запомнились, надо почаще использовать их в разговоре с ребёнком. При этом полезно ставить вопросы так, чтобы при ответе ребёнку пришлось самому использовать эти слова. Например: «На какой полке у нас в буфете стоят чашки — на верхней или на нижней?»
      Руководя работой по книге, следите, пожалуйста, за тем, чтобы ребёнок выполнял задание точно и аккуратно (раскрашивал только то, что указано; рисовал только то, что требуется, и т. п.).
      При рисовании и раскрашивании необходимо под страницу книги подкладывать лист плотной бумаги, чтобы от нажима карандаша не пострадали следующие страницы. Некоторые задания можно выполнять на отдельных листах клетчатой бумаги или плотной бумаги из альбома для рисования.
      Раскрась рисунок цветными карандашами и назови цвет каждого карандаша.
      Рассмотри игрушки.
      Раскрась нераскрашенную игрушку так, чтобы она стала красивой.
      Расскажи, как раскрашены игрушки.
      Рассмотри картинку. Расскажи, кто сидит за большим столом, за маленьким столом. Кто сидит на самом большом стуле, на самом маленьком? Какого цвета большие чашки? Какого цвета маленькие чашки?
      Как можно назвать одним словом все эти предметы?
      Можно ли назвать одним словом все эти предметы? Каким?
      Покажи все круги. Покажи на рисунке разные многоугольники. У синей тележки нет колеса. Почини тележку (найди колесо в приложении, вырежь его и наклей).
      Придумай имя большому медвежонку, маленькому медвежонку.
      Расскажи, что они делают. На какую дорожку свернул маленький медвежонок (на левую или на правую)? На какую дорожку свернул большой медвежонок?
      Дорисуй картинку так, чтобы у мальчика в левой руке было ведро, а в правой — лопатка.
      Длинные ленточки закрась голубым карандашом, а короткие — светло-коричневым.
      В самую длинную иголку продень (на-
      Раскрась все многоугольники и один самый большой круг.
      Незнайке нужно взять круги. Он выбрал все красные фигуры. Объясни его ошибки.
      Рассмотри больных, которые пришли к доктору Айболиту. Как можно назвать их всех одним словом? Назови всех больших зверей, всех маленьких. Покажи всех зверей с больными лапами.
      Верхний. Нижний.
      В верхней строке таблицы нарисованы игрушечные лошадка, кораблик и паровозик. Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким? Что нарисовано в нижней строке? В средней?
      Жёлтая груша обведена синим кольцом. Обведи каждый предмет фиолетового цвета красным кольцом.
      У Тани были такие бусы. Она их рассыпала. Помоги ей собрать бусы. Продолжай их нанизывать на нитку (рисуй).
      Это стволы деревьев. Найди самый толстый ствол. Раскрась его.
      Найди самый тонкий ствол. Скажи, какое это дерево.
      Какая книга самая толстая — верхняя, средняя или нижняя? Раскрась её. Какая самая тонкая?
      Какого цвета круг? Какого цвета многоугольник? Продолжай раскрашивать.
      Найди ключ, который отличается от других. Прикрепи к нему (нарисуй) ленточку.
      Как называются эти фигуры? Какие фигуры нужно добавить, чтобы на рисунке получились: домик, ёлочка и солнце? Вырежь эти фигуры и приклей их. Цвет фигур подбери правильно.
     
      ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ И ДЕЙСТВИЙ С НИМИ.
      До сих пор мы имели дело только со сравнением отдельных предметов. Второй раздел книги посвящён работе с различными группами предметов. Эта работа составляет основу ознакомления детей с числом и арифметическими действиями.
      Прежде всего нужно научить детей выделять разнообразные группы предметов из окружающей обстановки. Показав и назвав ту или иную группу, ребёнок должен рассказать, какие предметы в неё входят. Он должен уметь указать признак, по которому могут быть объединены предметы, составляющие данную группу. Например, предложите ребёнку достать коробку с игрушками и назвать каждую игрушку. Пусть после этого он выберет из всех игрушек только автомобили или только куклы. Полезно предложить и такое задание: «Догадайся, какие кубики я выбрала», показав при этом несколько красных кубиков, или несколько больших кубиков и т. п.
      Работая по рисунку, помещённому на обороте этой страницы, полезно помочь детям назвать одним словом птиц, входящих в каждую из групп. (Например: «певцы» и «гитаристы» или «синички, воробьи и вороны».)
      В дальнейшем в ходе упражнений специальное внимание следует уделить пониманию детьми слов каждый, все, некоторые и умению правильно их использовать.
      В следующих темах дети будут знакомиться с задачами на нахождение суммы, остатка, со сравнением двух групп предметов (они будут выяснять, в какой из двух сравниваемых групп предметов меньше, в какой — больше, можно ли сказать, что в одной из групп предметов столько же сколько и в другой). Подробнее об этом будет сказано в начале соответствующих тем.
      Работая по страницам 23—49 книги, дети будут учиться выделять один предмет из данной группы, указывать и называть каждый предмет, выделять часть предметов по тому или иному признаку.
      Перед выполнением таких упражнений по книге полезно аналогичную работу проделать с использованием предметов из окружающей обстановки. Например, можно предложить ребёнку перечислить все предметы мебели, находящейся в комнате (стол, стулья, книжный шкаф, шкаф для одежды, диван, кресло и др.), а затем назвать только шкафы или только те предметы, на которых спят.
      Ещё удобнее такие вопросы и задания предлагать, используя разнообразные игрушки. Например, играя с ребёнком в кегли, полезно обратить его внимание на то, что шаром оказались сбиты не все кегли, а только некоторые из них. Далее, например, расположив на столе разноцветные кубики, можно предложить ребёнку положить обруч так, чтобы внутри кольца оказались только синиг кубики, и т. п.
      После этого, рассматривая рисунки, например на обороте этой страницы, надо объяснить, что здесь изображены герои разных сказок, а затем предложить назвать ге-поев из одной сказки. (Например: «Буратино и Бармалей».)
      В ходе занятий будут, кроме того, уточняться и представления детей о взаимном расположении предметов: слева — справа, впереди — сзади, между и рядом, внутри и вне, выше и ниже. Для усвоения соответствующих слов необходима систематическая тренировка. Так, во время прогулки можно спросить у ребёнка, что находится слева от него, что — справа, в какую сторону нужно смотреть, переходя улицу, и т. п.
      У Мухи-Цокотухи много гостей. Всех ли гостей ты знаешь? Покажи и назови некоторых из них. Покажи каждую бабочку.
      На рисунке не раскрашена одна игрушка. Раскрась её любым карандашом, только не синим. Некоторые игрушки жёлтого цвета. В какой они строке? В нижней строке нарисуй ещё одну любую игрушку.
      Жираф нарисовал вверху листик, а клоун нарисовал внизу яблоко. Нарисуй вверху мячик, а внизу — дерево.
      Расскажи, что здесь нарисовано. Раскрась гриб, который растёт под ёлкой. Покажи птичку, которая на пеньке, над пеньком.
      Раскрась в верхней строке левый круг, положи под ним многоугольник. Покажи правый многоугольник, положи над ним круг.
      Найди картинку, которая отличается от других, и расскажи, чем она отличается.
      Мише и Саше нужно нарисовать одинаковые узоры. Левый узор нарисовал Миша. Помоги Саше закончить его работу — дорисуй правый узор.
      Покажи каждого медвежонка и расскажи, где он находится на лесенке: вверху или внизу, слева или справа. Покажи всех обезьян. Назови цвет их шапочек. Покажи одного щенка. Есть ещё щенки на площадке?
      В столбце слева находятся: обезьяна, мишка и львёнок.
      В среднем столбце находятся: куб, пирамидка. Все ли предметы среднего столбца назвали? Что забыли? Расскажи, где находится шар. Покажи и назови каждый предмет правого столбца. Как можно назвать все предметы правого столбца одним словом?
      Художник дорисовал картинки. Был круг — стала матрёшка, был круг—стали часы, был круг — стала кошка. Рисуй дальше. Сделай мяч, солнышко, яблоко и ещё что-нибудь. Раскрась рисунки.
      В каждой строке найди предмет, отличающийся от всех остальных. Поставь под ним красную точку.
      Рассмотри каждый столбец. Можно ли назвать все предметы одним словом? Закрой фишкой тот предмет, который мешает это сделать.
      Каким цветом нужно раскрасить нераскрашенные игрушки?
      Какой лоскуток подходит для заплатки? Поставь под ним красную точку.
      Где спрятались девочка и её братец?
      Расскажи, что увидели дети, используя слова: впереди, сзади, вверху, внизу.
      Расскажи, как одеты лягушата.
      На каждом рисунке в левом столбце раскрась тот предмет, который находится впереди.
      Расскажи, что или кто на каждом рисунке находится сзади или впереди.
      Расскажи, как раскрашены клетки на левом рисунке. , Раскрась одну клетку на правом рисунке и расскажи, какая клетка раскрашена.
      Посмотри на рисунок, расположенный слева. В каждой строке найди справа фигуру, на которую он похож, и раскрась её.
      Рассмотри фигуру слева. Найди справа предмет, похожий на неё.
      Положи фишку на каждый многоугольник. Все ли фигуры ты закрыл?
      Раскрась бусинки нужным цветом.
      Найди и раскрась одинаковые ключи.
      Кто сидит рядом с Зайцем? Крокодилом Геной? Кто находится между Чебурашкой и Зайцем? Карлсоном и Волком? Крокодилом Геной и Карлсоном?
      Назови всех зрителей, у которых кофточки зелёного цвета, а штанишки не красные.
      Красным кольцом обведена часть всех предметов таблицы — музыкальные инструменты. Назови каждый предмет в красном кольце.
      Обведи зелёным кольцом другую часть предметов — игрушки.
      Расскажи про каждую игрушку: в каком столбце, в какой строке, между или рядом с какими предметами она находится.
      Все не красные фигуры закрой фишками. Среди красных фигур найди круги.
      Раскрась вагончики так, чтобы большой вагончик был между синим и жёлтым, а жёлтый вагончик был рядом с красным.
      Рассмотри каждый ряд рисунков и закрой фишкой тот предмет, который отличается от остальных. Объясни, чем он отличается.
      Покажи на рисунке круги. Обведи все остальные фигуры кольцом. Что это за фигуры?
      Знайка выложил из палочек такой многоугольник. А Незнайка сложил такую фигуру и сказал, что его многоугольник готов. Помоги Незнайке исправить пибку.
      Кто где стоит? Володя находится между Юрой и Петей, а Юра выше всех.
      Раскрась костюмы спортсменов с флажками в красный цвет, а костюмы спортсменов с мячами — в синий. Покажи каждого спортсмена с воздушным шаром в руках. Есть среди них спортсмены в синих костюмах? Что нарисовано внутри каждого обруча?
      Назови все предметы левого столбца.
      Красным кольцом обведены все предметы зелёного цвета. Покажи и назови каждый предмет внутри красного кольца.
      В каком столбце нарисованы барабан, горн, труба? Обведи их синим кольцом.
      Расскажи, как одета кукла, лежащая внутри коробки.
      Раскрась куклу, которая находится вне коробки.
      Найди справа следующую бусинку. Проведи к ней ниточку. Расскажи, почему ты выбрал эту бусинку.
      Предметы внутри кольца продолжай раскрашивать красным карандашом. Вне кольца — синим.
      На каждом рисунке раскрась тот предмет, который меньше другого. Почему не нужно раскрашивать мячи?
      Найди для каждой цепочки её продолжение. Соедини его с цепочкой.
      Космонавты отправляются в полёт. Покажи каждого космонавта. Кто пришёл их проводить? Найди среди них всех военных.
      Назови цвет каждого автобуса.
      Покажи любую легковую машину. Какого она цвета?
      Считалка.
      В Москве,
      В Ташкенте,
      В Костроме,
      В Орле
      И на Камчатке —
      По всей стране,
      По всей стране Играют дети
      в прятки...
      По всей стране,
      По всей стране Иди, моя считалка!
      В Москве,
      В Ташкенте,
      В Костроме Считайтесь —
      мне не жалко!
      В. Лифшиц.
      Мяч, который находится выше, раскрась жёлтым и синим карандашами.
      Тот мяч, который нарисован ниже, раскрась красным и зелёным карандашами.
      Какой из мячей больше: вверху или внизу? Какой меньше?
      Смогут ли заяц и белочка встретиться?
      Вырежь из приложения марки с рисунками. Найди в таблице подходящее место для каждого рисунка (по цвету и по размеру). Наклей марки.
      Закрой красными «покрывашками» все игрушки, зелёными — одежду, синими — посуду.
      Все деревья накрой зелёными «покрывашками», все овощи — красными, все цветы — синими.
     
      ПОДГОТОВКА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.
      Будем учить детей объединять две данные группы предметов. (Это — основа для рассмотрения сложения чисел.) В то же время будем знакомить и с такими случаями, когда требуется из данной группы удалить часть предметов (основа для вычитания чисел).
      Соответствующие упражнения будем выполнять сначала с предметами (игрушками, фишками, наборами геометрических фигур из приложения к книге и др.).
      Работая с книгой, используем рисование колец. Пусть ребёнок обведёт кольцом одного цвета предметы одной группы, другого цвета — предметы, другой группы. При объединении большое кольцо должно быть проведено так, чтобы внутри него оказались все предметы первой и все предметы второй из объединяемых групп. Отметим, что при проведении колец вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы они были похожи на окружности. На обороте этой страницы дан рисунок, позволяющий проиллюстрировать и объединение двух групп (свинки в красных сарафанах и свинки в зелёных сарафанах) и удаление части предметов данной группы. (Прикроем одну из групп рукой.)
      На странице 56 вы встретитесь со считалкой. Эту и другие считалки из детских книжек полезно разучивать с ребёнком, чтобы он исподволь запоминал последовательность чисел. Однако не стоит при этом забегать далеко вперёд, обучая детей счёту до 100 или даже до 1000. Важнее, чтобы он хорошо знал последовательность первых 10— 20 чисел и умел называть числа по порядку, начиная с любого числа как в прямом направлении, так и в противоположном. Например, от 7 до 15 или от 8 до 3 и т. п.
      Покажи и назови все игрушки внутри красного кольца, внутри жёлтого кольца.
      Всех мышат и всех черепашек мальчик поместил внутри зелёного кольца. Покажи, кто находится вне зелёного кольца.
      У какого шара самая длинная верёвочка? Нарисуй на нём цветок. У какого шара самая короткая верёвочка? Нарисуй на нём птичку. Покажи, какой мяч больше всех; какой меньше всех.
      Объедини все шары и мячи: обведи их одним большим красным кольцом. Покажи каждую игрушку внутри красного кольца. Какого она цвета?
      Какая кисточка самая короткая? Раскрась её жёлтым карандашом.
      Продолжай раскрашивать дома. Расскажи, как ты раскрашивал.
      Сделай так, чтобы все птички и все рыбки оказались внутри зелёного кольца. Бабочка осталась вне кольца.
      Какая верёвочка самая длинная? Обведи её зелёным карандашом. Какая веревочка самая короткая? Обведи её красным карандашом.
      Какой кусок сыра сможет достать мышка? Проведи линию — дорогу от мышки к этому куску сыра.
      Проведи зелёное кольцо так, чтобы внутри кольца были красный круг и все многоугольники.
      Назови цвет круга, оставшегося вне кольца.
      В большой аквариум решили поселить красных и жёлтых рыбок. Покажи каждую рыбку в большом аквариуме. Расскажи, какого она цвета.
      Поместят ли в большой аквариум рыбок из маленького аквариума, стоящего на столе? Объясни, почему нет. 55
      Объедини с помощью красного кольца утят и цыплят. Какая птица осталась вне кольца? Почему?
      Раскрась всех птиц внутри кольца.
      Скакалочка.
      Вот скакалочка — Прыгай!
      Прыг-скок! Вот тебе
      Вот считалочка — скакалка.
      Прыг-скок! И Ягнятам —
      Кто считалочку придумал? Раз, Два, Три.
      Энык-Бенык Колобок. И Козлятам —
      Кто там скачет — Раз, Два? Вот, бери!
      Кто бормочет — ква, ква? И Цыплятам —
      — Здравствуй, Энык, Три, Четыре.
      Здравствуй, Бенык, И Коту
      Энык-Бенык Колобок! У нас
      Будь мне другом, В квартире.
      Энык-Бенык, И Зайчатам —
      Дай скакалочки кусок. Пять и Шесть.
      — На, Лягушка, И ещё
      Мне не жалко, Кусочек есть.
      О. Дриз.
      Следующий.
      Мама и детки идут гуськом, один за другим. Мама идёт первой. Кто идёт следом за ней? Показывай следующих утят одного за другим и рассказывай, кто за кем идёт, кто между кем находится.
      Кто первым стал тянуть репку? Рассказывай по картинке, кто пришёл следующим, кто за ним, кто пришёл последним.
      Продолжай составлять ниточки бус так, чтобы нижние бусы стали длиннее верхних.
      Раскрась рисунки так, как показано: большой круг закрашивай жёлтым карандашом, маленький круг — синим, многоугольник—красным. Почему ты не закрасил хвост у рыбки?
      Раскрась самую длинную рыбку красным карандашом, самую короткую — жёлтым.
      Рассмотри левую картинку и покажи всех детей, играющих в парикмахерскую. Расскажи, что делает каждый из них.
      Сравни эту картинку с правой. Что изменилось? Кто ушёл?
      На вешалке висели пальто и курточки. Все пальто уже забрали. Повесь вместо каждого пальто номерок (закрой их фишками).
      Что осталось на вешалке? Раскрась все курточки так, чтобы они были разноцвет-
      Какая веточка больше? Раскрась на ней листочки зелёным карандашом.
      Какую нитку надо вдеть в иголку с широким ушком, а какую — в иголку с узким ушком? Вдень нитки в иголки (дорисуй).
      Закрой фишкой каждую фигуру вне кольца. Какие фигуры остались? Как назвать их одним словом?
      Закрой фишками все фигуры внутри кольца. Какого цвета фигуры остались?
      Раскрась самый большой многоугольник жёлтым карандашом, самый маленький — голубым.
      Покажи флажки, которые повёрнуты направо.
     
      СТОЛЬКО ЖЕ. БОЛЬШЕ. МЕНЬШЕ.
      Выяснение того, в какой из двух групп больше предметов, а в какой меньше, чем в другой, на этом этапе проводится без счёта.
      Сравнение будем выполнять на основе практических действий: например, желая выяснить, чего больше— чашек или блюдец, будем составлять пары: чашка — блюдце. Если это реальные предметы, то можно каждую чашку поставить на блюдце; если это чашки и блюдца, изображённые на рисунке, то пары можно образовать, соединяя линией чашку с блюдцем. При этом может оказаться, что чашек столько же, сколько и блюдец (ни одной чашки и ни одного блюдца без пары не осталось). Если же хотя бы одна чашка осталась лишней, то можно сказать, что чашек больше, а блюдец меньше.
      Практически образовывать такие пары можно самыми разнообразными способами: некоторые предметы удобно ставить один на другой, другие—выкладывать рядами, один под другим или один рядом с другим. Можно образовать пары, например, и так: пусть надо узнать, хватит ли шариков всем гномам (см. рисунок на с. 69). Будем по очереди показывать каждого гнома и называть, какого цвета его курточка, а затем будем искать для него шарик такого же цвета. У всех гномов курточки разного цвета. Поэтому, если каждому из них найдётся подходящий к цвету курточки шарик и никаких других шаров не останется, можно будет сказать, что шариков столько же, сколько и гномов. Если на рисунке изображено несколько красных и несколько синих кругов, расположенных без определённого порядка, то удобнее всего образовать пары (красный круг — синий круг), соединяя их линией. Именно таких заданий больше всего в книге. Их полезно дополнять разнообразными упражнениями с реальными предметами и наборами фишек, фигур и др.
      Помоги мальчику составить пары ботинок: соединяй линией ботинки из одной пары.
      Найди носки из одной пары.
      Соединяй линией каждую пару носков.
      У мальчика было несколько красивых марок. Самую большую из них он решил подарить товарищу. Раскрась ту марку, которую он подарит. Расскажи, какие марки остались у мальчика. Раскрась и эти марки.
      Раскрась каждый предмет и продолжай составлять пары предметов с помощью линий.
      Какую верёвочку можно распутать, потянув за концы? Поставь под ней точку красным карандашом.
      Белоснежка решила подарить каждому гному по воздушному шарику. Раздай шарики так: коричневая курточка — коричневый шарик, синяя курточка — синий шарик и т. д. Каждому ли гному нашёлся шарик?
      Где глубже: там, где рак, или там, где щука? Где мельче? Что находится глубже: ведро или крючок с червяком?
      Подбери крышку для каждой кастрюли. Соедини их линией.
      Кто где живёт? Покажи линиями. Всем хватило доми-
      Покажи линиями, где чья мама. Назови каждое животное из нижней строки.
      Кому какой предмет нужен для работы? Покажи линиями.
      Покажи рисунок, на котором девочка стоит сзади, а мальчик — спереди.
      Каждый поросёнок построил себе домик. Домиков столько же, сколько поросят. Чей домик прочнее? Какой поросёнок больше всех потрудился? Чей домик ближе всех к лесу? Чей домик дальше всех от леса?
      Найди шар для каждого клоуна (соедини его линией с клоуном). Каждому ли клоуну достался шар? Остались ли лишние шары? Можно ли сказать, что шаров столько же, сколько клоунов?
      Дальше.
      Ближе.
      Кто ближе всех к реке? Раскрась его костюм синим. Кто дальше всех от леса? Раскрась его костюм красным.
      Назови цвет каждого кружка из правого столбца. Назови цвет одного кружка из средней строки.
      Соедини точки так, чтобы получились многоугольники.
      Какая девочка показала собачку на стене?
      Мама сшила дочке платье. Помоги ей выбрать пуговицы. Проверь, хватит ли здесь пуговиц для этого платья. Дорисуй столько таких пуговиц, чтобы их хватило на это платье.
      Мы на собачьей выставке. У каждого ли из ребят есть собака? У всех ли собак есть хозяин?
      Какая собака тяжелее? Раскрась её.
      Проведи линию, проходящую через эти зелёные точки. Какая это линия — прямая или кривая?
      Натяни туго ниточку и с её помощью проверь, какие из этих линий кривые, а какие — прямые.
      Составь пары. Поставь (нарисуй) ведро слева от каждой лопатки.
      Какая дорога длиннее? Короткую дорогу раскрась жёлтым карандашом, а длинную — серым. Какая из этих дорог шире? Какая уже?
      Рассмотри картинку: всем ли больным хватит градусников? Стаканов с киселём? Шоколадок?
      Отвечай, используя слова больше, меньше, столько же.
      Красная Шапочка шла по дорожке, а Волк побежал лесом по прямой. Чей путь короче? Кто ближе к домику бабушки?
      Чего больше: кукол или колясок?
      Где больше предметов: справа или слева? Проверь. Нарисуй недостающие предметы.
      Последний.
      Петя едет не в первом вагоне и не последнем. Раскрась его вагон.
      Обведи утёнка, который ближе всех к утке. Раскрась утёнка, который дальше всех от утки. Какой утёнок идёт последним?
      Поставь красную точку на прямой линии, а синюю точку — на кривой.
      Через зелёную точку проведи жёлтую линию.
      Это Лена и Аня.
      Расскажи, что здесь нарисовано, используя слова: дальше — ближе,
      первый — последний.
      Рассмотри рисунки и покажи, где Аня, где Лена, где Юля.
      Вспомни сказку про Машу и медведя. Рассмотри картинки. Что было сначала? Что было потом? Какая картинка должна быть первой? Последней?
      Вспомни сказку Колобок. С кем сначала встретился Колобок — с зайцем, лисой или волком? С кем встретился после зайца? Что было потом?
      Рассмотри картинки и расскажи, что на них нарисовано.
      Что было до звонка будильника? После звонка?
      Что делают сначала — завтракают или делают зарядку?
      Что нужно делать после зарядки?
      Вспомни сказку про теремок. Кто пришёл жить в теремок первым?
      Кто пришёл после мышки? Кто пришёл последним?
      Под каждым шариком нарисуй круг. Под каждым флажком нарисуй многоугольник. Сравни, чего больше, чего меньше: кругов или шариков, флажков или многоугольников.
      В средней строке нарисуй столько кружков, сколько предметов нарисовано вверху. В нижней строке нарисуй
      Раскрась правый коврик так же, как и левый.
     
      СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ. ЧИСЛО И ЦИФРА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
      Итак, новая тема называется «Счёт предметов». Если последовательность чисел усвоена достаточно хорошо, то теперь важно научить использовать эти знания для ответа на вопрос: «Сколько?» или «Который по счёту?». Для этого надо научиться точно соотносить называемое слово с предметом так, чтобы ни один предмет из пересчитываемой группы не был пропущен и ни один не был сосчитан дважды. Надо также хорошо понять, что последнее названное число даёт ответ на вопрос: «Сколько?».
      Возьмите из набора, данного в приложении, и положите на стол в один ряд несколько кружков. Пусть ребёнок пересчитает их, затем ниже под каждым кружком положите по 1 фишке, а в третий ряд так же треугольники.
      Подведите ребёнка к выводу, что, пересчитав предметы в верхнем ряду, можно уже, не считая, сказать, сколько их в среднем и в нижнем рядах, так как их столько же, сколько и в верхнем. Пусть этот вывод много раз будет проверяться в последующих упражнениях по картинкам и с реальными предметами. Это важно для понимания того, что такое число.
      Кроме счёта предметов, в этой теме ребёнок познакомится с записью чисел — с цифрами. Он должен научиться их узнавать, различать, понимать, что они означают. Многие упражнения книги требуют использования цифр из приложения: дети должны показать цифрой, сколько нарисовано предметов, или нарисовать столько предметов, сколько указано цифрой.
      Важно также, знакомя с порядковым значением чисел, показать, что порядковый номер предмета зависит от того, в каком направлении ведётся счёт.
      Заканчивается работа решением задач по картинкам. При этом всегда ребёнок может найти ответ, просто пересчитав предметы, изображённые на картинке. Никаких записей не требуется.
      Сколько продавцов в магазине?
      Сколько всего спортивных сумок на полках? Придумай ещё вопросы со словом сколько по картинке.
      Слева нарисуй столько предметов, чтобы их было больше, чем справа.
      Сколько будильников нарисовано? Внизу положи столько фишек, чтобы их было больше, чем будильников. Сколько фишек ты положил?
      Лара помогает маме. Вчера она мыла пол, сегодня стирала платье, а завтра будет его гладить.
      Что Лара сделала сначала? (Отметь эту картинку красным кружком.) Что она делала потом? (Отметь синим кружком.) Что будет делать после этого? (Отметь коричневым кружком.)
      Девочка рассматривала свои фотографии. Какой снимок сделан раньше всех (закрась его рамку жёлтым), какой позже всех (закрась его рамку зелёным)?
      Что нужно ещё дать каждому кролику, чтобы у всех были одинаковые порции? Дорисуй.
      Посчитай, сколько солдатиков. Сколько самолётов? Сколько пушек? Что ещё можно сосчитать на этом рисунке?
      Давайте познакомимся.
      С. Маршак
      Вот один иль единица Очень тонкая, как спица.
      А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула.
      А вот это — цифра два. Полюбуйся, какова! Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею.
      А за двойкой — посмотри — Выступает цифра три.
      Тройка — третий из значков -Состоит из двух крючков.
      За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря.
      Цифра шесть — дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек.
      Цифра вроде буквы О -Это ноль, иль ничего.
      Вот семёрка — кочерга,
      У неё одна нога.
      У восьмёрки два кольца Без начала и конца.
      Цифра девять иль девятка — Цирковая акробатка:
      Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет.
      Если же слева, рядом с ним Единицу примостим,
      Он побольше станет весить, Потому что это — десять.
      На левой части страницы приложи картинки, на которых нарисовано столько же фигур, и нужные цифры.
      На правой части страницы приложи картинки, на которых нарисовано столько предметов, сколько указано цифрой.
      Назови одну из написанных цифр. Покажи, где столько предметов.
      Назови другую цифру. Каких предметов столько?
      Сколько машин? Сколько детей сидит в машинах? Хватит ли машин тем детям, которые стоят на площадке?
      Придумай по картинке ещё несколько вопросов со словом сколько.
      Быстрее.
      Медленнее
      Как быстрее? Расскажи.
      Толя, Ваня и Катя бежали наперегонки от крыльца до сарая. Ваня прибежал первым, за ним Катя, последним был Толя. Кто прибежал раньше: Катя или Толя? Кто прибежал позже: Ваня или Катя? Кто бегает быстрее: Ваня или Толя? Кто бегает медленнее всех?
      В зелёной фигуре три угла. Это — треугольник.
      Сколько углов в голубой фигуре? Посчитай. Как она называется, как ты думаешь?
      Раскрась предметы там, где их два.
      В каждой рамке нарисуй столько треугольников, сколько указано цифрой.
      Сколько фигур? Обведи кружком нужную цифру.
      Раскрась пять флажков так, чтобы два из них были одинаковыми.
      Что быстрее: подняться Как быстрее поливать:
      на горку или скатиться с неё? из лейки или из шланга?
      Сколько альпинистов?
      Не считая, можно сказать, сколько рюкзаков? Сравни картинки. Что изменилось?
      Чего больше: санок или детей? Раскрась лишние санки.
      Чего меньше: шарфов или шапок? Сколько шапок не хватает? Нарисуй их.
      Под красным кругом нарисуй красный треугольник, под синим — синий, под зелёным кругом — зелёный треугольник. Чего больше: кругов или треугольников? Что нужно сделать, чтобы треугольников стало столько же, сколько кругов?
      Расставь цветы в вазочках справа так же, как нарисовано слева.
      Раскрась в каждой строке столько клеток, сколько написано.
      Сколько углов у голубой фигуры? Это — пятиугольник. Сколько углов у жёлтой фигуры? Это...
      Вырежь разноцветные фигуры из приложения и выкладывай из них разные узоры.
      Тра-та-та,
      Тра-та-та,
      Мы везём с собой кота, Чижика, собаку,
      Петьку-забияку, Обезьяну,
      Попугая —
      Вот компания какая!
      Первый,
      второй,
      третий...
      Кто первый, кто второй Кто последний?
      Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных,
      В разноцветных сарафанах На столе у нас живут.
      Всех Матрёшками зовут. Кукла первая толста,
      А внутри она пуста. Разнимается она На две половинки.
      В ней живёт ещё одна Кукла в серединке.
      Эту куколку открой — Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притёртую, —
      И сумеешь ты найти Куколку четвёртую.
      Вынь её да посмотри,
      Кто в ней прячется внутри.
      Прячется в ней пятая Куколка пузатая,
      А внутри пустая.
      В ней живёт шестая.
      А в шестой —
      Седьмая,
      А в седьмой —
      Восьмая.
      Эта кукла меньше всех,
      Чуть побольше, чем орех.
      Вот, поставленные в ряд, Сёстры-куколки стоят.
      — Сколько вас? — у них мы спросим И ответят куклы: —Восемь!
      С. Маршак.
      На каждой строке раскрась столько предметов, сколько написано.
      Назови номера спортсменов, которые отстали. Спортсмен с каким номером идёт первым?
      Володя идёт третьим по счёту. Какой у него номер? С каким номером идёт спортсмен перед Володей?
      К празднику в детском саду дети готовили мамам в подарок закладки. Помоги детям раскрасить закладку.
      Какие цифры пропущены? Положи цифры из приложения.
      Считай слева направо. Раскрась пятый цветок оранжевым, второй — голубым, шестой — фиолетовым карандашами.
      К 8 Марта папа прислал Лене поздравительную телеграмму. На какой этаж должен подняться почтальон, если Лена живёт не на первом, не на третьем и не на последнем этаже?
      Каких цветов больше: колокольчиков или ромашек? Сколько колокольчиков? Сколько ромашек?
      Каких бусинок больше: белых или чёрных? Каких бусинок меньше: жёлтых или чёрных?
      Продолжай соединять линией каждую цифру с той группой предметов, к которой она относится.
      Сколько детей делают бумажный змей?
      Мальчик от прямой деревянной рейки отрезает кусок. Этот кусок — отрезок рейки. Сколько таких отрезков взяли, чтобы сделать бумажного змея?
      Сколько таких белых полосок нужно положить одну за другой, чтобы они полностью покрыли всю красную полоску? А сколько синих?
      Какая полоска длиннее: жёлтая или зелёная? Возьми белые полоски из приложения и проверь, на жёлтой или на зелёной полоске уместится больше белых полосок.
      Какая полоска короче? Проверь.
      Найди два одинаковых отрезка. Какой отрезок самый короткий? Самый длинный?
      Какие фигуры нужно дорисовать на каждой полоске, чтобы они были одинаковыми? Дорисуй.
      Дорисуй в каждом автобусе пассажиров, чтобы их стало столько, сколько написано.
      Карандаш рисовал домик. Он старался, но стены и дверь не получились прямыми.
      Самоделкин чертил отрезки с помощью линейки. Возьми и ты линейку и закончи работу.
      Какие фигуры напоминают эти печенья?
      Сколько здесь кругов? Треугольников? Четырёхугольников? (Покажи цифрами.)
      Найди пятиугольник. Сколько у него сторон?
      Все синие и красные отрезки помести в одно кольцо. Сколько отрезков внутри кольца? Положи под кольцом цифру.
      С помощью линейки соедини точки по порядку. Раскрась полученный рисунок.
      В верхней строке найди третью клетку слева, поставь в ней точку. В нижней строке найди вторую клетку справа и поставь в ней точку. Соедини эти точки отрезком.
      Сколько здесь многоугольников?
      Обведи нужную цифру.
      Найди одинаковые рисунки. Раскрась их.
      Нарисуй пропущенные фигуры так, чтобы все полоски получились одинаковыми.
      Мама попросила мальчика принести кувшин с молоком и сказала, что оно не в самом низком кувшине и не в синем кувшине. Какой кувшин должен взять мальчик?
      Петух и Заяц решили узнать, сколько шагов от дома до колодца. У Петуха такой шаг —
      Возьми в приложении такие полоски и измерь путь. Сколько шагов получилось у Петуха? Положи цифру.
      У Зайца такой шаг —
      Возьми в приложении такие полоски. Сколько шагов получилось у Зайца? Положи цифру.
      Почему получились разные ответы?
      Длина.
      Лиса, Заяц и Волк собрались у берёзы и решили узнать, кто дальше прыгнет. Вот они прыгнули. Проведи по линейке отрезки: от берёзы до Зайца, от берёзы до Лисы. Судья Медведь измерил длину прыжков шагами. У него такой шаг —
      Возьми такую полоску и узнай, кто занял первое место, кто второе, кто третье.
      ник. Закрась его.
      Отсчитай от точки вверх 4 клетки и поставь точку. От неё отсчитай вправо 3 клетки и поставь ещё одну точку. Соедини все точки. Какая фигура получилась?
      Обведи в каждой строке таблицы рисунки, в которых столько предметов, сколько обозначают цифры.
      С помощью линейки соедини точки по порядку. Раскрась полученный рисунок.
      Петя сначала съел яблоко, а потом грушу. Что он съел позже? (Раскрась зелёным.) Что он съел раньше? (Раскрась красным.)
      Раскрась тот рисунок, на котором кукла сидит слева, а мяч справа.
      Стекольщику нужно вставить цветные
      Кто скорее пройдёт лабиринты?
      Дополни каждую картинку подходящей картинкой из приложения.
      За наседкой идут несколько цыплят: один впереди, два позади; один позади, два впереди; один между двумя и три в ряд. Покажи, как цыплята идут за наседкой.
      В пакете шесть яблок. Как раздать их шести девочкам, каждой по одному яблоку, чтобы одно яблоко осталось в пакете?
      Сколько девочек несут флажки? Сколько девочек приготовили к 1 Мая цветы?
      Придумай ещё вопросы со словом «сколько» по этой картинке. Показывай нужные цифры.
      Задачи.
      Покажи всех кукол. Покажи всех мишек. Посчитай, сколько мишек, сколько кукол. Покажи кольцо, внутри .которого все игрушки. Посчитай, сколько всего игрушек.
      Обведи кольцом все синие кубики, все красные кубики. Проведи кольцо так, чтобы внутри него были все кубики. Посчитай, сколько синих кубиков, сколько красных, сколько всего кубиков.
      Сколько белых кроликов? Сколько чёрных кроликов? Сколько всего кроликов? Покажи цифрами.
      Девочка помогает маме. Она почистила 3 большие морковки и 4 маленькие. Сколько всего морковок она почистила? Покажи ответ цифрой.
      Для праздника дети сделали цветы из бумаги: 4 мака и 3 колокольчика. Сколько всего цветов они сделали? Покажи ответ цифрой.
      Раскрась шапочки так, чтобы они получились одинаковыми.
      Придумай рассказ по картинкам, используя слова: «вчера», «сегодня», «завтра».
      У мальчика было 9 зверей, но он плохо обращался с ними. Пять зверей от него убежали. Посчитай, сколько зверей осталось.
      На столе лежало 6 яиц. Два яйца разбили для яичницы. Сколько яиц осталось?
      На вешалке висело 7 пальто. Два пальто взяли. Сколько пальто осталось?
      В коробке лежало 5 конфет. 1 конфету съели. Сколько конфет осталось?
      В корзине сидело 5 котят. Трёх котят взяли (закрой их фишками). Сколько котят осталось? Найди карточку с нужной цифрой.
      В комнате было 3 мальчика. Два мальчика вышли (закрой их фишками). Сколько мальчиков осталось? Найди карточку с нужной цифрой.
      На ветке сидело 5 Воробьёв. Два воробья улетели (закрой их фишками). Сколько Воробьёв осталось?
      Рассмотри фигуры, нарисованные в верхней и средней строках таблицы. Заполни нижнюю строку.
      Составляй разные задачи, используя картинки из приложения. Решай их.
     
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Приложение содержит разнообразные рисунки, которые должны быть вырезаны и использованы в ходе работы над заданиями основной части книги.
      Каждый раз нужно вырезать только те рисунки, которые необходимы для выполнения задания (например, при работе по с. 11 нужно будет вырезать только колесо от тачки и наклеить его; для работы по с. 25 понадобятся фиолетовый круг и синий многоугольник и т. п.).
      Большую часть материалов приложения можно использовать многократно. Это набор фишек (с. 145), набор геометрических фигур для выкладывания различных узоров (с. 151), картинки для составления задач (с. 157), цифры и полоски-для измерения (с. 155). Все эти материалы помогут проводить с детьми работу, аналогичную той, которую они выполняли по книге. Необходимо поэтому сохранять эти материалы в отдельных конвертах. На конвертах можно написать или наклеить данные на страницах приложения названия: «Набор фишек», «Набор геометрических фигур» и т. п.
      Необходимые указания к использованию некоторых материалов даны на страницах приложения.
      Отдельные детали к рисункам основного текста.
      К странице 120 и др.
      Набор полосок для измерения.
     
      МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАЧ.
      (Указания к его использованию см. на с. 159.)
      На странице 157 приложения даётся материал для составления и решения задач.
      Вырезав рисунки, вы получите набор, позволяющий проиллюстрировать разнообразные задачи. Например: «К кормушке прилетели 2 воробья и 1 синичка. Сколько всего птиц прилетело?» Решая эту задачу, ребёнок должен пересчитать выставленных вами птиц.
      Другая задача: «На заборе сидели 3 воробья, 1 воробей улетел. Сколько воробьев осталось на заборе?» Иллюстрируя эту задачу, вы сначала покажете трёх Воробьёв, а потом одну из картинок уберёте. Решая задачу, ребёнок должен будет пересчитать оставшихся птичек.
      Аналогичная работа может проводиться с другим набором рисунков. Используя их, можно составить разнообразные задачи об украшении новогодней ёлки.
      Например: «Дети повесили на ёлку сначала 4 игрушки, а потом ещё одну. Сколько всего игрушек дети повесили на ёлку?» или «На ёлке висело 8 игрушек. Мальчик подарил 1 игрушку товарищу. Сколько игрушек осталось на ёлке?»
      По аналогии с этими полезно составлять с ребёнком всевозможные задачи с использованием окружающих предметов. При этом нужно только помнить, что дошкольник, решая задачу, должен иметь возможность пересчитать все те предметы, о которых в ней идёт речь.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.