НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Методика преподавания черчения в средней школе. Дембинский С. И., Кузьменко В. И. — 1977 г.

Станислав Иосифович Дембинский
Василий Иванович Кузьменко

МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ ЧЕРЧЕНИЯ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

*** 1977 ***


DjVu

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      От авторов 3
      Задачи и содержание курса методики черчения 5
      Глава I
      Общие вопросы методики преподавания черчения в средней школе
      § 1. Современные требования к преподаванию черчения в средней общеобразовательной школе. Черчение и трудовое политехническое обучение. 7
      § 2. Краткий исторический обзор преподавания черчения в общеобразовательной школе 11
      & 3. Цели и задачи изучения черчения в средней школе 16
      §4. Образовательные и воспитательные задачи преподавания черчения 23
      § 5. Связь обучения черчению с другими предметами политехнического цикла 31
      § 6. Дидактические принципы в процессе преподавания черчения 43
      § 7. Формализм в знаниях учащихся по черчению и пути его преодоления 61
      § 8. Меры предупреждения неуспеваемости 57
      § 9. Учет успеваемости учащихся 60
      § 10. Методика проверки графических работ 64
      Вопросы для повторения 67
     
      Глава II
      Организация учебно-воспитательной работы по черчению
      § 11. Учебный план и программа 69
      § 12. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в школе 72
      § 13. Типы уроков черчения 73
      § 14. Учитель и его роль в учебном процессе 74
      § 15. Подготовка учителя к уроку. Вопросы планирования учебного материала по черчению 76
      § 16. Словесные определения н формулировки 94
      § 17. Методы учебной работы и преподавании черчения 96
      § 18. Методические указания к работе учителя на классной доске 107
      § 19. Оборудование учебного процесса. Кабинет черчения112
      § 20. Современные технические средства обучения 133
      § 21. Внеклассная работа но черчению 143
      Вопросы для повторения 171
     
      Глава III
      Методические указания к изучению материала программы
      § 22. Способы изображения предметов на плоскости 172
      § 23. Оформление чертежа. Линин 180
      § 24. Основные правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями 183
      § 25. Изучение начертания букв и цифр чертежного шрифта 185
      § 26. Основные правила ианесення размеров на чертеже 188
      § 27. Понятие о масштабе 192
      § 28. Основные геометрические построения 193
      § 29. Способ получения чертежа предмета в системе двух и более прямоугольных проекций 196
      § 30. Изложение темы «Наглядные изображения в параллельных проекциях» 206
      § 31. Элементы технического рисования 218
      § 32. Составление эскизов 225
      § 33. Изложение основных сведений о рабочем чертеже 233
      § 34. Дополнительные и местные виды 238
      § 35. Понятие о сеченнях 241
      § 36. Простые и сложные разрезы 246
      § 37. Чтение и выполнение эскизов н чертежей, содержащих различные случаи разрезов и сечений 259
      § 38. Условное изображение и обозначите резьбы на чертежах 264
      § 39. Некоторые условности и упрощения на чертежах 271
      § 40. Понятие об уклоне и конусности, их изображение и обозначение на чертеже 272
      § 41. Обучение чтению чертежей 275
      § 42. Чтение сборочных чертежей с элементами разъемных и неразъемных соединений 279
      § 43. Ознакомление с изображением зубчатых колес и пружин на чертежах 283
      § 44. Чтение сборочного чертежа 284
      § 45. Деталнрованне сборочного чертежа 286
      § 46. Методика изложения материала об элементах строительного и топографического черчения 293
      § 47. Методика изучения схем 297
      § 48. Факультативные занятия по черчению 300
      § 49. Методические указания к выполнению обязательного минимума практических работ 303
      Вопросы для повторения 305
      Приложение 307
      Литература 333

     

      ОТ АВТОРОВ
      В основу книги положен материал, собранный авторами в те- чение многолетней педагогической работы в средней общеобра-зовательной и высшей школе. Работая над книгой, авторы использовали также опыт лучших учителей черчения московских и периферийных школ.
      Книга написана в соответствии с программами курса методики преподавания черчения на художественно-графических факультетах педвузов и отделений педучилищ. Вместе с тем авторы руководствовались теми требованиями, которые предусмотрены программой по черчению для средней общеобразовательной школы.
      При разработке данного пособия авторы ставили следующие задачи:
      1. Дать краткий обзор состояния преподавания черчения в общеобразовательной школе, отметив основные недостатки в системе и методах обучения, а также указать пути к достижению лучших результатов в обучении учащихся основам графической грамоты.
      2. Показать, что графическая деятельность учащихся должна основываться на понимании и изучении ими окружающей действительности.
      3. Подчеркнуть, что познание пространственных форм и пространственных отношений материального мира, с которыми имеет дело преподаватель черчения в школе, не может осуществляться в отрыве от марксистско-ленинской теории познания, составляющей методологическую основу преподавания данного предмета.
      4. Раскрыть теоретическую сущность основных дидактических принципов и показать на конкретных примерах практическое применение этих принципов на уроках черчения.
      5. Показать, что обучение черчению должно вестись в доступной для учащихся форме с использованием дедукции и индукции, анализа и синтеза в их единстве и взаимосвязи.
      6. Указать пути повышения интереса учащихся к черчению ид и связи с этим пути улучшения качества графической подготовки у школьников.
      7. Доказать необходимость межпредметных связей и иллюстрировать это соответствующими примерами.
      8. Раскрыть сущность формализма в усвоении учащимися материала курса черчения и наметить пути его преодоления.
      9. Рассмотреть основные методические вопросы организации учебно-воспитательной работы по черчению и в связи с этим дать учителю советы, связанные с методикой организации и проведения уроков по основным разделам и темам школьной программы.
      10. Обосновать практическую ценность новых технических средств обучения (программирование, кино- и диафильмы) и на конкретных примерах показать методику их использования в преподавании черчения.
      11. Показать на многочисленных примерах целесообразность составления иллюстрированных планов, способствующих четкому представлению системы взаимосвязанных уроков, тематику занятий и т. д.
      Вместе с тем мы хорошо понимаем, что далеко не все рассматриваемые в книге положения решены нами полностью. Некоторые из них требуют дальнейших исследований, научных обобщений, постановки новых проблем, эксперимента и т. д.
      Мы с признательностью примем все замечания и пожелания методистов и учителей-практиков, направленные на улучшение содержания пособия, и учтем их при дальнейшей работе над книгой.
      С. Дембинский, В. Кузьменко
     
      ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МЕТОДИКИ ЧЕРЧЕНИЯ
      Перед каждым учителем, в том числе и перед учителем черчения, встают три вопроса: чему учить, для чего учить и как учить. В самых общих чертах на эти вопросы отвечает учебная программа по предмету.
      Однако изложенные в программе ответы на поставленные вопросы из-за их краткости и недостаточной обоснованности не могут полностью удовлетворить начинающего учителя. Задача данного курса состоит в том, чтобы развить ответы на эти вопросы и обосновать их в соответствии с марксистско-ленинской философией, психологией и основными принципами советской дидактики.
      Практическая задача курса — оказать методическую помощь начинающему учителю, который может ознакомиться в книге с основными формами, методами, приемами и средствами преподавания черчения в школе.
      Поставленные выше задачи требуют, чтобы курс методики отражал и обосновывал:
      а) наиболее эффективные и зарекомендовавшие себя методы н приемы, применяемые передовыми учителями при обучении черчению;
      б) приемы и средства, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся и развитию пространственных представлений;
      в) приемы и средства, обеспечивающие развитие твердых на-иыкон и работе от рукн н на глаз при выполнении эскизов и изображений по правилам аксонометрии;
      г) приемы и средства, обеспечивающие практические умения н наныкн в чтении чертежей и в их выполнении.
      Особое внимание в данном курсе уделено самостоятельной творческой работе учащихся, активизации их деятельности в про-цгссе обучения и проведения внеклассной работы.
      Гик как развитие практических умений и навыков по черчению находится в зависимости от определенных условий, в данном курсе рассматривается вопрос организации кабинета черчения н соотипсгнующего его оснащения учебным оборудованием и пособиями.
      Итак, сделаем некоторые краткие выводы, определяющие содержание методики как научной дисциплины.
      Методика черчения — это отрасль педагогической науки, определяющая задачи, содержание и методы обучения основам графической грамоты в соответствии с общими целями и задачами образования и коммунистического воспитания в советской школе.
      Вместе с тем методика черчения изучает наиболее рациональные приемы выполнения графических работ и разрабатывает формы и средства наиболее эффективной организации учебного процесса.
      Авторы не сомневаются в том, что материал, изложенный в данном пособии, необходим в практической работе учителю черчения. Но каждый учитель сообразно своим способностям, темпераменту и характеру может найти иной способ использования того или иного материала, который будет, может быть, в большей степени отвечать его индивидуальности, своеобразию его педагогического почерка и, наконец, его эрудиции и мастерству.
      Опытный учитель всегда критически осмыслит все, что он узнает из учебной книги, соотнесет со своим опытом, реальными возможностями и только после этого решит, как использовать данный материал.
     
      Глава I
      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЧЕРЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
      § 1. Современные требования к преподаванию черчения в средней общеобразовательной школе. Черчение и трудовое политехническое обучение
      Осуществление грандиозного плана коммунистического строительства в нашей стране, намеченного в партийных документах XXV съезда КПСС, требует коренного и решительного улучше-ния воспитания молодого поколения, повышения коммунистической сознательности, формирования в советских людях таких качеств, как коллективизм, трудолюбие, сознание общественного долга и соблюдение принципов морального кодекса строителей коммунизма.
      Огромная роль в формировании коммунистического мировоззрения и в воспитании советских людей в духе беззаветной преданности Родине и партии принадлежит советской школе, ибо в школе закладывается основной фундамент знаний, формируются умения и навыки, необходимые человеку любой профессии.
      Надо отметить, что советская общеобразовательная школа за время своего существования сделала немало. Из ее стен вышли сотни тысяч достойных представителей славной советской молодежи, показавших чудеса героизма как в мирном труде, так и в борьбе с врагами нашей Родины.
      Перед советской общеобразовательной школой CTOHf задача подготовки высокосознательных, всесторонне развитых юношей и девушек, активных строителей светлого коммунистического общества. Школа должна неустанно заботиться о воспитании в детях чувства гордости за величайшие свершения советского человека, за его титанический труд в различных областях народного хозяйства.
      В нашей стране осуществляются огромные технические преобразования, Мы являемся свидетелями новых технических усовершенствований и открытий, нам посчастливилось жить в эпоху, когда советский человек первым проник во вселенную. Все эти преобразования и открытия немыслимо было бы осуществить, не умея графически выражать свои и читать чужие мысли.
      Мощный технический прогресс в нашей стране неразрывно связан с высокой графической культурой человека. Механизация н автоматизация производства коренным образом меняют не только характер трудовой деятельности человека, но и соответствующие требования к его технической подготовке. А техни-
      ческая подготовка органически связана с умениями и навыками свободного составления и чтения чертежей.
      Следовательно, предмету черчения как «инструменту», позволяющему человеку излагать свои и читать технические мысли другого, нужно еще в общеобразовательной школе уделить большое внимание.
      Значение черчения в практической деятельности человека неоднократно подчеркивалось в статьях и выступлениях выдающихся государственных деятелей. Так, например, В. И. Ленин, желая показать борьбу различных направлений на одном из партийных съездов, использовал графический прием. В связи с этим он пишет: «Чтобы сделать эту картину наглядной, чтобы получить настоящую картину, а не груду... изолированных фактов..., я решил попытаться изобразить все основные типы «разделений» нашего съезда в виде диаграммы. Такой прием покажется наверное странным..., но я сомневаюсь, можно ли найти другой способ изложения, действительно обобщающего и подводящего итоги, возможно более полного и наиболее точного» (В. И. Ленин. Соч., т. 7, стр. 309)
      Исключительно большое значение придавал графическим дисциплинам и их практическому применению М. И. Калинин, посвятивший немало своих трудов вопросам воспитания и обучения. «Рисование и черчение,— говорил он,— приобретают теперь особенно большое значение потому, что мы вйлотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но и в деревне»1. Эти слова М. И. Калинина, сказанные им еще в годы первых пятилеток, не только не Потеряли в наши дни своего значения, а, наоборот, приобрели еще более глубокий смысл.
      И. К. Крупская неоднократно подчеркивала, что советская школа должна готовить своих питомцев к жизни, к труду. И все предметы, которые преподаются в школе, по ее глубокому убеждению, должны быть подчинены потребностям жизни, производства. В связи с этим она говорила: «Какой бы мы предмет ни взяли, если мы не устанавливаем, с чем он связан в жизни, то мы не даем полного представления об этом предмете или об этом явлении»2.
      Учитывая роль.графической подготовки школьников к предстоящей трудовой деятельности, в содержание действующей программы по черчению внесены соответствующие коррективы. В ней усилены элементы технического черчения. Содержание учебной программы приведено в большее соответствие с развитием науки и техники. (Нужно отметить, что ранее действовавшие программы по черчению строились по принципу изучения геометрических оснований черчения, в силу чего вся графическая подготовка учащихся в большинстве случаев ограничивалась выполнением чертежей геометрических тел и их комбинаций.)
      Теперь задача обучения черчению заключается не только в выработке у учащихся правильных и рациональных приемов работы чертежными инструментами и в овладении геометрическими основами чертежной техники, но и в обучении чтению и составлению чертежей несложных изделий.
      В свете требований современной науки и техники необходимо обратить особое внимание на улучшение графической подготовки учащихся, оканчивающих среднюю общеобразовательную школу.
      В связи с этим совершенно четко должны быть определены роль и место черчения в системе учебных предметов в советской политехнической школе.
      Чем совершеннее в методическом отношении будет посгав-лено преподавание этого предмета в школе, тем быстрее научится й. ученик читать и выполнять чертежп, что необходимо почти во всех областях человеческой деятельности.
      В современном производстве к чертежу предъявляются исключительно большие требования. Знание их, умение понимать различные.обозначения, принятые при исполнении чертежа, совершенно необходимы для широкого круга специалистов, начиная от рабочего и кончая конструктором.
      В своей творческой деятельности инженеры, конструкторы и изобретатели неизбежно пользуются чертежами, а также создают их. «Я не представляю себе архитектуру без чертежа»,— говорил известный академик архитектуры Б. Иоффан.
      «Это,— продолжает он,— также немыслимо, как музыка без звука или литература без слов. Допустим, что архитектор продумал и мысленно представил себе будущее здание. Но как передать свои мысли другим без чертежа? Без него не расскажешь, как построить дом, не рассчитаешь, не докажешь возможности создания какого-либо сооружения».
      Если бы каждый рабочий на производстве смог выразить технически грамотно свое рационализаторское предложение, то можно себе представить, какими темпами стала бы повышаться производительность труда.
      Политехническое обучение преследует цель ознакомить учащихся со всеми звеньями производства и дать общее представление о принципе и структуре организации данного производства. Но современное производство строится на основе развития технической мысли, так или иначе связанной с ее графическим выражением — чертежом.
      Обучение чтению чертежей вообще, и рабочих чертежей в частности, должно всячески поощряться учителем. Преподавание черчения в школе как предмета политехнического цикла должно быть подчинено в первую очередь этрй цели. Нужно также подчеркнуть, что черчение в школьном курсе должно занимать важное место не только при решении задачи политехнического обучения, но и при осуществлении общего образования. Наряду с изобразительным искусством черчение обеспечивает графическую подготовку школьников. Поняв смысл и овладев навыками изображения пространственных форм на плоскости, учащиеся сознательно используют эти навыки и знания при изучении других предметов.
      Нужно отметить, что еще не все учителя достаточно ясно понимают смысл политехнического обучения. Так, например, некоторые из них полагают, что если на уроках черчения в качестве раздаточного материала для снятия эскизов использованы детали машин, то вопрос политехнического обучения уже решен. Другие слишком увлекаются сообщением на уроке общетехнических сведений из курса машиноведения, забывая о том, что эти сведения должны являться не самоцелью, а лишь средством, обеспечивающим более сознательный подход к восприятию школьниками изучаемого технического объекта.
      Превалирование общетехнических сведений при изложении основного материала курса черчения наносит вред навыкам и умениям учащихся, на приобретение которых в результате не хватает времени. Не случайно на страницах периодической печати мы встречаем осуждение такого метода преподавания. В статье «Против дилетантства в политехническом обучении» учитель С. Андриевский пишет: «При изучении опыта работы некоторых учителей прежде всего бросается в глаза формальное понимание ими перехода к политехническому обучениях По мнению этих учителей,— продолжает автор,— достаточно ввести в школьный курс определенное количество случайных технических иллюстраций и демонстрировать... детали механизмов или машин»1.
      Иные учителя полагают, что сущность политехнического обучения состоит в непосредственной связи уроков черчения и уроков труда.
      Конечно, нужно признать, что все эти положения имеют под собой почву. В каждом из них, безусловно, есть известная долй того, что помогает так или иначе решить проблему политехнического обучения, подготовить учащихся к трудовой деятельности
      Однако нужно помнить, что в число не менее важных, если не основных, задач политехнической подготовки учащихся средней школы входит ознакомление их с основами производства, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся в повышении графической деятельности школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате такой деятельности совершенствуется общая графическая грамотность учащихся. Ведущая роль в решении этой задачи должна принадлежать черчению и изобразительному искусству.
      Придавая большое значение практическим упражнениям школьников в чтении и составлении эскизов и чертежей, не следует забывать и об активизации изучения теории предмета, так как сознательное выполнение практических работ невозможно без прочных знаний основ теории.
      Надо твердо усвоить одно очень важное положение о том, что вооружение учащихся теоретическими знаниями должно протекать в органическом единстве с приобретением практических умений и навыков.
      Прочное усвоение учащимися основных способов изображения пространственных форм на плоскости открывает перед ними возможность хорошо разбираться в различных чертежах, схемах и прочих графических изображениях. Учитель черчения должен постоянно помнить высказывание известного русского ученого В. И. Курдюмова, который говорил, что «чертеж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народам...».


      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru