НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Методика начального обучения истории. Гиттис И. В. — 1945 г.

И. В. Гиттис

Методика
начального обучения
истории

*** 1945 ***


DjVu


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение. Предмет и задачи методики преподавания истории 3
      Задачи начального обучения истории 4
      История и политическое воспитание. Передача исторического опыта. Усвоение исторических фактов. Понимание исторических фактов. Воспитание гражданских чувств. Воспитание навыков 4 — 9
      Содержание исторического материала в начальной школе 10
      Исторический материал II — III классов. Характер и содержание исторического курса IV кл. Включение в курс истории СССР местного материала 10 — 13
      Особенности усвоения истории младшими школьниками 14
      Интерес младших школьников к истории. Особенности усвоения исторических фактов. Особенности понимания и оценки исторических фактов. Представление об исторической перспективе. Представление о географическом пространстве. Сроки начала обучения истории 14 — 21
      Работа над историческим материалом во II — III классах 21
      Историческое содержание урока объяснительного чтения. Рассказ учителя. Мобилизация личного опыта детей. Связывание материала ряда чтений 21 — 25
      Общая методика урока по элементарному курсу истории 25
      Планирование работы и тема урока. Работа над содержанием урока. Построение урока. Отбор методов и приёмов работы. План и конспект урока 25 — 30
      Изложение учителя и беседа 31
      Изложение учителя и другие методы работы. Виды изложения учителя. Характер рассказа учителя. Изложение учителя и текст учебника. Фабула и герой в рассказе учителя. Приёмы конкретизации в изложении учителя. Историческая терминология в изложении учителя. Хронология в изложении учителя. Объяснения, выводы и оценка исторических фактов. Беседа как приём сообщения исторических знаний 31 — 45
      Классная работа с учебником 45
      Первое ознакомление учащихся с учебником истории. Ознакомление учащихся с текстом учебника. Работа над словарным
      составом текста. Работа над планом изложения учебника. Работа над содержанием текста. Работа с документом и литературным текстом 45 — 50
      Работа с наглядными пособиями 50
      Значение наглядных пособий. Виды наглядных пособий и задачи работы с ними. Виды исторических картин и принципы их отбора. Место картины в уроке. Основные элементы и приёмы работы с картиной. Работа с историческим портретом. Работа с изображениями отдельных предметов. Работа с символическими изображениями. Работа со схемой. Текстовые пособия. Организация наглядного обучения истории. Классная доска на уроках истории 50 — бб
      Работа с картой 67
      Значение карты при изучении истории. Исторические карты. Основные задачи работы с картой на уроках истории. Отбор карт к уроку. Ознакомление учащихся с историческими картами. Карта при изложении учителя. Карта в работе учащихся 67 — 75
      Учебно-программные экскурсии 76
      Исторические экскурсии и их значение. Учебно-программные экскурсии и их тематика. Подготовка экскурсии. Методика проведения экскурсии. Работа с учащимися до и после экскурсии 76 — 82
      Закрепление знаний на уроках истории 83
      Первичное закрепление пройденного материала. Закрепление пройденного на следующем уроке и методика спрашивания. Тематические повторительные уроки. Итоговые повторительные уроки. Закрепление пройденного при прохождении нового материала. «Беглое» повторение 83 — 89
      Самостоятельная работа учащихся 90
      Задачи самостоятельной работы учащихся. Устные задания для работы с учебником. Письменные задания. Графические работы. Дополнительные задания для самостоятельной работы. Подбор и дозировка заданий к уроку. Самостоятельная работа детей при работе учителя с двумя классами 90 — 99
      Учёт знаний 100
      Учёт в общей системе обучения истории. Требования к знаниям учащихся и приёмы их выявления. Выпускные экзамены. Оценка знаний учащихся. Применение норм оценки 100 — 109
      Внеклассная работа ПО
      Задачи и содержание внеклассной работы. Внеклассное чтение пб истории. Просмотр диапозитивов и кинофильмов. Экскурсионная работа. Беседы с участниками и свидетелями исторических событий. Изготовление пособий и др. Исторические утренники. Внешкольная работа 110 — 114

     
      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Настоящая книга предназначена служить учебником для учащихся педучилищ и пособием для самостоятельной работы учителей начальной школы, работающих над повышением своей квалификации.
      Изложение каждой темы включает как теоретический анализ, так и показ разрешения основных вопросов методики в школьной практике. Материал, перенесённый в петит, может быть использован при повторном чтении книги и в ходе практической работы.
      Изучение курса методики должно заключаться не только в усвоении теоретического материала, но и в систематическом выполнении многообразных работ, воспитывающих практические навыки обучения детей истории. В книге имеются соответствующие указания на такие работы.
      В текст включены многочисленные примеры из опыта школьной работы. Все примеры, заключённые в прямые скобки, должны быть заменены при работе над книгой другими, самостоятельно подобранными примерами.
      Каждая глава заканчивается практическими заданиями. Выполнение заданий способствует усвоению основного содержания главы. Дополнительные задания содействуют дальнейшему углублению работы; они могут быть выполнены отдельными учащимися. Материал заданий должен быть использован на занятиях по методике.
     

      ВВЕДЕНИЕ
      Предмет и задачи Младшие школьники изучают элементарный курс методики истории СССР. Далеко неодинаковы результаты
      преподавания этой работы в различных классах и школах, истории. В классах многих учителей дети проявляют большой интерес к занятиям. Они овладевают значительным количеством знаний по истории: родной страны. Они гордятся героическим прошлым и настоящим Родины. Они любят Родину и ненавидят её врагов. Они мечтают о подвигах во славу Родины. Изучение истории сыграло большую ролв в коммунистическом воспитании этих школьников,
      В ряде школ и классов картина совершенно иная. Из урока в урок дети «вызубривают» текст учебника и пересказывают его учителю. Подчас они плохо понимают и то, что читают, и то, что рассказывают. Воображение, чувство, мысль не затронуты изучаемым материалом. Изучение истории не оказывает никакого воздействия на личность ребёнка.
      Почему так различны результаты работы с детьми одного и того же возраста, над одним и тем же курсом, по одному и тому же учебнику? Дело в учителе, в содержании и методах его работы.
      Для того, чтобы преподавание истории давало нужные результаты, учитель должен не только знать историю, но и знать, чему надо учить и, как надо учить истории младших школьников. Ответы на эти вопросы даёт специальная научная дисциплина, именуемая методикой обучения истории,
      Каждая наука изучает определённую область фактов окружающей нас действительности, находит законы их развития и возможности воздействия на них. Методика истории изучает факты обучения детей истории и факты усвоения детьми исторических знаний. На основе этого она разрабатывает наилучшее содержание и наилучшие способы обучения истории.
      Методика истории опирается на материал смежных с ней дисциплин, а именно — истории, педагогики и психологии. В исторической науке методика черпает материал для правильного» разрешения вопросов, связанных с Содержанием школьного исторического курса, —
      с отбором исторических фактов и их освещением. Психология и педагогика дают исходный материал для разработки вопросов обучения истории в соответствии с задачами советской школы, принципами обучения в ней и возрастными особенностями школьников.
      Методика истории передаёт учителю обобщённый опыт школьной практики, предупреждает преподавателя как от повторения давно понятых ошибок, так и от переоткрывания открытых уже путей работы. Она помогает овладеть мастерством преподавания и вооружает педагога для плодотворной творческой работы в области обучения истории.
      Методика — это теория в отношении практики преподавания. Марксизм-ленинизм учит нас, что теория придаёт практике уверенность, силу ориентировки и понимание внутренних связей; практика без теории является слепой. Вот почему каждому учителю, преподающему историю, нужно изучить методику истории.
      Учитель, однако, не должен переоценивать значение методики. Методика не может дать ему готовые правила и рецепты, которые — стоит только их изучить — обеспечат овладение мастерством преподавания. Учитель должен проверять общие положения методики в практике своей работы, применять их с учётом конкретных условий работы и задач текущею дня, намечать и испытывать новые пути работы. Мастерство обучения обеспечивается лишь творческим применением методики в практике преподавания.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru