НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Сольфеджио. Учебник для 1-го класса ДМШ. Барабошкина А. В. — 1975 г.

Барабошкина Антонина Васильевна

СОЛЬФЕДЖИО
Учебник для 1-го класса ДМШ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА»
МОСКВА — 1975


DJVU

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

solfeggio (итал.) — от названия музыкальных нот соль и фа; вокальные упражнения в чтении нот без текста.

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      В ВЕДЕНИЕ 2
      § 1. ЧЕТВЕРТИ И ВОСЬМЫЕ 3
      § 2. НАЗВАНИЯ И ЗАПИСЬ ЗВУКОВ. СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ 4
      § 3. НИСХОДЯЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЛОДИИ. ОКТАВА 9
      § 4. ВОСХОДЯЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЛОДИИ 11
      § 5. ПАУЗА 13
      § 6. НАЧАЛО МЕЛОДИИ С ТРЕТЬЕГО ЗВУКА 15
      § 7. КУПЛЕТ, ЗАПЕВ И ПРИПЕВ 18
      § 8. МЕЛОДИЯ, ПОСТРОЕННАЯ НА ТРЕХ СОСЕДНИХ ЗВУКАХ 19
      § 9. ДОЛЯ-ПУЛЬС 20
      § 10. СКАЧОК В МЕЛОДИИ ЧЕРЕЗ ДВА ЗВУКА 21
      § 11. СИЛЬНАЯ ДОЛЯ. ТАКТ 23
      § 12. ДВУХДОЛЬНЫЙ И ТРЕХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕРЫ 25
      § 13. ТОНИКА 23
      § 14. ФРАЗА 31
      § 15. ДИЕЗ И БЕМОЛЬ 32
      § 16. ПОЛОВИННАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 34
      Пение с листа 37
      § 17. БАСОВЫЙ КЛЮЧ. АККОМПАНЕМЕНТ 37
      § 18. МАЖОР И МИНОР 40
      Пение с листа 47
      § 19. ТОНАЛЬНОСТЬ 49
      Пение с листа 53
      § 20. УСТОЙЧИВЫЕ — ОПОРНЫЕ ЗВУКИ В МАЖОРНЫХ И МИНОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЯХ 54
      Пение с листа 58
      Пение с листа
      § 21. АККОРД —МАЖОРНОЕ И МИНОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ 63
      § 22. ПОЛОВИННАЯ С ТОЧКОЙ 65
      § 23. ГАММА 67
      Пение с листа 69
      § 24. ЗАТАКТ
      Пение с листа 73
      § 25. ДВУХГОЛОСНОЕ ПЕНИЕ 74
     
     
     
      § I. ЧЕТВЕРТИ И ВОСЬМЫЕ
      1. ДРОЗДОК
      Русская прибаутка
      В этой песне-прибаутке все слова поются на одном звуке. Звук повторяется много раз, то покороче, то подольше.
      Звуки в музыке обозначаются нотами. Если звук записан Tan:J —его нужно петь подольше. Это четверть.
      Если звук записан так: — его нужно петь покороче.
     
      2. БАРАШЕНЬКИ
      Русская прибаутка
      Эта прибаутка тоже поётся на одном звуке.
      Выучите её, точно выполняйте рисунок четвертей и восьмых. Пойте прибаутку про себя, а ладошками отмечайте четверти и восьмые так, как они чередуются в прибаутке.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Пойте знакомые песни, ладошками отмечайте рисунок четвертей и восьмых.
     
      § 2. НАЗВАНИЯ И ЗАПИСЬ ЗВУКОВ. СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ
      3. СОРОКА, СОРОКА
      Русская прибаутка
      Мелодия прибаутки «Сорока, сорока» записана на нотной строке нотами соль и фа.
      Нота соль пишется на второй линейке. Место ноты соль легко запомнить, потому что в начале строки стоит особый знак, который вьётся вокруг второй линейки. Этот знак называется — ключ ноты соль, или скрипичный ключ.
      Звук фа поётся пониже, чем звук соль,, и нота фа записана ниже ноты соль — между первой и второй линейками.
     
      4. ГОРЕЛКИ
      Русская прибаутка
      Эта прибаутка записана такими же нотами, как «Сорока, сорока». Мелодии этих прибауток почти одинаковы.
      Отметьте ноты, записанные четвертями. Пойте прибаутку, называя ноты и делая остановки на четвертях. Затем выучите слова и исполните прибаутку со словами.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Пойте прибаутки «Сорока-сорока» и «Горелки» со словами от любого удобного для вас звука.
      Нарисуйте в нотной тетради ключ соль — скрипичный ключ. Рисуйте его по частям, начиная со второй линейки. Следите, чтобы рисунок не пересекал первую линейку, головка ключа была немножко выше нотной строки, а весь ключ стоял прямо.
     
      5. ПРИДИ. ПРИДИ, СОЛНЫШКО
      Украинская прибаутка
      В этой прибаутке звуки соль и фа чередуются чаще, чем в прибаутках «Сорока, сорока» и «Горелки».
      Пойте «Приди, приди, солнышко», называя ноты, — сольфеджируйте. Отметьте ноты, записанные четвертями J , и делайте на них остановку. Называя ноту фа, ведите пуюс вниз. Выучите слова и спойте прибаутку со словами.
      Во время пения не горбитесь, плечи не поднимайте, голову держите
      прямо и не вертитесь. Пойте ласково, без крика, чтобы мелодия звучала красиво.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Перепишите в тетрадь прибаутку «Сорока, сорока». Нота пишется продолговатым кружком с маленьким наклоном 0, а затем затушёвывается#, палочка к ней прямая и ведётся сверху вниз с правой стороны#!, У восьмой нужно сделать от начала палочки как бы запятую К Ноты пишите красиво, как в книжке.
      Пойте прибаутку «Приди, приди, солнышко».
     
      6. ЛЕПЁШКИ
      Украинская прибаутка
      Эта прибаутка записана нотами соль и ля. Звук ля выше звука соль и записывается выше второй линейки — между второй и третьей. Пойте «Лепёшки» со словами и называя ноты, делайте остановки на четвертях. А теперь исполните прибаутку «Сорока, сорока» на звуках ми и ре. Звук ре ниже, чем ми. Нота ми записывается на первой линейке, а ре под первой линейкой.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Красиво перепишите прибаутку нотами ми и ре и пойте её с названием нот — сольфеджируйте.
     
      7. ДОН-ДОН
      Русская прибаутка
      Мелодия «Дон-дон» записана нотами соль и ля так же, как «Лепёшки».
      Отметьте ладошками четверти и восьмые и пойте прибаутку, называя ноты. Если нота записана выше ноты соль, то и голос ведите вверх. А теперь пойте прибаутку про себя, а ладошками отмечайте рисунок четвертей и восьмых — ритмический рисунок.
      Прибаутку «Лепёшки» спойте на звуках ля и си. Заметьте, что звук си выше звука ля. Нота си записывается на третьей линейке. Палочка у ноты си пишется сверху вниз с левой стороны.
      Повторите прибаутку «Лепёшки» на звуках до и ре. Нота до записывается на добавочной линейке под нотной строкой. Пишется маленькая ровная линейка и на этой линейке нота.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Перепишите в тетрадь прибаутку «Лепёшки» нотами ля, си и до, ре. Ноты пишите красиво. Пойте прибаутку, называя ноты, — сольфеджируйте.
     
      8. СИНИЦА
      Руссная прибаутка
      Отметьте ноты, записанные четвертями. Пойте прибаутку «Синица», называя ноты — фа, соль. Помните, что звук соль звучит выше, чем звук фа.. Выучите прибаутку со словами. Повторите прибаутку «Синица» от звуков:
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Перепишите прибаутку «Синица» в нотную тетрадь. Пойте знакомые прибаутки со словами от любого звука. Прибаутки «Сорока, сорока» и «Горелки» сольфеджируйте от ре, ми, соль, ля. Прибаутки «Лепёшки» и «Приди, приди, солнышко» от ре, фа, соль, ля.
     
      § 3. НИСХОДЯЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЛОДИИ. ОКТАВА
      9. СЧИТАЛОЧКА
      Украинская песня
      В песне «Считалочка» мелодия поётся сверху вниз от фа до звука до, и каждый звук повторяется. Мелодия поется четыре раза на разные слова: второй раз так же, как и первый, а третий и четвё'ртый раз делает остановку на звуке до. Этот звук записан четвертью.
      Пойте «Считалочку» на слог та, ведите голос сверху вниз за направлением нотного рисунка. Пойте песню, называя ноты и со словами.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Перепишите «Считалочку» в тетрадь и выучите её наизусть.
      Это знакомая нам песня «Считалочка», только записана она другими нотами. Мелодия песни не изменилась, но петь её нужно выше — отзвука до.
      до ре мт фа соль ля си до
      Вы знаете названия звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля. си. Это — звуки первой октавы. После звука си снова появляется звук до, но уже второй октавы.
      Вы заметили, что ноты записываются и на линейках и между линейками. У каждой ноты своё* место на нотной строке: чем выше звук, тем выше записана нота.
      Звук до второй октавы записывается между третьей и четвёртой линейками. Пойте считалочку от звука до со словами и называя ноты.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Перепишите «Считалочку» в нотную тетрадь от ноты до. Заметьте, что у нот до и си палочки направлены вниз с левой стороны:
      10. ВАСИЛЕК
      11. ЛОШАДКА
      Детская песня
      Эти песни похожи на «Считалочку», они сложились из тех же звуков. В песне «Василёк» мелодия повторяется несколько раз, а слова меняются. В песне «Лошадка» при повторении мелодии меняются слова и ритмический рисунок.
      Отметьте ладошками ритмический рисунок восьмых и четвертей, пойте песни называя ноты и со словами.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Перепишите обе песни в тетрадь. Старайтесь, чтобы палочки у нот стояли прямо. Пойте песни, называя ноты, от звука фа. Повторите их наизусть со словами от любого удобного звука.
     
      § 4. ВОСХОДЯЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЛОДИИ
      12. КАК ПОД ГОРКОЙ
      Русская песня
      2. Приходила девушка. Продай золки, дедушка! Картошка моя,
      Вся поджаренная.
      3. На что золка, девушка? Холсты белить, дедушка! Картошка моя-Вся поджаренная.
      В песне «Как под горкой» мелодия поётся вверх от звука соль до’ звука до, а затем вниз от до к соль.
      Найдите в нотной записи четверти, отметьте ладошками ритмический рисунок, на четвертях делайте остановку. Пойте песню на слог та. Ведите голос за рисунком нотной записи: ноты выше — голос выше, ноты ниже — голос ниже. А затем спойте песню?называя ноты и со словами.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      13. БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ
      Русская песня
      Определите, в каком направлении — вверх или вниз — нужно петь мелодию этой колыбельной песни. Найдите каждое повторение мелодии.
      Пойте колыбельную, называя ноты, ведите голос за рисунком нотной записи, на четвертях делайте остановку. Исполните песню со словами спокойно, не торопясь, как покачивают колыбель. Подберите, запишите и спойте колыбельную от звука фа Л
      Выучите её наизусть со словами.
      14. ЛИСА
      Украинская песня
      2. В плен лиса попала. Ой, ой, ой! Сбежала!
      Прячьтесь?куры?на насест, Кого схватит, того съест!
      Проследите за направлением мелодии. Отметьте все повторения мелодии, изменения ритмического рисунка. Пойте песню на слог га, ведите голос за рисунком нотной записи, делая остановку на четвертях. А теперь спойте песню про себя, а ладошками отмечайте ритмический рисунок.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Подберите, запишите и пойте, называя ноты, песню «Лиса» от звука до
      Выучите её наизусть со словами.
     
      § 5. ПАУЗА
      Песня «Самолёт» — бодрая, решительная, похожая на марш. Мелодия часто прерывается, как бы изображает прерывистый гул мотора. Перерывы мелодии обозначены ^накомУ. Это пауза, она равна восьмой Кпо длительности.
      Сравните мелодию на слова: «у—у—у—у» с мелодией на слова: Я лечу в Москву
      Мелодии записаны одинаковыми нотами, только первая прерывается паузами, а вторая поётся связно. (fo ..J.LJ1—dl Отметьте ладошками ритмический рисунок.Пойте мелодию на слог га, ведите голос за направлением нотной записи. Повторите песню называя ноты и со словами.
      Перепишите песню «Самолёт» в тетрадь. Восьмая пауза похожа на цифру семь с точкой между третьей и четвёртой линейками. Следите внимательно за направлением палочек у нот. Подберите и запишите эту песню от ноты до.
      Пойте её со словами наизусть, а также называя ноты от соль и до
     
      16. БОЛТУШКИ
      Венгерская песня
      В песне «Болтушки» Хрюшка и Лиса по очереди смеются друг над другом. Сначала смеётся Хрюшка. Посмеялась и замолчала После перерыва — паузы — отвечает Лиса. Пауза обозначена знаком Она равна четверти.
      Разделитесь на группы и пойте по очереди: то за Хрюшку, то за Лису. Первая группа, которая будет исполнять песню за Хрюшку, должна предварительно спеть звуки:
      Вторая — звуки:
      Пойте песню называя ноты и со словами. Выполняйте паузу, делайте перерыв перед ответом Лисы.
     
      17. ЛЕСЕНКА-ДРАЗНИЛКА
      Спойте звуки, из которых сложилась песня.
      Мелодию «Песенки-дразнилки» пойте на слог та. Ведите голос по направлению нотной записи, прерывайте мелодию на паузе, делайте остановки на четвертях. Выучите слова и пойте песню со словами и с названием нот. Правой рукой изображайте ровные прыжки воробья.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Подберите «Песенку-дразнилку» от звуков до, ре, фа. Там, где белая клавиша не будет ладить с другими звуками и зазвучит фальшиво, за меиите сё самой близкой чёрной клавишей.
      § 6. НАЧАЛО МЕЛОДИИ С ТРЕТЬЕГО ЗВУКА
      18. ПЛЯСКА
      Найдите звук ми и от этого звука пойте весёлую плясовую песню на слог та. Отметьте четверти, не забудьте, что они поются подольше. Ведите голос за направлением нотной записи. Определите, сколько раз повторяется одинаковая мелодия. Выучите слова и пойте песню со словами. Движением руки от локтя сверху вниз отмечайте каждое ровное движение плясунов.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Перепишите «Пляску» от ноты ми. Следите, чтобы ноты были на одинаковом расстоянии друг от друга. Подберите песню от звуков си и ля. Внимательно слушайте: если белая клавиша зазвучит фальшиво, замените её соседней чёрной клавишей.
     
      19. ДОЖДИК
      Русская песня
      Песня «Дождик» и песня «Пляска» сложились из одинаковых звуков, и направление мелодии у них почти одинаковое. Отличаются они ритмическим рисунком. Найдите ноты, которые записаны четвертями, пойте песню, называя ноты-сольфеджируйте. Повторите песню, пропевая восьмые про себя, а четверти вслух.
      Разучите песню со словами. Рукой изображайте весёлые, ровные прыжки ребят, ко торые попали под дождь.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Подберите песню «Дождик» от звуков ля и си. Если белая клавиша звучит фальшиво, замените ее чёрной.
     
      20. ВОЗДУШНАЯ ПЕСНЯ
      «Воздушная песня» сложилась из звуков:
      Спойте их, найдите ноту ми.
      Отметьте ноты, записанные четвертями, и спойте мелодию песни на слог та, внимательно следите за направлением нотной записи. Выучите слова; пойте песню со словами и сольфеджируя, рукой отмечайте ровный, спокойный шаг парашютистов.
      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
      Перепишите «Воздушную песню» в нотную тетрадь, пойте её* наизусть называя ноты и со словами.
      Найдите в нотах песни повторение мелодии и изменение мелодии. Пойте песню на слог та, прерывайте мелодию на паузах. Выучите песню со словами; пойте её, называя ноты, рукой отмечайте ровные, неуклюжие, медленные шаги гусей.
      Перепишите песню «Гуси» в нотную тетрадь. Следите за направлением палочек. Пойте песню наизусть называя ноты и со словами.
     
      § 7. КУПЛЕТ, ЗАПЕВ И ПРИПЕВ
      22. КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ
     
      2. Они ягод не набрали, Лишь подружку потеряли. Сею, вею, вею, вью,
      Лишь подружку потеряли.
      3. То любимую подружку Катеринушку.
      Сею, вею, вею. вью, Катеринушку!
      В песне появилась новая нота — ре второй октавы. Спойте звуки, из которых сложилась песня:
      При пении песни «Как пошли наши подружки* делайте остановки на четвертях. Выучите её* со словами. Заметьте, что мелодия здесь повторяется. Повторяются также ело-
      ва: «Сею, вею, вею, вью». Это — припев песни. А начало мелодии поётся каждый раз с новыми словами. Это — запев. Запев и припев образуют куплет.
      В этой песне три куплета. В третьем куплете на слове «Катеринушка» изменяется ритмический рисунок. Запевайте песню по очереди, а припев пойте хором. Отмечайте рукой ровный, быстрый, легкий шаг подружек.
      Пойте знакомые песни, в которых есть запев и припев, запев — про себя, а припев — вслух. Подберите, запишите и пойте, называя ноты, песню «Как пошли наши подружки» от звука ми. Найдите запев и припев в песне «Как под горкой» (№ 12). Определите количество куплетов.
     
      § 8. МЕЛОДИЯ, ПОСТРОЕННАЯ НА ТРЁХ СОСЕДНИХ ЗВУКАХ
      23. УЖ Я КОЛЫШКИ ТЕШУ
      Сольфеджируйте песню, прерывайте мелодию на паузах, делайте остановку на четвертях. В этой песне три куплета, выучите всю песню со словами наизусть. Песня весё'-лая, плясовая. Отмечайте рукой каждое движение пляски.
      Подберите песню «Уж я колышки тешу» от звуков до, соль. Запишите её в тетрадь и пойте называя ноты и со словами, наизусть.
      Спокойно, ласково
     
      § 9. ДОЛЯ-ПУЛЬС
      24. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
      Чувашская песня
      Спойте звуки, из которых сложилась песня:.
      А затем пойте колыбельную, называя ноты. Быучите песню со словами. Во время пения движением руки сверху вниз как бы покачивайте колыбель. Качайте неторопливо, спокойно, ровно.
      Ровное движение чувствуется во всех песнях. В музыке как бы бьётся сердце, пульс. Равномерное биение пульса в музыке образует равномерное чередование долей. Доля — это музыкальный пульс.
      Пойте знакомые песни и прибаутки и отмечайте в них рукой долю. Руку опускайте свободно от локтя. Локоть не отставляйте. Плечи не поднимайте.
      В зависимости от содержания песен пульс (доля) бьётся то побыстрей, то помедленней. Скорость чередования долей называется те м п о м. Темп указывается словами над скрипичным ключом.
      Пойте песни: «Самолёт» (№ 15), «Баю, баюшки, баю» (№ 13) и по характеру песен определите, темп.
     
      25. ДВЕ ТЕТЕРИ
      Русская песня
      А теперь пойте песню на слог та. Отметьте ноты, записанные четвертями; повторите песню, называя поты. Определите настроение песни, подумайте, как её нужно петь: медленно или быстро, спокойно или тревожно, весело или грустно. Найдите по характеру песни темп.
      Выучите слова и при пении отмечайте доли. Песню «Две тетери» спойте от звука фа, называя ноты; запишите её в тетрадь по памяти.
     
      § 10. СКАЧОК В МЕЛОДИИ ЧЕРЕЗ ДВА ЗВУКА
      26. КОНЬ РЕТИВЫЙ
      Настройте слух — сыграйте и послушайте звуки, из которых сложилась считалка:
      Пойте считалку называя ноты и со словами. Точно выполняйте ритмический рисунок. Бодро и весело отмечайте рукой долю-пульс. А теперь сольфеджируйте считалку от тех нот, от которых она записана. Отмечайте рукой долю.
      Заметьте, что у этой шуточной веселой песни мелодия начинается так же, как у считалки «Конь ретивый», но потом звук до переходит на соседний звук вверх и возвращается.
      Прохлопайте ладошками ритмический рисунок песни, затем пойте называя ноты и со словами, отмечайте рукой долю-пульс.
      Перепишите в тетрадь и пойте, называя ноты, песню «Семейка» от соль, а потом со словами наизусть от звуков ля, си, до, ре.
     
      § II. СИЛЬНАЯ ДОЛЯ. ТАКТ
      28. ЗАЙЧИК
      Спокойно
      Русская прибаутка
      Деток боишься, Зайка-трусишка.
      Мелодия песни «Зайчик» отличается от песни «Семейка» только ритмическим рисунком. Прохлопайте его ладошками и спойте песню «Зайчик», называя ноты. Исполните дет^зг то словами, отмечгя рукой долю-пульс.
      Е каждом слове песни есть ударный слог.
      Заинька. зайка! Маленький зайка. Длинные ушки, быстрые ножки.
      На ударный слог и в мелодии есть ударение—акцент. Мелодия от одного акцента д: д:у~сго акцента образует та кт. Сильная доля — начало такта. В нотной записи ак-дгн-— сильная доля указывается т а кто вой чертой. Тактовая черта ставится перед ; ’ - * ’ долей.
      Пойте песню «Зайчик» и отмечайте каждую долю. На сильную долю опускайте руку вниз сильней.
      Подберите песню «Зайчик» от звуков фа, до, ре. Запишите от этих нот песню в тетрадь, пойте со словами, отметьте акценты — сильную долю такта и поставьте перед акцентом тактовую черту.
     
      29. МИШЕНЬКА
      Песня сложилась из тех же звуков, что н песни «Колыбельная», «Уж я колышки тешу».
      Отметьте ладошками ритмический рисунок песни «Машенька-Маша», пойте песню называя ноты и со словами. Найдите ударный слог в каждом слове. Перепишите песню в тетрадь и поставьте тактовую черту перед нотой, на которую пришёлся акцент — ударение. Песня спокойная, ласковая. При пении отмечайте сначала спокойно каждую долю-пульс, а затем только сильную долю — начало такта. На'сильную долю опускайте руку вниз активней.
     
      § 12. ДВУХДОЛЬНЫЙ И ТРЁХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕРЫ
      30. он, звоны звонят
      Украинская песня
      Прохлопайте ладошками ритмический рисунок и отметьте, где мелодия повторяется. Спойте песню сольфеджируя и со словами; отмечайте рукой пульс-долю, а затем только сильную долю — начало такта.
      В каждом такте две доли: первая — сильная, вторая — слабая. Такт двухдольный. Это указано у ключа двумя цифрами. Верхняя означает, что долей в такте две, а нижняя — что каждая доля равна четверти. Размер такта двухдольный — две четверти.
      31. ДОЖДИК
      Когда ребята исполняют прибаутку, они как бы прыгают от удовольствия—идёт дождь. Пойте эту весёлую песенку, называя ноты и отмечая рукой пульс-долю — ровные прыжки ребят.
      Разделитесь на две группы. Первая группа споёт прибаутку так, как она записана на верхней строке, а вторая — как записана на нижней строке. Отмечайте каждую долю. Вы слышите, что на каждую долю приходится две восьмых, а четвертей только одна:
      Если песня записывается без слов, то ноты соединяются по долям, по две, так:
      А теперь сольфеджируйте песню. Выучите её со словами. При пении отмечайте рукой сначала долю-пульс, а затем только сильную долю — начало такта. В каждом такте три доли: первая — сильная, вторая и третья — слабые. Размер такта — трёхдольный. Это указано у ключа. Верхняя цифра означает, что в такте три доли, а нижняя, что каждая доля равна четверти.
     
      § 13. ТОНИКА
      34. ЦЫПЛЯТА
      Не скоро
      Настройте слух — запомните звуки, из которых сложилась песня:
      Пойте песню на слог та называя ноты и со словами. Отмечайте рукой спокойный пульс-долю песни «Цыплята».
      Слушайте как в песне мелодия стремится к звуку фа. В этой песне звук фа — главный звук, он заканчивает мелодию, звучит устойчиво, опорно.
      35. ПЕСЕНКА ГОЛОДНЫХ ЗАЙЦЕВ
      Пойте мелодию на слог та медленно, отмечая долю-пульс. Прерывайте мелодию на паузах. Заучите слова и исполните песню со словами. В песне вся мелодия стремится к звуку ре. Это — главный звук песни, устойчивый, опорный.
      36. КАК ПОД НАШИ ВОРОТА
      Пойте мелодию песни на слог та, ведите голос за направлением нотной записи. Правильно выполняйте ритмический рисунок. Выучите песню со словами. Там, где восьмые соединены ребрышком Л , они распеваются на один слог.
      Мелодия то поднимается вверх от ноты соль, то делает переход вниз на ноту ре и возвращается к ноте соль. В этой песне главный звук, устойчивый звук — соль.
     
      37. ПЕРЕПЕЛОЧКА
      Не спеша
      Белорусская песня
      Пойте песню, следите за направлением нотной записи. Делайте остановки на четвертях, спокойно, не спеша отмечайте рукой долю-пульс.
      Вы заметили, что в этой песне главный, устойчивый звук — ля\
      Пойте на слог га мелодию песни, делайте остановки на четвертях, весело отмечайте рукой долю-пульс. Разучите песню со словами. К концу вся мелодия стремится к звуку до. До — главный, устойчивый звук этой песни.
      Вы заметили, что у каждой песни свой главный звук: Главный звук песни называется тоникой. Тоника даёт мелодии устойчивость, опору. Тоникой может быть любой звук.
      ДОМАШНЕЕ 0А ЗАДАНИЕ М
      Подберите на рояле от всех белых клавиш песню «Цыплята» А. Филиппенко (№ 34) так, чтобы мелодия не менялась; если белые клавиши не будут ладить с тоникой — заменяйте их чёрными. Эта песня начинается и кончается тоникой.
      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА УЧЕБНИКА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru