НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Музыка. Учебник для 3 класса общеобразовательной школы. Бейдер, Белобородова, Тилевич. — 1983 г.

Тамара Александровна Бейдер
Вера Кузьминична Белобородова
Анна Андреевна Тилевич

Музыка

Учебник для 3 класса

*** 1983 ***


PDF

цвет



DjVu

ч/б


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      I четверть
      Правила пения 3
      Распевания 4
      Повторение 5
      Учи песню. Звездочка. Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова 6
      Длительности нот 8
      Повторение 9
      Динамические оттенки 10
      Повторение. Тоника 10
      Повторение. Тактовая черта, такт 11
      Слушай музыку. Гибель Чапаева. Музыка Ю. Милютина, слова 3. Александровой 12
      Двухголосное пение 14
      Учи песню. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня 16
      Слушай музыку. Орленок. Музыка В. Белого, слова Я. Шведова 18
      Двудольный размер 20
      Темп 21
      Трехдольный размер 22
      Д. Б. Кабалевский 24
      Учи песню. Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова Ант. Пришельца 26
      Нота с точкой 27
      П. И. Чайковский 28
      Учи песню. Осень. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева 29
      Учи песню. Пастушья песня. Французская народная песня 30
      Слушай музыку. Священная война. Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача 32
      Слушай музыку. Шумел сурово брянский лес. Музыка С. Каца, слова А. Софронова 35
      Проверочные задания 36
     
      II четверть
      Учи песню. Добрый жук. Песенка-танец из кинофильма «Золушка». Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца 38
      Лад. Мажор и минор 40
      Учи песню 42
      Петрушка. Музыка И. Брамса 43
      Лад (Продолжение) 44
      С. С. Прокофьев 46
      Слушай музыку. Петя и волк. Симфоническая сказка для детей С. С. Прокофьева 48
      Учи песню. Вдоль по улице молодчик идет. Русская наррдная песня 53
      Учи песню. Хор нашего Яна. Эстонская народная песня. Русский текст Л. Дербенева 54
      Учи песню. Елочка. Музыка Н. Гольденберг, слова 3. Александровой 56
      Проверочные задания 57
     
      III четверть
      Учи песню. Посею лебеду на берегу. Русская народная песня 58
      Распевания 59
      Двухголосные упражнения 50
      Ступени звукоряда 61
      И. С. Бах 62
      Учи песню. За рекою старый дом. Музыка И. Баха, русский текст Д. Тонского 63
      Учи песню. Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского 64
      Пунктирный ритм 67
      Устойчивые и неустойчивые ступени 68
      Учи песню. Как пошли наши подружки. Русская народная песня 70
      Учи песню. Земелюшка-чернозем. Русская народная песня 71
      Пой по нотам 72
      Театр оперы и балета 73
      Слушай музыку. Щелкунчик. Музыка П. Чайковского 74
      Триоль 76
      Проверочные задания 80
     
      IV четверть
      Учи песню. Знакомый дом. Музыка Т. Попатенко, слова В. Викторова 82
      Учи песню. Песня о великом Ленине. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной 83
      Слушай музыку. Mapui из оперы Ш. Гуно «Фауст» 84
      Учи песню. Марш юных пионеров. Музыка С. Дешкина, слова А. Жарова 85
      М. И. Глинка 88
      Слушай музыку. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» 88
      Слушай музыку. Гавот и менуэт 90
      Слушай музыку. Норвежский танец. Музыка Э. Грига 92
      М. П. Мусоргский 94
      Слушай музыку. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» 95
      Учи песню. В лодке. Музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской 96
      Пионерские сигналы 98
      Проверочные задания 100
      Приложение 102

     
     

      ПРАВИЛА ПЕНИЯ
     
      1. Во время пения стой (или сиди) прямо.
      2. Внимательно вслушивайся в первый звук песни и старайся спеть его точно по высоте.
      3. Дыхание бери спокойно. Не поднимай плечи. Распределяй дыхание до конца фразы.
      4. Слушай себя во время пения и следи за тем, чтобы голос всегда звучал красиво.
      5. Гласные в песне тяни, а согласные произноси коротко и отчетливо-
      6. Думай, о чем поется в песне и исполняй ее выразительно.
      7. Когда поёшь в хоре, прислушивайся к пению товарищей. Твой голос не должен выделяться.
      8. Во время пения внимательно смотри на учителя. Точно выполняй все его указания.
      9. Когда поёшь по нотам, бери дыхание в тех местах песни, где стоит знак V.
      10. Когда класс поет на два голоса, прислушивайся к пению своей и другой групп.
     
      Распевания — это упражнения, которые помогут тебе научиться петь правильно и красиво.
      Пой эти упражнения, соблюдая правила пения.
      Меняй дыхание по знаку V.
      1. Пой мягко, плавно на одной высоте слоги ми, мэ, ма. мо,му.
      ми, мэ,
      ма, мо,
      му.
      2. Пой протяжно, ласково и нежно русскую народную песню «Гули мои, гули»
      Умеренно
      Гу.ли МО и, гу ли, Ми-мо про-ле_ та ли,
      гу.ли вы, на во ле.
      гром-ко вор.ко ва ли.
      3. Пой упражнения «Солнышко» и «Туча» протяжно, плавно. Вспомни, как надо петь ноту, около которой стоит знак Ь. Умеренно
      4. Пой первый куплет песни «Веселая дудочка» М. Красева легко, подвижно и четко.
      Оживленно
      5. Пой звукоряд плавно, не спеша, называя ноты. Следи за правильным произношением гласных при пении.
      ПОВТОРЕНИЕ
      Вспомни эти песни. Спой начало каждой песни, определи ее ха рактер. Какое настроение выражают песни?
      Звездочка
      Слова В. ВИКТОРОВА Музыка Д. КАБАЛЕВСКОГО
     
      Спой упражнения к песне:
      1 Умеренно 2. Умеренно
      1. Вчера мы вступили в семью октябрят, Умелых, веселых и дружных ребят.
      Мы красные звездочки гордо несем И песню об этом всем классом поем.
      Припев: Звездочка наша прекрасная,
      2. Звезду самолеты несут на крыле,
      На башнях Кремля звезды светят земле, И рады все люди в советской стране, Что звездочка наша уже на Луне.
      Припев.
      3. Звезда на пилотке солдата горит, Звезда нам о мирном труде говорит.
      На детском флажке и на флаге страны Родные советские звезды видны.
      Припев.
      Песня «Звездочка» — веселая, бодрая, маршеобразная. В то же время мелодия ее очень напевна. Чтобы сохранить напевность звучания, точно выдерживай все длительности, гласные «тяни», согласные произноси четко и коротко. Пой песню легко, живо. Дыхание бери быстро, но спокойно. Найди такие места в песне, где мелодия идет не плавно, а скачком.
      Для чего поставлена лига между нотами ля и ре?
      Назови этот знак: 7?
      Вспомни,какую музыку Д. Кабалевского ты еще знаешь?
      Звездочка ясная, красная На солнце сверкай, Лучами играй И нам свети в пути!
      яс на я А что она означает в этом случае:
      Определи, какими длительностями записаны звукоряды. Пой их, отмечая каждую четверть одним легким ударом пальцев правой руки по ладони левой.
      Сколько четвертей(ударов)содержитодна половинная длительность? Сколько восьмых приходится на одну четверть (на один удар)?
      Пой эти песни, называя ноты, потом со словами. Сначала определи, какими длительностями они записаны и как их надо отсчитывать?
      Не торопясь
      КАК ПОД ГОРКОЙ
     
      ПОВТОРЕНИЕ
      Назови фамилии композиторов.
      Какие произведения этих композиторов ты знаешь?
      Вспомни по картинкам, как называются произведения? Кто их сочинил?
      ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ
      Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко.
      Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание песни и выразительно исполнить ее. Например, в «Песне о пограничнике» С. Бугославского слова:
      Ночь темна, и кругом тишина,
      Спит советская наша страна... лучше исполнить тихо, а слова:
      Чтоб всегда был свободным народ,
      Наша армия нас бережет...
      спеть громче, тогда они прозвучат особенно выразительно.
      Динамические оттенки в музыке всех народов обозначаются одинаково, итальянскими словами:
      f (форте) — громко, wf (меццо-форте) — не очень громко,
      р (пиано) — тихо, тР (меццо-пиано) — не очень тихо.
     
      ПОВТОРЕНИЕ
      ТОНИКА
      Тоника — главный устойчивый звук песни.
      В каждой песне есть тоника, на тонике песня заканчивается.
      Одну и ту же мелодию можно спеть от разных по высоте звуков. Когда меняется высота звуков песни, меняется и название тоники. Спой начало песни «На горе-то калина». Назови тонику в 1-м и 2-м примерах:
      1. 2.
      ПОВТОРЕНИЕ ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. ТАКТ
      Спой первую фразу знакомой тебе «Песенки про звездочку»М. Иорданского. Обрати внимание на ударение в песне.
      Вспомни, как называется черта, которая ставится в нотной записи перед ударением?
      Отрезок песни от одного ударяемого звука до другого называется ТАКТОМ.
      В нотной записи такт — это отрезок песни между двумя тактовыми чертами.
      Пой первый куплет «Песенки про звездочку» и маршируй на месте. Каждый твой шаг — четверть. Это доля такта
      Доли, на которые падают ударения называются СИЛЬНЫМИ. Доли, на которые ударения не падают, называются СЛАБЫМИ.
      СЛУШАЙ МУЗЫКУ
      Гибель Чапаева
      Слова 3. АЛЕКСАНДРОВОЙ Музыка Ю. МИЛЮТИНА
      Василий Иванович Чапаев — герой гражданской войны, талантливый командир Красной Армии.
      ...В осеннюю ночь 1919 года враги-белогвардейцы внезапно напали на штаб 25-й стрелковой дивизии, где находился Чапаев. Василий Иванович с горсткой бойцов мужественно боролся против большого отряда белых. Расстреляв все патроны, раненый Чапаев бросился в реку Урал, чтобы переплыть на другой берег, но в воде был настигнут вражеской пулей и погиб.
      Много хороших песен создали поэты и композиторы о Чапаеве. Песню «Гибель Чапаева» написал композитор Ю. Милютин на слова
      3. Александровой. Песня суровая, энергичная и в то же время тревожная. Запев звучит напряженно в ритме марша, а припев протяжно, напевно.
      Эта песня записана на грампластинку в исполнении оркестра и смешанного хора. Смешанный хор состоит из женских и мужских голосов.
      1. В уральских степях непогода и мрак... Лисицей во тьме пробирается враг.
      Чапаев не слышит, чапаевцы спят,
      Дозор за рекой неприятелем снят.
      Урал, Урал-река...
      Ни звука, ни огонька...
      2. Чапаев винтовку сорвал со стены:
      «Ребята, не время досматривать сны! Кровавый рассвет над станицей встает. Казацкие кони храпят у ворот».
      Урал, Урал-река...
      Вода холодней штыка.
      3. «Последнюю пулю пошли по врагу!
      Живые, скрывайся на том берегу!» Вдогонку палят: недолет, перелет...
      И раненый в руку Чапаев плывет.
      Урал, Урал-река...
      Слабеет его рука.
      4. Проклятая пуля догнала в воде.
      «Товарищ Чапаев!» Не видно нигде! «Товарищ Чапаев! Наш друг боевой!»
      Круги разошлись над его головой.
      Урал, Урал-река.
      Могила его глубока.
      5. До красных отрядов, река, добеги,
      Скажи, что товарищ Чапаев погиб.
      Пусть конница мчится, пусть пули свистят, Пусть красные белым за вас отомстят.
      Урал, Урал-река...
      Бурлива и широка.
      1. Какие слова песни исполняют только женские голоса? Только мужские?
      2. Мелодия запева или припева слышна во вступлении?
      ДВУХГОЛОСНОЕ ПЕНИЕ
      В хоре часто поют песни на несколько голосов. Тебе, вероятно,приходилось слышать такое исполнение?
      Двухголосное пение звучит очень красиво.
      Двухголосные песни могут исполнять два ученика или две группы учеников: одни поют мелодию более высокого голоса, другие — мелодию более низкого.
      ПРАВИЛА НОТНОЙ ЗАПИСИ ДВУХГОЛОСНЫХ ПЕСЕН
      Мелодия каждого голоса двухголосной песни иногда пишется на отдельной нотной строчке:
      Когда мелодии обоих голосов песни записываются на одной нотной строчке, то у группы высоких голосов палочки (штили) пишутся
      справа вверх: J, а у группы низких — слева вниз:р
      Если оба голоса поют один и тот же звук, то пишется одна нота с двумя палочками: справа вверх и слева вниз:
      ДВУХГОЛОСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Пой двухголосные упражнения со своей группой на слог лю. Прислушивайся к звучанию мелодии своей и другой групп. Следи, чтобы твой голос не выделялся из хора, чтобы голоса звучали слитно Обрати внимание на новый знак: — это половинная пауза.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru