Новые правила были готовы задолго до революции, однако объявить реформу царские министры не решались. При Временном правительстве, между февралём и октябрём 1917-го, Академия Наук приняла постановление быстро и без проволочек. (БК.)
I. Реформа русского правописания и ее значение.
«Язык есть живой организм».
Язык живет в устах людей, и живо в нем только то, что поддерживается живой речью. Изменяются люди, изменяется и их речь: умирают слова, отживают формы, изменяются звуки, теряют значение буквы. Словом, «живой язык» не есть нечто неизменное, неподвижное; он есть непрерывная деятельность, и с прекращением этой деятельности язык умирает, застывая в формах последнего момента своей жизни. Он отходит в мир «мертвых языков».
Так как отмирание элементов языка происходит раньше в живой речи, а после уже.на письме, то часто образуется резкое расхождение письма с устным словом; орфография языка становится трудной, во многих случаях не имеющей опоры ни в истории языка, ни в живом слове.
Отсюда вытекает потребность реформы письма, т.-е. необходимость дать каждому правилу правописания разумное обоснование, устранить все непонятное, все лишнее, упростить правописание и сделать его доступным народу, создавшему язык.
Всем известно, что русское правописание представляет огромную трудность для усвоения, что большая часть времени, отведенного на русский язык в народной школе и младших классах средней школы, уходит на изучение правописания и что даже «условно грамотных» русских людей вообще мало.
Не даром в педагогической литературе русское правописание прозвано «Молохом» школы, «злым духом» и путами, тормозящими умственное развитие народа.
Лучшие русские люди, любящие свой народ, всегда ясно сознавали, что назначение письма — передавать речь наиболее простыми средствами, и поэтому стремились сделать письмо общедоступным, возможно простым.
Начиная с XVIII столетия и в литературе и в обществе шла борьба за реформу правописания. Борьба эта, как известно, закончилась постановлением Особого Совещания по упрощению правописания при Академии Наук, которое 11-го мая 1917 года установило основы нового правописания.
Суть этих основ выражается в следующих правилах:
1. Буквы ъ, i, (фита) исключаются из алфавита и заменяются буквами е, и, ф.
2. Желательно (но необязательно) употребление буквы ё (нёс, вёл, всё).
3. В конце слов и частей сложных слов ъ не пишется (стол, грош, контр-адмирал), но сохраняется в средине слов в значении отделительного знака (объяснение, съезд, въявь, адъютант).
4. В родительном падеже единств, числа прилагательных, причастий и местоимений пишется ого, его вместо аго, яго (доброго, синего, любящего, которого).
5. В именит. и винит. множеств. женского и среднего рода прилагательных, причастий и местоимений пишутся окончания ые, не вместо ыя, ия (зеленые нивы, широкие поля).
6. От местоимения она родительный единств, ее вместо ея, а именительный множеств, они вместо оне.
7. В женском роде пишется одни, одних, одним, одними вместо одне, однех, однем, однеми.
8. В приставках из, воз, вз, раз, роз, низ, без, чрез, через перед глухими согласными буквами к, п, т, ф, х,ц, ч, ш,щ, с пишется буква с вместо з. Например: искусить, воспеть, расстаться, роспись, ниспослать, бесполезно, чересполосица, рассказать.
9. Наречия,составленные из существительных,прилагательных и числительных с предлогами, можно писать с предлогами как слитно, так и раздельно. Например: всторопе и в стороне, втечение и в течение, сверху и с верху, вволю и в волю, вдвое и в двое и т. д.
10. При переносе слов в другую строку соблюдаются лишь такие правила: 1) согласная не отделяется от стоящей за ней гласной (по-рог, пе-на); 2) группа согласных вначале слов не отделяется от гласной (етра-на, стре-ха); 3) буква й перед согласной не должна отделяться от предшествующей гласной (бой-кий, строй-ный); 4) конечное й не отделяется от предшествующей гласной (сарай, горький); 5) конечная согласная, а также группа согласных в конце слон не отделяются от предшествующей гласной (порог, мост).
Примечание. В остальных случаях правописания следует руководствоваться старыми правилами.
Реформа нашего правописания (особенно выход в отставку буквы «ять») имеет огромное культурное значение и должна весьма благотворно отразиться на успехах народного просвещения.
Школа, особенно низшая, получает большую экономию сил и времени, которые теперь она может и должна употребить на общее развитие учащихся, на выработку навыка в изложении мыслей, на чтение полезных книг.
Реформа унесет в область преданий много горя и слез учащихся и их родителей, уменьшит количество школьных неудачников и сделает общее образование более доступным всему народу.
Автор.
Москва, 6/VIII 1918 г.
Далее упражнения и примеры.
|