ПРЕДИСЛОВИЕ
Уже более 12 лет работает Н. Г. Кононова музыкальным руководителем детского сада «Искорка» г. Владивостока. У ребят здесь есть свой оркестр. Увлеченно и вдохновенно играют юные музыканты на самых различных детских музыкальных инструментах: металлофонах, триолах, аккордеонах, баянах. А ансамбль ложкарей известен уже во многих городах и поселках Приморского края.
В предлагаемой вниманию читателей книге Н. F. Кононова рассказывает о своей работе, об организации и проведении музыкальных занятий, на которых малыши не только поют и танцуют, но и знакомятся с различными музыкальными инструментами, получают первые навыки игры на них.
Автор приводит примерные конспекты (фрагменты) музыкальных занятий во всех группах, делится опытом, как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать.
В книге представлен материал, который может творчески использовать каждый музыкальный руководитель, учитывая возможности и способности своих воспитанников.
Надеемся, что пособие поможет педагогам интереснее организовать работу по музыкальному воспитанию детей в детском саду.
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам.
Неозвученные музыкальные игрушк и-и н-струменты.
Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами.
Озвученные музыкальные игрушк и инструменты.
1. Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки).
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций.
3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей
раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др.).
Музыкальные игрушки (неозвученные):
1 (а, б, в,) — лесенки; 2 — проигрыватель с набором пластинок; 3 (а, б) — балалайки; 4 — гармошка; 5 — звуковая книжка
Неозвученные музыкальные игрушки
Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготавливаются из фанеры, картона. Педагоги используют их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают. Таким образом, на неозвученных игрушках и инструментах малыши упражняются в правильном воспроизведении мелодии. Игрушки-ннструменты применяются в основном для детей 3 — 4 лет.
Трехступенчатая (пятиступенчатая, восьмиступенчатая) лесенка — дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, оргстекла, пластмассы или пластика. Дает представление о звуко-пысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании. Это различные звукоподражания на звуке определенной высоты при поддержке инструмента (профессионального или детского).
По ступенькам лесенки перемещается маленькая игрушка (матрешка, собачка, зайчик, медведь, кошечка и т. д.), в зависимости от передвижения фигурки (вверх-вниз) дети меняют высоту голоса. Задания предлагаются как в восходящем, так и в нисходящем порядке.
Звуковые книжки делаются из картона или плотной бумаги (размер 30 X 20 или 15 X Ю см). На каждой странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии данной песни и ее текст. Звуковые книжки используются во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.
Звуковые картинки — то же, что и звуковые книжки, только оформление каждой песни представлено отдельно (размер 15 X 10 см). Все картинки хранят в пакете или коробочке. Звуковыми картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных программных песен.
Проигрыватель (с пластинками) изготавливается из фанерной или пластмассовой коробки с диском, укрепленным на стержне (в центре коробки). Пластинки делают по размеру диска с отверстием для стержня в середине. Материалом для пластинок служит плотная бумага или картон. На каждую пластинку наклеивается картинка, содержание которой соответствует названию какой-либо песни.
Этот игровой материал педагоги используют в средней, старшей и подготовительной группах. Вначале игра проводится под руководством взрослого, затем ее дают для самостоятельного пользования.
Ударные инструменты:
1 (а, б, в) — трещотки; 2 (а, б, в, г) — погремушки; 3 — маракасы; 4 — румба; 5 — кастаньеты
Озвученные музыкальные игрушки-инструменты
Ударные инструменты
Деревянные ложки используют в садах как ударный инстру-менг в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат спободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.
Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.
Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.
Колотушка — небольшая продолговатая деревянная рама. Высота стенок 15 — 18 см, ширина 10 см. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка.
Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 — 12 шт.). Детей учат извлекать звук путем их легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.
Коробочка — небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полостив1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов.
Музыкальные молоточки — цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молотка. На основании гофрированный цветной набалдашник из мягкой, гибкой и тонкой пластмассовой ткани. При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки. Игрушка успешно используется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений, а также с детьми старшего дошкольного возраста для передачи ритма мелодии.
Колокольчики. Имеется несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты. Набор «валдайских колокольчиков» используется на музыкальных занятиях, во время проведения музыкально-дидактических игр. Три различных колокольчика по величине и звучанию, находящиеся на стойке, помогают детям закрепить знания о низких, высоких и средних звуках. Для массовых игр и упражнений нужно иметь колокольчики по числу играющих.
Ударные инструменты:
1 (а, б, в, г) — бубны; 2 (а, б) — ритмические палочки; 3 (а, б) — ритмические кубикн; 4 — ложки; 5 — тарелки
Ударные инструменты:
1 — барабан; 2 (а, б) — бубенцы; 3 (а, б) — коробочки; 4 — треугольник; 5 — музыкальный молоточек; 6 (а, б) — колотушки
«Валдайские колокольчики»
Для оркестра существуют большие колокольчики, имеющие одинаковое звучание. Они используются в тех случаях, когда нужно выделить фон той или иной музыкальной фразы. Звук извлекается путем удара по колокольчику металлической палочкой.
Металлофон. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.
Ксилофон представляет собой набор деревянных брусочков различной величины. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.
Музыкальная лесенка — восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Выполняется из деревянной или пластмассовой основы и съемных ступеней с закрепленными на них металлическими пластинами, которые при ударе по ним молоточком издают звук определенной высоты.
Пособие используется для развития у детей музыкального слуха, формирования у них правильного представления о высоте звуков, о расположении звукоряда с последовательным повышением и понижением звучания. Музыкальная лесенка предназначается для детей 6 — 7 лет.
Ударно-мелодические инструменты:
1 (а, б, в) — металлофоны; 2 — ксилофон; 3 — музыкальная лесенка
Ударно-клавишные инструменты: 1 — пианино; 2 — рояль
Ударно-клавишные инструменты
Пианино, рояль — озвученная модель музыкальных инструментов. Дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной музыкальной деятельности.
Пианино, рояль используются в процессе групповых и индивидуальных занятий, для организации различных музыкально-ди-дактических игр, упражнений. В самостоятельной деятельности дети переносят имеющийся навык игры на металлофоне, подбирая простейшие мелодии.
Духовые инструменты
Флейты, кларнеты, саксофоны — духовые инструменты. Их используют для индивидуального обучения и для музыкальнодидактических заданий.
Гармоника духовая «Мелодия-3». Звук извлекается при помощи клавиш, соединенных с металлическими язычками, и струи воздуха, который подается через мундштук. Игре на инструменте обучаются дети 6 — 7 лет. Каждый инструмент закрепляют за определенным ребенком и подписывают. Если возникает необходимость передать инструмент другому, то мундштук меняется или обрабатывается спиртовым раствором.
Гармоника духовая «Симона». Звукоизвлечение то же, что и у «Мелодии-3». При большом внешнем сходстве «Симона» отличается от «Мелодии-3» необыкновенной легкостью, она удобна и практична. Звук чистый, приятный, мелодичный, строй хроматический. На этом инструменте могут играть дети старшей, подготовительной групп.
Триола является детским музыкальным инструментом с цветными клавишами. Извлечение звука происходит путем вдувания
Духовые инструменты:
1 — «Мелодия — 3»; 2 — «Баянито»; 3 — «Симона»; 4 — «Коска»; 5 — трнола; 6 — саксофон; 7 — кларнет; 8 — флейта
Клавишно-язычковые инструменты:
I — аккордеон; 2 — баян; 3 — гармонь; 4 — Саратовская гармонь с колокольчиками
воздуха с одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание.
Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле, состоящем только из этих инструментов.
Клавишно-язычковые инструменты
Аккордеон. Звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на пластинках, при нажатии па клавиши, растяжении и сжатии меха. Инструмент настраивается по камертону ля первой октавы. Звуковой диапазон детского аккордеона от до первой октавы до соль второй октавы.
На нем учат играть детей 6 — 7 лет. Ребят знакомят с названием клавиш, с правильным положением рук, пальцев.
Обычно на аккордеоне учат играть детей, обладающих хорошими музыкальными способностями, устойчивыми навыками музицирования на других инструментах. Учитывается и другое — ребенок должен быть физически крепким, так как игра на этом инструменте представляет значительную физическую нагрузку (держать на весу, растягивать меха).
Баян. Звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках. Баян настраивается по камертону ля первой октавы. Звуковой диапазон мелодий детского баяна от ре первой октавы до ми третьей октавы. При нажатии на клавишу и сжатии меха извлекается звук. Правила игры на баяне те же, что и на аккордеоне.
Саратовская гармонь с колокольчиками. Звуки расположены в порядке диатонической мажорной гаммы. Звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках. Гармоника настраивШШИЕ камертону ля первой октавы. При нажатии на клавишу ирвяНЁ. нии и сжатии меха извлекаются разные звуки.
Струнные инструменты
Г уели — струнный щипковый инструмент с трапециевидным плоским корпусом и несколькими струнами, построенными диатонически. Гусли легко настраиваются с помощью специального ключа, который надевается на колки с прикрепленными на них струнами.
Цимбалы (белорусский народный инструмент) — это неболь-
шой, низкий ящик в форме трапеции, над которым натянуты струны. Дети играют на инструменте при помощи медиатора.
Цитры — струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал.
Арфа — озвученная модель музыкального струнного инструмента. Предназначена для исполнения различных мелодий (песен, танцев и т. д.).
Настройка арфы осуществляется с помощью ключа. Игре на арфе обучаются дети старшей и подготовительной к школе групп.
Электромузыкальные инструменты
«Фаэми» (работает на батарейках и от сети) — одноголосый инструмент, с клавиатурой в две с половиной октавы. Звук приятный, мелодичный, с необычной окраской. Сидя за столом, дети играют правой рукой, соблюдая аппликатуру, т. е. ребенку объясняют, какими пальцами следует нажимать клавиши при исполнении данной мелодии.
«Пилле» — одноголосый инструмент, с клавиатурой в две с половиной октавы, имеющий два разных тембра. Иногда, чтобы усилить звучание, «Пилле» подключают к приемнику. Громкость регулируется и через приемник, и самим инструментом. Детей учат играть на «Пилле» правой рукой, соблюдая аппликатуру. Когда они овладевают игрой, то их включают в ансамбль или в оркестр детских музыкальных инструментов.
«Нотка» — одноголосый музыкальный инструмент в две октавы. Предназначен для развития музыкальных навыков у детей дошкольного возраста. Игра на «Нотке» аналогична игре на рояле. Диапазон от фа малой октавы до ми второй октавы.
«Гамма» — одноголосый музыкальный инструмент с хроматическим звукорядом от ля малой октавы до ми второй октавы с чистым и мелодичным звучанием.
«Гамма» способствует развитию музыкального слуха и дает первоначальные понятия о музыкальной грамоте.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Игре на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Работу по обучению детой игре на музыкальных инструментах стараемся проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5 — 7 мин, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараемся применять разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелегра-фа, музыкальных лесенок, слушание музыки в грамзаписи и т. д.
Обучение игре на инструментах в процессе занятий требует немало времени, поэтому мы пересмотрели плотность занятия, тщательно продумали его проведение, чтобы оставалось время на этот вид деятельности.
Готовимся к занятию заранее: раскладываем все атрибуты (флажки, султанчики, платочки) на стульчиках вдоль стены, готовим необходимые пособия, музыкальные инструменты, подбираем пластинки для слушания и т. д. Задания объясняем четко и кратко.
Со многими музыкальными инструментами знакомим детей на музыкальных занятиях с учетом возрастных особенностей дошкольников. Здесь же происходит и обучение игре на музыкальных инструментах, требуемых «Программой воспитания и обучения в детском саду».
С остальными инструментами, которые используются в оркестре, ансамбле ложкарей, отдельных небольших ансамблях, некоторых музыкально-дидактических играх, знакомим во время индивидуальных занятий. Обучение на них осуществляем также в свободное от занятий время.
В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуемся попевками из «Музыкального букваря»
Н. А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.
Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки.
В работе с малышами мы также используем музыкальные игрушки: дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.
Вспоминаются первые занятия с детьми в зале. Ребята пришли с воспитателем, помощником воспитателя, медсестрой. Те, кто постарше, сразу же разошлись по всему залу, стали знакомиться с его оборудованием, двое же малышей расплакались, как только переступили порог зала. Их не могла успокоить даже серенькая кошечка, встречающая детей. Они стояли у двери и продолжали плакать. Кошечке дали в лапки дудочку, она «заиграла» (мелодию исполнял музыкальный руководитель). Воспитатель, пританцовывая, начал вращать кистями рук. Многие малыши принялись повторять движения, прислушиваясь к звучанию. Перестали плакать и те двое; успокоившись, они приблизились к группе ребят. Кошечка погладила малышей, помяукала.
При повторном исполнении мелодии на дудочке дети стали более оживлёнными, активными. Пассивных детей, не принимающих никакого участия, мы не принуждали, давали возможность просто понаблюдать, как занимаются другие.
На следующем занятии продолжили знакомство с дудочкой, но в новом игровом варианте: кошечка перед занятием пришла к малышам в группу и пригласила их в зал. Дети рассматривали игрушку, стараясь найти дудочку. Воспитатель объяснил, что кошечка потеряла дудочку и дети все вместе будут ее искать. Ребята с увлечением ходили вместе с воспитателем, заглядывали под стульчики, затем обнаружили игрушку на столе под красивой салфеткой. Некоторые малыши сразу подняли ручки и стали вращать кистями, не дожидаясь игры дудочки; их поддержал воспитатель. На этот раз в пляску включилось большее число ребят. Умолкла музыка, воспитатель опустил руки, говоря детям: «Пусть ручки отдохнут». При новом звучании мелодии игра возобновилась.
Знакомство с музыкальными инструментами мы проводим постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.
В музыкально-дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через два-три занятия они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух.
Используя металлофон и фортепиано в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, мы учим малышей различать высокие и низкие звуки.
На каждом занятии стараемся создать у детей радостное настроение от общения с музыкой. В гости к ребятам может прийти петушок и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. И только после этого петушок проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу петушка выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.
На занятия часто приходят куклы и включаются в игры с детьми. Так, воспитатель водит куклу Олю по залу, а музыкальный руководитель передает ходьбу куклы редкими ударами бубна. Но вот Оля побежала, и дети слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней, при этом воспитатель обращает внимание ребят на разные удары бубна.
Таким образом дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.
Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. В ней дети действуют вначале по показу воспитателя, а затем самостоятельно.
Коллективные исполнения мы сочетаем с индивидуальным и побуждаем малышей выполнять задания небольшой группой или по одному. В пляске «Бубен» малыши ударяют в бубен индивидуально. При этом немаловажную роль играет принцип повторности. Мы заметили, что при каждом новом исполнении пляски дети становятся более активными.
В музыкально-дидактической игре «Тихо-громко» Е. Тиличеевой дети различают изменение динамики. Они самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки. Здесь, как и н предыдущей игре, мы уделяем особое место дифференцированному подходу. Сначала просим выполнить упражнение одновременно нескольких детей, затем на исполнение тех же движений приглашаем индивидуально. Если малыш затрудняется, воспитатель помогает ему.
(Примерные конспекты музыкальных занятий с использованием музыкальных игрушек и инструментов для детей первой и второй младших групп см. в кн.: Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.)
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Во второй младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаем знакомить с новыми — барабаном и металлофоном.
На музыкальных занятиях предлагаем детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например, воспитатель подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным сто проговариванием (О-ля — два удара, Ма-ри-на — три удара и т. д.). Если кто-то из детей затрудняется выполнить это, воспитатель помогает. Игра доставляет малышам много радости, они с большим желанием выполняют такие несложные задания.
Практика показала, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание). Поэтому работу с этим музыкальным инструментом, начатую в первой младшей группе, мы продолжаем и во второй младшей группе. Из пяти видов колокольчиков, которые имеются в нашем саду, с детьми младшего дошкольного возраста используем самые маленькие, с высоким звучанием.
Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте, реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различают тембры менее
контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка).
Во второй младшей группе начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом — металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.
Детям показываем красочную иллюстрацию, на которой изображена девочка с зонтиком (идет дождь). Воспитатель рассказывает: «Пошла Оксана погулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, и на девочку опять капнуло несколько капель (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона несколько раз). Вначале капельки падали редко (музыкальный руководитель изображает это на металлофоне редкими ударами), потом все чаще и чаще. Дождь усиливался (музыкальный руководитель ударяет часто). Оксана раскрыла зонтик и, стала ждать, когда кончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился».
Затем воспитатель уточняет у детей, какой был дождь. Дети отвечают: «Сильный, большой, слабый, маленький», а музыкальный руководитель обращает внимание на инструмент: «Посмотрите, дети: на каком музыкальном инструменте я передавала капли дождя? Этот музыкальный инструмент называется металлофон». Таким образом закрепляем название инструмента, предлагаем детям рассмотреть его и прослушать звучание еще раз.
На следующих занятиях предлагаем детям музыкальные загадки. Музыкальный руководитель ударяет молоточком по пластинке металлофона, изображая разный ритмический рисунок, а малыши определяют, какой идет дождь — сильный или слабый. После каждой игры еще раз закрепляем название инструмента. Позднее с металлофоном можно проводить музыкально-дидактические игры.
Для знакомства малышей с барабаном прячем игрушку (зайчика, кошку, белочку) и маленький барабан в «чудесный мешочек». На музыкальном занятии воспитатель сообщает детям, что в мешочке кто-то прячется. Открывает его, достает зайчика и спрашивает: «Ты кто?» «Зайчик-попрыгайчик. Дайте мне мой барабанчик», — отвечает он. Воспитатель достает из «чудесного мешочка» маленький барабан и отдает зайчику, придерживая его левой рукой так, чтобы он был виден детям. Правой рукой водит зайку, который как бы играет палочками под музыку «Барабан» Е. Тиличеевой.
Затем воспитатель берет в руки большой барабан и ударяет сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каждой. Просит зайчика потанцевать. Уточняет с детьми название инструмента. По желанию дети могут поиграть на барабане (вначале одной палочкой, затем одновременно двумя).
Ппшпнаи музыкальный слух ребенка, во второй младшей группе приводим музыкально-дидактические игры с определенным Иржпмпем и правилами. Музыкально-дидактические игры, хороню шпкомые по первой младшей группе, мы вспоминаем и несколько занятий обыгрываем. Затем постепенно усложняем их, и .шн. приобретая новую форму, становятся подвижными играми.
Но второй младшей группе музыкально-дидактические игры нг КО./П.КО усложняются. Мы ставим новую задачу не только различим. звуки по высоте, но и воспроизводить их. Так, в игре «Чей ломик?» Е. Тиличеевой детям предлагается изобразить, как мяукаю кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук).
Раишчать звуки разной высоты помогает музыкально-дидактическая игра «Два петушка». В этой игре мы также используем Melпллофоп.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах под иное значение имеет развитие чувства ритма, умение передавим. детьми несложный ритмический рисунок. Вот почему во второй младшей группе на музыкальных занятиях мы стараемся использован. различные ударные инструменты.
Например, исполняй попенку «Петушок»* (ноты к произведениям, отмеченным звёздочкой, находятся в приложении), предрсГомнмьпрмь мелодию с помшцыо музыкального молю очка После того как дет хорошо усвоят ритм, им можно дать несколько бубнов, ширемушек, деревянных ложек и предложить вместе с иос шпателем сыграть оркестром.
Для рашпгия ритма дети могут выполнять также упражнения с кубиками. Всем раздают по два кубика и приглашают занять мепа па стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход — дети медленно ударяют кубиками. Музыкальный руководитель убыстряет темп, детистараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее. Поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают и кубики.
Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности — игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне). Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляем на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с ребятами.
Очень важно научить детей правильным приемам звукоизвле-чения. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится глухим, неприятным. Поясняем детям: «Молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола» (в качестве примера несколько раз ударяем мячом о пол).
Вначале мы вспоминаем игру «Дождь», знакомую детям по младшей группе. Малыши поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь. Ударять просим по одной пластинке, при этом поправляем молоточек в руке, поясняем и уточняем правильное его расположение между пальцев.
Лена, например, сильно сжимает молоточек, поэтому звук извлекается глухой, молоточек задерживается на пластинке. На помощь приходит педагог, с каждым новым исполнением звук улучшается. А вот Сережа никак не может ударять по одной пластинке, и звук получается двойной. Ему мы советуем позаниматься в музыкальном уголке, куда помещаем металлофон для самостоятельной игры.
Постепенно все дети научились правильно держать молоточек в руке, верно опускать его на пластинку металлофона. Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. В основном их мелодии построены на одном звуке (для средней группы).
Затем приступаем к разучиванию на металлофоне попевки «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой*. Сначала знакомим детей с попевкой, показываем иллюстрацию, затем поем ее всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для того чтобы выработать это умение, предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок попевки всем вместе и небольшими подгруппами, используем различные ударные инструменты. Дети передают ритм на палочках, бубне, кубиках, музыкальным молоточком.
После того как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к in ре эти попевки на металлофоне. Для того чтобы ребята быстрее нашли нужную пластинку, наклеиваем перед ней цветной кружо-41-к. Поочередно дети подходят к столу с инструментом и исполняю г ритмический рисунок попевки на одном звуке. Если ребенок hi I рудпястся, музыкальный руководитель берет его руку с палочкой н спою и помогает правильно опускать молоточек на пластинку металлофона. При этом малыш обязательно пропевает данную попенку.
Дети научились играть попевку индивидуально, передавать ее ритмический рисунок на деревянных ложках, бубнах.
Обучение игре на ударных инструментах требует меньшей затраты времени (на них дети воспроизводят только ритм). Во время игры мы учили ребят прислушиваться друг к другу. Таким образом, у нас получился детский оркестр из различных инструментов, что вызвало радость, желание играть вместе.
Постепенно ребята освоили навыки игры на металлофоне: играли знакомые мелодии, попевки на одном звуке, научились передавать ритмический рисунок простых попевок на группе ударных. По такому же методу на металлофоне были разучены попевки «Небо синее», «Месяц май», «Андрей-воробей» Е. Тиличеевой*.
В попевке «Лесенка» Е. Тиличеевой* детям предстояло играть мелодию на пяти пластинках, расположенных последовательно. Впервые мы обратились к лесенке из пяти ступенек. Дети переставляли матрешку с нижней ступеньки до верхней (или наоборот). На первом занятии музыкальный руководитель исполнял аккомпанемент, а ребенок, показывающий движение матрешки, пел попевку.
На следующем занятии музыкальный руководитель исполнял первую часть попевки и выкладывал на фланелеграфе движение мелодии вверх кружочками. На протяжении нескольких занятий спрашивали, куда идет матрешка: вверх или вниз по лесенке. И только после этого перешли к обучению детей игре попевки «Лесенка» на металлофоне. Сложность заключалась в том, чтобы дети ударяли молоточком точно по центру пластинки, не задевая находящиеся рядом. Отрабатывали это задание дети самостоятельно в музыкальном уголке.
Во время пения, слушания попевок на музыкальных занятиях в средней группе мы используем музыкальные игрушки. Например, исполняя песню «Барабанщик» М. Красева, несколько ребят во время исполнения припева играют на барабане, деревянных ложках. В песне «Славный праздник» М. Стемпневского на слова «на парад, на парад, вышел наш детский сад...» девочки играют на маленьких бубнах. В припеве песни «Детский сад» А. Филиппенко дети передают ритмический рисунок мелодии на ударных инструментах. Коробочки, палочки, музыкальные молоточки применяем и в песне «Строим дом» М. Красева. В песне «Зима
прошла» II. Мсглова дети выполняют три удара погремушками в конце каждого куплета на слова «чик-чирик» и «скок, скок, скок».
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни. Дети поют и играют оркестром в группе, в свободное от занятий время, организуют различные концерты в кругу семьи.
В средней группе продолжаем развивать у детей умение различать звуки по высоте. Знакомая детям игра «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой* обыгрывается в новом варианте. Дети исполняют мелодию на металлофоне на двух звуках.
Для закрепления знаний о музыкальных инструментах мы периодически проводим музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях, затем они обыгрываются в группах в свободное от занятий время.
Уже в средней группе стараемся больше развивать творчество детей в музыкальной деятельности. Повторяем задания, которые использовали в младшей группе, передавая на бубне ритмический рисунок своего имени (Ко-ля — два удара, Се-ре-жа — три удара).
В средней группе знакомим детей со звучанием треугольника. Есть ряд музыкально-дидактических игр, в которых этот инструмент обыгрывается. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, как он ударяет палочкой (посередине горизонтальной его части). Затем предлагает детям творческие задания с использованием этого музыкального инструмента.
Музыкальный руководитель держит в руке треугольник, подходит к ребенку и, передавая ему металлическую палочку, спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок ударяет по треугольнику, передавая ритмический рисунок своего имени, и одновременно проговаривает его (О-ля — два удара, Ма-ри-на — три удара и т. д.). Эта игра доставляет детям много радости, они с большим желанием выполняют такие несложные задания.
KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА
|