ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данного пособия — помочь учителю овладеть методикой работы по учебнику русского языка для IV класса, созданному в соответствии с программными требованиями и отражающему систему обучения на таком переходном (от начального к среднему звену) этапе, каким является IV класс. Вместе с тем авторы стремились раскрыть возможности использования всего учебного комплекса (для IV класса), призванного помочь учителю в его методических поисках и в организации деятельности учащихся.
Исходя из цели пособия, авторы включили в него методические разработки отдельных уроков, в которых подробно раскрывается ход работы и описывается процесс обучения.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В IV КЛАССЕ
Русский язык занимает особое место среди других учебных предметов. Это определяется:
значением общеобразовательных знаний, которые дает этот предмет, — о языке как средстве общения и об особенностях русского языка, его звуковой системы, грамматического строя, словарного состава, изобразительно-выразительных ресурсов;
значением тех умений и навыков, которые формируются и совершенствуются на уроках родного языка и которые необходимы в жизни каждому выпускнику школы — вне зависимости от его будущей специальности;
спецификой объекта изучения, которым является язык, его функционирование (т. е. речь). На уроках русского языка изучается тот самый язык, на котором дети говорят, которым они практически во многом владеют и которым учитель пользуется для передачи знаний;
наличием разнообразных межпредметных связей со всеми учебными предметами, так как с помощью языка передаются и усваиваются основы наук в школе.
Учебный предмет «русский язык» объединяет две взаимосвязанные, но разные по задачам части: задача одной из них — дать детям основы науки о языке — с такими ее разделами, как фонетика, словообразование, лексика, грамматика, правописание; задача другой — вооружить учащихся умением пользоваться «мощным в своих и оборотах и средствах» (А. С. Пушкин) русским языком, развить у детей дар слова, их умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
С IV класса и начинается систематическое изучение курса русского языка, которое закладывает основы общеобразовательных знаний о строе русского языка, формирует и совершенствует речевые, орфографические, пунктуационные навыки и умения. В то же время в IV классе начинается систематическая работа по развитию связной речи учащихся, закладывающая базу для развития у школьников дара слова. Следовательно, одна из особенностей курса русского языка в IV классе в его переходном характере: от важных, но разрозненных знаний (умений и навыков), приобретенных в начальной школе, к осмыслению учениками языка, своей речевой практики в опре-
деленной системе. Именно этим объясняется то, что курс русского языка IV класса включает изучение таких различных разделов современной лингвистики, как синтаксис и пунктуация, фонетика и графика, лексика, словообразование, морфология (части речи: существительное, прилагательное, глагол). При этом, начиная с раздела «Фонетика и графика», школьный курс в основном повторяет последовательность материала в научном курсе русского языка, с той разницей, что материал таких разделов, как «Лексика», «Словообразование», «Части речи (существительное прилагательное, глагол)», распределен между IV и V классом (в соответствии с так называемым линейно-ступенчатым принципом построения программы). Введение раздела «Синтаксис и пунктуация» в начало курса IV класса позволяет систематизировать, расширить и углубить знания, полученные детьми в начальной школе, и создать базу для формирования прочных синтаксических умений и пунктуационных навыков.
Ознакомление четвероклассников с элементарными синтаксическими сведениями в дальнейшем обеспечивает выполнение важного требования программы по русскому языку — изучать разделы морфологии и синтаксиса во взаимосвязи •. Это своеобразное построение «переходной» ступени школьного курса связано с возрастными особенностями учащихся IV класса, с возможностями усвоения ими материала программы.
Вторая особенность этого курса — его четко выраженная практическая направленность. Усваиваемые четвероклассниками знания необходимы для языкового анализа (фонетического, синтаксического, морфологического и т. п. разборов), а также для формирования правописных и речевых умений и навыков. При этом изучаемый в IV классе материал имеет важное значение в усвоении школьниками основ науки о языке, так как именно в IV классе ученики овладевают такими опорными для практической деятельности понятиями, как звук и буква, значимые части слова, части речи, словосочетание, предложение, текст.
Третья особенность школьного курса русского языка для IV класса — в таком объеме изучаемого материала, который позволяет проводить систематическое его закрепление и повторение, что обеспечивает подлинное усвоение материала учениками, умение оперировать теоретическими знаниями и применять их на практике.
В учебнике для IV класса выделено для заучивания 25 орфографических и 5 пунктуационных правил, а также 30 определений основных языковых понятий, таких, как корень, суффикс (части слова); имя существительное, прилагательное, глагол (части речи) и др. Из них 15 определений (лексических и синтаксических понятий) и 12 орфографических правил — абсолютно новый для учащихся материал. К этому следует добавить 84 слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями (все эти слова выделены в учебнике для заучивания).
Материал программы и комплекса учебных пособий для IV класса позволяет решать задачи формирования диалектикоматериалистического мировоззрения и задачи коммунистического воспитания учащихся.
На первом же уроке (см. текст упр. 1) ученики получают представление о языке как важнейшем средстве человеческого общения, которое позволяет не только обмениваться мыслями, делиться своими впечатлениями и чувствами, но и передавать накопленные человечеством знания, воздействовать на чувства, мысли и поступки других людей. В процессе выполнения упражнений 3, 99, 282, 504 и др. четвероклассники усваивают мысль о необходимости владения богатым по своим ресурсам русским языком, о значении владения речью для активного участия в жизни общества.
Изучение курса русского языка в IV классе, в частности «Лексики» и стилей речи, позволяет показать учащимся язык как отражение действительности и заложить основы для понимания связей, которые существуют между языком и обществом. Школьники усваивают мысль, что словарный состав языка отражает то, что существует в действительности, а знакомясь со стилями речи, убеждаются в том, что язык люди используют по-разному — применительно к задачам и условиям общения.
Таким образом, уже к IV классу ученики накапливают знания, необходимые для того, чтобы у них формировались научные взгляды на язык как на исторически сложившееся общественное явление.
Материал учебного комплекса для IV класса предусматривает также широкое использование текстов. На современных уроках русского языка чаще и больше звучит речь, что способствует развитию эстетических чувств учащихся. Четвероклассники учатся чувствовать прекрасное в самом языке, в его благозвучии, меткости, в неисчерпаемых возможностях, которыми располагает русский язык для выражения мысли (см. упр. 99, 282, 504).
Особого внимания заслуживает имеющийся в учебнике и учебном комплексе материал, на основе которого формируется культура речевого общения на родном языке. Ученики знакомятся с тем, как можно обратиться к незнакомому человеку с просьбой (упр. 207 и 450), как следует вести себя во время разговора (см. текст упр. 112), какие «волшебные слова» употребляются в беседе с другими людьми (см. упр. 212 и 540) и т. д.
Текстовой материал, предлагаемый учебным комплексом для IV класса, помогает формированию убеждений, взглядов и вкусов учащихся. В частности, большой удельный вес в учебном комплексе занимают тексты о коммунистическом отношении к труду и о славных делах пионеров-ленинцев, о Советской Родине, об охране родной природы, о культуре поведения, о хороших и плохих поступках, о бережном отношении к книге и т. д.
Реализованный в учебнике подход к изучению языка как системного объекта раскрывает многообразные взаимосвязи между различными языковыми явлениями (лексическими и грамматическими, фонетическими и грамматическими, словообразовательными и морфологическими и т. п.), закладывает основу для овладения школьниками диалектическим методом научного познания. Дети приучаются рассматривать языковые факты с различных сторон (семантики, формы, функционирования), учитывать взаимосвязь между языковыми явлениями, учатся познавать язык как неразрывное единство значения и формы. Школьный курс русского языка в целом, в том числе и IV класса, убеждает учащихся в значении теории, в ее связи с практикой в связи науки с жизнью.
И наконец, следует отметить направленность учебника русского языка для IV класса на развитие познавательной активности учащихся. В учебнике дается материал для наблюдений над языком и организуется поисковая деятельность учащихся, помещен толковый словарь и другие материалы справочного характера: наименования орфограмм и пунктограмм, именной указатель, различного рода памятки (см. с. 300 — 301). В систему упражнений включены изложения и сочинения, подчиненные формированию коммуникативных умений. Все это создает благоприятные условия для формирования культуры умственного труда, навыков самообразования, учебных умений, таких, как умение пользоваться толковым словарем, составлять план текста, план ответа, умение выделять основную мысль в исходном тексте, составлять таблицы.
Таким образом, перед учителем русского языка в IV классе стоят большие образовательно-воспитательные задачи. Авторы надеются, что предлагаемое пособие поможет учителю в их решении. KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА
|