НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Основы педагогики музыкальной школы. Лагутин А. — 1985 г.

А. Лагутин

Основы педагогики
музыкальной школы

*** 1985 ***


DjVu

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      Предисловие
      Глава 1. Предмет музыкальной педагогики
      Музыкальное воспитание и обучение как предмет музыкальной педагогики
      Роль музыки в эстетическом и идейно-нравственном воспитании
      Партийное и государственное руководство культурным строительством в СССР
     
      Глава 2. Система музыкального воспитания и образования в СССР
      Общая характеристика
      Массовое музыкальное воспитание
      Дошкольное музыкальное воспитание
      Музыкальное воспитание в средней школе
      Внешкольные формы музыкального воспитания
      Музыкальное воспитание в современном мире
      Начальное музыкальное образование
      Профессиональное музыкальное образование
     
      Глава 3. Содержание начального музыкального образования
      Цели и задачи начального музыкального образования
      Учебные планы музыкальных школ
      Учебные программы
      Планирование педагогического процесса
     
      Глава 4. Организационные формы, методы и средства обучения в музыкальной школе
      Организационные формы обучения
      Методы обучения
      Средства обучения
     
      Глава 5. Начала школоведения
      Структура школ. Филиалы и подготовительные группы
      Прием в школу
      Организация учебно-воспитательного процесса
      Обязанности учащихся, преподавателей и должностныхлиц
      Сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве школой
      Руководство школой со стороны органов управления
     
      Глава 6. Преподаватель музыкальной школы 100
      Музыкальная педагогика как профессия 100
      Педагог как воспитатель 103
      Дидактические функции преподавателя 105
      Требования к преподавателю музыки 107
      Слагаемые педагогического мастерства 110
     
      Глава 7. Совместная работа музыкальной, общеобразовательной школы и семьи по всестороннему развитию детей и подростков 115
      Координация работы ДМШ с учебно-воспитательным процессом в средней школе 116
      Организация недельного режима школьников 118
      Педагогическое руководство музыкальным воспитанием детей в семье 121
      Внеклассная воспитательная работа и участие школьников в музыкально-просветительской деятельности ДМШ 125
      Вопросы для закрепления пройдеииого и контрольной проверки зиаиий 134

     

      Профессия музыканта многогранна. Сочинение и исполнение музыки, ее изучение или преподавание — различные стороны музыкальной деятельности. Немало музыкантов заняты распространением и пропагандой музыкального искусства, выполняют различные творческие и административные обязанности в учреждениях культуры, в учебных заведениях, в органах печати, на радио и телевидении. Все это требует от них широкого кругозора, обширных знаний. разносторонней профессиональной выучки, основу которой составляют исполнительское мастерство, развитый музыкальный слух, знание теории и истории музыки, умение свободно разбираться в вопросах современной музыкальной культуры.
      Вместе с тем для каждого вида музыкальной деятельности нужна особая подготовка, направленная на овладение теми знаниями и приемами работы, которые будут необходимы в конкретной профессии. Для успешного преподавания музыки помимо специального музыкального образования нужно знать основы психологии, общей и музыкальной педагогики, методику обучения. Требования к преподавателю музыкальной школы включают знание содержания начального музыкального образования, форм, методов и средств обучения в ДМШ, основ школоведения, умение В кбНГакте с учителями средней школы н родителями вести воспитательную работу и участвовать в — музыкяльно-просвстйтсльской деятельности. Преподаватель ДМШ должен хорошо представлять себе систему музыкального воспитания и образования, сложившуюся в нашей стране, се идейные основы и роль музыки в эстетическом и идейнонравственном воспитании молодежи. Достичь результатов обучения, отвечающих целям и задачам начального музыкального образования, можно только владея такими знаниями и умениями.
      Деятельность музыкальных школ с каждым годом приобретает все более разносторонний, комплексный характер. Как очаги музыкальной культуры ДМШ выполняют не только эстетические, но и социальные функции: сегодня советский образ жизни немыслим вне эстетического, в том числе музыкального воспитания и образования школьников. Соответственно возрастают роль и ответственность педагогов-музыкантов, требования к их культуре, образованности н профессиональной подготовке.
      Богатый опыт, накопленный за долгие годы педагогическими коллективами ДМШ и государственными органами управления школами, можно представить в обобщенном виде — как педагогическую теорию. Она нужна для того, чтобы скорее и лучше совершенствовалось мастерство преподавателей, чтобы организованнее и эффективнее осуществлялась вся деятельность школ. Основы педагогики музыкальной школы и представляют эту теорию в сжатом виде, служащую введением в специальность для тех, кто готовится стать преподавателем ДМШ.
     
      ПРЕДМЕТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
      Музыкальное воспитание и обучение как предмет музыкальной педагогики
      Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, составляющие содержание курса «Основы педагогики музыкальной шко-лы». следует установить, что имеется в виду под словосочетанием: педагогика музыкальной школы и как оно соотносится с другим более широким понятием — музыкальная педагогика.
      Если педагогика — это наука и соответствующая ей учебная дисциплина о содержании, формах и методах воспитания, обучения и образования, являющаяся основой теоретической н практической деятельности в области общего и специального образования, то вполне закономерно существование и таких ее разделов, которые исследуют и излагают педагогические проблемы в какой-либо определенной области образования. К такой «частной» педагогической науке и учебной дисциплине относится t и педагогика музыкальная. Предмет ее рассмотрения — разлнч-’ мыс стороны педагогической, исполнительской, научной и об-) ществснной деятельности, связанной с музыкальным воспитанием, обучением и образованием. В музыкальной педагогике, как и в педагогике общей, можно выделить и ту ее часть, которая представляет теорию музыкального обучения — музыкальную дидактику
      Понятие «музыкальная педагогика» употребляется уже очень давно и достаточно широко. Оно применяется в сфере массового музыкального воспитания, поскольку его основной формой являются уроки музыки в средней школе, где содержание и методика обучения составляют определенную педагогическую систему. а средством воспитания и предметом изучения выступает музыка.
      Музыкальная педагогика рассматривает также вопросы начального музыкального образования, осуществляемого в музыкальных учебных заведениях школьного типа 2.
      1 Музыкальную дидактику можно рассматривать как совокупность всех частных методик обучения музыке и преподавания музыкальных дисциплин
      2 Детские музыкальные школы (ДМШ);
      вечерние школы общего музыкального образования (ВШОМО); детские школы искусств (Д111И); детские хоровые студни (ДХС).
      рассмотрения здесь служит специально организованное обучение мушке, включающее игру на музыкальном инструменте, хоровое пение, коллективное музицирование (ансамбль, оркестр), изучение музыкальной грамоты и музыкальной литературы, целенаправленное развитие слуха и художественного вкуса.
      Наиболее сложный и значительный раздел музыкальной педагогики связан с профессиональным обучением — подготовкой музыкантов в средних и высших специальных учебных заведениях (училищах, консерваториях и других). Именно в этой области музыкальная педагогика имеет самые богатые традиции и научно обоснованные рекомендации и выводы. В ее развитие внесли свой вклад крупные музыканты — композиторы, исполнители, исследователи-теоретики, педагоги-методисты. Достижения музыкальной педагогики нашли отражение в многочисленных трудах самого различного назначения: специальных исследованиях, учебных пособиях и книгах, освещающих передовой педагогический опыт лучших отечественных и зарубежных музыкантов.
      Музыкальная педагогика как наука и педагогическая теория выявляет и изучает закономерности музыкального воспитания и обучения и на их основе разрабатывает пути и методы наиболее успешного решения задач музыкального образования. Исследуя, описывая и обобщая огромный и богатый опыт преподавания музыки, накопленный за долгие годы и постоянно приумножаемый талантливыми музыкантами, музыкальная педагогика делает его достоянием широкого круга преподавателей и тем самым помогает им в овладении педагогическим мастерством, в постижении всех его «секретов», что приводит к высоким результатам педагогической деятельности. Особенно велика роль музыкальной педагогики как педагогической теории в наше время. В эпоху, когда музыка стала достоянием миллионов людей, когда десятки тысяч школьников стремятся получить музыкальное образование, приобщиться к какому-либо виду активной музыкальной деятельности, когда повышается престижность музыкальной профессии, — от музыкальной педагогики, ее достижений во многом зависит рост музыкальной культуры широких масс, общин художественный уровень самодеятельного и профессионального музыкального искусства.
      Овладение каким-либо видом музыкальной деятельности — сложный и длительный процесс, требующий неустанных усилий и постоянных упражнений и потому — большой трудоспособности и терпеливости того, кто избрал музыку своей профессией или просто любимым занятием. Музыкальная педагогика делает этот процесс менее обременительным и по возможности интересным на всех этапах и по каждой из музыкальных дисциплин. Прогрессу музыкальной педагогики мы в значительной степени обязаны вовлечением в музыкальные занятия самого широкого круга людей, прежде всего школьников, которые не проявляли способностей к занятиям музыкой. Впервые в мире советская музыкальная педагогика пришла к выводу, что приобщение к музыке доступно всем людям и что музыкально воспитанным может и должен стать каждый человек.
      Достижения музыкальной педагогики позволили в условиях строительства социалистической культуры привлечь к музыкальной профессии тысячи молодых людей, сделав ее подлинно массовой. Только имея в достатке квалифицированных специалистов, можно обеспечить расцвет музыкальной культуры. В настоящее время дипломы специалистов ежегодно получают тысячи молодых музыкантов, и потребность в таких кадрах сохраняется. Музыкальная профессия перестала быть уделом избранных, отмеченных «божьей милостью» особым даром. Талант, однако, всегда был и остается союзником в таком деле, как профессиональная хмузыкальная деятельность. С талантливыми, ярко одаренными людьми, обладающими трудоспособностью и стремлением к постоянному совершенствованию, связаны высшие художественные достижения. И одна из задач музыкальной педагогики состоит в том, чтобы выявить в детях эту одаренность и открыть им путь к вершинам искусства.
      Но нынешние и перспективные потребности советской музыкальной культуры могут быть удовлетворены лишь при наличии большой армии музыкантов, хорошо обученных и в совершенстве владеющих своим делом. Имея необходимые данные, они должны владеть профессией настолько, чтобы справляться с теми обязанностями, которые окажутся им по силам, на месте и в должности, соответствующей их квалификации.
      Успехи музыкальной педагогики позволили значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать его более результативным при меньшей затрате времени. Так, еще в недалеком прошлом ежедневные занятия за инструментом по 6 — 8 часов были обычным делом для тех, кто избрал музыку своей профессией. Теперь же признано, что при разумно организованной самостоятельной работе достаточно и четырех часов занятий, чтобы справиться с требованиями учебных программ, которые тем не менее значительно выше прежних и продолжают постоянно возрастать, включая все более сложные произведения педагогического и концертного репертуара. Высвобождающееся таким образом время используется на расширение и углубление музыкальной подготовки, связанной с изучением целого цикла музыкальных дисциплин, что обогащает содержание и укрепляет связи музыкального образования с практикой культурного строительства.
      Все чаще обращается музыкальная педагогика к достижениям научно-технического прогресса, используя в практической работе те или иные технические средства, ускоряющие и облегчающие постижение музыки, овладение различными видами музыкальной деятельности. Укрепляются научные связи музыкальной педагогики с психологией и физиологией, так как закономерности физиологии человека и его психической деятельности лежат в основе процессов творческой работы музыканта. Музыкальная педагогика обращается и к понятиям эстетики, поскольку последняя изучает идейную сущность искусства, его социальные функции, закономерности художественной деятельности.
      Насущная задача музыкальной педагогики — обобщать и систематизировать опыт лучших преподавателей и на этой основе, а также с помощью педагогических исследований и экспериментов совершенствовать существующие и разрабатывать новые методы и средства обучения музыке. Их описание составляет содержание частных методик: обучения игре на музыкальных инструментах, дирижированию, пению, преподавания отдельных музыкальных дисциплин. Методика обучения или преподавания, как профилирующая учебная дисциплина, предназначается для передачи будущим преподавателям специальных педагогических знаний и систематизированного опыта в качестве теоретической основы педагогической работы. В советских музыкальных учебных заведениях, где осуществляется подготовка преподавателей музыки, наряду с педагогикой или ее основами изучается и конкретная музыкальная методика, а приобретенные знания применяются и закрепляются затем в опыте самостоятельной педагогической работы — педагогической практике, завершающей цикл дисциплин по педагогической подготовке преподавателей музыки.
      Понятие «музыкальная педагогика» употребляется не только для обозначения сферы научных знаний и педагогической теории. Порою ему придают и чисто практический смысл, когда, например, говорят о преподающем музыку, что он занимается музыкальной педагогикой, совсем не подразумевая при этом научно-методическую деятельность.
      Таким образом, сфера музыкальной педагогики охватывает достаточно широкую область теоретической и практической деятельности, связанной с музыкальным воспитанием и обучением. Как наука музыкальная педагогика есть часть музыкознания, поскольку ее основу составляют знания о музыке и способах музыкальной деятельности. В то же время она представляет собой один из частных разделов общей педагогики, рассматривающей вопросы музыкального образования.
      Иное содержание заложено в понятии «педагогика музыкальной школы». Оно является частным по отношению к понятию «музыкальная педагогика», так как рассматривает лишь ту ее область, которая ограничена начальным музыкальным образованием. Предметом педагогики музыкальной школы являются содержание, организационные основы, формы, методы и средства обучения в ДМШ. Она характеризует функции пре-
      подавателя, слагаемые педагогического мастерства, формы обмена опытом и повышения квалификации. Ввиду того, что зада-чи ДЛ1Ш в наше время не ограничиваются обучением детей музыке, педагогика музыкальной школы освещает и те стороны деятельности педагогического коллектива, которые осуществляются в контакте с общеобразовательной школой и семьей ц которые направлены на всестороннее развитие школьников, воспитание их культуры и общественной активности. Все эти вопросы рассматриваются, исходя из целей начального музыкального образования и тех конкретных задач, которые оно призвано решать в системе эстетического воспитания подрастающего поколения. А чтобы представление о начальном музыкальном образовании не оказалось изолированным от других сфер музыкальной педагогики, данный курс включает характеристику всей системы музыкального воспитания и образования, сложившуюся в нашей стране в ходе культурного строительства, особенно выделяя те ее разделы, которые связаны с музыкальным воспитанием и обучением школьников.
      За несколько десятилетий существования музыкальных школ накоплен богатый опыт музыкального воспитания и обучения детей и подростков в условиях специально организованного учебного процесса школьного типа. Этот опыт нашел освещение в специальной литературе, обобщен в соответствующих нормативных документах3.
      3 Нормативный документ устанавливает нормы, определяет правила дея тельности в тон или иной области.
      Ныне педагогика музыкальной школы — вполне самостоятельный раздел музыкальной педагогики со своими достаточно определившимися специфическими закономерностями. Подобно тому как в педагогическом училище изучают дошкольную педагогику, а в пединституте — педагогику средней школы, музыкальное училище должно давать своим выпускникам знание основ педагогики музыкальной школы.
      Обучение игре на музыкальном инструменте, как и преподавание сольфеджио, музыкальной литературы и других учебных дисциплин, нельзя рассматривать изолированно, вне связей между собой и общими задачами начального музыкального образования. Каждый из учебных предметов, который осваивают учащиеся в музыкальной школе, приобщает их к основам музыкальной культуры. И достижение цели здесь зависит от многих факторов, составляющих содержание музыкальной педагогики. К их числу можно отнести: формирование у детей интереса к музыке и сознательных мотивов учения, развитие способности к музыкальной деятельности, приобретение и совершенствование умений и навыков общения с музыкой — ее восприятия, исполнения, изучения и даже сочинения, а также знаний о музыке и явлениях музыкально-общественной жизни. В ходе музыкального обучения у школьников должен быть сформирован хороший художественный вкус для того, чтобы уметь слушать избирательно и свобидно ориентироваться в огромном потоке звучащей «музыкальной продукции», испытывая потребность именно в том искусстве, которое духовно обогащает. Преподаватель музыкальной школы вне зависимости от его конкретной специальности и педагогических обязанностей должен хорошо разбираться во всех этих вопросах н иметь достаточно знаний, чтобы верно и глубоко осознавать свои задачи и средства для их реализации.
      Каждому выпускнику училища, избравшему музыкальную педагогику в качестве основной специальности, предстоит длительный путь профессиональной деятельности. За долгие годы его работы будут изменяться ее условия, открываться невиданные ранее горизонты и вместе с тем возникать непредвиденные трудности. Знания, приобретенные в годы учебы, могут оказаться недостаточными, в связи с чем возникает необходимость в их непрестанном пополнении, в совершенствовании профессионального мастерства. Забота музыкальной педагогики, в том числе и педагогики музыкальной школы, — сформировать у будущих преподавателей потребность в постоянном совершенствовании (прежде всего посредством самообразования) и оснастить их необходимыми умениями на этот счет. Задача любого учебного заведения, как и каждого преподавателя, по мысли великого русского педагога К. Д Ушинского (1824 — 1871), сначала научить своих питомцев учиться, а затем поручить это дело им самим, ибо конечная цель педагогических усилий — превращение учения в самоучение.
      В настоящем пособии вопросы школьной музыкальной педагогики будут рассматриваться не только в чисто педагогическом плане, но и в социально-нравственном, поскольку деятельность преподавателя-музыканта, как и функционирование школы в целом, сегодня немыслимо представить вне связей с теми педагогическими и общекультурными проблемами, которые решаются на данном этапе коммунистического строительства.
     
      Роль музыки в эстетическом и идейно-нравственном воспитании
      Приступая к изучению музыкальной педагогики, необходимо прежде всего уяснить, каким целям служат музыкальное воспитание и образование, почему в нашей стране им уделяется столько внимания.
      Музыкальное воспитание является одной из форм эстетического воспитания, цель которого — формирование в человеке способности воспринимать, ценить п создавать прекрасное. Умение видеть красоту окружающего мира, творить и жить по ее законам делает человека гармоничнее, совершеннее. Приобщение к красоте неотделимо от формирования нравственных идеалов и во многом определяет социальное поведение личности. Вот почему эстетическое воспитание связано с воспитанием коммунистическим и входит в него важнейшей составной частью. Более того, в современных условиях эстетическое воспитание молодежи становится необходимым для повышения эффективности всех других видов коммунистического воспитания. Стало общепризнанным, что без музыкального воспитания не может быть всестороннего развития личности. Эю утверждение положено в основу организации музыкального воспитания, которое является в нашей стране подлинно массовым
      Развитие музыкального воспитания неотделимо от музыкального образования: нужны хорошо подготовленные специалисты, чтобы осуществлять музыкальное воспитание и удовлетворять растущие потребности советских людей в области музыкального искусства. Вот почему для достижения целей музыкального воспитания необходимо хорошо поставленное музыкальное образование. В то же время успехи музыкального воспитания стимулируют дальнейшее развитие музыкального образования, так как рост музыкальной культуры народа расширяет сферу деятельности музыкантов, в том числе и педагогическую. Взаимообусловленные запросами культурного развития, определяя во многом его темпы, широту, а также и результаты, музыкальное воспитание и образование, являясь содержанием педагогической деятельности музыкантов, выполняют важную социальную роль в формировании человека коммунистического общества.
      11е менее важно при изучении музыкальной педагогики иметь четкое представление о том, во имя чего существует сама музыка, каковы ее эстетические и социальные функции в социалистическом обществе, какое место принадлежит ей в системе духовных ценностей. «Цель музыкального воспитания становится ясной лишь после того, — отмечает Д. Б. Кабалевский, — как мы определяем цель самой музыки» 4.
      Как отмечалось, музыкальное искусство наряду с другими видами искусства и литературой служит средством идейного обогащения и нравственного воспитания советских людей. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918 — 1970), придававший большое значение художественному развитию детей, подчеркивал, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры. «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков, — писал он, — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души» 5. Жизнь человека с развитыми художественными запросами всегда будет содержательнее, его интересы — богаче и разнообразнее, труд — более квалифицированным и продуктивным6. Развитие посредством эстетического воспитания духовных запросов н творческих способностей людей самых различных профессий оказывает в конечном счете благотворное влияние на совершенствование производительных сил и производственных отношений. Можно утверждать, что культура стала в наше время важным рычагом социально-экономического прогресса. На июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС было указано: «...По мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы люден. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь».


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru