НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Природоведение для 2—3 классов. Клепинина, Мельчаков. — 1979 г.

Природоведение для 2—3 классов. Клепинина, Мельчаков. — 1989 г.

Зоя Александровна Клепинина
Леонид Фёдорович Мельчаков

Природоведение

Учебник для 2—3 классов

*** 1979, 1989 ***


DjVu

1979



DjVu

1989


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      Введение.
      В этом году ты будешь изучать новый предмет — природоведение. Слово «природоведение» образовалось из двух слов: «природа» и «ведать». Ведать — значит знать, изучать.
      Что же такое природа? Оглянись вокруг. Ты увидишь солнце, небо, облака, землю, растения, животных. Всё это природа. Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.
      Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег — это неживая природа.
      Растения, животные, человек — это живая природа.
      Помни, что животные — это и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.
      Конечно, за один год трудно узнать всё, что известно людям о природе. Во 2-м классе ты узнаешь, как изменяется неживая и живая природа по временам года, как изменения в природе влияют на труд людей.
      Ты будешь продолжать вести наблюдения в природе и записывать их в «Дневник наблюдений» и календарь природы и труда.
      Вместе со всем классом ты побываешь на экскурсиях, будешь изучать в классе предметы природы, проведёшь с ними опыты.
      Во всей этой работе учебник будет твоим надёжным помощником.
      Доброго пути тебе, второклассник!
     
      Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них предметы неживой и живой природы.
      Приведи свои примеры.
      Вспомни, как ты работал с «Дневником наблюдений» в прошлом году.
      Открой «Дневник наблюдений» для второго класса на странице 2. Познакомься, как надо работать с ним в этом году.
      Вспомни условные знаки, которыми ты отмечал в первом классе погоду: облачность, осадки. Каким новым знаком для обозначения облачности ты будешь пользоваться в этом году?
      Ты уже замечал, что погода бывает иногда ветреной. Ветер обозначай стрелкой, которую рисуй слева направо.
      Вот так:----. В дни, когда ветра не бывает, этот знак не ставь.
     
      Задания.
      1. Ежедневно наблюдай за погодой. Свои наблюдения записывай в «Дневник наблюдений».
      2. Как изменилась одежда людей с приходом осени в вашу местность?
      3. Обрати внимание на местный водоём. Много ли там сейчас купающихся по сравнению с летом? Подумай, почему так.
      4. Наблюдай за небом. Изменилась ли окраска неба осенью по сравнению с летом?
      5. Наблюдай, что происходит с листьями растений, как изменяется их окраска. Если листья уже начали опадать, запиши в «Дневник наблюдений», когда ты увидел впервые опавшие листья.
      6. Как ведут себя птицы?
      7. Обрати внимание на насекомых. Где можно их встретить? В какую погоду их бывает больше всего?
     
      Термометр
      Из наблюдений за неживой природой ты знаешь, что весной бывает тепло, летом — жарко, поздней осенью и зимой — холодно. Когда говорят, что тепло, холодно, жарко, то имеют в виду температуру воздуха.
      Температуру воздуха измеряют термометром. Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воды и почвы.
      Рассмотри, как устроен термометр. У всех термометров обязательно имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. Найди их на термометрах, изображённых на рисунках, а затем — на самом термометре. Запомни его части.
      Сравни разные термометры. Что общего в их устройстве?
      На шкале ты видишь деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль — граница между градусами тепла и градусами 7 холода.
      Стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью.
      С помощью верхних рисунков определи, что обозначают деления шкалы термометра выше 0°, что ниже 0°.
     
      Упражнения.
      1. Температуру, так же как облачность и осадки, можно записать с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: — 5°.
      Посмотри и скажи, какую температуру показывают термометры на верхних рисунках. На каком термометре температура выше?
      2. Запиши числами:
      три градуса тепла, восемь градусов холода, шесть градусов ниже 0°, семь градусов выше 0°.
      Отложи эти температуры на модели термометра.
      3. Прочитай словами:
      + 18°, — 9°, +5°, +11°, — 3°.
      4. При какой температуре бывает теплее: — 6°, 0°, +3°?
      При какой температуре бывает холоднее: 0°, +5°, +6°?
     
      Проделай опыты.
      1. Опусти термометр в холодную воду. Наблюдай, что произойдёт с жидкостью в трубочке термометра.
      2. Перенеси этот же термометр в тёплую воду. Продолжай наблюдать за жидкостью в трубочке. Что теперь происходит с жидкостью?
      Таким образом, чем теплее вокруг, тем выше поднимается столбик жидкости в трубочке термометра. И наоборот, чем холоднее, тем ниже столбик жидкости.
      Правила пользования уличным термометром.
      1. Термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.
      2. При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.
     
      Задания.
      1. Температуру воздуха записывай в дневник и календарь природы и труда по показаниям термометра.
      2. Отложи на моделях термометра: +6°, — 11°, +15°, — 4°; семь градусов выше ноля, ноль градусов, три градуса ниже ноля; двенадцать градусов холода, восемнадцать градусов тепла.
      3. Продолжай наблюдения по заданиям, данным на странице 6.
      4. Выполни задание 4 на странице 5 «Дневника наблюдений».
      5. Наблюдай, какие работы люди выполняют осенью на полях, огородах, в садах, парках.
     
      Части растений
      1. Рассмотри рисунок. Прочитай названия частей растений. Найди эти части на живых растениях.
      2. У дерева, как и у только что рассмотренных растений, различают корень, стебель, листья, цветки и плоды с семенами. Стебель у дерева обычно толстый и сильно ветвится. Убедись в этом, когда будешь наблюдать за деревьями в природе. За эти особенности его называют стволом, а отходящие от него в разные стороны ответвления — ветками. Найди и покажи части растений на деревьях, изображённых на рисунках учебника.
      3. Найди и покажи части растений на комнатных растениях.
      4. Осмотри живые растения. Что образуется на месте цветка? Найди на растениях плоды, а в них — семена. Плоды отличаются от всех других частей растения тем, что внутри их обязательно есть семена. Рассмотри разрезанные корни, стебли, листья. Есть ли внутри их семена?
      5. Рассмотри на рисунке различные плоды. Сравни их с разрезанными настоящими плодами. Что общего у всех плодов?
      6. Выращивая растения, человек использует для себя различные их части.
      Какие части используют люди у мака, гороха, арбуза, огурца, абрикоса, сливы?
      Назови, какие ты знаешь ещё растения, у которых мы t используем плоды.
      7. Рассмотри верхний рисунок. Какие части использует человек у этих растений?
      8. Рассмотри рисунки на странице 13. На них изображены декоративные травянистые растения: календула, львиный зев, астра, гвоздика.
      С какой целью человек выращивает эти растения? Почему ты так думаешь?
      Назови, какие ты знаешь декоративные травянистые растения.
      Найди у себя на столе растения с красивыми цветками. Нет ли среди них таких, которые изображены на рисунке?
      Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
      Астры. Гвоздики.
     
      Задания.
      1. В «Дневнике наблюдений» выполни задания: 5 — на странице 5; 7 и 8 — на странице 6; 12 — на странице 7.
      2. Собирай плоды и семена разных растений для подкормки птиц зимой. Помни, что зимой птицам можно давать: всем птицам — семена конопли; снегирям и свиристелям — плоды рябины, бузины, клюквы, плоды конского щавеля; чечёткам — плоды лебеды; синицам и дятлам — семечки подсолнечника; щеглам — плоды репейника (лопуха).
      3. На пришкольном участке найди растения с плодами. Собери их семена для посева весной.
      4. Подготовься к экскурсии: прочитай задания, по которым нужно провести наблюдения.
     
      Осенняя экскурсия
      1. Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
      2. Посмотри издали на лес (парк, сквер). Как он изменился по сравнению с летом?
      3. Когда придёшь к месту экскурсии, найди деревья, кустарники, травы. Посмотри, чем они отличаются друг от друга. Обрати внимание, что у дерева только один очень твёрдый стебель — ствол. От ствола во все стороны отходят ветки. У кустарника не один, а несколько твёрдых стеблей. У травянистых растений стебли мягкие, сочные, зелёные. У них от земли может отходить и один и много стеблей. К зиме стебли трав увядают и засыхают. У деревьев и кустарников этого не происходит.
      4. Сравни листья берёзы и ели, орешника и можжевельника. Чем они отличаются? Листья ели и можжевельника называют хвоей. Берёза, дуб, клён, орешник — лиственные растения. Ель, сосна, можжевельник — хвойные растения.
      Найди и покажи хвойные и лиственные деревья и кустарники. По каким признакам ты их определил?
      5. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
      6. Как изменились травянистые растения?
     
      Деревья.
      7. Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения. Так ли их много, как было летом?
      8. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Обрати внимание, что перед отлётом многие птицы собираются в стаи. В это время чаще всего их можно увидеть на полях, лугах. По возможности понаблюдай, что там делают птицы.
      9. Понаблюдай, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени?
      10. Итак, мы побывали на экскурсии. Как можно назвать это время осени?
      Чем погода и растения в пору ранней осени напоминают лето? Чем они отличаются?
     
      Задания.
      1. После экскурсии рассмотри ещё раз рисунки к этому уроку. Сравни деревья, кустарники, травы. Запомни, чем они отличаются друг от друга.
      2. Продолжай наблюдать за изменениями в неживой природе: за погодой, небом, водоёмом. Обрати внимание, не замерзают ли по утрам лужи и почва.
      3. Запиши в дневник, когда и каких птиц ты увидишь в стае. Когда и какие птицы улетают в тёплые края? Как готовятся к зиме другие животные?
      4. Сделай выводы по наблюдениям за сентябрь. Посчитай, сколько было ясных, пасмурных дней, дней с переменной облачностью, осадками и без осадков, с температурой выше 0° и ниже 0°, ветреных дней. Как в сентябре изменилась живая природа?
     
      Осень пришла.
      1. Рассмотри рисунки на странице 17. Какое время года изображено на них? Почему ты так думаешь?
      Что ты можешь сказать о небе летом и осенью? Сравни изменение окраски неба по рисункам и своим наблюдениям.
      Сравни, как одеты дети летом и осенью. Как изменилась осенью одежда людей в вашей местности? Почему?
      2. Какие ты знаешь стихи о лете и осени? Прочитай их наизусть.
      3. Из своих наблюдений ты знаешь, что осенью часто идут дожди. Бывают дожди и летом. Вспомни, чем отличается летний дождь от осеннего.
      Что изображено на рисунках на странице 18? Каким изображён дождь на левом рисунке, а каким — на правом? Объясни разницу. Сравни со своими наблюдениями.
      4. Наблюдая за изменениями в неживой природе осенью, мы установили, что основное изменение — это похолодание.
      Как повлияло похолодание на температуру воздуха, состояние воды, почву?
      5. Расскажи о своих наблюдениях за жизнью растений летом. Как они выглядели? Много ли было цветущих растений? Видел ли ты плоды на растениях? Какие из них ты собирал?
      6. Как похолодание повлияло на растения? Вспомни, как изменились деревья, кустарники и травы с приходом осени. Какими они были в начале сентября? Как они изменились ко времени экскурсии?
      С наступлением осени становится холоднее. Небо часто закрыто облаками. Идёт мелкий моросящий дождь. В реках, озёрах, прудах вода стала холоднее, чем была летом. Над ними часто бывают туманы. Стала холоднее и почва.
     
      Задания.
      1. Продолжай наблюдать за погодой, почвой, водоёмами.
      2. Продолжай наблюдать за изменениями в жизни растений осенью. Обрати внимание на листопад у деревьев и кустарников. Когда больше опадает листьев: в тихую или ветреную погоду? В одно ли время начинают опадать листья с разных деревьев и кустарников? Отметь, когда закончится листопад. Одновременно ли на всех растениях заканчивается листопад?
      3. Как изменились травянистые растения?
      4. Продолжай наблюдать за осенним трудом людей. 18
      1. Рассмотри рисунки на странице 19. Вспомни свои наблюдения и расскажи, как изменились деревья, кустарники и травы с приходом осени. С чем связаны эти изменения?
      2. Что происходит осенью с пожелтевшими листьями? Сравни, как опадают листья с деревьев в тихую и ветреную погоду. Расскажи о своих наблюдениях за листопадом у растений.
      3. Покажи на рисунках веточки лиственных растений. Чем похожи листья этих растений друг на друга?
      4. Рассмотри ветки ели и сосны. Как называют листья у этих деревьев?
      5. Сравни летние и осенние ветки лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Как повлияло осеннее похолодание на лиственные растения? Изменились ли при этом хвойные растения?
      6. Летом и осенью в лесу появляются грибы. Рассмотри рисунки на страницах 20 — 21. Какие грибы там нарисованы? Какие грибы ты сам собирал в лесу? Под какими деревьями и кустарниками ты их находил? Назови съедобные и несъедобные грибы.
      Грибы — это тоже растения. Они начинают усиленно расти со второй половины лета, так как к этому времени хорошо прогрелась почва и в ней достаточно влаги. Встречаются грибы до глубокой осени.
      Замечено, что некоторые грибы растут около определённых деревьев. Белые — вблизи берёз, елей, дубов; подосиновики могут расти рядом с осиной, сосной, берёзой, елью, лиственницей; рыжики — под елью, сосной; маслята — под сосной; подберёзовики — под берёзой. Грибы используют в пищу. Их жарят, солят, сушат, маринуют.
      Среди грибов есть несъедобные, ядовитые. Если они попадут в пищу, человек может отравиться. Отравление грибами нередко приводит к смерти. Самый ядовитый гриб — бледная поганка. Человека, съевшего бледную поганку, спасти нельзя. Поэтому никогда не бери незнакомые грибы. Никогда не срывай грибы зря: грибами питаются многие птицы и звери, некоторыми ядовитыми для человека грибами лесные животные лечатся. Так, красный мухомор служит лекарством для лосей.
      Не надо собирать старые грибы. В них тоже есть опасный для человека яд. Такие грибы лучше совсем не трогать. Не надо забывать, что они играют большую роль в появлении новых грибов.
      Летом листья всех деревьев и кустарников зелёные, очень много цветущих растений. Осенью листья на деревьях и кустарниках меняют окраску и опадают. Не изменяют окраску только листья хвойных деревьев и кустарников. У травянистых растений сначала тоже изменяется окраска листьев, затем они постепенно засыхают. Цветущих растений очень мало. Летом и осенью в лесах появляются грибы.
     
      Задания.
      1. Просмотри свои записи по наблюдениям за насекомыми и птицами. Что ты заметил интересного в жизни этих животных осенью? Продолжай наблюдать за этими животными. Так ли много их сейчас, как было в начале осени? Каких птиц и насекомых совсем не видно?
      2. В «Дневнике наблюдений» выполни задания: 8 — на странице 11; 10 — 12 — на странице 12.
      3. Продолжай собирать корм для птиц.
      1. Рассмотри сначала два верхних рисунка. На одном из них — лето, на другом — осень. Когда насекомых больше: летом или осенью?
      2. Теперь рассмотри два нижних рисунка. Некоторые насекомые на зиму прячутся под кору деревьев, в трещины коры, почву, опавшие листья.
      3. Сравни свои наблюдения за насекомыми с тем, что ты узнал из учебника. Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше?
      4. Рассмотри рисунок на странице 24. Какие птицы здесь нарисованы? Где они живут? Чем питаются? Как изменяется жизнь птиц с приходом осени?
      5. Расскажи о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. Как птицы готовятся к отлёту? Видел ли ты улетающих птиц?
      6. Вспомни теперь, что происходит осенью с кормом птиц: насекомыми, растениями, их плодами и семенами. Подумай, почему осенью птицы улетают от нас.
      Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, и им требуется большое количество корма. Но птицы обычно не голодают. Да ты и сам видел, что летом много насекомых — комаров, мошек, жуков, бабочек, много разнообразных плодов и семян. Уничтожая вредных насекомых, птицы сохраняют для нас урожай полезных растений. Кроме того, птицы — это и красота природы. Мёртвыми без птиц покажутся нам и лес, и поле, и парк...
      Плохо поступают те ребята, которые убивают птиц, разоряют их гнёзда. Плохую услугу ребята оказывают птицам, когда подбирают в лесу случайно выпавших из гнезда здоровых птенцов.
      Запомни, что эти птенцы не погибнут в лесу. Мать найдёт их и будет кормить, пока они не вырастут.
      ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
      Журавль.
      Соловей.
      Но вот приходит осень. Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, сильно уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы. Все эти птицы — перелётные.
      Во время перелётов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не обижай птиц ни летом, когда они весь день хлопочут в поисках корма, ни осенью, когда они перед отлётом большими стаями кормятся на полях.
      Часть птиц от нас не улетает. Интересно, что некоторые из них осенью запасают корм на зиму. Так, некоторые синицы, поползни прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев.
      ? Летом птицы выводят и вскармливают птен-
      цов. Осенью многие птицы улетают в тёплые края, так как зимой им не хватает корма. Этих птиц называют перелётными.
     
      Задания.
      1. Продолжай наблюдать за птицами. Записывай, где и когда ты увидишь улетающих птиц.
      2. В ноябре с севера начинают прилетать щеглы, снегири, чечётки. Запиши в дневник, где и когда увидишь впервые зимних гостей.
      3. В «Дневнике наблюдений» выполни задание 9 на странице 11.
      На прошлом уроке ты узнал, как осенью к зиме готовятся птицы. Сегодня ты узнаешь, как готовятся к зиме другие животные.
     
      Рассмотри рисунки на странице 28.
      1. Некоторые животные запасают на зиму корм. Какой корм запасает белка? Ты узнал об изменениях в жизни растений летом и осенью. Подумай, почему белка запасает корм в конце лета и осенью. Как с приближением зимы у неё изменяется окраска шерсти?
      2. Заяц никаких запасов не делает. Подумай почему. Как к зиме у него изменяется окраска шерсти?
      3. Как готовится к зиме медведь?
      4. Бели ты смог понаблюдать осенью за какими-нибудь животными (кроме птиц), расскажи классу о своих наблюдениях.
      Много летом хлопот у животных. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору у них нет. Падо кормить и охранять своих детёнышей, затем учить их добывать себе корм.
      Нередко в это время ребята отыскивают в лесу звериных малышей и пытаются их вырастить дома. Очень часто зверьки просто погибают в неволе. Те же, которых удаётся вырастить, доставляют людям много неприятностей. Часто после этого их приносят в лес и выпускают. Но такие звери обычно погибают, так как они не умеют сами себе добывать корм.
      Запомни: здоровых зверьков, как и птенцов, никогда не бери из леса.
      В конце лета и осенью звери начинают готовиться к зиме. Готовятся они к зиме по-разному. Ты уже знаешь, что белка делает запасы корма на зиму. Его она прячет 27 в гнездо, дупла деревьев, в мох. Как только созревают
      в поле хлебные злаки, мыши запасают в норках их зерно. Бобры заготавливают ветки деревьев и складывают их под водой около норки. Запасают корм барсуки и другие звери. Интересно готовится к зиме медведь. Летом и в начале осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых (особенно медведь любит Муравьёв), с большим удовольствием он ест мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. Жир — это тоже как бы запас пищи. Уже осенью после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Подобно медведю, сильно жиреет барсук. Лиса, заяц, волк запасов на зиму не делают. Они и зимой найдут себе корм.
      С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая — густая и пушистая. А у некоторых — зайца, белки, песца — изменяется и её окраска.
      Пчёлы и осы летом и осенью делают запасы мёда на зиму. Рыбы летом продолжают метать икру, а к зиме уходят в глубину водоёма. Лягушки, жабы, ящерицы, змеи осенью залегают в спячку.
      В течение осени одни животные (белки, мыши) запасают корм на зиму. Другие (медведи, барсуки) сильно жиреют. Третьи животные (зайцы, лисы, волки) никаких запасов не делают. У всех зверей отрастает густая шерсть. У зайцев, песцов и других зверей изменяется окраска шерсти. Некоторые животные залегают в спячку.
     
      Задания.
      1. Понаблюдай, как изменилась жизнь домашних животных осенью по сравнению с летом.
      2. В «Дневнике наблюдений» выполни задания 3, ) 4, 5 на странице 16.
      1. Рассмотри рисунки на страницах 30 — 33. Какие животные изображены на них. Это всё — домашние животные. Почему их так называют? Каких других домашних животных ты знаешь? Где живут домашние животные?
      2. Расскажи по рисункам, как содержатся летом домашние животные. Почему летом домашних животных можно держать на пастбищах?
      3. Расскажи по рисунку, какой корм заготавливают для скота. В какое время года это делают? Почему сено заготавливают летом?
      4. Как готовят к зиме помещения для скота? Как содержат осенью домашних животных? Могут ли они осенью бывать на пастбище так же долго, как летом? Почему?
      Осенью домашним животным дают дополнительный корм. Объясни почему.
      Что ты можешь рассказать о подготовке домашних животных к зиме из своих наблюдений?
      5. Почему люди заботятся о домашних животных? Чем отличается жизнь домашних животных от жизни диких животных в одно и то же время года?
      Домашние животные — коровы, козы, овцы, свиньи, утки, куры. Их называют домашними, потому что они
     
      Труд летом и осенью.
      1. Расскажи о летних и осенних видах труда людей, связанных с домашними животными.
      2. Рассмотри рисунки к уроку. Что делают люди летом на полях? Какую работу производят на этих же полях осенью? Зачем производят эти работы? Расскажи о своих наблюдениях за трудом людей в поле.
      3. Какие виды работ производят летом на лугах? Для каких животных люди запасают корм летом?
      4. Какие работы производят в саду летом? Что делают в саду после уборки урожая? Какие летние и осенние работы в саду ты наблюдал сам?
      5. Какие работы выполняют люди в парке, сквере летом? Какие — осенью? Зачем производят эти работы?
      6. О каких ещё видах летнего и осеннего труда людей ты можешь рассказать по своим наблюдениям?
      Летом на полях, в садах и парках люди ухаживают за посевами и посадками: борются с сорняками и животными — вредителями растений, проводят подкормку и поливку растений, рыхлят почву. Летом поспевают вишня, слива, ранние яблоки, различные ягоды. Во второй половине лета созревают некоторые хлебные растения. Поэтому уже летом начинается уборка урожая.
      В это время в городах с помощью специальных машин несколько раз в день подметают и поливают улицы. Ежедневно поливают и зелёные насаждения на улицах, во дворах, в скверах.
      Осенью продолжается уборка урожая хлебных растений. Осенью убирают также картофель и почти все овощи: капусту, морковь, редьку. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму.
      В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники, сгребают листья, а затем сжигают их или поливают ядовитыми веществами. Это делают для того, чтобы убить спрятавшихся в листьях насекомых-вре-дителей.
      Осенью и в городе, и в сельской местности люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи.
      Летом и осенью люди собирают урожай растений, сажают деревья и кустарники, заготавливают различные продукты на зиму, а также корм для домашних животных.
     
      Задания.
      1. Просмотри свои записи в «Дневнике наблюдений». Обрати внимание, выпадал ли снег, долго ли он лежал, замерзали ли лужи по утрам, как изменилась температура воздуха по сравнению с ранней осенью, больше или меньше стало пасмурных дней, что происходит с почвой, были ли заморозки, какой была температура воздуха во время заморозка. Продолжай эти наблюдения.
      2. Наблюдай, как люди одеваются поздней осенью.
      3. Как изменились растения поздней осенью? Какие изменения ты заметил в жизни птиц?
     
      Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья.
      1. Рассмотри рисунки на страницах 38 — 39 и сравни их с нижними рисунками на странице 17. Какое время осени здесь изображено? Как изменился цвет неба? Какие осадки бывают поздней осенью?
      Как стали одеваться люди? Почему?
      2. Как изменилась погода поздней осенью по твоим наблюдениям?
      3. Какие изменения произошли с деревьями и кустарниками поздней осенью? Как изменились травянистые растения?
      4. Как изменилась жизнь птиц и других животных?
      5. Какие изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?
      6. Ты узнал, что осенью часто бывает холодная, сырая погода. Как отражается такая погода на здоровье людей? Как охраняют себя люди от простудных заболеваний?
      Простудными заболеваниями меньше болеют закалённые люди. Больше всего возможностей для закаливания организма летом, когда люди купаются, загорают, бывают на свежем воздухе больше, чем в другое время года.
      Осенью нужно продолжать закаливаться. Для этого и осенью надо гулять на улице, особенно в тёплую, сухую
      погоду. Нужно продолжать каждое утро делать зарядку, обтираться или обливаться водой, хорошо несколько раз в день проветривать комнату. Укрепляет здоровье человека физический труд. Особенно полезно работать на свежем воздухе.
      Правильно организовать труд и отдых в учебные дни тебе поможет режим дня.
      Рассмотри рисунок на странице 40. Обрати внимание, как в режиме дня чередуются труд и отдых. Расскажи, какой у тебя режим дня.
      Поздней осенью стало ещё холоднее. Небо почти всегда закрыто тёмными низкими облаками. Часто идут затяжные холодные дожди. Иногда идёт снег, но он быстро тает. В такую погоду можно легко простудиться. Чтобы не простудиться, нужно одеваться по погоде.
      В живой природе всё готово встретить зиму. Лиственные деревья и кустарники сбросили листья. Исчезли насекомые. Перелётные птицы улетели в тёплые страны.
     
      Задания.
      1. Подведи итоги осенних наблюдений за погодой. Какие ещё изменения ты наблюдал в неживой природе?
      2. Какие изменения произошли в жизни растений и животных?
     
      Летом и осенью.
      1. Подведи итоги за ту часть ноября, которая относится к осени. Посчитай теперь, сколько было за осень пасмурных, дождливых дней. Выпадал ли снег, когда и сколько раз это было, долго ли лежал снег, сколько
      было дней с температурой ниже 0° и сколько с температурой выше 0°, как часто дули ветры? Запиши всё в «Дневник наблюдений». Какие ещё изменения в неживой природе ты наблюдал?
      2. По своим наблюдениям определи примерное время окончания осени. Посмотри свои записи наблюдений погоды. Отметь дату, когда снег выпал и больше не растаял. Это будет примерное время окончания осени.
      3. Сравни погоду осенних месяцев. Какой месяц был более холодным? В каком месяце было больше пасмурных дней, дней с осадками и ветрами? В каком месяце чаще выпадал снег. Чем это можно объяснить?
      4. Какие изменения произошли осенью в жизни растений? Какой месяц можно назвать «золотой осенью»? Какой месяц самый листопадный? Сравни изменения в жизни растений с изменениями в неживой природе. С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений?
      5. Как осенью изменилась жизнь домашних и диких животных? Как эти изменения связаны с другими изменениями в природе?
      6. Расскажи об осеннем труде людей. Покажи на примерах, как труд людей зависит от погоды, осенних изменений в жизни растений и животных.
      7. Сравни осень прошлого года с осенью этого.
      8. Проверь ещё раз свои знания признаков лета и осени. Рассмотри рисунки на странице 41. Какие изменения, происходящие в природе, на них изображены? В какое время года они происходят?
      Прошло лето с солнечными и жаркими днями, с грозами и короткими ливнями. Растения летом были зелёные. Многие из них цвели, а на некоторых созревали плоды. Для всех животных хватало тепла и разнообразного корма. Поэтому почти у всех животных летом были детёныши.
      Люди летом убирали урожай растений, заготавливали корма для домашних животных.
      Прошла и осень. Осенью не было жарких дней. Солнце реже пригревало землю. Небо чаще, чем летом, закрывали серые низкие облака. Шли моросящие, затяжные, холодные дожди, часто со снегом. Завяли травянистые растения. На деревьях и кустарниках изменилась окраска листьев. Они стали красными, оранжевыми, бурыми, жёлтыми. А потом начался листопад, и к концу осени листья совсем опали. Только ель и сосна по-прежнему стоят зелёные. От холода попрятались насекомые, залегли в спячку лягушки, змеи, ящерицы. Не страшен холод для птиц и зверей, но зато некоторым из них зимой будет трудно добывать корм. Поэтому в конце лета и осенью эти животные готовились к зиме. Белки, мыши, поползни запасли корм, медведь накопил в своём теле жир. Многие птицы улетели в тёплые края.
      Осенью люди продолжали убирать урожай растений и складывать его на хранение, заготавливать корма для домашних животных, подготавливать к зиме помещения для них. В это время люди утепляют дома, квартиры. На улицах, в парках, скверах, во дворах они высаживают деревья и кустарники. Школьники, кроме того, заготавливают на зиму корм для птиц и зверей.
     
      Задания.
      1. Продолжай ежедневно наблюдать за погодой, как ты это делал осенью.
      2. В «Дневнике наблюдений» выполни задания: 4 — на странице 19; 4 — на странице 25.
      3. Посмотри, как изменились водоём и почва по сравнению с осенью.
      4. Наблюдай за небом, изменилась ли его окраска зимой по сравнению с осенью.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru