На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Рисование. Учебник для 3 класса. Ростовцев Н. Н. — 1961 г

Николай Николаевич Ростовцев

Рисование

Учебник для 3 класса

*** 1961 ***


DjVu

      Полный текст книги

 

      СОДЕРЖАНИЕ

Рисование с натуры 3
Декоративное рисование 51
Рисование на темы 83
Беседы об изобразительном искусстве 93

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
     
      ПОМНИ!
      Во время рисования с натуры надо правильно держать в руках карандаш и доску с бумагой. Карандаш держи дальше от очинённого конца и всеми пальцами, так чтобы рука могла свободно двигаться во все стороны.
      Когда ты держишь карандаш неправильно, то движения твоей руки скованы и тебе трудно провести плавную линию.
      Когда ты держишь карандаш правильно, у тебя кисть руки подвижна и рука без напряжения управляет карандашом. Ты легко сможешь дать нужное направление проводимой линии.
      Сидеть надо свободно, а доску с бумагой держать дальше от себя, чтобы хорошо видеть весь свой рисунок и не загораживать доской натуру.
      Начнём курс рисования с повторения пройденного. Ты уже рисовал с натуры различные листья деревьев, нарисуй теперь с натуры лист клёна.
      Вначале определи место для рисунка, или, как выражаются художники, реши композицию рисунка.
      Изображение должно быть в центре листа бумаги и довольно крупного размера.
      Затем, слегка прикасаясь карандашом к бумаге, нарисуй форму листа клёна со всеми деталями и опять внимательно сверь рисунок с натурой.
      Следи, чтобы общая форма листа (пятиугольника) не искажалась. Вспомогательные линии можешь стереть.
      После тщательной проверки изображения по натуре проложи тени и более мелкие прожилки.
      Уточни рисунок кончиков листа и других мелких деталей.
      Если рисунок намечен правильно, то можно усилить нажим карандаша на бумагу и приступить к отделке рисунка.
      Отделывай рисунок как можно тщательнее и точнее изображай натуру.
      Нарисуй с натуры ветку тополя.
      Порядок работы.
      До сих пор мы рисрвали предметы, повёрнутые к нам прямо — фронтально. Теперь начнём рисовать предметы в самых различных положениях.
      Вид предмета зависит от того, как он расположен по отношению к уровню твоих глаз (или иными словами — твоему горизонту).
      На нашем рисунке ты видишь изображение улицы— вид из окна трамвая.
      Посмотри на рельсы, на столбы, на линии карнизов домов. Величина предметов по мере их удаления от нас уменьшается, например, ближние столбы кажутся больше, дальние — меньше. Рельсы трамвая у края картины шире, а в глубине сужаются.
      Все эти явления называются явлениями перспективы (сокращения).
      Линия горизонта всегда находится на уровне наших глаз. Если мы присядем, то и линия горизонта опустится вместе с нами. Если мы поднимемся выше, то поднимется и линия горизонта.
      Посмотри на нашем рисунке телеграфные провода, столбы, шпалы и рельсы. Удаляясь от нас, они уменьшаются в размере, ^сближаются у линии горизонта. Помни, что, чем дальше предмет находится от твоих глаз, тем он кажется всё меньше и меньше.
      Это одно из правил перспективы.
      Когда будешь рисовать с натуры, соблюдай это правило перспективы.
      Чтобы нарисовать правильно с натуры палочку, квадрат или какой-либо другой предмет, надо установить линию горизонта (уровень твоих глаз) и возможно вернее определить направление сокращающихся сторон.
      линия горизонта
      линия горизонта
      рисунок квадрата в перспективе.
      линия горизонта
      рисунок круга в перспективе.
      Квадрат прямо перед нами. Его плоскость видна целиком.
      Квадрат немного повёрнут от нас. Плоскость квадрата сократилась.
      Квадрат ещё больше повёрнут от нас. Плоскость квадрата стала видна ещё меньше.
      Квадрат повёрнут к нам ребром. Плоскости квадрата мы совсем не видим.
      Круг расположен прямо перед нами. Его плоскость видна целиком.
      Круг повёрнут. Его плоскость видна меньше. Круг принял очертания овала.
      Круг ещё больше повёрнут. Плоскость его ещё больше сократилась.
      Круг повёрнут к нам ребром. Плоскость круга сократилась до прямой линии.
      Когда ты будешь рисовать квадрат в перспективе, помни, что сторона, которая ближе к тебе будет на рисунке больше, чем дальняя.
      Квадрат и круг в перспективе.
      Нарисуй с натуры проволочный круг, лежащий на столе.
      Вначале наметь место для рисунка и установи линию горизонта.
      Легко наметь круг в перспективе. Чтобы круг не был кривой, пользуйся вспомогательными линиями.
      Затем сотри резинкой все вспомогательные линии и уточни рисунок круга.
      Когда начинаешь рисовать с натуры, прежде всего красиво размести изображение на листе бумаги или, как выражаются художники, скомпануй рисунок.
      Рисунок должен располагаться посредине листа бумаги. Если рисунок сдвинуть в сторону, будет некрасиво. Изображение не должно бнпь очень маленьких размеров и, наоборот, очень больших размеров, а еще хуже, когда рисунок не умещается на листе бумаги.
      Посмотри на примеры хорошего и плохого размещения рисунков на листе бумаги.
      Плохое расположение рисунка.
      Хорошее расположение рисунка.
      Нарисуй с натуры флажок.
      Вначале наметь мест для рисунка и установи линию горизонта.
      Наметь рисунок флажка и проверь пропорции: на сколько высота больше ширины, на сколько величина выреза меньше всего флажка.
      Ещё раз проверь свой рисунок по натуре, выправи ошибки. Затем сотри вспомогательные линии и чётко прорисуй флажок.
      Когда рисунок флажка будет сделан правильно, закрась его тем цветом, какой он имеет в натуре.
      Закрасить флажок можно цветными карандашами или акварельными красками.
      Порядок работы.
      Нарисуй с натуры книгу.
      Нарисуй с натуры кружку.
      Рисуя предметы цилиндрической формы,следует пользоваться осевой линией. С её помощью легче сделать более правильный рисунок.
      Поставь кружку так, чтобы она была освещена слева, как на нашем рисунке. На рисунке светлые места кружки должны быть сделаны соответственно светлыми. Самые тёмные места кружки и на рисунке должны быть самыми тёмными.
      Нарисуй с натуры ведро.
      Порядок работы.
     
      ЗАПОМНИ!
      В живописи красный, синий и жёлтый цвета называют основными цветами. Они не могут быть составлены путём смешения красок между собой.
      Зелёный, оранжевый и фиолетовый цвета можно получить путём смешения красок между собой.
      Эти цвета называются составными.
      ЗАПОМНИ!
      Если смешать между собой красную и жёлтую краски, то получится оранжевый цвет.
      Если у тебя не будет зелёной краски, ты легко её можешь сделать сам. Смешай между собой синюю и жёлтую краски, и ты получишь зелёный цвет.
      Составь зелёную, оранжевую и фиолетовую краски и раскрась ими эти прямоугольники.
      Когда сделаешь рисунок, возьми акварельные краски и на отдельном кусочке бумаги найди локальный цвет листа (локальным цветом называется основная окраска предмета). Затем бледно покрой свой рисунок найденной краской, то же проделай и с веткой.
      Затем найди разницу в цвете на отдельных частях листа и установи разницу в цветовых оттенках в середине и по краям листа.
      ЗАПОМНИ!
      Нельзя смешивать между собой также жёлтую и фиолетовую краски - получится грязь.
      Нарисуй с натуры кружку и раскрась её акварельными красками в тот цвет, который она имеет в натуре.
      Порядок работы.
      Вначале сделай рисунок и наметь линиями границы теней. Затем найди на отдельном клочке бумаги локальный цвет кружки и покрась свой рисунок, но не трогай блика. После этого начинай внимательно искать цветовые оттенки.
      Нарисуй с натуры брусок.
      Порядок работы.
      Нарисуй с натуры открытое окно.
      Вначале наметь место для рисунка, ай размеры окна, его ысоту и ширину.
      После этого начинай рисовать переплёты оконных рам и слегка наметь вид за окном.
      Когда рисунон наметится правильно, можно усилить нажим карандаша на бумагу и более чётко прорисовать все детали, а вспомогательные линии стереть резинкой.
      Посмотри другой пример перспективного изображения окна и улицы.
      Нарисуй с натуры ветку комнатного растения.
      Затем,слегка прикасаясь карандашом к бумаге, наметь форму листьев. Внимательно проверь, как располагаются листья по отношению друг к другу.
      Снова проверь свой рисунок по натуре, выправи ошибки и только после этого начинай уточнять форму листьев и веток. Одновременно прокладывай тени.
      Последний этап работы
     
      ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
      Многие из окружающих нас предметов имеют узоры (орнаменты). Эти узоры украшают предметы, делают их более красивыми. Ты видишь узоры на обоях, на тканях, на посуде и т. д.
      Характерным для орнамента является повторение через определённые промежутки одного и того же рисунка.
      Для составления узоров используются изображения цветов, веток, плодов, различных линий, кружков и т. п.
      Выразительность узора во многом зависит от подбора красок, от их сочетания.
      Внимательно посмотри на различные орнаменты, помещённые в книге. Перерисуй некоторые из них. Рисовать орнамент надо обязательно в определённой последовательности (см. стр. 5 5). Соблюдать порядок выполнения рисунка здесь так же важно, как и при рисовании с натуры.
      Учись самостоятельно составлять узоры. Прежде чем рисовать узор, определи, какой предмет он будет украшать.
      Начнём упражнения с повторения пройденного. Ты уже составлял много узоров в полосе из листьев и цветов.
      Придумай узор из листьев и раскрась его двумя красками-красной и зелёной.
      Для примера посмотри наши рисунки, но не срисовывай их, а придумай свои.
      Орнамент составляй так: вначале наметь поле для орнамента, разбей его на части и наметь ветки.
      Затем слегка наметь детали орнамента и посмотри, красиво ли всё получается.
      Если всё намечено хорошо, обведи более чётко рисунок орнамента и раскрась его красками — красной и зелёной.
      Посмотри, какие красивые узоры составили народные умельцы России, Украины, Белоруссии, Грузии.
      Русский.
      Украинский.
      Белорусский.
      Грузинский.
      Образец татарской вышивки на полотенце.
      Украинский народный орнамент.
      Русский народный орнамент.
      Посмотри различные узоры народного украинского орнамента. Выбери, какой тебе больше всего понравится, и перерисуй в свой альбом.
      Перерисуй и свой альбом узор, который тебе больше нравится.
      Михайловское (рязанское) цветное нрунсво.
      Составь узор из элементов народного орнамента и раскрась его красками.
      Посмотри орнаменты народов СССР, выбери тот, который тебе больше всего понравится, и из его элементов составь свой узор.
      Белорусский.
      Как надо работать?
      Если, например, тебе понравился узбекский орнамент и особенно вот эти его детали, то вначале наметь поле для орнамента, разбей его на равные части и наметь движение веток.
      Когда узор наметится, прорисуй его более чётко Ml и раскрась красками или цветными карандашами.
      Посмотри различные народные орнаменты и выбери тот, который тебе больше всего понравится. Из его элементов составь свой узор.
      Киргизский.
      Узбекский.
      Киргизский.
      Бурятский.
      Составь орнамент со звездой в квадрате и раскрась его тремя красками-красной, синей и жёлтой.
      Посмотри образцы орнаментов в квадрате, но не срисовывай их, а придумай свой.
      Порядок работы над рисунком орнамента.
      Вначале наметь поле для орнамента, определи центр композиции и проведи оси — вертикаль и горизонталь.
      Если всё намечено хорошо, сотри вспомогательные линии (вертикаль, горизонталь, круг у звезды) и прорисуй рисунок орнамента более чётко.
      Когда рисунок будет готов, раскрась его акварельными красками или цветными карандашами.
      Составь орнамент в квадрате и раскрась его красками или цветными карандашами.
      Порядок работы.
      Вначале наметь поле для орнамента, определи центр композиции, проведи основные оси.
      Затем наметь главные части орнамента.
      После этого, слегка касаясь карандашом бумаги, прорисуй детали орнамента и посмотри, что получилось. Выправи, что не так, и только после этого чётко прорисуй узор, а затем раскрась.
      Хохломская роспись тарелки из дерева. Выставка народных ремёсел 1960 года.
      Пример композиции в круге.
      Китайский орнамент
      Посмотри, какие узоры в круге составляют народные умельцы.
      Декоративная тарелка. Хохлома.
      Придумай страницу для календаря. Посмотри пример оформления страницы календаря.
     
      РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
      Нарисуй,что ты видел интересного во время каникул летом.
      Художник И. И. Шишкин очень любил русскую природу и особенно летом. В картине "Рожь" он очень хорошо передал полдень знойного лета и красоту русской природы.
      ШИШКИН "Рожь"
      Художник С. А. Григорьев в своей картине "Вратарь" показывает летние игры детей.
      Нарисуй и ты что-нибудь из летних воспоминаний.
      ГРИГОРЬЕВ. "Вратарь".
      Нарисуй какрй-нибудь вид транспорта: паровоз, автомашину, пароход, самолёт. Посмотри, как эту тему решают художники.
      КУЗНЕЦОВ. "В далёкий путь"
      Среди советских художников большой известностью пользуется А. А, Дейнека.
      Его картина "Будущие лётчики" посвящена детям, которые уже с ранних лет мечтают о своей будущей профессии.
      В картине художника Я. Д. Ромаса "На пути в Александрию" мы видим три вида транспорта: парусные суда, автомашины и верблюда.
      РОМАС. "На пути в Александрию".
      Сделай иллюстрацию к басне И. А. Крылова "Слон и Моська",
      Посмотри, как выполнил иллюстрацию к этой басне художник М. Таранов.
      М. ТАРАНОВ. "Слон и Моська".
      Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!
      И. Л. Крылов.
      Сделай иллюстрацию к знакомой тебе басне. Посмотри, какие иллюстрации сделал художник М. Таранов к басне И. А. Крылова"Свинья поддубом".
      М. ТАРАНОВ. "Свинья под дубом".
      — Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут: Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут.
      И. А. Нрылов.
     
      БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
      Картина Ф. П. Решетникова "Опять двойка" рассказывает нам о мальчике, который плохо учится в школе. Вся семья очень огорчена этим.Только собачка рада своему другу.
      Ф. П. РЕШЕТНИКОВ. "Опять двойка!"
      О чём рассказывает художник Д. И. Пускин в своей картине "После уроков"?
      Художник С. А. Чуйков родился в Киргизии. Там прошли его детство и юность, там он создал свои лучшие произведения живописи. Художник С. А. Чуйков очень полюбил киргизскую природу и людей этого края.
      В старину киргизы жили очень плохо. Они не могли учиться.
      Только теперь киргизский народ, как и все советские люди, получил возможность работать, учиться, развивать свои способности.
      В картине "Дочь Советской Киргизии" художник С. А. Чуйков показал девушку-киргизку с книгой в руках, перед которой открыта широкая дорога" в жизнь.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.