ПРЕДИСЛОВИЕ
Почти пятьдесят лет нужно было, чтобы так называемый натуральный метод преподавания рисования завоевал себе за границей исключительное место. Только после получешя прекрасных результатов в северо-американских школах, наши соседи на заиаде начали разрабатывать новую систему художественнаго образования.
Теперь новый преподаватель, спрятавши гипс и стенные таблицы, предлагает рисовать плоды, птиц, животных, вообще все то, что находить подходящим в окружающей его обстановке.
Изучение природы, исканием новых форм ея, за границей оживило художественную промышленность. Ремесленник научился украшать предметы своего производства. Рисованием стали пользоваться при обучении другим предметам и отвели ему должное место в программе обучения. Оказалось, что художественное образование при правильной постановка дела, до известной степени, доступно всякому.
Учащиеся стали наблюдать окружающую их жизнь, изучать природу. Природа стала для них близкой, они стали замечать её, находить в ней красоту. Виденное научились графически изображать и применять к практической жизни. Таким образом рисование явилось одной из форм изложения своих мыслей и наблюдении.
Все это за границей. У нас же осталось всё по прежнему. В широких слоях населения и среди интеллигенции наблюдается полное отсутствие художественнаго вкуса, отражающееся на всей русской жизни вообще, а в особенности на развитии промышленности и торговли, т. е. тех отраслей народной жизни, в которых художественный вкус необходим и где применение его безгранично.
Причин, последствием которых явилось такое печальное положеше вещей, очень много, и распространяться о них не входит в задачу настоящаго труда.
Ф. И. Шпала.
|