ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава I. Основные сведения об аксонометрических проекциях § 1. Понятие о центральном и параллельном проецировании § 2. Аксонометрические проекции. Основные понятия и определения § 3. Виды аксонометрических проекций § 4. Аксонометрические проекции. § 5. Аксонометрия точки и отрезка прямой. § 6. Аксонометрия многоугольников § 7. Аксонометрия окружности и других кривых линий § 8. Аксонометрия геометрических тел Многогранники Тела вращения § 9. Аксонометрия взаимно пересекающихся геометрических тел § 10. Аксонометрия технических деталей § 11. Разрезы на аксонометрических изображениях предметов § 12. Нанесение размеров на аксонометрические изображения § 13. О потере наглядности в аксонометрии § 14. Рекомендации по выбору аксонометрии Упражнения к гл. I Глава II. Краткие сведения о перспективных проекциях § 15. Понятие о перспективе. Элементы линейной перспективы § 16. Перспектива точки, отрезка пряхмой и плоской фигуры § 17. Перспектива окружности § 18. Перспектива геометрических тел § 19. Перспектива здания Упражнения к гл. II Глава III. Светотень. Светотень на аксонометрических чертежах и перспективных рисунках § 20. Оттенение контуров изображений геометрических элементов § 21. Светотень на изображениях § 22. Нанесение светотени на поверхности многогранников § 23. Нанесение светотени на цилиндрические и конические поверхности § 24. Нанесение светотени на поверхности шара,, тора и других геометрических тел § 25. Нанесение светотени на поверхности технических деталей § 26. Нанесение светотени акварельными красками и цветными растворами Упражнение к гл. III Глава IV. Основы технического и перспективного рисования § 27. Понятие о формах технического предмета § 28. Материалы и принадлежности § 29. Техника выполнения рисунка карандашом и пером § 30. Положение корпуса и руки при рисовании § 31. Начальные предварительные упражнения § 32. Виды занятий по рисованию § 33. Размещение рисунка на формате листа бумаги § 34. Конструкция и пропорции предмета § 35. Последовательность выполнения технического рисунка § 36. Выполнение перспективных рисунков Упражнения к гл. IV Глава V. Технические рисунки деталей и узлов § 37. Резьбы и пружины § 38. Детали и узлы в машиностроении § 39. Детали и узлы приборов аппаратов § 40. Узлы судовых корпусных конструкций § 41. Детали и узлы строительных конструкций § 42. Схематические чертежи Упражнения к гл. V |
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для средних специальных учебных заведений. Учебное пособие для техникумов, изд. 3-е, перераб. и доп., М., «Машиностроение», 1976.
Учебное пособие может служить практическим руководством для чертежников, конструкторов и технологов различных отраслей промышленности. ВВЕДЕНИЕ В период бурного роста научно-технического прогресса Коммунистическая партия Советского Союза придает особое значение повышению культуры производства, созданию и совершенствованию новой техники и повышению качества выпускаемой продукции. На современном этапе развития технического прогресса качественно меняются технический уровень и методы производства и его техника. Они требуют от работающих все больше умственного и нервного напряжения, сосредоточенности и внимания, быстроты реакции действия. Здесь повышаются требования к культуре производства. С социальной точки зрения повышение культуры производства в обществе, строящем коммунизм, способствует достижению одного из великих коммунистических идеалов — превращению труда из средства к существованию в первую жизненную потребность человека, так как повышение культуры производства означает, в сущности, что гармоничными, эстетически полноценными, красивыми должны считаться и сам процесс труда, и обстановка, в которой совершается труд, и результаты труда. Таким образом, красота оказывается необходимой в социалистическом проиводстве как средство повышения производительности труда и качества промышленной продукции, удовлетворения эстетических запросов советского человека и, наконец, как средство воспитания высокого художественного вкуса советских людей. Наука, которая изучает законы красоты и художественного творчества, называется технической эстетикой. Согласно выработанным технической эстетикой принципам красота, эстетическое совершенство промышленных изделий и окружающей человека предметной среды достигаются лишь в том случае, если в процессе художественного конструирования обязательно будут достигнуты в сумме комплексный учет социально-гуманитарных и инженерно-экономических требований, единство функции и формы, соответствие формы и материалов, соответствие формы, функции и цвета, максимальный художественный эффект при минимальных затратах, учет и гармонизация окружающей природной и предметной среды. Одним из элементов технической эстетики можно считать «Техническое рисование». В производственных условиях часто возникает необходимость в наглядном изображении предмета, сложные конструктивные формы которого иногда трудно представить себе при чтении чертежа. Кроме того, надо уметь пояснить, в случае необходимости, различные детали объекта подробными наглядными изображениями (чертежами и рисунками) для того, чтобы объект представлялся во всех деталях. Умение это необходимо для инженера и техника, так как словами не всегда возможно выразить и объяснить некоторые сложные конструкции, технологические процессы обработки, сборки и монтажа объекта. Часто бывает необходимо пояснить рисунком техническую мысль или конструкцию детали непосредственно на рабочем месте, в цехе. Это значит, что мастер, технолог, конструктор должны уметь выразить свою мысль техническим рисунком — карандашом и пером на бумаге или мелом на фанере, доске и листовом металле. Умение выполнять технические рисунки необходимо не только в заводской обстановке, но и при работе в конструкторском или технологическом бюро. Решение -задач по проектированию и конструированию значительно облегчается и упрощается при предварительном выполнении эскизов, технических или перспективных' рисунков. Несколько таких предварительно выполненных изображений позволяют выбрать лучший вариант будущей формы или конструкции предмета. В таких случаях эскизы и рисунки являются первичной формой изображения предмета, а чертеж — вторичной и окончательной. Рисунки уступают чертежу в точности, но превосходят его в наглядности. Как каждый человек должен уметь читать, писать и считать, так всякий техник и инженер должны знать инженерно-техническую грамоту, которая учит не только выполнять чертежи с помощью чертежных инструментов, но и изображать от руки на глаз эскизом и рисунком1 различные технические предметы. 1 Технический рисунок — наглядное изображение предмета, выполненное на основе аксонометрических проекций, как правило, от руки на глаз без применения инструментов. Если чертеж принято считать языком техники, а начертательную геометрию — грамматикой этого языка, то технический рисунок, дающий наглядное представление о форме изображаемого предмета, можно сравнить с образным рассказом. Знания, навыки и умения по чтению и выполнению чертежей, составлению эскизов, технических рисунков и схем по специальности приобретаются в результате успешного изучения курса «Черчение», систематических упражнений и развития пространственных представлений (образов). Важно сформировать систему представлений памяти о технических деталях и их отдельных элементах. Перспективный рисунок — наглядное изображение предмета, выполненое на основе центральных (перспективных) проекций, как правило, от руки без применения чертежных инструментов. Наглядные изображения в аксонометрии, выполненные с помощью чертежных инструментов, называются аксонометрическими чертежами, а в перспективе— перспективными чертежами. Этому способствуют: понятия и представления об основных геометрических фигурах и телах; выяснение формы технических деталей и ознакомление с их назначением; умение выполнять технические рисунки геометрических фигур и тел, моделей и технических дета-лей; умение составлять эскизы деталей технического характера. Важнейшим условием, обеспечивающим формирование пространственных представлений, является обучение приемам рассмотрения и запоминания технических форм, а также приемам их воспроизведения по памяти (на эскизах и рисунках). Ортогональные (прямоугольные) проекции на чертеже не обладают достаточной наглядностью, так как пространственная форма Предмета в них получает условное изображение, расчлененное на отдельные проекции, по которым приходится воссоздавать его действительную форму. Аксонометрические проекции перед ортогональными имеют существенное преимущество — наглядность изображений. Подтвердим это примерами. Прочтите ортогональные чертежи двух предметов (рис. 1,а, в), прикрыв бумагой их аксонометрические изображения (рис. 1,6, г) К Вам потребуется большое усилие, чтобы по чертежу, на основе восприятия плоскостных изображений, мысленно воссоздать объемную форму предмета. Это и понятно. В данном случае у вас нет еще прочной связи между изображениями на чертеже и формой самого предмета. При чтении чертежа представление о предмете складывается не в результате узнавания или припоминания, а в результате целой системы умственных действий, направленных на преобразование данных восприятия и мысленное воссоздание формы предмета. На рис. 1,6, г эти предметы показаны в аксонометрии. Представление о их форме получается вполне ясное при простом взгляде даже у самого графически малограмотного человека. Аксонометрические проекции широко применяются в науке, технике и промышленности. Они используются в учебных и демонстрационных целях при изучении общетехнических дисциплин, прохождении производственной практики, а также при выполнении курсовых и дипломных проектов в высших и средних специальных технических учебных заведениях. Аксонометрические изображения часто приводятся в учебных и наглядных пособиях, технической и справочной литературе. Одной из целей изучения аксонометрических проекций является правильное, свободное и быстрое выполнение технических рисунков. Необходимо отметить, что умение выполнять технические рисунки не-требует природных способностей, а приобретается упорными систематическими упражнениями. Приложив труд, старание и настойчивость, каждый может научиться выполнять технические рисунки. Способы изображения предметов в техническом рисовании берутся применительно к аксонометрическим проекциям, установленным стандартом. Из теории аксонометрии пользуются небольшим количеством правил, которые обычно легко усваиваются учащимися. В разновидностях аксонометрических проекций отсутствуют перспективные искажения, вследствие ч^его изображение получается условным и простым. Форму предмета можно строить точно по размерам (если нужно) и изображать ее «не как вижу, а как надо», с пониманием объективной сущности предмета. В этом заключается особенность технического рисунка и простота его выполнения, позволяющие сравнительно быстро приобрести необходимые навыки. О различных подходах к выполнению перспективных и технических рисунков хорошо сказал Ф. Де-Лионде, подчеркнув, что технические рисунки выполняются «не по настроению, а по построению» Здесь ясно звучит правильная мысль, что в техническом рисунке не просто воспроизводят видимую форму изображаемого предмета, а держат ее под постоянным контролем особой направленности мышления, т. е. необходимо постоянно помнить и сознательно применять особенности построений, свойственные аксонометрическим проекциям (расположение аксонометрических осей, показатели искажения и др.). Следует иметь в виду, что недостаточно понять общие принципы технического рисования и знать, как выполняют тот или иной технический рисунок предмета, нужно также уметь его выполнять. Необходимые навыки и умения приобретаются главным образом систематическими упражнениями. Поэтому учащимся рекомендуется не ограничиваться выполнением заданий и упражнений, предусмотренных программой по техническому рисованию в техникуме, а дополнительно самостоятельно выполнить ряд технических рисунков деталей и узлов. Отметим, что небольшое количество часов, отведенное на техническое рисование в программе «Черчение» для техникумов, необходимо для сообщения учащимся основных сведений, приемов и кратких методических указаний по выполнению технических рисунков и для приобретения первоначальных навыков технического рисования. Все это должно способствовать развитию у учащихся наблюдательности, зрительной памяти, глазомера, твердой руки, эстетического вкуса и пространственных представлений. Рисование имеет большое воспитательное и общеобразовательное значение. Наряду с выполнением технических рисунков на основе аксонометрических проекций учащиеся строительных техникумов выполняют также рисунки на основе центрального проецирования — перспективные рисунки (деталей и узлов строительных конструкций, части помещений, зданий и др.). Для этого в книге приведено несколько параграфов. Часть рисунков, помещенных в книге, выполнена с применением чертежных инструментов. Это сделано с той целью, чтобы наглядные изображения были более четкими и лучше воспринимались (в особенности светотень) учащимися. Конечная цель изучения данного пособия состоит в том, чтобы научить учащихся самостоятельно выполнять технические рисунки деталей и узлов от руки на глаз, без применения чертежных инструментов: с натуры, ортогонального чертежа, по памяти, словесному описанию и представлению. |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |