На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Учебник русского языка для 4 класса школы СССР. — 1988 г

Ладыженская Таиса Алексеевна
Баранов Михаил Трофимович
Григорян Лариса Трофилоена
Кулибаба Иван Иванович
Тростенцова Лидия Александровна

Русский язык

для 4 класса

*** 1988 ***


DjVu

как есть


DjVu

чёрно-бел

  ОГЛАВЛЕНИЕ
 
  Твой учебник
  Берегите наш прекрасный русский язык
 
  Повторение изученного в начальных классах 13
  § 1, Состав слова 13
  § 2. Правописание безударных гласных в корне слова 15
  § 3. Правописание согласных в корне слова
  § 4, Буквы и у а после шипящих 22
  § 5, Разделительные ь и ь 23
  § 6. Раздельное написание предлогов 24
  § 7. Текст 26
  § 8. Части речи
  § 9. Глагол 31
  § 10. -Тся и -ться в глаголах 32
  § 11. Личные окончания глаголов 34
  § 12. Имя существительное 36
  § 13. Тема текста 39
  § 14. Ими прилагательное
  § 15. Местоимения 43
  § 16. Стили речи 44
 
  Синтаксис. Пунктуация, Культура речи 47
  § 17. Словосочетание 47
  § 15, Основная чысль текста 52
  § 19. Разбор словосочетания 53
  § 20. Предложение 54
  Виды предложений по цели вылизывания
  Восклицательные предложении
  Члены предложения
  Главные члены предложения. Подлежащее
  Сказуемое
  Нораспроетраненные и распространённые предложении
  Второстепенные члены предложения
  До пел и он не
  Определение
  Обстоятельство
  Предложении с однородными членами Знаки при и ни ни и я в предложениях с однородными членами
  Предложения с обращениями
  Письмо
  Разбор простого предложении
  Простые и сложные предложения
  Раэбор сложного предложения
  Прямая речь
  Диалог
  Повторение
 
  Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи
  §40. Гласные звуки
  Согласные звуки
  Согласные твердые и мягкие
  Повествование
  Согласные звонкие и глухие
  § 45. Алфавит
  § 46. Обозначение звонких и глухих согласных на письме
  § 47. Описание предмета
  § 48. Обозначение мягкости согласных с помощью и
  § 49. Двойная роль букв е, ё. ю, я
  § 56. Слог- Ударные н безударные гласные §51, Фонетический разбор слова
  Повторение
 
  Лексика. Культура речи
  Слово н его лексическое значение
  ОДнозначные и многозначные слова 135
  Прямое н переносное значение слов 139
  Омонимы 141
  Синонимы 143
  Антонимы 147
  Повторение
 
  Словообразование. Орфшрлфин. Кулыура речи 151
  Однокоренные слона и формы одного и того же слова 151
  Окончание 153
  Основа слова 155
  Корень слова 156
  Рассуждение в повествовании 158
  Суффикс 159
  Приставка 153
  Чередование звуков 155
  Беглые гласные 167
  § 67. Разбор слава по составу 169
  § 68. Правописание гласных и согласных в пристенки 170
  § 69. Букяы д и с ни коние приставок 171
  § 70. Рассуждение 1Г4
  § 71. Буквы о — а в корне -лиг- —лож- - - 175
  § 71 Буквы о — а в корне -purr—-рос- 176
  § 73. Буквы е — о после шнняецнх в корне178
  § 74. Буквы w — п после ц 180
  Повторение 182
 
  Морфология. Орфографии. Культура речи
  § 75. Самштоятельные н служебные части речи 185
 
  Имя существительное
  § 76. Имя существительное как часть речи 188
  § 77. Доказательства а рассуждении 192
  § 78. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 194
  § 79. Имена существительные собственные и нарицательные
  § 80. Морфологический разбор имени существительного 201
  § 81. Рпд имён существительных 202
  § 82, Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 204
  Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 206
  § 84. Три склонения имён существительных
  § 86. Падеж имён существительных 200
  § 86, Правописание гласных а надежных окончаниях существительных в единственном числе 212
  § 87, Множсттвенное числи имён существительных 218
  § 88, Правописание о — е после шипнелик и ц в окончаниях существительных 222
  Повторение 224
 
  Имя прилагательное
  § 89, Имя прилагательное как часть речи 226
  § 90. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 231
  § 91. Описание животного 236
  § 92, Прилагательные полные н краткие 237
  § 93, Морфологический разбор имени прилагательного 246
  Повторение 242
 
  Глагол
  § 94 Глагол как часть речи 241
  § 96. Не с глаголами 246
  § 96. Рассказ 248
  § 97. Неопределённая форма глагола 250
  § 98. Правописание -тся и -ться а глагола 254
  § 99. Виды глагола 267
  § 100. Видовые пары 259
  § 101 Буквы е — и в корнях с чередоншшем 261
  § 102. Невыдуманный рассказ 264
  § 103 Время глагола 265
  § 104. Прошедшее время 266
  § 105. Наставшее время
  § 106. Будущее время
  § 107. Спряжение глаголов 272
  § 108. Как определять спряжение глаголя с безударным личным окончанием 272
  § 109. Морфологический разбор глагола 279
  § 110. Правописание мягкого знака в глаголах во 2-м лице единственного числа
  § 111. Употребление времён 2S3
  Повторение
 
  Повторение н обобщение изученного а IV классе
  § 112. Разделы науки о языке 290
  § 113. Орфограммы в приставках и в корнях слов 294
  § 114. Орфограммы в окончаниях слов 296
  § 115. Употребление букв ь и ь. Раздельные написании 298
  § 116. Знаки препинания в простом н сложном предложении 299
 
  О русском языке 302
  Приложении 305
  Толковый словарь 395
  Пиши правильно 312
  Произноси правильно 313
  Памятки 315
  Алфавитный указатель 317

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



 

 

ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ.
Разброшюровка книги. Если книга имеет переплётную крышку, то её тоже надо отделить от блока. Для этой цели переплётным ножом при помощи линейки делается неглубокий надрез форзаца у обеих сторонок крышки по линии краёв тесьмы или марли, выступающих из-под форзаца. Аккуратно остриём ножа отделяют тесьму от корешковой части сторонок крышки и освобождают книжный блок. После этого производится разброшюровка блока на отдельные тетради, последующая починка листов и аккуратное отделение форзацев от первых и последних тетрадей, которые окантовываются печатной бумагой.
Изготовление прошивного форзаца. Здесь нужно обратить внимание учащихся на то, что имеются два вида прошивного форзаца: 1) без тканевого фальца; 2) с тканевым фальцем. В юбоих случаях это делается для того, чтобы форзац не тянул титульного листа книги, а также для большей прочности.
При изготовлении прошивного форзаца без тканевого фальца (когда нет материала) у сфальцованного в один сгиб простого приклейного форзаца отгибается фальц, образуется стержень шириной 5—6 мм, который при шитье надевается на первую и последнюю тетради и прошивается с ними вместе. Ширина заготовки форзаца в этом случае должна быть увеличена на 10—12 мм.
Изготовление прошивного форзаца с тканевым фальцем намного сложнее. Этот форзац является самым прочным из всех форзацев. Поэтому его рекомендуется применять для книг объёмом более 320 страниц. Однако он может использоваться для любого издания. Такой форзац составляется из двух неравных по ширине бумажных листов и тканевого фальца. Высота форзацных листов должна быть равна высоте блока до обрезки. Ширина форзаца, прилегающего к блоку, должна быть равна ширине блока до обрезки плюс 6 мм. Ширина второго листка форзаца должна равняться ширине блока минус 6 мм. Для полного форзаца на книгу следует нарезать по две такие половинки форзацной бумаги. Ткань для фальца нарезается в долевом направлении по длине, равной высоте блока, а по ширине 18 мм.
В качестве тканевого фальца можно использовать коленкор светлых тонов, но так, чтобы клей не проходил на оборотную сторону тканц. Еслц ткань пропускает клей, её нужно предварительно подклеить тонкой бумагой.
После заготовки деталей на прошивной форзац начинают его изготовление. Для этого большую сторонку форзаца 2 распускают лесенкой (уступами) на 5—6 мм, намазывают клеем с лицевой стороны и дополнительно распускают во избежание склейки половинок между собой. Вторую, меньшую сторонку форзаца 1 распускают так же и намазывают клеем с обратной стороны.
Потом узкую сторонку накладывают на широкую с равномерным отступом меньшей от края большей на 12— 15 мм. Тканевую полоску приклеивают лицевой стороной сразу к обеим заготовкам и слегка приглаживают рукой.
Для надевания на тетрадь форзаца 4 фальц готового форзаца загибают на 6—7 мм по краю с таким расчётом, чтобы ширина открытого фальца 3 была равна 6 мм. Ручная загибка производится при помощи косточки и линейки. Для этого сначала проглаживают косточкой след по оборотной стороне готового форзаца и по линейке делают сгиб, в результате чего получается отогнутый стержень, которым форзац надевается на тетрадь в процессе шитья книги.
Скрепление тетрадей в блок. Книги сшиваются на тесьмах их обшивкой, т. е. тесьма не пришивается к тетрадям нитками, а охватывается ими вокруг. Этот вид шитья наиболее удобен Для скрепления отдельных тетрадей в блок. Дело в том, что при этом виде шитья удобнее передвигать и уплотнять тетради, а затем заклеивать корешок.
Процесс шитья производится следующим образом. Нитка с иголкой проходит в первый прокол а десятой тетради (если объём блока 10 тетрадей), выходит из второго прокола б, охватывает (а не прошивает) третьи: тесьму и вводится в третий прокол в. Обратно она выводится из четвёртого прокола г и, охватывая вторую тесьму, входит в пятый прокол д и выводится из шестого прокола е. Затем она охватывает первую тесьму и вводится в седьмой прокол. Наконец, нить выводится из восьмого прокола з. При сшивании предыдущей, девятой тетради движение нити повторяется в обратном порядке по проколам з, ж, е, д, г, в, б, а, после чего она связывается с оставшимся концом нити. То же самое делается в остальных тетрадях, только движение нити чередуется от хвоста к головке тетради и обратно. По окончании сшивания первой тетради нить захлёстывается за плетешки второй, третьей-и четвёртой тетрадей.
При сшивании книг с прошивным форзацем перед началом шитья надо надеть на последнюю тетрадь форзац и прошивать эту тетрадь как можно аккуратнее, чтобы не было видно нитки на сгибе форзаца. Для этого фальц форзаца прокалывают иголкой со смещением на 0,5 мм выше сгиба, а тетрадь точно по сгибу. То же делают и в первой тетради (последней при сшивании), только прокладывают форзац ниже фальца на 0,5 мм от сгиба. По окончании сшивания нескольких книг их ставят передними краями на стол и отделяют друг от друга, оставляя концы тесем по обеим сторонам. При шитье нескольких книг следует самостоятельно сшивать каждый блок, не связывая их непрерывной нитью.
Приклейка стержня прошивного форзаца. Стержень форзаца приклеивают ко вторым тетрадям блока. Для этого книгу кладут на край стола, открывают первую тетрадь, свешивают её со стола и тонкой кисточкой или просто средним пальцем правой руки равномерно наносят крахмальный клей на стержень. Затем эту тетрадь вновь закрывают, точно ровняя её по ос-тальным. Приклеивая стержень, то же делают и С последней тетрадью.
Приклейка стержня прошивного форзаца ко вторым тетрадям обеспечивает прочность книг, так как при этом рычажную силу крышек выдерживают две первые и две последние тетради, а не одна, как в книге с приклейным форзацем. Приклеивая стержень форзаца, надо обращать внимание на то, чтобы не склеивать листы внутри книги, а первые тетради как можно тщательнее ровнять по вторым, иначе смещённые тетради будут неправильно раскрываться в готовой книге и рваться.
Обрезка книжного блока. Приёмы обрезки рассматривались ранее. Но нужно отметить, что при отсутствии оборудования для обрезки книг большого объёма при шитье тетрадей надо стремиться как можно лучше выравнивать их по отношению друг к другу, а также и отдельные листы в тетрадях, чтобы по возможности обойтись без обрезки.
Закраска обрезов. Эта операция необходима не только для украшения книг, но и для предохранения их от загрязнения, пыли, засаливания и разрушения. Особенно пылится верхний обрез.
В условиях кружковой работы рекомендуется сплошная закраска, которая предохраняет обрезы от загрязнений, растрепливания и выцветания. В зависимости от характера издания закрашивают либо только головной обрез, либо головной и передний обрезы.
Для закрашивания обрезов' применяются специальные краски минерального происхождения. Можно применять краски различных расцветок и приготавливать их своими способами. Так, жёлтый обрез делается хорошо растёртой в молоке хромовой жёлтой краской, разбавленной дистиллированной водой. Для красного обреза применяется киноварь, растёртая на крахмальном клее, или кармин, разбавленный яичным белком (на 4 белка 0,5 л воды). Зелёный обрез получается при закраске смесью берлинской лазури с хромовой жёлтой краской и прибавлением воска. При добавлении в краску нескольких капель нашатырного спирта и необходимого количества воды можно получить разные оттенки краски.
В настоящее время для закраски обрезов используются специальный краски, а состав которых входят пигмент, цинковые белила, связующие вещества на основе латекса СКС-30, 7%-ный раствор поливинилового спирта и вода. Соотношение компонентов для красок разных цветов различное. В настоящее время выпускаются краски десяти цветов: белая, жёлтая, зелёная, красная, оранжевая, коричневая, голубая, синяя, серая и чёрная. Однако эти краски имеют некоторые недостатки: вызывают слипание листов, осыпаются и, кроме того, при хранении в открытом состоянии зарезиниваются.
В целях улучшения качества закраски обрезов разработаны новые краски на основе натрийкарбоксиме-тилцеллюлозы (НАКМЦ). В их состав, кроме пигмента, входят 5%-ный раствор НАКМЦ, цинковые белила и глицерин. Эти краски не осыпаются после высыхания и не вызывают слипание листов.
Закраску обрезов вручную обычно выполняют сразу же после обрезки книжных блоков с трёх сторон. Для этой дели пачку блоков тщательно сталкивают на обрез, подлежащий закраске, а затем равномерно наносят краску вручную мягкой кистью или губкой. Чтобы краска не проникала между страницами, блок или стопу необходимо плотно зажать рукой. Краску нужно наносить равномерно, осторожно, следя за тем, чтобы она не прошла на оставляемые белыми обрезы.
После закраски и высыхания обреза его натирают навощённой суконкой. Последняя операция придаёт обрезу красивый внешний вид и приятный блеск.
Затем начинают приклеивать концы тесем или бичеву. Концы приклеивают сначала с одной стороны блока, потом с другой, одновременно натягивая их, чтобы получить более плотный блок, а затем и книгу.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.