НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Русский язык. Учебник для 3 класса. Закожурникова, Кустарёва, Рождественский. — 1987 г.

Мария Леонидовна Закожурникова
Валентина Алексеевна Кустарёва
Николай Сергеевич Рождественский

Русский язык

Учебник для 3 класса

*** 1987 ***


DjVu

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Повторение пройденного в I и II классах
      1. Предложение 3
      2. Звуки, буквы, слог, ударение в слове 8
      3. Состав слова 9
      4. Правописание гласных и согласных в корне слова 12
      5. Приставки и предлоги 20
      6. Части речи 24
     
      Однородные члены предложения 31
      Имя существительное
      7. Изменение имён существительных по падежам (склонение) 40
      8. Три склонения имён существительных 53
      9. Первое склонение имён существительных 56
      10. Второе склонение имён существительных 71
      11. Третье склонение имён существительных 81
      12. Падежи и падежные окончания имён существительных трёх склонений
      13. Множественное число имён существительных 94
     
      Имя прилагательное
      14. Изменение имён прилагательных по родам и числам (повторение) 105
      15. Изменение имён прилагательных по падежам 107
      16. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода 109
      17. Склонение имён прилагательных женского рода 115
      18. Склонение имён прилагательных во множественном числе 122
      19. Повторение изученного об имени прилагательном и существительном 129
      20. Понятие о местоимении 138
      21. Предлоги перед местоимениями 142
     
      Глагол
      22. Общее понятие (повторение) 148
      23. Изменение глагола по временам 148
      24. Неопределённая форма глагола 150
      25. Настоящее время глагола 154
      26. Второе лицо глаголов в единственном числе настоящего времени 157
      27. I и 11 спряжение глаголов в настоящем времени 160
      28. Будущее время 162
      29. Правописание безударных личных окончаний глаголов 164
      30. Прошедшее время глагола 173
      Повторение 185

     
     

      ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I И II КЛАССАХ.
     
      I. Предложение
      1. Прочитайте.
      Зелёными просторами Легла моя страна.
      На все четыре стороны Раскинулась она.
      (М. Исаковский)
      Сколько предложений вы прочитали?
      Со словами Советский Союз составьте и напишите предложение.
      Красная площадь
      Советский Союз
      2. Прочитайте предложения.
      1. У нас есть громадная, красивая, прекрасная Родина. (Л. Леонов.) 2. Страна моя, Москва моя, ты самая любимая! (В. Лебедев-Кумач.) 3. Я люблю твою Красную площадь и кремлёвских курантов бой. (М. Лисянский.)
      Какие это предложения по интонации — повествовательные, вопросительные, восклицательные?
      Спишите. Какие знаки вы поставили в конце предложений?
      Проверьте, читая по слогам, правильно ли вы написали.
      Родина
      3. К данным предложениям поставьте вопросы. Напишите вопросительные предложения.
      1. Учебный год начинается первого сентября. 2. Ты хорошо отдохнул. 3. Ты учишься в третьем классе. 4. Сегодня все ученики встали рано. 5. Все ребята обещают хорошо учиться.
      Образец: Когда начинается учебный год?
      4. Прочитайте отрывок из рассказа.
      Яркое, солнечное утро разбудило ребят. Поезд мчался мимо золотых полей пшеницы, мимо зелёных лугов. Коровы лежали в густой траве. Прыгали молочно-жёлтые телята.
      Цвела розовая гречиха. Сиреневые шарики клевера сливались в один пушистый ковёр. Синел лес. Под мостом покачивались на воде кувшинки.
      (По В. Осеевой)
      Спишите текст. Подчеркните в каждом предложении подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.
      Составьте (устно) рассказ о том, как вы отдыхали летом.
      5. Прочитайте. На сколько частей можно разделить рассказ? Прочитайте каждую часть.
      Гроза.
      Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Ракиты тревожно шелестели и лепетали. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали по листьям. Сверкнула молния. Грянул гром. Дождь полил ручьями. Но вот солнце опять засияло. Как всё засверкало вокруг! Как свеж и прозрачен воздух! Как пахнет земляникой и грибами! ,тт тт гг ч
      (По И. Тургеневу)
      Напишите заглавие первой части. Спишите предложения с описанием природы перед грозой. Подчеркните в каждом предложении подлежащее.
      Напишите заглавие второй части. Выпишите предложения с описанием природы во время грозы.
      Озаглавьте третью часть. Объясните употребление знаков препинания в предложениях этой части. Напишите предложения.
      6. Данные предложения прочитайте сначала с восклицательной интонацией, затем с вопросительной. Напишите; если нужно, меняйте порядок слов в предложениях.
      Образец: Хорошо выступали наши ребята. Хорошо выступали наши ребята! Наши ребята выступали хорошо?
      1. Весь класс был на утреннике. 2. Завтра мы пойдём в театр. 3. Вчера пионеры ходили на завод.
      В каждом повествовательном предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
      Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? Остальные члены предложения называются второстепенными
      7. Спишите. В каждом предложении подчеркните главные члены. Выпишите словосочетания.
      1. Школьники сажали у школы фруктовые деревья.
      2. Весной яблони покроются белыми цветами. 3. В школьном саду зацветут красивые вишни.
      Образец: Школьники сажали у школы фруктовые деревья.
      Сажали (что?) деревья, сажали (где?) у школы, деревья (какие?) фруктовые.
      Слова в предложении связаны между собой. От одного слова к другому можно поставить вопрос.
      8. Подберите к словосочетаниям из левого столбика противоположные по смыслу словосочетания из правого столбика. Напишите.
      Образец: спустился низко — поднялся высоко.
      спустился низко бежит справа вчера приехал сейчас поработаю
      стоит слева поднялся высоко потом отдохну сегодня уезжаю
      потом,
      сейчас
      9. Прочитайте. Спишите.
      Юный барабанщик.
      Служил в отряде юный барабанщик. Ночью он встал на пост. Вдруг показались лёгкие тени. Враги окружили отряд! А бойцы спят. Барабанщик изо всех сил ударил в барабан. Вскочили бойцы, схватили винтовки и отбили атаку.
      Подчеркните два слова с безударными гласными в корне, правописание которых можно проверить ударением.
      Из первого и второго предложений выпишите сначала подлежащее и сказуемое, а затем словосочетания (с вопросами).
      Что вы знаете о предложении?
      2. Звуки, буквы, слог, ударение в слове.
      10. Прочитайте. Спишите.
      От Москвы до самых до окраин,
      С южных гор до северных морей Человек проходит как хозяин Необъятной Родины своей.
      (В. Лебедев-Кумач)
      Разделите на слоги слова человек, хозяин.
      11. Прочитайте, правильно ставьте ударение в словах.
      Библиотека, алфавит, документ, добыча, засуха, километр, квартал, молодёжь, магазин, компас, туча, свёкла, столяр, ^случай, Портфель, щавель, шофёр, портрет.
      Спишите слова в алфавитном порядке.
      Проверьте, читая по слогам, правильно ли вы написали.
      библиотека
      портрет
      12. Спишите. Объясните правописание выделенных слов. В словах первого предложения подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные.
      Мы подъехали к лесу. Тучи заслонили солнце. Ветер сгибал до земли молодые деревья.
      Клонит ветер рожь и пшеницу, гонит жёлтые волны. Завиваются по дорогам вихри горячей пыли.
      Прочитайте. Спишите, разделяя выделенные слова чёрточками для переноса.
      1. За весной, красой природы, 2. Румяной зарёю Лето знойное пройдёт— Покрылся восток,
      И туман и непогоды В селе за рекою
      Осень поздняя несёт. Потух огонёк.
      (А. Пушкин)
      Подчеркните слово, которое нельзя перенести.
      14. Прочитайте. Выделяйте голосом ударение в словах.
      Напишите по памяти.
      Кругом пестреет лист зелёный;
      Уже румянит осень клёны,
      А ельник зелен и тенист...
      (Л. Майков)
      Как вы понимаете выражение румянит осень клёны?
      Выпишите слова с безударной гласной в корне, подчеркните её.
      15. Прочитайте. Сколько предложений в тексте?
      Лес спасает поля от засухи, лес очищает воздух леса, моря, озёра, реки украшают землю, охраняй лес — народное богатство.
      Спишите. В конце предложений ставьте нужные знаки препинания. Поставьте над словами знак ударения.
      3. Состав слова.
      16. Прочитайте.
      Новый, новенький, обновка, обновить. Крик, крикнуть, крикливый.
      Волны, волнение, волновался, волнистый. Плясать, пляска, плясунья, перепляс. Борозда, бороздка, бороздить.
      Докажите, что в каждом ряду родственные слова. Спишите слова, выделите корень.
      Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются родственными.
      Общая часть родственных слов называется корнем. Родственные слова называются также однокоренными.
      17. Выпишите только однокоренные слова, выделяя в них корень.
      Косилка, косьба, кость; вода, водить, провод, водянистый; вспахать, запах, пахарь; гора, горелка, загорелый, горный; истопник, топить, топот.
      18. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова к слову снег.
      Ранний снег.
      Пришла Саша домой и принесла на ногах снег. Снег идёт? Да, пошёл лёгкий снежок. Снега было уже много. Снегом были покрыты земля, дома, деревья. Весело сверкали снежинки в воздухе. Они то вспыхивали, то гасли. Все были рады снегу. Дома целый день говорили о раннем снеге.
      (По М. Пришвину)
      Выпишите слово снег с разными окончаниями по вопросам: что? чего? чему? чем? о чём?
      Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
      19. Прочитайте. Спишите.
      Хорошо Светлое озеро, и недаром оно названо Светлым — вода в нём совершенно прозрачная. Видны и пёстрые камешки, и жёлтый речной песок. Особенную красоту придавали озеру острова.
      (По Д. Мамину-Сибиряку)
      К выделенным словам подберите однокоренные имена существительные. Напишите. Выделите корни и окончания.
      20. Спишите предложения. Выделите корни и приставки глаголов.
      1. Ветер унёс грозовую тучу. 2. Пролетели с прощальным криком утки. 3. Таня перенесла брата через ручей. 4. Почтальон принёс телеграмму от сестры. 5. Отнеси книгу товарищу. 6. Волны вынесли на поверхность моря обломки корабля. 7. Дачу обнесли новым забором. 8. Все дороги, все тропинки белым снегом занесло.
      Образец :~унёс.
      Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова:
      ход,~вход, выход; воз, вывоз, перевоз.
      21. Напишите данные глаголы с разными приставками, выделите их.
      Образец: выдумал, Надумал, ~оЕдумал, придумал, Передумал.
      Кричал, ходил, звал, рисовал, делал, писал, бежал, думал.
      22. Прочитайте.
      Победить — одержать победу, погостить — побыть в гостях, застеклить — вставить стекло, поседеть — стать седым, дарить — делать подарки.
      Спишите. В однокоренных словах выделите приставки.
      23. Образуйте от данных существительных существительные с суффиксами -к-, -ик, -ок. Напишите слова. Выделите суффиксы.
      Трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, берёза, ключ, нос, сад, луг, жук, круг, снег.
      Образец: трава — травка.
      Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня.
      При помощи суффиксов образуются новые слова: лес — лесок, лесной, лесник.
      24. Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи суффиксов -ов-, -ск-, -н-. Выделите корни и суффиксы.
      Липа, осина, город, деревня, село, орех, малина, горох, сентябрь, октябрь, ноябрь, море, берёза, сад, дуб, клён, осень, картина, капуста, комната, урожай, народ, железо, картофель, овощи, ночь, восток, песок.
      Образец: липа — липовый, село — сельский.
      25. Подберите к данным словам противоположные по значению слова. Разберите их по составу.
      Маленький, молодой, грустный, тёмный, близкий, короткий.
      Из каких частей состоит слово? Какая часть слова главная? Какие части слова служат для образования новых слов? А какая часть слова служит для связи между словами? В чем сходство и различие между приставкой и суффиксом?
      4. Правописание гласных и согласных в корне слова.
      26. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Выделите корень.
      Мир, примирение, мирный, пом..рить, всемирный.
      К..тать, к..ток, прок..тит, к..тание, нак..тался.
      Гол..д, г..лодный, г..лодать, голодовка, г..л..дание.
      Мол..т, м..л..тит, м..л..тьба, м..л..тить, м..л..тилка.
      Безударные гласные в корне нужно проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным:
      письмо — письма, письменный.
      27. Прочитайте. Назовите слова с безударными гласными в корне. Как их можно проверить?
      1. Дневная жара см..нилась н..чной прохладой. 2. В окнах д..мов засветились.гни. 3. Длинные тени д..ревьев ложились по пыльной дороге. 4. Белые причудливые облака в..днелись на горизонте. 5. В..терок сг..нял тучи к роще.
      (По K. Толстому)
      Спишите, вставляя пропущенные буквы.
      Подчеркните слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
      28. Прочитайте.
      Отвечает, погл..дел, прин..сет, прол..тает, посм..трел, выб..жит, отг..няет, прох..дил, выд..ржит, отцв..тает, по-
      ж..лел, пров..зёт, оп..здал, вым..стит, выл..зет, зам..чает.
      Спишите, вставляя безударные гласные; в скобках пишите проверочные слова. Поставьте знак ударения.
      Образец: (ответ) отвечает, (смотр) посмотрел.
      29. Прочитайте. Какие слова различаются только одной буквой?
      1. Посидела в саду; давно поседела. 2. Запивать лекарство; запевать песню. 3. Проживать в городе; прожевать пищу. 4. Свила гнёздышко; свела по ступенькам. 5. Слезать с крыши; слизать сметану. 6. Спиши с доски; спеши домой. 7. Отворить дверь; отварить картофель. 8. Примирять врагов; примерять костюм. 9. Поласкать ребёнка; полоскать бельё.
      Спишите. Перед словами с безударными гласными в корне пишите проверочные слова.
      Образец: затвдр — отворить дверь, отвар — отварить
      картофель.
      30. Устно проверьте безударные гласные в словах с пропущенными буквами.
      1. Под деревьями л..жали слои шишек. 2. Каждая сухая ветка с..сны была видна среди тёмной хвои очень д..леко.
      3. В саду пос..лилась осень, но листья нашей берёзы оставались з..лёными и ж..выми. 4. Пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они зап..тели, посыпал з..рнистым инеем крыши.
      (К. Паустовский)
      Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
      Разберите по составу слово заморозок.
      31. Прочитайте.
      Зарумянилась вишня и слива,
      Налилась золотистая рожь;
      И, как море, волнуется нива,
      И в траве на лугах не пройдёшь.
      (Н. Греков)
      Как вы понимаете слова зарумянилась вишня и слива, налилась рожь?
      Перечислите признаки лета, о которых говорится в стихотворении. Напишите стихотворение по памяти. Подчеркните безударные гласные корня, проверяемые ударением.
      32. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
      Наша Родина.
      Для нас с..ды в..сною зацв..тают,
      И нашим нивам не видать к..нца.
      И шумным говором наш слух л..скают Кудрявые з..л..ные л..са.
      В колодцах наших, реках и.зёрах Прозрачна и живительна в..да.
      По сочным тр..вам в луговых просторах П..сутся наши тучные ст..да.
      (Янка Купала) Выделите корень в словах зацветают, шумным, ласкают.
      хозяйство
      33. Рассмотрите картинку, составьте по ней предложения на тему «Уборка хлеба», используйте слова автомобиль, агроном, комбайн, комбайнеры, килограмм, хозяйство, урожай и др.
      34. Спишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные гласные.
      Ур..жай, яблоки, пщ..ница, г..род,.рехи, п..мидор, растение, к..ртофель,'| т..перь, к..пуста, тракторист, лаг..рь, г..рох, м..рковь, везде, библиотека, д..рога, г..ризонт.
      Проверьте по словарику.
      35. Прочитайте.
      1. Т..жёлые облака. Т..жёлый характер. Т..жёлая сумка.
      2. М..лч..ливый лес. М..лч..ливый человек.
      3. Х..лодный ветер. Х..лодный взгляд.
      4. Берёза др..жала от ветра. Голос др..жал от возмущения.
      5. Солнце выгл..нуло из-за туч. Девочка выгл..нула из окна.
      Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
      36. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
      Лосёнок Мишка за три года превратился в большого сильного лося. Однажды Даша с..дела на п..ляне и ч.,тала. Рядом паслась корова Рыжуха с телёнком. Вдруг из кустов выскочил волк и прямо к телёнку. Откуда ни возьмись — Мишка. Бросился он на волка, изо всей силы ударил его ногой. Волк так и пок..тился по тр..ве.
      (Г. Скребидкий)
      37. Спишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по орфографическому словарику. Почему их надо проверять по словарику?
      3..вод, н..род, п..беда, св..бода, п..ртрет,.бед, с..молёт, адр..с, хозяйство, бер..г, п..сок, к..стёр, лаг..рь, ж.,лезо, м..талл, г..зета, электричество, медленно, сегодня, потом, вместе, св..ркать.
      38. Назовите звонкие согласные в выделенных словах. В каких случаях их следует проверять? Как их можно проверить?
      1. Свисток резкий. 2. Заяц робкий. 3. Дорожка узкая.
      4. Пух лёгкий. 5. Лёд гладкий и скользкий. 6. Низкий кустарник. 7. Редкий голос. 8. Орла кормят зоркие глаза, крепкий клюв и сильные когти.
      Спишите предложения. Подчеркните согласные, которые надо проверять.
      Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слов перед согласными надо проверять. Для этого следует изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук: глаз — глаза, грядки — гряды.
      39. Прочитайте.
      Осень.
      Серое небо, ни..кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво..ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё..ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя.-кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру..кими в морозы.
      (С. Аксаков)
      Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Напишите эти слова, рядом пишите проверочные слова.
      К словам облака, ели, сосны, листья подберите из текста слова, которые обозначают признаки предметов.
      40. Образуйте от существительных прилагательные, напишите их, ^подчеркните непроизносимые согласные.
      Честь — честный, грусть —.., место —..., прелесть —
      ..., звезда —.., окрестность —..., радость —..., ненастье —..., капуста —.., счастье —..., сердце —..., солнце —....
      41. Прочитайте.
      В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
      Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова близкими по смыслу словами (синонимами). Докажите, правильно ли написаны слова с непроизносимыми согласными.
      Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
      42. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.
      Р..ка ноч..ю покрылась тонким льдом. Утром к реке сбежались ребята. Я покатился по льду, не думая об опасности. Лёд пров..лился. Товарищи выт..щили меня из воды. Я серьёзно болел. Доктор долго л..чил меня. Я с благодарностью вспоминаю о нём и о своих товарищах.
      43. Спишите слова с двойными согласными, разделяя их чёрточками для переноса.
      Осенний, весенний, ранний, аллея, группа, чугунный, суббота, шоссе.
      44. Прочитайте рассказ.
      Выпал летом из скворечника скворчонок. Мальчик хотел его назад положить, да не смог: уж больно тонок был у скворечни шест. Взял он скворчонка домой. Стал он кормить сироту.
      Скворчонок быстро рос и скоро стал есть сам. Кормилец за стол — приёмыш на стол, поилец за чай — скворчонок в чай. Тут обоих из-за стола долой!
      Сидит кормилец в углу и «Чижика» под нос свистит.
      Сидит скворчонок у него на плече и прямо в рот смотрит. Сидел так, смотрел да и сам «Чижика» выучил. И назвали за это скворчонка Чижиком.
      (Н. Сладков)
      Как вы понимаете выделенное предложение? Устно передайте содержание рассказа по частям. Выпишите выделенные слова в тетрадь, запомните их правописание. Проверьте безударные гласные в корне этих слов.
      Как можно озаглавить рассказ? Напишите изложение рассказа по плану: 1. Скворчонок. 2. Приёмыш. 3. Чижик.
      Проверьте, читая по слогам, правильно ли вы написали.
      5. Приставки и предлоги.
      45. Прочитайте.
      От инея пожелтели берёзы, покраснели осины. Вода в реке потемнела. Ветер обрывал листья с деревьев и уносил их.
      На небо надвигались тяжёлые осенние облака. Несметные стаи перелётных птиц проносились на юг. Болота по ночам замерзали.
      (Д. Мамин-Сибиряк)
      Выпишите сначала слова с предлогами, затем с приставками. Выделите у глаголов корни и приставки. Подчеркните в приставках буквы а и о.
      Приставку надо отличать от предлога. Приставка — это часть слова, она пишется слитно со словом.
      Предлог — это слово. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё какое-нибудь слово: в (ка--кой?) школе, в (музыкальной) школе.
      Гласные и согласные в предлогах и приставках пишутся одинаково: добежал до реки, сбежал с горы.
      46. Прочитайте.
      1. Из-за холмов неожиданно (по) казалось кудрявое облако. 2. Сильно рванул ветер и (с) шумом, (со) свистом (за) кружился (по) степи. 3. (На) дороге (за) кружилась пыль, (по) бежала по степи. 4. (За) холмами глухо (про) гремел гром, (по) дуло свежестью. 5. Обоз расположился (в) стороне (от) деревни (на) берегу реки.
      (А. Чехов)
      Спишите предложения. Приставки пишите слитно со словами, предлоги отдельно.
      Проверьте, читая по слогам, правильно ли вы написали.
      берег
      47. Напишите словосочетания из данных слов. Употребите одинаковые приставки и предлоги: за, от, по, до, в, под. Выделите приставки.
      Образец: погулял по саду, забежал за угол.
      Гулял, сад; бежал, угол; плыл, берег; плыл, река; рубил, корень; бежал, школа; нёс, комната.
      48. Замените выделенные слова прилагательными. Напишите. Разберите однокоренные слова по составу.
      1. Участок при школе —..., экскурсия за город —..., лодка, которая плавает под водой —..., календарь, который висит на стене —..
      Разделительный ъ.
      49. Спишите слова. Выделите приставки. Подчеркните разделительный ъ.
      Отъезд, подъезд, разъезд.
      Объехать, подъехать, отъехать, съехать.
      Объём, объёмный.
      Объел, подъел, съел.
      Объявление, объявлять.
      Объяснение, объяснять.
      Образец: отъезд, подъезд, разъезд.
      50. Спишите слова. Выделите приставки.
      Отход, приход, въезд, выезд, разъезд, съезд, объём, объёмный, объятия, необъятный, объявление, заявление.
      Разделительный ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами
      е, ё, я: отъезд, подъём, объявление.
      51. Прочитайте.
      1. Машина под(?)ехала к городу. 2. Под(?)ём на гору был крутой. 3. Путникам пришлось об(?)езжать гору по краю обрыва. 4. Страх с(?)жал сердце. 5. Наконец с(?)пуск с горы был закончен. 6. У под(?)ножия горы неслась бурная река.
      Спишите, вставляя, где нужно, разделительный ъ.
      Проверьте, читая по слогам, правильно ли вы написали.
      52. Прочитайте. Выпишите выделенные слова, выделите корни и приставки.
      В походе.
      Вечером мы приготовили вещевые мешки. Уложили в них аптечку, миски, ложки. Рано утром отправились в путь.
      В лесу Саша Петров порезал стеклом ногу. Наш санитар смазал рану йодом и забинтовал ногу. Саша вместе с нами продолжал путь.
      До привала оставалось восемь километров. На пути лежало болото. Наши разведчики нашли твёрдую тропинку.
      Последний привал у озера. Вдруг мы слышим детский плач. Поспешили туда. Две девочки заблудились. Мы показали им дорогу.
      Напишите изложение по плану: 1. В путь. 2. Несчастный случай. 3. Препятствие на пути. 4. Помощь.
      Проверьте, правильно ли вы написали.
      Как надо проверять безударные гласные?
      Как следует проверять парные согласные на конце слов и перед согласными?
      Чем отличаются на письме предлоги и приставки? А в чём их сходство? Когда пишутся разделительные ь и ъ?


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru