На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русский язык. Учебное пособие для 7-8 классов СССР. С. Г. Бархударов. - 1974 г

Степан Григорьевич Бархударов
Сергей Ефимович Крючков
Леонард Юрьевич Максимов
Лев Антонович Чешко

Русский язык

для 7-8 классов

*** 1974 ***


DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ

VII класс
Повторение изученного в IV — VI классах 3
§ 1. Фонетика и графика —
§ 2. Лексика и фразеология 5
§ 3. Состав слова и словообразование 8
§ 4. Морфология 10

СИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 5. Отличие словосочетания от предложения 16
§ 6. Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений 19
§ 7. Способы связи слов в словосочетании и в предложении 23
§ 8. Порядок слов в словосочетании и предложении 28
§ 9. Логическое ударение 30

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 32
§ 10. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения восклицательные 33

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 11. Предложения с двумя главными членами и с одним главным членом. Предложения распространённые и иераспространённые 37
Простое предложение с двумя главными членами
Главные члены предложения
§ 12. Подлежащее 40
§ 13. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим 42
§ 14. Составное глагольное сказуемое 45
§ 15. Составное именное сказуемое 49
§ 16. Тире^между подлежащим и сказуемым 54
Второстепенные члены предложения 57
§ 17. Дополнение —
§ 18. Определение 60
§ 19. Приложение 64
§ 20. Основные виды обстоятельств 67
Простое предложение с одним главным членом
§ 21. Основные группы предложений с одним главным членом 72
Предложения с одним главным членом в форме сказуемого
§ 22. Предложения определённо-личные 73
§ 23. Предложения неопределёнио-личные 75
§ 24. Безличные предложения 77
Предложения с одним главным членом в форме подлежащего
§ 25. Назывные предложения 81
Предложения полные и неполные 83
§ 26. Неполные предложении —
Предложения с однородными членами 87
§ 27. Однородные члены предложения
§ 28. Союзы при однородных членах 90
§ 29. Обобщающие слова при однородных членах 94
Предложения с обращениями, вводными словами, словами да, нет и междометиями 99
§ 30. Обращение —
§ 31. Вводные слова и предложения 102
§ 32. Слова-лредложеиия да, нет. Междометные слова-предложения 107
Предложения с обособленными членами 110
§ 33. Обособленные определения —
§ 34. Обособленные приложения 115
§ 35. Обособленные обстоятельства 119
Предложения с уточняющими обособленными членами 125
§ 36. Обособление уточняющих членов предложения —
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь 129
§ 37. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них 130
§ 38. Диалог 133
§ 39. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной 135 § 40. Цитаты и знаки препниаиня при них137
Повторение изученного в VII классе 140

VIII класс

Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения 146
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕЙИЕ 149
§ 41. Основные виды сложных предложений —
Сложные союзные предложения
Сложносочинённые предложения 151
§ 42. Сложносочинённые предложения с различными сочинительными союзами 152
Сложноподчинённые предложения 157
§ 43. Подчинительные союзы и союзные слова в придаточном предложении 158
§ 44. Указательные слова в главном предложении 159
§ 45. Место придаточного предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 161
Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению 1(13
§ 46. Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными —
§ 47. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 167
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
§ 48. Сложноподчинённые предложения с- придаточными степени и образа действия 11
§ 49. Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия, цели; сравнения 173
§ 50. Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени 177 § 51. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины,
условия, уступки 182
§ 52. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными 187
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными 191
§ 53. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными —
Бессоюзные сложные предложения 193
§ 54. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении —
§ 55. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 198
§ 56. Тире в бессоюзном сложном предложении 200
§ 57. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи 203

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
§ 58. Язык как средство общения. Язык как развивающееся явление 209 § 59. Русский язык — язык межнационального общения народов СССР
Мировое значение русского языка 214
§ 60. Русский литературный язык и диалекты русского языка 217

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 61. Стили литературного языка и язык художественной литературы 221
§ 62. Синонимика как основа стилистики 227
§ 63. О культуре речи 231

ПОВТОРЕНИЕ
Фонетика и графика 235
Состав слова и словообразование. Орфография 237
Морфология 239
Существительное, прилагательное, числительное, местоимение —
Г лагол 244
Наречие 246
Предлог, союз, частица - 248
Синтаксис 250

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..





      ФPAГMEHTЫ УЧЕБНИКА (...)

      МОРФОЛОГИЯ.
      670. Ответьте на вопросы:
      1) Сколько частей речи в русском языке? 2) Чем отличаются служебные части речи от внаменательных? 3) Чем отличаются имена от глаголов? 4) Чем отличается наречие от других знаменательных частей речи? 5) В чём особенности междометия как части речи?
      Составьте таблицу частей речи по следующей схеме (приведите по 2 — 3 примера на каждую часть речи).
      671. Подготовьте устный рассказ об имени существительном по следующему плану:
      1. Имя существительное как часть речи. 2. Существительные собственные и нарицательные. 3. Существительные одушевлённые и неодушевлённые. В чём состоят особенности их склонения? 4. Род существительных. 5. Число существительных. 6. Типы склонения существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. 7. Роль существительного в предложении.
      672. Перепишите. Укажите (устно) склонение и падеж существительных, в которых пропущены буквы.
      1) В одном мест.., около плантац.., вдоль тропинк.. лежал толстый ствол упавшего деревй. На стороне, обращённой к дерев-
      н.., было вырублено несколько фигур. (М.-Мак.) 2) Я отправился из деревн.. по тропинк.. (М.-Мак.) 3) Быстрые реки текут в каждом ущель.. (Прж.) 4) Машина проносилась по возвышенност.. (С. Б.) 5) В безмолви.. погас звенящий зной. (Сераф.) 6) Кто-то пробежал по главной алле.. (Пол.) 7) Вошёл молодой кондуктор в белом кител.. (Вер.) 8) Костёр горит уже огромным плам.. (Кор.) 9) Я встаю с первым луч..м солнца. (А. Г.) 10) Океан в золот.. Солнце уходит. На этом необозримом пол., лежат целые миры волшебных городов, здан.., баш.., чудови.., зверей — всё из облаков. (Гот.) 11) Поздно вечером проводил Павел гостей. (И.О.)
      Разберите выделенные существительные как части речи.
      573. Прочитайте. Укажите, каким способом образованы выделенные существительные. Перепишите.
      Беспорядок в комнате, подзаголовки статьи, юн..ый барабан.. щик, опытный набор..ик, бр..гада пил..иков, молодой перевод-..ик, придирчивый заказ..ик, старый телеграфист, жор..ная москвичка, клоч..к земли, ключ..к от портфеля, небольшой замоч..к, стальной крюч..к, огромный домищ.., напрасное беспокойство, у..-* кий переулок, бе..посадочный перелёт, мощ..ый самосвал, новая фабрика-кухня, вкусное морож..ное.
      Расскажите о способах образования существительных. Приведите свои примеры.
      Какое правило помогает разграничивать на письме суффиксы -щик и -чик при названии лиц?
      574. Вспомните, что называется именным составным сказуеи^м. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире (см. § 15, 16)? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
      1) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Г.) 2) Язык литературы важное орудие производства для писателя. (Н. 0.)
      3) "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина самое любимое дитя его фантазии Оценить такое произведение значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой деятельности. (Бел.) 4) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (П.)
      5) Критика наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. (П.) 6) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (Черн.)
      Укажите синтаксическую роль выделенных существительных.
      675. Вспомните, что называется приложением. Расскажите о знаках препинания при приложении (см. § 14, 39). Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите обращения.
      1) По линии бастовали почти все рабочие железнодорожники.
      2) Антонина Васильевна мать Серёжи совсем изв..лась. 3) Павка
      решил забрат..ся на любимое местечко крышу сторожки. 4) Здесь адвокат Лещинский живёт. 5) Через мостик прошли двое молодых людей гимн..зисты семиклассники. 6) Данило кочегар сердито об..рнулся. 7) Тоня приглашай гостей в комнату. 8) Иди Серёжа и возвращайся скорее с ответом. 9) Павел узнал Долин-ника столяра сахарного завода.
      (Н. Островский. Как закалялась сталь.)
      576. Перепишите, расставляя пропущенные знаки, препинания.
      Высокая культура разговорной и письменной речи хорошее знание и развитие чутья родного языка умение пользоваться его выразительными средствами его стилистическим многообразием самая лучшая опора самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
      (Акад. В. В. Виноградов.)
      Как вы понимаете это высказывание?
      Сделайте морфологический разбор каждого выделенного прилагательного.
      577. Подготовьте устный рассказ об имени прилагательном по следующему плану:
      1. Имя прилагательное как часть речи. 2. Разряды прилагательных по значению. Сходство и различие между качественными и относительными прилагательными. 3. Степени сравнения качественных прилагательных. Полные и краткие прилагательные. 4. Склонение прилагательных. 5. Роль прилагательных в предложении.
      578. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Назовите, какими членами предложения являются прилагательные.
      1) Озеро было таинств..ное. (Пауст.) 2) Берега у него были пл..вучие. (Пауст.) 3) Чем обильнее роса тем жарче завтрашний день. (Пауст.) 4) Над головой дул медл..ный ветер. Он был должно быть очень г..ряч. (Пауст.) 5) Чуть мелькают огоньки рыбач..их лодок. (Пришв). 6) Я срезал тончайший суч..к у берёзы. ( Пришв.)
      Сделайте морфологический разбор выделенных прилагательных.
      579. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
      1) Ранн.. утром почти на з..ре когда бел..й туман покрывал ещё Святое озеро сплошным мягк.. покровом мы прошли мимо его берегов. (Кор.) 2) Я обернулся и увидел маленьк.. крестьянок.. девочку лет восьми в син.. сарафанчике с клетчат.. платком на голове. (Т.) 3) Пароход пришёл с востока. Это был первый пароход в нынешн.. навигацию. (Горб.) 4) В гост..ной на диване сидела старушка небольш.. роста в коричнев., плать.. и бел., чепце. (Т.)
      Сформулируйте правило проверки безударных окончаний прилагательных.
      580. Прочитайте. Укажите притяжательные прилагательные и существительные, образованные от прилагательных. Перепишите. Объяущте правописание окончаний.
      1) Заинтересоваться Володин., рассказом. Беседовать с инженер.. Володин.. 2) Беспокоиться о Васин., здоровь.. Писать о каме..щике Васин.. 3) Жить под городом Львов..м. 4) Вам встретится село Иваново, а за Иванов..м — Рощино. Зашёл за товарищем Иванов..м.
      581. Прочитайте. Укажите, каким способом образованы имена прилагательные.
      Маш..ное отделение, баш..ный кран, экскурси..ное бюро, соло-м..ная шляпа, шерст..ной свит..р, пчел..ный рой, олов..ная посуда, сколь..кий паркет, ни..кий потолок, францу..кий и неме..кий языки, рыбач..й посёлок, бе..вкусная пища, безопасный переход, настольный т..нис, междугородней телефон, (дальне) восточная тайга, (народно)хозяйств..ный план, (четырёх)этажное здание, (тёмно)корич-невый костюм, (изжелта)зелёный огурец, (русско)киргиз..ий словарь, блестящая на солнце роса, блестящий ответ.
      Расскажите о способах образования прилагательных. Приведите свои примеры.
      Сформулируйте правило правописания к и нн в прилагательных.
      Скажите, какое правило помогает разграничивать на письме суффиксы -ск- и -к-.
      582. Вспомните, когда обособляются определения (см. § 33). Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
      1) В саду он увид..л дубы и ворон., гнёзда похожие на шапки. (Ч.) 2) По бирюзовому небосклону бесконечно высок..му и неж-н..му поднимается золотист., шар солнца. Солнце жгучее и осл..-пительное зал..вает радост.. светом холмист., поверхность ок..ана. Штан.) 3) Всюду стоял шум глухой тяж..лый сильный. (М. Г.)
      4) Измученные грязные мокрые мы достигли наконец берега. (Т.)
      Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
      5вЗ. Прочитайте, укажите имена числительные и сделайте их морфологический разбор.
      1) Отряд состоял из 9 стрелков. 2) 13 июня я распрощался Хабаровском. 3) По (оба) берегам реки растёт лес. 4) Наибольшая ш..ринд озера р..вна 60 (километр), наименьшая — 30.
      В окружности оно около 260 (километр) и в дл..ну — 85. Это даёт площадь в 2400 (квадратный километр). 5) На изготовление лодок ушло (четверо) суток.
      (Из произведений В. К. Арсеньева.)
      в Перепишите, заменяя числа словами.
      584. Прочитайте. Укажите местоимения и сделайте их морфологический разбор.
      1) Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец, он кончил. 2) Спорить было нечего. 3) Что вам угодно батюшка спросила она. 4) Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. 5) Я отвечал Пугачёву Слушай скажу тебе всю правду. 6) Никто в темноте нас не заметил. 7) Что-то кольнуло меня в сердце. 8) Через несколько дней должен я был опять очутиться посреди моего семейства.
      (А. С. Пушкин. Капитанская дочка.)
      Выпишите предложения с прямой речью, расставьте в них знаки препинания.
      585. Перепишите. Укажите неопределённые и отрицательные местоимения и объясните их правописание.
      1) Скажите (же) мне какую (нибудь) новость. (J1.) 2) Давно я (и..) принимался за свой дневник. Между тем много (кое) чего надо было записать. (Гонч.) 3) Какой (то) большой ястреб гнался за одной из чаек. (Арс.) 4) Через (н..)сколько минут лодки стали отходить от берега. (Не)которое время слышны были разговоры, шум разбираемых вёсел. (Арс.) 5) Попытка перехватить Машу по дороге (ц*-.) привела (н..) к чему. (Фад.) 6) Маша Шубина до конца отр..цала какую бы то (н..) было связь с подпольем и (н..) кого (н..) выдала. (Фад.)
      щ Укажите, какими членами предложения являются местоимения.
      586. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Ответьте, почему Мещора, "тихий и скромный край1*, стала второй родиной писателя.
      Я открыл для себя под Москвой неведомую и заповедную зем^нр Мещору. Открыл я её случайно ра..сматривая клоч..к карты. На этой карте быловсё что пр..вл..кало меня ещ.. с детства глухие леса озёра извилистые лесные реки и даже постоялые дворы.
      Я в тот(же) год поехал в Мещору и с тех пор этот край стал второй моей родиной. Там до конца японял что значит любовь к своей родной земле к каждой заросшей гусиной травой колее дороги к каждой старой ветле к каждой чистой лужице где отражается прозрачный серп месяца к каждому пересвисту птицы в лесной т..шине.
      (Н..)что так (н..) обог..тило меня как этот скромный и тихий край. Там впервые я понял что образность и волшебность по словам Тургенева русского языка йеуловимым образом связаны сприродой с борм..таньем рудников криком журавлиных стай с уг..сающими закатами отделённой песней девушек в лугах и т..нущим изд..лека дымком от костра.
      (К. П а у с то в с к и й.)
      Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
      587. Напишите сочинение на тему "3а что я люблю свой родной край".
      Глагол.
      588. Подготовьте устный рассказ о глаголе по следующему плану:
      1. Глагол как часть речи. 2. Глаголы переходные и непереходные. 3. Виды глагола. 4. Наклонения глагола. 5. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. 6. Времена глагола. 7. Роль глагола в предложении.
      589. Прочитайте. Сделайте морфологический разбор глаголов.
      1) Кто в этом доме живёт? 2) Могу я видеть официанта Прохора? 3) Вы садитесь. 4) Идите-ка сюда, голубчики!.. 5) Много будешь знать — скоро состаришься. 6) Ты мне мешаешь играть. 7) Почему вы не пришли рыбу ловить? 8) Ты бы ещё позднее пришёл. 9) В доме ещё спали. 10) Здесь должен остаться матрос Жухрай.
      11) Пусть он сходит на станцию. 12) Не хотелось идти в пустую квартиру.
      (Н. Островский. Как закалялась сталь.)
      Какими членами предложения являются выделенные глаголы? Выпишите односоставные предложения и определите их вид. Ска-вуемое подчеркните. Укажите, к какому типу оно относится (устно).
      590. Перепишите, раскрывая скобки и ставя заключённые в них глаголы во 2-м лице единственного числа.
      1) (Вспахать) в срок, (посеять) в срок — урожай будет высок.
      2) Весной часом (отстать) — днем (не) (догнать). 3) За ветром в поле не (угнаться). 4) (Упустить) минуту — (потерять) часы.
      591. Прочитайте. Укажите, каким способом образованы выделенные глаголы. Перепишите.
      Перечитать реф..рат, выписать ц..таты, засе..ть поле пш..ницей, пр..увеличивать опасность, экзамен..вать студента, чувств..вать усталость, участвовать в сп..ртакиаде, чествовать победителей, теле-гр..фировать родителям, белить стены, синеть вд..ли, охнуть от боли, пр..пляс..вать от радости, удвоить усилия.
      Расскажите о способах образования глаголов. Приведите свои примеры.
      892. Перепишите, согласуя причастия с существительными и расставляя знаки препинания.
      I. 1) Высится кам..ная плотина (сдерживающий) напор бурной реки. С особ..ным чувством смотрю на (кипящий, волнующийся) воду. Необ..ятная сила сокрыта в стремительно (свергающийся) с высоты потоке. 2) Мы возвраща..мся в усадьбу красиво (заросший) тропинкой. 3) Много новых трещин (наполненный) водой образовалось в (разрушившийся) от солнечных лучей льду. 4) Казалось не было возможности проби..ся к "Седову"едва (видневшийся) за льдами.
      (И. С о к о л о в-М и к и т о в.)
      II. 1) На бурую (дыш..щий) жаром землю ложилась серая тень. (Шол.) 2) Поблескивали- луж..цы от (та..щий) снега. (Н. О.) 3) Егорушке начинало казаться что мельница (маш..щий) крыльями приближается. (Ч.) 4) Показался (скач..щий) всадник. (Л.) 5) Плотники (стро..щий) купальню работают дружно.
      Расскажите о значении и грамматических признаках причастия.
      . Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
      593. Перепишите, вставляя н или нн.
      Покраш..ный пол — краш..ный пол, некраш..ные стены; ко-шеый клевер — скош..ная трава; гаш..ная и негаш..ная известь — по-гаш..ый свет; стриже..ая голова — остриже..ые волосы; ков..ное железо — оков..ный сундук.
      Груж..ная баржа — груж..ная дровами баржа; ран..ный партизан — ран..ный в голову партизан.
      Иллюстриров..ный журнал, заасфальтиров..ная улица, бало-в..ный ребёнок, избалов..ное дитя, электрифицирова..ая железная дорога, маринов..ные огурцы.
      Сформулируйте правило правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
      Составьте предложения с выделенными словосочетаниями.
      594. Перепишите, вставляя пропущенные буквы н или нн; объясните их правописание.
      Картуная пЯлерея, авиационный завод, произволств..ное совещание, государств..ный план, торф..ные разработки, песч..ный берег, кож..ные изделия, дерев..ная перегородка, масл..ные краски, пчел..ный рой, пут..ный ответ, запут..ная история, гран..ный стакан, жел..ный гость, полиров..ный шкаф, газиров..ная вода, ве-тр..ный день, ветр..ная мельница, обветр..ное лицо, стены выкрашены, степь пуст..на.
      Разберите по составу выделенные слова.
      595. Образуйте от данных глаголов:
      а) деепричастия несовершенного вида: кричать, грохотать, проповедовать, заведовать, мчать, мчаться, признавать, рисовать, волноваться, визжать, роптать;
      б) деепричастия совершенного вид$: развеять, обессилеть, обессилить, прикоснуться, встретить, остаться.
      Подчеркните суффиксы деепричастий.
      Расскажите о значении и грамматических признаках деепричастия.
      596.Вспомните, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями (см. § 35). Перепишите, раскрывая скобки и образуя от глаголов деепричастия соответствующего вида.
      1) Чуть свет я вст..вал и наскоро (напиться) чаю пускался в путь. 2) Ночью горящие палы [пожары] представляют в..ликолеп-ную картину. 3) (Изв..ваться) бежит огн..ная струя и вдруг (встречать) массы более сухой и высокой травы в..пыхивает ярким пламенем. 4) (Подняться) с восходом солнца и (указать) казакам направление по которому нужно идти мы отправились с товарищем вперёд. Между тем солдаты (завьючить) лошадей отправлялись вслед за нами и шли не (торопиться) (выб..рать) по возможности сухие места.
      (Н. М. Пржевальский.)
      Сделайте фонетический разбор выделенных слов. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
      If ОШШШИ
      97. Скажите, что называется наречием. Прочитайте, выделите наречия, укажите, к каким частям речи они примыкают, какое значение цмеют. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания; наречия подчеркните.
      Охотники зашагали гуськом по берегу казавшемуся с воды ровным а на деле круто заб..равш..му вверх.
      Они шли сначал.. по болотистой топи затем по мокрой вя..кой пашн.. перепрыгивали а кое-где и вброд переходили звенящие ручьи и огонёк охотничг.й базы отделялся и отделялся. Небо" ещё недавно зеленоватое потемнело Потом сумр..к земли возникший раньше сумр..ка неба слился с ним в един..ю чернильн..ю темноту ночи. Идти становилось всё труднее цепочка спутников растянулась. Директор ушёл далеко вперёд полковник держался неподалёку от него.
      (По Ю. Нагибину. На кордоне.)
      какими членами предложения являются наречия в этом тексте? какими ещё членами предложения они могут быть? При ответе на этот вопрос используйте собственные примеры и материал §15, 18.
      598. Перепишите. Укажите, каким способом образованы наречия.
      I. Встретиться (после)завтра, (не)ждать помощи (из)вне, поступить (не)справедливо, (н..)где(не) найти, (н..)когда (не) опаздывать, (не)когДа известный футболист.
      II. Повернуть (в)прав.., слышаться (с)лев.., раск..лить (до) красн.., возвращаться (за)светл.., известно (из)давн.., (по)летнему жаркий, (по)своему пр..ятный, говорить (по)францу..ски, сделать (по)лучше, чертить (по)аккуратнее.
      Сформулируйте правила: 1) написания на конце наречий суффиксов -а, -о; 2) употребления чёрточки в наречиях.
      Подготовьте устный рассказ о наречии по следующему плану:
      1. Наречие как часть речи. 2. Роль наречия в предложении. 3. Образование наречий. 4. Правописание наречий.
      599. Перепишите. Укажите наречия.
      I. Прибыть (во)время, отдыхать (во)время к..никул, нырнуть (в)глубь, проникнуть (в)глубь пустыни, стоять (на)смерть, смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря.
      Укажите в этих словосочетаниях способ связи главного и зависимого слова.
      Составьте предложения с данными словосочетаниями.
      II. Сказать (на)прямик, взять (в)займы, попасть (в)просак, встать (в)тупик, отыскать (в)последстви.., взять (на)прокат.
      Подберите синонимы к выделенным словам.
      III. Уехать (за)границу, побывать (за)границей, времени (в) обрез, смотреть (в)упор, прыгать (на)ходу, поймать (на)лету, наскочить (с)разбегу, ударить (с)размаху.
      Составьте предложения с выделенными словосочетаниями.
      600. Вспомните, что называется -уточняющими- членами предложения (см. § 36). Прочитайте и скажите, какими членами предложения являются выделенные слова. Укажите при них уточняющие члены.
      )
      1) Однажды во время ледохода на Волге Игнат Гордеев стоял на берегу. (М. Г.) 2) По вечерам от чая до ужина я читал хозяевам (в)слух. (М. Г.) 3) (С)верху с горы открывался великолепный вид во все стороны. (Арс.) 4) (С)лева у плотины дожидаясь очереди стоял на якоре (двух)палубный пассажирский теплоход. (Закрут-кин.) 5) В середине июня солнце восходит рано около четырёх часов утра.
      Перепишите, расставляя знаки препинания. Какие ещё члены могут быть уточняющими? Приведите примеры.
      601. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.
      Ленкорань небольшой город на побережь.. Каспийского моря. Для меня охотника Ленкорань особенно интересна. Здесь в (не) замерзающ.. заливе скопляется великое множество птиц. Они сплош.. покрывают пространн.. площадь залива. Вечерами на зорях птицы закрывая небо пронос..тся на кормёжку на болота рисовых плантаций располож..ых у подножия горы. В дубовых и буковых лесах напдм.мающих (не)проходише леса тропиков роет норы ночной зверь дикобраз. Жители гор видят следы тигра об..тателя лесных трущ..б. (Не)слишком болыш.й редкостью считается встреча с леопардом ежегодно посещающ.. пр..брежные камыши.
      (По И. Соколову-Микнтову.)
      Какие звуки обозначаются выделенными буквами?
      Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
      Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
      Предлог. Союз. Частицы.
      602. Скажите, что называется предлогом. Какие предлоги относятся к непроизводным, какие — к производным? Перепишите, подчёркивая предлоги.
      Добраться до(пристань), встать до(рассвет), остановиться у(вокзал), гулять по(аллея), приехать через (неделя), забыть по (рассеянность), кричать от(боль), книга для (чтение), идти (на) встречу (ветер), сидеть (во)круг костра, не явиться (из) (за) (болезнь), выглядывать (из) (под) (ветви), броситься (на) перерез (зверь), задержаться (в) (следствие) (ураган), отдыхать (в) (течение) (месяц).
      Расскажите о строении и* грамматическом значении этих словосочетаний.
      603. Скажите, ато называется союзом. На какие два разряда делятся союзы по значению? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Назовите сочинительные и подчинительные союзы. Укажите, что они связывают.
      1) Скворцы вывелись и улетели. (Пришв.) 2) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. (А. Н. Т.) 3) Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы. (А. Н. Т.) 4) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колёса тачек. (М. Г.) 5) Что(бы) вода не залила огонь пришлось подкладывать в костры больше дров. (Арс.) 6) Лёнька задремал а дед Архип чувствуя тупую давящую боль не мог уснуть. (М. Г.) 7) Лес иногда бывает так густ что сквозь ветви его совершенно не видно небо. (Арс.) 8) Весной как только выгоняли стадо
      в поле серый начинал разбойничать. (Пришв.) 9) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Ес.)
      Расскажите, на какие группы делятся сочинительные союзы.
      Назовите важнейшие группы подчинительных союзов.
      604. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы, объясните их правописание.
      1) Из пяти членов трое были (за) то что(бы) Фидину вынести выговор. (Н. О.) 2) Лизу то(же) допрашивали. Она рассказала то (же) что и конвоир но скрыла что знает напавшего. (Н. О.) 3) Поднимается выше солнце наступа..т жара и утренние голоса смолкают за (то) оживает мир нас..комых. (Прж.) 4) (С)лева от дороги видны были ещё холмы. Они так(же) были чёрные сплошь усыпанные кам..шками. (Обр.) 5) Эта безлунная ночь казалось была так (же) великолепна как и прежде. (Т.) 6) Что(бы) я хотел пожелать молодёжи моей Родины посветившей себя науке? (Павлов.) 7) Я хочу что(бы) моя новая книга была произведением ярким волнующ..м душу зовущ..м к борьбе. (Н. О.)
      606. Перепишите, расставляя зндки препинания. Объясните каждый случай слитного или раздельного написания не.
      1) Стало в саду глухо (не)уютно и (не)людимо. (Ч.) 2)Г (Не) широкая дорога вела через перевал а узкая извилистая тропинка.
      3) Для человека образованного (не) знание языков составляет большее (не)удобство. (Ч.) 4) Я был очень (не) доволен происшедшим и (не) старался скрыть своего (не) удовольствия. (77. Т.) 5) Плис л посмотрел на Сухарько взглядом (не) обещающим ничего хорошего. (Н. О.) 6) (Не) замечая насмешки Наталья подошла к Аксинье. (Шол.) 7) Твёрдый (не) мигающий взгляд смутил Павку. (Н. О.) 8) Он [Эбнер] полюбил этого молодого большевика (ни)когда (не) унывающего жизнерадо..ного. (Н. О.) 9) Полтора месяца прошло и (не) записано н.. слова. 10) Приходила Галя шуршал её карандаш и выр..стали ряды слово (не) забываемом прошлом. (Н. О.)
      Сделайте синтаксический разбор выделенного предложении,
      607. Перепишите, вставляя вместо точек не или ни. Расставьте знаки препинания.
      1) Куда.. заходили ребята их всюду радушно встречали.
      2) Куда только.. ходили мы летом! Где только.. побывали!
      3) Какую работу ему.. поручат он всё выполняет точно и аккуратно. 4) Мне сегодня поручили такую работу которую (н..) когда раньше не поручали. 5) За что Николай.. принимался всё ладилось в его умелых руках. 6) Подождите пока мы.. зайдём за вами. 7).. разу в этом году.. удалось покататься на лыжах.
      8).. раз посетили мы сельскохозяйственную выставку.
      608. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
      Коми..та партизанского командира Петра Ильича Лучииа была (н..)болыной и ещё хранила устойчивый зап..х лекарств. У стены в углу стояла солдатская койка застел..иая сер..м одеялом. Над койкой в..сели тяж..лая сабля с червлёным эфесом и трофейный к..нжальный штык то(же) в ножнах. На окне стояли р..стения с тёмной м.хистой зеленью. Ещё в комн..те был рабочий стол с тисочками видимо бывший командир что(то) м..стерил. Ребята седели, на стульях а х..зяйка дома "партизанская учителка“ стояла у окна.
      Когда он [Зиморбдок] взорвал новый мост рассказ..вала она я долго (н..) вычёркивала его из классного журнала. Я (во)обще (н..)когда (н..) вычёркивала погибших. Ставила "нет". На всякий случай.
      Сделайте синтаксический разбор первого предложение
      Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
     
      СИНТАКСИС.
      609. Сравните словосочетания и предложения. Для чего служит словосочетание, для чего служит предложение?
      Зеленеющая трава —
      Готовиться к экзаменам — Взять учебник —
      Читать вечером Читать книгу Интересная книга,
      Трава зеленеет.
      Готовитесь ли вы к экзаменам? Возьмите учебник.
      — Я читал вечером интересную книгу.
      Опишите строение и значение этих, словосочетаний и предложений.
      610. Разберите словосочетания. Назовите в каждом главное и зависимое слова, способ их связи.
      Запах ландышей, майское утро, р..монтировать иив..нтарь, выйти на перрон, вест..бюль школы, поступить (по) своему, встать
      (с) позаранку, горячо спорить, поехать на рыбалку, стелющийся туман, продолжать тренироваться, мой костюм, читать лёжа, чтение вслух, начать работать, первый заработок, бидон (из) под молока.
      Выпишите сначала словосочетания, связанные по способу согласования, затем — управления, наконец — примыкания.
      611. Прочитайте. Перепишите, подчёркивая предложения с одним главным членом. Укажите; к какому типу относятся предложения с одним главным членом.
      1) Ночь. Полоска света от пр..открытой двери лежит на ступеньках. Заседание ревкома. 2) Манила свежесть тёплой прозрачной воды. Серёжу пот..нуло и..купаться. 3) В лесу тихо. 4) Где можно найти командира бронепоезда? 5) Как солом..нку вышибло Павла из седла. 6) Как хочется пить! 7) Сегодня к нам из санитарного поезда привезли группу (тяжело) ран..ных-. 8) Хлеб доставим ночью.
      9) На этом пр..рываю записи. 10) В дверь постучали.
      (Н. Островский.)
      614. Подготовьте небольшой доклад об основных видах сложных предложений. Составьте план вашего доклада, используя материалы § 41, приведённую в этом параграфе схему. Подберите из произведений художественной литературы собственные примеры, которые бы иллюстрировали ваши утверждения.
      615. Перепишите, расставляя знаки препинания.
      I. "Восток" мчался над просторами Родины, и я испытывал к ней горячую сыновнюю любовь. Да и как не любить свою Родину, нам её детям,если народы всего мира с надеждой обращают к ней свои взорьп Ещё недавно нищая и отсталая она превратилась в могучую индустриальную и колхозную державу. Советский народ организованный и воспитанный Коммунистической партией стр..хнул с себя прах старого мира расправив богатырские плечи и двинулся по пути открытому Лениным.
      На примерах героических подвигов своих сынов учила нас Родина мать.
      Я любил на переменах простывать в классе у географической карты смотреть на великие русские реки Волгу Днепр Обь Енисей и мечтать о далёких странствиях и походах. И вот он главный поход моей жизни полёт вокруг земного шара!
      II. В кабину долетела музыка Родины я Слыш..л как родные голоса пели одну из моих любимых песен Амурские волны. Нет я (н..) ощущал скуки и (н..) был одинок. Разрезая космос я работал жил жизнью своей страны. Космическим кораблём могли гордиться научные кол..ктивы вложившие в него свой разум энергию труд. Я старался представить себе людей причастных к строительству корабля и перед моим взором проходили ряды тружеников. Хорошо бы увидеть их за работой в лабораториях в цехах заводов пожать им руки сказать спасибо. Ведь самое пр..красное на Земле это человек занятый трудом.
      (По Ю. А. Гагарину. Дорога в космос.)
      Как вы понимаете заключительные строки текста?
      Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
      617. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
      Сформулируйте основные мысли отрывка.
      Нужно всю жизнь учиться учиться и учиться у жизни у науки. Нужно заран.. организовать свой труд создать систему в работе. Производительность труда каждого человека повышается если он продумал заран..е всё что ему надо сделать и (н..) разбрасывается (н..) кидается от одного к другому бросая незаконч..ное.
      Каждый человек должен избрать ту проф.сию ту жизи..ную работу которая наиболее соответствует его пр..родным способностям и накл..ностям. Тогда он будет работать как говорится (и..) за страх а за совесть. Любимому делу человек отд..ёт все силы всю энергию все знания и тогда это дело будет выполняйся лучше отдача как говорят будет больше. Но молодой специалист (н..) можРГ быть односторон..м в своём развитии и (н..) вид..ть (н..)чего кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Советский молодой специалист должен быть культурным и разностор..не образов..ным человеком знающ..м и любящ..м своё дело науку иск..ство музыку театр спорт.

 

 

 

 

ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ. Рельефы-клише получаются не только резанием, но и травлением. Хорошо травятся металлы, оргстекло, мрамор, резина. Сначала поверхность будущего рельефа тщательно подготавливается : она должна быть очень ровной. Затем на подготовленной поверхности рисуют то, что нужно. Обычно пользуются черным лаком. Когда лак хорошо высохнет, наносят специальную травильную жидкость. Эта жидкость выедает поверхность, не покрытую лаком. Получается рельеф. Когда его высота достигает 1—2 миллиметров, травление заканчивают. Рельеф промывают, а лак снимают особым растворителем.
Другой способ: всю поверхность будущего рельефа покрывают лаком. Когда лак высох-
нет, его процарапывают иглой и выскабливают ножом. Травильная жидкость выедает царапины и выскобленные места до требуемого рельефа. Затем следует обычная промывка и снятие лака.
Печатают с травленых рельефов так же, как и с резаных: наносят на рельеф краску и оттискивают на бумагу.
Подготовленную поверхность вместо лака можно покрыть слоем светочувствительной желатины : некоторые соли хрома на свету «дубят» желатину, то есть делают ее не растворимой в горячей воде. Если на сухой слой такой желатины положить фотографический негатив и включить яркий свет, то под черными местами негатива желатина останется «незаду б ленной», а под прозрачными местами «за-дубится». В горячей воде «неза-дубленная» желатина растворится. А «задубленная» останется и словно лак защитит поверхность от выедания травильной жидкостью. В результате получится рельеф — «позитив».
Качество фотографического негатива очень важно: он должен быть предельно резким и предельно контрастным (только совсем черные и совсем прозрачные места!). Оригинал для этого негатива, естественно, рисуют черной краской на белой бумаге. Полутени совершенно исключаются.
В оригинал можно вклеить черно-белые штриховые рисунки, взятые из газет- или журналов. А слова выклеить из подходящих букв, вырезанных из газет-но-журнальных заголовков.
И наконец, самый простой фотографический вариант. Черно-белый оригинал (штриховой или полутоновой) фотографируется на негативную или позитивную пленку, с которой проекционным или контактным способом получают готовый экслиб-рис-позитив. В оригинал можно вклеить полутоновые фотографии: например, лицо владельца книги, его книжные полки и т. д. При желании весь оригинал может быть искусным фотомонтажом. Даже слова могут быть пересняты по буквам.
Ну а если под рукой нет фотоаппарата? Как быть?
Очень просто: возьмите засвеченную фотографическую пластинку, проявите на свету до черноты. Промойте и высушите. На черной фотоэмульсии, как на черном лаке, иглой и ножом «рисуйте» что вам нужно. Потом контактным способом отпечатайте ваш рисунок-негатив на фотобумаге. Только не забудьте: экслибрис-позитив по сравнению с вашим негативом будет иметь зеркальный вид. Поэтому все слова на негативе - пишите не слева направо, как всегда, а наоборот, справа налево.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.