ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ К составлению этой "Этимологии: были, главным образом, две побудительные причины: 1) Еще в 1881 году я ивдаль "Курсы систематического диктанта", Этим "Курсам" не было ни одного соотвтствующого учебника грамматики, почему, при употреблении их, трудно было удовлетворить требованию, чтобы изучение ореограии шло рука об руку с изучением грамматики. С появлением предлагаемой "Этимологии" является возможность удовлетворить упомянутому требовашго, так как об эти книги — "Курсы систематического диктанта" и "Этимология" — приведены в связь, и между ними установлено полное единство. 2) Проходя в четвертом класса церковно-славянскую грамматику сравнительно с русскою по своему учебнику ("Грамматика древне церковно-славянского языка, изложенная сравнительно с русскою"), я, как, вроятно, и миогие другие, пользующиеся моим учебником, встрачал некоторые затруднения. С одной стороны, затруднения эти имют своею причиною та противорчия и разногласия, каторые вообще у нас существуют между учебниками русской грамматики для тех младших классов к учебниками грамматики церковно-славяиской. С другой стороны, затруднения эти обусловливаются слишком поверхностной подготовкой учеников, занимающихся по нашим учебникам русской грамматики. Желая устранить эти эатруднения (по крайней мере, хотя для себя и для тех, которые употребляют» мою церковно-славянскую грамматику) и была второю побудительною причиною издать предлагаемую книгу. Таким образом, предлагаемая "Этимология" соглашена, с одной стороны, с "Курсами диктанта", а с другой — с моим учебником церковно-славянской грамматики, чем и достигается то внутреннее единство, которое необходимо должно быть между учебными книгами по одному и тому же предмету, служащими ученикам для постепеииого расширения их пониманий при переходе из класса в класс. Предлагаемая "Этимология" написана для младших классов гимназий и прогимназий Мин. Нар. Просвщения, а также и вообще для тех учащихся, которые уже прошли приготовительный курс грамматики и приступаютт к изучению ея в объеме программы средних учебных заведоний. Книга моя вполне соотвтствует требованиям "Учебных планов", но тем не менее во миогом и статьею о правоиисании флексий, суффиксов, сложных слов и корней с буквою п, в связи с сдовообразованием (стр. 57 — 75). К учебнику приложен и материал для разбора, но не в большем количестве, так как для этой цели можат служить и "Хрестоматия", а главным образом — "Курсы диктанта", где преподаватель найдёт немало материала (см. предисловие к "Курсы систематического диктанта"). Приступая к седьмому изданию "Этимологии", я еще раз тщательно проверил и обдумал все в ней сказанное — и нашел нужным сделать нисколько добавлений. Добавления эти касаются, главным образом, обяснения тх терминов, которые в прежних изданиях не были обяснены. Кроме того зная по опыту, что ученику I-го класса необходимо нужно иметь некоторыя свдения из синтаксиса, которыми, однако, не всегда запасаются поступающие в этот класс, — я прибавил в конце книги целую главу, где наложено хотя краткое, но законченное учение о предложении. Полагаю, что преподаюиий в I-м классе, прежде чем начинать этимологию, с пользою пройдет со своими учениками 16 параграфов этой главы, и затм уже перейдет к этимологш, отложнв §§ 17 и 18 нз синтаксиса до того времени, когда пройти их он призаает наиболее удобным. В глав "Начальные свдения из синтаксиса" изложены и элементарный правила о знаках препвнания, а материал для упражнения в применении этих правил преподающий выйдет в достаточиом количестви в моих "Курсах систематического диктанта". |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |