ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Предлагаемый «Синтаксис» есть вторая часть моего «Учебника русской грамматики, первая часть которого заключает в себе «Этимологию». При составлении своего «Синтаксиса» я руководился следующими соображениями: I. Прежде всего предстояло решить вопрос относительно объема книги: о чем сказать? о чем не говорить? Правда, вопрос тот решается «Учебными планами», и я их держался; но дело в том, что и в пределах их указавий можно написать нисколько руководств — и все различного обема. Я поступил так: исходя из той мысли, что я пишу книгу для учеников лишь трех младших классов, которым прежде всего надо хорошо и прочно усвоить самыя важные синтаксическия явления, — я побоялся вносить в руководство, предназначенное для младшого возраста, слишком много разнообразных подробностей, чтобы тем самым не заслонить важного и не помениать прочному его усвоению. Но, с другой стороны, я старался ничего не упустить из виду из того, что нужно ученику, чтобы в течете трех лет постепенно дойти до понимашя синтаксического строя нашего литературного языка в сфере тех его явлений, которыя могут быть названы не исключительными или редко встречающимися, а так сказать — общими и безпрсстанио наблюдаемыми. Думаю, что изучение синтаксиса не должно начаться с определенного минимума; этот минимум должен быть прочно и толково усвоен, и затем уже на прочной основе легко можно развивать дальнейшие нити ткани. Это дальнейшее пополненение синтаксических сведений может совершаться отчасти тем что произведения нашей словесности, как письменной, так н устной, начиная с 4-го класса до 8-го включительно, отчасти при изучении синтаксиса древних, а также и новых языков, путем сравнения явлений чужого языка с родным. Это последнее — скажу кстати — делать гораздоудобнее преподавателю не русскаго языка, а иностранного, хотя бы уже по одному тому, что синтаксис русского языка в наших гимназиях первоначально (в 1-м и 2-м классе) проходится раньше синтаксиса иностранных языков; следовательно, в руках преподавателя русского языка не всегда есть и материал для сравнения. В виду того, что мой с Синтаксис» написан для трех лишь младших классов, почему в нем и нет многого из того, что помещается в руководствах, предназначенных для классов последующих (как напр, в «Русском синтаксисе» Л. Поливанова), я и назвал его элементарным. II. Из разнообразия существующих взглядов на то или другое синтаксическое явление следовало выбрать какой-нибудь один. Одни взгляды старые, другие новые; но я не позволял себе слишком увлекаться новизною и держался гланным образом того, что более или менее общепринято: в школьное руководство но-вовведения должны быть допускаемы с большою осмотрительностью. Правда, кое-где и я отступаю от стараго, но только в тех случаях, где следовать ему уж нет никакого резона. III. Выбранный материал следовало известным образом распланировать. В планировке я отступил от общепринятого порядка и следовал «Учебнын планам», которые, указывая, чтс «едует проходить из синтаксиса в каждом из младших классов, очевидно, имели в виду практически удобства. В самом деле, обычное делете синтаксиса на 2 части — на учение о предложении простом и на учение о предложены сложном — очень неудобно на практике. Куда, например, отнести предложения слитныя? Говорить о них в первой части нельзя, ибо они принадлежать к категорЫ сложных. Отнести их во вторую часть также невозможно, потому что ученики должны ознакомиться с этин видом предложений еще во втором классе, если только не в перпом. Кроме того, есть и миогия другия неудобства этого обычного деления. Я предлагаю другое, и при моей планировке является полная возможность проходить синтаксис шаг за шагом с большою последовательностью, Начав с разсмотрения предложены и ею членов, я перехожу затем к видам предложения, различаемым по отношению: 1) к сказуемому, утверждающему или отрицающему, 2) к подлежащему, 3) к второстепенным членам, 4) к лицу говорящему; далее указываю ва способы сокращать рйчь посредством эллипсиса и слияния — и потом начинаю выдвигать постепенно разные элементы, входящие в составь сложного предложения: предложения придаточныя, вводный, предложения чужой речи. Когда ученики уже ознакомились с этими элементами, я даю им понятие о предложении простом и сложном и о различных способах сочетания частей в этон послйднем. Заканчиваю свой синтаксис указанием на то, что должно считать предЬлом сложного предложения, даю понятие о синтаксическом целом и говорю о той грани, на которой синтаксис сходится с теорией словесности. Синтаксис свой я писал в течете почти трех лет, и в это время успел убедиться на онытЬ, что предлагаемая мною планировка на практаке очень удобна. |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |