На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. Арсирий А. Т. — 1967 г

Анатолий Тимофеевич Арсирий

Материалы
по занимательной грамматике
русского языка
Часть 2

*** 1967 ***


DjVu

Учебник прислал Паскин Роман Викторович.
_____________________


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



ФPAГMEHT КНИГИ (...) Образность — одно из важных требований стилистики художественной речи. Рассмотрим подробнее вопросы стилистического употребления сравнений и метафор.
      Сравнение
      Чтобы яснее представить какой-нибудь предмет, писатель сопоставляет его с другим, более наглядным: Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. (Т.) Точным и метким сравнением писатель достигает образно*
      сти: мы почти физически ощущаем быстрое приближение ночи.
      Сравнение иногда помогает писателю не только создать зримый образ, но и передать какое-либо чувство, настроение. Сравнение ночи с грозовой тучей, взятое из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг», передает тревожное, мрачное чувство заблудившегося человека. А вот сравнение из поэмы А. Твардовского «За далыо — даль»: перед штурмом Ангары один самосвал едва не свалился в воду, и когда товарищи дружными усилиями удержали его, водитель вылез из кабины, как из-под крышки гробовой, не веря сам, что он живой. Как образно и метко передает поэт подавленное и вместе с тем радостное ощущение человека, чудом спасшегося от неминуемой смерти!
      Сравнения бывают и символическими: в этой же поэме А. Твардовского память о войне сравнивается с раной, которая нет-нет — и вдруг заговорит к дурной погоде. Под дурной погодой автор подразумевает напряженную международную обстановку.
      Часто сравнения используются писателем как дополнительное средство создания определенного стиля речи. Сравнивая, например, горящее сердце Данко с солнцем, с факелом великой любви к людям, М. Горький добивается высокого, торжественного звучания этого
      образа.
      Широко распространены и в стихах, и в прозе
      поэтические сравнения неба с голубым океаном, облаков с лебедями или парусами, нивы с волнующимся морем и т. д.
      Особый характер имеют народно-поэтические сравнения, отличающиеся простотой, образностью и глубоким лиризмом. В народных песнях сравнения встречаются в форме символического сопоставления с миром природы: обездоленный человек сопоставляется с былинкой или тонкой рябиной, которую гнет злой ветер (злая судьба), девушки сравниваются с березками, богатырь — с дубом, соколом и т. д. Часто это отрицательные сравнения, как например в начале известной вам песни «Не кукушечка во сыром бору куковала».
      Писатели часто пользуются приемами народно-поэтического сравнения. У А. С. Пушкина мы читаем:
      Не два дуба рядом вырастали,
      Жили вместе два братца родные.
      Для создания разговорного стиля или же с целью подчеркнуть обычность обстановки писатели используют сравнения с «будничными» предметами окружающей жизни. Так, в стихотворении «В дороге», описывая вагонный быт молодых строителей, едущих на восток, поэт Ярослав Сме-ляков замечает, что к поезду «привыкнуть все уже успели, как к общежитъю своему»:
      Своя мораль, свои словечки.
      Свой немудреный обиход.
      И, словно где-то на крылечке,
      Толпился в тамбуре народ.
      Разговорные сравнения нередко используются для создания шутливого или иронического стиля: мальчишки дерутся как петухи; пристал как смола; сидит будто аршин проглотил; «От этого слова [«Даешь!»] бароны бежали как черт от креста». (Я. Смел.) Многие из этих сравнений стали настолько привычными, что превратились в фразеологизмы.
      Таким образом, подбирая сравнения, надо иметь в виду не только их яркость, меткость и «живописность», но и стилистическую уместность.
     
      ОБЪЯСНИ СРАВНЕНИЕ
      Ведущий читает предложения, предлагая указать в них сравпепия и объяснить их яркость, образность.
      1. Шамаханская царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя. (П.) 2. Закат горит огнистой полосою. (Л.)
      3. Роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали. (Л.) 4. Соловьем залетным юность пролетела, волной в непогоду радость прошумела. (Колъц.) 5. Вся поверхность земли прсдставлялася зелено-золотым океаном. (Г.)
      6, Крик лебедя, как серебро, отдавался в воздухе. (Г.)
      7. Утренняя заря не пылает пожаром. (Т.) 8. Река стояла неподвижным темным зеркалом. (Т.) 9. Глаза у волчицы светились, как два огонька. (Ч.) 10. Это сознание одиночества ... тяжелым, холодным камнем легло ему на сердце. (Л. Т.) И. Он [Котовский] долину озирает командирским взглядом; жеребец под ним сверкает белым рафинадом. (Багр.) 12. Колесом за сипи горы солнце тихое скатилось. (Ес.) 13. По пруду лебедем красным плавает тихий закат. (Ес.) 14. Светлой каплею смола покоре нагретой елки, как слеза во сне, текла. (Твард.) 15. Дед
      пилу берет: «А ну-ка...» И в руке его пила, точно поднятая щука, острой спинкой повела. (Твард.) 16. Под красным заревом знамен ... был этот подвиг совершен. (Я. Смел.) 17. Море бессонное, словно сердце. (Р. Рожд.)
      18. Живу, как лечу, умру, как споткнусь. Земле прокричу: «Я ливнем вернусь!» (Р. Рожд.)
     
      ОПРЕДЕЛИ СТИЛЬ
      Ведущий читает предложения и, обращаясь по очереди к учащимся, предлагает указать сравнения, объяснив, какую стилистическую окраску они придают речи.
      1. И тихая луна, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках. (П.) (высок., поэтич.) 2. Вынырнул подосланный бесенок, замяукал он, как голодный котенок. (П.) (шутл.) 3. Как былинку, ветер молодца шатает. (Кольц.) (народпо-поэтич.) 4. Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит. (Н.) (высок., поэтич.) 5. Густой туман, как пелена с посеребренною каймой, клубится над Днепром-рекой. (JI.) (поэтич.) 6. Грач по нивам бродит важно, словно сельский агроном. (Ис.) (шутл.) 7. Живет в кабинете с каменным взглядом, с выражением лица, как резолюция. (К. Сим.) (upon.) 8. Пройдет — словно солнцем осветит! Посмотрит — рублем подарит. (Н.) (народно-поэтич.) 9. Как памятник, дедушка старый стоял на могиле родной. (Н.) (высок., поэтич.) 10. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на небе вечерняя звезда. (Т.) (поэтич.) 11. С утра они начинали метаться по комнатам, точно в доме случился пожар. (М. Г.) (upon.) 12. Беглая коза скакала по кустам и оврагам не хуже индийского тигра. (Гайд.) (шутл.) 13. Сердца казаков встрепенулись, как птицы. (Г.) (поэтич). 14. Голова у Павлуши огромная, как говорится, с пивной котел. (Т.) (добродушно-шутл.) 15. Слово — полководец человечьей силы. (М.) (высок.) 16. Ты читай, чтобы было благозвучно, а то ровно как бык ревешь. (Гайд.) (разгов., шутл.) 17. Честен он [бюрократ], как честен вол. В место собственное вросся и не видит ничего дальше собственного носа. (М.) (upon.) 18. Слеза за слезой упадает на быстрые руки твои. Так колос беззвучно роняет созревшие зерна свои. (И.) (поэтич.) 19. Слова комсомольцев прозвучали в тишине отчетливо, как клятва. (высок.)
      На доске записываются слова: солнце, звезды, луна, река, горы, дорога, молнии, небо на закате, поле, домны, огни электросварки, красные знамена и т. д. Задача учащихся — подобрать к ним свежие, оригинальные сравнения. За наиболее удачное из них засчитывается балл.
     
      Метафора
      Как и сравнение, метафора основана на сопоставлении двух предметов, имеющих какую-то общую черту. Однако метафора —¦ это как бы внутреннее, скрытое сравнение: она не называет предмета, который с чем-либо сравнивается.
      Например, новую жизнь сравнивают с зарей, которая тоже приносит людям радость трудового дня, счастье. В словах Новая жизнь приходит, как заря указано и то, что сравнивается (новая жизнь), и то, с чем сравнивается (заря). Перед нами — сравнение. Но если новую жизнь назвать зарей, это будет метафора: Вперед заре навстречу, товарищи в борьбе! (А. Без.) Таким образом, метафора — это слово или выражение, употребляющееся в переносном значении, чтобы ярче изобразить какой-либо предмет.
      Метафоры встречаются и в нашей повседневной речи. Они стали настолько привычными, что мы их не замечаем: кипит работа (ср.: идет живо, бурно, будто кипит), горят глаза (ср.: блестят, светятся, как огоньки), столб пыля (ср.: пыль поднялась столбом), гром аплодисментов, град вопросов, холодный взгляд, сладкий сон, горячее время и т. д.
      Некоторые метафоры превратились в термины — названия каких-либо предметов, их частей: ножка стола, спинка стула, шляпка гриба, гвоздя, нос корабля, зуб бороны, коленная чашечка, глазное яблоко и др.
      Очень яркими и выразительными метафорами являются многие фразеологизмы: держаться в тени, ждать у моря погоды, загореться желанием, смотреть правде в глаза, путеводная звезда и др.
      В художественных произведениях метафоры, как и сравнения, употребляются для большей выразительности, образности речи, для подчеркивания того или иного настроения (светлого, мрачного), а также чтобы придать речи ту или иную стилистическую окраску.
      Лучшие писатели всегда ценили и ценят простые, яркие метафоры, помогающие представить тот или иной предмет. Им всегда были чужды искусственные, вычурные и бессодержательные метафоры вроде следующей: Да не падет на пламя красоты морозный пар бесстрастного дыханья (из стихотворения В. Г. Бенедиктова). Образцом простоты, доходчивости и образности являются метафоры народно-поэтической речи, которые мы встречаем уже в «Слове о полку Игорево»: природа, предвещая несчастье, застилает тьмою путь Игорю, ночь стонет грозою; после поражения русских никнет трава от жалости и т. д. (Олицетворение в указанных примерах тоже является особым видом метафоры.)
      Оценивая метафоры с точки зрения простоты, следует иметь в виду и авторскую манеру. Так, в стихотворениях М. Исаковского, А. Твардовского метафоры просты и понятны каждому, выдержаны в традициях народной поэзии:
      Скоро звезды тихим светом Упадут на дно реки.
      (М. Исаковский.)
      Прозе К. Федина, Л. Леонова и других советских писателей свойственны очень выразительные, оригинальные, но более сложные эпитеты, метафоры и сравнения: Бледная полоска света сострадательно падает через оконце узнику (К. Фед.); Хрупкаяу как эмаль, тишина (Леон.) и др.
      Иногда излишняя вычурность метафор, бьющих на внешний эффект, отличает ранние произведения писателей и поэтов. Так, в одном из юношеских стихотворений С. Есенина встречаем строчку: В пряже солнечных дней время выткало нить. А вот простая и образная метафора, характерная для более позднего, зрелого периода его творчества: Сыплет черемуха снегом.
      Подбирая метафору, необходимо следить, чтобы свойства предмета, который она обозначает, не противоречили тому, о чем говорится в предложении. Нельзя, например, сказать водрузили над миром факел свободы, потому что водружают не факел, а знамя, а факел можно зажечь, поднять, пронести и т. д. Иначе говоря, метафора не должна противоречить здравому смыслу.
      Обращая внимание учащихся на выделенные слова, ведущий предлагает указать метафоры в отличие от слов, употребленных в прямом значении.
      1. Разгорелся у реки пионерский костер. 2. Разгорелся день веселый, морем улицы шумят. (Л-К.) 3. На клумбах в центре города цвели разноцветные астры.
      4. Шагай вперед, комсомольское племя, шути и пой, чтоб улыбки цвели. (Л-К.) 5. По пустыне медленно шли караваны верблюдов. 6. Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды. (В. Войн.)
      7. Зорче вглядывайся в даль, пограничник! 8. Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир! (А. Соб.) 9. У газетного киоска толпились люди. 10. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч. (Т). И. Саша был застеп-чивым, робким мальчиком. 12. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. (Л. Т.) 13. В скале у ручья геологи обнаружили золотую жилу. 14. Наступила опять золотая пора, золотая пора пионерского лета. (Ис.)
      ОБЪЯСНИ МЕТАФОРУ
      Задача учащихся — выделить из приведенных ниже отрывков наиболее яркие метафоры, объясняя, в чем заключается их образность.
      1. Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят — я снова счастлив, молод. (П ) 2. Глаза его растерянно бегали по нашим лицам. 3. По степи брызнули миллионы разных цветов. (Г.) 4. Юпый лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет. (А. К. Т.)
      5. Вдали показался целый лес фабричных труб. 6. Чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха. (Г.) 7. Закипел куренной атаман Кукубенко. (Г.) 8. Сгорая от стыда, она не знала, куда девать свои глаза. 9. Солнце мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки. (Т.) 10. И что на душе накипело, из уст полилося рекой. (Н.) И. Весь день сеялся скучный дождь. 12. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. (П.) 13. Внизу серебряной лентой блестела река. 14. И выходит песня с топотом шагов в мир, открытый настежь бешенству ветров. (Багр.) 15. Тополей седая стая, воздух тополиный!.. (Багр.) 16. Высоко над головами тонко пропели пули.
      17. Вдруг тишина была распорота сухим треском пулеметных очередей. (Пол.) 18. Перед стройкой возвышались горы кирпича. 19. Пламя души своей, знамя страны своей мы пронесем через миры и века. (Д Актил.) 20. Впервые в мире советский человек переступил порог космического корабля, собственными руками «пощупав» космос. (Из газет.)
     
      ОПРЕДЕЛИ СТИЛЬ
      Ведущий читает предложения, предлагая указать метафоры и объяснить, какую стилистическую окраску придают они речи.
      1. Колумб российский между льдами спешит и презирает рок. (Лом.) (высок.) 2. Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно. (Жук.) (поэтич.) 3. Жаль зимы-старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей ТБО-p. мм мороженым и льдом. (П.) (шутл.) 4. Все в них [дворянах] так бледно, равнодушно, они клевещут даже скучно; в бесплодной сухости речей... не вспыхнет мысли в целы сутки... (П.) (ирон.) 5. ...Кипит в душе свобода, во мне не дремлет дух великого народа. (П). (высок.) G. И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (Л.) (поэтич.) 7. О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью! (Л.) (высок.)
      8. Кто стихами льет из лейки, кто кропит, набравши в рот. (М.) (upon.) 9. Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Г.) (высок.) 10. Не прожить наверняка — без чего? Без правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька. (Твард.) (разгов.9 поэтич.) И. Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно. (Твард.) (шутл.) 12. Всех впереди, страна-вожатый, над миром факел ты взметнула, народам озаряя путь. (Брюс.) (высок.) 13. Ночь росу на травы нанизала. (Ис.) (поэтич.) 14. [Обыватели] свили уютные кабинеты и спаленки. (М.) (upon.) 15. Пусть кровь запульсирует в слове багряном и очень горячими станут тетради. (Р. Рожд.) (поэтич.) 16. Снова где-то на задворках мерзлый грунт боднул снаряд. (Твард.) (разгов., поэтич.) 17. Так — негодует все, что сыто ... ведь опрокинуто корыто, встревожен их прогнивший хлев. (А. Б.) (юмор.) 18. Растет из бурь октябрьских Ленин на рубеже, как великан. (Брюс,) (высок.) 19. Вдоль деревни, от избы и до избы, зашагали торопливые столбы. (Ис.) (поэтич.) 20. Рвет пероржавленные цепи колониальная страна. (Я. Смел.) (поэтич.)
     
      ЧТО ПРОЩЕ?
      Ведущий читает предложения. Задача учащихся — указать, какие метафоры в приведенных примерах проще и доходчивее, в духе народно-поэтической речи, а какие — сложнее, искусственнее.
      1. Роняет лес багряный свой убор. (П.) 2. Вяжут кружево над лесом в желтой пене облака. (Ес.) 3. Роща вспыхнули вдали. (Ис.) 4. Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зеленых лап капли росы. (М. Пришв.) 5. На небесном синем блюде желтых туч медовый дым. (Ес.) 6. Отговорила роща золотая березовым, веселым языком. (Ес.) 7. Ходит слава над могилой, где лежит Ко-товский. (Багр.) 8. Над полями дым стоит весенний. (Твард.) 9. Корчились железные скелеты погибших машин. (В. Кат.) 10. Горная цепь написана над западным горизонтом нервным почерком своих синих пиков. (В. Кат.) И. Миг — и, не сделав ни одной брызги, он [пловец] ключом уходит в литую, изумленную воду. (В. Кат.) 12. Улыбнулась солнцу сонная земля. (Ес.) 13. Но на эти вот плечи он [коммунист] принял всю землю родную, все дела и заботы, всю радость и горечь земную. (Out.) 14. Сброшу с плеч воспоминаний груз и предам забвению былое. (J1. Март.) 15. Речка движется и не движется, вся из лунного серебра. (Матус.) 16. Где зной по пустыням Востока сжимал все живое в тиски, там влага живого потока каналом дохнула в пески. (Я. Асеев.)
     
      ЧТО УМЕСТНЕЕ?
      Ведущий читает предложения, называя оба слова, стоящие в скобках, и предлагая выбрать для метафоры то из них, которое более подходит с точки зрения здравого смысла и стиля.
      1. Многие народы Азии и Африки (порвали, сбросили) цепи колониализма. 2. Долгие столетия носил русский парод на шее (ярмо, цепи) крепостничества. 3. Из ворот стадиона густой толпой (высыпал, повалил) народ. 4. На школьный двор (повалили, высыпали) малыши. 5. По широким просторам Родины гордо (идет, шествует) Пер-вомай. 6. (Надвигались, наступали) каникулы. 7. Советские космонавты (штурмуют, атакуют) небо. 8. Коммунистическая партия (подняла, зажгла) над миром зарю свободы. 9. В повести «Тарас Бульба» Гоголь яркими красками (воспел, нарисовал) образы отважных и свободолюбивых казаков. 10. Н. А. Некрасов (воспел, изобразил) в стихотворении «Забытая деревня» горькую судьбу крепостных крестьян. 11. (Свинцовые, оловянные) тучи низко ползли над землей. 12. По всему миру (пролетела, прокатилась) волна возмущения бесчинствами расистов.
     
      ЯРЧЕ, ОБРАЗНЕЕ
      Ведущий предлагает заменить выделенные слова метафорами (они даны в скобках).
      1. Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин указывал, что передовые коллективы должны служить воспитателями отстающих (на заре). 2. Ленинизм—мировоззрение, программа миллионов трудящихся всего мира (знамя). 3. Этот специалист оказался настоящей находкой, богатством для коллектива института (кладом).
      4. Говорят, что лицо — отражение человеческой души (зеркало). 5. Ему не удалось скрыть своего волнения под прикрытием равнодушия (маской). 6. Веселый и остроумный, он скоро стал центром, вдохновителем студенческого общества (душой). 7. Нас донимали комары, это настоящее бедствие тайги (бич). 8. Бюрократ следует не духу, а внешней, формальной стороне закона (букве). 9. Человек — высший предел, верх совершенства в развитии природы (венец). 10. Писатель задыхался среди людей, которых считали лучшей частью петербургского общества ( цветом).

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.