НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Звуковой строй современного русского языка. Бондарко Л. В. — 1977 г.

Лия Васильевна Бондарко

ЗВУКОВОЙ СТРОЙ
СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЯЗЫКА

*** 1977 ***


DjVu

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

ФPAГMEHT КНИГИ (...) ФОНЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ
      Фонемы, являясь минимальными звуковыми единицами, которые служат для образования различения звуковых оболочек слов и форм слов, служат для создания линейнфй речевой цепи, где один элемент следует за другим. Однако к звуковым средствам языка относятся не только такие линейные единицы, но и способы объединения этих единиц в более крупные звуковые единицы. слова, синтагмы, предложения. Каждая из этих единиц не является простой суммой единиц предшествующей группы: слово не является последовательностью звуков не только с точки зрения внутренних, языковых характеристик, но и в чисто фонетическом плане. Для слова обязательны организация звуков в слоги и специальные характеристики этих слогов, определенные способы их объединения. О том, что слог, являясь минимальной произносительной единицей, обусловливает тем самым тесную связь артикуляционных и акустических характеристик своих компонентов, уже было сказано.
      Рассмотрим более подробно, как же слоги объединяются в слово при помощи словесного ударения.
      В слове, если оно фонетически самостоятельно, есть обязательно один ударный слог, который определенным образом выделен среди остальных слогов слова. Таким образом, хотя функция ударения — объединять слоги в слово, способ реализации ударения — это выделение ударного слога, вокруг которого группируются безударные слоги.
      Выше уже говорилось, что в современном русском языке основной признак ударности — это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов. Отношения между ударным и безударным слогом по длительности могут быть самыми различными. В одном и том же слове ударный гласный всегда обладает большей длительностью, чем безударный.
      Выясним, как фонетическая единица слова представляет собой некоторую ритмическую структуру. Безударные слоги, обладающие меньшей длительностью, чем ударный слог данного слова, можно разделить на две большие группы по их фонетическим характеристикам и по их функции: предударные слоги образуют своеобразный подход, подступ к реализации ударного слога, а заударные— отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их фонетических характеристиках; предударные, как мы знаем, меньше редуцируются, чем заударные. Под редукцией будем понимать и. изменение длительности гласного в слоге (количественная редукция), и изменение качества гласного (качественная редукция), и ослабление контраста между согласным и гласным, приводящее к меньшей расчлененности слога.
      Будем помнить при этом, что наиболее важными являются относительные характеристики ударного слога, его большая выделенность на фоне безударных слогов. Так, если мы рассмотрим характеристики ударного слога в слове леса, произнесенного в быстром темпе, то может оказаться, что он ничем не отличается от предударного слога в слове сады, произнесенного в нормальном или медленном темпе, и только на фоне окружающих слогов, произносимых в том же темпе, каждый из этих слогов воспринимается как ударный или безударный.
      Важно, что ударный слог может объединять вокруг себя ограниченное количество безударных — в среднем не больше пяти-шести. Если число слогов в слове велико, то возникает так называемое побочное или второстепенное ударение. Особенно хорошо его слышно, когда мы произносим сложные слова: одиннадцатиэтажный, сверхпроводимость и т. д. В определенной мере возникновение этого второго ударения в слове связано с тем, что «сфера действия» ударного слога, связывающего безударные в одно целое, небезгранична: человек не может произносить подряд слишком много безударных слогов.
      Кроме ударения как объединяющего фактора, фонетическую целостность слова создает еще и определенная временная организация: из какого бы числа звуков ии состояло слово, длительность его стремится всегда к некоторой постоянной величине. Конечно, этого практически не бывает, но имеется строгая закономерность: чем больше число звуков в слове, тем меньше длительность каждого из звуков.
      Все эти признаки фонетического единства слова в наиболее ярком виде выступают при анализе изолированно произнесенных слов. В более крупных речевых отрезках эти характеристики значительно ослабляются. В первую очередь здесь нужно упомянуть перераспределение слогов, связанн ое с ритмической структурой высказывания: если в изолированно произнесенном слове люди слог ди является заударным, то в выражении Люди мира и труда слог ди получает характеристики предударного, поскольку следующий за ним слог — ударный (мира), а межсловная граница не препятствует этому изменению фонетических характеристик.
      Здесь опять сталкиваемся с явлением несовпадения фонетической и смысловой организации речевого высказывания (см. с. 139).
      Это явление приводит к очень интересным фонетическим последствиям, так .как в результате перераспределения слогов исчезает различие между предударными и заударными слогами, которое существует при произнесении изолированных слов. Заметим здесь, что фонетические характеристики связной речи вообще моуут очень сильно отличаться от характеристик отдельно' произносимых слов.
      РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПОТОКА СИНТАГМА КАК МИНИМАЛЬНАЯ ИНТОНАЦИОННАЯ ЕДИНИЦА
      Произнесение отдельного слова — явление не столь частое в обычной ситуации речевого общения. Рассмотрим теперь, каким образом слова объединяются в более крупные фонетические единицы и что это за единицы.
      С синтаксической точки зрения минимальной единицей, передающей значение высказывания, является предложение. Однако с. фонетической точки зрения предложение может члениться на более мелкие отрезки, обладающие и самостоятельным фонетическим оформлением, и определенной законченностью значения.
      Минимальным отрезком речевой цепи, объединяющим в своем составе несколько слов и являющимся «простейшим синтаксическим целым», является синтагма. Определение синтагмы как семантико-синтак-сической единицы дал Л. В. Щерба: «...Фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи — мысли..., я называю синтагмой»1. Из приводимых в этом же определении Л. В. Щербой примеров видно, что определяющим началом для синтагмы являются именно смысловые отношения, которые и обусловливают фонетическое единство. А само фонетическое единство достигается «усилением последнего словесного ударения: резать яблоко, разъезжать по разным «городам, говорйть стихотворение наизусть».

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru