На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Составление конспекта. Деборин Г. А. — 1954 г

Григорий Абрамович Деборин

Составление конспекта

*** 1954 ***


DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ

Для чего нужен конспект 5
Какие существуют формы записи прочитанного 10
Каким должно быть внешнее оформление конспекта 24
Составление конспекта 32
Тематические конспекты 49

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      3. КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ВНЕШНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА
      Писать конспект лучше чернилами, четко и разборчиво. Карандашная запись менее долговечна и не так разборчива.
      Разборчивость записи имеет большое значение. Обычно составитель конспекта утешает себя тем, что свои записи он всегда поймет. Но опыт свидетельствует о том, что небрежная запись с течением времени становится малопонятной и для самого записывающего. Существует следующее распространенное правило: конспект, составленный для самого себя, должен быть написан настолько разборчиво, чтобы его мог легко, прочитать и другой.
      Вот почему мы советуем соблюдать известную осторожность с сокращениями в написании слов. Сокращения обязательны для конспекта, но только в меру. Не следует пренебрегать общеупотребительными сокращениями. Таких сокращений существует не мало. Слово «гектар» можно заменить в конспекте сокращенным словом «га», слово «миллион» — «млн.», «рубль» — «руб.», вместо слов «Советский Союз» можно писать «СССР», и т. д. Могут быть допущены и другие сокращения. В большинстве случаев каждый составитель конспекта вырабатывает свои сокращения.
      Однако лучше не употреблять такие сокращения, которые не являются общеупотребительными и не введены в систему самим записывающим. Всякие случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым даже для самого составителя. Особенно недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.
      И в этом случае примером для нас должны быть конспекты классиков марксизма-ленинизма. Просматривая конспекты, составленные В. И. Лениным, убеждаешься в том, насколько Владимир Ильич ценил время, с каким мастерством он вел свои конспекты. «Выписки, конспекты, сокращенные записи, подчеркивания основных мыслей автора, сопоставление их, даже манера сокращений, экономившая время, — все это может служить показом того, как надо заниматься».
      В конспектах В. И. Ленина применяется много всяких сокращений, которыми он пользовался систематически. Но, несмотря на это, ленинские конспекты читать легко, настолько эти сокращения законны, продуманны и понятны для каждого.
      Общий объем конспекта обычно сравнительно небольшой: меньше изучаемого текста в 7—15 раз. Мы не советуем составлять большие, «пухлые» конспекты. Большие конспекты в отдельных случаях являются свидетельством поверхностной, недостаточно осмысленной самостоятельной работы, результатом спешки. Иногда конспект разрастается и из-за неопытности конспектирующего, когда он не может еще выделить главного, основного, отделить важное от менее существенного. Этот недостаток преодолевается с течением времени в результате упорной и настойчивой работы.
      Другой причиной «пухлых» конспектов является многословие. Это большой недостаток и конспектов, и некоторых устных выступлений на семинарах и собеседованиях. Многословие является результатом неумения кратко сформулировать, сжато изложить свои мысли. Этот недостаток тоже устраняется упорной работой. Полезно приучать себя к краткости, умению немногими словами сказать многое. И в этом примером для нас служат документы нашей партии, произведения классиков марксизма-ленинизма.
      Приступая к составлению конспекта, надо, прежде всего, записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания и наименование издательства. Эти сведения значительно облегчают всю последующую работу по использованию уже составленного конспекта. При конспектировании статей необходимо указать, в каком журнале, газете или сборнике статья была напечатана.
      В тексте конспекта рекомендуется отмечать страницы конспектируемой книги, чтобы в случае надобности можно было быстро отыскать нужное место.
      Конспект подразделяется на части, в соответствии с главами изучаемого произведения. Могут быть использованы и другие заголовки, употребляемые автором произведения. План изучаемого произведения используется для более дробной разбивки конспекта на разделы и подразделы. В ряде случаев этот план можно писать на полях конспекта.
      Запись не должна быть однообразной. В ней необходимо выделять самые важные места. Это можно сделать и при составлении конспекта, и при последующем его просмотре. Следует практиковать различные способы выделения текста, в зависимости от значимости того или другого места в записи. Пометки в конспекте удобно делать цветным карандашом.
      Владимир Ильич Ленин практиковал самые различные способы выделения тех или иных мест в своих конспектах. Эти способы он применял с замечательным умением. Система ленинских пометок придает особенную силу его конспективным записям, делает их наглядными.
      Различные способы выделения важных мест в конспекте трудно даже перечислить. Попробуем перечислить самые важные из них.
      Применение различного «шрифта». Запись не обязательно вести буквами одного и того же размера. Можно прибегать к более или менее крупному начертанию, применять печатные буквы, изменять наклон письма.
      Подчеркивания представляют собой основной способ выделения отдельных мест в тексте. Подчеркивать можно чернилами, простым и цветным карандашом, одной, двумя или даже тремя линиями, пунктиром, можно применять фигурные скобки. Подчеркивать можно отдельные слова или целые фразы. Если возникает необходимость выделить фразу или абзац, можно обвести данное место в конспекте рамкой, применить отчеркивание на полях или фигурную скобку.
      Замечания на полях. Такой способ разметки конспекта имеет большое значение. Наряду с подчеркиваниями, он широко применялся В. И. Лениным. В конспектах Владимир Ильич применяет восклицательные и вопросительные знаки, пометки «N В», отдельные реплики, краткие резюмирующие заметки. В. И. Ленин писал на полях своих конспектов: «важно»», «очень важно», «хороший пример!!», «хорошо сказано!», «дата!», «вернуться вновь» и др. Многие ленинские пометки на полях посвящены разоблачению буржуазных авторов.
      В конспекте могут быть диаграммы, схемы и различного рода таблицы, составленные на основании изученного текста. Диаграмму, показывающую соотношение различных величин или же их изменение, составить нетрудно. Даже самые простые диаграммы придают конспекту наглядность, способствуют лучшему усвоению и запоминанию изучаемых вопросов. В конспектах В. И. Ленина мы находим большое количество самых разнообразных диаграмм, таблиц и схем.
      Существуют два основных способа оформления конспекта: в тетради и на отдельных листках.
      Ведение конспекта в тетради имеет свои положительные стороны: его легче хорошо оформить, он занимает мало места, его удобнее брать с собой на занятия или в различные поездки. Конспект в тетради не требует особых условий хранения, его нельзя рассыпать.
      Но, с другой стороны, конспект в тетради имеет и очень серьезный недостаток. Он в известной мере носит застывший характер. Его трудно пополнить материалами из других произведений классиков марксизма-ленинизма, новыми данными, новыми выводами и обобщениями. Ему труднее придать творческий характер.
      Для ведения конспекта в тетради надо, разумеется, прежде всего подобрать соответствующую тетрадь: из хорошей бумаги, прочно сшитую, в надежном переплете, не слишком большого формата и не чересчур толстую. Лучше иметь несколько тетрадей среднего размера, чем одну очень большую. Некоторые товарищи, стремясь сосредоточить все свои конспекты в одной тетради, обзаводятся большими конторскими книгами, которые трудно носить, и, конечно, ими трудно пользоваться.
      Каждой тетради следует прежде всего дать порядковый номер. Нумерация тетрадей облегчает поиски того или иного конспекта, если их накапливается много. Затем можно пронумеровать страницы тетради, разметить поля, шириной в три-четыре сантиметра. Поля необходимы для пополнения конспекта, для дополнительных записей, различного рода отметок и замечаний, а в ряде случаев и для записи пунктов плана.
      Если конспектируется большое произведение, включающее ряд глав, целесообразно конспект каждой главы начинать с новой страницы. При всех условиях конспект каждого произведения, — а в тетради может быть несколько таких конспектов, — должен начинаться с новой, нечетной (т. е. правой в развороте тетради) страницы.
      По мере самостоятельной работы над изучением марксизма-ленинизма количество тетрадей неизбежно будет увеличиваться. Вот почему в этом деле нужен элементарный порядок. Когда накопится несколько тетрадей, целесообразно выделить одну небольшую тетрадь для оглавления и в ней записывать, где, в какой тетради и на каких страницах находится конспект того или иного произведения.
      Классики марксизма-ленинизма стремились сохранить и сберечь свои записи и конспекты. После смерти К. Маркса его ближайший друг и соратник Ф. Энгельс» писал в одном письме: «Я удивляюсь, как Марксу удалось сохранить почти все бумаги, письма и рукописи, написанные даже до 1848 г...»
      Конспект на отдельных листках (карточках) обладает серьезным.достоинством, так как облегчает -последующую работу. Из конспекта на листках (карточках) всегда можно извлечь отдельную понадобившуюся запись. Такой конспект можно быстро переработать в соответствии с новыми выводами и обобщениями, пополнить новыми фактическими данными, цифрами, схемами и таблицами. При подготовке выступлений всегда можно мобилизовать материал из различных конспектов, записанных на листках (карточках), свести его вместе, переработать и подготовить выступление, лекцию или доклад.
      Приступая к составлению конспекта на отдельных листках, следует прежде всего избрать размер этих листков и в дальнейшем его придерживаться. Использование листков различного формата крайне затрудняет работу.
      Практикой установлено несколько наиболее распространенных размеров листков (карточек) для конспектов: в страницу тетради (14X20 см), равную половине бумажного листа; в половину страницы тетради (10X14; 9X12 см). Очень удобны для конспектов каталожные карточки, употребляемые в библиотеках, хотя размер их совсем небольшой (7,5X12,5 см). Наши фабрики выпускают карточки различной плотности, линованные и нелинованные. На линованных карточках нанесены большей частью 10 строчек, оставлены места для заголовков и поля. Карточку можно заполнять не только на лицевой стороне, но и на обороте. Писать на обороте следует так, чтобы карточку можно было переворачивать не справа налево, как в книге, а снизу вверх, как в отрывном календаре.
      Для карточек нужна бумага не слишком плотная, как картон, и не слишком тонкая, чтобы карточки не мялись.
      Конспектирование на карточках требует соблюдения нескольких правил. Прежде всего, мы советуем на каждой карточке писать наименование произведения. Это потребует несколько большей затраты труда, чем при записях в тетради. Затем полезно обозначать порядковый номер карточки в данном конспекте, чтобы не смешать заполненные карточки. Наконец, желательно, чтобы на карточке был полностью помещен какой-то раздел (или подраздел) конспекта, т. е. чтобы каждая карточка представляла собой законченную часть конспекта.
      Следовательно, общий вид карточки должен быть примерно такой: ...
      Хранить конспект на отдельных листках или карточках несколько сложно. Можно помещать их в конверты и делать на конвертах соответствующие надписи. Но гораздо удобнее хранить карточки в специальных ящиках, соответствующих размеру карточек. Для каталожных карточек выпускаются готовые вместительные ящики.
      Размещая карточки в ящиках, необходимо подумать и о том, как их затем разыскивать. С этой целью желательно разбить конспекты по определенным группам вопросов и соответственно расположить.. В основу подобной разбивки правильнее всего класть тематический принцип. Это значит, что карточки сосредоточиваются по изучаемым наукам, а внутри больших разделов — по темам или группам тем. Так, например, в качестве главных разделов можно было бы принять следующие:
      1. История Коммунистической партии Советского Союза. Произведения классиков марксизма-ленинизма, изучаемые в связи с «Кратким курсом истории партии».
      2. Диалектический и исторический материализм.
      3. Политическая экономия.
      4. История СССР.
      5. Всеобщая история.
      6. Конституция СССР.
      7. Международные отношения и внешняя политика СССР.
      Вначале можно ограничиться лишь этими основными разделами. По мере же накопления конспектов каждый такой большой раздел можно подразделить на отдельные темы или группы тем. В случае нужды даже и тематические разделы можно разделить на еще более мелкие подразделы по отдельным вопросам.
      В ящике, где размещены карточки, удобно ввести рубрики, соответствующие разбивке конспектов по разделам и подразделам. Наименования этих разделов могут быть написаны на карточках несколько большего размера, выступающих из общего ряда. Такие карточки в библиотеках называются «разделительными». Вместо наименования раздела на карточках можно писать лишь условный номер. В этом случае на специальном листке расшифровываются условные номера разделов. Эта система удобна тем, что на каждом конспекте можно проставить соответствующий условный номер, что очень облегчает правильную расстановку карточек.
      Условные номера для конспектов лучше всего установить по десятичной системе, принятой в библиотеках. При десятичной системе каждая цифра имеет свой смысл. Первая цифра условного обозначения будет указывать на предмет, к которому относится данная рубрика. Вторая цифра будет обозначать определенную тему, а тре: тья — вопрос этой темы. Исходя из приведенных выше главных разделов, тематический номер всех конспектов, относящихся к политической экономии, будет начинаться цифрой 3. Для темы «Товар и деньги» условный номер будет, например, 34, для темы «Капитал и прибавочная стоимость» — 35, и т. д. Если понадобится выделить вопрос о значении марксистско-ленинского учения о прибавочной стоимости, его можно обозначить цифрой 351, а вопрос об органическом строении капитала — цифрой 352.
      Мы остановились подробно на вопросе о расстановке конспектов (карточек) по той причине, что обычно количество карточек с конспективными записями быстро нарастает. У многих советских научных работников, пользующихся карточной системой, накапливаются десятки тысяч карточек. Отдельные же инженеры, агрономы, врачи в результате самостоятельной работы над произведениями классиков марксизма-ленинизма располагают конспектами на сотнях и даже на тысячах карточек.
      Еще раз напоминаем, что составление конспектов — не самоцель, а лишь одно из вспомогательных средств для лучшего усвоения марксизма-ленинизма, для лучшей организации работы, лучшего запоминания.


      KOHEЦ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.