Методические указания к «Дидактическому материалу по трудовому обучению, 2 класс»
Пособие предназначено учащимся для работы в классе. Одним экземпляром пользуются два ученика. Хранится оно в школе. В последующие годы по нему работают новые второклассники. Обращаться с пособием и пользоваться им необходимо бережно и аккуратно.
На каждой таблице показано, как сделать изделие. В нижнем правом углу имеется номер и название изделия. В левой части таблицы помещены рисунок общего вида изделия, задания и вопросы, ответы на которые помогут детям правильно понять конструкцию изделия и самостоятельно выполнить его. При работе необходимо строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
«Дидактический материал по трудовому обучению» должен способствовать созданию на уроках условий, помогающих повышать самостоятельную деятельность учащихся, развивать внимание, наблюдательность, память, пространственные представления, творческое мышление, воспитывать трудолюбие, точность и аккуратность в работе, умение экономно использовать материалы, правильно работать инструментами, активно применять полученные знания, приобретать новые.
Таблицы 1, 2 — повторение программы I класса. Правила рабочего человека, виды разметки.
Таблица 3 — материал для справок. Повторение правил работы ножницами, шилом.
Таблица 4 — обучение разметке деталей прямоугольной формы с помощью угольника. Этот прием разметки дети должны запомнить и самостоятельно использовать в дальнейшей работе.
Таблицы 5, 6 — закрепление разметки деталей прямоугольной формы с помощью угольника, экономное использование материалов при изготовлении нескольких карточек и деталей аппликации, повторение разметки деталей на просвет для приготовления шаблона (см. табл. 2), знакомство с последовательностью наклеивания деталей аппликации.
Таблицы 7—9 — знакомство с осевой линией, выполнением многодетальной аппликации, разметкой цифр по клеткам; закрепление умений выполнять разметку на просвет при изготовлении шаблонов деталей аппликации (см. табл. 2). Пособие используют при изучении таблицы умножения. Каждую карточку изготавливают в десяти экземплярах. Основу карточки размечают с помощью угольника. Она служит шаблоном для всех карточек. (Цифры можно вырезать из использованных календарей.)
Таблица 10 — повторение разметки по линейке (как шаблону), условной линии сгиба; знакомство с разверткой, последовательным складыванием изделия точно по рисункам.
Таблица 11 — закрепление понятия развертка, повторение условной линии сгиба, закрепление умений размечать ее, обозначать последовательность и направления сгибов соответственно графическому изображению, прорабатывать линии сгиба гладилкой, выполнять намеченные действия. Работа может быть проверочной за первую четверть.
Таблицы 12, 13 — даны два варианта пособия с разной разметкой формы двойных листов тетради; повторение приемов сшивания тетради, вклеивание ее в обложку; обучение увеличению в 2 раза цифр по клеткам.
Таблица 14 — знакомство с новым инструментом — циркулем, его устройством, принципом действия; с разметкой окружности. (Понятие окружности в начальных классах не дается, а вводится только слово «окружность» во время практических работ детей с циркулем.)
Таблица 15 — изготовление оборудования к занятиям по правилам дорожного движения. Необходимо научить учащихся определять, достаточно ли материала для вычерчивания окружности, и точно находить центр окружности. Закрепление разметки окружности точно в той последовательности, как дано на таблице 14. Знакомство с новым видом крепления, повторение вырезания детали круглой формы (см. табл. 1), прокалывание отверстия на подкладной доске, наклеивание детали.
Таблица 16 — расширение представлений о применении циркуля. Разметка треугольника с равными сторонами.
Таблица 17 — знакомство с вычерчиванием двух окружностей из одного центра; деление круга на 2 равные части, деление окружностей на равные отрезки циркулем и линейкой; обучение склеиванию детали колпачком, совмещение их клапанами. Оформление игрушки.
Таблицы 18, 19 — обучение делению круга на 2, 4 и 8 равных частей, закрепление умений вычерчивать 2 окружности из одного центра.
Таблица 20 — закрепление умений вычерчивать 2 окружности из одного центра, делить круг на 8 равных частей; перекручивание концов деталей и крепление на проволоке способом прижатия.
Таблица 21 — знакомство с различными видами конструкций.
Таблица 22 — деление окружности на 3, 6 и 12 равных частей.
Таблица 23 — закрепление умений вычерчивания окружностей и вырезывания кругов; обучение делению кругов на 3 равные части (см. табл. 22). Работа в группе из 3—4 учащихся.
Таблица 24 — закрепление умений вычерчивать окружность, делить ее на 6 равных частей, соединять точки, размечать линии контура, разреза, сгиба, нанесения клея точно по графическому изображению.
Таблица 25 — проверка умений выполнять разметку по графическому изображению и работать точно по плану.
Таблицы 26—28 — правила работы с иглой, пришивание пуговиц.
Таблица 29 — знакомство с видами швов.
Таблица 30 — обучение плоскому плетению в 4 пряди; пришивание крючка и петли по рисункам; повторение пришивания пуговиц.
Таблица 31 — закрепление умений переплетать 8 и более прядей. Плетение выполняется из сутажа, узкой тесьмы. Коллективно производится расчет длины деталей для выбранного изделия.
Таблица 32 — обучение круглому плетению в 4 пряди — 4 руки.
Таблица 33 — обучение изготовлению выкройки по заданным размерам; повторение разметки с помощью угольника (см. табл. 3); разметка ткани по выкройке; обучение резанию ткани, сложенной вдвое, прометыванию срезанных краев швом «вперед иголку», выполнение шва «строчка» (см. табл. 29).
Таблица 34 — закрепление умений готовить выкройку по заданным размерам, раскраивать ткань, сложенную вдвое, прометывать края и работать по данному плану. На первом уроке подготовить вкладыш и раскроить ткань для наволочки. Оформление наволочки вышивкой или аппликацией можно выполнить во внеурочное время. На втором уроке сшить наволочку, вложить вкладыш, зашить наволочку и пришить петлю.
Таблица 35 — обучение умению выполнять обмеры и изготавливать выкройку по полученным размерам.
Таблица 36 — изготовление сувениров из природных материалов по рисункам и данному плану. (Тополиный пух цепляется за ворсинки бархатной бумаги без клея.)
Таблица 37 — обработка желудей (свежих или предварительно замоченных), составление из них поделок и макетов.
Таблица 38 — действующая модель. Закрепление умений размечать несколько окружностей из одного центра, обучение делению окружности на 12 равных частей (см. табл. 22).
Таблица 39 — знакомство с новым способом нахождения центра окружности, со способом подвижного крепления деталей; вырезание отверстий по линии окружности внутри деталей, изготовление устойчивой подставки, нахождение способа крепления модели.
Таблицы 40, 41 — знакомство с подвижным креплением деталей (игрушки с движущимися деталями); закрепление умений самостоятельно готовить шаблоны деталей и работать по плану. (Условие: отверстие в движущейся детали должно быть шире, чем диаметр проволоки.)
Таблица 42 — самостоятельное изготовление плавающей модели с опорой на ранее полученные практические умения: готовить шаблон, по нему изготавливать детали, делать их водонепроницаемыми, крепление деталей клапанами; обучение изготовлению детали по ее половине.
Таблица 43 — изготовление летающей модели; закрепление умений размечать и вырезать детали из тонкого картона, прокалывать отверстия; обучение делать прорези. Знакомство с безотходным производством.
Таблицы 44, 45 — повторение правил работы с набором деталей конструктора, соблюдение правил безопасной работы отверткой; закрепление умений собирать действующие модели с опорой на схематическое его изображение, самостоятельно подбирать нужные детали; работа в паре; знакомство со значением контргайки.
Таблица 46 — практическое знакомство со значением роликов, проверка умений работать с набором деталей конструктора.
Таблица 47 — способы размножения комнатных растений.
Таблица 48 — постановка опытов с семенами и растениями.
|