НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Труд - учебник для 4-5 классов школы СССР. Трудовое обучение. - 1972 г.

Анатолий Иванович Демин, Израиль Владимирович Зельдис,
Лев Александрович Пивоваров, Дмитрий Авксентьееич Сметанин, Даниил Моисеевич Тарнопольский.


ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ
Учебное пособие для 4—5 классов. - 1972 г.


PDF

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      § 1, Школьные мастерские
      § 2. Общие правила техники безопасности и культуры труда
     
      Часть первая (четвертый класс)
     
      Обработка древесины
      § 3. Что вырабатывают из древесины
      § 4. Машины, механизмы, детали
      § 5. Технический рисунок
      § 6. Правила пользования карандашом, линейкой и угольником
      § 7. Древесина и фанера
      § 8. Выпиливание ручным лобзиком
      § 9. Выпиливание электрическими лобзиками
      § 10. Разметка древесины
      § 11. Пиление древесины
      § 12. Сверление отверстий коловоротом
      § 13. Соединение деталей с помощью гвоздей и шурупов
     
      Обработка металлов
      § 14. Жесть и проволока
      § 15. Рабочее место для обработки металлов
      § 16. Инструменты для измерения и разметки
      § 17. Измерение масштабной линейкой
      § 18. Откладывание размеров масштабной линейкой
      § 19. Разметка металлических заготовок
      § 20. Изделия из проволоки
      § 21. Изделия из жести
     
      Элементы электротехники
      § 22. Электричество в жизни человека
      § 23. Источники электрического тока
      § 24. Проводники и изоляторы
      § 25. Цепь электрического тока
      § 26. Включение в цепь электрической лампочки. Устройство арматуры
      § 27. Условные обозначения на электрических схемах
     
      Моделирование
      § 28. Учитесь моделировать
      § 29. Окончательная обработка изделий
      § 30. Изготовление изделий из разных материалов
     
      Часть вторая (пятый класс)
     
      § 31. Рабочее место ученика в школьной мастерской
      § 32. Первая пометь при травмах
     
      Обработка древесины
      § 33. Основные виды древесины
      § 34. Черчение — язык техники
      § 35. Разметка древесины
      § 36. Инструменты для ручного пиления
      § 37. Вкды пиления древесины
      § 38. Техннка безопасности при пилении
      § 39. Инструменты для строгания
      § 40. Налаживание строгальных инструментов
      § 41. Приемы строгания древесины
      S 42. Строгание полустанком Торцевание
      § 43, Специальные строгальные инструмента
      § 44. Техннка безопасности при строгании
      § 45. Инструменты для сверления вручную
      § 46. Приемы сверления
      § 47. Соединение деревянных деталей
      § 48. Изготовление н отделка изделий
      § 49. Правила техники безопасности при отделке изделий
     
      Обработка металлов
      § 50. Листовой металл и проволока
      § 51. Эскизы н чертежи
      § 52. Разметка
      § 53. Приемы разметки
      § 54. Разметка круга
      § 55. Выпрямление листового металла и проволоки
      § 56. Резание листового металла ножницами
      § 57. Сгибание листового металла и проволоки
      § 58. Соединение листового металла простым швом
      § 59. Работа с проволокой
      § 60. Опиливание
      $ 61. Паяние мягкими припоями
      § 62. Сверленне
      § 63. Приемы сверления. Зенкование отверстий
      § 64. Соединение деталей заклепками
      § 65. Изготовление изделий из жести и проволоки
     
      Элементы электротехники
     
      § 66. Устройство и назначение электронагревательных приборов
      § 67. Электрические плитки с открытым нагревательным элементом
      § 68. Электрический утюг
      § 69. Электрический паяльник
      § 70- Правила пользования электронагревательными приборами и правила техники безопасности
      § 71. Устройство и назначение арматуры электроосветительной сети
      § 72. Монтаж электрической цепи
      § 73. Правила техники безопасности при монтажных работах
      Моделирование
      § 74. Техническое моделирование и изготовление наглядных пособий
     
      Работы в промышленности и сельском хозяйстве большей частью выполняют с помощью различных машин. Многие из них могут длительное время работать без участия человека. Такие машины называются автоматами.
      Однако это не означает, что роль ручного труда умаляется. Даже на высокомеханизированных н автоматизированных предприятиях человек обслуживает и налаживает механизмы и машины, автоматы и автоматические линии. Автомобили, тракторы, комбайны, тепловозы, электровозы и многие другие машины еще не могут работать без человека, управляющего ими. Успешна управлять машиной может только тот, кто хорошо владеет приемами ручного труда, пользуется ручными инструментами.
     
      § 1. ШКОЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ
     
      В школьных столярных и слесарных мастерских учатся обрабатывать древесину, металлы и пластмассы, выполнять электромонтажные работы, изготовлять модели, приборы и т. п. За каждым учеником закрепляется рабочее место.
      В столярной мастерской рабочее место оборудуют столярным верстаком, в слесарней — слесарным. Мастерские обеспечиваются всеми необходимыми для работы инструментами и материалами. Для механической обработки материалов есть металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки.
      Заботясь о трудовой подготовке учеников, наша страна расходует большие средства на оборудование школьных мастерских. Долг каждого — содержать в образцовом состоянии инструменты, верстаки и прочее оборудование, так как все это является народным имуществом.
      Распорядок работы в мастерских
      В школьных мастерских так же, как на фабриках и заводах, ученики работают в специальной одежде: халате, фартуке или комбинезоне. Во время занятий каждый ученик обязан соблюдать следующие правила внутреннего распорядка.
      Перед началом занятий. Являться в мастерскую до звонка на урок, имея при себе спецодежду, дневник, тетрадь, учебник, карандаш, линейку, резинку. Надеть спецодежду, на голову — косынку или берет, закрепить концы пионерского галстука так, чтобы они не свисали.
      В начале занятий. Осмотреть свое рабочее место и подготовить его к работе. Исполнить указания учителя.
      Во время работы. Выполнять задания на своем рабочем месте и без разрешения учителя не оставлять его. Бережно хранить инструменты и оборудование; экономно использовать материалы. По указанию учителя прекращать работу и слушать его пояснения.
      Во время перерыва открывать форточки и выходить из мастерской. После перерыва занять свое рабочее место и продолжать работу.
      Перед окончанием занятий. По указанию учителя закончить работу, вытереть и положите на место инструменты, убрать рабочее место, сдать готовое изделие, почистить одежду и вымыть руки.
     
      Вопросы для повторения
     
      1. Чем оборудуют школьные мастерские?
      2. Почему нужно бережно хранить оборудование школьных мастерских?
      3. Как следует готовиться к занятиям в школьной мастерской?
      4. Какие правила внутреннего распорядка необходимо соблюдать во время работы в шкальных мастерских?
      5. Что должен сделать ученик перед окончанием занятий в мастерской?
     
      § 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ М КУЛЬТУРЫ ТРУДА
     
      Чтобы избегать ранений и успешно трудиться в любой мастерской, необходимо знать и выполнять следующие правила техники безопасности:
     
      1. Соблюдать трудовую дисциплину:
      а) не оставлять рабочего места без разрешения учителя;
      б) не баловаться с инструментами;
      б) не разговаривать, не мешать работать другим;
      г) не вертеть ручки и рычаги станков, без разрешения учителя не включать электрические приборы.
     
      2. Содержать в должном порядке рабочее место:
      а) на рабочем месте запрещается класть лишние инструменты и материалы;
      б) убирать рабочее место следует щеткой; нельзя сдувать или сметать руками стружки, опилки.
     
      Запомните и соблюдайте правила культуры труда в мастерских
     
      1. Спецодежда должна быть чистой и соответственно заправленной. В карманах спецодежды надо иметь чистую тряпку для вытирания рук и инструментов.
      2. Получив задание, подготовьте инструменты, необходимые для его выполнения.
      3. Инструменты кладите так, чтобы было удобно ими пользоваться.
      4. Работу выполняйте качественно и в срок. Учитесь работать быстро, аккуратно и красиво.
      5. Оберегайте инструменты от повреждений.
     
      Вопросы для повторения
     
      1. Каким должен быть внешний вид ученика во время работы з мастерской?
      2. Как нужно ухаживать за рабочим местом?
      3. Какие правила культуры труда следует соблюдать в школьной мастерской?
     
      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru